71475

СЛОВАРЬ ПО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ШКОЛАМ И ИНСТИТУТАМ

Книга

Культурология и искусствоведение

Артистический факультет (лат. artis – искусство) – подготовительный факультет в средневековой высшей школе, на котором изучались семь свободных искусств. Аудитория (лат.audire - слушать) – помещение для чтения и слушания лекций. Появились в XIV веке, до этого для лекций годилось...

Русский

2014-11-07

609.5 KB

0 чел.

Сергей Тюлькин

1 курс, бакалавриат, История, 11-я группа

представляет

СЛОВАРЬ ПО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ШКОЛАМ И ИНСТИТУТАМ

Миниатюра XV века. Болонские студенты

А

Артистический факультет (лат. artis – искусство) – подготовительный факультет в средневековой высшей школе, на котором изучались семь свободных искусств.

Аудитория (лат.audire - слушать) – помещение для чтения и слушания лекций. Появились в XIV веке, до этого для лекций годилось любое помещение, включая даже дом преподавателя.

Б

Бакалавр (лат. baccalaurus – увенчанный лавром) – низшее звание в академии, первая учёная степень, помощник магистра.

Большой ординарный учебный период (лат. magnus оrdinarius) – период обучения в университете, длился с середины сентября или октября до Пасхи, согласно учебному плану.

В

Вагант (лат. vagantes – бродячий) – бродячий школяр, переходящий из города в город в поисках нужных ему преподавателей или возможности подзаработать (впрочем, одно другому не мешает).

Д

Декан (лат. decanus, от decem - десять) – в римской армии старший над десятью воинами. Значение сохранилось и позже, варьировалась лишь категория подчинённых (дворцовые прислужники; священники). В университете декан стал выборным представителем факультета.

Диплом (греч. δίπλωμα - сложенный вдвое документ) – в римской армии официальный документ, при предъявлении которого солдат мог требовать от гражданских лиц размещения и питания (выдавался в поход или командировку). Позже так назывались документы вообще (папские буллы; хартии). В университете так стал называться документ об окончании сего учебного заведения.

Диспут (лат. disputatio) – спор на заданную тему, позволял студентам учиться спорить, аргументировать и опровергать. Проводился относительно часто, можно считать предтечей семинаров. Правда, дело иногда доходило до мордобоя.

Диссертация (лат. disserere - разъяснять) – сочинение, написанное для получения учёной степени.

К

Кафедра (греч. καθέδρα - седалище; сиденье) – первоначально место, где учреждён епископский престол или место в церквах, с которых проповедовали. В университетах - возвышение для лектора, оратора или предмет преподавания.

Квадриум (лат. quadrivium) – второй уровень «семи свободных искусств, включал в себя арифметику, астрономию, музыку и геометрию.

Коллегия, колледж (лат. collegium – от con с, вместе, и lego читаю, выбираю) – студенческие общежития XIV-XV вв. Со временем в коллегиях стали проводиться лекции и диспуты.

Куратор (лат. curator, от cura попечение) – попечитель университета.

Л

Лекция (лат. lectio – слушаю) – чтение преподавателем книги, с пояснениями. Учащийся должен был иметь текст лекции. Лекции делились на ординарные (обязательные; обычно проводилось с утра) и экстраординарные (дополнительные; проводились обычно вечером).

Лиценциат (лат. licentiatus от слова licet - дозволено) – бакалавр, получивший право на преподавание (licentio docendi). Давалось спустя два года после получения звания бакалавра.

М

Магистр (лат. magister - учитель) – первая учёная степень. Присуждалась через полгода после получения лиценциата и защиты диссертации.

Малый ординарный учебный период (лат. ordinarius parvus) – период обучения в университете, длился с Пасхи до конца июня, согласно учебному плану.

Р

Ректор (лат. rector управитель) – выборный руководитель университета.

С

Семестр (лат. semestris - шестимесячный) – учебный период в шесть месяцев.. Разделение появилось лишь к концу Средневековья, в германских университетах.

Семь свободных искусств (лат. septem artes liberales) – предметы, изучаемые на артистическом факультете. В него входили: грамматика, риторика, диалектика (искусство мыслить, логика) – входили в первый уровень;  арифметика, геометрия, астрономия и музыка – входили во второй уровень.

Стипендия (лат. stipendium  - оклад, жалование) – солдатское жалованье в римской армии. Позже стало обозначать жалование в университетах.

Тривиум (лат. trivium) – первый уровень «семи свободных искусств», включал в себя грамматику, риторику и диалектику.

У

Университет, высшая школа (лат. universities – целостность, объединение) – союз преподавателей и студентов, а так же книготорговцев, переписчиков, аптекарей, изготовителей пергамента, чернил, перьев и т. д.. Университеты появились в конце XII – начале XIII вв. Возникали они либо на основе бывших кафедральных школ (например, Парижский университет образовался на основе школы при соборе Парижской Богоматери), либо благодаря последователям учителя (например, Болонский университет возник из кружка учеников Ирнерия, знатока римского права). Университеты вскоре добились самоуправления, что было закреплено буллами Папы Римского (эти буллы не только отделяли университет от светской и духовной власти, но и признавали существование университета). Пока ещё не было разделения на среднее и высшее образования.

Ф

Факультет (лат. facultas – возможность) – объединение по предметам. В средневековой высшей школе было четыре факультета: артистический, юридический, философский и медицинский.

Список литературы:

http://dic.academic.ru/

«Всемирная история», т 1, изд-во Аванта+, М., 2004 год.

Махлаюк А., Негин А. «Римские легионы в бою», изд-во ЭКСМО, М., 2012 год.

Суворов Н. С. «Средневековые университеты», изд-во «ЛИБРОКОМ», М., 2012 год.

«Энциклопедический словарь», государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», М., 1953-55 гг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34773. Практика как критерий истины. Абсолютность и относительность практики как критерия истины 43 KB
  Абсолютность и относительность практики как критерия истины К сожалению фактически все попытки решить проблему критерия истины не увенчались успехом. следует выделить две особенности практики как критерия истины: 1. Это достигается в процессе материального воплощения мышления в человеческой практики. С его помощью невозможно доказать немедленно непосредственно истинность или ложность тех или иных научных теорий которые выходят за пределы возможностей самой практики обусловленной историческим отрезком времени.
34774. Практика как специфический способ отношения человека к миру. Формы практической деятельности. Специфика медицинской практики 34 KB
  Формы практической деятельности. Интегративные функции практики по отношению к другим формам жизнедеятельности В сфере реального отношения людей к миру к природе к обществу к другим людям формируются исходные стимулы развитии всех форм человеческой культуры. Создаваемые в культуре и в материальном производстве и в регуляции отношений между людьми в обществе и наконец в сфере науки искусства философии способы деятельности возникают но сути своей как ответ па определенные проблемы и задачи связанные с воспроизводством...
34775. Глобальные проблемы современности. Философский анализ и решение. Альтернативы будущего 42.5 KB
  Остановим внимание на названных и в первую очередь на экологической проблеме в силу тех причин что все происходящее на планете Земля с участием человека или без него протекает и в природе. Геосфера поверхность Земли как необитаемая так и пригодная для жизни человека. Ноосфера ноо разум область разумной деятельности человека онрделяемая в конечном счете уровнем человеческого интеллекта и объемом перерабатываемой его мозгом информации. С целью их разгадки все сферы взаимоотношений природы и человека были условно разделены на...
34776. Философия медицины. Антропоцентризм. Духовность и медицина. Проблема человека 42.5 KB
  Это касается и права индивида на свободный личный выбор жизни или смерти. Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни. Понимание основ духовной жизни пациента часто включает в себя и знание его духовного развития.
34777. Этический рационализм Сократа. Учение о душе и добродетели. Переоценка ценностей. Особенности метода субъективной диалектики 30 KB
  Сократ около 470 399 до н. Универсальное основание мироздания по Сократу выступает как его всеобщая объективная родовая сущность которая может быть рациональнологически выражена в определенных закономерностях происходящего. Нравственный лучший тот кто знает что именно есть добродетель ибо по Сократу знающий благо поступает в соответствии с этим знанием.
34778. Принцип системности. Система, элемент, структура. Часть и целое, принцип целостности 45 KB
  Органичные системы проходят в процессе их развитии последовательные этапы усложнения и дифференциации. В зависимости от характера отношений со средой различают такие типы поведения систем как реактивное определяемое преимущественно средой адаптивное определяемое средой и функцией саморегуляции присущей самой системе активное в котором существенную роль играют собствен тле цели системы преобразование среды в соответствии с потребностями системы. Наиболее высокоорганизованными являются самоорганизующиеся системы адаптирующиеся и...
34779. Предмет философии и его особенности. Место и роль философии в системе культуры 36.5 KB
  ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура совокупность проявлений жизни творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы: нравы и обычаи; язык и письменность; характер одежды поселений работы; постановка воспитания; экономика; военное дело; политическое и государственное устройство; наука; техника; искусство; религия; все формы проявления объективного духа. Слово культура как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения со второй половины XVII в. В эпоху...
34780. Структура и основные функции философии. Мировоззренческая и методологическая функция 29.5 KB
  Мировоззренческая и методологическая функция ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия от греч. Цель философии увлечь человека высшими идеалами вывести его из сферы обыденности придать его жизни истинный смысл открыть путь к самым совершенным ценностям. историю философии.
34781. Истоки философии мифология, религия, любовь к мудрости, раздумья философов 27.5 KB
  Мифология система преданий сказаний легенд при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей взаимоотношение земного и космического начал.