715

Клиническая картина острого отравления лекарственными средствами

Лекция

Медицина и ветеринария

Клиническая картина острого отравления. Дифференциальная диагностика отравлений лекарственными средствами. Тяжелые клинические проявления психоневрологических расстройств при острых отравлениях - токсическая кома и острый интоксикационный психоз.

Русский

2013-01-06

63.5 KB

14 чел.

Лекция

Клиническая картина острого отравления лекарственными средствами

Отравление — патологический процесс, возникающий в результате воздействия на организм поступающих из окружающей среды ядовитых веществ различного происхождения (химические вещества, применяемые в промышленности и быту, лекарственные средства, микробные токсины, токсины растительного и животного происхождения и др,).

В зависимости от количества яда, проникшего в организм в единицу времени, могут развиваться острые и хронические отравления. Условия и причины развития острых отравлений могут быть различными.

Имеющие преимущественное распространение так называемые бытовые отравления можно разделить на:

- случайные отравления, возникающие как несчастные случаи в быту,

- алкогольные интоксикации вследствие приема внутрь содержащих этиловый алкоголь спиртных напитков или их суррогатов

- суицидальные отравления, предпринятые с целью самоубийства психически неуравновешенными лицами.

Диагностика острых экзогенных отравлений основывается: на данных анамнеза, результатах места осмотра происшествия и изучения клинической картины заболевания; на определении токсических веществ в биологических средах организма; на обнаружении специфических признаков отравления. Для клинической диагностики острых отравлений большое значение имеют анамнез и сведения с места происшествия.

Следует учитывать, что острые отравления относятся к несчастным случаям, которые имеют совершенно определенное время и место. Уничтожение этих данных может оказаться решающим не только в определении диагноза, но и в назначении лечебных мероприятий.

Клиническая картина острого отравления

Течение любого острого отравления характеризуется определенной этапностью развития токсического процесса.

Различают четыре периода отравлений:

1) скрытый период, или промежуток времени от момента приема яда до появления первых клинических симптомов отравления;

2) период резорбтивного действия яда;

3) период поздних осложнений;

4) восстановительный период.

Переход одного периода в другой, их продолжительность зависит от характера и дозы принятого яда, индивидуальной чувствительности к нему, своевременности и эффективности проводимого лечения.

Клиническая картина многих видов острых отравлений часто складывается из совокупности симптомов вследствие прямого токсического воздействия на различные структуры центральной и периферической нервной системы, легкие, сердце и другие органы.

Наиболее тяжелые клинические проявления психоневрологических расстройств при острых отравлениях - токсическая кома и острый интоксикационный психоз.

Синдром нарушения функции дыхания связан с угнетением деятельности дыхательного центра и дыхательной мускулатуры.

Экзогенная интоксикация всегда приводит к поражению фактически всех звеньев регуляции сердечно-сосудистой системы и проявляется в следующих вилах патологических состояний: гипертонический синдром; токсический шок; нарушение ритма и проводимости сердца; острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Поражение желудочно-кишечного тракта часто встречается при острых отравлениях и выражается в виде рвоты, пищеводно-желудочного кровотечения и токсического гастроэнтерита., наблюдаются нарушения функции печени и почек.

Дифференциальная диагностика отравлений лекарственными средствами

Лекарственная группа, токсическое вещество

Клиническая картина

М-холиноблокаторы: атропин, препараты красавки

Сухость кожи и слизистых оболочек, расширение зрачков, покраснение кожи, гипертермия, тахикардия, тахипноэ, беспокойство, судороги, кома

Адреноблокаторы: пропранолол, метопролол, атенолол

Артериальная гипотензия, брадикардия, аритмии, судороги

Антидепрессанты: амитриптилин, имитриптилин  

Признаки поражение ЦНС: сонливость, ступор, кома или психомоторное возбуждение, ригидность мышц, судороги; ССС: тахикардия, аритмии, АВ блокада, застойная сердечная недостаточность, возможны угнетение дыхания, обильное потоотделение, рвота  

Антикоагулянты прямого и непрямого действия.

При многократном приеме высоких доз развивается нарушение свертывания крови, проявляющееся носовыми, маточными, желудочными, кишечными кровотечениями, гематурией, кровоизлияниями в кожу, мышцы, склеры

Барбитураты: фенобарбитал, тиопентал-натрий, барбамил, реладорм  

Головная боль, спутанность сознания, делирий, дыхательная недостаточность, кома

Бензодиазепины: нитразепам, диазепам, феназепам

Седативный эффект вплоть до комы, особенно при сочетании с алкоголем

Наркотические анальгетики: морфин, героин, промедол, омнопон

Коматозное состояние с характерным сужением зрачков и ослаблением реакции на свет, сонливость, угнетение дыхания, гипертонус мышц, иногда судороги, цианоз слизистых оболочек  

Нейролептики: аминазин, тизерцин, галоперидол

Экстрапирамидные нарушения, сухость во рту, сонливость, гипотермия, коматозное состояние, угнетение дыхания, высыпание на коже

Нитраты и нитриты: нитроглицерин, нитросорбид

Цианоз, гипоксия, тошнота, рвота, резкая слабость, головная боль, головокружение, артериальная гипотензия, сужение зрачков, отсутствие реакции на свет, кома

Сердечные гликозиды: дигоксин, дигитоксин, строфантин, коргликон

Диспепсия: тошнота, рвота, гастралгия, диарея; нарушение функции ЦНС: головная боль, беспокойство, бессонница, микропсия, макропсия, изменение цветоощущения – желто-зеленый ореол вокруг объекта; нарушение функции ССС: брадикардия, аритмия, фибрилляция желудочков, артериальная гипотония, гипокалиемия

Холинергические средства: неостигмин, пилокарпин, физистигмин

Головокружение, слабость, рвота, спастические боли в животе, сужение зрачков, слюнотечение, бронхорея, цианоз, коллапс

Спирт этиловый

При приеме внутрь токсических доз после симптомов в опьянения развивается кома. Кожа холодная, липкая, лицо гиперемировано, коньюктивит, снижение температуры тела, непроизвольные акты мочеиспускания и дефекации, зрачки сужены, горизонтальный нистагм, угнетение дыхания, тахикардия, возможно судороги, аспирация рвотных масс, ларингоспазм и остановка дыхания

Допинговые препараты: димедрол

Сухость во рту и глотке, чувство онемения во рту, сонливость, головокружение, тошнота, тахикардия, расширение зрачков, кожа сухая, бледная, психомоторное возбуждение, судороги, переходящее в коматозное состояние с угнетением дыхания.

Противотуберкулезные средства: изониазид

Тошнота, рвота, боли в животе, слабость, головная боль, парестезии, тремор, атаксия, одышка, брадикардия сменяющаяся тахикардией. При тяжелых отравлениях судороги с потерей сознания и угнетением дыхания, развитие токсической гепатопатии и нефропатии.

Калия перманганат

При попадании внутрь – резкие боли в полости рта, по ходу пищевода, в животе, рвота, диарея. Слизистая оболочка рта и глотки отечна, темно-коричневого, фиолетового цвета. Возможны отек гортани, двигательное возбуждение, судороги. Часто наблюдаются тяжелая пневмония, геморрагический колит, нефропатия и гепатопатия, явления паркинсонизма

Метилксантиновые производные: кофеин, эуфиллин, теофиллин, теобромин

Шум в ушах, головокружение, тоннота, рвота, повышение температуры тела, тахикардия. Возможны выраженное психомоторное возбуждение, судороги. Далее развивается сопор, пароксизмальная тахикардия, падение АД и ортостатический коллапс.

Инсулин – тяжелое отравление у здоровых лиц возможно после введения 400 ЕД

Активен только при парентеральном введении. Возникают симптомы передозировки – слабость, усиленное потоотделение, тремор рук, чувство голода. При тяжелом отравлении (глюкоза крови менее 2,78 ммоль/л) – психомоторное возбуждение, клонико-тонические судороги, гипогликемической кома.                     После коматозного состояния развивается длительная токсическая энцефалопатия.    

Сульфаниламиды: сульфадиметоксин, бисептол, сульфадиазин.  

При легких отравлениях – тошнота, рвота, головокружение, слабость. При тяжелых отравлениях – резкий цианоз, агранулоцитоз, некротическая ангина, развитие ОПН, кристаллурия, аллергические реакции.

Другие химические вещества

Препараты мышьяка

Металлический вкус во рту, рвота зеленоватого цвета, сильные боли в животе, диарея в виде рисового отвара, резкое обезвоживание организма с судорожным синдромом, острая печеночно-почечная недостаточность, вплоть до коллапса и комы.

Перекись водорода 30% раствор

При попадании на кожу – побеление, появление ожогов буллезной стадии, при приеме внутрь ожоги слизистой ЖКТ. Опасны отравления 40 % техническим раствором перекиси водорода – газовая эмболия.

Ртуть и ее соединения: сулема, каломель, цианид ртути, гранозан, диэтилртуть

При отравлении парами ртути – поражение дыхательных путей, насморк, явления трахеобронхита, затем токсическая пневмония и отек легких. Одновременно появляется диарея и поражение ЦНС: сонливость или возбуждение. На 3 – 4 сутки токсическая нефропатия.

При приеме внутрь – резкие боли в животе, рвота, затем диарея с кровью, признаки ожога слизистых рта и глотки, металлический вкус во рту, кровоточивость десен, слюнотечение, на 2 – 3 сутки – поражение почек: боли в пояснице, отеки лица. Одновременно развивается психическая возбудимость, повышение АД, ртутный язвенный колит, токсический дерматит с ярко-красной сыпью, возможно развитие септического состояния.

Синильная кислота и другие цианиды

Быстрое развитие симптомов интоксикации, резкая головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, общая слабость, выраженная одышка, тахикардия, психомоторное возбуждение, судороги и потеря сознания. Кожа и слизистые цианотичны. При приеме смертельных доз – острая сердечно-сосудистая недостаточность, судороги и остановка дыхания в течение нескольких минут.

Спирт метиловый

Опьянение выражено слабо. Тошнота, рвота, мелькание мушек перед глазами, на 2 – 3 сутки неясность видения и слепота. Боли в ногах, голове, нарастание жажды. Кожа и слизистые сухие, гиперемированы с синюшным оттенком, язык обложен серым налетом, зрачки расширены. Возможно психомоторное возбуждение, судороги, гипертонус и ригидность затылочных мышц, токсический шок и остановка дыхания.

Формалин

Развивается ожог слизистой ЖКТ, жжение во рту, за грудиной, в области эпигастрия, рвота с кровью, жажда, токсический шок с развитием поражение печени и почек, характерно слезотечение, кашель и одышка. При вдыхании паров – разлитой бронхит, ларингит, пневмония, психомоторное возбуждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79515. Возрастная психология как теоретическая основа курса 26.48 KB
  Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии а именно ее теоретикоприкладное направление изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы научный аспект; как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания включая составление учебных...
79516. Цель психологической службы образования 29.04 KB
  Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: Реализация в работе с детьми возможностей резервов развития ребенка каждого возраста; Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов способностей склонностей чувств отношений увлечений жизненных планов; Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата который определяется одной стороныорганизацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах...
79517. Становление психологической службы в системе образования в России 35.21 KB
  С начала 1980х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования что было обусловлено потребностью общества бурным социальным развитием повышением требований к творческому и нравственному потенциалу личности. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых как А. Основные вехи становления психологической службы образования в России Дата Мероприятия Основные проблемы 1983 Круглый стол журнала Вопросы психологии Анализ результатов экспериментальных попыток создания...
79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
79520. Этические принципы деятельности психолога 31.11 KB
  Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся воспитанников родителей и педагогической общественности. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Информация полученная психологом в процессе проведения работы не подлежит сознательному или случайному разглашению а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме исключающей ее использование против интересов клиента.
79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО – структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.
79523. Объединение Русских земель Москвы (14-первая половина 16 веков) 21.07 KB
  Объединение Руси начавшийся в XIV XV веках процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами за земли Руси. Объединение Северовосточной Руси завершилось в правление Ивана III присоединение Новгорода 1478 Твери 1485 ликвидация формальной автономии Пскова 1510 и Рязани 1521. Он принял титул государя всея Руси...