71422

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

В разговорной речи находит свою наиболее полную реализацию одна из функций языка функция общения в условиях неофициальных отношений участников речевой коммуникации участников диалога. Обзор функциональных параметров поможет выяснить основные функциональные характеристики разговорной речи и книжной речи.

Русский

2014-11-06

32.65 KB

4 чел.

12. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Разговорная речь — функционально-стилевая сфера литературного языка, которая «обслуживает» неформальное, неофициальное непосредственное (преимущественно контактное) устное общение носителей литературного языка в условиях межличностной коммуникации (проще говоря, «обслуживает» разговоры, диалоги знакомых, друзей, членов семьи, товарищей по учебе, коллег по работе и т. п.) на темы главным образом бытового и непрофессионального, неслужебного характера . В разговорной речи находит свою наиболее полную реализацию одна из функций языка — функция общения в условиях неофициальных отношений участников речевой коммуникации, участников диалога.
Обзор функциональных параметров поможет выяснить основные функциональные характеристики разговорной речи и книжной речи. Это очень важно для понимания тех особенностей речевой структуры официально-делового, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы, устной публичной речи, языка радио, языка кино и телевизионной речи, которые присущи им как разновидностям книжной речи.
Официальность/неофициальность речи. Официальность ситуации общения предполагает строгость изложения (часто его подчеркнутую логичность), этикетную вежливость участников речевой коммуникации, в том числе их речевого поведения.
Речевое поведение — это речь говорящего. Оно включает в себя:
1. соблюдение/несоблюдение литературных норм, мотивированное/немотивированное (слабомотивированное) употребление ненормированных единиц (просторечных, жаргонных, диалектных), иностилевых элементов ;
2. точный/неточный (приблизительный) выбор языковых единиц: слов, грамматических форм, вариантов произношения слов и словоформ (т. е. слов в определенной грамматической форме), синтаксической конструкции;
3. построение речи: краткие, четкие, с ясными смысловыми связями фразы, их логическая последовательность или фразы слабоорганизованные с точки зрения синтаксической и, следовательно, смысловой, с ошибками в управлении, согласовании слов, в выборе слова и т. п.;
4. тональность речи: сдержанная, спокойная, строгая или эмоциональная ;
• манеру говорить: темп речи (нормативный, ускоренный, замедленный), небрежная развязная речь или уважительная по отношению к адресату, непринужденная, фамильярная или официальная и т. п.

Либо -

12.РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ (РР) – это особая разновидность Литературного Языка. Иногда данная разновидность речи именуется разговорно-обиходным стилем. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то РР противопоставляется им как некодифицированная сфера общения. Напомним: кодификация – это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей. Нормы и правила разговорной речи не фиксируются.  Долгое время считалось, что говорят так же, как и пишут. Только в 60-е годы ХХ в., когда появилась возможность фиксировать разговорную речь с помощью магнитофона и эта речь попала в поле зрения языковедов, выяснилось, что она строится по своим законам.

Признаки РР:  -спонтанность, неподготовленность;

  1.  Разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими;
  2.  РР может реализовываться только при непосредственном участии говорящих.

Особую роль в разговорном общении имеет прагматический аспект (т.е. условия общения, которые включают определенные влияющие на языковую структуру коммуникативные характеристики адресанта (говорящий, пишущий), адресата (слушающий, читающий) и ситуации). Общающиеся должны иметь определенные фоновые знания (общие), что и позволяет строить редуцированные высказывания, которые вне фоновых знаний совершенно непонятны. Важными являются и невербальные средства общения (мимика, жесты, интонация). Нормой в РР признается то, что постоянно употребляется в речи носителей ЛЯ и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка – «не режет слуха». РР – это спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические условия общения.

Языковые особенности Разговорной речи(РР):

1.Фонетика: - возможна гораздо более сильная редукция гласных; упрощение групп согласных.

2.Морфология: - есть особые морфологические явления (обращения типа Маш-а-Маш)

  1.  практически отсутствие деепричастий: те отношения, которые в кодифицированном языке передаются деепричастными и причастными конструкциями, в разговорной речи оформляются конструкцией с двойными неоднородными глаголами (Я вчера вообще лежала головы не поднять не могла, Напишите две фразы не поленитесь).

3.Лексика: - слова -«губки», имеющие много значений в зависимости от контекста (Вещь! Жесть!)

  1.  -семантические стяжения с помощью суффиксов (вечерка, самоволка, газировка)
  2.  -семантические стяжения способом устранения определения (диплом, уйти в декрет (декретный отпуск) .
  3.  -метонимии (тонкий Платонов)

4.Синтаксис: широко представлены бессоюзные предложения и неполные предложения; особый порядок слов;

  1.  слова-актуализаторы (местоимения, частицы): Ты завтра / да? уезжаешь? 
  2.  Основной формой реализации РР является устная форма. К письменной форме РР можно отнести записки и др. подобные жанры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63347. Контроль и испытание РЭА 1.39 MB
  Именно в технике с ее богатым научно-практическим оснащением сложилась наиболее благоприятные условия для развития контроля как научной дисциплины. К этому времени наметились коренные изменения в структуре технических объектов контроля.
63348. Многоступенчатый контроль и его исследование 197.5 KB
  Многоступенчатый контроль и его исследование Многоступенчатый контроль новое перспективное направление числового контроля и контрольно-измерительной техники. Данная модификация позволила снизить в десятки сотни и большее число раз наиболее ответственную составляющую качества контроля риск заказчика.
63349. Методика навчання розв’язування простих арифметичних задач 296.45 KB
  Прості задачі є математичними моделями життєвих ситуацій, що виникають внаслідок об’єднання, вилучення чи поділу предметних множин, у процесі різницевого чи кратного порівняння двох значень тієї самої величини, а також при кількісній характеристиці якого-небудь явища кількома взаємопов’язаними величинами.