71535

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Конспект

Политология и государственное регулирование

Складывание централизованного государства и государственное управление в России в конце XV XVIII вв. Внутренние и внешние функции Российского государства. Концепции происхождения и становления государства. Образование Древнерусского государства его важнейшие функции.

Русский

2014-11-08

240 KB

34 чел.

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра истории экономики, политики и культуры

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Н.О. Воскресенская

Москва -------2008

Оглавление:

Лекция 1. Введение в дисциплину «История государственного  управления в России.  Государственное управление в России в 9 — 15 вв.

Лекция 2. Складывание централизованного государства и государственное управление в России в конце XV-XVIII вв.

Лекция 3. Российская государственность в XIX — начале XX вв.

Лекция 4. Государственное управление в России в XX — начале XXI вв.

Лекция 1. Введение в дисциплину «История государственного  управления в России.  Государственное управление в России в 9 — 15 вв.

В лекции рассматриваются темы:

1.Введение в дисциплину «История государственного управления в России».

2.Особенности становления государственности в России.

3.Государство и государственное управление в Киевской Руси.

4.Государственное управление на Руси в период феодальной раздробленности.

На экзаменационный зачет выносятся вопросы:

1.Факторы становления государственности в России.

2.Этапы развития государственности в России.

3.Концепции истории государственного управления в России.

4.Внутренние и внешние функции Российского государства.

5.Формы правления и государственного устройства в истории России.

6.Типы политического режима в истории России.

7.Концепции происхождения и становления государства.

8.Образование Древнерусского государства, его важнейшие функции.

9.Территориальная организация Древнерусского государства. Взаимоотношения государства и общины. Роль городов в оформлении государственности на Руси.

10.Особенности развития государственности в Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской Руси.

11. Государственное управление в период татаро-монгольского ига и Золотой Орды.

Учебная литература:

История государственного управления в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997.

Государственное управление в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

Исаев И.А. История России: традиции государственности. М.: ЮКСП, 1995.

Исаев И.А. Правовые тенденции. М.: ЮКСП, 1995.

История отечественного государства и права. Ч. I. Под ред. О.И. Чистякова. М.: БЕК, 1996.

 

Основные термины и понятия:

Государственное управление

Государство

Признаки государства

Суверенитет

Теории происхождения и функционирования государства:

Теологические теории

Патриархальные теории

Естественно-исторические концепции

Теории общественного договора

Теория насилия

Марксистская теория

Органическая теория

Характеристики государства

Форма правления

Монархия

Республика

Политический режим  

Демократический режим

Авторитарный режим

Тоталитарный режим

Структура государства 

Государство унитарное

Государство федеративное

Конфедерация

Внутренние функции государства

Внешние функции государства

Великий князь

Русская Правда

Раннефеодальная монархия

Военная демократия

Федерация княжеств и городов

Дружина

Старшие дружинники

Боярство 

Младшие дружинники 

Дворянское сословие

Управление великокняжеским дворцом

Боярская Дума 

Посадник

Волостель

«Корм»

Система «кормлений»

Вече

Народное ополчение

Посадник 

Тысяцкий

Архиепископ 

Новгородское правительство – Совет господ

Наместники архиепископа

Церковный суд

Католическая церковь

Княжества

Уделы

Феодальная иерархия

Великие князья

Удельные князья

Служилые князья

Дети боярские

Система дворцового управления

Штат дворцовой администрации

Ордынский выход

Баскаки

 

Введение в историю государственного управления в России

Государственное управление - воздействие на общество с целью его развития и совершенствования,  осуществляемое государственным аппаратом.

Государство - органы власти, обладающие верховной властью на данной территории; правительство, администрация; страна.

Признаки государства:

  •  суверенность,
  •  наличие государственного аппарата - особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти, отделение публичной власти от общества и появление слоя профессиональных управленцев,
  •  наличие у государства специальных органов принуждения,  
  •  наличие законов и норм, санкционированных государством и регулирующих жизнь общества,
  •  наличие у государства исключительных прав на издание законов и сбор налогов с населения, необходимых для функционирования государства,
  •  наличие определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства,
  •  наличие населения, на которое распространяется власть государства.

Теории происхождения и функционирования государства

Теологические теории:  Государства формировались и функционируют по замыслу и воле Бога. Власть монарха абсолютна, потому что он – наместник Бога на Земле. Процедура учреждения государства аналогична процессу сотворения мира, всякая власть – от Бога.  (Древняя Индия, I тыс. до н.э.,  Древний Египет, II тыс. до н.э., Древний Израиль и Иудея, II тыс. до н.э., Россия в монархический период, Фома Аквинский, Западная Европа, XIII в.).

Патриархальные теории: государства формируются из семьи и сами являются «большой семьей». Как дети абсолютно послушны воле родителей, так и народ должен повиноваться воле правителя. Государь не назначается его подданными, т.к. они – всего лишь его дети. (Конфуций, Китай, V в.до н.э.)

Естественно-исторические концепции: Государство есть результат постепенного развития общества, оно появляется лишь на определенной стадии развития человеческого общества. Для эффективного функционирования государства необходимы взаимопомощь граждан, они должны быть примерно равны в своем имущественном положении; управлять должны лучшие. У варварских народов государства нет, отношения господина и раба являются элементами семьи, а не государства. Государство - высшая форма политического общения свободных и равных людей. Наилучшая форма правления опирается на умеренность во всем.  Главная причина образования государства  - необходимость охранять собственность граждан и их права. Для наилучшего функционирования государства в нем должен действовать принцип разделения властей.  В «лучшем» - правовом – государстве «под действие закона должны попадать все» (Демокрит, Платон, Аристотель, Древняя Греция, V- IV вв. до н.э., Цицерон, Древний Рим, I в. до н.э).

Теории общественного договора: Влечения людей часто приводят их к конфликтам и войнам. Неизбежная плата человека за пользование нормальными условиями жизни в государственном союзе – полное подчинение государственной власти и исполнение законов государства. Этот общественный договор и был началом государства Государство – средство обеспечить нормальное общежитие людей, в его основе – согласие народа. Люди добровольно передают государству свои права, но не все. Есть неотчуждаемые права личности – на жизнь, свободу, равенство и собственность, и государство не имеет права посягать на них  (Гуго Гроций, Барух Спиноза, Голландия, XVII в., Томас Гоббс, Джон Локк, Англия, XVII в.)

Теория насилия: государство возникает в результате внешних завоеваний одних народов другими. В результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства – правящих-победителей и управляемых-побежденных. Господство одной группы над другой порождает привычку, которая потом переходит в обычай и право (Людвиг Гумпилович, Австрия, XIX в.) 

     

Марксистская теория: государство возникает в результате деления общества на классы и выражает интересы господствующего класса. Это связано с появлением частной собственности, которая вызывает отчуждение людей. В обществе без классовых противоречий государства не будет (Карл Маркс, Германия, XIX в.)

Органическая теория: государство, как растущий организм, в своем развитии проходит два возраста, соответственно которым выделяются два типа государства:

- примитивный (военный) тип государства основан на подавлении личности государством и принудительной регламентации государством всех сторон жизни общества.  Класс трудящихся находится на положении рабов и получает в виде зарплаты лишь столько, сколько нужно для поддержания жизни. Государство - это тотальная военная организация. Основной целью образования и пропаганды является воспитание верноподданнических чувств и патриотизма, в пропаганде муссируется образ врага, истребление врагов считается величайшей доблестью.

- высший (индустриальный) тип государства основан на свободе, равноправии и добровольной кооперации граждан,  высшей ценностью признается личность, задачи такого государства и границы его деятельности сводятся к охране прав граждан (Герберт Спенсер, Англия, XIX в.).

Характеристики государства: форма правления, политический режим  и структура государства

По форме правления - отношениями между центральными органами государственного аппарата - государства подразделяются на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, которое занимает пост главы государства по праву наследования. Монархии делятся на

абсолютные, (Саудовская Аравия начала XXI в.), конституционные  (Кувейт начала XXI в.), парламентские (Великобритания, Дания, Швеция  начала XXI в.). В республике источником власти является народное большинство, высшие органы республики избираются гражданами. Республики делятся на парламентские  (Германия начала XXI в.), президентские (США начала XXI в.) и полупрезидентские  (Австрия, Финляндия, Франция начала XXI в.).

Политический режим определяется через методы осуществления государственной власти. Демократический режим предполагает соблюдение и охрану прав личности государством, при авторитарном режиме нарушаются отдельные права и свободы граждан, при тоталитарный режиме нарушаются основные права и свободы граждан.

Структура государства зависит от распределения полномочий между центральными и местными органами власти. В унитарном государстве все государственные органы действуют на единых правовых нормах, действует единая конституция (Великобритания, Дания, Италия, Испания начала XXI в.).

В федеративном государстве земли, его образующие, имеют свою конституцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы (Россия, США начала XXI в.). Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, ее образующие, полностью сохраняют свою самостоятельность, но для координации действий в определенных условиях создают надгосударственные объединенные органы управления  (Швейцария XIII-XIX вв.)

Функции государства

Внутренние:

- экономическая

- социальная

- законодательная

- обеспечение правопорядка

- защита существующего строя от внутренних деструктивных сил

- культурная

- воспитательная

- образовательная

- научная

- пропагандистская

Внешние:

- обеспечение целостности и безопасности государства

- обеспечение сотрудничества и взаимодействия государств

Российские мыслители об особенностях Российского государства и государственного управления

В России невозможны ни демократия, ни аристократия. Лучшая форма правления для России – неограниченная монархия (В.Н. Татищев, 1686-1750).

России нужна сильная централизованная власть. Власть царя должна быть неограниченна и независима от какой-либо другой. Надо четко определить права каждого сословия и его обязанности перед государством (И.Т. Посошков, 1652-1726.)

Законы в государстве должны быть неподвижны, чтобы никакая власть не могла их переступить. Желательная форма правления для России – конституционная монархия (ранние идеи М.М. Сперанского, 1772-1839). Единственно приемлемая для России форма государственного устройства – самодержавие и неограниченное правление (поздние идеи М.М. Сперанского)

Для России более всего подходит самодержавие, а ограждать монарха от злоупотребления его властью должна его совесть. (Н.М. Карамзин, 1766-1826)

Оптимальное государственное устройство для России – республика. Монархия должна быть уничтожена путем военного переворота. В целях предотвращения реставрации монархии необходимо убить царя и всех членов императорской семьи (П.И. Пестель, 1793-1826)

Лучшая форма государственного устройства для России – это демократическая республика с развитым местным самоуправлением (Н.Г. Чернышевский,1828-1883)

Россия – это восточная деспотия, и вся российская история – это борьба государства с автономными устремлениями и личностью (Г.В. Плеханов, 1856-1918)

Каков народ, таково и государство: государство всего лишь воплощает народные стремления. (С.М. Соловьев, 1820-1879)

Государственное управление в Древней Руси (IX-XII вв.)

Название государства – Киевская Русь

Столица – с 862 г. - Новгород, с 882 г. - Киев

Титул монарха – Каган, с  XI в. Великий князь

Высшая исполнительная власть – Великий князь

Высшая законодательная власть – Великий князь

Высшая судебная инстанция -  Великий князь

Основной закон – Русская Правда

Форма правления -  раннефеодальная монархия

Политический режим – военная демократия, авторитарный  

Структура государства – федерация княжеств и городов

Территория: конец IX в. – территориальным ядром государства являются земли вокруг Киева и Новгорода, конец XI в. – земли новгородских и ильменских славян, вятичей, кривичей, радимичей, дреговичей, полян, полочан, древлян:  на севере  границы государства доходят до реки Пинега, Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – до середины Днепра, на западе – до реки Висла, на востоке – до реки Ока и верховьев Волги.

Основаны города Новгород, Ростов, Муром, Смоленск, Псков, Углич, Брянск, Владимир-Волынский, Суздаль, Курск, Рыбинск, Ярославль, Рязань.

Население - 2-4 млн человек, городское население – 3-4 %

Основные события:

862 - приход варягов на Русь, начало древнерусской государственности, начало правящей династии Рюриковичей

882 - объединение Киева и Новгорода,  перенос столицы Древнерусского государства  в Киев

945 - восстание древлян и первая налоговая реформа  

988 - крещение Руси  

1054 - отказ от родового принципа наследования и переход к принципу отчинности  

1097 - съезд князей в г. Любече

Основные правители

Рюрик (862-879), начальник варяжского военного отряда, пришел на Русь в 862 г., княжил в Новгороде. Основатель первой великокняжеской династии на Руси.

Олег Вещий (879-912), правил с 879 г. в Новгороде; захватив в 882 г. Киев и объединил Киевскую и Новгородскую земли.

Игорь (912-945), великий князь киевский, совершал частые походы на Византию; убит древлянами, восставшими против него во время сбора с них дани.

Ольга (945-969), жена Игоря, наравне с ним участвовала в государственном управлении: следила за внутренней жизнью страны, решала текущие дела, принимала посетителей.

Святослав (?-972), сын Игоря, великий князь киевский, совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Дунай, Северный Кавказ, на Балканы и Византию. Укрепил внешнеполитическое положение Киевской Руси.

Владимир I Красное Солнышко (980-1015), князь новгородский и великий  киевский, при нем в 988 г. в качестве государственной религии принято христианство, что значительно повысило международный авторитет Руси. Древнерусское государство вступило в период своего расцвета.

Ярослав Мудрый (1019-1054), великий князь киевский, первый русский законодатель, составил «Правду Ярослава» - основу «Русской Правды».

Владимир II Мономах (1113-1125), князь смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский получил от Византии в виде даров императорский золотой венец, императорскую хламиду, драгоценный пояс, яшмовую чашу и скипетр; поддерживал дипломатические  и династические связи с Англией, Германией, Швецией и Норвегией.

Особенности государственного управления

1. Во главе государства стоял великий князь (от слова «конязь» – предводитель войска, сидящий на коне), ему принадлежала верховная исполнительная, законодательная и судебная власть

2.  Власть князя основывалась на силе его войска – дружины. Старшие дружинники, наиболее опытные и влиятельные члены войска, владели значительными земельными богатствами. Из их среды постепенно формируется слой боярства (от слова «бояр» – боец, воин) – привилегированное сословие в Древней Руси.   Младшие дружинникирядовые воины – нередко выполняли разнообразные поручения князя, были слугами при княжеском дворе; они станут основой  для будущего дворянского сословия

3. Управление великокняжеским дворцом не отделялось от управления государством

4. В своей деятельности князь также опирался на Боярскую Думу – это был совет при князе, куда входили высшие дружинники, представители местной знати, духовенство. Дума была совещательным органом, не имела постоянного состава, не была юридически оформлена, однако ее решения оказывали существенное влияние на политику князя. В Думе обсуждались вопросы войны и мира, избрания князя, издания законов

5. На местах управление находилось в руках местных князей, в городах – в руках посадника,  представителя княжеской администрации, в сельской местности – волостеля. За свою работу они получали «корм». Так сложилась система «кормления» – сборов с местного населения на содержание местной администрации

6. Большую роль в организации народной жизни играло вече (от слова «вет» – совет) – собрание всех свободных мужчин городской или сельской общины; к XI в. роль вечевого собрания почти во всех городах ослабевает, исключением были Новгород и Псков с их ярко выраженными демократическими традициями

7. Важная особенность государственного строя Древнерусского государства – существование народного ополчения – это были военные формирования, создававшиеся во время войн из всех свободных мужчин городской или сельской общины

8. Наличие веча и народного ополчения свидетельствует о существование у восточных славян в древности строя военной демократии. Элементы военной демократии ослабевали параллельно с усилением государственных структур.

  

Государственное управление на Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.)

Новгородская земля

Название государства – Новгородская Русь

Столица –  Новгород, с середины XIV в. - Великий Новгород, Господин Государь Великий Новгород

Высшая государственная должность - Посадник

Высшая законодательная власть - Вече

Высшая судебная инстанция Посадник, князь, тысяцкий, архиепископ

Основной законРусская Правда, Новгородская ссудная грамота 1471 г.

Форма правления - республика

Политический режим - демократический  

Территория – земли между Ильменем и Чудским озером; в начале  XV в. под властью Новгорода находилась территория от Кольского полуострова до Торжка

Основаны города - Волоколамск, Торжок, Вологда, Тверь, Великие Луки, Старая Руса, Великий Устюг, Череповец, Каргополь, Соликамск, Осташков.

Основные события

1240Невская битва

1242битва на Чудском озере

1258 – первая татарская перепись населения в Новгородской земле

1471разгром новгородцев войсками московского князя в битве на реке Шелони

1478присоединение Новгорода к Московскому княжеству

Основные правители

Александр Невский (1236-1251), князь новгородский,  прославился победами над шведами и немецкими рыцарями, обезопасил западные границы Руси. В 1252 г. занимает престол великого князя владимирского

Особенности государственного управления

1. Высший орган власти – вече – собрание всех свободных жителей Новгорода. Вече рассматривало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, избирало главных правительственных лиц – посадника и тысяцкого

2. Посадник избирался из самых влиятельных бояр; был посредником между князем и народом, вместе с князем имел право судить и управлять, руководил работой вечевого собрания, от имени Новгорода вел переговоры с другими государствами, заменял князя в его отсутствие

3. Тысяцкий возглавлял городское ополчение, вел суд по торговым делам, контролировал налоговую систему

4. Важную роль в управлении играл архиепископ, влияние которого с течением времени усиливалось. Архиепископ фактически возглавлял новгородское правительство – Совет господ; наместники архиепископа управляли рядом новгородских областей. В его компетенции – церковный суд, и ряд гражданских дел, связанных с поземельными отношениями и торговыми операциями

5. Князь приглашался в Новгород на условиях новгородцев, с ним заключался специальный договор, в которых оговаривали его права и обязанности. Главные функции князя – обеспечение защиты Новгородской земли от внешней агрессии, суд. В случае недовольства князем новгородцы его изгоняли.

Галицко-Волынская земля

Название государства – Галицко-Волынское княжество

Столицы -  Владимир-Волынский, Галич, Киев

Титул монархаВеликий князь

Высшая исполнительная власть Великий князь, король

Высшая законодательная властьВеликий князь, король

Высшая судебная инстанцияВеликий князь, король

Основной законРусская Правда

Форма правления - раннефеодальная монархия

Политический режим - авторитарный с элементами демократии 

Территория: земли на северо-западных склонах Карпат, в бассейнах рек Днестр, Прут, Сереет, Припять, Буг

Основаны города: Рославль,  Галич, Львов, Холм

Основные события:

1141 – несколько удельных княжеств объединяются в Галицкое княжество

1199 объединение Галицких и Волынских земель и образование Галицко-Волынского княжества

1246 – первая татарская перепись населения в Киевской и Черниговской земле

1349 Галицко-Волынское княжество завоевано Литвой и Польшей

Основные правители

Ярослав Осмомысл (1153-1187) способствовал процветанию и усилению могущества Галицкого княжества

Роман Мстиславович (1170-1205) укреплял княжескую власть  в Галиче и на Волыне, считался могущественнейшем князем на Руси

Даниил Романович (1204-1264), сын Романа Мстиславовича, в 1254 г. получил от папы римского титул короля

Особенности государственного управления

1. Во главе государства стоит князь, обладающей всей полнотой власти – исполнительной, законодательной, судебной

2. Основа власти князя – княжеское войско

3. Правящим сословием в Галицко-Волынском княжестве были бояре, крупные земельные собственники

4. Значительное влияние на развитие общества оказывают городские и сельские общины

5. Важную роль в жизни страны играет католическая церковь

Владимиро-Суздальская земля

Название государства – Владимиро-Суздальское княжество, с конца XIV в. – Великая Русь, Великое княжество Московское

Столицы – Ростов, с 1125 г. - Суздаль, с 1157 г. – Владимир, с 1326 - Москва

Титул монархаВеликий князь

Высшая исполнительная власть – Великий князь

Высшая законодательная властьВеликий князь

Высшая судебная инстанция -  Великий князь

Основной закон Русская правда

Форма правления –  раннефеодальная монархия

Политический режим - авторитарный

Территория: XII в. - земли в бассейнах рек Ока и Клязьма, конец XIV в. - к Московскому княжеству присоединены Нижний Новгород, Муром, Вологда и земли коми 

Основаны города Владимир, Москва, Звенигород, Дмитров, Коломна, Кострома, Нижний Новгород, Можайск, Клин,  Серпухов, Сергиев Посад, Кашира,  Калуга

Население  - 3-4 млн человек, городское население – 3-4 %

Основные события:

1236 начало татаро-монгольского завоевания Руси

1237 - установление на Руси золотоордынского ига

1243 – основание Золотой Орды  

1256 первая татарская перепись населения в Суздальской земле

1301присоединение к Москве Коломны и начало сбора русских земель вокруг Москвы

1380 – Куликовская битва  

1425 начало Феодальной войны на Руси

1453 - завершение Феодальной войны на Руси

Основные правители

Юрий Долгорукий (1125-1157) – сын Владимира Мономаха, считается основателем Москвы

Андрей Боголюбский (1157-1174), в собственной земле не раздавал уделов ни братьям, ни сыновьям, а княжил в ней единодержавно   

Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), успешно боролся  с феодальной знатью, подчинил своей власти Киев, Чернигов, Рязань;

Даниил Александрович (1276-1303), положил начало сбору русских земель вокруг Москвы и территориальному росту Московского княжества

Иван I Данилович Калита (1325-1340), заложил основы политического и экономического могущества Москвы, первым получил от Золотой Орды разрешение на сбор дани с русских земель

Иван II Иванович Красный (1353-1359), великий князь владимирский и московский, продолжил объединение русских земель

Дмитрий Донской (1359-1389), победил татаро-монгол в Куликовской битве, обеспечил независимость Москвы и укрепил ее роль как общерусского национального центра.

Василий I (1389-1425), великий князь московский,  расширил границы государства

Василий II Темный  (1425-1462), великий князь московский, одержал победу в Феодальной войне в России (1425-1453)

 

Особенности государственного управления

1. Княжества (Ростовское, Суздальское, Ярославское, др.) делились на более мелкие княжества – уделы, князь в своем уделе был полным хозяином

2. Сложилась феодальная иерархия: высшую ступень занимали великие князья, вторую – их вассалы - удельные князья, третью – бояре и служилые князья, еще ниже стояли дети боярские  и  дворяне 

3. Разделения властей не было: князьям принадлежала высшая исполнительная, законодательная и судебная власть

4. При князе существовал совещательный орган – Боярская Дума, включавший родовитых бояр, представителей церкви, должностных лиц из системы дворцового управления

5. На местах сохраняется система кормлений, неэффективная с точки зрения государственного управления и разорительная для населения

6. Дворцовое управление соединено с государственным. Штат дворцовой администрации постепенно увеличивается

Лекция 2. Складывание централизованного государства и государственное управление в России в конце XV-XVIII вв.

В лекции рассматриваются темы:

1.Складывание централизованного государства и система государственного управления в конце XV-XVII вв.

2.Государственное управление в России в первой половине XVIII в.

3.Государственное управление в России во второй половине XVIII в.

На экзаменационный зачет выносятся вопросы:

1.Причины и последствия усиления Москвы как центра Русского государства.

2.Особенности колонизационного процесса на Руси и формирование государственного аппарата.

3.Важнейшие функции Российского государства, особенногости их осуществления.

4.Традиции удельного периода в управлении и оформление института царской власти на Руси в XVI в.

5.Оформление приказной системы управления, ее специфика.

6.Структура и функции Боярской Думы, ее эффективность.

7.Земские соборы, их назначение и особенности функционирования.

8.Централизация судебной системы в XV-XVII вв. Общерусские законы.

9.Воцарение династии Романовых и переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.

10. Реформы центрального и местного госаппарата при Петре I.

11.Усиление государственного регулирование в начале XVIII в.

12.Особенности управления Российской империей в середине XVIII в.

13.Реформы государственного управления при Екатерине II, их назначение и особенности.

14.Тенденции в развитии государственного аппарата при Павле I.

Учебная литература:

История государственного управления в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997.

Государственное управление в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

Исаев И.А. История России: традиции государственности. М.: ЮКСП, 1995.

Исаев И.А. Правовые тенденции. М.: ЮКСП, 1995.

История отечественного государства и права. Ч. I. Под ред. О.И. Чистякова. М.: БЕК, 1996.

Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: 1988.

Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1974.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. - М., 1994.

Основные термины и понятия:

Великий князь

Царь

Власть исполнительная, законодательная, судебная

Боярская Дума

Избранная Рада

Ближняя (Тайная, Комнатная) Дума

Дворцово-вотчинная система управления государством  

Управление великокняжеским дворцом

Дворецкий

Управление княжескими селами

Пути – административные и судебные органы

Путные бояре

Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления 

Местничество

Уезды

Станы

Волости

Разряды –военные округа

Губы – судебные округа

Полицейская система

Постоянные тюрьмы

Земский Собор, Верхняя палата, Нижняя палата

Монархия раннефеодальная

Монархия сословно-представительная

Приказы (Холопий, Разбойный, Стрелецкий, Иноземный, Посольский,  Казанский, Тайный, Судный)

Централизация приказного управления

Реформы местного управления – губная и земская.

Отмена системы кормлений

Губные избы (полицейско-судебные функции)

Земские избы (финансово-налоговые функции)

Губные и земские старосты

Судебная система

Законодательный процесс

Воеводы

Церковь

Государственные крестьяне

Крепостные крестьяне

Император

Начало процесса разделения властей

Сенат, законодательный  и контролирующий орган, подчиненный императору.  

Коллегии

Табель о рангах

Святейший Синод

Губернии

Провинции

Уезды

Магистраты

«Офамиливание» - наделение фамилиями

Губернии подчиняются губернатору (генерал-губернатору)

Губернское правление – главный административный орган

Вице–губернатор является председателем казенной палаты – высшего финансового органа губернии

Нижний земский суд, возглавляемый капитан-исправником

Городничий

Дворяне

Самоуправление городов

Государственное управление в конце XV в.

Название государства – Великое княжество Московское,  Русь, Россия

Столица – Москва

Титул монарха – Великий князь Государь Московский и Всея Руси

Высшая исполнительная власть – Великий князь

Высшая законодательная власть – Великий князь

Высшая судебная инстанция -  Великий князь

Основной закон – Судебник 1497 г.

Форма правления -  раннефеодальная монархия

Политический режим - авторитарный

Территория: к концу XV в. в государство входят земли, на которых живут  карелы, вепсы, саамы, ханты, манси, ненцы, татары, мари, ижора, мещера. Границы государства отодвигаются в Поволжье и к Уралу

Основаны города Егорьевск, Чебоксары,  Валдай, Гатчина

Население  - 4-5 млн человек, городское население – 3-4 %

Основные события

1480 свержение татаро-монгольского ига

1497 – принятие первого общерусского Судебника и начало юридического оформления крепостного права

1490-е годы – введение государственной монополии на чеканку монеты

Основные правители

Иван III (1462-1505), великий князь московский;  в его правление произошло оформление титула – «Великий князь всея Руси», сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата

Особенности государственного управления

1. Во главе государства стоит великий князь, в руках которого сосредоточена вся полнота власти – исполнительная, законодательная, судебная

2. Значительную роль в управлении играет Боярская Дума – совещательный орган при князе. Великий князь считался с решениями Боярской Думы

3. Дворцово-вотчинная система управления государством, унаследованная от прошлого, включала управление собственно великокняжеским дворцом, осуществляемое дворецким и его подчиненными, а также управление княжескими селами и отдельными местностями. Этим заведовали пути – административные и судебные органы, во главе которых стояли путные бояре. В конце XV в. началось перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления

4. Формирование государственного аппарата осуществляется по принципу местничества, основанному на критериях знатности рода претендента на чиновничью должность, это снижало уровень профессионализма в управлении

5. В конце XV в. на смену деления страны на уделы пришло деление страны на уезды – крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы – на волости. Также существовали разряды – военные округа и губы – судебные округа

6. В конце XV в. формируется полицейская система, учреждаются постоянные тюрьмы

Государственное управление в XVI в.

Название государства – Великое княжество Московское, Великая Русь, Россия

Столица - Москва

Титул правителя –  Великий  Князь Государь Московский и Всея Руси, с 1547 г. - Царь

Высшая исполнительная власть - Царь

Высшая законодательная власть - Царь

Высшая судебная инстанция - Царь

Основной закон – Судебник 1497 г., 1550 г.

Форма правления – монархия, с 1549 г. – сословно-представительная монархия

Политический режим – авторитарный

Территория - начало XVI в. - к Московскому княжеству присоединены Тула,  Псков, Смоленск, Рязань, Башкирия, Казанское, Астраханское ханства, началось присоединение Сибири и освоение Дикого поля.

Основаны города Орел, Уфа, Архангельск, Саратов, Воронеж, Самара, Тюмень, Белгород, Сургут.

Население  конец XVI в.  - 6-7 млн человек, городское население – 3-4 %

Основные события

1520 присоединение Рязани и завершение сбора русских земель вокруг Москвы

1547Иван IV венчается на царство и принимает титул царя

1547 - начало административных реформ Ивана Грозного

1549 созван первый Земский Собор

1550принят новый Судебник (Ивана Грозного)

1555отмена «кормлений», начало земской и губной реформ

1565 учреждение опричнины

1570опричники Ивана Грозного истребили почти все население Великого Новгорода

1581 –  отмена Юрьева дня и первое введение заповедных лет

1589учреждение на Руси патриаршества

1598прекращение династии Рюриковичей

1598 - вступление на царство Бориса Годунова

Основные правители

Василий III (1505-1533), великий князь московский, завершил объединение русских земель вокруг Москвы

Иван IV (1533-1584), великий князь московский и первый русский царь (с 1547) для укрепления личной самодержавной власти вел беспощадную борьбу с родовитыми боярами, в которых видел претендентов на царский трон. Его внутренняя политика сопровождалась массовыми репрессиями и казнями, однако в своих указах он подчеркивал ее «всенародный» характер и пытался показать себя защитником дворян и крестьян

Федор Иванович (1584-1598), средний сын Ивана Грозного, от государственных дел самоустранился и передал их в руки ближайших бояр, главным среди которых был Борис Годунов

Борис Годунов (1598-1605),  первый русский царь без династических корней,  пытался улучшить полицейский порядок, боролся против взяточничества, заботился о безопасности  передвижения на дорогах, преследовал пьянство, оказывал помощь вдовам и сиротам, кормил и одевал неимущих, строил города, но так и не смог расположить к себе народ.

Особенности государственного управления

1. Монарх обладает всей полнотой власти; разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную не существует

2. По-прежнему функционирует Боярская Дума –  законодательный и совещательный орган. В середине XVI в. на основе Думы формируется Избранная Рада, куда входили приближенные к Ивану IV лица, фактически управлявшие страной. Статус Рады юридически не оформлен, деятельность носила временный характер

3. В середине XVI в. с началом созыва Земских Соборов Русь перешла от монархии раннефеодальной к монархии сословно-представительной. Верхняя палата Земского Собора не избиралась, в нее по праву социального статуса входили царь, члены Боярской Думы, высшее духовенство, Нижняя палата избиралась из представителей дворян, горожан и крестьян. Функции Земского Собора – рассмотрение важнейших общегосударственных вопросов

4. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной  к приказной системе управления и сложилась разветвленная сеть приказов. Приказы – органы центрального управления – строились по отраслевому (Холопий, Разбойный, Стрелецкий, Иноземный, Посольский приказы) и территориальному (Казанский приказ) принципу. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом. Приказы нередко дублировали друг друга, действовали медленно, решения принимались на основе обычая и часто носили субъективный характер

5. В середине XVI в. проведены реформы местного управления – губная и земская.  В результате система кормлений отменена, на местах созданы губные  и земские избы, состав которых избирался из местного населения. Губные избы выполняли полицейско-судебные функции, земские избы – финансово-налоговые. Во главе изб стояли губные и земские старосты, они получали жалование от царя и зависели от него

6. Судебная система, как и раньше, неупорядочена. Судили царь, Боярская Дума, наместники и воеводы, приказные дьяки, руководители земских изб, губные старосты

7. Законодательный процесс выглядел так: царь мог сам написать закон – в бумагах это оформлялось как «царь повелел», царь мог привлечь к работе бояр – «царь повелел и бояре приговорили», наконец, законом мог стать устный приказ царя – «государево слово»

Государственное управление в XVII в.

Название государства – Русь, Россия

Столица - Москва

Титул правителя – Царь, Самодержец Всея Руси

Высшая исполнительная власть - Царь

Высшая законодательная власть - Царь

Высшая судебная инстанция – Царь, Судный приказ

Основной закон Соборное уложение 1649 г.

Форма правления – сословно-представительная монархия

Политический режим - авторитарный

Структура государства - государство унитарное

Территория - присоединены Левобережная Украина, земли Сибири, Дальнего Востока, Камчатка

Основаны города Томск, Новокузнецк, Гусь Хрустальный, Люберцы, Одинцово, Подольск, Красноярск, Якутск, Тамбов, Верхоянск, Симбирск, Иркутск, Пенза, Улан-Удэ, Дудинка, Чита

Население начало XVII в.–– 7-8 млн человек, городское население – 3-4 %

       конец XVII в. – 10-12 млн человек, городское население – 3-4 %

Основные события

1601-1603 – неурожай, голод, мор, народные волнения

1605-1613 - смута на Руси, появление Лжедмитрия I и Лжедмитрия II

1606 – начало польской интервенции

1608 – начало шведской интервенции

1611 – создание народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

1613 - избрание на царство Михаила Романова

1646 – перепись населения Русского государства

1649 – принято Соборное уложение

1653-1656 церковная реформа Никона, начало раскола в русской православной церкви

1654 – воссоединение Украины с Россией

1680 - составлен первый в истории страны государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства

1682отменено местничество, вместо местничества выдвинут принцип служебного соответствия

Основные правители

Борис Годунов (1598-1605)

Василий Шуйский IV (1606-1610) – русский царь без династических корней, возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, заключил союз со Швецией, который привел к шведской интервенции.

Михаил Федорович Романов Кроткий (1613-1645) -  первый царь из династии Романовых, предоставил управление государством сначала своему отцу патриарху Филарету, затем боярам

Алексей Михайлович Романов Тишайший (1645-1676), сумел существенно укрепить центральную власть

Иван V Алексеевич (1682-1696), болезненный и неспособный царствовать, был провозглашен царем вместе с младшим братом Петром I; до 1689 г. за братьев правила их взрослая сестра царевна Софья

Петр I Алексеевич (1682-1725) русский царь с 1682 г., великий реформатор, самостоятельно правил с 1689 г. Важнейшие реформы провел в XVIII в.

Софья Алексеевна (1657-1704), русская царевна, правительница России в 1682-1689 при двух царях – ее малолетних братьях Иване V и Петре I.

Особенности государственного управления

1. Усилилась власть царя, за выступление против царя полагается смертная казнь

2. XVII в. – время расцвета приказной системы: число приказов увеличивается, в конце века приближаясь к 50, все большую роль в государственном аппарате  играет приказная бюрократия. Идет централизация приказного управления – несколько приказов могут подчиняться одному боярину. Создан Тайный приказ, подчинявшийся непосредственно царю, и занимавшийся особо важными делами – государственной изменой

3. При царе функционирует Боярская Дума, в составе которой около 100 человек; ее роль постепенно снижается. Наряду с ней действует Ближняя (Тайная, Комнатная) Дума, в которую входят доверенные лица царя

4. Время от времени собираются Земские Соборы; наиболее важными из них были Собор   1613 г.,  когда на царство был избран Михаил Романов,  Собор 1649 г., когда было принято Соборное Уложение, и Собор 1682, когда на трон были возведены Иван VI и Петр I Алексеевичи

5. На местах всей полнотой власти обладают воеводы, присылаемые царем из центра и представляющие царя. Они получают от царя жалование и зависят от него

6. Несколько изменена судебная система: создается Судный приказ – высшая судебная инстанция, он стоял над судом воевод, приказных дьяков и губных старост

7. Церковь, ослабевшая в результате раскола, постепенно подчиняется государством

8. Государственными крестьянами управляют государственные чиновники; крепостные крестьяне, которые составляли почти половину населения страны,  полностью подвластны своим хозяевам -  помещикам

Государственное управление в России в первой половине XVIII в.

Название государства – Россия, с 1721 г. – Российская империя

Столица – Москва, с 1712 г. - Санкт-Петербург

Титул монарха – Царь, с 1721 г. - Император

Высшая исполнительная власть – Император, коллегии

Высшая законодательная власть – Император, Сенат

Высшая судебная инстанция – Император, Сенат

Основной закон – Соборное уложение 1649 г.

Форма правления – абсолютная монархия

Политический режим - авторитарный

Территория – к России присоединено побережье Балтийского моря и Казахстан

Основаны города Санкт-Петербург, Кронштадт, Петрозаводск, Петродворец, Омск, Семипалатинск, Екатеринбург, Нижний Тагил,  Пермь, Барнаул, Оренбург, Челябинск, Ставрополь, Петропавловск-Камчатский

Население  начало XVIII в. – 12-14 млн человек, городское население –  3-4 %

       середина  XVIII в. – 16-18 млн человек, городское население –  4-5 %

Основные события

1703 – основание Санкт-Петербурга

1708 -  начало реформы местного управления

1711 – учреждение Сената

1718 – отмена приказов и введение коллегий

1718 – перепись населения в России, подготовка к введению подушного обложения

1719 – начало губернской реформы

1721 – учреждение Синода

1721 – завершение Северной войны со Швецией

1721 – Россия объявлена империей, Петр I получил титул императора

1722 – Указ Петра I о престолонаследии

1724 – отмена подворного обложения и введение подушной подати

1725 – вступление на престол Екатерины I. Начало эпохи дворцовых переворотов

1726 – учреждение Верховного тайного совета

1727 – престол восходит Петр II Алексеевич

1730 -  на престол восходит Анна Ивановна

1740 - на престол  возведен младенец Иван VI Антонович

1741 – на престол вступает Елизавета Петровна, дочь Петра I

Основные правители

Петр I Великий (1689-1725) провел масштабные реформы государственного управления  

Анна Иоанновна (1730-1740), при ней огромное влияние приобрели иностранцы, особенно немцы

Елизавета Петровна (1741-1761)

Особенности государственного управления

1. Во главе государства стоит император, обладающий исполнительной, законодательной и судебной властью. Наряду с ним судебной и законодательной властью обладает Сенат, административной властью – коллегии. Начался процесс разделения властей.

2. Вместо Боярской Думы учрежден Сенат, законодательный  и контролирующий орган, подчиненный императору.  Задачи Сената – разработка новых законов, контроль за финансами, контроль за деятельностью администрации. В составе Сената при Петре I  - всего 9 человек, их назначает сам Петр, руководит их работой генерал-прокурор. После Петра значение Сената снижается, за ним остаются лишь судебные функции.

3. Высшие судебные инстанции - император и Сенат; в подчинении Сената находится Юстиц-коллегия. Учреждены разные типы судов - надворные, провинциальные, земские. Суды – сословные, для каждого сословия — свои.

4. Вместо приказов введены коллегии. В основу  их деятельности положен шведский опыт; они основываются не на обычае, как раньше приказы, а на должностных инструкциях и правовых нормах. Коллегии  - их было 12 - ведали определенными отраслями в масштабе страны.

5. Для совершенствования бюрократического аппарата принят Табель о рангах (1722). Определяющими при продвижении по службе стали профессиональные качества, личная преданность царю и выслуга лет. Образование было объявлено обязательным для всех молодых дворян, все они были должны поступать на военную или административную службу. Любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения всех низших. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство, чины с 8 по 1 – потомственное.

6. Должность патриарха была упразднена, для управления церковью создан Святейший Синод, что усилило контроль над церковью со стороны государства.

7. По реформе местного управления страна поделена на 8 губерний, во главе губерний стояли губернаторы, им подчинялись войска. Каждая губерния делилась на провинции, во главе их стояли воеводы. Администрация провинций подчинялась коллегиям. Провинции делились на уезды, во главе уездов стояли земские комиссары, в их ведении были финансовые и полицейские дела.

8. В результате реформы городского управления, предпринятой Петром I, желавшим представить городам самоуправление по западному типу, в городах стали формироваться органы местного самоуправления – магистраты, наделенные административными и судебными функциями. Стало юридически оформляться городское сословие.

9. Крепостными крестьянами управляли помещики, государственными – местные органы власти.

10. Способом индивидуального контроля со стороны государства над высшими сословиями становится  их «офамиливание» - наделение фамилиями. При Петре I фамилии получили все дворяне и  представители старинных купеческих родов. Дворянские фамилии часто образовывались от названий поместий, купеческие – по характеру занятий. 

Государственное управление в России во второй половине XVIII в.

Название государства – Россия, Российская империя

Столица  - Санкт-Петербург

Титул монарха – Император

Высшая исполнительная власть – Император, коллегии

Высшая законодательная власть - Император

Высшая судебная инстанция – Император, Сенат

Основной закон – Соборное уложение 1649 г.

Форма правления – абсолютная монархия

Политический режим - авторитарный  

Территория присоединены Белоруссия, Правобережная Украина, Курляндия, Волынь, Новороссия, Крым

Основаны города Кыштым, Моздок, Гудермес, Ижевск, Ростов-на-Дону, Миасс, Пятигорск, Воскресенск, Владикавказ, Краснодар, Одесса, Ессентуки, Кисловодск.

Население   середина XVIII в. – 18 млн человек, городское население – 4-5  %

                   конец XVIII в. – 37 млн человек, городское население - 5 %

Основные события

1761 – вступление на престол Петра III

1762 – воцарение Екатерины II

1775 – начало губернской реформы

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам

1796 – вступление на престол Павла I

1797 - указ о престолонаследии и восстановление допетровского порядка наследования трона

1797указ о трехдневной барщине

Основные правители

Елизавета Петровна (1741-1761)

Екатерина II (1762-1796)

Павел I (1796-1801)

Особенности государственного управления

1. Монарх, обладая всей полнотой власти, делит ее с Сенатом (высший судебный орган) и коллегиями  (высший исполнительный орган)

2. В соответствии с реформой местного управления провинции упразднены, число губерний увеличено. Установлено, что губернии должны быть примерно одинаковы по числу жителей, как и уезды. Губернии подчиняются губернатору (генерал-губернатору), который  назначается Сенатом. Губернатор возглавляет губернское правление – главный административный орган, обладает широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением. Вице–губернатор является председателем казенной палаты – высшего финансового органа губернии. В каждом губернском городе был создан приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами

3. Уездным исполнительным органом становится нижний земский суд, возглавляемый капитан-исправником. Он избирался дворянами уезда на три года, считался начальником уезда, ведал уездной администрацией, полицией, наблюдал за торговлей, проводил предварительное следствие по судебным делам.

4. Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначаемый Сенатом

5. Дворяне, высшее сословие в империи, получили сословную организацию и самоуправление

6. Самоуправление получили и города. Права города защищались городским магистратом, который ходатайствовал за город перед высшими органами власти

7. Крепостными крестьянами управляли помещики, государственными – местные органы власти

Лекция 3. Российская государственность в XIX — начале XX вв.

В лекции рассматриваются темы:

1.Российская государственность в первой половине  XIX в.

2.Государственное управление в России во второй половине XIX в.

3.Государственное управление в России в начале XX в.

На экзаменационный зачет выносятся вопросы:

1.Реформы центрального аппарата при Александре Ш.

2.Программа реформ М.М. Сперанского, цели реформ и их результаты.

3.Особенности государственного управления в России в эпоху Николая Ш.

4.Влияние государства на хозяйственную и культурную жизнь российского общества в первой половине XIX в.

5.Характер правления Александра II. Реформы 60-70-х годов XIX в.

6.Реформы государственного управления в России в конце XIX — начале XX вв.

7.Государственная Дума как высший законодательный орган Российской империи.

8.Российская империя как многонациональное образование. Особенности государственного управления на окраинах.

9.Особенности функционирования государственного аппарата России в годы Первой мировой войны. Эффективность работы Временного правительства.

Учебная литература:

История государственного управления в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997.

Государственное управление в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

Исаев И.А. История России: традиции государственности. М.: ЮКСП, 1995.

Исаев И.А. Правовые тенденции. М.: ЮКСП, 1995.

История отечественного государства и права. Ч. I. Под ред. О.И. Чистякова. М.: БЕК, 1996.

Ерошкин Н.П. Крепостное самодержавие и его политические институты. М., 1981.

Ерошкин Н.П. Местные государственные учреждения дореформенной России 1800-1860. М., 1985.

Основные термины  и понятия:

Император

Непременный Совет

Государственный Совет

Сенат

Синод

Министерства, переход от коллегиальности к единовластию, более четкое разграничение функций органов государственной власти, большую централизацию государственного аппарата

Комитет министров, функции – анализ ситуации в стране, подбор кадров для замещения высших должностей, рассмотрение отчетов министерств, разработка новых законопроектов

Собственная его императорского Величества канцелярия, в составе которой шесть отделений. Третье отделение, ведавшее вопросами государственной безопасности, являлось важнейшим: его задачи

Села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Особым объектом управления были города

Сословные учреждения – дворянские собрания, шестигласные думы, органы городского самоуправления  

Крепостные крестьяне

«Офамиливание»

Император  как высшее должностное лицо 

Государственная Дума, высший совещательный и законодательный орган

Совет министров, совещательный орган по общегосударственным делам

Судебная система: суды внесословные, независимые от администрации; состязательность суда, публичность судебных процессов, несменяемость судей и судебных следователей; принцип равенства всех граждан перед законом,  институт присяжных заседателей и институт присяжных поверенных

Местное управление: земства, городские думы  

Контрреформы

Новая система управления крестьянами: сельский сход, сельский староста Сельские общества, выборное волостное управление, волостной сход, волостное правление, волостной старшина и волостной суд

Армия, введение всеобщей воинской повинности; армия внесословная

Особые совещания (по обороне, обеспечению топливом путей сообщения, перевозке военных грузов, продовольственному делу, устройству беженцев)

Временное правительство

Учредительное собрание

Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

Министерство по делам вероисповедания

Государственное управление в первой половине XIX в.

Название государства – Россия, Российская империя

Столица - Санкт-Петербург

Титул монарха – Император

Высшая исполнительная власть – Император, Министерства

Высшая законодательная власть – Император, Государственный Совет

Высшая судебная инстанция – Император, Сенат

Основной закон – Свод законов Российской империи

Форма правления  - абсолютная монархия

Политический режим - авторитарный  

Территория - в состав империи вошла Восточная Грузия, княжество Финляндское, часть территории Польши с Варшавой, Северный Азербайджан, Дагестан, Восточная Армения

Основаны города Черкесск, Новочеркасск, Грозный, Балашиха, Красноуральск , Новороссийск, Сочи, Туапсе, Армавир, Махачкала, Николаевск-на-Амуре

Население  начало XIX в. – 40 млн человек, городское население – 5 %

                  середина XIX в. - 70 млн человек, городское население – 6,5 %

Основные события

1801 – вступление на престол Александра I

1802 – начало министерской реформы  и учреждение министерств

1803 – положение об устройстве учебных заведений

1810учреждение Государственного совета

1815 – Царство Польское, как особая часть Российской империи, получает конституцию и широкую автономию

1816-1819 – отмена крепостного права в прибалтийских губерниях

1825 – вступление на престол Николая I 

1827 – создание корпуса жандармов

1837-1841реформа управления государственными крестьянами (реформа Киселева)

Правители

Александр I (1801-1825)

Николай I (1825-1855)

Особенности государственного управления

1. Император, возглавляя всю систему власти в стране, осуществляет объединение и координацию всех отраслей управления.

2. Высший совещательный орган при императоре  - Непременный Совет (1801-1810), Государственный Совет (с 1810 г.), в который в соответствии со своим положением входили высшие чиновники империи – руководители ведомств, часть членов Совета назначалась императором по своему усмотрению. Функции Совета – разработка законопроектов и приведение всей правовой системы к единообразию

3. Высшим судебным органом империи оставался Сенат

4. Высший орган управления делами православной церкви - Синод

5. При Александре I коллегии заменены министерствами, что обеспечило переход от коллегиальности к единовластию, более четкое разграничение функций органов государственной власти, большую централизацию государственного аппарата. Министры назначались императором и непосредственно ему подчинялись

6. Для решения межведомственных вопросов был учрежден Комитет министров (1812), функции которого – анализ ситуации в стране, подбор кадров для замещения высших должностей, рассмотрение отчетов министерств, разработка новых законопроектов

7. Важнейшим органом центрального управления во второй четверти XIX в. становится Собственная его императорского Величества канцелярия, в составе которой было шесть отделений. Первое отделение осуществляло контроль над деятельностью министерств и ведомств; Второе отделение – обобщало и анализировало законы Российской империи. Третье отделение, ведавшее вопросами государственной безопасности, являлось важнейшим: его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего строя, сектантами и раскольниками, управление тюрьмами, высылка и размещение ссыльных, наблюдение за иностранцами. Четвертое отделение контролировало работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений, Пятое отделение должно было выработать проект реформы по управлению государственными крестьянами, Шестое  отделение занималось управлением территории Кавказа

8. В административном отношении Россия делилась на села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Особым объектом управления были города

9. Определенную роль в местном управлении играли сословные учреждения – дворянские собрания, возглавляемые губернским предводителем дворянства, и шестигласные думы, органы городского самоуправления  

10. Крепостными крестьянами по своему усмотрению управляли помещики

11. Массовым способом индивидуального управления становятся фамилии: «офамиливание» - наделение населения фамилиями - должно было улучшить контроль за ним со стороны государства. Духовенству давали фамилии по названию церквей, церковных праздников, драгоценных камней и цветов (Троицкие, Алмазовы, Гиацинтовы); чиновники получали управленческие фамилии (Волостновы, Бурмистровы); государственные крестьяне и мещане получали фамилии по роду занятий (Винокуровы, Солдаткины). Часто фамилиями становились клички. Крепостным крестьянам фамилии не полагались

Государственное управление в России во второй половине

XIX – начале XX вв.

Название государства – Россия, Российская империя

Столица - Санкт-Петербург

Титул монарха – Император

Высшая исполнительная власть – Император, Министерства

Высшая законодательная власть – Император; с 1906 г. - Государственная Дума

Высшая судебная инстанция - Сенат

Основной закон – Свод законов Российской империи (1833)

Форма правления - абсолютная монархия, с 1906 – сословно-представительная монархия

Политический режим – авторитарный  с элементами демократии  

Территория - к России присоединены Чечня, Уссурийский край, Туркмения, территория Западного Памира

Основаны города Элиста, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Бодайбо,  Уссурийск, Южно-Сахалинск, Котлас, Новосибирск,  Домодедово, Мурманск

Население - середина XIX в. – 70 млн человек, городское население – 6,5 %

        1913 г. – 165 млн человек, городское население – 15 %

Основные события

1855 – вступление на престол Александра II

1861 – отмена крепостного права

1862 – полицейская реформа Александра II

1864 – судебная и земская реформы Александра II

1870 – городская реформа Александра II

1872в составе Сената образовано Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах - высший политический суд России

1874 – военная реформа Александра II

1881 – убийство Александра II народовольцами, вступление на престол Александра III

1883 налоговая реформа Н.Х. Бунге

1880-е-годы – контрреформы Александра III

1894 – вступление на престол Николая II

1897 – первая Всероссийская перепись населения

1905 – Манифест о созыве Государственной Думы

1906 созыв первой Государственной Думы

1914-1918 – Первая мировая война

1917, февраль начало буржуазной революции

1917, февраль – создание Советов рабочих и солдатских депутатов

1917, 27 февраля  – создание Временного комитета Государственной думы

1917, 1 марта – создание Временного правительства, установление двоевластия

1917, 2 марта – отречение Николая II

1917, 1 сентября – Россия провозглашена республикой

1917, 25 октября – Октябрьская революция

Правители

Александр II (1855-1881), сын Николая I, великий реформатор, провел масштабные реформы, направленные на модернизацию и демократизацию государственного управления в России - суда, цензуры,  городского и земского управления, военную и университетскую реформы. Отменил крепостное право.

Александр III (1881-1894) приостановил продвижение России по пути либеральных реформ.

Николай II (1894-1918), последний царь династии Романовых

Особенности государственного управления

1. Высшим должностным лицом является император: он издает указы, контролирует их действие, является верховным судьей. С 1906 г. его законодательная власть ограничена деятельностью Государственной думы

2. Государственная Дума (с 1906 г.) – высший совещательный и законодательный орган: никакой закон не мог вступить в силу без ее одобрения. Члены Думы избирались населением; выборы были сословными, не равными, многостепенными. Женщины, студенты, солдаты не получили избирательных прав. Создание Думы означало окончательное отделение власти исполнительной от законодательной

3. Законосовещательным органом является Государственный Совет, функции которого -   рассмотрение законопроектов, смет и штатов государственных учреждений, жалоб на высших чиновников

4. Совещательным органом по общегосударственным делам был Совет министров (1857-1882), председательствовал в нем император. Главная задача Совета министров – рассмотрение отчетов о работе всех министерств и ведомств. В 1905-1917 гг. Совет министров – высший государственный орган власти, объединяющий и направляющий деятельность различных ведомств. Председатель назначался императором

5. Реформирована судебная система: с 1864 г. все суды в империи являются внесословными и независимыми от администрации; введена состязательность суда, публичность судебных процессов, несменяемость судей и судебных следователей. Введен принцип равенства всех граждан перед законом. Учреждены институт присяжных заседателей и институт присяжных поверенных

6. Реформировано местное управление: в уездах созданы выборные внесословные органы местного самоуправления  – земства, в городах образованы выборные внесословные городские думы. Они занимались коммунальным хозяйством, благоустройством территории, просвещением, здравоохранением, строительством и содержанием школ, больниц, приютов, тюрем, дорог. В ходе контрреформ права органов  местного самоуправления были несколько ограничены

7. После отмены крепостного права  создана новая система управления крестьянами. Крестьяне, объединенные в сельские общества, выбирали свои органы самоуправления – сельский сход и сельского старосту. Сельские общества объединялись в волости, выборное волостное управление состояло из волостного схода, волостного правления, волостного старшины и волостного суда

8. В ходе военной реформы реформирована армия. Важнейшим являлось введение всеобщей воинской повинности; армия стала внесословной

9. В период Первой мировой войны для решения военно-экономических задач создаются чрезвычайные органы – Особые совещания (по обороне, обеспечению топливом путей сообщения, перевозке военных грузов, продовольственному делу, устройству беженцев). Они наделялись широкими полномочиями, но оказались малоэффективными

10. После отречения Николая II и падения монархии высшим органом власти  становится Временное правительство, которое должно было осуществлять исполнительские и распорядительные функции до созыва Учредительного собрания. Предполагалось, что Учредительное собрание, избранное всенародно, возьмет на себя функции высшего органа власти в стране

11. Параллельно с Временным правительством действовали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – стихийно возникающие  органы самоуправления. Период с февраля по октябрь 1917 г. вошел в историю как период двоевластия

12. Синод, ведавший делами православной церкви, был упразднен Временным правительством; вместо него создано Министерство по делам вероисповедания

Лекция 4. Государственное управление в России в XX — начале XX вв.

В лекции рассматриваются темы:

1.Государственное управление в России в период социализма

2.Государственное управление в постсоветской России

3.Особенности государственного управления России на современном этапе.

На экзаменационный зачет выносятся вопросы:

1.Реформы государственного управления после прихода к власти большевиков.

2.Особенности диктатуры пролетариата как формы государственной власти.

3.Система центрального и местного управления в стране в 1920-1940-е годы.

4.Система центрального и местного управления в стране 1950-1980-е годы.

5.Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 гг., их особенности.

6.Реформы государственного управления в России в 1990-е годы.

7.Тенденции в развитии российской государственности на современном этапе.

8.Государство и церковь в истории России.

Учебная литература:

История государственного управления в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997.

Государственное управление в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

Исаев И.А. История России: традиции государственности. М.: ЮКСП, 1995.

Исаев И.А. Правовые тенденции. М.: ЮКСП, 1995.

Вяземский Е.Е., Елисеева Н.В. СССР — Россия от М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985 — 2002. М.: Ступени, 2003.

История России. Новейшее время. 1945 — 1999. М.: Олимп Астрель, 1999.

Васильева Л.Н. Кремлевские жены. М.: Вагриус, 2007

Основные термины и понятия:

Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 гг.

Всероссийский (с 1924 г. - Всесоюзный) съезд Советов

Городские Советы

Съездов  Советов губерний и областей, автономных республик

Всероссийский (с 1924 г. – Всесоюзный) Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК)

Верховный Совет СССР, в его структуре - две равноправные палаты – Совет Союза и Совет национальностей, функции Верховного Совета

Совет министров

Верховный Суд

Генеральный прокурор

Президиум Верховного Совета

Совнаркома (СНК, от слов – Совет народных комиссаров)

Совет министров (СМ СССР, Совмин СССР)

Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ)

Госплан – Государственный плановый комитет

Коммунистическая партия, (название партии до 1925 г. – Российская коммунистическая партия большевиков - РКП (б), в 1925-1952 гг. – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков - ВКП (б), с 1952 г. –  Коммунистическая партия Советского Союза — КПСС)

Политбюро ЦК КПСС (8-12 человек)

Низовые партийные комитеты, секретарь парторганизации

Карательные органы

Центральный революционный трибунал

революционные трибуналы

Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК)

Государственное политическое управление (ГПУ)

Главное управление лагерей (ГУЛАГ)

Комитет государственной безопасности (КГБ)

Профсоюзы

Пионерской организация

Комсомольская организация

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и действуют независимо друг от друга

Президент Российской Федерации

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

Правительство Российской Федерации, Председатель правительства и федеральные министры

Суды Российской Федерации

Федеральное Собрание

Государственная Дума

Совет Федерации

Судебная власть

Россия как федеративное государство

Органы местного самоуправления

Государственное управление в России в период социализма

Название государства – РСФСР, Советская Россия, с 1922 г. – Союз Советских Социалистических Республик, СССР  

Столица – с 1918 г. Москва

Высшее должностное лицо –  Генеральный (Первый) Секретарь ЦК коммунистической партии,    Председатель правительства                                              

Высшая законодательная властьСъезд Советов, Верховный Совет

Высшая судебная инстанция Верховный суд

Основной законКонституция 1918 г., Конституция 1924, Конституция 1936 г., Конституция 1977 г.

Форма правления – республика

Политический режим – тоталитарный  

Территория - в 1918 г. из состава Российского государства вышли Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Западная Украина, Западная Белоруссия и Западная Бессарабия, в 1990 г. СССР – великое территориальное образование, занимающее 1/6 часть земной суши,  в составе 15 союзных республик: Российская, Украинская, Белорусская, Молдавская, Грузинская, Азербайджанская, Армянская, Казахская, Киргизская, Туркменская, Таджикская, Узбекская, Литовская, Латвийская, Эстонская.

Основаны города — Норильск, Набережные Челны, Тында, Магнитогорск, Магадан, Биробиджан, Воркута, Ханты-Мансийск, Каспийск, Северодвинск, Находка, Обнинск, Ангарск, Волгодонск, Братск, Мирный,  Дубна,  Нижневартовск, Новый Уренгой

Население   1918 г. – 145 млн человек, городское население – 15 %

                   1990 г. – 282 млн человек, городское население – 70 %

Основные события

1917, 25 октябряОктябрьская социалистическая революция

1918 принята первая Конституция Советской России

1922, декабрь Образование Союза Советских Социалистических республик (СССР)

1924 принята первая Конституция СССР

1936 - принята вторая Конституция СССР

1941-1945 Великая Отечественная война

1946Совет народных комиссаров преобразован в Совет министров

1977 принята третья Конституция СССР

1985Пленум ЦК КПСС, избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева, начало перестройки

1988 начало формирования в стране многопартийной системы

1990, мартутверждение в СССР поста Президента, избрание первым президентом СССР М.С. Горбачева

1990, 12 июняпринята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации

Руководители государства

Владимир Ильич Ленин (1917-1924), марксист, лидер и глава партии большевиков, первый председатель Совнаркома

Иосиф Виссарионович Сталин (1924-1953), марксист, в 1922-1953 гг. генеральный секретарь ЦК партии

Никита Сергеевич Хрущев (1953-1964) в 1953-1964 гг. Первый секретарь ЦК КПСС, в 1958-1964 – Председатель Совета министров СССР

Леонид Ильич Брежнев (1964-1982), Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР

Михаил Сергеевич Горбачев (1985-1991), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991), первый и последний Президент СССР (1990-1991)

Особенности государственного управления

1. По Конституциям 1918 и 1924 гг. высшим органом власти, который осуществлял общее руководство страной, провозглашался Всероссийский (с 1924 г. - Всесоюзный) съезд Советов; его состав формировался из представителей городских Советов, съездов  Советов губерний и областей, автономных республик. В промежутках между съездами высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом  в 1918-1936 гг. являлся  Всероссийский (с 1924 г. – Всесоюзный) Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), избираемый Съездом Советов. По Конституциям 1936 и 1977 гг.  высший орган государственной власти – Верховный Совет СССР, избираемый населением на 5 лет. В его структуре - две равноправные палаты – Совет Союза и Совет национальностей. Функции Верховного Совета: образовывал Правительство – Совет министров, избирал Верховный Суд, назначал Генерального прокурора. В промежутках между сессиями Верховного Совета руководство страной осуществлял Президиум Верховного Совета

2. Высшая исполнительная  и распорядительная власть сосредоточивалась в руках правительства – Совнаркома (СНК, от слов – Совет народных комиссаров) в 1917-1946 годах, с 1946 г. – Совета министров (СМ СССР, Совмин СССР). Наиболее видными руководителями правительства в разные годы были В.И.Ленин, В.М.Молотов, А.Н.Косыгин. В 1917-1932 гг.  при правительстве действовал Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), функции которого сводились в основном к управлению промышленными предприятиями. В 1920 г. создается Госплан – Государственный плановый комитет, в задачи которого входила разработка стратегии экономического развития страны и пятилетних плановых экономических заданий. Наличие многочисленных экономических органов в системе государственного управления свидетельствует о сильной экономической функции государства в период социализма   

3. Реальной властью в стране в 1917-1991 гг. обладала коммунистическая партия, (название партии до 1925 г. – Российская коммунистическая партия большевиков - РКП (б), в 1925-1952 гг. – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков - ВКП (б), с 1952 г. –  Коммунистическая партия Советского Союза - КПСС). Компартия имела четкую организационную структуру, при которой низшие партийные комитеты подчинялись вышестоящим.  Высший партийный орган – Политбюро ЦК КПСС (8-12 человек), которое определяло внутреннюю и внешнюю политику страны.  Исключительную власть имел руководитель партии, занимавший пост Генерального секретаря (с 1922 г., первым Генеральным секретарем был И.В.Сталин). Генеральный секретарь КПСС являлся фактическим главой государства (И.В.Сталин, Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев). Это свидетельствует о сращивании партийных и государственных структур. Коммунистическая партия проводила  свою политику через низовые партийные комитеты, которые создавались на всех без исключения предприятиях. Секретарь парторганизации   вместе с руководителем предприятия решал основные кадровые и производственные вопросы. Кроме партийных ячеек на предприятиях, существовали местные территориальные партийные органы – районные, городские, областные комитеты. Методы партийного управления – использование приемов агитации, пропаганды, воспитание масс в духе преданности коммунистическим идеалам

4. Особенностью государственного управления в период социализма было создание значительного числа карательных органов, наиболее значимыми из которых в разное время были Центральный революционный трибунал, революционные трибуналы, Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Среди прочих карательными функциями были наделены Государственное политическое управление (ГПУ), Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Комитет государственной безопасности (КГБ)

5. Особенность административного устройства страны заключалось в том, что это была федерация, построенная по национальному принципу

6. Определенную роль в управлении обществом играли профсоюзы. Низовые профсоюзные организации создавались на всех производственных объектах, свои действия профсоюзы согласовывали с руководством предприятия и  местной парторганизацией

7. Руководство детьми и молодежью со стороны государства осуществлялось с помощью пионерской (создана в 1922 г.) и  комсомольской (создана в 1918 г.) организаций

Государственное управление в России на современном этапе 

Название государства – с 1991 г.  Российская Федерация

Столица - Москва

Высшее должностное лицо – Президент

Высшая законодательная властьФедеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)

Высшая судебная инстанцияКонституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд

Основной закон – Конституция 1993 г.

Форма правления - республика

Политический режим - демократический  

Структура государства - федерация

Территория страны сократилась за счет отделения Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Латвии, Эстонии

Население   1992 г. – 148 млн человек, городское население – 70 %

                      2007 г.  - 142 млн человек, городское население – 70 %

Основные события

1991, июньпервым Президентом РСФСР избран Б.Г. Ельцин

1991, 19 августасоздание ГКЧП, попытка государственного переворота

1991, 23 августаГорбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря КПСС, призвал Политбюро и ЦК КПСС к самороспуску

1991, сентябрь – V (последний) Съезд народных депутатов СССР, самороспуск Съезда

1991, сентябрь Литва, Латвия и Эстония постановлением Государственного Совета СССР объявлены независимыми

1991, 8 декабря соглашение в Беловежской пуще

1991, 21 декабря – роспуск СССР, создание СНГ

1993 – ликвидирована система Советов

1993 – принята Конституция Российской Федерации

1996 – избрание Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельцина (на второй срок)

1999, декабрь заявление Б.Н. Ельцина об отставке с поста Президента Российской Федерации. Полномочия Президента РФ временно исполняет В.В. Путин

2000, мартПрезидентом Российской Федерации избран В.В. Путин

2004, март — Президентом РФ избран В.В. Путин (на второй срок)

2008, март — Президентом РФ избран Д.А. Медведев

Руководители государства

Борис Николаевич Ельцин (1991-1999), первый Президент России

Владимир Владимирович Путин, Президент РФ в 2000-2008 гг.

Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент РФ с 2008 г.

Особенности государственного управления

Общая линия в развитии властных структур в России на современном этапе определяется стремлением построить в стране буржуазно-демократическое общество. Созданная за последнее десятилетие система государственного управления качественным образом отличается от прежней советской тоталитарной системы: в стране установлен реальный демократический режим, существует многопартийность, осуществлены  демократические свободы, реализован принцип разделения властей – исполнительной, законодательной, судебной. Однако недостаточная эффективность некоторых подсистем государственного устройства  вынуждает власти стремиться к совершенствованию государственного аппарата и  делает неизбежным текущие административно-управленческие реформы.

Особенности государственного управления

1. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и действуют независимо друг от друга

2. Государственную власть в современной России осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),  Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации

3. В системе органов государственной власти РФ доминирующее положение занимает пост Президента России. Соотношение полномочий, функций главы государства с законодательной и исполнительной властями свидетельствует о президентском характере республики. Президент Российской Федерации является главой государства, выступает как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Важнейшие функции Президента – обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент выступает как арбитр, посредник между различными ветвями власти и государственными институтами, осуществляет посредничество между самим государством и обществом. Это означает, что статус Президента как бы выводится за рамки трех ветвей власти и становится над ними в силу данных ему полномочий. Именно Президент осуществляет основные направления внутренней и внешней политики, принимает решение об отставке Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, распускает Государственную Думу, назначает референдум, имеет право отлагательного «вето» на законы, принятые Федеральным Собранием

4. Высшим законодательным и представительным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации

5. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство, состоящее из Председателя и федеральных министров. Задачи Правительства – обеспечить выполнение федерального бюджета и проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; обеспечить управление федеральной собственностью; обеспечить государственную безопасность, охрану общественного порядка, оборону страны  и реализацию внешней политики РФ  

6. Судебная власть в РФ осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть в лице судей независима и подчиняется только Конституции и Федеральному закону

7. Россия - федеративное государство, состоящее из 89 равноправных субъектов (21 автономная республика, 1 автономная область, 10 автономных округов, 57 краев и областей, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург). Республики имеют свою конституцию и законодательство, все прочие субъекты – устав и законодательство. Органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65761. Пути совершенствования механизма разработки и реализации кадровой политики ГУП “Роскоммунпромкомплект” 410.5 KB
  Кадровая политика признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия способного многократно повысить ее эффективность а само понятие управление персоналом рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
65763. Организация стратегического управления в ТОО «Омега» 508 KB
  При осуществлении в нашей стране реформы возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Действия организации и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены.
65765. Творчество П. Рубенса 18.87 KB
  Антверпен плодовитый южно-нидерландский фламандский живописец как никто другой воплотивший подвижность безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.
65766. Філософія Стародавнього Китаю (філософські погляди Лао-Цзи, школа «Фацзя». Філософія Конфуція) 40 KB
  Загальновідомим є те, що Конфуцій не звертав уваги на вивчення та розробку загальнотеоретичних проблем, він не створив філософської системи крайнього спрямування. Всю свою увагу він зосередив на питаннях етики, бо цього вимагали історичні умови того часу, соціальний інтерес.
65768. Основные функции маркетинга 18.62 KB
  В исследовании маркетинга выделяют три возможных подхода: институциональнораспределительный функциональный и концептуально-управленческий.Функции маркетинга выделяются в зависимости от видов маркетинговой деятельности: исследование рынка сбытовая функция...
65769. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий 28.62 KB
  В зависимости от масштаба чрезвычайные происшествия ЧП делятся на аварии при которых наблюдаются разрушения технических систем сооружений транспортных средств но нет человеческих жертв и катастрофы при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей но и гибель людей.