71554

История становления и развития социологии как науки

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Концепция постиндустриального общества Д. Изменения в экономической политической и социальной сфере общества в XVIII-XIX веках. Конт первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал что с помощью науки можно познать скрытые законы управляющие всеми обществами.

Русский

2014-11-08

191.5 KB

0 чел.

Лекция 2. История становления и развития социологии как науки.

  1.  Предпосылки возникновения социологии.
  2.  О.Конт – основатель социологии.
  3.  Классический период развития социологии.

3.1. Г. Спенсер и эволюционизм.

3.2. «Социологизм» Э. Дюркгейма.

3.3. «Понимающая социология» М.Вебера.

3.4. Исторический материализм К. Маркса.

  1.  Основные направления современной социологии.
    1.  Эмпирическое направление. Чикагская школа в социологии
    2.  Структурный функционализм. Т. Парсонс. Р. Мертон
    3.  Символический интеракционизм. Дж. Г. Мид
    4.  «Критическая социология» Франкфуртской школы. Идеи Г. Маркузе
    5.  Неофрейдизм.
    6.  Теория социального обмена. Дж. Хоманс. П. Блау
    7.  Концепция постиндустриального общества Д. Белла
    8.  Феноменология. А. Шюц
    9.  Этнометодология. Г. Гарфинкель
    10.  Структурализм. Р. Барт, М. Фуко
    11.  «Теория коммуникативного действия» Ю. Хабермаса
    12.  Теория самореферентных систем Н. Лумана
    13.  Теория структурации Э. Гидденса
    14.  Структуралистский конструктивизм П. Бурдье

  1.  Предпосылки возникновения социологии.

  1.  Изменения в экономической, политической и социальной сфере общества в XVIII – XIX веках.
  •  Смена феодального уклада капиталистическим.
  •  Появление новых социальных классов (пролетариат и буржуазия)
  •  Новые социальные явления, которые не могли быть объяснены с позиций существовавшей философии и требовали специального анализа, отдельной науки (усиление социального расслоения, классовая борьба, появление рабочего движения)
  1.  Изменение мировоззренческих установок в структуре философского знания. Появление позитивистских тенденций. Создание мировоззренческой и методологической основы для появления науки об обществе как целостной системе.

Обществознание (социология), занимавшее промежуточное положение между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и естественно-научными дисциплинами, с другой, как раз и явилось тем полем научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе на основе широкого применения методов естественных наук. В силу этого в область социального познания стали вторгаться не только естественно-научные методы (наблюдение, эксперимент и т.д.), но и некоторые модели натуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм и т.д.). Поэтому с момента своего появления социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и естественно-научный схематизм, отражающий уровень развития естествознания.

  •  Появление идеи о том, что общество – это система.
  •  Попытка распространения законов естественных наук на объяснение общественных наук.
  •  Первые попытки рассмотрения хозяйственно-экономической жизни независимо от политической.
  •  Выработка методов количественного исследования социальных закономерностей.

  1.  Огюст Конт – основатель социологии.

Огюст Конт (1798 - 1857) – основоположник социологии как самостоятельной науки.

Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

О. Конт первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что значит "наука об обществе".

Конт родился во Франции в 1798 г. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли.

В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции: социальная статика и социальная динамика.

 Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, полагал Конт, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большой мере присуща стабильность, он проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

Закон 3-х стадий интеллектуальной эволюции человечества.

Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через 3 различных теоретических стадии:

  •  Теологическая [с древности до 1300 г.] (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений;

имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.

  •  Метафизическая [1300-1800 гг.] (абстрактная, состояние отвлечённое) — теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами»

«идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и т. д. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.

  •  Научная [XIX в.] (положительная, состояние позитивное) — на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество

на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.

  1.  Классический период развития социологии.
    1.  Г. Спенсер и эволюционизм.

Идея эволюционизма проникает в социологию после выхода в свет работ Чарльза Дарвина.

Социальный эволюционизм представлял собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры.

Особое место в пропаганде этой идеи сыграли работы Герберта Спенсера (1820 – 1903)

Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч.Дарвина "Происхождение видов...", а также трудов Адама Смита и Роберта Мальтуса. Центральным звеном его мировоззрения является идея всеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии в работе "Основания социологии". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

Выделял два типа обществ: военные и промышленные.

 Классическим примером военного общества считает Спарту.

Для военного общества характерно доминирование коллективных целей над индивидуальными, жёсткая система принуждения, высокий уровень сплочённости, наследование власти, религиозность сознания и т.д. Для промышленных обществ характерна самоорганизация и саморегулирование, охрана прав человека, плюрализм идеологий, восприимчивость к инновациям и т. д.

  1.  «Социологизм» Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский философ и социолог, основатель французской социологической школы. Базовой теоретико-методологической концепцией Дюркгейма был социологизм Социологизм представляет собой попытку при объяснении социального явления исключить все факторы (географические. психологические, нравственные и др.), кроме собственно социального.

Социология, по мнению Дюркгейма, должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и есть общество. Именно эти факты должны составлять предмет социологии.

Социальным фактом, по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно и объективно.

Следствием объективности социальных фактов является давление, оказываемое ими на индивидов, принуждающее их к определенным действиям. Поэтому каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело и с другими видами социальных фактов.

В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук, поскольку вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

Важное место в учении Э. Дюркгейма занимает понятие «Солидарности» (социальной сплоченности) «Солидарность» рассматривается Дюркгеймом как высший принцип, высшая ценность, признаваемая всеми членами общества. В неразвитых архаических обществах существовала механическая солидарность, основанная на сходстве индивидов и выполняемых ими функций. Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, органической солидарностью. Разделение труда обусловливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью.

  1.  «Понимающая социология» М.Вебера.

Макс Вебер (1864 - 1920), немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии.

Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Социальное действие понимается как простейшая единица социального поведения. Социальным, по Веберу, действие становится лишь при наличии двух условий: 1) если это сознательное действие, обладающее той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) если оно ориентировано на поведение других людей, фактическое или возможное.

Классификация типов социального действия, предложенная М. Вебером, основана на учёте меры и степени осознанной рациональности в том или ином типе действия. Вебер выделил четыре типа социального действия и классифицировал их так:

  1.  Целерациональное действие — действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания субъектом своей цели, рационально соотнесённой с осмысленными средствами, обеспечивающими её достижение. Наиболее часто подобный тип действия встречается в экономической практике.
    1.  Ценностно-рациональное действие — действие, основанное на вере в безусловную ценность (религиозную, этическую, эстетическую или любую другую) самого этого поведения, взятого в своей ценностной определённости как нечто самодостаточное и независимое от его возможных результатов. Определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль).
    2.  Традиционное действие — действие, основанное на привычке к определённым действиям, получающим в связи с этим почти автоматический характер и минимально опосредованным осмысленным целеполаганием. Примером подобного типа действия будет поведение основанное на привычке или традиции.
    3.  Аффективное действие — действие, определяющей характеристикой которого является определённое эмоциональное состояние действующего субъекта: гнев, воодушевление, ужас, прилив отваги, любовная страсть, ненависть и т.д.

Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия "идеальный тип". "Идеальный тип" - искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Такие понятия, как "капитализм", "христианство", "средневековое городское хозяйство" и т.п., по мнению Вебера, не извлекаются из эмпирической действительности как обобщение наиболее часто наблюдаемых явлений, а представляют собой идеальные типы - исследовательские "утопии", не имеющие буквальных аналогов в действительности. Идеальный тип возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. По Веберу, это понятие динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.

Идеальный тип – теоретическая модель, в которой искусственно подчёркиваются существенные черты изучаемого явления, чтобы впоследствии сравнить реальное явление с её идеальной моделью.

  1.  Исторический материализм К. Маркса.

Важный вклад в развитие социологии внёс К. Маркс (1818 – 1883). Исходная идея его состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия вступают друг с другом в определённые, от воли не зависящие, общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические отношения, составляющие базис общества.

Маркс считал, что экономические факторы играют решающую роль в историческом формативном процессе. История - это история экономики, история труда. Качественные изменения экономической жизни превращают историю в двигающийся вперед необратимый процесс.

Этот необратимый формативный процесс проходит через следующие экономические стадии:

Первобытное общество

Рабовладельческое общество

Феодальное общество

Капитализм

(Коммунизм)

Переход от одной экономической стадии к другой представляет собой качественный скачок, который необходимо совершается по мере развития экономики до некоторой точки насыщения. Эти качественные скачки происходят диалектическим образом, когда одна стадия "отрицается" и "снимается" более высокой стадией:

Мы потому можем говорить о более высокой позиции и о прогрессе, что отрицание не просто заменяет одну экономическую систему на другую, как это бывает при низложении одного короля и возведении на трон другого. Отрицание здесь является снятием, при котором между существенными аспектами устанавливаются более рациональные взаимосвязи. История, следовательно, ничего не "теряет". Так, коммунизм предполагает бесклассовое общество из первобытной стадии, тесные связи из феодальной стадии, а также формальные права и развитый производственный потенциал из буржуазно-капиталистической стадии исторического развития. Вместе с тем коммунизм объединяет эти факторы в систему, в которой имеется рациональный и демократический контроль над экономикой.

Маркс считал, что процесс снятия одной экономической системой другой совершается с необходимостью в том смысле, что труд и экономика в конечном счете порождают соответствующие изменения независимо от того, что думает или воображает отдельный человек. Индивиды ни в коем случае не могут повлиять на этот процесс своими субъективными желаниями.

Для Маркса фундаментальной является экономика, а не дух, как для Гегеля. В определенном смысле наши мысли являются отражением экономико-материальных условий. Поэтому экономико-материальные факторы называются базисом, а культурные феномены, подобные религии, философии, этике, литературе и т.д., - надстройкой.

В своей крайней форме исторический материализм влечет за собой следующие положения. 1) Базис, а не надстройка, является движущей силой истории. 2) Базис определяет надстройку, а не наоборот.

Таким образом, имеется следующая схема:

Понимаемый в этой крайней форме исторический материализм становится экономическим детерминизмом. И ход истории, и человеческие мысли определяются экономико-материальными обстоятельствами. Так сказать, люди не в состоянии свободно мыслить, и их мысли не могут влиять на события.

Базис общества включает в себя производственные отношения, которые неразрывно связаны с производительными силами, созидающими все материальные и духовные блага. Структуру производительных сил составляют люди, прежде всего, рабочие, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, а также сами эти средства производства. Но трудящиеся объединятся со средствами производства не прямо, поскольку они не являются хозяевами, а через владельцев этих средств производства, их собственников, в частности капиталистов, которые нанимают рабочих, предоставляют им работу и тем самым соединят их с орудиями труда. Отношения, складывающиеся в процессе производства между владельцами орудий труда и трудящимися, называются производственными отношениями, которые характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет и теми, кто её лишён.

Единство производительных сил и производственных отношений образуют способ производства материальных благ, который не остаётся раз и навсегда данным, неизменным, а, напротив, постоянно изменяется, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества выступает проявляющееся на определённых этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В таком случае из форм развития производительных сил производственные отношения превращаются в их оковы, что приводит к социальному, классовому конфликту.

Маркс считал, что социальный мир – это объективная реальность, существующая и функционирующая по своим законам, которые познаваемы. Все общественные явления определяются не знанием, идеями или духом, а материальным производством, т.е. бытие определяет сознание. Экономическому базису общества соответствуют определённые институты и отношения надстройки, в том числе и семья, быт, образ жизни и способы мышления. Разделение общества на классы обусловлено общественным разделением труда и возникновением частной собственности. Общественное сознание выражает интересы правящего класса.

  1.  Основные направления современной социологии.

  1.  Эмпирическое направление. Чикагская школа в социологии.

Эмпирическое направление возникло в 20 – 40 г. ХХ ст. Эмпирическое направление характеризуется установкой на поиск общих для природы и общества законов развития, использованием точных эмпирических методов и стремлением к ценностной нейтральности выводов.

В рамках эмпирической социологии сложились следующие школы: Чикагская школа (Р. Парк, Э. Берджес, У. Томас, Ф. Знанецкий); Колумбийская школа (Р. Мертон, П. Лазарсфельд); Гарвардская школа (Э. Мэйо, П. Сорокин); Немецкая школа (Х. Шельский, А. Адлер).

Наиболее влиятельной была Чикагская школа, которая стала первой академической школой в североамериканской социологии. В течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США. Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания университета в Чикаго в 1892 году.

Чикагская социологическая школа в период с 1915 года до начала 30-х годов сформировала программу проведения основанных на местных проблемах исследований. Она стала важным этапом в институциализации социологии и эмпирических исследований и имела долгосрочное значение и влияние.

Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Вот почему в перечне ее исследований значительное место занимали такие проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем, суда для несовершеннолетних, бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, например, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось этническим группам.

В мировую социологическую классику вошла пятитомная работа первого этапа Чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918 — 1920), опубликованная Уильямом Томасом (1863 — 1947) и Флорианом Знанецким (1882 — 1958). Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше). В совместной работе учёные детально исследовали систему социальных установок и показали, что конфликты и социальная дезинтеграция возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.

Лидерами второго этапа Чикагской школы Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой — различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Известность получила работа Р. Парка «Город» (1925), в которой проанализированы различные аспекты влияния социального окружения на человеческую жизнь, рассмотрены также биологические и экономические факторы человеческой жизнедеятельности. Среди важных социологических понятий, впервые введенных Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции, как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной личности, характеризующую индивида, находящегося в социальной структуре на стыке социальных групп либо же на их периферии.

Главными областями научных интересов Э. Берджесса были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Он много занимался разработкой исследовательской процедуры — широко известна, в частности, его методика «концентрических зон», с помощью которой он выявил социальную неоднородность пространства большого города.

  1.  Структурный функционализм. Т. Парсонс. Р. Мертон

Структурный функционализм - господствующее направление в американской социологии после Второй мировой войны. Идейные основания для данного направления были заложены в работах Г. Спенсера (идеи органицизма) и концепцией солидарности Э. Дюркгейма. Дальнейшее развитие идей «функционализма» связано с деятельностью британских антропологов Рэдклифа-Брауна и Малиновского. В наиболее завершённом виде структурно-функционалистская парадигма в социологии оформилась в работах американских учёных Т. Парсонса и Р. Мертона.

Т. Парсонс в своих работах стремился к построению общей, системной и основанной на обобщении накопленного знания социологической теории. Значительным вкладом ученого в социологическую науку является разработка им теории социального действия. Основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный акт, который состоит из: актёра; целей деятельности; социальной ситуации (средства и условия, нормы и ценности, посредством которых выбираются цели и средства).  Простыми словами, индивид в своей деятельности стремится к максимальному удовлетворению тех или иных своих потребностей и добивается этого выбирая из возможных в существующих условиях средств те, которые бы соотносились с существующими в обществе нормами и ценностями. Система действия является структурированным набором единичных актов.

Социальная система, согласно Т. Парсонсу, состоит из трёх подсистем: личностная система (единичные актёры), система культуры и физическое окружение. Для того, чтобы выжить, система должна отвечать четырём функциональным требованиям: адаптация (к физическому окружению; экономика); достижение целей (способ организации ресурсов для достижения целей; политика); интеграция (солидарность системы, её существование как согласованного целого; этой функции служит социетальное сообщество - совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы); поддержание образца, латентность (средства достижения относительной стабильности, социализация). Данная концепция известна под названием AGIL (адаптация — цель — интеграция — латентность). Все подсистемы связаны между собой средствами обмена, которые представляют собой деньги (A), власть (G), влияние (I), и обязательства (L).

Социальная система стремится к достижению равновесия и согласия между подсистемами и институтами, однако никогда не бывает совершенной. Всегда будут существовать несогласованности и конфликты, которые действуют как «дисфункциональные» факторы. Равновесие системы достигается либо институциализацией того или иного отклонения от нормы (ненормальное явление становится нормальным и приемлемым — легализация либо декриминализация проституции в большинстве стран Евросоюза) либо отрицанием его. Таким образом, снимая существующие в той или иной сфере общества противоречие система стремится к большей интеграции и достижению равновесия. Отсюда также следует, именно консенсус является основой нормального развития общества, а конфликт есть отклонением и явлением дисфункциональным.

Общество достигает интеграции (солидарности) в первую очередь путём достижения согласия по поводу ценностей, т. е. через распространение системы принципов, которые придают легитимность существующей социальной, экономической и политической системе. Для иллюстрации мысли Т. Парсонса можно привести пример с проблемой иммигрантов из исламских стран в некоторых странах Западной Европы, таких как Германия и Великобритания. Отсутствие согласия по поводу ценностей, по сути взаимное отрицание ценностей друг друга коренными жителями и иммигрантами в таких сферах как семья и гендерные отношения, свобода слова, правовая система и т.д., является причиной постоянных осложнений и конфликтов и свидетельствует об ослаблении интеграции в данных обществах и препятствует достижению равновесия социальной системы.

Р. Мертон Дальнейшее развитие парадигма структурного функционализма получила в работах Р. Мертона. В отличие от Парсонса, подчеркивавшего значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, он обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре. Под функциями американский социолог понимает те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы.

Те или иные социальные явлени имеют как явные так и латентные (скрытые) функции. Первые (явные функции) означают объективные и преднамеренные последствия социального действия, вторые (латентные функции) — непреднамеренные и неосознанные последствия.  Явная функция высшего образования – обеспечение общества нужными специалистами, неявная – служить возможностью для карьерного роста индивидов, получающих высшее образование, в случае с Полоцком-Новополоцком – значительно повышать статус города (можно сравнить с Оршей, где университета нет). При этом по мнению Р. Мертона главная задача социологии — изучение не столько явных, сколько скрытых, латентных функций тех или иных явлений в социальной структуре.

  1.  Символический интеракционизм.

Основоположником теоретической системы символического интеракционизма стал американский учёный Джордж Герберт Мид.

Центральное понятие социологической теории Мида — межиндивидуальное взаимодействие. Именно совокупность процессов взаимодействия конструирует общество и индивида. По мнению Мида, как разум, так и личность — продукты повседневной общественной жизни.

С этой категорией межиндивидуальное взаимодействие тесно связана другая, не менее важная в творчестве Мида, — социальный акт. Он рассматривается как диалог между индивидами, как постоянный, непрекращающийся обмен установками и действиями между ними.

Рассматривая социальный акт как взаимодействие, американский исследователь выделяет два его типа — несимволическое и символическое взаимодействие. Первый тип означает непосредственную реакцию людей на действия друг друга. Что касается второго, основного типа взаимодействия — символического, то в ходе его происходит обмен «установками, смыслами и значениями» в различных формах, в первую очередь языковой. Последняя может выступать как жестовая, письменная, вербальная форма коммуникации. Рассматривая различные виды жестов, особое внимание Мид уделяет анализу голосового жеста и превращению его в значимый символ взаимодействия. Совокупность и взаимосвязь голосовых жестов рассматривается им как речь. 

Американский ученый постоянно подчеркивает, что социальный мир человека и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическое окружение». Согласно Миду, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств — символов, к которым он относит жест и язык. Символическое окружение человека оказывает на него решающее влияние, поскольку способствует формированию сознания личности и человеческого Я. Жест — это начальный, незавершенный элемент человеческого поведения. Жест и реакция на него опосредуется значением, которое как бы «располагается» между жестом и воспринимающим его человеком. Смысл жеста вызывает (если он понятен) инстинктивную реакцию.

Концепция межиндивидуального взаимодействия Мида включает в себя положение об обусловленности его (взаимодействия) социальными факторами. Характер восприятия индивидом окружающей социальной действительности  определяется опытом его общения с другими людьми и собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено символами (жестами и языком).

Мид выделяет в системе «Я» две подсистемы: «I» и «Me». «Me» — ло свойственная данному индивиду совокупность установок «других», ценностей и норм сообщества; это то, как индивиды видят себя глазами других индивидов и как они усваивают эти обобщенные представления о себе. «I», наоборот, имеет автономный, самоценный характер, означает представление индивидом самого себя, так сказать, «самопредставление» и выступает как его самость. Он является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакции индивида па социальные стимулы.

Формирование личности происходит путём принятия роли других людей («обобщённого другого»). В целом ряде социальных взаимодействий коммуникация их участников возможна и достижима именно потому, что они разделяют общую перспективу и берут на себя исполнение роли «обобщенного другого» - поведения, основанного на видения себя коллективом и осознании ожиланий коллектива. В этом понятии отражается и обобщается мнение группы (конкретной социальной среды) относительно общего объекта взаимодействия. Так во время игры в футбол человек должен понимать, какие действия от него ожидаются в зависимости от конкретной ситуации, т.е. как его видят другие.  Поэтому поведение человека можно представить в  виде определённого набора социально-типичных шаблонов поведения – ролей, которые человек играет в обществе.

  1.  «Критическая социология» Франкфуртской школы.

Франкфуртская школа - критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм.

Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне.

Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит маргинальным интеллигентам и аутсайдерам.

Современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм - это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.

Одно из центральных мест занимает проблема отчуждения, которое понимается как объективный социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение — можно также определить как процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

Одним из наиболее влиятельных мыслителей Франкфуртской школы являлся Герберт Маркузе (1898—1979). Подвергая в своих работах критическому анализу индустриальное («позднекапиталистическое») общество, ученый полагал, что благодаря характерным для него технологиям оно зашло в тупик тоталитаризма Технология не может быть безразличной по отношению к обществу и личности; в условиях капитализма она способствует подавлению индивидуальности и свободы. Происходит выравнивание людей на уровне их «усреднения», что облегчает осуществление власти и господства одних над другими. Именно при таких технологиях возникает «одномерное общество». Поскольку в нем индивид не в состоянии критически оценить ни общество, ни свое место в нем, ни тем белее перспективы собственного развития, он становится «одномерным человеком». Его многомерное культурное, социальное, моральное, чисто человеческое, индивидуальное (антропологическое) развитие становится невозможным.

Выход из описанной ситуации Г. Маркузе в духе марксизма видит в революции, которая, по его мнению, должна носить трёхуровневый характер.  Первый уровень должен был стать индивидуальным, антропологическим; на этом уровне революция должна быть сексуальной, поскольку речь идет об «освобождении» подавленных моралью капиталистического общества эротических влечений. Второй уровень должен носить культурный характер. Здесь главным является борьба против «репрессивной культуры» индустриального общества. Суть же «культурной революции» состоит в победе авангардистского сюрреалистического искусства, в котором выражается бунт названных выше влечений.

Наконец, на третьем — социальном — уровне ряд общественных групп, не интегрированных в современное индустриальное общество (представители стран «третьего мира», нищие, бродяги, бунтующие, не согласные с истеблишментом, интеллектуалы, студенты, сексуальные и этические меньшинства и т.д.), должны осуществить социальную революцию, направленную против «позднекапиталистического общества», стремящегося к тоталитаризму, репрессивной культуры этого общества и господствующею авторитарного типа личности.

В этой связи специально следует отметить отказ Маркузе (и других представителей Франкфуртской школы) видеть в рабочем классе главную революционную силу (как полагал Маркс, с идеями которого но этому вопросу шла активная полемика). Основной аргумент состоял в том, что рабочим классом стали успешно управлять с помощью «массовой культуры» и он перестал представлять угрозу для индустриального общества. Поэтому па авангардные революционные позиции выдвигаются названные выше новые социальные силы.

Трехуровневая социологическая концепция революции, соединившая в себе сексуальную, культурную и социальную составляющие получила большой резонанс у новых левых, молодежного (студенческого) движения, объявивших в 1960-1970-х «тотальную революционную войну» против капиталистического общества. Концепция обеспечила социологу огромную популярность среди студентов, различных левых групп и движений.

  1.  Неофрейдизм

Идеи одного из представителей социологии классического периода Зигмунда Фрейда (1865 – 1939) оказали значительное влияние на современное направление в социологии – неофрейдизм.

Основное внимание неофрейдисты: К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм акцентируют на анализе личности в обществе, её социокультурных компонентах.

К. Хорни, например считала, что неврозы у личности порождаются культурными условиями,  в которых личность живёт. Жизненные условия в каждой культуре вызывают у человека некоторые страхи, порождаемые внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (враждебность, несправедливость, зависимость), культурными традициями (табу, запреты, обычаи). Эти страхи навязываются каждому индивиду. Цель терапии – проработать последствия тревожности пациента в культуре с тем, чтобы путём изменения и улучшения его отношения к себе и другим людям, он мог осознать свои истинные чувства и желания.

 Э. Фромм при исследовании личности значительное внимание уделял этическим вопросам. Он считал, что ошибкой классического психоанализа является в том, что Фрейд пытался сделать психологию «естественной» наукой, оторвав её от проблем философии и этики. Он считал, что причиной неврозов является «моральный конфликт». Успех психотерапии зависит от осознания личностью своей моральной проблемы и её разрешения.

  1.  Структурализм.

Структурализм появился вследствие перенесения подходов и методов структурной лингвистики на другие отрасли знания, в том числе социологию. Основателем структурной лингвистики и, таким образом, структурализма является швейцарский учёный Фердинанд де Соссюр (1857-1913).

Структурализм исследует различные стороны общественной жизни (язык, мораль, право, искусство, литература) как целостные структуры или знаковые системы, элементы которых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики, поэтому данная теория значительное внимание уделяет анализу языка как явления культуры.

Семио́тика, или семиоло́гия») — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

Для семиотического подхода характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем: 1) синтактика посвящена изучению синтаксиса знаковых систем, т.е. структуры сочетаний знаков и правил их образования и преобразования безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем; 2) семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла – основной ее предмет представляют интерпретации знаков и знакосочетаний; 3) прагматика изучает отношение между знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения. Одна из важнейших проблем семиотики состоит в выяснении того, в какой мере эти уровни исследования взаимосводимы.

Самыми главными для структурализма являются утверждения о том, что:

  •  социальные и культурные явления не имеют субстанциальной природы, а определяются своей внутренней структурой (отношениями между их частями, соотношением между знаками) и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах.
  •  эти системы суть системы знаков, так что социальные и культурные явления – это не просто объекты и явления, но объекты и явления, наделенные значением.

 Слово имеет практический смысл лишь в предложении — т. е. в соотнесении с другими лингвистическими знаками, в зависимости от предложения слово может принимать различное значение; само высказывание может по разному восприниматься в различных ситуациях и контекстах — т. е. в соотнесении с иными символическими системами — моралью, правом и т.д.

Для структурализма в общем виде характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Структурный анализ должен быть направлен на создание модели рассматриваемого явления – системы правил, задающих возможные комбинации и конфигурации и демонстрирующих отношение ненаблюдаемого к наблюдаемому. Так как структурализм объясняет значение, ссылаясь на системы, не осознаваемые субъектом, из этого следует, что он трактует сознательные решения как скорее следствия, нежели причины. Например, субъект рассматривается не сам по себе, а как продукт социальной и культурной систем во всем их многообразии.

Ведущими принципами структурного анализа социальных явлений служат законы структурной лингвистики. Поэтому важнейшей из знаковых систем, согласно структурализму, является язык.

Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель коллективного воображения, восприятия, сознания, эстетических установок, бытового поведения. Вводятся понятия "языка" визуальных образов, мифов, знаков, материального производства. Язык как обмен информацией является, согласно С. самым ранним и основополагающим фактором становления общества, включая природный союз человеческих существ в символический мир культуры.

Видным представителем структурализма является французский учёный Ролан Барт (1915-1980). Одной из наиболее значительных его работ является исследование массовой культуры «Мифологии», где он проанализировал знаковые системы различных элементов действительности, таких как мода, автомобили, стриптиз, моющие средства, игрушки и т. д. Эти явления он рассмотрел как «общие представления», знаковые системы, функция которых - «мистификация», искажение настоящей природы современного капиталистического общества. На первом уровне французское вино — это всего лишь хорошее вино. Однако как знак вино имеет ещё и иное, производное, значение, поэтому вино есть не только одним из многочисленных напитков, но и знаком высокого уровня жизни во Франции (Барт описывал французское общество 50-х годов), символом престижа; совместное употребление вина превращается в некое подобие ритуала, формирующее чувство социальной солидарности на основе отделения своего социального круга от менее зажиточных слоёв населения. Таким образом, на втором уровне объект или явление утрачивает первоначальное значение, превращается в миф, подменяющий реальность, имеющий собственное значение, при этом воспринимаемый как нечто абсолютно естественное, обычное и повседневное. Всё современное общество, согласно Барту, оказывается пропитанным подобными мифами, созданными массовой культурой. Человек оказывается не самостоятельным активным деятелем, а субъектом существующим и производящим практики в рамках подобных структур.

Существенный вклад в развитие структуралистского подхода внес французский мыслитель Мишель Фуко (1926-1984), посвятивший многие свои работы исследованию систем мышления. Основное внимание автор уделяет рассмотрению так называемых эпистем - исторически изменяющихся структур, которые определяют условия способности мнений, теорий либо даже наук в каждый исторический период. Иными словами, эпистема - структура мышления, выражающая образ мыслей, присущий определённой исторической эпохе.

Фуко выделяет в европейской культуре нового времени три «эпистемы»: 1) ренессансную − XVI век; 2) классическую − рационализм XVII − XVIII веков; 3) современную − с конца XVIII − начала XIX веков и по настоящее время.

  1.  Ренессансная (XVI век) — эпистема сходства и подобия, когда язык ещё не стал независимой системой знаков. Он словно бы рассеян среди природных вещей. Он смешивается и переплетается с ними.
  2.  Классическая (XVII—XVIII века) — эпистема представления. Язык превращается в автономную систему знаков и почти совпадает с самим мышлением и знанием. в этой связи именно всеобщая грамматика языка даёт ключ к пониманию не только других наук, но и культуры в целом.
  3.  Современная (с начала XIX века) — эпистема систем и организаций. Возникают новые науки, не имеющие ничего общего с ранее существовавшими. Язык оказывается обычным объектом познания. Он превращается в строгую систему формальных элементов, замыкается на самом себе, развёртывая уже свою собственную историю, становясь вместилищем традиций и склада мышления.

С понятием эпистема тесно связан термин дискурс, под которым понимается сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Иными словами, под дискурсом понимается характерное речевое выражение идей о том или ином объекте действительности, свойственное той или иной эпистеме (эпохе), формирующих представления о том или ином объекте или явлении окружающего мира. Так, очевидно, что дискурс в отношении веры в Бога в XVI веке очень сильно отличались от современности; соответственно, речевые практики в отношении религии сформировали иное видение указанного явления действительности.

  1.  Теория социального обмена.

Представители Джордж Хоманс, Питер Блау.

Теория социального обмена опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, если они считают, что вознаграждения, которые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Джордж Хоманс попытался объяснить поведение, определяемое в широком смысле как результат взаимодействия, в ходе которого индивидуумы приобретают, продают или обменивают ресурсы.

Несмотря на то, что Теория социального обмена, лучше всего объясняет взаимодействия между двумя лицами, она также была распространена на межгрупповые процессы.

Индивидуумы будут стремиться к максимизации получаемого удовольствия и избеганию или сведению к минимуму боли. Предполагается, что индивидуумы будут реагировать прогнозируемым образом на вознаграждения и наказания. Любое взаимодействие предоставляет возможность для обмена ресурсами, в ходе которого каждый участник старается получить ресурсы, обладающие более высокой ценностью в сравнении с теми, которые он или она отдает или от которых отказывается.

Под ресурсами подразумеваются любые вещи, которые могут обмениваться: любовь, статус, информ., деньги, товары и услуги.

Теория социального обмена - теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты».

  1.   Социологическая феноменология А. Шюца

Идейные истоки феноменологического направления в социологии лежат в феноменологической философии немецкого мыслителя Э. Гуссерля.

В своих работах Э. Гуссерль утверждал, что в основе всех наук лежит так называемый «жизненный мир» обычных людей. Реальность интенциональна, т. е. сознание субъекта всегда направлено на объекты. Опыт человека всегда имеет такую ориентацию и все формы сознания предусматривают восприятие объектов: именно сознание упорядочивает объекты окружающего мира и придаёт им определённое значение. Буквы в слове и слова в тексте не имеют значения сами по себе, им предаёт смысл наше знание их значения, усвоенное в процессе жизнедеятельности в том или ином обществе. Мы не понимаем китайские иероглифы, так как в нашем сознании нет сведений о их значении. Это же понимание применимо и ко всем остальным аспектам жизни человека и, таким образом, именно наше сознание упорядочивает объекты окружающего мира и придаёт им смысл. Однако жизненный мир (сознание человека) складывается из многочисленных накопленных человеком опытов и мнений, которые мешают истинному пониманию. Поэтому Э. Гуссерль предложил метод феноменологической редукции — способ, который помогает сознанию отбросить все идеи про внешний мир и его объекты и, таким образом, приблизится к истинному знанию.

Социологическая версия феноменологической редукции в трактовке австрийского социолога А. Шюца понималась как «заключение в скобки» всех предыдущих научных трактовок общества и истории, т. е. по сути отказа от всего накопленного научного знания об обществе и его развитии. Социология должна начинать свой анализ не с понятия объективного мира, который существует вне нас, а с действий и сознания субъекта, которое и упорядочивает социальную реальность и придаёт ей определённое значение.

А. Шюц определил жизненный мир как постоянное течение опыта и действий, очень редко осознаваемых человеком. Естественная установка - это отношение человека к действительности, подразумевающее веру в реальность повседневной жизни, человек понимает самоочевидной природу социального мира, не задумываясь, что значение этому социальному миру и его элементам придаёт его сознание, т. е. формируется его опытом в этом мире.

Социальный мир или мир повседневной жизни А. Шюц обозначил как межличностный или интерсубъективный: не смотря на то, что значение ему придаётся сознанием субъекта, он принадлежит всем людям, которые в нём взаимодействуют, т. е. люди, имеющие подобный опыт, выросшие в одном и том же обществе будут иметь во многом схожее видение окружающего мира и одним и тем же элементам этого мира придают одно и то же значение. Так всеми жителями Беларуси одни и те же жесты или выражения будут пониматься одинаково, но они могут иметь совершенно другое значение для представителей других культур.

Человек на основе своего опыта в конкретном обществе знает как себя вести в той или иной ситуации. «Чтобы понять как нужно вести себя в социальной группе, я должен знать различные способы поведения и моду, многочисленные знаки отличия, эмблемы и т.д., которые группа считает знаками социального статуса и поэтому считает уместными»

Таким образом, по мнению Шюца, общество есть системой «многочисленных реальностей», сплоченных вокруг различных «законов уместности», интересов, близких и т.д. Это не мир объектов, а мир, построенный действующими субъектами.

(В каждой конкретной ситуации наше поведение и действия определяются тем среди кого мы находимся. Наше поведение должно быть «уместным». Тоже касается и поведения каждого отдельного члена группы. Таким образом, происходящее в сообществе или группе состоит из следования общепринятым правилам каждого члена группы. Поведение каждого из нас основывается на знании языка, правил, следованию ролям и статусам, т.е. основывается на общем запасе знаний. Каждый из нас, из людей выросших в схожих социальных условиях — в белорусском обществе, имеет одинаковое представление как нужно и можно вести себя в аудитории или в компании друзей и поступает соответственно этому представлению. Таким образом социальная реальность субъективна, условна и существует лишь в сознании отдельных субъектов. При этом следование этим самым правилам является необходимым, речь идёт о конформизме членов общества.)

Поэтому социальный мир не есть некая объективная система; он основывается на общем запасе знаний и ежедневных мнений участников различных социальных групп и сообществ.

  1.  Этнометодология

Этнометодология – слово (ethnos – народ, группа; method – метод, logy- исследование) означает «методы», к которым прибегают люди в своей повседневной деятельности. Возникновение этнометодологии связывают с выходом сборника статей Гарольда Гарфинкеля (р. 1917). Этнометодология актуализирует в качестве первостепенной темы социологии – мир повседневности. Акцент  делается на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным. Объективная  реальность социальных фактов – это не внешняя сила по отношению к индивидам. Акторы сами создают эту реальность постоянно, без перерывов, без возможности уклониться, передать другому, отсрочить.

Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения образуют сложную структуру. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.

Мы все считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми, которых очень хорошо знаем. Например, общение между мужьями и женами может быть похожим на своего рода стенографию - им не требуется произносить все слова, чтобы понять друг друга. Прислушайтесь к своим диалогам. Вопрос: «Сдал?»  Ответ: «Ну да…». Собеседники знают, что речь идет об экзаменах, а не о стеклотаре. «Ну да….» тоже расшифровывать не нужно. Собеседник знает, что это значит: «ей с первого захода разве сдашь!». 

Определенные структурные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Например, подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником. 

На взаимодействия влияют невысказанные предположения, сложные переплетения значений.  В нашей речи скрыты сложные социальные структуры, которые можно обнаружить методом документальной интерпретации.

Теория структурации Э.Гидденса

Теория структурации – теория современного британского социолога Э. Гидденса, согласно которой социальная реальность есть непрерывным построением и перестроением субъектами (акторами, деятелями) социальных структур, которые в свою очередь изменяют субъектов.

В этой теории ученый ставит задачу преодолеть ограниченность предшествующей ортодоксальной социологии. Последняя объясняла человеческое действие внешними социальными причинами (например, по Дюркгейму, та или иная структура общества является внешней по отношению к индивиду и принуждает его к определенному поведению).

Между тем природу действия необходимо понимать, считает Гидденс, на основании знания подлинных внутренних побуждений самого действия, его структуры, которая является не только "принуждающим", но и "внутренним" фактором, дающим индивиду определенные возможности. Действие рассматривается ученым как воспроизводство условий, которые делают возможной деятельность социальных агентов. При этом действие характеризуется как непрерывный процесс мышления и поведения.

По мнению социолога, и объективно, и субъективно структура и действие не могут существовать отдельно друг от друга. В то же время в социологической науке их изучение оказалось разобщенным. Анализ взаимосвязи структуры и действия стал центральной задачей теории структурации. Она оказалась направленной на осмысление процесса воспроизводства социальных систем через совокупность социальных практик, взаимодействующих структур и действий в пространстве и времени.

Эта теория призвана, считает Гидденс, преодолеть разногласия, существующие между, с одной стороны, функционализмом и структурализмом, с другой — различными формами интерпретативной социологии. Если в первых двух приоритет в объяснении общества и человеческого поведения отдан трактовке понятия структуры и при этом они склонны к объективизму, то интерпретативные концепции обнаруживают заметное стремление к преимущественному анализу действий и значений, подчеркивая при этом доминанту субъективного.

С учетом сформулированной цели теории структурации — преодолеть указанные выше разногласия — предметом социальных наук, по Гидденсу, является анализ социальных практик, упорядоченных в пространстве и во времени. Поскольку социальная деятельность оказывается повторяющейся и постоянно воспроизводится социальными агентами (действующими субъектами), постольку сами практики становятся преемственными, что предполагает их рефлексивность. На этом положении базируется теория структурации.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Немецкий социолог и социальный философ Ю. Хабермас, наряду с П. Бурдье и Э. Гидденсом, является одним из наиболее влиятельных мыслителей современности. Его авторству принадлежит так называемая «теория коммуникативного действия».

Центральные понятия его теории - инструментальное и коммуникативное действие. Под инструментальным действием понимается трудовая деятельность человека, т. е. деятельность основанная на конкретных упорядоченных правилах, имеющая определённую цель и ясное осознание последствий. Под коммуникативным действием понимается взаимодействие, упорядоченное согласно нормам, принимаемым за обязательные. В отличие от инструментального действия, ориентированного на успех, коммуникативное действие имеет целью взаимопонимание и достижение консенсуса, согласия. В соответствии с делением действия на инструментальное и коммуникативное Ю. Хабермас вводит понятия инструментальной и коммуникативной рациональности.

Главной идеей теории коммуникативного действия стало противоречие между жизненным миром (сферой непосредственного существования людей и их первичных контактов и взаимодействий, термин заимствованный из феноменологии А. Шюца), с одной стороны, и системой, т.е экономической, политической и т. д. организацией общества как целого. Это самая система, основанная на принципах инструментального действия и инструментальной рациональности по мере приближения общества к современности всё более вторгается в жизненный мир, основанный на коммуникативном действии и коммуникативной рациональности, колонизируя его и привнося в него разрушительные деформации, всё больше лишая межличностные связи и контакты их подлинно человеческого смысла. Говоря простыми словами всё больше действий человека, всё чаще его действия основываются на принципах инструментальной рациональности, являются инструментальным действием, имеют целью непосредственную материальную выгоду или личный успех и всё реже основываются на  коммуникативной рациональности и всё менее являются коммуникативным действием, имеющим целью взаимопонимание и согласие. Инструментальным становится действие человека даже в его ближайшем окружении. Из изложенного также становится очевидным, что в видении Ю. Хабермаса существуют две параллельные социальные реальности: объективная, представленная системой, и субъективная, представленная жизненным миром.

Из такого положения вещей Ю. Хабермас видит выход в возвращении (на новом витке культурно-исторической спирали) к первоначальной гармонии, «не искажённой насилием коммуникации», т. е. «естественному» взаимодействию людей, не искажённому отчуждающим и овеществляющим вмешательством денежной или политической власти, деформирующей сферу смыслового общения людей. Для этого следует процессу проникновения в сферу действия коммуникативной рациональности противостоящего ей принципа — инструментальной рациональности — противопоставить идею сознательного свободного дискурса, способного вернуть человеческой коммуникации осмысленный характер. Под дискурсом Ю. Хабермас понимает целенаправленный процесс обсуждения общественностью высших ценностей, которыми руководствуются люди в своих действиях. Задача дискурса — достичь общественного согласия — консенсуса, т. е. взаимопонимания, которое характеризует естественное речевое общение людей в жизненном мире, не искажённом вторжением основанных на насилии общественных систем (политика, экономика, социальная структура и т. п.).

Идея чистого дискурса представляет собой концепцию дальнейшего наиболее предпочтительного с точки зрения автора развития общества, является предложением по его усовершенствованию и этим самым уводит Ю. Хабермаса от теоретической социологии в сферу социальной философии.

Теория самореферентных систем Н. Лумана

ОКонцепция немецкого социолога Н. Лумана во многом является продолжением и развитием структурного функционализма, пересмотренного с учётом новейших научных достижений и в стремлении преодолеть недостатки классического этапа в данном направлении.

Новые открытия в науке (в частности, достижения в биологии и нейрофизиологии чилийских ученых X. Матураны и Ф. Варелы, успехи в области теории информационных систем) поставили проблему системно-теоретического мышления в иную плоскость. Было введено в научный оборот понятие аутопойесиса. Буквально оно означает самопроизводство, самотворение, самосозидание.

Сам Луман об этом понятии говорил так: «Понятие аутопойесиса первоначально было найдено в биологии и опиралось па эмпирическую основу биохимии, т.е. применялось к клеткам, затем к нейрофизиологической системе, компонентам клетки или мозга, которые сами производят компоненты этих целостностей. Химические условия жизни постоянно обновляются в самой клетке, а не вносятся извне. Электрические сигналы мозга создаются самим мозгом, а не вносятся из окружающей среды через органы зрения или слуха. Внешние контакты находятся на другом уровне реальности. Такова была биологическая концепция. Я лишь полагаю, что же самое можно сказать и о коммуникации, т.е. что коммуникация всегда предполагает, что была предшествующая коммуникация и что всегда возможна дальнейшая коммуникация, иначе говоря, коммуникативная система сама воспроизводит себя при помощи слов, языка, постоянной активности, постоянной коммуникации».

Коммуникация у Лумана выступает важнейшим элементом социальной системы. Сама но себе она незаметна, обнаруживает же себя лишь в процессе действия. Коммуникация безлична и означает установление связи и взаимодействия как минимум между двумя людьми. Поэтому она не принадлежит ни одному из субъектов отношений, стержнем которых на самом деле является. Она изначально социальна. Сама коммуникация оперативно функционирует как единство различия информации, сообщения и понимания. Информация, сообщение и понимание — эго, по существу, структурные элементы коммуникации.

Понятие коммуникации имеет ключевое значение для теории общества Лумана. Социальная система представляется как закрытая система, состоящая из собственных операций, производящих коммуникации из коммуникаций.

Рассуждения социолога о коммуникации являются важнейшим шагом на пути к созданию теории общества и в целом его трактовки. Он различает три разных уровня анализа общества. Первый предполагает его осуществление в рамках общей теории систем, а в ней — в рамках общей теории аутопойетических систем. Второй уровень означает рассмотрение общества в теории социальных систем. Наконец, третий предполагает рассмотрение теории системы общества как особого случая социальных систем.

Характеризуя общество в связи с его основным признаком — наличием в нем коммуникации, придающей ему совершенно особый системный характер, Луман пишет: «Общество есть коммуникативно закрытая система. Оно производит коммуникацию посредством коммуникации. Коммуницировать может только оно само — но не с самим собой и не своим окружающим миром. Оно производит свое единство посредством оперативного совершения коммуникаций, рекурсивно обращенных к предыдущим и предвосхищающих последующие коммуникации».

Социальная система и общество как главная ее разновидность характеризуется у Лумана полной самодостаточностью и самовоспроизводством. Общество рассматривается как самореферентная социальная система (самореференция — ссылка на самого себя), умеющая организовать саму себя, что означает, помимо только что названных характеристик, ее способность описывать себя, отграничивая от окружающей среды, осуществляя различение с ней, заниматься самонаблюдением и самоописанием, воспроизводя в них саму себя. Социолог стремится доказать, что «социальные системы (включая общество) могут осуществиться только как наблюдающие самое себя системы». В этом смысле наблюдение и описание системы есть ее часть.

Поскольку место центрального понятия социологической теории у социолога занимает «система» (а не «действие»), постольку его мало волнует действующий субъект, который существует лишь как элемент окружающего систему мира, но не как элемент самой системы. Это значит, что понятие человека (ни в каких его ипостасях) не имеет для социолога научного значения. Такая позиция тем более понятна и очевидна из всего контекста теории социальных систем Лумана, что человек не включен у него в систему коммуникаций.

Структуралистский конструктивизм П. Бурдье

П. Бурдье — французский социолог, представитель постструктурализма. Его концепция представляет собой попытку синтеза структурализма и феноменологии. Сам автор характеризовал свою концепцию как конструктивистский структурализм или структуралистский конструктивизм. Своей теорией П. Бурдье стремился преодолеть разрыв между макро- и микросоциологическими парадигмами.

В основе социологии П. Бурдье лежит концепция двойного структурирования, под которой понимается подход к объяснению генезиса и структуры социальной действительности. Генезис понимается как установление причинно-следственных связей между социальными явлениями. П. Бурдье постулирует существование объективных (независящих от воли и сознания людей) структур, решающим образом воздействующих на практики (под ними П. Бурдье понимал деятельность или активность), восприятие и мышление индивидов. Под структурами мы понимаем не зависящие от нашей воли и сознания нормы морали и правила взаимодействия, социальную структуру общества, культуру и т. д. С другой стороны агентам (индивидам) имманентно (неотъемлемо, внутренне) присуща активность; они являются источниками непрерывных причинных воздействий на социальную действительность. Иными словами, каждый человек своей деятельностью постоянно воздействует на социальную действительность. Таким образом, социальная действительность оказывается структурированной дважды: во-первых, существующими объективно, т. е. независимо от сознания и воли людей социальными отношениями, и, во-вторых, практиками агентов (и, соответственно, их практическими схемами). Т.е. объективные и субъективные структуры оказываются связанными. Социальные отношения, усваиваясь в ходе практической деятельности, превращаются в «практические схемы» (схемы производства практик). Говоря проще, человек в процессе своей жизни и взаимодействия в обществе усваивает не зависящие от него правила и модели поведения данного общества и в своей деятельности воспроизводит усвоенные схемы поведения. Объективные структуры усваиваясь формируют субъективные модели поведения индивидов, которые в своей деятельности вновь воспроизводят объективные структуры.

Социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, но, в свою очередь, и практики, производимые агентами, воспроизводят и/или преобразуют структуры.

В обществе всё структурировано: во-первых, социальные отношения неравномерно распределены в пространстве и во времени; во-вторых, агенты неравномерно распределены между социальными отношениями (не все агенты и не в одно и то же время принимают участие в одних и тех же социальных отношениях); в третьих, неравномерно между (индивидуальными и коллективными) агентами распределены капиталы (экономический — деньги, культурный — образование); в четвёртых, усвоенные социальные отношения, такие как социальные представления, модели поведения, также распределены неравномерно. Ввиду существующих отличий можно видеть зависимость между физическим и социальным пространством (индивиды, обладающие большим экономическим капиталом (деньгами) стремятся к проживанию по соседству с такими же, как они, наиболее важная персона сидит во главе стола и т. д.). Таким образом социальное деление объективируется, отражается в физическом пространстве.

Одним из ключевых в социологии П. Бурдье является понятие «поле». Под ним понимается относительно замкнутая, автономная система социальных отношений, подпространство, обладающее совокупностью специфических характеристик, отличающих его от любого другого подпространства. Поле возникает как следствие общественного разделения практик. Примером могут служить поле экономики, поле политики, поле литературы и т. д. Очевидно, что поле экономики и поле литературы имеют совершенно различные формы взаимодействия, модели поведения и оценивания, участвующих в них индивидов, даже специфический язык. Поля представляют собой структурированные пространства позиций. При этом позиции в нём существуют независимо от конкретных индивидов и могут быть заняты в разное время разными агентами. Например, в поле образования существует позиция студента, которая в разное время занимается разными индивидами, при этом индивид, занимая позицию студента, реально принимает социальные характеристики, свойственные данной позиции, более того, зачастую делает их частью своей личности.

Ещё одним термином, предложенным П. Бурдье является понятие капитала. Разнообразные ресурсы, которые индивиды используют в своей деятельности для того, чтобы занять ту или иную позицию П. Бурдье разделил на три большие группы, три группы капиталов. Экономический капитал — обладание материальными благами. Культурный капитал — образование и соответствующий ему диплом, а также культурный уровень индивида. Социальный капитал — ресурсы, связанные с принадлежностью к группе, проще говоря, личные связи. Каждое поле является своеобразным рынком, где производятся и продаются специфические капиталы. В разное время в различных полях тот или иной капитал может быть более или менее важным и, соответственно, давать его обладателю больше или меньше шансов в борьбе за власть (продвижение по карьерной лестнице, успех в бизнесе, творчестве и т. д.). Например, в странах Западной Европы для успешности бизнеса (поле экономики) или карьерного роста (поле экономики и политики) гораздо более значимым является культурный капитал (образование, умения, навыки), чем социальный (связи), в России и многих странах Востока — наоборот.

Как разновидность социального капитала выделяется капитал символический, под которым понимается признание авторитета, репутации. Суждение профессора по тому или иному вопросу будет более авторитетным чем мнение уборщицы, ввиду различия между их символическими капиталами.

Специфическим термином предложенным П. Бурдье для объяснения взаимодействия индивида и социального окружения является понятие габитуса. По определению самого П. Бурдье габитус — это «...система схем восприятия и оценивания, когнитивные и развивающие структуры, которые агенты получают в ходе их продолжительного опыта в какой-то позиции в социальном мире. Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик». Габитусом определяются вкусы, предпочтения в кино и музыке, отношение к тем или иным событиям в политическом поле, оценка человеком изменений, происходящих в социуме. Очевидно, что социальная действительность рабочим с тракторного завода с 9-ю классами образования и живущим в Шабанах скорее всего видится совершенно иначе, чем известным художником, или университетским профессором и в схожих обстоятельствах очень вероятно что действовать они будут совершенно иначе. Один в случае конфликта скорее включится в драку, другой скорее обратится в правоохранительные органы. Однако между указанными тремя гражданами схожести в моделях поведения и оценивания будет куда больше, чем между ними и иммигрантом из страны, с сильно отличающейся культурой, например из Индии. Разница происходит как раз из различия в габитусах, т. е. сформированной в течении жизни системы схем восприятия и оценивания и системы схем производства практик.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29083. Ценные бумаги как объекты гражданского права и их классификация. Характеристика источников правового регулирования 31 KB
  Ценные бумаги как объекты гражданского права и их классификация. Характеристика источников правового регулирования Ценной бумагой является документ удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Признаки: Письменность Легальность субъекта права Предъявление Абстрактность предъявляемого К ценным бумагам относятся: облигация вексель чек депозитный и сберегательный сертификаты банковская сберегательная книжка на...
29084. Интеллектуальная собственность как объект гражданского права. Интеллектуальные права и их виды. Характеристика источников правового регулирования 23 KB
  Интеллектуальные права и их виды. Виды интеллектуальных прав: авторское право отношения возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки литературы и искусства смежные права – исключительное право музыкантовисполнителей изготовителей фонограмм организаций эфирного вещания патентное право порядок охраны изобретений полезных моделей промышленных образцов Только обладатель интеллектуальной собственности и в первую очередь автор располагает исключительными правами на ее использование а так же то что никакое...
29085. Результаты интеллектуальной деятельности (общая характеристика, виды, сроки охраны, правообладатели). Исключительные права и особенности их передачи 27.5 KB
  Результаты интеллектуальной деятельности общая характеристика виды сроки охраны правообладатели. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц товаров работ услуг и предприятий которым предоставляется правовая охрана интеллектуальной собственностью являются: произведения науки литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; фонограммы; селекционные достижения; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания....
29086. Средства индивидуализации (общая характеристика, виды, сроки, особенности охраны, правообладатели) 27.5 KB
  Средства индивидуализации общая характеристика виды сроки особенности охраны правообладатели. Средство индивидуализации обозначение служащее для различения товаров услуг предприятий организаций и других объектов в сфере хозяйственного оборота. Виды средств индивидуализации: фирменное наименование наименование некоммерческой организации товарный знак знак обслуживания коммерческое обозначение наименование места происхождения товара доменное имя. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства...
29087. Сделки (понятие, виды, условия действительности) 28.5 KB
  Сделки понятие виды условия действительности. Виды сделок: По количеству субъектов Односторонние завещание Многосторонние Двусторонние купля продажа По критерию встречности Возмездные аренда Безвозмездные дарение По способу закрепления Вербальные Литеральные По риску Алеаторные рисковые Нейтральные По особенностям механизма Под условием Без уловия Действительность сделки определяется законодательством посредством следующей системы условий: а законность содержания;б способность физических и юридических лиц...
29088. Гражданское право как отрасль права. Система гражданско-правовых институтов 25 KB
  Гражданское право как отрасль права. Отрасль гражданского права совокупностью правовых норм регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения основанные на равенстве автономии воли и имущественной самостоятельности их участников а в случаях прямо предусмотренных действующим законодательством и на властном подчинении одной стороны другой а также защищающих неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага. Система гражданского права: Лица правоспособные дееспособные полная...
29089. Предмет гражданского права 27.5 KB
  Предметом гражданского права являются три группы отношений: 1 имущественные отношения – только товароденежные: отношения собственности и другие вещные отношения; отношения связанные с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности отношения возникающие в рамках договорных и иных обязательств 2 относительно имущественные: отношения авторства на произведения науки литературы искусства изобретения результаты интеллектуальной деятельности 3 личные неимущественные отношения: отношения невозможно оценить в...
29090. Методология гражданского права. Приемы и методы гражданского права. Элементы юридической техники, применяемые в гражданском праве (отраслевые аксиомы, презумпции, фикции, юридические конструкции) 28.5 KB
  Методология гражданского права. Приемы и методы гражданского права. В методологию входят: Правопонимание нормативное психологическое историческое Методы общенаучные частнонаучные специальные Толкование интерпретация норм обычаев принципов права Отраслевая техника аксиомы презумпции фикции юридические конструкции договор сделка юр. лицо Методы гражданского права – способ регуляции или защиты: Общенаучные – анализ синтез системно структурный Частнонаучные – метод толкования права сравнительно – правовой...
29091. Принципы и функции гражданского права 34 KB
  Принципы и функции гражданского права. Принципы – руководящие основополагающие начал которыми должны находится в канве более конкретных положении. Особенности: Принципы связанны с интерпретацией толкования Принципы нужно выводить из действующих норм права Принцип действует на стадии правоприменения Виды принципов: свободу договора субъекты гражданского оборота свободны в решении вступления в договорные отношения или воздержания от заключения гражданскоправовых договоров; неприкосновенность собственности никто не может быть лишен...