71476

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ. СРЕДНИЕ ВЕКА

Книга

Культурология и искусствоведение

Гаргульи - С французского переводится как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их не только декоративное назначение: гаргульи издавна служат для отвода дождевой воды от крыш и стен зданий. Вода может извергаться из их пастей далеко за пределы собора, поэтому стены и фундамент защищены от разрушения.

Русский

2014-11-07

1.5 MB

2 чел.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Словарь терминов

по курсу

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ.

СРЕДНИЕ ВЕКА

на тему: Скульптура

Выполнила:

Бакалавр 1 года обучения

Чилингирова Валерия Руслановна

Руководитель
Кандидат исторических наук, доцент                                                                                       Ртищева Галина Анатольевна

МОСКВА

2013

  •  СОДЕРЖАНИЕ
  •  Барельеф
  •  Ваятель
  •  Гаргульи
  •  Гарпии
  •  «Голгофы» 
  •  Горельеф
  •  Искусство Кельтов 
  •  Капитель
  •  Кельтский крест 
  •  Кенотаф 
  •  Крестоцвет
  •   Круглая скульптура
  •  Леттнер
  •  Монументальная скульптура 
  •  Над алтарный крест 
  •  Надгробие
  •  Надгробный крест 
  •  Портал
  •  Плита мемориальная
  •  Рельеф
  •  Роза
  •  Скульптура 
  •  Саркофаг
  •  Табернакль
  •  Тимпан
  •  Триптих 
  •  Хиазм
  •  Химера


Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры , в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма. (Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Барельеф)
?

Ваятель – художник, занимающийся ваянием, скульптор. (ТолкСловарь. Ру http://tolkslovar.ru/v984.html ).

Гаргульи
- С французского переводится как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их не только декоративное назначение: гаргульи издавна служат для отвода дождевой воды от крыш и стен зданий. Вода может извергаться из их пастей далеко за пределы собора, поэтому стены и фундамент защищены от разрушения.Скульптуры в виде гаргулий (наряду со скульптурами химер) украшают храмы, построенные в готическом архитектурном стиле. (Мир образов. http://mirobrazov.com/garguli-v-fotografiyah.html).
Нотр - Дам де Дижон. Франция. XIII век

Гарпии - (лат. Harpyia, греч. Arpeia — "Похитительница, хищница" от Arpago — "похищаю") — в древнегреческой мифологии — духи бури, злобные крылатые существа с головой и грудью женщины и телом птицы. (Словарь изобразительного искусства. http://slovari.yandex.ru).

?
Рельефы "гробницы гарпий" из Ксанфа. Около 480 г. до н. э. Мрамор. Лондон, Британский музей





«Голгофы» - скульптурные группы, возвышающиеся вдоль дороги. Они называются Calvaire («кальвэр»), то есть «Голгофа». Такие придорожные кресты могут включать как полный набор действующих лиц сцены Распятия, то есть три креста с Иисусом и двумя разбойниками и Иоанном и Девой Марией у подножья, так и состоять из единственного креста. (Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Голгофа).

 Голгофы, Германия.

Горельеф - (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. (Гуманитарный словарь. http://slovari.yandex.ru/ ).

Искусство Кельтов - Кельты — группа племен индоевропейского происхождения, населявших в VIII—I вв. до н. э. обширные территории Центральной Европы. Сохранились "кельтские кресты", отдельно стоящие каменные стелы, соединяющие в верхней части крест и круг — сочетание древнего солярного (солнечного) знака и христианского символа. (Яндекс Словари. http://slovari.yandex.ru).

?

Капитель - (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. В Средневековье украшались скульптурной пластикой (Академик.ру http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/79990 ).
капитель собора Сен-Лазар, Франция.

Кельтский крест - равнолучевой крест с кругом. Символизирует солнце, воздух, землю и воду в единстве. Обозначает цикличность и замкнутость. Крест появился в Ирландии. Кельтские крестовые стелы покрыты рельефными изображениями библейских сюжетов и геометрическим орнаментом, иногда тончайшей ажурной резьбой. (http://within.ltalk.ru/1255-916-kel-tskii-krest.zhtml ).

  Кельтский крест, Ирландия, Х век.

Кенотаф - (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила) — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. (Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кенотаф)

?

Крестоцвет (флерон) -  декоративная деталь, завершающая башни в архитектуре готики Имеет вид стилизованного цветка с одной или двумя парами горизонтальных крестообразных ответвлений от центрального стебля. (www.wikipedia.org ).

Флерон Шартрского собора

Круглая скульптура ( статуя , группа, статуэтка , бюст ) – композиция, осматриваемая с разных сторон. Её можно обойти со всех сторон, и с каждой, она будет открываться по-разному.  (Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/круглая скульптура)
 Статуя святой Веры во славе. Конец 10 в. Конк.


Леттнер - между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку - леттнер, украшая ее многофигурными скульптурными композициями (распятие с предстоящими - Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы) (Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/Леттнер)

  Леттнер собора в Эксетере, Юго-Западная Англия. XIV—XVII вв.

Монументальная скульптура ( памятники , монументы ) - связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов, садово-парковая скульптура; станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. (Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/монументальная скульптура)

?

Над алтарный крест — элемент декоративного убранства храма, вешался на стену над алтарём либо свободно крепился к потолку над ним. Более характерен для западных храмов. (http://ru.enc.tfode.com).
Надалтарный крест. Базилика Сан Франческо в Ареццо


Надгробие - (греч. taphos, лат. sepulcrum, нем. Grabmal) — композиция на месте захоронения; крест, камень, скульптура или архитектурное сооружение, устанавливаемое на могиле для увековечения памяти умершего. (Словарь Изобразительного искусства. http://slovari.yandex.ru)
? Надгробие всадника. Середина I в. н. э. Известняк. Кёльн, Римско-германский музей

Надгробный крест - тип могильного памятника. Устанавливается как символ того, что «тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни (Википедия. www.wikipedia.org)


Портал - архит. обрамление входа в здание. Для романской, готич. и др.-рус. архитектуры характерны перспективные П. в виде уходящих в глубину стены уступов, уменьшающихся в размерах. В Средневековье часто украшались скульптурой (направление Готика) (Академик. Ру http://dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/7057/портал ).
портал Шартрского собора


Плита мемориальная - в мемориальной архитектуре вид пристенного надгробного памятника. При погребении под полом церкви-усыпальницы место склепа обычно не обозначалось, а на стене укрепляли доску с текстом, сообщавшим о факте захоронения. В поле доски, изготовленной из чугуна или бронзы (реже камня) размещался текст эпитафии, обычно в орнаментальной раме, часто с изображением дворянского герба и различных символических знаков. Встречаются мемориальные доски с барельефным портретом погребенного. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/).


Рельеф
—один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. (Библиотекарь.ру. http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/152.htm)

Роза – большое круглое окно, расчлененное фигурным переплетом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками. Является в церквах романского и готического стилей, обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа, а иногда и на обоих фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входными дверьми и доставляя внутренности храма обильное освещение. В готическом искусстве рисунок розы усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/).

 Нотр - Дам де Пари. Франция.


Скульптура
(лат. sculptura , от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. (Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/скульптура).
Конная статуэтка Карла Великого. Бронза. Из Меца. Каролингский период. Париж, Лувр.

Саркофаг - (гр."пожиратель праха") - надгробный памятник в виде стилизованного гроба: с прямыми, либо закругленными или скошенными гранями - помещенный на ножки-шары или лапы на плинте и цоколе. Материал - гранит, мрамор, известняк. Эпитафия обычно вырубается на верхней стороне саркофага либо на плите, врезанной в крышку. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/).

Cаркофаг с эффигией Иларии дель Карретто, ранее Возрождение. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Табернакль - (франц. tabernacle, от лат. tabernaculum — "будка, шатер, палатка", от tabula — "доска")  сооружение в виде балдахина, шатра, кивория над статуей, архитектонически оформленную нишу либо отдельное сооружение (Cловарь Изобразительного искусства. www.yandex.slovari.ru)

Табернакль на кровле Кампосанто в Пизе. Мадонна с Младенцем, с донатором и святыми. Около 1310 г. Камень. Статуи мастерской Джованни Пизано

Тимпан - Площадь фронтона, заполняемая живописными или скульптурными украшениями (http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=39893).

«Пятидесятница". Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130

Триптих - Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой. (ТолкСловарь.ру. http://tolkslovar.ru/t4992.html ).

  Триптих Арбавилля. Византия. Середина X в. Слоновая кость, резьба. Париж, Лувр

Хиазм - (греч. chiasmos - расположение в виде буквы "х"). В искусстве готики изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/)

?

 Химера - (греч. Χίμαιρα, «коза») — в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. Распространенный скульптурный мотив в виде устрашающих чудовищ, венчающие внешние своды или фасады готических соборов. (http://otlichnikkxr59.narod2.ru/).

Эффигия - (от лат. effigies) или скульптурное надгробие — скульптурное изображение умершего, выполненное из камня или дерева. Выполнялось в лежащем, коленопреклонённом или стоящем виде. Скульптурные надгробия также могут иметь форму бюста. Очень часто фигуры изображаются со скрещенными руками или соединёнными в молитве ладонями. (http://www.nt-magazine.ru/nt/node/7112)

Cаркофаг с эффигией Иларии дель Карретто, ранее Возрождение. ГМИИ им. А.С.Пушкина














 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81520. Роль транспортных РНК в биосинтезе белков. Биосинтез аминоацил-т-РНК. Субстратная специфичность аминоацил-т-РНК-синтетаз 125.71 KB
  У человека около 50 различных тРНК обеспечивают включение аминокислот в белок. тРНК называют адапторные молекулы так как к акцепторному концу этих молекул может быть присоединена определённая аминокислота а с помощью антикодона они узнают специфический кодон на мРНК. В процессе синтеза белка на рибосоме связывание антикодонов тРНК с кодонами мРНК происходит по принципу комплементарности и антипараллельности.
81521. Последовательность событий на рибосоме при сборке полипептидной цепи. Функционирование полирибосом. Посттрансляционный процессинг белков 111.26 KB
  Каждая эукариотическая мРНК кодирует строение только одной полипептидной цепи т. она моноцистронна в отличие от прокариотических мРНК которые часто содержат информацию о нескольких пептидах т. Кроме того на полицистронных мРНК синтез белка начинается до того как заканчивается их собственный синтез так как процессы транскрипции и трансляции не разделены.
81522. Адаптивная регуляция генов у про- и эукариотов. Теория оперона. Функционирование оперонов 127.06 KB
  Регуляция активности генов у прокариотов. В экспериментах гипотеза оперона получила полное подтверждение а предложенный в ней тип регуляции стали называть контролем синтеза белка на уровне транскрипции так как в этом случае изменение скорости синтеза белков осуществляется за счёт изменения скорости транскрипции генов т. Согласно теории Жакоба и Моно оперонами называют участки молекулы ДНК которые содержат информацию о группе функционально взаимосвязанных структурных белков и регуляторную зону контролирующую транскрипцию этих генов.
81523. Понятие о клеточной дифференцировке. Изменение белкового состава клеток при дифференцировке (на примере белкового состава полипептидных цепей гемоглобина) 105.05 KB
  Дифференцировка клеток определенного типа сводится к экспрессии в них комплекса генов специфичных для данной клеточной линии. Экспрессия этих генов в свою очередь контролируется регуляторными районами гена промоторами и энхансерами. Энхансеры регуляторные районы ДНК расположенные на некотором расстоянии от контролируемых ими генов но в том же локусе хромосомы. Для того чтобы промоторы и энхансеры тканеспецифических генов могли взаимодействовать с ТФ они должны быть открытыми т.
81524. Молекяулрные механизмы генетической изменчивости. Молекулярные мутации: типы, частота, значение 110.08 KB
  Молекулярные мутации: типы частота значение Классификация мутаций Тип мутаций Характер мутационных изменений Примеры последствий Геномный Изменение числа хромосом Болезнь Дауна появление дополнительной хромосомы 21 Хромосомные Общее число хромосом не меняется. Частота мутаций в половых клетках высока. Основные виды генных мутаций Виды мутаций Изменения в структуре ДНК Изменения в структуре белка ЗАМЕНА Без изменения смысла кодона Замена одного нуклеотида в кодоне Белок не изменён С изменением смысла кодона миссенсмутация ...
81525. Генетическая гетерогенность. Полиморфизм белков в популяции человека (варианты гемоглобина, гликозилтрансферазы, группоспецифических веществ и др) 107.01 KB
  Группы крови. Другой важный пример полиморфизма белков связанный с проблемой переливания крови существование в популяции людей 3 аллельных вариантов гена фермента гликозилтрансферазы А В и 0. Антитела к антигенам А и В обычно имеются в сыворотке крови людей на поверхности эритроцитов которых отсутствует соответшвующий антиген т. индивидуумы с антигенами А на поверхности эритроцитов продуцируют в сыворотку крови антитела к Вантигенам антиВ а люди с Вантигенами антитела к антигенам А антиА.
81526. Биохимические основы возникновения и проявления наследственных болезней (разнообразие, распространение) 104.52 KB
  За этой группой следуют белки модулирующие функции белков и участвующие в правильном сворачивании полипептидных цепей. Хорошо изученными наследственными заболеваниями связанными с нарушением синтеза α или βцепей НЬ являются талассемии. Синтез α и βцепей в норме регулируется таким образом что все молекулы протомеров используются на синтез тетрамера α2β2 Талассемии возникают как результат мутаций включающих замены или делеции одного или нескольких нуклеотидов а иногда и целого гена кодирующего структуру одного из протомеров....
81527. Основные системы межклеточной коммуникации: эндокринная, паракринная, аутокринная регуляция 100.4 KB
  По расстоянию от клетки продуцента гормона до клеткимишени различают эндокринный паракринный и аутокринный варианты регуляции. Клеткимишени могут отстоять от эндокринной клетки сколь угодно далеко. Пример: секреторные клетки эндокринных желёз гормоны из которых поступают в систему общего кровотока. Примеры: эндотелины вырабатываемые клетками эндотелия и воздействующие на эти же эндотелиальные клетки; Тлимфоциты секретирующие интерлейкины имеющие мишенями разные клетки в том числе и Тлимфоциты.
81528. Роль гормонов в системе регуляции метаболизма. Клетки-мишени и клеточные рецепторы гормонов 106.94 KB
  Клеткимишени и клеточные рецепторы гормонов Роль гормонов в регуляции обмена веществ и функций. Физиологический эффект гормона определяется разными факторами например концентрацией гормона которая определяется скоростью инактивации в результате распада гормонов протекающего в основном в печени и скоростью выведения гормонов и его метаболитов из организма его сродством к белкампереносчикам стероидные и тиреоидные гормоны транспортируются по кровеносному руслу В комплексе с белками количеством и типом рецепторов на поверхности...