71431

Послеоперационный период, Сестринский процесс в раннем послеоперационном периоде

Лекция

Медицина и ветеринария

Послеоперационный период – промежуток времени с момента окончания хирургической операции до момента восстановления трудоспособности или перевода больного на инвалидность. Окончание операции, как правило, совпадает с наложением швов, и закрытием раны защитной повязкой.

Русский

2015-01-19

36.81 KB

79 чел.

Тема: Послеоперационный период.

План

1 Определение послеоперационный период.

2 Фазы послеоперационного периода

3 Понятие «послеоперационная болезнь»

А) не осложненный послеоперационный период

Б) осложненный послеоперационный период

4 Роль медсестры в лечении послеоперационного больного

А) подготовка палаты  постели

Б)  перевязки

5  Сестринский процесс при уходе за больным после хирургической операции.

Послеоперационный период – промежуток времени с момента окончания хирургической операции до момента восстановления трудоспособности или перевода больного на инвалидность.

Окончание операции, как правило, совпадает с наложением швов, и закрытием раны защитной повязкой.

Восстановление трудоспособности это восстановление возможности заниматься той трудовой деятельностью, которой больной занимался до заболевания и хирургического лечения.

Инвалидность -  потеря трудоспособности.

Цели послеоперационного периода:

1 Ускорение процессов регенерации и адаптации.

2 Профилактика возможных осложнений.

Этапы послеоперационного периода.

1 Ранний – с момента окончания операции до момента снижения риска развития острых послеоперационных осложнений. 1-5 дней.

2 Промежуточный – с момента когда риска развития острых осложнений минимален до заживления раны (может совпадать с выпиской). В среднем до 1-3 недель.

3 Поздний – с момента образования рубца на месте послеоперационной раны до восстановления трудоспособности  или  признания инвалидности.

Разделения послеоперационного периода на этапы необходимо для планирования лечения и ухода. Для каждого этапа характерны свои особенности течения и осложнения.

Тяжесть состояния послеоперационного больного зависит:

1 От тяжести перенесенной операции.

2 От вида обезболивания.

3 От состояния в котором находился больной до операции.

Тяжесть состояния послеоперационного больного обусловлена степенью операционного риска. (см Предоперационный период)

Операционная болезнь.

Любая хирургическая операция – это травма. Реакции организма на травму имеют свои закономерности.

Операционная болезнь – это ответная реакция организма на операцию и обезболивание.

Не зависимо  от заболевания, послужившего поводом для операции, изменения в организме будут однотипны в раннем послеоперационном периоде.

В промежуточном и позднем периодах усиливается влияние заболевания, послужившего поводом для операции.

Поэтому ранний послеоперационный период является предметом рассмотрения общей хирургии а промежуточный и поздний частной.

В зависимости от особенностей течения операционной болезни послеоперационный период бывает:

1 Не осложненный

2 Осложненный

Операционная болезнь может затрагивать все органы и системы. Если симптомы операционной болезни (в зависимости от вида операции) встречаются у всех прооперированных больных,  это считается нормальным, а послеоперационный период не осложненным.

Когда болезные симптомы становятся не типичными, что обязательно сопровождается ухудшением состояния говорят о развитии осложнений.

Не осложненный послеоперационный период – общие изменения в организме в ответ на операцию.

Осложненный – развитие осложнений.

Одна и та же проблема, если выражена не значительно считается нормой, а если выражена значительно - осложнением.

Осложненный и не осложненный послеоперационный период (фаза раннего.

Функциональная система.

Симптом

Признак не осложненного периода

Признак осложнения

1

Нервная система

Боль в области раны

Боль умеренная

Болевой шок

2

Сердечно – сосудистая система

Изменение АД

АД нормальное или не значительно снижено.

Сердечно-сосудистая недостаточность (коллапс)

3

Дыхательная недостаточность

Одышка

Не выражена

Острая дыхательная недостаточность

4

Желудочно-кишечный тракт

Задержка стула и газов

Рефлекторная

Парез кишечника

5

Мочевыделительная система

Задержка мочи

Рефлекторная

Острая задержка мочи

6

Кожи и опорно-двигательный аппарат

Ограничение движений

Без застойных осложнений

Застойные осложнения: пролежни.

7

Послеоперационная рана

Нормальное течение раневого процесса

Вторичное кровотечение, расхождение швов.

Основная задача не допустить трансформации признака, не осложненного течения в осложнения.

Возможные осложнения зависят от фазы послеоперационного периода (см Таблица 2)

Ранний послеоперационный период.

При планировании мероприятий по уходу и профилактике осложнений медсестра использует:

1 Общие знания о изменениях в организме больного на основе теории и собственного опыта

2 Данные сестринского обследования

3 Стандарты сестринских вмешательств

Подготовка палаты и постели для послеоперационного больного.

1 Обеспечить проведение влажной уборки палаты.

2 Проветрить палату

3 Приготовить чистую постель

4 Постель согреть с помощью грелок (при необходимости)

5 Предупредить соседей о необходимости тишины

6 Приготовить все необходимое для организации индивидуального поста медсестры (при необходимости)

Перевязка.

Перевязка – неотъемлемый элемент лечения послеоперационного больного.

Перевязка – это снятие старой повязки, проведение диагностических и лечебных мероприятий, и наложение новой повязки.

Показания к перевязке

Основными показания к перевязке являются:

1. 1-е сутки после операции. Необходимость перевязки через сутки после выполнения операции связана с тем, что при наличии любой раны (даже, казалось бы, герметично ушитой) нижние слои марли всегда за первые сутки промокают сукровицей, так как еще не наступило склеивание фибрином краев раны.

2. Необходимость выполнения диагностических мероприятий в ране: контроль течения процесса заживления.

3. Необходимость лечебных манипуляций: снятие швов, удаление дренажа, иссечение некротических тканей, промывание антисептиками, остановка кровотечения, введение лекарственных средств и многое другое.

4. Повязка перестала выполнять свою функцию (иммобилизирующая повязка не обеспечивает неподвижность, гемостатическая повязка не останавливает кровотечение, окклюзионная повязка не создает герметичность и т. д.).

5. Промокание повязки. Повязка, промокшая раневым отделяемым или кровью, не выполняет своей функции и является проводником для вторичной инфекции. Повязка сместилась с места наложения.

(2) СНЯТИЕ ПОВЯЗКИ

При снятии старой повязки следует исходить из двух основных принципов:

1 минимум неприятных ощущений для больного и

2 соблюдение норм асептики.

Для безболезненного снятия повязки следует аккуратно отклеивать марлю, придерживая при этом кожу вокруг (при клеевых повязках), не оказывать давления на область раны, не совершать резких движений. При присыхании повязки к обширным ранам в ряде случаев производят ее отмачивание растворами антисептиков (3% перекись водорода, 2-3% борная кислота и пр.).

Снятие верхних нестерильных слоев повязки (бинт, марля) осуществляют руками в перчатках (все процедуры в перевязочной выполняются в резиновых перчатках!). После этого снять стерильный перевязочный материал, непосредственно контактирующий с раной, также как и производить все дальнейшие манипуляции с раной можно только стерильным инструментом. Использованный во время перевязки материал сбрасывают в почкообразный тазик, а после ее окончания из тазика — в специальные баки для утилизации, в то время как сам тазик и использованные инструменты помещаются в накопитель для дезинфекции.

(3) ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИЙ В РАНЕ

После снятия старой повязки приступают непосредственно к выполнению манипуляций в ране.

а) Профилактика вторичной инфекции

Обязательным компонентом любой перевязки являются меры по профилактике ее вторичного инфицирования. Для этого края кожи вокруг раны обрабатывают антисептиком. Обычно для этого используют этиловый спирт, спиртовую настойку йода, АХД, бриллиантовый зеленый. При этом обработка производится достаточно широко: на 3-5 см от краев раны с обязательной обработкой всех швов, а также дренажей на протяжении 5 см от поверхности кожи. В некоторых случаях для изоляции раны от внешней среды используют специальные клеи (фибриновый клей, коллодий).

Если назначение перевязки заключается только в профилактике вторичной инфекции, после указанной обработки накладывают защитную асептическую повязку.

б) Диагностические мероприятия

Диагностические мероприятия в ране проводятся для контроля течения послеоперационного периода.

Наиболее часто возникает необходимость оценки выраженности воспалительного процесса в ране. При этом оценивают наличие и распространенность отека, гиперемии, болезненности, инфильтрации тканей. Пальпацию раны осуществляют осторожно, не касаясь самих краев раны.

При подозрении на задержку в ране жидкости (серозная жидкость, кровь или гнойный экссудат) возможно проведение инструментальной ревизии раны. Обычно для этого используют пуговчатый зонд, который аккуратно проводят между швами в наиболее подозрительном месте.

При получении отделяемого в месте введения зонда дальнейшие лечебные действия предпринимают в зависимости от его характера. В некоторых случаях вместо зондирования снимают 1-2 шва и разводят края раны.

Диагностические мероприятия могут иметь специальную направленность в связи с характером выполненной операции. Так, при пересадке кожи, например, возникает необходимость оценить степень ее приживления, наличие некрозов и т. д.

в) Лечебные манипуляции в ране

Лечебные манипуляции в ране могут быть самыми разнообразными, что связано с разным характером раны. Наиболее частыми из них являются снятие швов, удаление или постановка дренажей, удаление некротизированных тканей, опорожнение серомы или гематомы, раскрытие краев раны для оттока гнойного отделяемого, промывание раны, местное применение лекарственных средств (введение антибиотиков в дренажи).

                  Сестринский процесс в раннем послеоперационном периоде.

1Сестринское обследование и определение проблем пациента

Необходимое примечание: такие симптомы послеоперационной болезни в раннем послеоперационном периоде, как повышение температуры до субфебрильного значения, умеренный лейкоцитоз, слабость, головокружение и некоторые другие не следует считать проблемами пациента, потому что в их отношении медсестра не будет проводить сестринских вмешательств. Эти симптомы угаснут при правильной организации лечения и ухода самостоятельно.

  1.  Проблемы, связанные с нарушением гомеостаза организма

Рельные

Потенциальные

1

Боль в области раны

Риск развития Болевого шока послеоперационного психоза.

2

Наличие раны

Риск развития раннего вторичного кровотечения, расхождения швов, инфекции.

3

Наличие дренажей

Риск выпадения дренажей

4

Ограничение движений

Риск развития застойно пневмонии, пролежней, тромбозов.

5

Затруднение дыхания (одышка)

Риск развития асфиксии, остановки дыхания, отека легких

6

Не устойчивость гемодинамических показателей АД, пульса.

Риск развития коллапса, асистолии, фибрилляции сердца

7

Не устойчивость диуреза

Ренальная и постренальная анурия.

  1. Психические и социальные проблемы.

Причины психических и социальных проблем связаны с:

  1. Нарушениями гомеостаза
  2. Изменением социальной среды  проживания

Реальные

Потенциальные

8

Дефицит самообслуживания

  1. Затруднение приема пищи в простели

Раздражение  кожи пролитой или просыпанной пищей.

  1. Затруднение самостоятельного проведения мероприятий личной гигиены

Инфекции кожи, слизистых.

  1. Затруднение проведения физиологических отправлений традиционным способом

Задержка мочи, запоры.

9

Страх за свою жизнь и здоровье в связи с утратой органа

Депрессии, агрессивность.

10

Недостаток общения с родными и близкими

Депрессии, агрессивность.

11

Нервно-психическое напряжение вследствие искаженного  понимания сути лечения, ухода, поведения персонала.

Депрессии, агрессивность.

  1.  Постановка целей ухода.

В отношении реальных проблем пациента медсестра определяет краткосрочные и долгосрочные цели вмешательств. Решение потенциальных проблем является следствием качества решения реальных проблем а также зависит от своевременности их выявления.

Вместе с удовлетворением реальных проблем, предупреждением потенциальных проблем медсестра выступает педагогом здорового образа жизни.

Реальная проблема

Краткосрочная цель

Долгосрочная цель  

1

Боль в области раны

Снизить чувство боли в настоящий момент

Добиться стойкого снижения боли в процессе ухода.

2

Послеоперационная рана

Создать условия для заживления раны

Добиться формирования рубца

3

Наличие дренажей

Создать условия для оптимального функционирования дренажей.

Удалить дренажи

4

Ограничение движений

Компенсировать дефицит движений

Сформировать (ознакомить) навык активного образа жизни.

5

Затруднение дыхательных движений

Компенсировать недостаток внешнего дыхания.

Сформировать (ознакомить) навык активного образа жизни.

6

Не устойчивость гемодинамических показателей.

Создать условия с пониженной нагрузкой на ССС

Сформировать (ознакомить) навык самоконтроля и коррекции нарушений гемодинамики.

7

Не устойчивость диуреза

Обеспечить опорожнение мочевого пузыря.

Сформировать образ жизни обеспечивающий нормальное функционирование органов мочевыделительной системы.

8

  1. Затруднение приема пищи в постели

Компенсировать затруднение приема пищи

Сформировать (ознакомить) навык приема пищи в постели (лежачий инвалид), Сформировать (ознакомить) навык рационального питания.

  1. Затруднение самостоятельного проведения мероприятий личной гигиены

Компенсировать затруднение личной гигиены

Сформировать (ознакомить) навык личной гигиены.

  1. Затруднение проведения физиологических отправлений традиционным способом

Компенсировать затруднение проведения физиологических отправлений

Сформировать понимание рисков привычных запоров.

9

Страх за свою жизнь и здоровье в связи с утратой органа

Помочь преодолеть чувство страха

Сформировать (ознакомить) навык преодоления стрессовых ситуаций

10

Недостаток общения с родными и близкими

Компенсировать недостаток общения

Сформировать (ознакомить) навык преодоления стрессовых ситуаций

11

Нервно-психическое напряжение в следствие искаженного  понимания сути лечения, ухода, поведения персонала.

Снизить риск усиления выраженности проблемы

Сформировать (ознакомить) понимание необходимости проводимых диагностических и лечебных мероприятий.

Планирование и реализация мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

Вмешательства медсестры должны осуществляться согласно разработанным стандартам (алгоритмам).

Одним основных условий для достижения и краткосрочных и долгосрочных целей является профилактика возможных осложнений.

Краткосрочная цель

Вмешательства

1

Снизить чувство боли в настоящий момент

- Обеспечение неподвижности области раны (н)

- Беседа с формированием положительных       установок (Н)  

- Введение обезболивающих (З)

2

Создать условия для заживления раны

- применение пузыря со льдом (Н)

- применение груза (Н)

- проведение перевязок (З)

3

Создать условия для оптимального функционирования дренажей.

- обеспечение положения способствующего оттоку (З)

- промывание дренажей (З)

- замена банок для отделяемого (Н)

4

Компенсировать дефицит движений

- поворачивать в постели (Н)

- массаж частей тела удаленных от раны (Н)

- физические упражнения (Н)

5

Компенсировать недостаток внешнего дыхания.

- востребовать навык «правильного дыхания» (Н)

- востребовать навык откашливания мокроты (Н)

- применение кислорода (Н,З)

6

Создать условия с пониженной нагрузкой на ССС

- обеспечение постельного режима (Н)

- снижение нервно-психического напряжения (Н,З)

- введение сердечных средств (З)

7

Обеспечить опорожнение мочевого пузыря.

- проводить в туалет, отгородить ширмой, востребовать навык пользования судном (Н)

-  вызвать мочеиспускание рефлекторно (Н)

-  провести катетеризацию мягким катетором (З)

8

Компенсировать затруднение приема пищи

- обеспечить кормление в постели (Н)

- востребовать навык приема пищи в постели (Н)

Компенсировать затруднение личной гигиены

- проводить мероприятия личной гигиены в простели (Н)

- смена постельного и нательного белья (Н)

Компенсировать затруднение проведения физиологических отправлений

- востребовать навык пользования судном (Н)

- обеспечить психологический климат (Беседа, ширма) (Н)

9

Помочь преодолеть чувство страха

- беседа с формированием положительного настроя (Н)

- введение седативных средств (З)

10

Компенсировать недостаток общения

-  обеспечить доступ к значимой  для больного информации (радио, телевидение) (Н)

- обеспечить максимальную возможность посещения родственниками  (Н)

11

Нервно-психическое напряжение в следствие возможного искаженного  понимания сути лечения, ухода, поведения персонала.

-  беседы с формированием положительного образа медработников (Н)

-  демонстрация тематических видео и аудиоматериалов (Н)

- беседа с близкими больного (Н)

- неукоснительное соблюдение медицинской этики (Н)

Периодичность и кратность оценки качества вмешательств, конечная дата достижения целей ухода, итоговая оценка эффективности.

Вмешательство может проводиться более чем один раз, это должно быть заранее запланировано для оптимального распределения рабочего времени. Эффективность вмешательства оценивается в зависимости от вида вмешательства во время его проведения (кормление) или через некоторое время после его окончания (введение обезболивающих). Частота проведения вмешательств и из оценок является частью стандарта ухода. Каждое вмешательство имеет свою длительность, что так же должно быть учтено.

Вмешательства

Периодичность повторения вмешательств в сутки

Кратность оценки эффективности вмешательства в течение суток

Конечная дата достижения целей

Итоговая оценка эффективности

- Обеспечение неподвижности области раны (н)

3 раза

3 раза

сегодня

Создана неподвижность области раны

- Беседа с формированием положительных       установок (Н)  

1 раз

3 раза

сегодня

Сформированы положительные установки

- Введение обезболивающих (З)

2 раза

4  раза

сегодня

Боль уменьшилась

- применение пузыря со льдом (Н)

2 раза

2 раза

сегодня

Снижен риск вторичного кровотечения

- применение груза (Н)

2 раза

2 раза

сегодня

Риск расхождения швов снижен

- проведение перевязок (З)

1 раз

3 раза

сегодня

Созданы условия для заживления

- обеспечение положения способствующего оттоку (З)

3 раза

6 раз

сегодня

Созданы условия для оттока отделяемого

- промывание дренажей (З)

2 раза

6 раз

сегодня

Дренажи проходимы

- замена банок для отделяемого (Н)

2 раза

6 раз

сегодня

Смена банок производилась своевременно

- поворачивать в постели (Н)

3 раза

3 раза

сегодня

Компенсирован дефицит движений, снижен риск развития застойных осложнений

- массаж частей тела удаленных от раны (Н)

1 раз

1 раз

сегодня

Компенсирован дефицит движений, снижен риск развития застойных осложнений

- физические упражнения (Н)

1 раз

1 раз

сегодня

Компенсирован дефицит движений, снижен риск развития застойных осложнений

- востребовать навык «правильного дыхания» (Н)

3 раза

3 раза

сегодня

Компенсирован дефицит дыхания

- востребовать навык откашливания мокроты (Н)

3 раза

3 раза

сегодня

Компенсирован дефицит дыхания

- применение кислорода (Н,З)

3 раза

3 раза

сегодня

Компенсирован дефицит дыхания

- обеспечение постельного режима (Н)

1 раз

3 раза

сегодня

Снижен риск развития гемодинамических нарушений

- снижение нервно-психического напряжения (Н,З)

1 раз

3 раза

сегодня

Снижен риск  гемодинамических нарушений

- введение сердечных средств (З)

По назначению врача

В зависимости от количества введений

сегодня

Созданы условия для нормальной гемодинамики

- проводить в туалет, отгородить ширмой, востребовать навык пользования судном

При каждом мочеиспускании

В зависимости от количества мочеиспусканий

сегодня

Созданы условия для опорожнения мочевого пузыря

-  вызвать мочеиспускание рефлекторно

1 раз

1 раз

сегодня

Созданы условия для опорожнения мочевого пузыря

-  провести катетеризацию мягким катетором

По назначению врача

В зависимости от количества назначений

сегодня

Созданы условия для опорожнения мочевого пузыря

- обеспечить кормление в постели

- востребовать навык приема пищи в постели

- проводить мероприятия личной гигиены в простели

- смена постельного и нательного белья

- востребовать навык пользования судном

- обеспечить психологический климат (Беседа,ширма)

- беседа с формированием положительного настроя

- введение седативный средств

-  обеспечить доступ к значимой  для больного информации (радио, телевидение)

- обеспечить максимальную возможность посещения родственниками

-  беседы с формированием положительного образа медработников

-  демонстрация тематических видео и аудиоматериалов

- беседа с близкими больного

- неукоснителное соблюдение медицинской этики


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78434. Настройка RUP для использования в рамках УМК «Введение в унифицированный процесс разработки ПО» посредством IBM Rational Method Composer 3.6 MB
  Цель работы – создание базы знаний по процессу разработки программного обеспечения, который используется в рамках курса «Введение в УП». Методы исследования – теоретический (изучение возможностей RMC), экспериментальный (применение их на практике).
78435. ПОСТРОЕНИЕ СОВОКУПНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ 1.88 MB
  Объект исследования - алгоритмы, обеспечивающие построение совокупного трехмерного объекта на основе пересечения двух других трехмерных объектов. Цель работы – построение такого алгоритма, разработка динамически подключаемой библиотеки, демонстрирующей работу алгоритма
78436. ДОСЛІДЖЕННЯ КОМУТАЦІЙНИХ ПОЛІВ ТИПІВ Ч - Ч ТА «Ч-П-Ч» СИСТЕМИ МТ-20/25 643.5 KB
  Пристрій маркування комутаційного поля станції, призначений для організації з’єднувального тракту в комутаційному полі. Керує входами і виходами часових і просторових комутаторів та забезпечує комутацію каналів та ліній. В якості пристрою керування використовується мікропроцесор.
78437. Дослідження цифрового комутаційного поля (SN) системи EWSD 402.5 KB
  Мета роботи: Вивчити принципи побудови з’єднувальних шляхів в ЦКП системи EWSD.1 У процесі самопідготовки вивчити призначення апаратних засобів ЦСК EWSD.2 Ознайомитися з варіантами побудови КП ЦСК EWSD.
78438. Цифрова система комутації EWSD 229.5 KB
  Цифровая электронная коммутационная система EWSD. Цифровая станция EWSD: Учебное пособие по курсу Системы коммутации для студ. План лекції Структура системи EWSD.
78439. Цифрова система комутації Alcatel 1000 E-10 862.5 KB
  Ця система побудована на відкритій архітектурі, в якій функції розділені між програмними та апаратними модулями, що зв’язані жорстко визначеними інтерфейсами. Програмні та апаратні модулі повністю незалежні один від одного.
78440. Цифрова система комутації МТ-20/25 162 KB
  Для зв’язку з різними АТС та вузлами необхідні спеціальні комплекти з’єднувальних ліній. В АТСЕ типу МТ20 25 можуть включатися наступні типи ліній: абонентські лінії; лінії таксофонів міських і міжміських; з’єднувальні лінії з установчо-виробничими АТС УВАТС; лінії від кабінних комутаторів міжміських переговорних пунктів із серійним шуканням по вихідному зв’язку; з’єднувальні лінії з іншими АТС які існують на мережі. В АТСЕ забезпечується автоматична перевірка всього обладнання вимірювання електричних параметрів...
78441. Гасіння пожеж у театрально-видовищних установах 93.5 KB
  Особливості гасіння пожежі в сценічній частині. Особливості гасіння пожежі в глядацькому залі. ВСТУП Гасіння пожеж у видовищних установах пов’язане з необхідністю проведення рятувальних робіт особливо під час вистав.
78442. Гасіння пожеж у дитячих дошкільних та навчальних закладах 72 KB
  Особливості розвитку пожежі у дитячих та навчальних закладах. Гасіння пожеж у дитячих дошкільних та навчальних закладах. Будівлі шкіл шкілінтернатів та інших навчальних закладів будують з неспалимих матеріалів і П ступенів вогнестійкості висотою 35 поверхів.