71476

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ. СРЕДНИЕ ВЕКА

Книга

Культурология и искусствоведение

Гаргульи - С французского переводится как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их не только декоративное назначение: гаргульи издавна служат для отвода дождевой воды от крыш и стен зданий. Вода может извергаться из их пастей далеко за пределы собора, поэтому стены и фундамент защищены от разрушения.

Русский

2014-11-07

1.5 MB

1 чел.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Словарь терминов

по курсу

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ.

СРЕДНИЕ ВЕКА

на тему: Скульптура

Выполнила:

Бакалавр 1 года обучения

Чилингирова Валерия Руслановна

Руководитель
Кандидат исторических наук, доцент                                                                                       Ртищева Галина Анатольевна

МОСКВА

2013

  •  СОДЕРЖАНИЕ
  •  Барельеф
  •  Ваятель
  •  Гаргульи
  •  Гарпии
  •  «Голгофы» 
  •  Горельеф
  •  Искусство Кельтов 
  •  Капитель
  •  Кельтский крест 
  •  Кенотаф 
  •  Крестоцвет
  •   Круглая скульптура
  •  Леттнер
  •  Монументальная скульптура 
  •  Над алтарный крест 
  •  Надгробие
  •  Надгробный крест 
  •  Портал
  •  Плита мемориальная
  •  Рельеф
  •  Роза
  •  Скульптура 
  •  Саркофаг
  •  Табернакль
  •  Тимпан
  •  Триптих 
  •  Хиазм
  •  Химера


Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры , в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма. (Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Барельеф)
?

Ваятель – художник, занимающийся ваянием, скульптор. (ТолкСловарь. Ру http://tolkslovar.ru/v984.html ).

Гаргульи
- С французского переводится как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их не только декоративное назначение: гаргульи издавна служат для отвода дождевой воды от крыш и стен зданий. Вода может извергаться из их пастей далеко за пределы собора, поэтому стены и фундамент защищены от разрушения.Скульптуры в виде гаргулий (наряду со скульптурами химер) украшают храмы, построенные в готическом архитектурном стиле. (Мир образов. http://mirobrazov.com/garguli-v-fotografiyah.html).
Нотр - Дам де Дижон. Франция. XIII век

Гарпии - (лат. Harpyia, греч. Arpeia — "Похитительница, хищница" от Arpago — "похищаю") — в древнегреческой мифологии — духи бури, злобные крылатые существа с головой и грудью женщины и телом птицы. (Словарь изобразительного искусства. http://slovari.yandex.ru).

?
Рельефы "гробницы гарпий" из Ксанфа. Около 480 г. до н. э. Мрамор. Лондон, Британский музей





«Голгофы» - скульптурные группы, возвышающиеся вдоль дороги. Они называются Calvaire («кальвэр»), то есть «Голгофа». Такие придорожные кресты могут включать как полный набор действующих лиц сцены Распятия, то есть три креста с Иисусом и двумя разбойниками и Иоанном и Девой Марией у подножья, так и состоять из единственного креста. (Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Голгофа).

 Голгофы, Германия.

Горельеф - (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. (Гуманитарный словарь. http://slovari.yandex.ru/ ).

Искусство Кельтов - Кельты — группа племен индоевропейского происхождения, населявших в VIII—I вв. до н. э. обширные территории Центральной Европы. Сохранились "кельтские кресты", отдельно стоящие каменные стелы, соединяющие в верхней части крест и круг — сочетание древнего солярного (солнечного) знака и христианского символа. (Яндекс Словари. http://slovari.yandex.ru).

?

Капитель - (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. В Средневековье украшались скульптурной пластикой (Академик.ру http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/79990 ).
капитель собора Сен-Лазар, Франция.

Кельтский крест - равнолучевой крест с кругом. Символизирует солнце, воздух, землю и воду в единстве. Обозначает цикличность и замкнутость. Крест появился в Ирландии. Кельтские крестовые стелы покрыты рельефными изображениями библейских сюжетов и геометрическим орнаментом, иногда тончайшей ажурной резьбой. (http://within.ltalk.ru/1255-916-kel-tskii-krest.zhtml ).

  Кельтский крест, Ирландия, Х век.

Кенотаф - (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила) — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. (Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кенотаф)

?

Крестоцвет (флерон) -  декоративная деталь, завершающая башни в архитектуре готики Имеет вид стилизованного цветка с одной или двумя парами горизонтальных крестообразных ответвлений от центрального стебля. (www.wikipedia.org ).

Флерон Шартрского собора

Круглая скульптура ( статуя , группа, статуэтка , бюст ) – композиция, осматриваемая с разных сторон. Её можно обойти со всех сторон, и с каждой, она будет открываться по-разному.  (Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/круглая скульптура)
 Статуя святой Веры во славе. Конец 10 в. Конк.


Леттнер - между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку - леттнер, украшая ее многофигурными скульптурными композициями (распятие с предстоящими - Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы) (Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/Леттнер)

  Леттнер собора в Эксетере, Юго-Западная Англия. XIV—XVII вв.

Монументальная скульптура ( памятники , монументы ) - связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов, садово-парковая скульптура; станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. (Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/монументальная скульптура)

?

Над алтарный крест — элемент декоративного убранства храма, вешался на стену над алтарём либо свободно крепился к потолку над ним. Более характерен для западных храмов. (http://ru.enc.tfode.com).
Надалтарный крест. Базилика Сан Франческо в Ареццо


Надгробие - (греч. taphos, лат. sepulcrum, нем. Grabmal) — композиция на месте захоронения; крест, камень, скульптура или архитектурное сооружение, устанавливаемое на могиле для увековечения памяти умершего. (Словарь Изобразительного искусства. http://slovari.yandex.ru)
? Надгробие всадника. Середина I в. н. э. Известняк. Кёльн, Римско-германский музей

Надгробный крест - тип могильного памятника. Устанавливается как символ того, что «тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни (Википедия. www.wikipedia.org)


Портал - архит. обрамление входа в здание. Для романской, готич. и др.-рус. архитектуры характерны перспективные П. в виде уходящих в глубину стены уступов, уменьшающихся в размерах. В Средневековье часто украшались скульптурой (направление Готика) (Академик. Ру http://dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/7057/портал ).
портал Шартрского собора


Плита мемориальная - в мемориальной архитектуре вид пристенного надгробного памятника. При погребении под полом церкви-усыпальницы место склепа обычно не обозначалось, а на стене укрепляли доску с текстом, сообщавшим о факте захоронения. В поле доски, изготовленной из чугуна или бронзы (реже камня) размещался текст эпитафии, обычно в орнаментальной раме, часто с изображением дворянского герба и различных символических знаков. Встречаются мемориальные доски с барельефным портретом погребенного. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/).


Рельеф
—один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. (Библиотекарь.ру. http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/152.htm)

Роза – большое круглое окно, расчлененное фигурным переплетом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками. Является в церквах романского и готического стилей, обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа, а иногда и на обоих фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входными дверьми и доставляя внутренности храма обильное освещение. В готическом искусстве рисунок розы усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/).

 Нотр - Дам де Пари. Франция.


Скульптура
(лат. sculptura , от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. (Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/скульптура).
Конная статуэтка Карла Великого. Бронза. Из Меца. Каролингский период. Париж, Лувр.

Саркофаг - (гр."пожиратель праха") - надгробный памятник в виде стилизованного гроба: с прямыми, либо закругленными или скошенными гранями - помещенный на ножки-шары или лапы на плинте и цоколе. Материал - гранит, мрамор, известняк. Эпитафия обычно вырубается на верхней стороне саркофага либо на плите, врезанной в крышку. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/).

Cаркофаг с эффигией Иларии дель Карретто, ранее Возрождение. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Табернакль - (франц. tabernacle, от лат. tabernaculum — "будка, шатер, палатка", от tabula — "доска")  сооружение в виде балдахина, шатра, кивория над статуей, архитектонически оформленную нишу либо отдельное сооружение (Cловарь Изобразительного искусства. www.yandex.slovari.ru)

Табернакль на кровле Кампосанто в Пизе. Мадонна с Младенцем, с донатором и святыми. Около 1310 г. Камень. Статуи мастерской Джованни Пизано

Тимпан - Площадь фронтона, заполняемая живописными или скульптурными украшениями (http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=39893).

«Пятидесятница". Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130

Триптих - Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой. (ТолкСловарь.ру. http://tolkslovar.ru/t4992.html ).

  Триптих Арбавилля. Византия. Середина X в. Слоновая кость, резьба. Париж, Лувр

Хиазм - (греч. chiasmos - расположение в виде буквы "х"). В искусстве готики изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/)

?

 Химера - (греч. Χίμαιρα, «коза») — в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. Распространенный скульптурный мотив в виде устрашающих чудовищ, венчающие внешние своды или фасады готических соборов. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/).

Эффигия - (от лат. effigies) или скульптурное надгробие — скульптурное изображение умершего, выполненное из камня или дерева. Выполнялось в лежащем, коленопреклонённом или стоящем виде. Скульптурные надгробия также могут иметь форму бюста. Очень часто фигуры изображаются со скрещенными руками или соединёнными в молитве ладонями. (http://www.nt-magazine.ru/nt/node/7112)

Cаркофаг с эффигией Иларии дель Карретто, ранее Возрождение. ГМИИ им. А.С.Пушкина














 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

756. Анализ бюджета 103 KB
  Овладеть приемами анализа и оценки бюджетной системы Российской Федерации на примере бюджета оренбургской области за 2009 год. Основную часть доходов бюджета Оренбургской области (более 75%) составляют налоговые доходы.
757. Протиріччя між Росією ти Туреччиною, їх боротьба на Балканах ( перша половина ХІХ ст.) 305 KB
  Балкани, як геополітичний чинник зовнішньої політики Росії і Туреччини на рубежі XVIII – XIX ст. Російсько-турецька війна 1806 – 1812 років. Причини виникнення, хід і наслідки Російсько-турецької війни 1828-1829 років.
758. Микропроцессоры. Статический анализ системы управления ДПТ 135.5 KB
  Статический анализ системы управления ДПТ. Использование микропроцессоров (МП) и микроЭВМ в составе промышленного оборудования. Динамический анализ системы управления ДПТ. Универсальность и гибкость МП, как устройств с программным обеспечением, наряду с высокой надежностью и дешевизной.
759. Экономический анализ хозяйственной деятельности ЧАО Крымская фруктовая компания, Красногвардейского района АР Крым 143.73 KB
  Организационно-экономическая характеристика и анализ ресурсного потенциала ЧАО Крымская фруктовая компания красногвардейского района ар Крым. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции на предприятии. Анализ производства продукции на ЧАО крымская фруктовая компания Красногвардейского района АР Крым.
760. Система исполнительной власти. Пoнятиe и признaки иcпoлнитeльнoй влacти Рoccийcкoй Фeдeрaции 313.5 KB
  Пoнятиe и признaки иcпoлнитeльнoй влacти Рoccийcкoй Фeдeрaции. Оргaны гocудaрcтвeннoгo упрaвлeния в цeнтрe и нa мecтaх являлиcь ocнoвными cубъeктaми aдминиcтрaтивнoгo прaвa или жe нocитeлями aдминиcтрaтивнoй прaвocубъeктнocти. Мeхaнизм иcпoлнитeльнoй влacти. Cиcтeмa и cтруктурa иcпoлнитeльнoй влacти Рoccийcкoй Фeдeрaции.
761. Развитие волевых качеств личности в онтогенезе 132.5 KB
  Общее понятие воли в психологической науке. Волевые качества личности: характеристика, развитие в онтогенезе. Условия эффективного развития волевых качеств личности. Дать характеристику понятию воля, рассмотреть теории воли. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
762. Исследование типовых комбинационных устройств дешифратор-демультиплексор 125.5 KB
  Изучение принципов функционирования классического дешифратора со входом стробирования и возможности обращения его функции для реализации мультиплексора.
763. Разработка серверной части информационной системы для сопровождения процесса видеопроката 116 KB
  Построение концептуальной модели 0-уровня. Логическая и физическая реализация Базы данных. Список клиентов пункта видеопроката. Колличество фильмов, просмотренных клиентом Х. Жанр фильма, который имеет наименьший спрос.
764. Элементы структуры контроллинга 64.5 KB
  В сферу задач контроллинга входит постановка целей предприятия, сбор и обработка информации для принятия управленческих решений. Синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, реализация которых обеспечивает выработку альтернативных подходов при осуществлении оперативного и стратегического управления процессом достижения конечных целей.