7147

Понятие первобытной культуры. Культура Средневековья и Возрождения

Лекция

Культурология и искусствоведение

Лекция 3. Мировая культура. Часть 1 Шаяхметова А.М., Коровина С.В. А. Понятие первобытной культуры. Б. Культура Древних цивилизаций. В. Античная культура. Г. Культура Средневековья и Возрождения. Понятие первобытной культуры Первобытность - эт...

Русский

2013-01-17

115.5 KB

42 чел.

Лекция 3. Мировая культура. Часть 1

Шаяхметова А.М., Коровина С.В. 

А. Понятие первобытной культуры.

Б. Культура Древних цивилизаций.

В. Античная культура.

Г. Культура Средневековья и Возрождения.

Понятие первобытной культуры

Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это   разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить ее может только культурное, т. е. почтительное и бережное   отношение к ее основам.   Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал: «...в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью   чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и   полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам,   накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления,   которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное».    

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая   характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов (например, затерянные в   джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде   первобытный образ жизни.

Первобытная культура - 1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти   всей их истории; 2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами   народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной; 3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью   современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и   техническим могуществом.   

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Высокие достижения мировой культуры существуют   на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной, потому что   параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры. Поэтому можно   сказать, что деление культур на планете на развитые и неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и "эксплуатируемых".   

Первобытная культура во многом имела антропоморфный (человекообразный) характер. Она была синкретичной.   Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность -   примитивный коллективизм.

Первобытная культура начинает свое развитие с возникновения родовой общины. Общекультурными принципами родовой общины были: кровное родство людей по материнской линии, что связано с особым отношением к женщине; экзогамия, или недопущение брачных отношений внутри рода.

В изучении первобытной культуры искусству принадлежит особая роль. В первобытном искусстве были выражены мировоззренческие установки и ценности людей, определявшие культурную деятельность. Искусство – это показатель не только духовной, но и материальной культуры.

Что привело к разложению первобытной культуры? Разложение было связано с общественным разделением труда, появлением частной собственности возникновением государства и социального неравенства. Все это привело к исчезновению особенностей первобытной культуры.

Культура Древних цивилизаций

Культура – порождение человеческое. Началась она с восточной культуры Египта, Вавилона, Индии, Китая (IV-I тыс. до н. э.). Индия и Египет считаются материями культуры. Египет является самой древней в мире цивилизацией, давшей людям письменность. В табл. 2  даны краткие сведения о культуре регионов Востока.

Таблица 2

Цивилизации Древнего Востока

Характеристика

1

2

Древний Египет

В 4-м тысячелетии до н. э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки цивилизации: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство. Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила. Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено, в большей степени, чем потом, когда появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обусловливало первоначальную нераздельность государственных, дворцовых и жреческих функций. Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Приоритет социальных связей и разрушение родовой замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, т. е. увеличения государственной территории. Несмотря на недостаток леса, в Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. С помощью гончарного круга древнеегипетские мастера изготавливали разнообразную посуду. Они изобрели фаянс, глазурь и стекло. И за пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости. Бурное развитие культуры было в первую очередь обусловлено высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, т. е. с развитием рабовладельческого общества. Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Искусство осознанно было использовано для выполнения социальных задач. Для народа были впервые открыты некоторые помещения заупокойных храмов. Периоды централизованного царства регулярно сменялись периодами междуцарствия - распадом Египта на изолированные номы. В эти периоды ирригационные системы приходили в упадок, что подчеркивает большое организационное значение централизованной власти. В дальнейшем, в период Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.), общегосударственные функции централизованной власти становятся еще более очевидны и определенны: падает значение собственного, отечественного хозяйства, но растет значение завоевательной политики — завоевание и освоение новых земель. Новый скачок в развитии египетского государства сопровождался появлением различных новшеств в средствах производства (во времена Нового царства, в XVI—XII вв. до н. э.). Развитие животноводства в эпоху Нового царства привело к распространению культов животных, особенно культа священного быка Аписа. Содержательная, социальная эволюция египетской религии затемняется изменением внешних образов, вызванным различием местных культов. Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.

Древняя Индия

Первой изученной идеологией Индии является религия вед, которую принесли с собой завоеватели арии в XIII в. до н. э.  В X—VI вв. до н. э. это учение было изложено в четырех сборниках (самхитах): Ригведа ("Книга гимнов"), Яджурведа ("Книга жертв"), Самаведа ("Книга песен"), Артхарваведа ("Книга жрецов"). На протяжении почти всего первого тысячелетия создаются комментарии к ведам: "Брахманы" (ритуального характера), "Араньяки" и "Упанишады" (философского). "Брахманы" обосновывали главенствующую роль жреца в обществе. В "Араньяках" и особенно "Упанишадах" переосмысливалось представление о боге и менялся характер религии: совершался переход от обожествления природы и ритуальной деятельности к богу как духовному началу и религии как духовно-интеллектуальной основе нравственности и способу внутреннего совершенствования. К концу I тысячелетия до н. э. На смену ведийской мифологии приходит индуистская мифология. Она возникает в результате демократизации ведийских концепций и соединения их с народными верованиями более древнего происхождения. Верховным богом становится Брахма – творец мира, который открывает триаду верховных богов (Тримурти). Кроме Брахмы, к ней принадлежат Вишну и Шива. При этом Вишну рассматривается в качестве бога, сохраняющего вселенную, сотворенную Брахмой, а Шива – в качестве бога, эту вселенную разрушающего. Индийская мифология развивает учение о душе, карме ((от древнеинд. karma – дело, деяние, поступок) это невидимый созревающий плод предшествующих дел, действие, предполагающее последующее вознаграждение или наказание) и сансаре ((от древнеинд. sansara – переход через различные состояния, круговорот, колесо рождений) это переход из одного тела в другое, но каким будет это новое тело – определяется кармой; сансара служила обозначением мирского бытия в качестве цепи рождений и перехода из одного типа бытия в другое). Буддизм в Индии распространялся постепенно. В III веке до н. э. царь Ашока принял его в качестве официальной идеологии. С I в. н. э. буддизм существет в двух формах - хинаяна (малая колесница) и махаяна (большая колесница). Первая предназначена для избранных, а вторая – для широких масс. В средние века буддизм превратился в одну из мировых религий, но распространялся уже в основном за пределами Индии – в Китае, Японии, Бирме, Тибете. Расцвет буддизма в Индии приходится на V-VII вв. н. э. Один из основных тезисов Будды – люди равны по рождению. Учение не учитывало кастовой принадлежности обращаемого: из 550 воплощений самого Будды 12 приходилось на рождение в качестве шудры (низшей касты), 10 раз он рождался пастухом и по одному разу каменщиком, резчиком и танцовщиком. Возможно, в условиях кастового общества идея равноправия помогала усилению царской власти и способствовала ослаблению влияния брахманов-жрецов. Новая религия способствовала объединению страны. С IV в. н. э. при династии Гуптов расцветает светская культура. Городские ремесленники основных специальностей были подчинены корпорациям. Город, как средоточие культуры, уже резко противостоял деревне. Возможно, существовали и царские мастерские. Однако мало найдено медных денег, вместо них даже в столице использовали раковины. С упадком династии Гуптов (середина VI в.) торговля все более приобретала характер натурального обмена. Объединяли страну не только новые религиозные представления, но и санскрит как универсальный язык, хотя существовала литература и на других языках. Развитие и широкое распространение художественной литературы и особенно лирики во второй половине первого тысячелетия было связано с появлением в индуизме своеобразного протестантства. Основной идеей этого движения, направленного против брахманов (которые являлись и крупнейшими землевладельцами), была бхакти — любовь к богу, которая делала излишними и обряды, и жрецов. К бхакти относились и упомянутые найянары и альвары, особо выделились кришнаиты. Для всех вариантов этого течения плотская любовь была символом любви к богу. В то же время развивается философия как более светский вариант мировоззрения. Возникает и история философии — в виде обзоров философских систем.  Но в новых социальных условиях к XII в. и хозяйственная, и художественная жизнь Индии вступает в полосу стагнации.

Древний Китай

Китайская культура — одна из древнейших. Еще в 3-м тысячелетии до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во 2-м тысячелетии до н. э. образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволило изготавливать различные сосуды, с различными изображениями: драконов (символ водной стихии), птиц (символ ветра). На гадательных костях того времени были обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Позже появляется и само понятие бога - на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города. В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища и одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различия даже в языке людей. В середине 1-го тысячелетия до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства. Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Конфуцианство идеологически сдерживало и развитие института рабства. В середине 1-го тысячелетия до н. э. возникло множество философских школ. С конфуцианством успешно конкурировал (и дополнял его) даосизм. Его основатель Лао Цзы в форме афористических парадоксов рисовал умиротворяющую картину природы, в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем. Государственную власть Лао Цзы включал в число четырех величественных сил мира, он возражал против любых активных действий, нарушивших исконный социальный порядок. Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изменение существующего общественного строя. На рубеже V-IV вв. до н. э. возникает учение иной направленности — моизм. Его основоположник Мо Цзы выступал против разобщения на царства, на семьи — проповедовал необходимость всеобщей любви. Очевидно, моизм послужил идеологией борьбы за объединение страны, которая закончилась созданием империи Цинь (221- 207 гг. до н. э.). Моисты критиковали порядок передачи ранга по наследству, ратовали за возможность возвышения простого человека. В то же время, отрицая роскошь, моизм признавал удовлетворение лишь простейших потребностей человека. Трансформируется на китайской почве и буддизм. (Представление о бесконечном ряде перевоплощений сменяет идея о возможности достичь просветления уже в этой жизни.) Буддизм становится идеологией, пригодной для бунта. Указы в 842—845 гг. фактически остановили рост влияния буддизма. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета. Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного одиночества. К IX в. китайцы осознают себя как единый народ. Своеобразие ситуации древнекитайской культуры заключается в том, что немаловажную роль играет даосизм. С другой стороны, именно буддизм придает устойчивость и общность менталитету Китая и многим другим странам Востока; он дает населению этого региона определенную свободу мышления, что помогает восприятию как европейского знания, так и новых экономических отношений. Конфуцианство ориентирует человека на повышение уровня знаний как основного пути к улучшению своего социального положения.

Двуречье (Месопотамия)

По своей древности культура Месопотамии не уступает древнеегипетской. Однако, в отличие от последней, история Двуречья представляет собой калейдоскоп сменяющихся народов и царств. Они были связаны лишь культурной преемственностью. В 4-м тысячелетии до н. э. Шумеры закладывают основы всей последующей цивилизации. Именно от них к нам пришли: лунно-солнечный календарь, карта звездного неба. К шумерской мифологии восходят многие библейские и греческие мифы, в частности, знаменитый миф о Великом Потопе. Во 2-м тысячелетии возникает Вавилоно-ассирийская культура, которая стала преемницей шумерской. Известна древняя библиотека, которая содержала около 30000 глиняных клинописных табличек. В VI века до н. э. Вавилония была завоевана Персией. Эти завоевания положили конец самобытной культуре.

Античная культура

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная   культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества.   Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и   Ионического морей) и временем (от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков   христианства), античная культура раздвинула рамки исторического   существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и   скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и   философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается   период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.    

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские   гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название   сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности,   точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего   Востока.    Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом   для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то   же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и   индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических   проблем.  

Античная культура – культура Древней Греции и Рима – стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. В этой связи античность привлекает внимание современников.

Античность по разному рассматривается учеными. Так, А. Ф. Лосев связывает античность с зарей, детством человеческого духа, считает, что античность была греческим чудом. Ф. Ницше видит в античности “античный ужас”. В греческой религии и искусстве он увидел два противоположных начала – апполоническое и дионисийское. На бурных празднествах в честь Диониса античный человек освобождался от обычных запретов, забывал апполонические законоположения. Таким образом, везде, куда проникало дионисийское начало, апполоническое упразднялось или уничтожалось. А. Боннар считает, что греческого чуда не существует, а греческий народ всего лишь развивает и продолжает эволюцию, начатую народами жившими до него. Этот сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации сделал новый шаг в медленном продвижении человечества вперед.

Культура Древней Греции. Благоприятную обстановку для зарождения греческой цивилизации создали: борьба за демократию, историческое наследие крито-микенской культуры, а также природные условия. Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис – демократически управляемый город-государство. Расцвет греческого полиса в IV-V веках до н. э. стал одновременно золотым веком, классической эпохой античности. Однако изнанкой культурного взлета был рабский труд. Рабство было причиной внутренней слабости греческого мира, который не мог противостоять варварским нашествиям.

 Прежде всего, античность привлекает современника гуманизмом и ощущением свободы личности. Греки стремились увеличить власть человека над природой, утвердить и возвысить свою человеческую сущность. Воспитание подчиняется решению задачи всестороннего совершенствования человека. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Если попытаться определить доминанту сознания грека – гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. В Греции не было трепета перед понятием высшей власти, что ее отличало от восточных деспотий. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений о делах государственной важности. Это имело прямое влияние на умонастроение граждан. Идеалом гражданина были полисные, социальные интересы, участие в обсуждении и осуществлении государственных дел. Письменность из профессионального навыка превращается в личный. Общество ставит перед собой задачу воспитания активной личности.

В культуре Греции обращает на себя внимание стремление к идеальной норме и столкновение идеальной модели с реальной действительностью. Герои Гомера своими подвигами возвышаются над обычными людьми, Эсхил славит идеи патриотического долга, Софокл изображает людей, какими они должны быть. Модель идеального управления – полисная демократия. Однако в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. По подсчетам А. Боннара, в Афинах, например, своими гражданскими правами могли пользоваться всего лишь 14240 граждан из 400 тысяч.

Для античности характерно насаждение организованности над хаосом. Полис – это организованная структура, космос – обустроенный мир, мир богов организован согласно общественному строю на земле. Мировоззрение древнего грека носило космологический, мифологический, политеистический характер. Космос для грека – это абсолютное божество. Сам термин “космос” указывает не только на мир, но и на лад, строй, порядок и красоту. И если все окружающее прекрасно, то верность ему становится незыблемым принципом греческого искусства. Весь космос трактуется как универсальная общинно-родовая формация, в которой существуют вполне земные родственные отношения. Земля трактуется как мать всего существующего, как мать всех богов и людей. Античный человек созерцал действительность. Для него весь мир являлся в разных обобщающих словах, т.е. мифах.

Культура Древнего Рима. В I веке до н. э. в античном мире возвышается Рим. С ним связана поздняя эллинистическая культура. Особенностью древнеримской культуры является: а) преемственность, открытость римской культуры (можно выявить этрусское и греческое влияние, показать веротерпимость римлян); б) двуязычность римской культуры (греческий и латинский языки); в) просветительство, систематизаторство, энциклопедизм науки и образования; г) продолжает углубляться интерес к внутреннему миру человека, наблюдается психологизм в литературе и искусстве. Проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианства. Для раскрытия этих особенностей можно использовать богатый материал периода расцвета культуры в Римской империи.

Период правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) и век Антонинов (II в.) рассматривается как золотой век римской культуры. С ним связаны прославленные имена архитектора Ветрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Горация, математика, астронома и географа Клавдия Птолемея, анатома и физиолога Галена, философов Сенеки и Эпиктета и др. Римские художники, писатели, поэты и философы ориентируются на гениев классической культуры Греции, однако естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной. Широкое распространение получает греческий язык. В 90-80-е гг. до н. э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как российские вельможи изъяснялись по-французски в XVIII в. Столичная молодежь могла слушать греческих философов без переводчика.

Развивается архитектура и изобразительное искусство. В Риме развернулось интенсивное строительство, реставрировались древние водопроводы, реконструировались дороги и мосты. Август гордился тем, что оставляет мраморным Рим, который принял кирпичным. Было опубликовано “Десять книг о строительном искусстве” Марка Ветрувия Поллиона. Были созданы специальные здания для народных собраний, судей, был воздвигнут Пантеон (храм всех богов), построен Форум Августа. Построено множество храмов. В римской архитектуре проявляется греческое влияние при сохранении древних местных традиций храмового и погребального зодчества.

Начиная с I века н. э. эллинистическо-римскую культуру захватывает идея реставрации. Литераторы пытались возродить все идейные и стилистические особенности писателей классической Греции, в науке пытались систематизировать накопленное. Философской реставрацией древней мифологии стал неоплатонизм.

Культуре императорского Рима присущ энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую “Естественную историю”. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новым условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях.

Изначально своим главным признанием Рим считал власть над миром. Уступая грекам пальму первенства в науках и искусстве, римляне превыше всего ставили умение властвовать. Достигнув желаемого, приобретя власть над миром, Рим утратил цель: пик имперского могущества одновременно стал кризисом и гибелью римской идеи.

С падением Рима завершается античная культура, но ее традиции продолжают жить. Художественные  образы античности вдохновляли мастеров Возрождения, эпохи классицизма. В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Оды М. В. Ломоносова,   Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумаркова, театральная деятельность          Ф. Г. Волкова, архитектура В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, скульптура       И. П. Мартоса и др. наполнили классицизм новым национальным содержанием. В дальнейшем обращение к образам античности наблюдается в серебряном веке русской культуры.

Античная культура стала одной из самых развитых культур древнего мира. Она выделяется полнотой, разнообразием составных частей культуры (литература, искусство, философия и т. д.), гуманистической направленностью. Античность внесла большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Взаимодействие и развитие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию.

Культура Средневековья и Возрождения

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние  века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы. Неба и Земли, души и тела. В сознании человека эпохи средневековья мир представлялся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место Богу, ангелам, людям и потусторонним силам тьмы. При этом сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико.

История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, в течение всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества. Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов. Средневековая культура заимствовала от погибшего древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественно-научные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история — к монастырским хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся, формируя церковную иерархию. Она отвергала светское знание, фальсифицировала античных авторов, ревниво оберегала античные книги в недрах монастырских библиотек. По мнению Тертуллиана (писателя-церковника), сами понятия “философ” и “христианин” — диаметрально противоположны. Но взамен античной философии возникает христианская теология, под знаком которой развивается средневековая культура.

Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение   (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический   феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение.    Под Возрождением принято понимать направленность   культуры к воскрешению (“возрождению”) античности. В этой связи культура   Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза   средневековой схоластике. Такова самая общая (в значительной мере   поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его   отличительные черты:   

— индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего   мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили   человеческую индивидуальность;   

— культ светской (т. е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к   чувственным удовольствиям;    

— светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под “светским духом   религии” следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми   (христианами), представители Возрождения стали меньше придавать значения   обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание   на ее внутренней, духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей   они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т. е. языческих) религиозных учениях;    

— освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и   учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело   критиковали, к примеру, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить   себе схоластические мыслители;    

— особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская   культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и   подражания;   

— чрезвычайный вкус к искусствам.    

Таким образом, Возрождение нельзя уподобить “юноше, бунтующему против   родителей и ищущему поддержки у дедов”, как это представлялось в традиции,   сложившейся в XIX в. Ренессанс тесно связан с предшествующей эпохой. Его   отличительные черты следует рассматривать лежащими в рамках единой   культурной традиции, органической частью которой была средневековая   схоластика. Объединяющими началами для этой традиции являлись основы   христианства и античности.

Особенностями Ренессанса   следует считать, во-первых, необычайную яркость чувства подъема; во-вторых,   связь возрожденческого возвращения к подлинному, с обращением к древности   (античности).    

Возрождение не противоположно средневековью, но “иное” по сравнению с ним. Каждая из них по-своему выражала   ценности единой традиции западноевропейской культуры.

Господство науки и техники открывает эпоха, следующая за Ренессансом, — эпоха Нового времени. Ее начало принято относить к XVII в. Ренессанс - эпоха не научно-техническая, а художественно-эстетическая.   Центр интересов деятелей Возрождения лежит в художественно-эстетической сфере. Наука в современном понимании интересует их лишь   постольку, поскольку она может иметь значение для художественного творчества   и для эстетического развития личности. Более того, само понятие науки в   современном смысле здесь еще не сложилось. Так, некоторые представители   Ренессанса относили живопись к науке, а Леонардо да Винчи считал ее главной   из наук.    

Список литературы

Понятие первобытной культуры

  1.  Алексеев В. П., Першиц А.И. История первобытного общества. –  М.: Высшая школа, 1999.
  2.  Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. - М.: Просвещение, 1993.
  3.  Всемирная история: В 24 т. – Минск: Современный литератор, 1999. (Соответствующий периоду том).
  4.  Древние цивилизации. - М.: Мысль, 1989.
  5.  Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.:   Академический проект, 2001.
  6.  Линс Ю. История древних цивилизаций. – М.–СПб.: АСТ Полигон, 1999.
  7.  Лосев А. Ф. О диалектике мифа /А. Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.
  8.   Любимов Л.Б. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1996.
  9.  Матюшин Г.Н. Археологический словарь. – М.: Просвещение: АО “Учебная литература”, 1996.
  10.  Мифологический словарь. - М.: Бол. Росс. энциклопедия, 1992.
  11.  Тайлор Э. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989.
  12.  Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1986.

Культура Древних цивилизаций

  1.  Альбедиль Ф. М. Индуизм. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
  2.  Андросов В. П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины и доктринальные понятия: Учеб. пособие. – М.: ВЕСТКОМ, 2000.
  3.  Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. - М.: Наука, 1993.
  4.  Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта: В 2 т. – Минск: Харвест, 2002.
  5.  Будон Ринчендуб. История буддизма. – СПб.: Евразия, 1999.
  6.  Васильев Л. С. История религий Востока. - М.: Высшая школа, 1988.
  7.  Васильев Л.С. История Востока. – Т. 1, 2. – М.: Высшая школа, 2001.
  8.  Все страны мира. - М.: Вече, 2001.
  9.  Всемирная история: В 24 т. – Минск: Современный литератор, 1999. (Соответствующий периоду том).
  10.  Кравцов М. Е. История культуры Китая. –СПб: Лань, 1999.
  11.  Карпушина С.В., Карпушин В. А. История мировой культуры. – М.: Центр, 1998.
  12.  Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. – СПб: Нева, Летний сад, 2000.
  13.  Культурология: Конспект лекций. (Сост. А. А. Оганесян). - М.: Приор,2001. Линс Ю.
  14.  История древних цивилизаций. – М.–СПб.: АСТ Полигон, 1999.
  15.  Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. – М.: Восточная литература РАН, 2001.
  16.  Любимов Л. Искусство Древнего мира. - М.: Просвещение, 1996.
  17.  Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999.
  18.  Малявин В. В. Китайская цивилизация. – М.: ИПЦ “Дизайн. Информация. Картография”; ООО “Издательство Астрель”, “Издательство АСТ”, 2001.
  19.  Очерки по истории мировой культуры. – М.: Языки русской культуры, 1997.
  20.  Торчинов Е. А. Введение в буддологию: Курс лекций. – СПб.: СПб. филос. об-во, 2000.
  21.  Торчинов Е. А. Даосизм. “Дао-Дэ цзин”. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.
  22.  Торчинов Е. А. Даосские практики. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.
  23.  Фицжеральд С. П. Китай. Краткая история культуры. – СПб.: Евразия, 1998.
  24.  Эррикер К. Буддизм. – М.: Гранд, 2001.

Античная культура

  1.  Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1995.
  2.  Античная культура и ее влияние на культуру последующих веков. / Шаяхметова А. М.; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 1995.
  3.  Античность как тип культуры. - М.: Наука, 1988.
  4.  Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. - М.: Искусство, 1992 (и другие издания).
  5.  Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. - М.: Просвещение, 1993.
  6.  Гомер. Илиада. Одиссея. Любое издание.
  7.  История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1989.
  8.  История Древнего Рима  / Под ред. В. И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1993.
  9.  Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: Изобразительное искусство, 1988.
  10.  Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990.
  11.  Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Любое издание.
  12.  Лосев А. Ф. История античной эстетики. - М.: Искусство, 1992.
  13.  Словарь античности. - М.: Прогресс, 1989.
  14.  Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. - М.: Наука, 1991.
  15.  Шифман И. Ш. Цезарь Август. - Л.: Наука, 1990.
  16.  Цицерон и его время. - М.: Мысль, 1986.
  17.  Культурология для технических вузов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001.  
  18.  Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический Проект, 2001.  
  19.  Малюга Ю.Я. Культурология. - М.: Инфра-М,1999.  

Культура Средневековья и Возрождения

  1.  Баткин Л. Н. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989.
  2.  Бахтин А. Я. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990.
  3.  Всемирная история: В 24 т. – Минск: Современный литератор, 1999.
  4.  Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1980.
  5.  Гуревич А. Л. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1987.
  6.  Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. – Кн. 1-2. – М.: Терра – Книжный клуб, Республика, 1998.
  7.  Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.
  8.  История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под ред.   Брагиной Л. М.). - М.: Высшая школа, 1999.
  9.  История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. – М.: Высшая школа, 1998.
  10.  История средних веков: Учебник: В 2 т. / Под ред. З. В. Удальцовой, С. П. Карпова. - М.: Высшая школа, 1991.
  11.  Карпушина С. В., Карпушин В. А. История мировой культуры. – М.: Высшая школа, 1998.
  12.  Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. – М.: Наука, 1997.
  13.  Культурология для технических вузов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001
  14.  Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. - М.: Прогресс, 1992.
  15.  Линс Ю. История древних цивилизаций. – М.; СПб.: АСТ Полигон, 1999.
  16.  Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978.
  17.  Любимов Л.Б. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1996.
  18.  Любимов Л.Б. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – М.: Просвещение, 1996.
  19.  Очерки по истории мировой культуры. – М.: Языки русской культуры, 1997.
  20.  Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. - С-Пб.: Наука, 1991.
  21.  Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. - М.: Искусство, 1987.
  22.  Хейзинга Й. Осень Средневековья. - М.: Наука, 1991.
  23.  Шаповалов В.Ф. Основы философии : От классики к современности. - М.:   ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  24.  Ястребицкая А. Л. Западная Европа ХI-ХIII веков. - М.: Наука, 1978.
  25.  Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. – М.: Интерпракс, 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34536. Традиция семейного романа во франц. л-ре 20 в. (Р. Роллан, Ф. Мориак, Э. Базен) 15.92 KB
  Приступая к рассмотрению многотомных семейных циклов которые продолжают появляться во французской литературе послевоенного периода следует поставить вопрос о характере этого жанра как такового.Прежде всего надо отметить что то обстоятельство что сюжеты этих циклов связаны рамками одного или нескольких семейств отнюдь не означает их асоциальности. Во Франции например начиная с РугонМаккаров вплоть до Семьи Тибо и до нынешних послевоенных семейных циклов все это подчеркнуто социальные произведения которые выходят далеко за пределы...
34537. Проблема гуманизма в произведениях А. Де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как сказка-притча 18.04 KB
  Маленький принц как сказкапритча. Маленький принц был написан в 1943 году и трагедия Европы во второй мировой войне воспоминания писателя о разгромленной оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. То что Маленький принц сказка мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя сказочные персонажи Лис Змея Роза. Прообразом литературной сказки Маленький принц можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц изза несчастной любви...
34538. От Сюрреализма к соцреализму. Арагон и Элюар 18.91 KB
  Арагон и Элюар СЮРРЕАЛИЗМ Мировой центр – Париж но среди участников движения были и немцы и чехи и американцы. Участники необычайно имениты: Арагон Ренуар Дали и т. Арагон поэт и романист которому принадлежит видное место во французской литературе социалистического реализма крупный общественный деятель. стала для Арагона первой школой жизни.
34539. Своеобразие мифотворчества Ф. Кафки 18.94 KB
  Странность Грегоранасекомого в том что он начинает превращаться и превращается не в насекомое а в Человека. Звучит абсурдно но мизансцена свидетельствует о том что Грегор трутень на нем паразитирует вся семья. Грегор Замза просыпаясь утром понимает кто он есть на самом деле и образ жука здесь служит символом очищения души ее возрождении и освобождении от гнета. Грегор человек в обличии насекомого; его родичи насекомые в человеческом облике.
34540. Теория эпического театра и Конфликт и его худ. воплощение в пьесах Брехта 17.5 KB
  Среди наиболее знаменитых пьес эмиграции Матушка Кураж и ее дети 1939. В условиях 30х годов Матушка Кураж звучала конечно как протест против демагогической пропаганды войны фашистами и адресовалась той части немецкого населения которая поддалась этой демагогии. Сущность эпического театра становится особенно ясной в связи с Матушкой Кураж . Поэтому в Матушке Кураж столь последовательный и выдержанный даже в мелких деталях подлинный лик жизни.
34541. Тема «потерянного поколения» в литературе 1 половины 20 в. (Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон, Ф.С. Фицджеральд, Э. Хемингуэй и др.) 17.11 KB
  и Хемингуэя Прощай оружие. Все вы потерянное поколение эпиграф Хемингуэя затем стал лит. Они индивидуалисты и надеются как герои Хемингуэя лишь на себя на свою волю а если и способны на решительный общественный поступок то сепаратно заключая договор с войной и дезертируя. Хемингуэй рассказал о возвращении с войны сборник рассказов В наше время 1925 о сущности неприкаянной жизни фронтовиков и их подруг об одиночестве невест не дождавшихся возлюбленных Фиеста 1926 о горечи прозрения после первого ранения и утраты...
34542. Тема антифашистского сопротивления в творчестве А. Зегерс 15.34 KB
  Зегерс. Анна Зегерс 19001983 – псевдоним. Роман Седьмой крест давно признан лучшим романом Зегерс. В Седьмом кресте наиболее отчетливо сказалось замечательное умение Анны Зегерс показывать людей в нерасторжимом единстве личного и общественного ставить острые политические вопросы времени обращаясь к частной будничной жизни широких слоев народа.
34543. Исторический роман 13.83 KB
  В пределах этой общей характеристики исторического романа нового типа диапазона переходов и разновидностей достаточно велик: от модернизации истории т. романа в котором исторически достоверны сюжет основные факты описание быта национальный и временный колорит но в конфликты и отношения героев внесены современные мотивировки и проблемы Безобразная герцогиня или Еврей Зюсс Л. романа представляющего собой в сущности исторически костюмированную современность романа намеков и иносказаний в котором в условноисторической оболочке...
34544. Роман воспитания в немецкой литературе 16.13 KB
  Bildungsromn тип романа получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Роман воспитания традиционная разновидность жанра романа в эволюции которой проступает одна из магистральных линий развития немецкой романистики на протяжении нескольких столетий. Уходя своими истоками в глубь времен в рыцарские повествования средневековья и плутовской роман барокко XVII века он получил законченную классическую форму в творчестве великих просветителей Германии К.