7150

Особенности и периодизация культуры Нового времени. Личность и культура

Лекция

Культурология и искусствоведение

А. Особенности и периодизация культуры Нового времени. Б. Культура ХХ века. В. Личность и культура. Роль интеллигенции в обеспечении духовного развития общества. Особенности и периодизация культуры Нового времени Специфические особенности рассматрив...

Русский

2013-01-17

70 KB

15 чел.

А. Особенности и периодизация культуры Нового времени.

Б. Культура ХХ века.

В. Личность и культура. Роль интеллигенции в обеспечении духовного развития общества.

Особенности и периодизация культуры Нового времени

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры: становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений и рационалистического мышления. Четкой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует. Отзвук идеи Ренессанса в Европе ощущался очень долго, в разных государствах по-разному.

Период Нового времени охватывает два различных по своему социально-политическому характеру этапа:

1. Почти весь XVII в. — господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытая борьба с изжившими себя феодальными порядками, борьбой за преодоление монополии католической церкви, стремление к свободомыслию и просвещению.

XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии — победа буржуазных революций; во Франции и Испании — победа абсолютизма, в Италии и Германии — мелкодержавный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы. В ответ на Реформацию ожесточилась католическая реакция. Католицизм огнем и мечом, инквизицией и различными формами идеологической борьбы старается воздействовать на сознание народа. Культура XVII в. воплощает в себе всю сложность этой эпохи.

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука. Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда — появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т. д.

Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые представляет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве.

Культура XX века

Интерес к культуре на рубеже XXXXI вв. определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации, определить пути будущего развития культуры.

Потребность в изучении феноменов культуры обусловлена и разрушением экономической среды. Гибель лесных покровов планеты, загрязнение океана и рек – эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь возникают вопросы: “Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизировать их отношения?”

Важными проблемами современной культуры являются вопросы о значении техники для культуры XXXXI века, о социальном равенстве как ценности современной культуры, об охране памятников культуры и т. д.

Многие духовные ценности культуры зачастую нуждаются в охране. Например, охрана чистоты русского языка, памятников культуры.

В чем состоит проблема охраны памятников культуры?

- физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за тем или иным памятником;

- реставрация - один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать;

- консервация - сохранение памятника в том виде, в котором он дошел до нас;

- возведение "новоделов", т. е. создание копий некогда разрушенных памятников или частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера и т. д.;

- музеефикация, т. е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа.

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества в целом.

Каждая эпоха имеет свои проблемы и свой собственный взгляд на охрану культурного наследия. Так в XVII-XVIII вв. нет понятия "памятник истории и культуры". Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) - это грех. Одни из первых указов Петра (XVIII в.) касаются предметов искусства - "курьезные вещи" или "что зело старо, то необыкновенно". Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись. В 1869 г. возникает "Проект положения об охране памятников". В нем памятники делятся на следующие группы:

  •  Памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы);
  •  Памятники письменные (рукописи, старопечатные книги);
  •  Памятники живописи (иконы, стенопись);
  •  Памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа.

После октябрьской революции появляется ряд декретов об охране памятников, тогда и прижилось понятие "исторический памятник", в эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей.

Исторический и мемориальный - такие же важные критерии для памятника как временной и художественный. С 1924 г. памятники разделяют на две категории:

  •  Движимые, т.е. экспонаты музеев, произведения искусства;
  •  Недвижимые, т.е. скульптурные ансамбли.

Но как показало время, иногда в случае крайней необходимости и недвижимые памятники могут стать движимыми. В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников:

  •  Памятники археологии (раскопки);
  •  Памятники истории (дома);
  •  Памятники архитектуры (любые памятники до начала XIX в.);
  •  Памятники искусства (в основном движимые);
  •  Документальные памятники (требуют особых условий хранения).

И, наконец, появляется новый термин "наследие" или "историко-культурное наследие" (70-е гг.) - это любой вид памятника, который представляет из себя значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни.

Существуют также и более абстрактные понятия: "памятное место" или "духовный памятник", к примеру, это может быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений и религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в социальном, экономическом и политическом контексте.

Для охраны и изучения памятников культуры необходим комплексный подход, т. е. сохранение и изучение в контексте среды.

Личность и культура. Роль интеллигенции в обеспечении духовного развития общества

Личность – это результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Как и другие компоненты социальной жизнедеятельности — хозяйство, политика,   социальные отношения, — культура охватывает или затрагивает так или иначе   все общество, все группы и всех индивидов. Однако структура деятельности   населения в культурном плане не совпадает с социальной или политической,   подчиняясь собственным принципам. Конечно, социально-классовое деление   общества формирует и “две культуры”, находящиеся между собой в сложном   взаимодействии, в котором диффузия сочетается с размежеванием и   противостоянием.    Романтическое или гривуазное искусство могло часто прибегать к сюжетам   “прекрасной пастушки”, “барышни-крестьянки” или “Золушки”, но условием   поддержания культурного порядка было устойчивое классовое распределение   культурных норм. Однако культура всегда была слишком ответственным, сложным и общезначимым   делом, требующим усилий особых социальных групп, связанных со специфической   сферой деятельности. Поэтому уже на ранних этапах истории выделяются   специалисты — шаманы, гадатели, предсказатели, жрецы, вожди, которые могли   накапливать мудрость и сосредоточивать в себе недоступные остальным членам   коллектива духовную силу, опыт, знания.    

На более продвинутом уровне, в усложнившихся условиях существование культуры   поддерживается деятельностью интеллигенции. В синонимическом ряду этого   термина можно встретить слова “книжники”, “мудрецы”, “учителя”, “специалисты” и т.д. В течение долгого времени во всех обществах поддержание   культуры совпадало с религиозными функциями, осуществлявшимися духовенством   как высшей интеллигенцией. По мере усложнения духовной деятельности   появляется и светская культура, поддерживаемая собственно интеллигенцией.   Характер интеллигенции во многом   отличается в зависимости от социокультурного типа данного общества, роли   государства и степени самостоятельности светской культуры. Тем не менее в ее   деятельности можно выделить то общее, что в той или иной степени   присутствует в каждом развитом обществе. Именно интеллигенция осуществляет   основные функции по обеспечению духовного производства, включая творческое   создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем   достоянием общества. Такое “разделение труда” одновременно означает и   “распределение собственности”. В силу своей профессионализации   интеллигенция, поддерживая духовную жизнь, осуществляет своего рода   монополию на культурное достояние, хотя материальное воплощение этого   достояния большей частью оказывается в руках властных или богатых.    Эта роль интеллигенции настолько велика, что самый авторитарный режим   обнаруживает, что не может обойтись “своим умом” и вынужден вводить   интеллигенцию в свой состав в качестве специалистов по различным сферам   жизни общества, допускать определенное распределение функций, подчиняя и   приспосабливая духовную сферу к своим задачам, хотя бы ценой резкого   ограничения этой сферы и деформации ее подлинных общественных функций.    

Следует выделить три основные функции интеллигенции, в соответствии с   которыми ее можно разделить на три группы:    

1. Хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных   ресурсов, удержание норм и ценностей, исторической памяти. Без обеспечения   такой функции невозможно ни сохранение общества, ни его адаптация к   изменяющимся условиям. Именно она ложится на плечи самой многочисленной   группы интеллигенции — учителей, библиотечных и музейных работников,   редакторов, реставраторов, работников системы просвещения, программистов и  т. д. Их роль в общем процессе культурной жизни может быть обыденной и почти   безымянной, но именно благодаря их постоянной работе общество обеспечивается   культурой.    

2. Инновация как творческий процесс выработки новых идей, образов, моделей   действий, политических и социальных программ. Отличительная особенность   носителей этого типа функций — высокая степень индивидуализации, так как   инновации большей частью являются результатом творческих усилий отдельных   личностей или малых групп коллективов. Поэтому за инновацией обычно   закрепляется собственное имя автора или группы. Такое творчество неизбежно   протекает через разрыв с безусловными запретами и представлениями, нарушение   принятых представлений, норм и правил. Но такой процесс нередко   сопровождается не только мысленным экспериментированием над общественными   конструкциями и доктринами, но и экзистенциальным экспериментом над собой и   своей судьбой. Поэтому судьба изобретателей и новаторов далеко не всегда   благополучна, — в отличие от хранителей, которые могут рассчитывать на более   спокойную, хотя часто малозаметную жизнь. Однако именно по степени   способности общества к принятию нового следует оценивать его развитость   Новаторская духовная деятельность — процесс мало управляемый, во многом   зависящий от субъективных личностных факторов и от духовной атмосферы в   обществе, степени динамичности его культуры и от восприимчивости общества к   инновациям. Поэтому всякое развитое общество поддерживает те специфические   институты — фонды, центры, академии, в которых создается благоприятная среда   для вызревания творческих открытий и изобретений. Важной функцией этих   центров является не только материальная поддержка творчества, которая   зачастую бывает недостаточной, но и признание со стороны коллег (соратников   и соперников), распределение авторитета, что в какой-то степени компенсирует   все остальное. Произвольное вмешательство и подавление таких внутренних   механизмов самооценки может привести к ослаблению творческой атмосферы,   снижению духовного потенциала.    

3. Однако между творческой элитой и обществом существует неизбежный разрыв, дистанция, преодоление которой необходимо для признания нового открытия, акта духовного творчества. Для того чтобы результаты инновации были переданы для общего пользования, они должны быть санкционированы, одобрены и интерпретированы другой группой, осуществляющей критику, т. е. анализ и отбор наиболее важного и достойного. Критика должна соотнести новое с имеющимся духовным наследием, согласовать со сложившейся духовной жизнью, с   признанными ценностями и представлениями, с музеем, университетом и школой. Критика по самой сути апеллирует к авторитетам, образцам, именам, вкусам, признаваемым в данной профессиональной среде и различных сферах общественной   жизни. Именно критика “возводит пантеон” классиков прошлого и настоящего, без которых невозможно отделить высокое от заурядного, оригинальное   произведение от эпигонских или тривиальных работ. Вместе с тем популяризаторская работа призвана растолковать “высокоумные” и сложные произведения и открытия, донести их до массового читателя, публики, до широких слоев населения.

Одна из   важнейших социальных функций культуры — историческая селекция, отбор   приемлемых форм и технологий осуществления деятельности и взаимодействия   людей, выбираемых не только по признакам их утилитарной эффективности, но и по критериям социальной допустимости. Мораль, нравственность, духовность, идеология, патриотизм, эстетические категории и т. п. - это лишь технические средства, с помощью которых действует механизм культурного отбора, закрепления в практике и памяти людей и трансляции следующим поколениям социально приемлемых форм и способов человеческой жизнедеятельности. Этот же механизм работает и в направлении локализации и социальной изоляции   (отторжение, изгнание, вытеснение “на обочину”, т. е. в маргинальное поле в   дословном переводе) лиц, не желающих соблюдать соответствующие нормы. Культура в качестве нормативного явления, как это ни парадоксально, служит   во многом психологическим аналогом правоохранительных органов, только   действующим методом не силового, а нравственного одобрения и поддержки или   осуждения и отторжения нарушителей. Это внутренний “страж порядка” в психологическом строе каждого человека, и чем строже и бескомпромисснее он исполняет свои обязанности, тем высококультурней (в рамках норм своей этнической и сословной культуры) проявляет себя индивид. Но этот “страж   порядка” не возникает автоматически с появлением на свет нового человека. Культура не передается от родителей генетически, а приобретается по ходу   жизни. Общество должно взрастить ее в каждом человеке, познакомить его со   всем сводом норм и порядков, с “правилами игры” социокультурного бытия,   четко очертить границы, за которыми кончается “нормальное” социокультурное   поле и начинается поле маргинальное.    

Для преодоления опасных тенденций массовой маргинализации   населения требуется не только деятельностная социализация людей, но и их   инкультурация, т. е. введение человека в систему принятых в обществе   культурных норм социального общежития и взаимодействия, иерархию ценностей,   степеней допустимости тех или иных суждений и поступков и т. п., а также   стимулирование в человеке мотивации к соблюдению этих норм, демонстрация и   доказательство того, что, соблюдая нормы, человек имеет больше шансов   достичь желаемого, нежели их нарушая. Этому в конечном счете и служат (с точки зрения их социальных функций) философия, религия, искусство,   образование, воспитание, мораль, обычаи, ритуалы и пр. Все они так или иначе   обучают человека тому, как следует, а как не следует поступать, говорить и   думать, живя в обществе совместно с другими людьми и не желая эту общность   разрушить.    

Список литературы

Особенности и периодизация культуры Нового времени

  1.  Большаков А. В. Культура ХХ века. // Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М.: Знание, 1993.
  2.  Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Мысль, 1990.
  3.  Добрынин В. В. Техника и техническая культура ХХ века. - Там же.
  4.  Кертман Л. Е. История культуры страны Европы и Америки (1870-1917). - М.: Высшая школа, 1987.
  5.  Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2005.
  6.  Культурология для технических вузов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001.
  7.  Чеснокова В. Д. Индивидуальная культура. // Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М.: Знание, 1993.

Культура ХХ века.

  1.  Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР, год 2000. - М.: Политиздат, 1986.
  2.  Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991.
  3.  Виргинский В. С. Очерки истории, науки и техники ХVI-ХIХ веков. - М.: Просвещение, 1984.
  4.  Григорьев В. И. Наука и техника в контексте культуры. - М.: Изд. Ун-та дружбы народов, 1989.
  5.  Западная Европа и культурная экспансия “американизма”. - М.: Искусство, 1985.
  6.  Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. - М.: Политиздат, 1985.
  7.  Лукьянов В. Л. Робот против человека? - М.: Профиздат, 1990.

Личность и культура. Роль интеллигенции в обеспечении духовного развития общества

  1.  Бердяев Н. А. Самопознание. Любое издание
  2.  Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 2000.       
  3.  Загарайник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. - М.: 1982.
  4.  Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1987.
  5.  Кон И. Социология личности. Любое издание.
  6.  Леонтьев А. И. Деятельность, сознание, личность. Любое издание.
  7.  Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999.
  8.  Орешников И. М. Гуманитарная культура и инженер: Учеб. пособие. - Уфа, 1992.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20294. Русская художественная культура середины 50-х - 60-х годов XX века 266.5 KB
  В связи с разоблачением культа личности Сталина происходило преодоление откровенно лакировочного искусства особенно характерного для 30 40х годов. Коммерциализация литературы и искусства привела к распространению произведений не отличающихся высокими художественными достоинствами. В советской культуре наблюдались две противоположные тенденции: искусства политизированного лакирующего действительность и искусства формально социалистического но по существу критически отражающего действительность в силу сознательной позиции художника...
20295. Западно-европейский театр второй половины XIX века 264.5 KB
  Театр XIX в. европейский театр растерял многие свои ценные завоевания. Повсюду в театрах для высшего общества вновь воцарилось величественное но холодное искусство классицизма утратившего после французской революции 1789 1794 гг.
20296. Костюм и декорация 74.5 KB
  В спектаклях первого Русского сезона оформленных Бакстом Клеопатра и Рерихом Половецкие пляски у Бенуа сложились некоторые принципы новой сценографии хореографического театра. Ряд статей Бенуа под рубрикой Русские спектакли в Париже знакомит читателей газеты Речь с ходом сезонов. Они по словам Бенуа не только создавали обрамление в котором блистали Фокин Нижинский Павлова Карсавина Федорова и столько других но им принадлежала генеральная идея спектаклей. Но как бы то ни было в создании мастеров сплотившихся вокруг...
20297. Современная русская художественная культура 78 KB
  Художественная культура современной России. Однако в самой России творчество букеровских лауреатов постоянно вызывало неоднозначную реакцию поэтому в 1995 г. Тополь Завтра в России А. Читателю предлагается непривычная для РУС России было присуще стремление подняться над описательностью и бытовизмом найти тот единственный и точный конкретнозримый образ который воплотил бы в себе всю полноту и драматизм многогранной жизни.
20298. Реализм в сценическом искусстве Европы XIX века 63.5 KB
  Центральной фигурой театральной жизни рубежа XIX XX вв. Наряду с ростом прогрессивных тенденций в развитии европейского театра в последние десятилетия XIX в. все явственнее проявляются признаки глубокого идейнотворческого кризиса театральной культуры. Если раньше черты надвигающегося кризиса проявлялись в отрыве театра от большой литературы в натуралистическом перерождении критического реализма то в конце века театр приобретает иное свойство он становится выражением кризиса всей духовной культуры буржуазного мира.
20299. Значение фактуры, отделки и ткани в историческом и современном костюме 193.5 KB
  Как уже стало понятно за состояние костюмов их создание пошив эксплуатацию и чистку тоже отвечает заведующий ХПЧ как правило это чисто мужская должность которому подчиняется начальник костюмерного цеха. Читатель злорадно хихикая вполне может автора спросить к чему столько подробностей о закулисной жизни театра не пора ли начать рассказ о химической чистке театральных костюмов. Это максимум что может себе позволить рядовой театр оставляя на долю предприятия химической чистки 7080 женских и мужских костюмов пошитых в...
20300. Искусство постмодернизма 375 KB
  Искусство постмодернизма. Постмодернизм – основное направление современной философии искусства и науки. В контексте диалогизма хаос не только провоцируется на ответные выпады но и главное впервые пожалуй становится равноправным участником диалога с художником ПОСТМОДЕРНИЗМ В ИСКУССТВЕ фр. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение интеллектуальный стиль.
20301. Русская режиссура первой четверти XX века 108 KB
  Так как оба сезона Старинного театра предварялись программными статьями Евреинова диссертант соотносит теоретические манифестации и их сценическое воплощение. Примитивность исполнения и наивность чувств вот главные по мнению Евреинова качества средневекового актера. Как показывает автор исследования наиболее принципиальной была для Евреинова реконструкция публики ее непосредственного участия в сценическом действе. Пьеса Евреинова Три волхва должна были стать наглядным примером всетеатральности Средневековья в театре которого...
20302. Особенности применения техники в театре 57.5 KB
  Техника сцены прошлого и настоящего На протяжении всей своей истории театр использовал различные виды техники Уже в античном театре применялись трехгранные поворотные призмы так называемые телари или иначе периакты грани которых несли определенную изобразительную информацию а также знаменитое греческое полетное устройство Бог с машины. Правда для этого нужно особое устройство планшета сцены которое трудно сочетается с современными способами механизации сценического пола. Летали не только по направлениям параллельными рампе но и...