71418

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Доклад

Этика и деонтология

Речевой этикет РЭ - это правила речевого поведения. Речевой этикет как раз та область языковых единиц которые обслуживают функцию вежливости. Речевой этикет сложившаяся в языке и речи система устойчивых выражений употребляющихся в ситуациях установления и поддержания контакта.

Русский

2014-11-06

29.83 KB

0 чел.

17. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Речевой этикет (РЭ) – это правила речевого поведения. РЭ исторически изменчив и имеет национальную специфику.

РЭ представляет, прежде всего, набор речевых формул и предполагает творческий выбор определенной формулы из этого набора в соответствии с ситуацией.

Функции РЭ: установление и поддержание контакта, снятие агрессии, разграничение «свой» - «чужой».

Правила РЭ мы по привычке не замечаем. Заметным становится как раз их несоблюдение (вам сказали в магазине «ты»; вас не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок; знакомый не поздоровался при встрече...). Но в определенных ситуациях общения мы словесно демонстрируем знание этих правил, недвусмысленно ссылаемся на это знание, что и происходит, например, при извинениях, оправданиях, упреках и т. п.

Старая истина справедлива: ничто не обходится так дешево и не ценится столь дорого, как вежливость. Речевой этикет — как раз та область языковых единиц, которые обслуживают функцию вежливости.

Речевой этикет — сложившаяся в языке и речи система устойчивых выражений, употребляющихся в ситуациях установления и поддержания контакта. Речевой этикет неотделим от вежливости, что особенно важно в официальной обстановке и в отношениях с незнакомыми людьми. Если в общении с родными, близкими есть много способов передать свои чувства, отношение к ним, то в контакте с незнакомыми людьми с точки зрения речевого поведения вежливость предполагает «ненанесение ущерба» речью (неоскорбление), оказание знаков внимания, проявление такта, скромности.

Богатый набор языковых средств, с одной стороны, и разнообразие интонационных моделей, мимики и жестов, с другой, дают возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

В речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение и т. п.

В языковых знаках речевого этикета заложены, а в речи реализуются социальные сигналы типа: свой — чужой, знакомый — незнакомый, далекий — близкий, равный — младший — старший по возрасту или положению .

Смягчать не совсем удобное для данной ситуации слово или нежелательное с точки зрения культурно-речевых норм выражение  помогают эвфемизмы (отправили на заслуженный отдых вместо отправили на пенсию по старости) Эвфемизация помогает противостоять речевой агрессии.  

Речевой этикет имеет яркую национальную окраску, которая диктуется традициями и ментальностью народа, и бывает подчас непонятен представителям других народов или понимается неправильно.

17.РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17024. Фізичні обчислення, розв’язання рівнянь і систем з використанням програми MathCad 243.5 KB
  Лабораторна робота №2 Тема: Фізичні обчислення розвязання рівнянь і систем з використанням програми MathCad. Мета: ознайомитися з простими прийомами рішення рівнянь систем рівнянь і нерівностей фізичних обчислень з використанням програми MathCad. Обладнання: ПК ПЗ ...
17025. Метод наискорейшего спуска. Градиентный метод первого порядка в среде Mathcad 254.5 KB
  В данном индивидуальном задании мы решили уравнение системы дифференциального уравнения n-го порядка методом Эйлера, построили график функций двух переменных.
17026. Аналітичні обчислення в системі MathCad 3.67 MB
  Лабораторна робота №4 Тема: Аналітичні обчислення. Мета. Ознайомитися з аналітичним обчисленням у середовищі MathCad використовуючи панель Символіка. Обладнання: ПК ПЗ MathCad. Хід роботи Завдання 1 Виконати всі можливі перетворення виразу використовуючи панель
17027. Аналітичні обчислення 48 KB
  Лабораторна робота №5 Тема: Аналітичні обчислення. Мета: ознайомитися з аналітичним обчисленням у середовищі MathCad. Обладнання: ПК ПЗ MathCad Хід роботи: Індивідуальне завдання: Використовуючи панель Калькулус для даної функції знайти: а рівняння доти...
17028. Побудова графіків в MathCad 62 KB
  Лабораторна робота № 6 Тема: Побудова графіків в MathCad Мета: Відробити прийоми побудови графіків у середовищі MathCad Обладнання: ПК ПЗ MathCad. Ход работы 1. Побудувати графіки функційтаблиця 1 у спільній системі координат а функцію з таблиці 2 що задана параметричноокр...
17029. Рішення диференціальних рівнянь в MathCad 61 KB
  Лабораторна робота № 7 Тема: Рішення диференціальних рівнянь. Мета: Відробити прийоми рішення звичайних диференціальних рівнянь використовуючи інструменти MathCad. Обладнання: ПК ПЗ MathCad. Вирішити задачу Коші використовуючи блок Given/Оd...
17030. Розв’язання задач математичної статистики в системі MathCad 37 KB
  Лабораторна робота № 8 Тема: розвязання задач математичної статистики в системі MathCad. Мета: ознайомитися з можливостями системи MathCad для розвязання задач математичної статистики: з убудованими функціями для знаходження параметрів регресії. Індивідуальне за
17031. Створення елементів керування на екранній формі в Visual BASIC 1.93 MB
  Лабораторна робота №9 Тема. Створення елементів керування на екранній формі в Visual BASIC. Мета: відробити прийоми створення елементів керування на екранній формі та встановлення їх властивостей в Visual BASIC 6.0 . Обладнання: ПК ПЗ Visual BASIC 6.0 Хід роботи Індивідуальне за
17032. Використання операторів умов в Visual BASIC 41.5 KB
  Лабораторна робота №10 Тема: Використання операторів умов Мета: відробити прийоми використання оператори умов в Visual BASIC 6.0 . Обладнання: ПК ПЗ VB 6.0 Хід роботи Індивідуальне завдання. Знайти значення функції використавши вікно повідомлень для вводу та виводу ...