71550

Казанский университет

Лекция

История и СИД

Так как с начала существования отделения в нем стала преподаваться хирургия то следует считать что история кафедры хирургии в Казани начинается с 1814 года. Вначале эта кафедра была единственной на врачебном отделении на ней начиналось и заканчивалось обучение студентов хирургии.

Русский

2014-11-08

68 KB

0 чел.

Казанский университет был основан в 1804 году. Однако врачебное отделение, позднее названное медицинским факультетом, было организовано лишь в 1814 году. Так как с начала существования отделения в нем стала преподаваться хирургия, то следует считать, что история кафедры хирургии в Казани начинается с 1814 года. Вначале эта кафедра была единственной на врачебном отделении, на ней начиналось и заканчивалось обучение студентов хирургии. Участниками первого заседания кафедры были: ректор университета Иван Осипович Браун – доктор медицины и хирургии, профессор анатомии, физиологии и судебной врачебной науки; декан отделения, доктор медицины и хирургии, ординарный профессор Федор Христофорович Эрдман; Адам Иванович Арнгольд - профессор хирургии и повивального искусства, экстраординарный профессор  и Осип Христофорович Ренар – адъюнкт фармации и врачебного веществословия, он же секретарь отделения. Все медики первого состава отделения были иностранцами.

В первое время срок обучения не соблюдался: учились пять, шесть и семь лет. Предметами отделения были: анатомия, физиология, врачебное веществословие, история медицины, даже месмеризм, хирургия ( теоретический и клинический курс), повивальное искусство, фармация, судебная врачебная наука, офталмиатрия. Лекции продолжались 4 часа в день. В 1814 году в верхнем этаже типографского дома /ул. Университетская, 17/ были представлены две комнаты на 8 кроватей, где и начал свое существование клинический институт университета.

А.И.Арнгольд был первым профессором хирургии в Казани. В 27 лет он был утвержден экстраординарным профессором по кафедре хирургии. 1814-1815г.г. А.И.Арнгольд читал хирургию по учебнику И.О.Буша 2 раза в неделю.

1815-1816г.г. хирургию читал Э.О.Вердерамо, получивший степень доктора в 25 лет. Он читал лекции на латинском языке, т.к. не знал русского. В то время многие профессора читали, будучи иностранцами, на своем родном языке.

Третьим преподавателем хирургии был И.О.Браун /1816-1817г.г./.Он читал лекции по учебнику Каллизена. Хирургии он уделял не очень много внимания,т.к. паралелльно занимал должность ректора университета. В 1817-1818 г.г. хирургия не преподавалась, затем 2 года ее вновь читал А.И. Арнгольд.

1820-1821г.г. хирургии опять не было. Деятельность первых трех профессоров хирургии в Казани незначительной, это объяснялось их не заинтересованностью в работе в провинции, стремлением быстрее получить оценку своих знаний в виде защиты докторской диссертации. Они мало занимались практической хирургией, вели свое преподавание лишь по существующим учебникам.

С 1821 года установлен твердый 4 летний срок обучения и последовательность изучения предметов. Лекции продолжались 1,5 часа, затем полчаса студенты повторяли ее материал с репетитором. Экзамены проводились ежемесячно. Выпускные экзамены проводились в июне по всем предметам в количестве 16 в течении 3 дней. По окончании курса лекари должны были отработать 6 лет по указанию министерства.

В 1822 году кафедру возглавил Л.Л.Фогель. При нем в клиническом институте была организована хирургическая клиника на 7 коек, были приобретены инструменты. Сам Фогель операций почти не проводил, лечил больных консервативными приемами. В клинике студенты знакомились с диагностикой, лечением заболеваний,  дежурили в клинике, писали истории болезни, курировали больных, проводили несложные хирургические приемы. Таким образом , началось практическое изучение хирургии в Казани. С 1829 года количество коек увеличилось до 14 ( 7 бесплатных и 7 платных). Фогелем написано 9 научных работ, они касались диеты, лечения ран, переломов, ушибов, ожогов, сыпей.

В 1834 году зав. кафедрой был избран Ф.О.Елачич профессор оперативной хирургии и окулистики. Это был первый профессор на кафедре несовместитель.С этого момента кафедра хирургии вступает в свой второй период развития. Ее руководителями являются крупные ученые того времени, ведущие специалисты медицины. Казанский медицинский факультет начинает играть роль форпоста знаний и просвещения на востоке России. Возрастающая известность и авторитет казанских медиков превращает Казань в крупный медицинский центр. При Елачиче были закуплены инструменты для костных, ринопластических, глазных, ушных и брюшных операций. Изготовлены операционный стол, фантомы рук и ног, хирургические кровати, шкафы, повязки и шины. В 1837 году вступает в силу устав, по которому медицинское отделение стало именоваться факультетом врачебных наук, введено 5-ти летнее обучение. Число кафедр удвоилось. Хирургия преподавалась на 2 кафедрах: общей и частной хирургии. На 3-ем курсе изучалась общая хирургия (2 раза в неделю), на 4 и 5 курсах – частная хирургия. Были введены клинические обходы, курация больных на 4 и 5 курсах по 18 часов в неделю. Были отменены репетиции после лекций, ежемесячные испытания, приемные экзамены для закончивших гимназию. Учебный год был разделен на 2 полугодия. Казеннокоштные студенты не сдавшие переходных курсовых экзаменов должны были обучаться за свой счет.

В 1837 году на кафедру общей и частной хирургии был назначен П.А.Дубовицкий. Он получил степень доктора медицины и хирургии в 22 года. Заведуя кафедрой , он проявил большие знания и организаторские способности: проводил сложные операции ринопластики и камнедробления, составил первый отчет по клинике, на свои личные средства приобретал книги, инструменты для клиники и студентов.

С 1840 года кафедру возглавлял А.А.Китер. Он оперировал не только хирургических, но и гинекологических больных. В 1844 году он совместно с Ф.О.Елачичем произвел чрезвлагалищную операцию матки, пораженной раком. Это была первая в России операция на не выпавшей матке. В1847 году ими же впервые в Казани начаты клинические наблюдения над применением сернистого эфира для наркоза. В 1840 году был открыт новый корпус для приема больных, известный в настоящее время как «старая клиника». Корпус был расчитан на 60 коек, из них 24 - хирургические. Операционная размещалась на 3-ем этаже. Большое участие в строительстве и проектировании принимал ректор университета Н.И.Лобачевский.

В 1848 году Китера сменил А.Н.Бекетов, проработавший зав. кафедрой до 1871 года. Он читал следующие курсы: воспалительные заболевания, травмы, грыжи, язвы и фистулы, доброкачественные опухоли, рак, уродства, сосудистые заболевания. Преподавание иллюстрировалось препаратами в спирту и муляжами из папье-маше, рисунками из атласов. Бекетов был пионером применения в Казани хлороформа для наркоза.

С 1858 года в России отменено запрещение писать диссертации на русском языке. С 1863 года Совет университета получил право избирать ректора, деканов, профессоров, присуждать степени, образовывать курсы, учреждать доцентуры.

С 1871 по 1873 года кафедру возглавлял М.В.Никольский.

В 1873 году зав. кафедрой стал Л.Л.Левшин и был им до 1881. Он впервые в Казани начал читать лекции, сопровождая их экспериментами на животных. В 1874 году он организовывает кабинет теоретической хирургии, оснастив его микроскопами, спец. шкафами, столами, книгами, журналами, емкостями для препаратов. Левшин развернул новое экспериментально-клиническое направление в деятельности кафедры. Л.Л.Левшин будучи передовым ученым с обширными знаниями энергично внедрял асептику и антисептику в клинику. Он написал первый учебник по теоретической хирургии «Основы хирургии».

С 1881 по 1904 года кафедру возглавлял Н.Ф.Высоцкий. Он продолжил развитие кабинета теоретической хирургии: добился получения аналитических весов, химической посуды, оборудования для микроскопических исследований, подобрал коллекцию перевязочного материала. Данная лаборатория была, в сущности, зародышем бактериологического института в Казани, т.к.  в ней под руководством Высоцкого постоянно проводились бактериологические работы. При нем курс хирургии был дополнен сведениями об опухолях, камнях и разделом военно-полевой хирургии. Высоцкий написал пособие «Общая хирургическая патология». Ему, вместе с проф. Любимовым и Левашовым принадлежит честь организации в Казани бактериологического института.

В 1904 году зав. кафедрой избран Н.А.Геркен. Начинается третий период существования кафедры. Геркен, как и все последующие заведующие был клиницистом, они работали одновременно и в клинике. По инициативе Геркена кабинет хирургической патологии был расширен, в 1907 году для экспериментов на крупных животных было построено особое помещение. Его лекции отличались живостью и ясностью, сопровождались демонстрацией больных. Студенты постоянно присутствовали на операциях. Он описал генез кист Гайморовых пазух и принципы их оперативного лечения.

В 1911 году кафедру возглавил В.Л.Боголюбов. Особое внимание заслуживает его учебник «Основы общей хирургии». Он был одним из основателей института усовершенствования врачей в Казани. За период заведования кафедрой им издано 20 научных работ.

С 1912 по 1917г.г. кафедру возглавлял А.В.Вишневский.

С 1917 по 1928г.г. опять В.Л.Боголюбов.

В 1928 году Боголюбова сменил П.М.Красин. Однако он приступил к работе на кафедре в очень неудачный для нее период – клиника переводится в собственное здание (корпус новых клиник, занятый кафедрой психиатрии), в нем было выделено всего 25 коек. Однако в 1930 году клиника была вновь перемещена в свое первоначальное помещение. Здесь она заняла весь третий этаж. В 1931 году по приказу министерства клиника была закрыта, т.к. кафедры общей хирургии в медицинских институтах сокращались. Помещение клиники передали ортопедической клинике ГИДУВа. Штат распустили, сам же Красин уехал из Казани.

В 1933 году, после восстановления кафедры, ее возглавил Н.В.Соколов. Он занимался разработкой методов лечения больных с сепсисом. Студенты присутствовали на операциях в 1-ой и 3-ей городских больницах, лекции читались в аудитории нормальной физиологии, практические занятия проходили в 3-ей городской больнице.

В 1936 году зав. кафедрой избран Б.Г.Герцберг. Он добился возврата собственного помещения для кафедры – малое крыло 3-го этажа корпуса старых клиник. Был сделан ремонт клиники, восстановлено ее оборудование, инструментарий, организован музей. Поэтому 1936 год следует считать началом четвертого периода истории кафедры общей хирургии.  Основными направлениями работы кафедры были: разработка новых методов наркоза препаратами барбитуровой кислоты и физиологические исследования функции пищевода. К концу В.О.В. клиника кафедры занимала уже весь этаж, в ней было развернуто 75 коек; было открыто поликлиническое отделение в цокольном этаже здания. Таким образом, при Герцберге кафедра приобрела все черты современного учебного учреждения данного профиля.

С 1948 по 1951 год кафедрой заведовал П.Н.Лебедев. Он занимался разработкой методов лечения язв желудка и 12-ти перстной кишки. Продолжил и развил все установки Герцберга.

С 1951 по 1970 год кафедру возглавлял проф. В.Н.Шубин. Он поставил задачу: превратить клинику в современное многопрофильное лечебно-педагогическое учреждение.В 1957 году число коек было доведено до 85. Чтобы студенты могли наблюдать больных с различной патологией, было выделено 30 коек для онкологических больных. Клиника включилась в систему оказания неотложной хирургической помощи. В нижнем этаже здания был развернут травматологический пункт. Коллектив кафедры занимается разработкой следующей тематики: усовершенствование методов обезболивания, разработкой методов комбинированной анестезии, был освоен современный газовый наркоз

 ( Шалунов Г.М., Морозов В.Г.); изучались биохимические и иммунологические процессы в тканях при хирургических инфекциях ( Н.П.Медведев); разрабатывался патогенез сепсиса (Л.С.Любимов и В.А.Сабурова); изучался патогенез и лечение облитерирующего эндартериита (В.А.Сабурова , Г.А.Измайлов, Л.Х.Мавзютов).

В 1970 году Шубин уходит на пенсию и кафедру возглавил В.Г.Морозов.

1990 год зав. кафедрой избран В.Ю. Терещенко. Тематика научных разработок кафедры в это время была направлена на проблемы (профилактика и лечение) гнойно-септических заболеваний в хирургии, профилактика гнойно-воспалительных осложнений при хирургических операциях, а также проблемам послеоперационных осложнений в неотложной хирургии. За это время защищено 3 докторские диссертации ( В.Ю.Терещенко, С.А.Булатов и А.Н.Попов). В1993 году на базе кафедры был организован Центр гнойно-септической хирургии г.Казани (зав. – В.Ю.Терещенко). С 1988 года одной из баз кафедры является ГКБ№5, куда часть кафедры переехала из ГКБ№1. С 1993 года другой базой стала ГКБ№13, куда другая часть кафедры была перебазирована также из ГКБ№1.

В 2000 году на этой должности В.Ю.Терещенко сменил профессор С.В.Доброквашин. В настоящее время кафедра располагается на 4 базах – это ГКБ №13 (госпиталь ветеранов и участников ВОВ), ГКБ№5, госпиталь Казанского военного гарнизона и ЦПУ ( центр практических умений) КГМУ. Направление тематики научной и лечебной работы остается традиционным: проблемы неотложной хирургии (лечение больных с острой хирургической патологией и профилактика осложнений после этих операций), профилактика и лечение гнойно-септических заболеваний в хирургии, а также методы и способы лучевой диагностики при различной хирургической патологии. На базе ЦПУ студенты проходят обучение на муляжах, слушают курсы минилекций, участвуют в ролевых играх; закрепляя тем самым теоретические знания и подготавливая себя к курации больных непосредственно в клинике. Также на кафедре проводится активная работа студенческого научного кружка. Проводятся совместные заседания с научными кружками с других кафедр, в частности с кафедрами акушерства и гинекологии. Студенты, которые проводят научную работу на кафедре, ежегодно выступают со своими докладами на Всероссийских и международных студенческих научно-практических конференциях. Некоторые из них принимают участие и во Всероссийских хирургических научных конференциях. Почти все аспиранты, ординаторы и интерны кафедры в свое время принимали активное участие в работе студенческого научного кружка кафедры общей хирургии КГМУ.

Преподавательский состав кафедры:

Зав. кафедрой, профессор, д.м.н. С.В.Доброквашин

Профессор, д.м.н., декан педиатрического факультета И.В.Клюшкин

Профессор, д.м.н., зав. ЦПУ КГМУ С.А.Булатов

Доцент, к.м.н. Е.П.Кулаков

Доцент, к.м.н. К.А.Корейба

Ассистент, к.м.н. Д.Е.Волков

Ассистент, к.м.н. Р.Р.Мустафин

Ассистент, к.м.н. Р.Р.Якупов

Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31658. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в образовательной процессе 52 KB
  Тесты классифицируются по разным признакам. По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта школьной успеваемости тесты на творчество тесты на способности сенсорные и моторные тесты. Ко вторым тесты на установки на интересы на темперамент характерологические тесты мотивационные тесты.
31659. Чотири типи темпераменту 37.5 KB
  Якщо у мами і дитини темперамент схожий вони швидше порозуміються якщо ж темпераменти різко відрізняються мама – холерик малюк – флегматик це веде до проблем в спілкуванні з дитиною в її вихованні тому що мама часто вимагає від дитини те на що вона не здатна бути лідером в спілкуванні з однолітками бути розкутою швидко одягатися і так далі. У цьому випадку дорослому варто підстроїтися під дитину враховувати її індивідуальні особливості контролювати свої емоції щоб не зародити у малюка комплекс неповноцінності. Вона вертка і...
31660. Поняття про здібності 62.5 KB
  Психологія заперечуючи тотожність здібностей і істотно важливих компонентів діяльності знань умінь і навичок підкреслює їхню єдність. Здібності виявляються тільки в діяльності і притім тільки в такий діяльності що не може здійснюватися без наявності цих здібностей. Не можна говорити про здібності дитини до малювання якщо його не намагаються навчати малювати якщо він не здобуває ніяких навичок необхідних для образотворчої діяльності. У чому ж виражається єдність здібностей з одного боку і умінь знань і навичок з інший Здібності...
31661. Поняття про характер 42.5 KB
  Такі психологічні особливості особистості називають рисами характеру. Історія знає багатьох політичних громадських і військових діячів які завдяки силі позитивних рис свого характеру сприяли прогресу суспільства тоді як особи з негативними рисами характеру або зі слабким характером призводили до його занепаду. Структура характеру Характер як одна з істотних особливостей психічного складу особистості є цілісним утворенням що характеризує людське Я як єдність. Розуміння характеру як єдності його рис не виключає виокремлення в ньому деяких...
31662. ВІКОВА ПСИХОЛОГІЯ ЯК ГАЛУЗЬ ПСИХОЛОГІЧНОЇ НАУКИ 127.5 KB
  Вікова психологія галузь психологічної науки яка вивчає особливості психічного та особистісного розвитку людини на різних етапах її життя. Його специфіка полягає передусім у тому що протягом життя в психіці людини відбуваються різні якісні перетворення дослідження яких потребує системного з'ясування загальних закономірностей вікового розвитку. Предметом дослідження вікової психології є вікова динаміка закономірності фактори умови механізми становлення формування та розвитку особистості. Вікова психологія вивчає загальні...
31663. Психічний розвиток людини 28.5 KB
  Кожен період вік своєрідний ступінь психічного розвитку з притаманними йому відносно стійкими якісними особливостями. Відомо що вікові психологічні особливості зумовлені конкретноісторичними умовами розвитку спадковістю певною мірою характером виховання особливостями діяльності та стосунків з іншими людьми що впливає передусім на специфіку переходу від одного вікового періоду до іншого. Власне тому що навчання й виховання організовує діяльність дітей поетапно керує нею на основі накопиченого досвіду прагнучи враховувати наявні...
31664. ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ПІДЛІТКА 35 KB
  Загальна характеристика підліткового віку Підлітковий вік це один з найважливіших етапів життя людини. Вік цей нестабільний ранимий важкий і виявляється що він більше ніж інші періоди життя залежить від реальностей довкілля. Загальна характеристика підліткового віку варіює в різних теоріях залежно від їх основної ідеї. Однак всі ці і багато інших підходів об'єднує те що в них існують загальні показники які характеризують даний вік.
31665. ПСИХОЛОГІЯ МОЛОДШОГО ШКОЛЯРА (ЗРІЛОГО ДИТИНСТВА) 100.5 KB
  Опановуючи новий для себе вид діяльності навчання молодші школярі ще багато часу й енергії віддають грі. У цих видах діяльності розгортаються їх стосунки з ровесниками і дорослими особистісне психічне життя і психічний розвиток формуються психічні новоутворення завдяки чому діти виходять на новий рівень пізнання світу і самопізнання відкривають нові власні можливості і перспективи. Нижня межа цього вікового періоду 6 7 років пов'язана з переходом до навчання як систематичної та цілеспрямованої діяльності. Цей симптом виявляється...
31666. Характеристика осн. теорій розвитку особистості 47 KB
  теорій розвитку особистості Фізичний розвиток підлітка та набуті у попередні роки властивості психічного розвитку створюють внутрішні передумови для зміни його становища в школі в сім'ї в суспільстві. Всі теорії розвитку особистості можна поділити на три групи згідно поєднання факторів розвитку: Представники біологічного напрямку рахують що людина народжується з набором відповідних моральних та етичних якостей таких як:доброта злість чесність брехливість порядність агресивність жорстокість та інші. Чічерліх; Представники...