71536

Обеспечение радиационной безопасности населения

Конспект

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Одним из главных медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения является регламентация радиационных воздействий от различных источников ионизирующих излучений. Для всех категорий облучаемых лиц в том числе населения определены следующие классы нормативов...

Русский

2014-11-08

107 KB

24 чел.

Обеспечение радиационной безопасности населения

Обеспечение радиационной безопасности населения при эксплуатации радиационно опасных объектов (использовании источников ионизирующих излучений) и радиационных авариях на них, так же как и персонала, осуществляется в основном проведением медико-санитарных, организационных и организационно-технических мероприятий.

Медико-санитарные мероприятия

Одним из главных медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения является регламентация радиационных воздействий от различных источников ионизирующих излучений.

Для всех категорий облучаемых лиц, в том числе населения, определены следующие классы нормативов:

— основные пределы доз,

— допустимые уровни многофакторного воздействия, являющиеся производными от основных пределов доз: пределы годового поступления, допустимые среднегодовые объемные активности, среднегодовые удельные активности

— контрольные уровни (дозы, уровни, активности, плотности потоков и др.), устанавливаемые на каждом конкретном радиационно опасном объекте. Их значения учитывают достигнутый на объекте уровень радиационной безопасности и обеспечивают условия, при которых радиационное воздействие должно быть ниже допустимого.

С целью недопущения превышения предела дозы техногенного облучения населения (1 мЗв/год) и снижения облучения от техногенных источников в соответствии с принципом оптимизации устанавливаются квоты облучения.

Квоты устанавливаются для величин средней индивидуальной эффективной дозы облучения критических групп населения, проживающих в зоне наблюдения радиационно опасного объекта, для всех радиационных факторов Критическая группа — это группа жителей населенного пункта, которая по условиям жизни, половозрастным характеристикам или профессиональной деятельности подвергается наибольшему облучению вследствие радиационной аварии. При этом сумма квот от различных источников излучения не должна превышать предела дозы облучения населения.

Выполнение перечисленных нормативов позволяет обеспечить радиационную безопасность населения от техногенных источников ионизирующих излучений при их нормальной эксплуатации.

Говоря об ограничении медицинского облучения населения, следует отметить, что при проведении профилактических медицинских рентгенологических исследований и научных исследований практически здоровых лиц годовая эффективная доза облучения этих лиц не должна превышать 1 мЗв.

Установленный норматив годового профилактического облучения может быть превышен лишь в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, требующей проведения дополнительных исследований Такое решение о временном вынужденном превышении этого норматива профилактического облучения принимается областным, краевым (республиканским) управлением здравоохранения.

В период на случай возможной радиационной аварии заблаговременно: создаются (совершенствуются) специальные медицинские формирования и учреждения и обеспечивается их постоянная готовность к работе при радиационной аварии; предусматривается возможность, при необходимости, развертывания дополнительных больничных коек, прежде всего в специализированных отделениях больниц и клиник; создаются и накапливаются медицинские средства защиты, резервы медицинского имущества и техники для оснащения медицинских формирований и учреждений; осуществляется подготовка населения к защите в условиях радиоактивного загрязнения; разрабатываются режимы поведения населения при радиационных авариях.

При планировании и организации медицинской помощи населению все население зоны радиационной аварии подразделяется на три категории:

— лица, которые согласно предварительным данным не имеют повреждений и не подвергались облучению;

— лица с любыми признаками лучевой болезни, которых необходимо направить на соответствующее лечение;

— лица с любыми видами лучевой болезни и повреждениями, связанными с радиоактивным загрязнением, которых необходимо направить в специальные клиники.

Объем и характер необходимой медицинской помощи зависит от тяжести аварии, уровня полученных доз, количества облученных людей.

При планировании медицинской помощи учитываются:

— возможности медицинской службы, наличие медицинских учреждений в городе, районе, соседних районах, области и соседних областях;

— размещение радиологических центров и клиник;

— возможности транспортных средств и способы направления пораженной части населения в специальные медицинские центры;

— запасы медикаментов, радиозащитных и специфических противолучевых средств;

— наличие методов диагностики ранних лучевых проявлений. В каждом конкретном случае объем и характер проводимых мероприятий зависит от прогнозируемых последствий возможной радиационной аварии, особенностей поражающих факторов источника. Они включают в себя применение радиозащитных препаратов, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов, перевязочных и обезболивающих средств и т.п.

На этапе возникновения радиационных аварий к основным медицинским мероприятиям обеспечения радиационной безопасности населения следует отнести: обеспечение населения при необходимости радиозащитными средствами (йодистым калием, радиопротекторами); выявление пострадавших, оказание им первой медицинской помощи; санитарную обработку населения и эвакуацию в лечебные учреждения.

В качестве защитных противорадиационных мер уже на ранней и промежуточной фазах аварии осуществляется санитарная обработка населения, которая включает:

— радиационный контроль поверхности тела и одежды;

— помывку под горячим душем с применением бытовых моющих и стандартных дезактивирующих средств;

— замену загрязненной одежды и обуви на чистые.

Технические средства и имущество для санитарной обработки:

— приборы дозиметрического контроля;

— источник или запасы чистой воды;

— душевые устройства;

— запасы моющих и дезактивирующих средств;

— запасы чистой одежды и обуви;

дополнительные моющие установки для дезактивации личных вещей.

В случае проживания населения на местности, загрязненной радиоактивными веществами, основные медицинские мероприятия разделяются на три категории:

— организация контроля за содержанием радиоактивных веществ в потребляемом населением продовольствии и питьевой воде

— введение ограничений на потребление отдельных видов продовольствия или воды в определенных районах;

— изменение системы обеспечения населения продовольствием и питьевой водой.

Эти меры могут применяться каждая отдельно или в сочетаниях в зависимости от конкретных условий обеспечения населения продовольствием и водой в рассматриваемом районе.

Организационные и организационно-технические мероприятия

К основным организационно-техническим мероприятиям обеспечения радиационной безопасности населения относится примерно тот же обобщенный перечень мероприятий, который рассмотрен выше для персонала радиационно опасных объектов:

— определение задач и планирование мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения;

— формирование организационных основ обеспечения радиационной безопасности населения и ликвидации последствий радиационных аварий;

— оповещение населения;

— зонирование территорий;

— радиационный контроль,

— использование средств коллективной и индивидуальной защиты;

— эвакуация населения;

— нормализация радиационной обстановки при ее ухудшении.

Определение задач и планирование мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения

Планирование по защите населения при радиационных авариях, ликвидации последствий этих аварий разрабатываются на основе оценки риска радиационных аварий для соответствующей территории и предусматривает возможные решения и действия по обеспечению радиационной безопасности населения при радиационных авариях.

В соответствии с рекомендациями МЧС России планы защиты населения при радиационных авариях имеют следующее содержание. План включает текстовую и схемно-расчетную части.

Текстовая часть:

1. Сведения о наличии радиационно опасных объектов на территории, относящейся к данному субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), в том числе:

— наименование и ведомственная принадлежность объектов;

— местонахождение объектов (адреса, координаты и другие географические признаки, телефоны, телефаксы);

— краткая характеристика территорий, на которых расположены объекты (численность населения, площадь, средства транспортного сообщения и др.);

— характеристика радиационно опасных объектов (назначение, состояние, основные дозообразующие радионуклиды, их суммарная активность, возможные аварийные ситуации).

2.Оценка и степень вероятного загрязнения территорий при случайном или преднамеренном разрушении радиационно опасных объектов (пессимистический прогноз и оценка наиболее вероятной аварийной ситуации):

— степень загрязнения и возможные дозы облучения населения в случае аварий на объектах;

— организация разведки за обстановкой;

— прогнозирование радиационной обстановки.

З. Мероприятия по приведению в готовность сил аварийно- спасательных бригад.

— состав сил и средств

4. Мероприятия по защите населения при возникновении  аварий:

— порядок оповещения населения.

— обеспечение СИЗ и эвакуация

6. Мероприятия по организации управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении радиационной аварии (организация связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления, оповещение органов управления РСЧС, текущая информация населения, оставшегося в зоне радиоактивного загрязнения, об обстановке и правилах поведения в зоне загрязнения, действиях сил и средств РСЧС).

Формирование организационных основ обеспечения радиационной безопасности населения и ликвидации последствий радиационных аварий

В соответствии с Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

— определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;

— разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;

— разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

— определение видов деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию;

— установление порядка определения видов и размеров компенсаций за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

— установление порядка возмещения причиненного вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

— создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;

— регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;

контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;

— регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;

— осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;

— участие в принятии решений о размещении на соответствующей территории организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, использующих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующего излучения;

контроль за ввозом источников ионизирующего излучения на соответствующую территорию, их вывозом за пределы соответствующей территории и их транзитом;

— информирование населения о радиационной обстановке на соответствующей территории;

Непосредственную работу по организации защиты населения при радиационных авариях на федеральном уровне ведет МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Минздравсоцразвития России, Минобороны России, Росгидромет и др.), на территориальных уровнях (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) — органы управления РСЧС совместно с местными заинтересованными органами.

Формируется оперативный штаб, в состав которого включаются необходимые специалисты, в том числе представители органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), научных, производственных, медицинских и других организаций, компетентных в вопросах ликвидации радиационных аварий и их последствий. Количественный состав оперативного штаба определяется с учетом задач и объемов предстоящих работ.

Оповещение населения

Оповещение населения является весьма эффективным мероприятием по защите населения при радиационных авариях.

Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности «Внимание всем». Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.

Для решения задач оповещения на всех уровнях созданы специальные системы централизованного оповещения (СЦО). Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.

Система оповещения любого уровня представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры управления.

Зонирование территорий

В целях определения объема мер радиационной защиты населения осуществляется зонирование территорий вокруг радиационно опасных объектов. Вокруг радиационно опасных объектов I и II категорий устанавливается санитарно-защитная зона. Санитарно-защитная зона для радиационно опасных объектов III категории ограничивается территорией объекта, а для объектов IV категории зоны вообще не устанавливаются.

На границе санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения годовая эффективная доза облучения должна не превышать основного предела дозы облучения населения (1 мЗв в год) и ограничиваться размером квоты для конкретного объекта. В связи с этим в зоне наблюдения разрешается проживание населения, но должен проводиться радиационный контроль, а органы санитарно-эпидемиологического надзора могут вводить в ней ограничения на хозяйственную деятельность.

При аварии на радиационно опасном объекте, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение за пределами объекта обширной территории, на основании контроля и прогноза радиационной обстановки в соответствии с НРБ-99 устанавливается зона радиационной аварии, в которой проводится контроль радиационной обстановки и осуществляются мероприятия по снижению уровней облучения населения.

На территориях же, загрязненных в результате радиационных аварий, проводится зонирование, которое должно предусматривать образование следующих зон:

от 1 мЗв до 5 мЗвзона радиационного контроля. В этой зоне помимо мониторинга радиоактивности объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции проводится определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения. Осуществляются меры по снижению доз на основе принципа оптимизации и другие необходимые активные меры защиты населения;

от 5 мЗв до 20 мЗвзона ограниченного проживания. В этой зоне осуществляются те же меры мониторинга и защиты населения, определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения, что и в зоне радиационного контроля. По результатам медицинского наблюдения и радиационного контроля формируются группы повышенного риска. Жителям и лицам, въезжающим на указанную территорию, разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный воздействием радиации, нежелательность въезда в эту зону семей с детьми на постоянное жительство. Оказывается помощь в добровольном переселении за пределы зоны;

от 15 мЗв до 40 мЗвзона отселения. Въезд на указанную территорию для постоянного проживания не разрешен. В этой зоне запрещается постоянное проживание лиц репродуктивного возраста и детей. Здесь осуществляется радиационный мониторинг людей и объектов внешней среды, а также необходимые меры радиационной и медицинской защиты;

более 50 мЗв—зона отчуждения. В этой зоне постоянное проживание не допускается, а хозяйственная деятельность и природопользование регулируются специальными актами. Осуществляются меры мониторинга и защиты работающих с обязательным и индивидуальным дозиметрическим контролем.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18 июня 1992 года введены новые названия зон, которые сохраняются до настоящего времени:

зона отчуждения— территория, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 свыше 40 Ки/км2. В этой зоне запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование;

зона отселения— территория за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 свыше 15 Ки/км2. Граждане, принявшие решение о выезде из этой зоны на другое место жительства, имеют право на получение компенсаций и льгот. В зоне обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения;

зона проживания с правом на отселение— территория за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2. В зоне предусмотрено добровольное отселение, обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения;

зона проживания с льготным социально-экономическим статусом— территория за пределами зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2. В данной зоне осуществляется комплекс мер, включающий медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экономическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня.

Организация радиационного контроля

Радиационный контроль осуществляется в целях контроля за соблюдением норм радиационной безопасности и требований Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности, касающихся населения, а также получения информации об уровнях его облучения и о радиационной обстановке в окружающей среде.

В радиационном контроле выделяют дозиметрический и радиометрический контроль.

Дозиметрический контроль— комплекс организационных и технических мероприятий по определению доз облучения людей с целью количественной оценки эффекта воздействия на них ионизирующих излучений.

Радиометрический контроль— комплекс организационных и технических мероприятий по определению интенсивности ионизирующего излучения радиоактивных веществ, содержащихся в окружающей среде или степени радиоактивного загрязнения людей, техники, сельскохозяйственных животных и растений, а также элементов окружающей среды.

Дозиметрический контроль населения производится, как правило, расчетным путем с учетом уровней излучения и времени нахождения в зоне облучения. По данным дозиметрического контроля принимаются решения об отселении населения с загрязненных территорий, определяются ограничения на его жизнедеятельность, меры защиты, необходимость оказания медицинской помощи и т.п.

Радиометрический контроль (контроль радиоактивного загрязнения) осуществляется с целью определения необходимости специальной обработки техники, санитарной обработки населения при выходе (выезде) из зон радиоактивного загрязнения, дезактивации зданий, сооружений, дорог, местности, одежды, материальных средств, обеззараживания продовольствия и воды.

По результатам радиометрического контроля вводятся ограничения на жизнедеятельность населения и условия его производственной деятельности.

Использование средств коллективной и индивидуальной защиты

Использование средств коллективной и индивидуальной защиты в исключения или снижения доз внешнего облучения, радиоактивного загрязнения поверхности тела и одежды людей, предотвращения и снижения поступления радионуклидов через органы дыхания, и в отдельных случаях органы пищеварения, является достаточно эффективным. В целях защиты населения при радиационных загрязнениях успешно используются защитные сооружения гражданской обороны.

При выборе необходимого укрытия учитываются дозы за рассматриваемый период. В большинстве случаев, в условиях выброса короткоживущих радионуклидов, предпочтительнее будет обеспечить быстрое укрытие и последующую, хорошо организованную эвакуацию из укрытий, чем провести быструю эвакуацию ввиду затруднений, связанных с ее организацией.

К основным противорадиационным характеристикам сооружений, не относящихся к типовым убежищам, относятся коэффициенты ослабления (коэффициенты защиты) гамма-излучения конструкциями зданий и сооружений.

Также эффективность использования для укрытия противорадиационных убежищ, других сооружений, и просто нахождение в производственных и жилых зданиях оценивают также и по предотвращению радиоактивного загрязнения одежды и кожных покровов, по снижению интенсивного поступления радиоактивных веществ в организм при вдыхании. В общем плане эффективность укрытия определяется коэффициентами эффективного экранирования при нахождении в убежищах и транспорте при последующей эвакуации.

Средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства защиты кожи, по принципу защитного действия — на средства индивидуальной защит фильтрующего и изолирующего типов.

Использование средств индивидуальной защиты населения планируется и осуществляется на ранней и промежуточной фазах радиационной аварии как обязательное дополнение к укрытию и эвакуации населения, осуществляемое прежде всего в период прохождения облака радиоактивного выброса и в период формирования следа радиоактивного облака. Целями этих мер является предотвращение или снижение поступления радиоактивности через органы дыхания и снижение уровней радиоактивного загрязнения поверхности тела.

В качестве специальных средств индивидуальной защиты органов дыхания населения, обеспечивающих защиту от радиоактивных аэрозолей, газообразных и летучих радионуклидов, используются специальные респираторы, гражданские противогазы.

Наиболее доступной мерой является применение предметов личного пользования в качестве простых средств защиты органов дыхания (марлевых повязок, шарфов, полотенец и т.п.) во время перемещения к укрытиям, нахождения в укрытиях и в ходе эвакуации

В качестве защитной одежды населения, как средства защиты поверхности тела от радиоактивного загрязнения, используются, как правило, подручные средства (плащи, накидки и т.п.). При этом при радиоактивном загрязнении верхней одежды предусматривается:

— предотвращение заноса радиоактивных веществ в убежища с загрязненной одеждой путем создания на входе в убежище пункта радиометрического контроля, санитарного шлюза и места складирования загрязненной одежды;

контроль за загрязнением одежды в сборных эвакопунктах;

— замену загрязненной одежды на чистую, для чего создаются запасы одежды.

Эвакуация населения

Эвакуация населения представляет собой наиболее эффективную, но крайнюю защитную меру, которая осуществляется в случае необходимости на протяжении ранней и промежуточной фаз аварии. Эвакуация может быть эффективной мерой и после нахождения населения в укрытиях как способ снижения дозы облучения от загрязненной окружающей среды.. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Говоря об эвакуации населения в целом, при всех типах опасностей, следует отметить, что виды эвакуации классифицируются по разным признакам:

— по видам опасности: эвакуация из зон радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения, катастрофического затопления и других;

— по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

— удаленности: локальная (в пределах города, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

— по временным показателям: временная (с возвращением на постоянное место жительства в течение нескольких суток); среднесрочная — до 1 месяца; продолжительная — более месяца.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная); экстренная (безотлагательная).

Упреждающая эвакуация населения проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на радиационно опасном объекте. Основанием для проведения данной эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения авария на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

Экстренная эвакуация населения проводится в случае возникновения аварии с опасными поражающими воздействиями. Вывод (вывоз) населения из зоны поражающих воздействий в этом случае может осуществляться при малом времени учреждения и в условиях уже воздействия на людей поражающих факторов.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне радиационной аварии, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации детей, беременных женщин и т.п.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Эвакуация населения из 30-километровой зоны атомной электростанции планируется в два этапа:

— на первом этапе население доставляется от мест посадки на транспорт до промежуточных пунктов эвакуации, расположенных на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;

— на втором этапе население выводится с промежуточного пункта эвакуации в спланированные места временного размещения.

В случаях, когда не предусматривается возвращение населения в места его проживания и возобновление трудовой деятельности в предвидимом будущем, производится отселение населения. Это наиболее жесткая мера радиационной защиты.

Нормализация радиационной обстановки при ее ухудшении

Проблема нормализации радиационной обстановки в интересах обеспечения радиационной безопасности населения возникает в случае, когда в результате радиационной аварии происходит загрязнение окружающей среды радионуклидами за пределами радиационно опасного объекта. Она решается в целях снижения доз облучения населения, обеспечения нормальных условий его жизнедеятельности и достигается с помощью следующих обобщенных мероприятий:

— выявления и оценки радиационной обстановки;

— экранизации источников ионизирующих излучений;

— локализации радиоактивных загрязнений;

— дезактивации населенных пунктов, территорий, автотранспорта и других технических средств.

Выявление радиационной обстановки состоит в определении методом прогнозирования или по данным радиационной разведки масштабов и степени радиоактивного загрязнения окружающей среды. Оценка радиационной обстановки включает определение влияние загрязнения на поведение населения, действия сил, привлекаемых к нормализации радиационной обстановки, а также мер защиты населения и этих сил. При выявлении радиационной обстановки решаются следующие задачи:

— прогнозирование радиологических последствий возможных аварий;

— обнаружение радиоактивного загрязнения;

— радиационная разведка и контроль за распространением радиоактивных веществ;

— установление границ и степени (плотности) радиоактивного загрязнения;

— определение оптимальных маршрутов движения людей, транспорта и другой техники к аварийному объекту, эвакуации населения и сельскохозяйственных животных.

Прогнозирование радиологических последствий радиационных аварий с выбросом (сбросом) радионуклидов в окружающую среду преследует следующие цели:

— определение радиологической значимости аварии на основе оценки потенциальных доз облучения населения;

— классификацию аварий по радиологической тяжести и выбор на этой основе оптимальных мер радиационной защиты населения.

При прогнозировании радиологических последствий радиационных аварий осуществляется:

— определение масштабов распространения радиоактивных веществ (определение границ зоны радиационной аварии) в зависимости от характеристик выброса (сброса), географических, погодных и других природных условий;

— оценка уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды на различных фазах аварии в зависимости от местоположения относительно источника выброса;

— оценка потенциальных доз облучения населения на различных фазах аварии.

Прогнозирование радиологических последствий аварий проводится при нормальной эксплуатации радиационно опасного объекта при разработке соответствующих аварийных планов. Прогноз уточняется на ранней, промежуточной и поздней фазах аварии на основе получаемых данных разведки о радиационной обстановке с целью корректировки планов и способов ликвидации последствий аварии.

Для обнаружения радиоактивного загрязнения используются автоматизированные системы контроля выбросов радиоактивных веществ, установленные на зданиях и сооружениях радиационно опасных объектов, и автоматизированные системы контроля радиационной обстановки в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения этих объектов. Кроме того, контроль радиационной обстановки осуществляется сетью наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны.

Радиационная разведка включает обследование (контроль) территории (акватории, воздушного пространства), зданий, сооружений, техники в целях подтверждения факта их радиоактивного загрязнения, определения направления движения загрязненного облака, мощности дозы и плотности радиоактивного загрязнения, обозначения радиационно опасных районов (участков) местности, отдельных объектов и маршрутов. Радиационная разведка организуется и осуществляется на основе данных прогноза о районах радиоактивного загрязнения и сложившейся радиационной обстановке.

Радиационная разведка ведется на воздушных и наземных транспортных средствах, а в некоторых случаях — пешим порядком. К радиационной разведке привлекаются подразделения Росгидромета, подразделения радиационной и химической разведки соединений и частей Минобороны России, соединений и частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований.

Экранизация источников ионизирующих излучений осуществляется в целях снижения доз облучения населения.

При ликвидации последствий радиационных аварий возникает необходимость локализации радиоактивных загрязнений, их закрепления с целью воспрепятствовать переносу (распространению) радионуклидов.

Эта задача решается как с помощью водоохранных мероприятий, так и использования различных пленкообразующих веществ.

дезактивация населенного пункта проводится силами одного батальона войск гражданской обороны (войск радиационной, химической и бактериологической защиты). Работы по дезактивации населенных пунктов проводились в 3 этапа.

На первом этапе осуществляется дезактивация улиц (дорог), территории животноводческих ферм, площадей способом грейдирования, приусадебных участков — перекапыванием земли.

На втором этапе осуществляется дезактивация домов и строений с помощью АРС-14 брандспойтами со щетками с расходом дезактивирующего раствора на основе порошка СФ-2у 5—6 л/м2.

На третьем этапе осуществляется повторная дезактивация домов и строений с нормой расхода дезактивирующего раствора 8—10 л/м2.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61252. Форматування диску 16.79 KB
  Мета: Теоретичні та практичні аспекти форматування диску. Програмне забезпечення для виконання форматування. Форматування диску це запис на диск певної службової інформації для забезпечення зручної і надійної роботи з інформацією що повинна зберігатися на диску.
61253. Времена года. Погода 20.02 KB
  Цель урока: вывести учащихся на творческий уровень владения темой (свободное владение лексическим и грамматическим материалом в рамках пройденной темы).
61256. Современный урок истории и требования к нему. Ивана III - Государь всея Руси 36.56 KB
  Цель урока: проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы; раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов. Правление Ивана III. III. Правление Ивана III.
61257. Правила чтения английских слов 29.48 KB
  Слово name похоже на русское наименование, но переводится имя. Такие похожие слова будут нам опорой в запоминании новых английских слов. Их мы назовем опорными.