71425

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Подлежащее и сказуемое в таких предложениях координируются в формах рода и числа а также формах лица числа и рода если подлежащее выражено местоимением. Если подлежащее называет группу лиц а также если подлежащее и сказуемое разделены распространяющими членами то формы множественного...

Русский

2014-11-06

36.79 KB

3 чел.

9. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Синтаксис - систематизированная совокупность словосочетаний, предложений, правила их построения и функционирования, а также раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка.

Рассмотрим морфологические нормы по их принадлежности к той или иной части речи.

Синтаксические нормы литературного языка довольно разнообразны, особые трудности вызывает выбор формы сказуемого при подлежащем. Подлежащее и сказуемое в таких предложениях координируются в формах рода и числа, а также формах лица, числа и рода, если подлежащее выражено местоимением. Однако в ряде случаев могут наблюдаться колебания в согласовании числовых и родовых форм: Двое не явились/ не явилось; Родилось/ родились трое сыновей; Много народу собралось. В большинстве случаев подобные колебания наблюдаются в тех случаях, когда подлежащее выражено формой собирательного числительного или сочетанием собирательного числительного с существительным.

В данном случае следует помнить следующие рекомендации: если перед числительным выступает местоименное прилагательное (все, эти, другие, иные, остальные), то сказуемое стоит во множественном числе: Собрались все пятеро; Мне нравятся эти двое. Если подлежащее называет группу лиц, а также если подлежащее и сказуемое разделены распространяющими членами, то формы множественного числа употребительнее: Все пятеро, которые были приглашены, собрались. Если же существительное имеет неконкретное значение, а также если действие, выражаемое сказуемым, отрицается, то более предпочтительны формы единственного числа среднего рода: Состоялось девять встреч; Пять человек не пришло. При сочетании собирательного числительного с местоимением в форме родительного падежа следует употреблять только форму среднего рода ед.ч.: Их семеро осталось. Если глагольная форма предшествует сочетанию слова с числовым значением и существительного, то также более предпочтительна форма ед. ч. При подлежащем – слове часть в сочетании с неодушевленными существительными более правильна форма ед.ч. ж. рода: Часть книг находилась в плохом состоянии. Место подлежащего может быть занято не только словосочетанием с количественным значением, но и однородными членами предложения: В вазе стояли/стояла роза, тюльпан и две гвоздики. В таком случае более предпочтительной является форма, которая согласуется с ближайшей к сказуемому словоформой существительного. Если же подлежащие и сказуемое разделены распространяющими членами, то более предпочтительной считается форма множественного числа: Брат и папа, уставшие после поездки, уселись за стол. В том случае, когда место подлежащего занято закрытым рядом словоформ, то следует употребить форму множественного числа: Приехали мама и папа. При словосочетаниях со значением совместности на месте подлежащего также возможны формы сказуемого в обоих числах: Папа с братом вернулся/вернулись поздно. Однако если на место одного из членов такого словосочетания стоит местоимение, то глагол следует согласовывать именно с ним: Я с братом вернулся поздно; Мы с братом вернулись поздно. Колебания в согласовании подлежащего и сказуемого по форме рода наблюдаются в том случае, когда сказуемое стоит в форме прошедшего времени, а существительное выражено существительным с количественным значением в сочетании с зависимой словоформой в родительном падеже: Накопилось масса дел. Если именное сказуемое выражено еще и вспомогательным глаголом, то именная часть может стоять в творительном падеже: Учительница будет добрая/доброй; Двое студентов оказались веселые/веселыми; Брат и сестра были красивы/красивые/красивыми. Между подлежащим и сказуемым, выраженным формой краткого прилагательного возможны колебания в форме числа: Большинство присутствующих согласно/согласны; Брат с сестрой согласны/согласен; или рода: Наша врач слишком молода. Предложения со сказуемым, выраженным краткой формой страдательного причастия, свойственны только книжным стилям речи – научному, официально-деловому, у них также возможны колебания в координации форм числа: Трое студентов исключены/исключено.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73231. Обучение детей младшего школьного возраста анализу произведений изобразительного искусства 178.5 KB
  Тогда как именно знакомство со структурой художественного произведения и с законами восприятия искусства должно актуализировать исследовательскую позицию учащегося благодаря которой он сможет самостоятельно постигнуть смысл живописного или графического произведения освоить способы художественного мышления. Однако при обращении к произведениям искусства учитель чаще всего выступает в качестве всезнающего лектора ученик же в качестве пассивного зрителя и слушателя. До сих пор не существует технологий и методик благодаря которым учащиеся...
73232. Разработка международной стратегии продвижения товара 749.5 KB
  Теоретический анализ разработки международной стратегии продвижения товара; исследование особенностей международных стратегий ВЭД предприятий; анализ финансовой, хозяйственной, внешнеэкономической и маркетинговой деятельности предприятия; разработка стратегии выхода предприятия на зарубежный рынок.
73233. АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МОРАЛЬНОЙ РАСПУЩЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 36.85 KB
  Семантическая структура языка являет собой языковое воплощение всех нюансов восприятия действительности его носителями всех представлений и переживаний присущих народу создавшему язык. Поэтому каждый язык это своеобразное зеркало отражающее определённое видение мира неповторимое мироощущение народа сотворившего его сегментацию внутреннего и внешнего мира представленную отдельными структурами и...
73234. Механизм воздействия рекламы на потребителя на примере компании P and G 1.41 MB
  Определить содержание понятия «реклама». Выявить основные характеристики и функции рекламы. Проанализировать воздействие рекламы на потребителя. Выявить основные механизмы воздействия рекламы на потребителей используемые ведущими мировыми компаниями, в частности...
73235. Межпоколенная коммуникация 124 KB
  Семья – это общественная ячейка, в которой одновременно уживаются представители разных поколений. В связи с меняющимися ценностями и интересами, не редко возникают конфликты между членами семьи, потому как каждый пытается доказать свою точку зрения как единственно верную.
73236. Экономика электроснабжения 1.02 MB
  Электроэнергетика, ведущая область энергетики. Без которой невозможно стабильное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств, невозможно развитие средств связи, вычислительной и космической техники
73237. ДИНАМИКА КУЛИСНОГО МЕХАНИЗМА 391.45 KB
  Заданы массы звеньев механизма; величина вращающего момента; радиус инерции катка и радиусы его ступеней; радиус маховика представляющего собой сплошной однородный цилиндр. Определить: Угловую скорость маховика при его повороте на угол. Угловое ускорение маховика при его повороте на угол.
73238. Расчет цеха производства рыбных продуктов 119.83 KB
  Нежность мягкость рыбы острота вкусовых и ароматических ощущений обилие приправ и специй пряностей ароматических трав соусов все это способствует приготовлению широкого ассортимента вкусных блюд из рыбы. Наиболее богатыми белком видами рыб считаются лосось форель семга белуга другими словами все рыбы отрядов лососевые и осетровые. В наибольшей степени это касается жирных морских сортов рыбы – лосось скумбрия сельдь форель семга и др. Естественно следует учитывать что при длительном хранении заморозке не говоря уже о...
73239. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста 217.5 KB
  Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка.