71475

СЛОВАРЬ ПО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ШКОЛАМ И ИНСТИТУТАМ

Книга

Культурология и искусствоведение

Артистический факультет (лат. artis – искусство) – подготовительный факультет в средневековой высшей школе, на котором изучались семь свободных искусств. Аудитория (лат.audire - слушать) – помещение для чтения и слушания лекций. Появились в XIV веке, до этого для лекций годилось...

Русский

2014-11-07

609.5 KB

0 чел.

Сергей Тюлькин

1 курс, бакалавриат, История, 11-я группа

представляет

СЛОВАРЬ ПО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ШКОЛАМ И ИНСТИТУТАМ

Миниатюра XV века. Болонские студенты

А

Артистический факультет (лат. artis – искусство) – подготовительный факультет в средневековой высшей школе, на котором изучались семь свободных искусств.

Аудитория (лат.audire - слушать) – помещение для чтения и слушания лекций. Появились в XIV веке, до этого для лекций годилось любое помещение, включая даже дом преподавателя.

Б

Бакалавр (лат. baccalaurus – увенчанный лавром) – низшее звание в академии, первая учёная степень, помощник магистра.

Большой ординарный учебный период (лат. magnus оrdinarius) – период обучения в университете, длился с середины сентября или октября до Пасхи, согласно учебному плану.

В

Вагант (лат. vagantes – бродячий) – бродячий школяр, переходящий из города в город в поисках нужных ему преподавателей или возможности подзаработать (впрочем, одно другому не мешает).

Д

Декан (лат. decanus, от decem - десять) – в римской армии старший над десятью воинами. Значение сохранилось и позже, варьировалась лишь категория подчинённых (дворцовые прислужники; священники). В университете декан стал выборным представителем факультета.

Диплом (греч. δίπλωμα - сложенный вдвое документ) – в римской армии официальный документ, при предъявлении которого солдат мог требовать от гражданских лиц размещения и питания (выдавался в поход или командировку). Позже так назывались документы вообще (папские буллы; хартии). В университете так стал называться документ об окончании сего учебного заведения.

Диспут (лат. disputatio) – спор на заданную тему, позволял студентам учиться спорить, аргументировать и опровергать. Проводился относительно часто, можно считать предтечей семинаров. Правда, дело иногда доходило до мордобоя.

Диссертация (лат. disserere - разъяснять) – сочинение, написанное для получения учёной степени.

К

Кафедра (греч. καθέδρα - седалище; сиденье) – первоначально место, где учреждён епископский престол или место в церквах, с которых проповедовали. В университетах - возвышение для лектора, оратора или предмет преподавания.

Квадриум (лат. quadrivium) – второй уровень «семи свободных искусств, включал в себя арифметику, астрономию, музыку и геометрию.

Коллегия, колледж (лат. collegium – от con с, вместе, и lego читаю, выбираю) – студенческие общежития XIV-XV вв. Со временем в коллегиях стали проводиться лекции и диспуты.

Куратор (лат. curator, от cura попечение) – попечитель университета.

Л

Лекция (лат. lectio – слушаю) – чтение преподавателем книги, с пояснениями. Учащийся должен был иметь текст лекции. Лекции делились на ординарные (обязательные; обычно проводилось с утра) и экстраординарные (дополнительные; проводились обычно вечером).

Лиценциат (лат. licentiatus от слова licet - дозволено) – бакалавр, получивший право на преподавание (licentio docendi). Давалось спустя два года после получения звания бакалавра.

М

Магистр (лат. magister - учитель) – первая учёная степень. Присуждалась через полгода после получения лиценциата и защиты диссертации.

Малый ординарный учебный период (лат. ordinarius parvus) – период обучения в университете, длился с Пасхи до конца июня, согласно учебному плану.

Р

Ректор (лат. rector управитель) – выборный руководитель университета.

С

Семестр (лат. semestris - шестимесячный) – учебный период в шесть месяцев.. Разделение появилось лишь к концу Средневековья, в германских университетах.

Семь свободных искусств (лат. septem artes liberales) – предметы, изучаемые на артистическом факультете. В него входили: грамматика, риторика, диалектика (искусство мыслить, логика) – входили в первый уровень;  арифметика, геометрия, астрономия и музыка – входили во второй уровень.

Стипендия (лат. stipendium  - оклад, жалование) – солдатское жалованье в римской армии. Позже стало обозначать жалование в университетах.

Тривиум (лат. trivium) – первый уровень «семи свободных искусств», включал в себя грамматику, риторику и диалектику.

У

Университет, высшая школа (лат. universities – целостность, объединение) – союз преподавателей и студентов, а так же книготорговцев, переписчиков, аптекарей, изготовителей пергамента, чернил, перьев и т. д.. Университеты появились в конце XII – начале XIII вв. Возникали они либо на основе бывших кафедральных школ (например, Парижский университет образовался на основе школы при соборе Парижской Богоматери), либо благодаря последователям учителя (например, Болонский университет возник из кружка учеников Ирнерия, знатока римского права). Университеты вскоре добились самоуправления, что было закреплено буллами Папы Римского (эти буллы не только отделяли университет от светской и духовной власти, но и признавали существование университета). Пока ещё не было разделения на среднее и высшее образования.

Ф

Факультет (лат. facultas – возможность) – объединение по предметам. В средневековой высшей школе было четыре факультета: артистический, юридический, философский и медицинский.

Список литературы:

http://dic.academic.ru/

«Всемирная история», т 1, изд-во Аванта+, М., 2004 год.

Махлаюк А., Негин А. «Римские легионы в бою», изд-во ЭКСМО, М., 2012 год.

Суворов Н. С. «Средневековые университеты», изд-во «ЛИБРОКОМ», М., 2012 год.

«Энциклопедический словарь», государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», М., 1953-55 гг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11902. Определение арсеназо 1 и голубого декстрана в их смеси 229.5 KB
  Лабораторная работа №312 Определение арсеназо 1 и голубого декстрана в их смеси. Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Гельхроматография или гельпроникающая или эксклюзионная хроматография является одним из вариантов жидкостной хромато...
11903. Балки и фермы. Главная Центроидальная Система координат 1.47 MB
  Методические указания по выполнению лабораторной работы №4 1. Балки и фермы В этой лабораторной работе рассматриваются: Идеализации Балочные элементы Система координат балки Действующая система координат балки Система координат формы...
11904. Лабораторные работы по физике 2.64 MB
  Основные правила работы в лабораториях кафедры прикладной физики 1. На каждое лабораторное занятие студенты должны приносить с собой: а лабораторный журнал тетрадь в клетку не менее 48 листов; б несколько листов миллиметровой бумаги формата А4; в клей для бумаги
11905. ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАШИНЫ АТВУДА 159.5 KB
  Лабораторная работа № 3 ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАШИНЫ АТВУДА Цель работы: Изучение динамики поступательного движения связанной системы тел с учетом сил трения. Приборы и принадлежности: машина Атвуда смонтированная на лабораторном мод...
11906. МАЯТНИК ОБЕРБЕКА 99 KB
  Лабораторная работа №4 МАЯТНИК ОБЕРБЕКА Цель работы: изучение основного закона динамики вращательного движения определение момента инерции системы грузов. Приборы и принадлежности: лабораторный модуль ЛКМ3 со стойкой и блоком стержень с отверстиями два круглых
11907. Определение плотности твердого тела на примере цилиндра 85.5 KB
  Определение плотности твердого тела. Цель работы: познакомиться с методом обработки результатов измерений научиться пользоваться штангенциркулем и микрометром. Оборудование: цилиндр штангенциркуль микрометр...
11908. Основные правила работы в лабораториях кафедры прикладной физики 48 KB
  Основные правила работы в лабораториях кафедры прикладной физики I.На каждое лабораторное занятие студенты должны приносить ссобой: а лабораторный журнал тетрадь в клетку не менее 48 листов. бнесколько листов миллиметровой бумаги формата А4 А5. вклей для бума
11909. СТАТИСТИКА ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА (Статистическая обработка результатов измерений) 80.5 KB
  Лабораторная работа № 1 СТАТИСТИКА ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА Статистическая обработка результатов измерений Цель работы: определение времени реакции человека. Ознакомление со статистической обработкой результатов измерений. Приборы и принадлежности: измерител...
11910. ФИЗИЧЕСКИЙ МАЯТНИК Введение Описание установки 38.39 KB
  Лабораторная работа № 5 ФИЗИЧЕСКИЙ МАЯТНИК Введение Описание установки Рис. 1 Физический маятник представляет собой твердое тело в нашем случае стержень 12 с отверстиями который монтируется на блоке 11 закрепленном на стойке 10 модуля ЛКМ3 так чтобы ось блока не пр...