71447

МЕТОД ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Сущность это метода состоит в построении так называемой имитационной модели исследуемого объекта и в целенаправленном экспериментировании с такой моделью для получения ответов на те или иные вопросы. Оперирование с математической моделью осуществляется при этом подобно...

Русский

2014-11-07

41.5 KB

0 чел.

МЕТОД ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Метод имитационного моделирования - один из наиболее мощных методов исследования реально существующих и проектируемых объектов самой различной природы и степени сложности. Сущность это метода состоит в построении так называемой имитационной модели исследуемого объекта и в целенаправленном экспериментировании с такой моделью для получения ответов на те или иные вопросы.

Имитационные модели могут быть представлены самыми различными устройствами (приспособлениями), начиная листом бумаги и карандашом и кончая современными ЭВМ.

В литературе метод имитационного моделирования встречается также под названием метода цифрового, машинного, программного, статистического, вероятностного, автоматного или динамического моделирования и метода машинной имитации. В зарубежной научной литературе на английском языке термину "имитационное моделирование" соответствуют "computer simulation" и "digital simulation".

Метод имитационного моделирования может рассматриваться как своеобразный экспериментальный метод исследования. От обычных, прямых экспериментальных методов он отличается тем, что при его использовании испытаниям подвергается не сам объект, а реализованная на ЭВМ его математическая модель. Оперирование с математической моделью осуществляется при этом подобно тому, как это делалось бы (пусть даже чисто умозрительно) с исследуемым объектом; результаты моделирования обрабатываются и истолковываются так же, как если бы это были данные натурных испытаний объекта. При исследовании имитационной модели могут быть применены хорошо развитые методы планирования эксперимента и обработки экспериментальных данных.

Сугубо экспериментальный характер метода имитационного моделирования обусловлен тем обстоятельством, что имитационная модель объекта, предоставляя возможность экспериментирования с ней, не позволяет получить аналитическое решение задач исследования.

Предположим, что исследование некоторого реального объекта, например, фотограмметрической сети производится с целью установления зависимости одного или нескольких показателей, оценивающих функционирование объекта, а именно, процесса построения и уравнивания сети, от параметров объекта, которыми являются характеристики сети и параметров внешних воздействий - источников погрешностей. Если предположить, что исследуемый объект (фотограмметрическая сеть, а, конкретно, ее точность) и внешние воздействия (возмущения идеальных исходных данных) являются вероятностными по своей природе, то может ставиться задача нахождения аналогичной зависимости между средними значениями (математическими ожиданиями) указанных величин.

Как и в случае одиночного натурного испытания объекта, одиночное испытание ("проигрывание") имитационной модели на ЭВМ позволяет получить лишь одно значение того или иного показателя, соответствующее данному варианту конкретных значений параметров объекта и внешних воздействий. "Проигрывание" модели при различных вариантах значений этих параметров дает соответствующий ряд значений каждого из показателей. Если исследуемый объект и его имитационная модель имеют вероятностный характер функционирования, то для нахождения одного среднего значения какого - либо показателя необходимо осуществить многократное "проигрывание" модели при фиксированных средних значениях параметров объекта и внешних воздействий, а полученные случайные значения показателя подвергнуть статистической обработке.

Результаты имитационных экспериментов могут быть оформлены затем в виде графиков или таблиц, в которых каждому варианту значений (средних значений) параметров объекта и внешних воздействий поставлены в соответствие определенные значения (средние значения) показателей, оценивающих функционирование объекта. Однако зависимости между теми же величинами в аналитическом виде с помощью имитационной модели не могут быть получены. Можно лишь попытаться путем дальнейшего анализа имеющихся данных подобрать аналитические выражения, аппроксимирующие экспериментально найденные зависимости. Невозможность непосредственного получения аналитического решения задач исследования является наиболее существенным недостатком рассматриваемого метода.

Несмотря на отмеченный недостаток, метод имитационного моделирования представляет собой более мощный инструмент исследования, чем классический аппарат математического анализа. Это объясняется тем, что имитационная модель исследуемого объекта может быть построена и экспериментально изучена и в том случае, если объект не поддается изучению аналитическими методами. Поскольку аналитическое исследование объекта всегда предпочтительнее любого другого способа его изучения, то к методу имитационного моделирования обычно обращаются лишь тогда, когда аналитическое решение задачи исследования данного объекта существенно затруднено или невозможно.

Как следует из определения сущности метода имитационного моделирования, процедура использования этого метода включает два основных этапа: построение имитационной модели исследуемого объекта и целенаправленное экспериментирование с такой моделью. Очевидно, что от качества построенной модели во многом зависит эффективность решения задач исследования.

Исследуемые системы могут быть по своей природе непрерывными и дискретными. Нетрудно видеть, что на ЭВМ наиболее "естественным" образом имитируется функционирование дискретных систем. Для имитации процесса функционирования той или иной непрерывной системы используются специфические приемы, позволяющие, в конечном счете, осуществлять на ЭВМ дискретную аппроксимацию указанного процесса с приемлемой степенью точности.

Отметим, что, применяя метод имитационного моделирования при проектировании и построении фотограмметрических сетей, мы будем рассматривать лишь дискретную модель процесса.

Остановимся теперь несколько подробнее на имитационной модели. Как было показано выше, при использовании метода имитационного моделирования процесс функционирования исследуемого объекта воспроизводит ЭВМ, в которую введена специальная программа. В соответствии с этой программой ЭВМ осуществляет пошаговое определение значений характеристик состояния абстрактной системы, выступающей в качестве формализованного представления (математической модели) исследуемого объекта. Указанную специальную программу обычно называют моделирующей программой, или моделирующим алгоритмом.

Несмотря на отмеченное обстоятельство, имитационной моделью объекта обычно называют не ЭВМ с введенной в нее моделирующей программой, а саму моделирующую программу. Это объясняется, прежде всего, тем, что построение любой имитационной модели сводится, в конечном счете, лишь к разработке моделирующей программы, а ЭВМ для экспериментирования, естественно предполагается уже имеющейся в наличии, и она (ЭВМ) рассматривается лишь в качестве некоторого вспомогательного устройства, обеспечивающего функционирование самой имитационной модели.

Заметим, что в ходе выполнения моделирующей программы ЭВМ не только воспроизводит процесс функционирования исследуемого объекта, но и выполняет еще и ряд других действий, направленных на обеспечение самой возможности такого воспроизведения и получения либо искомых решений поставленных задач исследования, либо исходной информации для решения тех или иных задач. Сюда входит формирование начальных значений параметров модели и, если это необходимо, статистическая, или какая-либо иная обработка результатов моделирования, а также формирует результаты с соблюдением заданной формы их вывода (таблицы, графики и т.п.). В случае вероятностной имитационной модели и при решении методом имитационного моделирования различного рода оптимизационных задач ЭВМ в ходе выполнения соответствующей моделирующей программы может, в частности, осуществлять многократное воспроизведение процесса функционирования исследуемого объекта в соответствии с заданными инструкциями и т.д.

Любая моделирующая программа может быть оформлена на одном из универсальных языков программирования высокого уровня (Паскаль, ФОРТРАН, С++ и др.). В последнее время в практике имитационного моделирования для составления моделирующих программ все чаще используются и так называемые языки моделирования. Это специализированные языки высокого уровня, программы на которых позволяют воспроизводить на ЭВМ процессы функционирования строго определенных типов абстрактных систем.

Использование языков моделирования облегчает и ускоряет создание программ имитации функционирования абстрактных систем соответствующих типов. Однако трансляторы с таких языков пока не получили достаточного распространения. Кроме того, языки моделирования чаше всего ориентированы на решение определенного и иногда довольно узкого круга задач, что резко снижает их применение. Поэтому в настоящее время моделирующие программы обычно оформляются все же на тех или иных универсальных языках программирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53559. Доходность и риск портфеля 37.5 KB
  Инвестиционным портфелем называют сформированную в соответствии с целями инвестора совокупность объектов инвестирования, которая рассматривается как целостный объект управления.
53560. Завітала казка до малят 40 KB
  Погляньте діти як змінився наш друг Сніговик. Я – прекрасна Снігова Королева Я зачаклувала Сніговика бо діти частіше згадують про нього аніж про мене. Зайчата що сталося чому ви плачете Зайчик 1: Як нам не плакати коли надворі холодно й ми вже замерзли Зайчик 2: Ми загубилися в лісі й хочемо до своєї матусі Зайчик 3: Хто малих нас пожаліє хто нам лапоньки зігріє Діти жаліють зайченят. Діти гукають Сніг: Снігу Снігу Сніговію ти нам зайчиків зігрій Сніг: Не можу бо боюся що Снігова Королева прожене мене.
53561. Активізація пізнавальної активності учнів при вивченні основ програмування шляхом використання розвивальної казкотерапії 61.5 KB
  У казці можна знайти повний перелік людських проблем і образні способи їх розв’язання. Слухаючи казки в дитинстві, людина поповнює у підсвідомості банк життєвих ситуацій. Цей банк за необхідності може бути активізований, якщо ні — так і залишиться пасивним. Казка поєднує дорослого й дитину.
53562. КАЗКОВІ БУДИНКИ. ТА ЇХ ПРИЗНАЧЕННЯ 57.5 KB
  Замок як величезний павук завис над прірвою учепившись у стрімку скелю. Посріблений місяцем замок робив і без того похмуру місцевість схожою на поріг пекла. Опинившись біля входу в замок уночі ми відчували дикий страх і ледь стримували себе волею і розумом щоб не утекти геть. Кожний із вас побудує свій замок для принцеси і принця для злого чаклуна кому який більше сподобався.
53563. Подорож країною казок з англійської мови. Інсценізація казок «A House in the wood» 149.5 KB
  Our holiday A Wonderful word of Fairy Tale is over. I wish you good luck, good friends and lot of sunny days! Let’s say good-bye to our guests. See you soon!
53564. Оценка риска инвестиционных проектов 27 KB
  По степени наносимого ущерба риски подразделяются на допустимые, критические и катастрофические. Допустимый риск связан с неполучением ожидаемой прибыли, критический – с потерей расчетной выручки от реализации продукции, катастрофический – с потерей вложенных инвестиций и всего имущества.
53565. Практичне заняття щодо використання Законів Кеплера 1.73 MB
  На уроках астрономії в школі обмежується як правило вивченням формулювань і використанням законів для розрахунку параметрів руху планет сонячної системи відповідно до третього закону. Кеплера і практично використати їх для розрахунку часу мандрівки до планет сонячної системи. Всі планети обертаються навколо Сонця по еліптичним орбітам в одному з фокусів яких знаходиться Сонце; 2.Радіусвектор планети за рівні проміжки часу замітає однакові площі; 3.
53566. Класне керівництво - це не робота, це спосіб життя 100 KB
  Організатором діяльності учнів у класі координатором впливів був і залишається класний керівник як автор і як скульптор. Будучи класним керівником вважаю що метою виховного процесу є виховання вільної талановитої фізично здорової особистості збагаченої науковими знаннями естетичними смаками готової до творчої трудової діяльності яка досягається через формування в учнів морального ставлення до оточуючих людей і усвідомлення цінності людського життя через формування культури інтелектуального розвитку і...
53567. Акционерное финансирование 24.5 KB
  Привлечение инвестиционных ресурсов в рамках метода акционерного финансирования осуществляется посредством дополнительной эмиссии обыкновенных или привилегированных акций.