71413

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ КАК КАМУНИКАТИВНОЕ КАЧЕСТВО РЕЧИ

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Выразительность — это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей (читателей). И действительно, какой бы содержательностью ни отличалась та или иная речь, она ничего не стоит, если невнятна, плохо слышна и изобилует...

Русский

2014-11-06

33.05 KB

0 чел.

21. ВЫРОЗИТЕЛЬНОСТЬ КАК КАМУНИКАТИВНОЕ КАЧЕСТВО РЕЧИ

Выразительность — это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей (читателей). И действительно, какой бы содержательностью ни отличалась та или иная речь, она ничего не стоит, если невнятна, плохо слышна и изобилует такими недостатками, которые способны целиком переключить внимание слушающих с ее содержания на форму подачи.

Выразительность — это, прежде всего образность речи, ее яркость, самобытность. Образная речь своими свойствами воздействует на сознание, формирует конкретно-чувственные представления о действительности.

Образность создается, прежде всего, различными языковыми средствами выразительности, которые представлены ниже:

Фонетические средства:

Аллитерация – повтор согласных.  Ассонанс – повтор гласных.

Лексические и синтаксические средства:

Антитеза – противопоставление.

Аллегория - изображение отвлеченной идеи  посредством конкретного образа. Как троп аллегория используется в баснях , притчах; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами.

Символ – многозначный образ. Названия произведений зачастую символичны.

Эпитет - художественное (образное, поэтическое) определение.

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку; скрытое сравнение. 

Олицетворение разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.

Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по смежности, сжатое описание. Если метафора основывается на сравнении или аналогии таких предметов мысли, которые реально между собой не связаны, независимы один от другого, метонимия основывается на реальной связи, на реальном отношении между предметами.

Синекдоха (разновидность метонимии) -  как бы отправляется от части предмета, которая бросается в глаза, заслоняет собой целое, — характерные синекдохи, где часть выдвинута на первый план, а целое лишь соподразумевается. Также замена множественного числа единственным, отвлеченное через конкретное и наоборот.

Сравнениевид тропа, состоящий в сопоставлении, сближении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, словно, точно и т.п.

Литота — стилистическая фигура преуменьшения предмета.

Гиперболафигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чем говорится.

Риторический вопрос утверждение в форме вопроса.

 Анафора – единоначатие, повтор начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи ( слов, строк, строф, фраз).

Эпифора- повтор конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз).

Градация –  («лестница»), фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

Инверсия  - нарушение прямого порядка слов.

Оксюморон – сочетание контрастных по значению, логически несовместимых понятий.

Синтаксический параллелизм одинаковая структура предложение, сходной расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста.

Парцелляция – экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения . Эллипсисопущение части высказывания.

Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов во фразе. Паузы бывают трех типов: логические, психологические и ритмические. Логические паузы большей частью совпадают со знаками препинания. Психологические паузы делаются перед словами, для автора эмоционально важными (какие он особенно хочет выделить), и не зависят от знаков препинания. Ритмические паузы встречаются только в стихах (ставятся после каждой стихотворной строки). Темп — это скорость речи, ее замедление или убыстрение, он зависит от характера речи и задач говорящего. Сила голоса — это степень громкости звучания речевого аппарата (тихо — громко). Сила голоса логически и психологически мотивирована содержанием. Высота голоса — это движение голоса вверх и вниз, его повышение или понижение. Высота голоса определяется логическим построением речи. Сила и высота голоса, темп речи определяют общую мелодику ее звучания. Тон — выражение голосом душевного состояния говорящего, его личного отношения (чувств) к объекту или предмету речи (разговора). Тон передает подтекст (скрытый смысл), который мы вкладываем в ту или иную фразу, выражая тем самым свое истинное отношение к слушателям и к тому, о чем говорим.

Все эти элементы интонации находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга, определяются содержанием речи и обусловливаются выбором говорящего, т. е. целиком зависят от его речевых намерений.

Выразительность устной (звучащей) речи связана с тембром голоса, дикцией, интонацией, правильным паузированием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42816. Розробка серії графічних елементів портфоліо, відео композиції, художньої графіки 460.5 KB
  Дипломна робота присвячена розробці дизайн проекту на основі розробки сайту, відео презентації, єлектроного та друкованого портфоліо за допомогою теоретичних знань та практичних навичок, які були набуті на протязі навчання з використанням комп’ютерної графіки та сучасних новітніх матеріалів.
42818. установочное приспособление для растачивания отверстия детали «Кронштейн» 1.14 MB
  Изучение закономерности влияния приспособления на точность и производительность выполняемых операций позволяет проектировать приспособления интенсифицирующее производство и повышающее его точность. Проводимая работа по унификации и стандартизации элементов приспособления создала основу для автоматизированного проектирования приспособлений с использованием ЭВМ и автоматов для графического изображения что приводит к ускорению технологической подготовке производства. неподвижная опора с плоской формой рабочей...
42819. Технологический процесс производства детали Вилка 8А67-20275 2.02 MB
  Технологический контроль чертежа детали и анализ детали на технологичность Определяем тип производства по коэффициенту закрепления операций. Определяем величину производственной партии = 1. Определяем массу заготовки: = ; 2. Определяем объем заготовки: = ; 2.
42822. Кондуктор для сверления отверстия в детали Вал 1.2 MB
  Изучение закономерности влияния приспособления на точность и производительность выполняемых операций позволяет проектировать приспособления интенсифицирующее производство и повышающее его точность. Проводимая работа по унификации и стандартизации элементов приспособления создала основу для автоматизированного проектирования приспособлений с использованием ЭВМ и автоматов для графического изображения что приводит к ускорению технологической подготовке производства.2 Разработка принципиальной схемы приспособления Кондуктор предназначен...