71534

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ. КРАТКИЙ ОБЗОР

Конспект

Культурология и искусствоведение

Понятие «архитектура» происходит от греческого слова «архитектор» - главный строитель. Архитектура – каменная летопись; это часть материальной культуры человечества, которая информирует нас о жизни людей давно минувших эпох. Архитектура – «застывшая музыка».

Русский

2014-11-08

95.5 KB

19 чел.

                                        

                                         ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ.  КРАТКИЙ ОБЗОР.

                                                                    (конспект лекций)

«Архитектура – та же летопись мира.

Она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания…»
                                                           (Н. В. Гоголь).

                                                1. Основные понятия и задачи архитектуры.
Понятие «архитектура» происходит от греческого слова «архитектор» - главный строитель.
1)Архитектура – каменная летопись; это часть материальной культуры человечества, которая информирует нас о жизни людей давно минувших эпох.

2)Архитектура –  «застывшая музыка».

3) Архитектура – это результат строительной деятельности и художественного творчества, то есть с одной стороны – технологии строительства, с другой – искусство, говорящее на языке пространственных форм; это инженерный расчет, а с другой стороны – талант.
4) Архитектура – это искусство проектировать и строить здания и сооружения.


Создание зданий и сооружений, а также их комплексов – это организация искусственной материальной среды, необходимой людям для их жизнедеятельности.
Сооружение – это есть всё, что построено человеком (здания, башни, мосты, тоннели, платформы…и т.д.).
Здание – это надземное сооружение, состоящее из помещений различного назначения.

Главная задача здания – создание оптимальной искусственной среды для пребывания в ней человека.
Марк Витрувий (древнеримский теоретик архитектуры, эпохи Цезаря) 2 тыс. лет назад определил триединую задачу архитектуры:
« польза – прочность – красота », или, говоря современным языком

 функция – конструкция – форма.
                                              2. Архитектура Древнего Мира.

Древнейшие из дошедших до нас конструкций – это монументальные сооружения, относящиеся к каменному веку и называемые мегалитическими (от греческого «большой камень»).

Менгир (рис.1) - большеразмерный, грубо обработанный камень, вертикально установленный на поверхности земли. (Самый высокий – 20,5 м!). Назначение менгиров до конца неясно. Они воздвигались либо в честь памятных событий, либо в честь выдающихся лиц, а может быть, и первых божеств.

Дольмен (рис.2) – два вертикальных камня, на которых покоится третий, горизонтально лежащий камень.

Зарождение элементарной конструктивной системы: разделение элементов сооружения на несущие и несомыеопоры и перекрытия.

Кромлех (рис.3)– самый сложный из всех типов мегалитических сооружений (Стоунхендж в Англии). Установленные по внешнему периметру Стоунхенджа массивные каменные блоки образуют правильный круг и связаны воедино общей горизонтальной линией каменных перемычек. Регулярная  повторяемость однотипных пролетов демонстрирует разделение конструкций на стойки и балки.

Кромлех -  первая конструктивная система –система конструкций из стоек и балок.

Стоечно-балочная система  применялась в архитектуре древнего Египта, Греции, Рима, Персии, Индии, Китая, Японии.

                                              2.1 Архитектура  древнего Египта.
Основные характеристики:

- гигантские размеры (пирамиды Хеопса , Хефрена и Микерена и храмы  Луксора и Корнака (рис.5 и рис.6));

- пирамидальные формы сооружений – форма устойчивого равновесия (первые пирамиды имели ступенчатую форму: пирамида Джосера). (рис.4)
- строительный материал – камень (тёсаный, уложенный насухо без раствора).

                                                   2.2 Греческая архитектура.

 Основные  периоды:
- Геометрика (характерен декор в виде геометрического рисунка) (9, 7 века до н.э.)

- Архаика (7, 6 века до н.э.)

- Классика:

* ранняя (490-450 г.до н.э.)

* высокая (450-400 г.до н.э)

*поздняя (323 г.до н.э.)

- Эллинизм  (3, 1 века до.н.э.) с эпохи А.Македонского
  Ордерская система (от англ.- «порядок»):

3 ордера:

1) Дорический («мужское начало», колонна не имеет базы)

2) Ионический (лёгкий, женский, с украшениями по капителям колонн)

3) Коринфский (лёгкий, изящный, девичий с богатым декором капителей)

(рис.7)

  Основные объекты

Храм Парфенон – храм богини Афины – главный храм Афинского акрополя (двух зальный: зал Афины и  мастерская для девушек, которые ткут покрывало для Афины) -колоннада из 46 колонн характерная черта греческих храмов. Тип храма: периптер ( с колоннадой по всему периметру). 5 век дл н.э.
(рис.8)

Храм Ники Антерос (бескрылой победы).  Построен в честь победы греков над персами. 5. век до н.э. тип храма: амфипростиль (с колоннадой только по переднему и заднему фасадам)

Дом древнего грека – периптер  (внутренний двор  с колоннадой).

(рис.9)

Колоннада – излюбленный прием древних греков.

                                                    2.3 Архитектура древнего Рима.
 Основные периоды:
 - республиканский ( 6 век д. н.э. – 30 ый годы н.э.)

 - имперский (30-ые годы н.э. – 5 век. н.э.)

Древний Рим развил и дополнил ордерную систему греков и имел 5 ордеров:

а) Тосканский (самый массивный и простой по декору)

б) Римско-дорический (более стройные пропорции, чем у греческого; не имеет канелюр – желобков по колонне).

в) Римско-ионический  (наиболее всех совпадает с греческим)

г) Коринфский (один из господствующих; много декора)
д) Композиционный (повторяет коринфский и ионический ордеры, но имеет более пышную капитель)

(рис.10)

Развитие Римских империи привело к многолюдности римских городов. Строятся помещения больших размеров, появляются правительственные учреждения (канцелярии, архивы), термы (бани). (рис.11)
В Римскую империю с переднего востока приходит
полуцилиндрический свод. Также приходит ложный свод (сферическая поверхность ложного свода обусловлена  каменной кладкой с напуском).

Появляется крестово-купольная конструкция – это пересечение двух полуцилиндрических сводов взаимно перпендикулярных направлению с установкой купола сверху.

Основные объекты
Пантеон – храм всех богов. (рис.12)
В Пантеоне (построенном императором Адрианом) устроен уникальный купол с кессонами.
(рис.13)
Колизей -  3-х этажная аркада ( 4-й этаж – сплошная стена) овальной формы в плане (рис.14).
Для римской архитектуры характерно использование
аркады – многократное повторение арок, аркады на колоннах,  а также многоярусных аркад для строительства мостов, аквидуков, зданий.
Тип храма – присходит от этрусков (жителей северной части  римской империи) и отличается от греческого тем, что имеет ступенчатый вход только с одной стороны.

Дом древнего римлянина – с внутренним полукрытым двориком – атриумом.


Градостроительство Древней Греции и Рима.
В гористой местности Греция использовала свободную планировку городов (Хаотичное формирование улиц городов).
Римские города были в основном регулярной планировки – сетка улиц (взаимно перпендикулярных – характерных для ремесленных городов и военных лагерей).

Римляне придумали тип городского дома для бедных.
Инсула – новый тип городского дома (прототип городского многоэтажного многосекционного дома).

Здание, состоящее из множества помещений, объединенных по этажам лестничной клеткой. Состоит из трёх-четырёх этажей. Первые этажи – магазины, склады.

(рис.15)

                                                      3. Архитектура эпохи феодализма

          Архитектура средних веков ( в основном архитектура храмов) зависела от  раскола церкви на западную ( католическую или латинскую) и восточную (православную или византийскую)

3.1 Раскол христианской  церкви на:   

 Западную            Восточную

Романский   Готика      

 стиль

Характерные черты эпохи:
1) строительство укреплённых комплексов двух типов:

- городских укрепленных комплексов (крепостей, кремлей и т.д.)

- монастырских укрепленных комплексов

2) строительство зданий культурного назначения - развитие церквей, зданий городского собрания (ратуши), школы, больницы.

                                                   3.2 Византийская архитектура делится на 3 периода:

  1.  Ранний (5-8 в.н.э)
  2.  Средний (8-13 в.н.э)
  3.  Поздний (13-15 в.н.э)

Три стадии развития  типа  храма  в Византии:

- купольная базилика (рис.16)

- центрическая церковь (с куполами на восьми опорах) (рис.17)

- крестово-купольная система (рис.18)

Идейная основа крестово-купольного храма – равносторонний греческий крест. Посередине ( в средокрестии) расположен барабан с куполом.

Вершиной развития арочно-сводчатой конструкций явилась купольная базилика собора святой Софии в Константинополе (532-537 г.г. арх. Анфилий из Грали и Исидор из Милета) внушительных размеров 74,8х69,7, высотой 31 м..

Византийская архитектура изобрела новый тип покрытия – парусный свод.
Основной строительный материал в византийской архитектуре – плоский кирпич
плинфа (размеры плинфы: 35,5х35,5х5,1). (рис.19)

Вершиной развития арочно-сводчатой конструкций явилась купольная базилика собора святой Софии в Константинополе (532-537 г.г. арх. Анфилий из Грали и Исидор из Милета) внушительных размеров 74,8х69,7, высотой 31 м. Композиция Софии явилась образцом, которому подражали многие поколения (София Киевская, София Новгородская).

Византийская архитектура распространилась в Греции, Древней Руси, на Кавказе, Сирии, Балканских странах (Болгарии, Сербии, Черногория  и т.д.).

                                                3.3 Архитектура Западной Европы

Для Западной Европы характерен базиликальный тип храма.

Базилика – это фронтально-осевая композиция (вытянута в одну сторону – по фасаду) в плане  в форме удлиненного латинского креста, образованного центральным нефом и предалтарным поперечным нефом - трансептом.
В храмах устраивалось нечетное количество пролетов (нефов) -1,3,5.

Для раннего феодализма характерен укрепленный тип жилища феодалов – замок с укрепленными крепостными стенами и укрепленной башней Донжоном (рис.20) :

1-ый этаж для хозяйственных нужд

2-ой – для жилья феодалов

3-ий – для челяди и охраны

Архитектура средневековой Западной Европы  имеет 2 периода:

- романский;

- готический.

С XI-XIII вв.  города, а не монастыри становятся сосредоточением культурной, экономической и политической деятельности. В этот период сформировался и господствует романский (римский) стиль в архитектуре: здания с массивными стенами (конструкциями), перекрытиями. Весь вес перекрытия передается на несущие (наружные) стены.

 XII-XIII вв. характеризуются резким переходом к готике. Эти изменения связывают с периодом второго крестового похода, как влияние новых идей с востока и с архитектурными изысканиями рыцарей ордеров Тамплиеров в Иерусалиме.

 Готика ввела два принципиальных новшества:

  •  Своды (купола) стали выполняться на нервюрах/гуртах. (каменные тяги или ребра) (рис.21)

Пространство между нервюрами заполнялось каменной кладкой на растворе или бетоном по опалубке. Нервюры воспринимали на себя всю нагрузку.

  •  Боковой распор от веса крыши передавался не на стены, а на контрфорсы. (специальные опоры, вынесенные за пределы сооружения) Для передачи этих усилий служили специальные подпорки в форме арок аркбутаны. Устойчивость контрфорса усиливалосьза счет пригрузки его сверху башнями – пенаклями. (рис.22)

Готика придумала каменный каркас. Так как наружная стена теперь имеет лишь ограждающую функцию, впервые в строительстве появилась возможность делать большое окно.

Оконные проемы заполнились витражами (вместо стекол), спаенных свинцом. (рис.23)

На рубеже XIV-XV вв. архитектурная каменная конструкция исчерпала все возможности своего развития в готике. Готика  названа: «кружево в камне».

Далее, пока не был изобретен бетон и не внедрены металлические конструкции, строительные технологии  не развивалось, развивались лишь архитектурные стили.  

            Во времена готики впервые строительству здания предшествовал проект (сохранились чертежи Страсбургского и Кельнского соборов).

 Основные готические храмы:

  1.  Страсбургский собор во Франции. (рис.24)
  2.  Кельнский собор в Германии. (рис.25) 
  3.  Собор Парижской Богоматери. (1163-XIV в. И доделан в XIX в.) (рис.26)
  4.  Собор Св. Вита (XIV в. – по сей день) (рис.27)
  5.  Собор в Уэльсе. (1214-1239) (рис. 28)
  6.  Кентерберийский собор. (1175-1503) (рис. 29)

Тип городского средневекового жилого дома: фахверковый дом: (рис.30)

Фахверк – это конструкция, основанная на деревянном каркасе с жестко связанными между собой балками, стойками и раскосами. Промежутки заполнялись каменной или кирпичной кладкой на известковом растворе.  Деревянный каркас имеет сложную структуру с балконами и нависающими этажами, так как улицы были узкими.

                                             4. Архитектура эпохи Возрождения

 XV-XVI в. сменилась идеология против феодальных форм правления в сторону гуманизма.  Эпоха возрождения делится на три основных периода:

  1.  ранее Возрождение; (середина XV в., центр – Флоренция)
  2.  высокое Возрождение; (конец XV в., центр – Рим)
  3.  позднее Возрождение. (конец XVI в.) -экономический спад, возникновение инквизиции.

Основные имена и сооружения по эпохе Возрождения.

I этап.

Брунелеско.

Создается собор Св. Марии во Флоренции, купол для этого собора создает Брунелеско. Воспитательный дом (1419-1444) знаменит своей аркадой. (рис.31)

Бортоломео.

Создал Капелла Пацци (купольное здание, 1430-1443), дворец Медичи (круглая форма, окна имеют арочные проемы, 1444-1482) (рис.32)

II этап.

Брамонте.

Создает папскую канцелярию (1436) и другие дворцы Ватикана, а так же собор Св. Петра в Риме. (рис.33)

Темпьето (храмик) – часовня, круглая в плане с колоннадой по периметру, 1500-1510 г.г.) (рис.34)

Леонардо да Винчи.

Создал ряд проектов зданий для Милана и разработал систему многоуровневых развязок дорог.

                                                                              III этап

Микеланджело Буонарроти.

Достроил собор Св. Петра в Риме, в частности купол принадлежит Микеланджело. Впервые он придумал конструкцию тройного купола. Он же построил капеллу в Медичи. (1520)

Андреа Палладио.

Создал большой дворец «Палаци Капитано» (1576).

Вилла Ротонда- 1551 г. (центрическая композиция) (рис.35)

Основное помещение виллы Ротонда - круглое. Над ним находится  купол. Андреа Палладио стал родоначальником будущего усадебного дома для следующих эпох:

- барокко;

- классицизм.

В эпоху возрождения жилой дом претерпевает большие изменения. Вместо дома феодала (дома-крепости «Донджона») загородный дом приобретает открытость, окружен садом, откуда и начинается парковое искусство.

В эпоху возрождения искусство впервые получает связь с наукой, развивается архитектурная теория. Галилео Галилей продолжил дело да Винчи и развил сопромат, а следом внедряется и математика.

Кроме того в XV в. были найдены пять трактатов Ветрувия, которые положили начало трудам архитектуры:

1 том – архитектурная эстетика;

2 том – функциональная проработка зданий;

3 том – технические вопросы, строительная техника;

4 том – строительные материалы;

5 том – гражданское строительство.

 XV-XVI в. развивается проектное дело. В эпоху возрождения проекты представляют в виде макетов и моделей, которые выставлялись на всеобщее обсуждение в центре города.  К концу XVI в. макеты теряют свое назначение и на их место приходит графическое представление проекта - чертеж.

                                                                 5. Классицизм и барокко

(XVII в. – первая треть XVIII в. в Европе)

Оба течения появились одновременно. В этот период феодализм переживает свою последнюю стадию (стадию церковного абсолютизма). В таких прогрессивных странах, как в Голландии, Нидерландах, Англии, Франции преобладает капитализм, развивается промышленность (направление в искусстве – классицизм). Италия, Испания, Немецкие княжества – в этих странах продолжается феодальный строй, основалось такое течение, как барокко.

К XVIII в. во Франции возникает профессия инженера-строителя.

1747 г. – в Париже основана школа по строительству путей сообщения, а также политехническая школа.

В XVIII в. возникает «пояснительная записка» к чертежам.

В период классицизма используется тип дома Ротонда, который имеет симметричное развитие. Возникает новый тип дома для городской знати – отель (замкнутая анфилада комнат с парадным вестибюлем и лестницей).

Анфилада – последовательное чередование комнат, т.е. система смежных комнат.

Для городской бедноты Франсуа Мансар придумал  мансарду утепленный чердак с окнами.

Основные черты классицизма:

  •  идейная основа: рационализм – господство материального мира над духовным;
  •  формы классицизм: масштабность, соразмерность человеку и его габаритам;
  •  линии:  четкие и ясные; (в ордерских построениях хорошо читается тектоника конструкции)

Тектоника – достижение выразительности здания через ее конструктивные элементы.

  •  геометрические формы; (круг и квадрат, т.е. центрические композиции)
  •  в классицизме все уравновешенно, гармонично и симметрично, т.к. господствую ось, центрическая симметрия.

В истоках классицизма лежат античная классика и барокко, так как из последнего заимствованы господство оси и ансамблевое построение конструкции.

Версаль (1661-1708 арх. Д. Монсар и Лебо) – осевое построение композиции (дворец – Фокус, в котором сходятся с одной стороны ось парка, а с другой – 3 луча магистральных улиц города, центральная из которых ведет к Лувру ).

В 17-18 веках меняется отношение к градостроительству. Теоретиками французского классицизма были Блондель и Ложье, которые создают целую систему пропорционального и логически обоснованного построения городской среды. Все подчиняется господству оси. Применяется принцип ансамблевого построения городов как в классицизме, таки в барокко.На смену  закрытым площадям приходят открытые с бульварами, фонтанами, скверами. (Площадь Согласия в Париже , 1718 г.) (рис.36)

Последняя стадия классицизма: ампир (имперский стиль – первая треть 19 века – времена Наполеона) – применение декора и скульптур с военной тематикой, фасады окрашены в яркие насыщенные цвета, на их фоне – контрастные белые колонны или пилястры.

Основные черты барокко:

  •  пространственный размах форм зданий: огромные, несоразмерные  человеку;
  •  текучесть сложных, обычно криволинейных форм;
  •  геометрия форм  вытянута: эллипс, прямоугольник;
  •  пышный декор:изобилие скульптуры, лепнины  на фасадах и в интерьерах;
  •  купола приобретают сложные конструкции, часто они многоярусны. (как у собора Св. Петра в Риме.)

           Центрические композиции меняются на фронтально-протяженные. (например, квадрат на прямоугольник, круг на эллипс.) Четкость ритма меняется на сложное построение, пропорции на многообразие.

Главной чертой барокко становится богатый декор (мозаики, лепнины и пр.) Конструктивное построение зданий не прочитывается и вся рациональность барокко заключается в господстве оси/осевой симметрии (волевой принцип). Отличие от классицизма в огромных размерах, несоизмеримых с человеческими габаритами, а так же в развитии торжественного портала.

           Последняя стадия барокко: рококо (период угасания – начало XVII в.)- манерный, вычурный, декоративный стиль, обращение к национальному наследию в духе национального романтизма.

                            7.  Архитеткура эпохи капитализма

XIX в. – век капитализма. В этот период архитектура становится средство индивидуалистских интересов буржуазии, средством рекламы и престижа. В архитектуре остаются рационалистические идеи, которые постепенно с развитием и укреплением капиталистических отношений в мире приобретают индивидуалистический характер.

Жилищный кризис.

- сопутствует развитию капиталистического общества; вызван развитием промышленности, притоком рабочей силы из деревень в города. В этот период возникает доходный дом – дом, сдаваемый в наем квартирами или комнатами, который мог быть разных уровней удобств. Различная комфортность доходных домов приводит к возникновению трущоб. До конца XIX в. в жилых зданиях не было предусмотрено технических устройств таких, как водопровод, канализация и т.п. При капитализме для получения максимальной прибыли весь участок использовался  под застройку, что часто приводило к образованию «колодцевых», темных, непроветриваемых дворов.

Эклектика — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Это смещение стилей,  часто простое  академическое повторение стилей прошлых эпох без внесения новизны и самобытности. Разновидностью эклектики считается неоготика ( здание парламента в Лондоне), неоклассицизм и уход в ностальгическое национальное прошлое ( теремоподобный псевдорусский стиль).

Модерн - (19-20 года XX в.)- индивидуалистический стиль, использующий синтез искусств: пластические методы и декоративную манеру.

Национальное направление.  Театральное направление.

      (театр, декорации, особняки богатых людей)

Популярный стиль в Европе  и России. В России различают две школы модерна: московскую и Питерскую. Также мног построек в модерне в Самаре (строили богатые купцы).

Вокзалы в модерне:

- Ярославский вокзал (арх. Ф.Шехтель);

- Витерский вокзал в С. – Петербурге (арх. Бржзовкий).

Конструктивизм - (20-30 годы XXв.).Одними из основоположников современной архитектуры являются  архитекторы Франк Лойд ( вилла «Падающие волны») и Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Женере)известный своей капеллой Нотр Дам  в г. Рошане (Франция) – по его проекту построено здание Центросоюза на Мясницкой улице в Москве).  Наибольшее развитие стиль получил  в ССР, как стиль отвечающий эстетическим требованиям нового социалистического строя, лишеный «архитектурных излишеств» ( жилой комплекс  на Балчуге с кинотеатром «Ударник», жилой комплекс на Сущевском валу, клуб им. Зуева, клуб им. Русакова  в Москве  правительственные здания в Харькове ,и др.) . Стиль освобождал конструкцию от декора, использующий тектонику сооружения как средство художественной выразительности.

Проявление архитектурной выразительности здания через его конструктивные решения называется тектоникой.

Функционализм - основан на оптимальности функциональных процессов здания . (Принцип Ле Корбюзье: «дом- машина для жилья»).

Хайтек - обнажение конструкций и инженерного оборудования здания. Направление в архитектуре, начало которому положено строительством Центра искусств им. Ж. Помпиду в Париже архитекторов Пионо и Роджерса  в начале 70-х годов 20 века.

Отличие современной архитектуры от традиционной архитектуры -  в применении новых строительных материалов с новыми возможностями, таких как железобетон: внедрение железобетона нарушает принцип пирамидального распределения масс и может позволить создавать здания любой формы и конфигурации с 3-мя, 2-мя и даже с одной точкой опоры (перевернутая пирамида).  

А насыщенность техническими устройствами современных зданий (наличие многочисленных каналов и отверстий) влияет на современные объемно-планировочные и конструктивные решения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71438. Трехмерный лазерный сканер 517 KB
  Результатом является совокупность точек объекта для каждой из которых определены пространственные координаты XYZ соответствующая плотность изображения d. Соответствующие координаты точек объекта вычисляются по известным формулам: 1 Координаты точек объекта...
71439. СВЯЗЬ КООРДИНАТ ТОЧЕК МЕСТНОСТИ И ИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА СКАНЕРНЫХ СНИМКАХ 81.5 KB
  RSi – вектор, определяющий положение центра проекции i-й строки в системе координат объекта. rm – единичный вектор, определяющий положение текущей точки в системе координат объекта. RM – определяет положение точки М в системе координат объекта относительно системы координат сканера.
71442. Построение и уравнивание маршрутной и блочной фототриангуляции по методу независимых моделей 140.5 KB
  Затем определяют элементы внешнего ориентирования каждой модели в системе координат объекта и определяют координаты точек сети в системе координат объекта. Определение элементов внешнего ориентирования фотограмметрических моделей в системе координат объекта производят следующим образом.
71443. Маршрутная фототриангуляция методом продолжения 140.5 KB
  Объединяют построенные модели в модель маршрута путем последовательного присоединения моделей к первой модели. В этом случае все точки модели маршрута определяются в системе координат первой модели которую в дальнейшем будем называть системой координат модели и обозначать...
71444. Назначение и классификация методов пространственной аналитической фототриангуляции 25 KB
  В результате фототриангуляции определяются элементы внешнего ориентирования снимков и геодезические координаты и высоты опорных точек в системе координат объекта. В настоящее время построение фототриангуляции осуществляется только аналитическим методом а измерения...
71446. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ МЕСТНОСТИ И СНИМКОВ ЗАДАННЫХ ПАРАМЕТРОВ 97 KB
  Для вычисления координат точек макетного снимка обычно используются уравнения коллинеарности. При этом подбираются такие элементы ориентирования снимков и координаты точек местности при которых геометрические параметры создаваемых макетов соответствуют заданным.