71421

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания разных сфер человеческой деятельности. Первоначально стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествованию – его отделение произошло в александрийский период когда в греческом языке...

Русский

2014-11-06

34.02 KB

1 чел.

13. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ.

 Сфера функционирования – наука.

Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер человеческой деятельности. Первоначально стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествованию – его отделение произошло в александрийский период, когда в греческом языке начала формироваться строгая научная терминология, впоследствии дополненная терминами из латинского языка, ставшего интернациональным научным языком европейского средневековья . В эпоху Возрождения ученый стремились к сжатости и точности научного описания. Образцом научного труда стали труды Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия 17-го века, когда стала создаваться русская научная терминология; научные труды М. В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половине 19-го века – в период научной деятельности крупнейших ученых того времени.

Основная функция - интеллектуально-коммуникативная; функциональное назначение научного стиля состоит в том, чтобы обеспечит адекватную передачу научной информации, аргументированное изложение современного знания.

Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность (обобщенность), логичность и объективность изложения.

Преимущественная форма реализации - письменная.  Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Точность предопределяет терминологичность словарного состава (терминэто слово или сочетание слов, обозначающее понятие специальной области знания и деятельности). Понятие – это мысль о существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятия дает дефиниция.

Термин должен отвечать определенным требованиям:

  1.  Термин должен иметь четко фиксированное содержание в пределах определенной терминосистемы. Термин, раскрывающее какое-нибудь понятие, обязательно фиксируется в специальной справочной литературе.
  2.  Термин должен быть однозначным. Термин не должен иметь синонимов. Могут быть только взаимозаменяемые термины-дублеты: лингвистика- языкознание. Термин должен быть нейтральным, эмоционально не окрашенным.
  3.  Термин должен быть кратким и благозвучным.

Для современной терминологии характерна тенденция к интернационализации. Она осуществляется двумя основными способами. 1) используются словообразовательные элементы (приставки, корни, суффиксы) из интернационального (греко-латинского) фонда.2) заимствуются термины из языка-лидера в той или иной области науки. Так, когда-то слова космонавт и спутник вошли во все иностранные языки. Сейчас английский  язык – признанный лидер в области пополнения терминологии информатики, электроники. Соответственно используются термины Интернет, сканер, принтер, файл

 Лексика научного стиля состоит из трех пластов: общеупотребительные слова, общенаучные (эксперимент) и термины (узкоспециальные).

  1.  отвлечённая лексика (мышление, давление, отражение, скорость, невесомость);
  2.  замкнутость лексического состава, строгость границ научной лексики, нежелательность синонимических замен;
  3.  отсутствие слов с разговорной и разговорно-просторечной окраской;
  4.  употребление многозначных слов только в одном-двух значениях, становящихся терминологическими: считать, сила, тело, окончание, узел, кора, движение, живой, тяжёлый, средний, кислый ;

- научное отвлечённое "мы";

- "номинативный строй" научной речи (первое место - существительные, второе - прилагательные, третье - глаголы) ;

Научный стиль

Собственно

Научный

Научно-информативный

Научно-справочный

Учебно-научный

Научно-популярный

Жанры

Монографии

Статья

Доклад

Реферат

Аннотация

Патентное

Описание

Словарь

Справочник

каталог

Учебник, словарь,

Методическое пособие, лекция и др.

Очерк, книга, лекция, статья и др.

Тексты научного стиля речи могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, графики, таблицы.

 Научный текст имеет строгую композицию, т.к. все в нем подчинено достижению конкретной цели. Научный текст, как правило, состоит из двух частей – описательной (формулируется предмет и метод, ход исследования, история вопроса) и основной (излагается методика и техника исследования, достигнутый результат; обычно членится на главы) .  

В практике вуза используются разнообразные научные тексты: первичные (первоисточники, оригиналы) и вторичные (научные статьи, монографии). Студент учится составлять тезисыкратко сформулированные основные положения статьи, монографии, доклада; аннотации – краткая характеристика (описание) статьи, книги – строится по определенному клише: кто, о чем, из каких частей, как, для кого . Рецензия – письменный разбор текста. Конспект – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого текста.

Научный стиль речи использует следующие методы логической организации научного текста:

  1.  -дедукцию (движение мысли от общего к частному),
  2.  -индукцию (движение мысли от частного к общему),
  3.  -аналогию (метод аналогии формируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях; используется при построении учебников),
  4.  проблемное изложение (постановка вопроса в определенной последовательности). Метод берет начало от сократовского метода.

Особенно актуально знакомство с научным стилем в работе над курсовой, а потом и дипломной.

Данная работа начинается с введения, где обосновывается актуальность темы.

Далее необходимо показать знакомство с имеющимися источниками по данной теме (история вопроса), проявить способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками.

Затем обосновывается цель работы, задачи, методика исследования. 

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

  1.  -сообщение;
  2.  -ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка);
  3.  -рассуждение;
  4.  -языковой пример;
  5.  -объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44693. Механические характеристики исполнительных механизмов. Установившиеся режимы 122.64 KB
  Нормальная безаварийная работа двигателя возможна только тогда, когда его действительный режим работы не превышает условий номинального режима. Для работы в номинальном режиме электродвигатель построен заводом изготовителем.