71425

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Подлежащее и сказуемое в таких предложениях координируются в формах рода и числа а также формах лица числа и рода если подлежащее выражено местоимением. Если подлежащее называет группу лиц а также если подлежащее и сказуемое разделены распространяющими членами то формы множественного...

Русский

2014-11-06

36.79 KB

5 чел.

9. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Синтаксис - систематизированная совокупность словосочетаний, предложений, правила их построения и функционирования, а также раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка.

Рассмотрим морфологические нормы по их принадлежности к той или иной части речи.

Синтаксические нормы литературного языка довольно разнообразны, особые трудности вызывает выбор формы сказуемого при подлежащем. Подлежащее и сказуемое в таких предложениях координируются в формах рода и числа, а также формах лица, числа и рода, если подлежащее выражено местоимением. Однако в ряде случаев могут наблюдаться колебания в согласовании числовых и родовых форм: Двое не явились/ не явилось; Родилось/ родились трое сыновей; Много народу собралось. В большинстве случаев подобные колебания наблюдаются в тех случаях, когда подлежащее выражено формой собирательного числительного или сочетанием собирательного числительного с существительным.

В данном случае следует помнить следующие рекомендации: если перед числительным выступает местоименное прилагательное (все, эти, другие, иные, остальные), то сказуемое стоит во множественном числе: Собрались все пятеро; Мне нравятся эти двое. Если подлежащее называет группу лиц, а также если подлежащее и сказуемое разделены распространяющими членами, то формы множественного числа употребительнее: Все пятеро, которые были приглашены, собрались. Если же существительное имеет неконкретное значение, а также если действие, выражаемое сказуемым, отрицается, то более предпочтительны формы единственного числа среднего рода: Состоялось девять встреч; Пять человек не пришло. При сочетании собирательного числительного с местоимением в форме родительного падежа следует употреблять только форму среднего рода ед.ч.: Их семеро осталось. Если глагольная форма предшествует сочетанию слова с числовым значением и существительного, то также более предпочтительна форма ед. ч. При подлежащем – слове часть в сочетании с неодушевленными существительными более правильна форма ед.ч. ж. рода: Часть книг находилась в плохом состоянии. Место подлежащего может быть занято не только словосочетанием с количественным значением, но и однородными членами предложения: В вазе стояли/стояла роза, тюльпан и две гвоздики. В таком случае более предпочтительной является форма, которая согласуется с ближайшей к сказуемому словоформой существительного. Если же подлежащие и сказуемое разделены распространяющими членами, то более предпочтительной считается форма множественного числа: Брат и папа, уставшие после поездки, уселись за стол. В том случае, когда место подлежащего занято закрытым рядом словоформ, то следует употребить форму множественного числа: Приехали мама и папа. При словосочетаниях со значением совместности на месте подлежащего также возможны формы сказуемого в обоих числах: Папа с братом вернулся/вернулись поздно. Однако если на место одного из членов такого словосочетания стоит местоимение, то глагол следует согласовывать именно с ним: Я с братом вернулся поздно; Мы с братом вернулись поздно. Колебания в согласовании подлежащего и сказуемого по форме рода наблюдаются в том случае, когда сказуемое стоит в форме прошедшего времени, а существительное выражено существительным с количественным значением в сочетании с зависимой словоформой в родительном падеже: Накопилось масса дел. Если именное сказуемое выражено еще и вспомогательным глаголом, то именная часть может стоять в творительном падеже: Учительница будет добрая/доброй; Двое студентов оказались веселые/веселыми; Брат и сестра были красивы/красивые/красивыми. Между подлежащим и сказуемым, выраженным формой краткого прилагательного возможны колебания в форме числа: Большинство присутствующих согласно/согласны; Брат с сестрой согласны/согласен; или рода: Наша врач слишком молода. Предложения со сказуемым, выраженным краткой формой страдательного причастия, свойственны только книжным стилям речи – научному, официально-деловому, у них также возможны колебания в координации форм числа: Трое студентов исключены/исключено.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81220. Понятие и сущность религии. Основные подходы к ее трактовке 23.23 KB
  Сегодня существует многообразие исследовательских подходов к изучению природы и сущности религии в рамках которых предлагается разнообразие определений религии. Сущность религии выводят из наличия в мире сверхъестественных сил поэтому объективный идеализм философская основа теологии как системой обоснования и защитой религии. Существование религии объясняется расколом между телом и душой.
81221. Структура религии. Специфика религиозного сознания 24.51 KB
  Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание религиозный культ религиозная организация. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Религиозное сознание неоднородно и существует на двух уровнях: обыденный или религиозная психология: совокупность представлений установок стереотипов чувств и настроений верующих. концептуальный или религиозная идеология: система идей принципов концепций разработанная и пропагандируемая теологами и служителями церкви.
81222. Религиозный культ и религиозные организации 24.7 KB
  Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы осознаваемые в форме религиозных образов. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы предписания о том что и как нужно делать. Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей оживление религиозного сознания.
81223. Религия как социальное явление. Основные функции религи 23.81 KB
  Основные функции религии. Несколько подходов к определению религии: теологический философский критический научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий своего рода универсалия общий термин; религии существуют как модификации единой первоначальной религии. Функции религии...
81225. Происхождение религии и ее ранние формы 25.23 KB
  Тотемизм вера в сверхъестественное родство между определенной группой предметов и людей. Магия совокупность представлений и обрядов в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей предметы и явления объективного мира с помощью определенных символических действий. Анимизм вера в существование духов и душ. Существует как вера в духов не только умерших людей но и в духов природных явлений.
81226. Национальные религии Индии. Ведизм 20.79 KB
  Ведизм. К национальным религиям Индии относят ведизм индуизм джайнизм и сикхизм. Ведизм считается самой древней из всех национальных религий и одной из самых древних среди мировых. Характерная черта ведизма обожествление сил природы часто в мифологических образах.
81227. Вероучение и культ индуизма 25.24 KB
  В индуизме есть образ Тримурти космического духовного начала имеющего три ипостаси Вишну Шива Брахма. Два других бога Вишну богохранитель и Шива бог разрушитель. Поскольку боги Вишну и Шива стали наиболее популярными божествами это привело к формированию двух основных направлений: вишнуизм вайшнавизм и шиваизм шайвизм. Для вишнуизма характерна вера в аватары буквально: нисхождения то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников.
81228. Специфика джайнизма 23.39 KB
  Стержнем вероучения джайнизма принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения нирваны является самосовершенствование души. Путь освобождения души Джина определил как следование трем драгоценностям: совершенное воззрение совершенное знание совершенное поведение. Главный признак души развитие сознания только знания могут освободить душу поэтому учителя и могут учить других так как победили свои страсти. Из индуизма заимствована идея реинкарнации души воздаяния человеку за его поступки.