71555

Методы педагогической психологии

Лекция

Педагогика и дидактика

Специфика применения основных методов психологического исследования в педагогической психологии. Классификация методов психолого педагогического исследования. Методом исследования любой науки является способ познания ее предметной области. Применительно к педагогической психологии метод...

Русский

2014-11-08

93 KB

22 чел.

Лекция 2. Методы педагогической психологии

Содержание:

  1.  Специфика применения основных методов психологического
    исследования в педагогической психологии.
  2.  Классификация методов психолого-педагогического исследования.
  3.  Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии.

Литература:

  1.  Зимняя И. Л. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
  2.  Педагогічна майстерність: Хрестоматія: Навч. Посіб. / Упоряд.:  І.А. Зязюн, Н.Г. Базилевич, Т.Г. Дмитренко та ін.; За ред. І.А. Зязюна. – К.: Вища шк., 2006. – 606 с.
  3.  Педагогическая психология. / Под ред. Н. В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  4.  Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 544 с
  5.  Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

1.

Методом исследования любой науки является способ познания ее предметной области. Применительно к педагогической психологии метод исследования должен стать способом познания субъектности ученика, субъектности учителя, их взаимодействия в образовательном процессе. Отдельно должны исследоваться процессы обучения и воспитания, составляющие стороны единого образовательного процесса.

Исходя из понимания специфики предмета педагогической психологии для его изучения могут быть применены почти все известные в психологии методы. В следующем вопросе мы подробнее остановимся на их характеристике. Однако это не исключает учета специфических особенностей проведения психологического исследования в педагогической психологии.

Эти особенности касаются прежде всего условий проведения исследований. Такими условиями выступают, как правило, конкретные обстоятельства в которых протекают процессы обучения и воспитания, т.е. урок, внеурочное мероприятие, перемена, родительское собрание, педсоветы и т.п. Этим обстоятельства лучше соответствуют методы наблюдения, естественный эксперимент, формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Еще одна особенность исследований в педагогической психологии может затрагивать возрастной аспект проведения исследования. Так, например, исследование может проводиться как  в рамках одной возрастной категории, так и на выборках разного возрастного состава. В любом случае при планировании исследования в педагогической психологии необходимо заранее определиться, как будет учитываться возрастной параметр выборки испытуемых.

Известно, что любое психологическое исследование основывается на базовых методологических принципах: принципе объективности, генетическом принципе и принципе детерминизма. При этом всегда учитывается главный методологический принцип психологии – принцип единства психики и деятельности, конкретизирующийся в единство сознания и деятельности или личности и деятельности. Перечисленные методологические принципы особенно важно реализовывать в исследованиях по педагогической психологии.

Действительно, стремясь оказать помощь ребенку, учителю, родителю, педагогический психолог должен всегда быть объективным, т.е. руководствоваться принципом объективности. В противном случае его исследования не смогут быть реально полезными.

Генетический принцип проведения психологического исследования означает изучение явления в его становлении и развитии. Предмет педагогической психологии (ученик как субъект, учитель как субъект и т.п.) по своей природе очень динамичен и постоянно изменяется. Поэтому проникнуть в сущность изучаемого явления или процесса без реализации генетического принципа в педагогической психологии невозможно.

Принцип детерминизма указывает на необходимость при изучении процесса или явления выяснения причин и обстоятельств, их породивших. В реальных условиях образовательного процесса при характеристике изучаемого объекта особенно важно установить всю совокупность условий, вызвавших это изучаемое явление. Иначе исследователь рискует совершить ошибку в интерпретации событий, происходящих у него перед глазами.

Принцип единства психики и деятельности позволяет педагогическому психологу реально управлять процессами развития субъектности ученика, субъектности учителя, их взаимоотношениями в ходе обучения и воспитания.

Все перечисленные методологические принципы в совокупности в педагогической психологии дают возможность для осуществления на практике  личностно-деятельностного подхода. Согласно этому подходу: а) в центре образовательного процесса находится сам обучаемый и его личность, формирующаяся средствами конкретного учебного предмета;  б) учебный процесс подразумевает организацию и управление учебной деятельностью обучаемых в постоянном сотрудничестве и педагогическом общении; в) взаимодействие преподавателя и обучаемых означает учебное сотрудничество равных партнеров; г) в образовательном процессе педагог и обучаемые выступают в качестве субъектов учебной деятельности и педагогического общения.

2.

В современной психологической науке накоплен богатый арсенал методов исследования. Их многообразие определяет наличие их различных классификаций. Ниже мы приведем наиболее известные классификации методов психологического исследования. Вместе с тем предполагается что исследователь, планируя свою работу, придерживается какой-то одной из классификаций, в рамках которой приводится описание методологического и методического аппарата исследования.

Чаще всего в литературе приводятся классификации методов психологического исследования, предполагающая их подразделение на основные и вспомогательные (см. схему 1).

Несколько другая классификация методов психологического исследования, в основе которой больше отражены этапы проведения исследования приводятся в работах Б.Г.Ананьева. Анализируя методы исследования, он выделяет четыре их группы (см. схему 2):

  1.  организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет), комплексный);

эмпирические, куда входят: а) обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); б) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или, по Б. Г. Ананьеву, психолого-педагогический);  в) психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа); г) праксиметрические  методы,  по Б. Г. Ананьеву,  приемы  анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); д) метод моделирования (математическое, кибернетическое и др.) и е) биографические методы (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека);

  1.  обработка данных, куда входят методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;
  2.  интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод.

В  практической  деятельности  каждого  отдельного  преподавателя основными выступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов деятельности обучаемых.

 Наблюдение – основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.  Наблюдаемый   не  знает, что он является объектом наблюдения. Наблюдение реализуется с помощью методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:

  1.  выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;
  2.  программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;
  3.  способ фиксации получаемой информации.

Схема 1


Схема 2

Классификация методов психологического исследования

(по Б.Г. Ананьеву)


При наблюдении должны соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдений, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем, желательно несколько наблюдателей-экспертов,    оценки    которых    можно   будет   сравнить, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдений фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемых согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Беседа – широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в ощени с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо стенографированием. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку педагог либо исследователь субъективно оценивает ответы, поведение учащегося, при этом своим поведением, мимикой, жестами вопросами воздействует на учащегося, обусловливая ту или иную степень открытости и доверия-недоверия обследуемого. Анкетирование – эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету. Подготовка анкеты требует профессионализма. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. Материал анкетирования подвергается количественно и качественной обработке.

В педагогической психологии используется метод анализа продуктов деятельности. Это наиболее распространенный метод исследования в педагогической практике. Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов устных и письменных сообщений (ответов) учащихся, т.е. содержания, формы этих сообщений, способствует пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета, их отношения к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагогам. Применительно к изучению личностных, индивидуальных психологических особенностей обучаемых или их деятельности используется метод обобщения независимых переменных, который требует обобщения данных одного обучаемого, полученных от разных преподавателей. Обобщать можно и должно только данные, полученные в разных условиях, при изучении личности в различных видах деятельности. «Цель любого экспериментального исследования – сделать так, чтобы выводы, основанные на ограниченном количестве данных, оставались достоверными за пределами эксперимента. Это называется обобщением».

Тестирование – психодиагностический метод использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностных особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах. Разработка тестов производится психологами-профессионалами. Апробированные тесты, обладающие высокой надежностью и валидностью, включающие стандартизированные правила проведения тестирования и обработки, интерпретации полученных данных, могут применяться педагогами, школьными психологами после предварительного обучения и овладения тестовыми методиками. Надежность теста показывает, что тест способен выявить устойчивые психологические характеристики человека и устойчив по отношению к воздействию случайных факторов, поэтому сохраняется в основном неизменность результатов теста и при повторном тестировании одного и того же человека в разных условиях, через длительные промежутки времени. Валидность теста показывает, что тест способен выявлять именно те параметры, на которые претендует, способен обладать прогностической ценностью.

В педагогической практике также используются специальные тесты учебных и профессиональных достижений, которые измеряют уровень знаний, умений, эффективность программ и процесса обучения. Тесты достижений представляют собой тестовые батареи, охватывают учебные программы для целостных образовательных систем, все задания даются в форме вопросов с множественным выбором ответов. Их рассматривают как средство объективной оценки и инструмент корригирования учебных программ.

Эксперимент – основной эмпирический метод научного исследования, получил широкое применение в педагогической психологии. В ходе эксперимента экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования.

Любой вид эксперимента включает следующие этапы: 1) постановка цел: конкретизация гипотезы в определенной задаче; 2) планирование хода эксперимента; 3) проведение эксперимента: сбор данных; 4) анализ полученных экспериментальных данных; 5) выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные.

Различается лабораторный и естественный эксперимент. В лабораторном эксперименте испытуемые знают, что над ними проводят некоторое испытание, а естественные эксперимент проходит в обычных условиях работы, учебы, жизнедеятельности людей, и люди не подозревают, что являются участниками эксперимента.  В последние годы широкое распространение получил формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Основные методы, которые используются для выделения объективного состава деятельности, делятся на два вида:

- теоретическое моделирование этой деятельности с последующей экспериментальной проверкой;

- метод изучения этой деятельности у людей, как хорошо владеющих ею, так и у людей, делающих ошибки при ее выполнении.

Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии – описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессии. Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии в психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки.

3.

Основываясь на таких методологических принципах психологии, как системность, комплексность, принцип развития, а также принцип единства сознания и деятельности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов (частных методик и процедур исследования). Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие – дополнительных. Чаще всего при целенаправленном исследовании в качестве основного в педагогической психологии выступает, как уже отмечалось, формирующий (обучающий) эксперимент, а дополнительными к нему являются наблюдение, самонаблюдение, беседе, анализ продуктов деятельности, тестирование.

Формирующий эксперимент включает в себя три взаимосвязанных этапа:

  1.  Констатирующий этап. На этом этапе анализируется литература по изучаемой проблеме и выделяются конкретные параметры, свойства изучаемого объекта. Например, ставится цель изучить особенности памяти младших школьников с ЗПР. Для этого выделяются в ходе анализа психолого-педагогической особенности памяти младших школьников с ЗПР. При этом учитывается общая логика возрастного развития памяти детей и особенности развития памяти учащихся с ЗПР. Затем  составляется диагностическая программа, направленная на выявление выделенных особенностей изучаемого объекта, в нашем примере особенностей памяти младших школьников с ЗПР. Далее составленная диагностическая программа реализуется в ходе работы с учащимися. Полученные экспериментальные результаты количественно и качественно обрабатываются, анализируются и на основе результатов анализа составляется общая характеристика исходного состояния изучаемого процесса или явления. В нашем примере делается вывод об особенностях и общем уровне развития памяти у младших школьников с ЗПР в конкретной выборке детей. После этого намечается коррекционно-развивающая программа, которая позволит повысить устранить недостатки, отставания в развитии изучаемого процесса или явления у детей.
  2.  Формирующий этап. В ходе данного этапа выполняется намеченная ранее коррекционно-развивающая, формирующая работа. Она как правило включает в себя ряд занятий, каждое из которых имеет свою цель и взаимосвязана с другими. Содержание занятий имеет определенную структуру и продолжительность.
  3.  Контрольный этап.  Данный этап завершает исследовательскую работу формирующего типа. На этом этапе повторно проводится диагностика изучаемого процесса или явления. При этом используется тот же диагностический инструментарий, что применялся на констатирующем этапе. Результаты этой диагностики характеризуются в целом для данного этапа и в сравнении с данными, полученными прежде на констатирующем этапе. Сравнительный анализ результатов позволяет выявить динамику изучаемого процесса или явления и оценить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы.

Для того, чтобы исследование формирующего типа было более корректным рекомендуется при организации исследования предусмотреть экспериментальную и контрольную группы учащихся. На констатирующем этапе диагностический срез в экспериментальной и контрольной группе должен выявить отсутствие статистически значимых различий между ними. Другими словами эти группы должны по основным своим показателям (возраст, пол, успеваемость и т.п.) практически не различаться. На формирующем этапе коррекционно-развивающая программа реализуется только в экспериментальной группе. Затем на контрольном этапе проводится повторное диагностическое исследование в обеих группах. Результаты, полученные в этих группах, сравниваются между собой, и при положительном ходе исследования должны иметь статистически значимые различия. При этом, статистически значимые различия должны быть выявлены при сравнении результатов, полученных в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования, а в контрольной группе различия в аналогичных результатах не должны относиться к статистически значимым.  


МЕТОДЫ  ПСИХОЛОГИИ

Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный характер.

ОСНОВНЫЕ

АБЛЮДЕНИЕ

Научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления

ЭКСПЕРИМЕНТ

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт

Научный метод наблюдения – переход описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие – четкий план, фиксация результатов в специальном дневнике.

Лабораторный протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура. Действия испытуемого определяются инструкцией.

Естественный протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах.

Психолого-педагогический, формирующий имеет следующие этапы: констатирующий, формирующий и контрольный

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

  •  Анализ продуктов деятельности
  •  Биографический метод
  •  Близнецовый метод
  •  Социометрия
  •  Моделирование
  •  Анкетирование
  •  Тестирование: прогнозирующее, диагностическое

Методы психологического исследования

 Организационные

Эмпирические

Способы обработки

данных

Интерпретационные

сравнительный

лонгитюдный

комплексный

методы  математико-статистического

анализа данных

методы  качественного анализа

генетический  метод

структурные методы

обсервационные

экспериментальные

психодиагностические

анализ процессов и продуктов деятельности

моделирование

биографический

филогенетический

  1.  

онтогенетический

классификация

типологизация

наблюдение

самонаблюдение

формирующий

полевой

естественный

лабораторный


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56352. Французский символизм 17.05 KB
  Французский символизм - первое направление модернизма. Окончательно оформился как единое литературное движение в 1886 году, когда вышел манифест символизма, и само это слово стало широко употребляться
56353. Використання новітніх технологій під час викладання української мови та літератури 35 KB
  Використання інформаційних технологій на заняттях української мови та літератури може відбуватися різними способами це залежить від низки факторів найважливішими з яких вважаємо такі: потреби конкретного заняття рівня володіння різними програмами та наявністю сертифікованих програм у системі освіти.
56354. Творчество Ибсена 18.96 KB
  дна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена - проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас
56355. Технологія приготування гарячих напоїв. Правила техніки безпеки в побуті 49.5 KB
  Мета: Розширити знання й навички приготування гарячих напоїв; розвивати художній естетичний смак під час оформлення готових страв, сервіруванню столу; виховувати свідоме виконання правил техніки безпеки на кухні.
56358. Техника безопасности на уроках физкультуры 227.5 KB
  Техника безопасности на уроках физической культуры Основы техники безопасности на уроках физической культуры Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры Младший школьный возраст и меры профилактики травматизма на уроках физической культуры.
56359. Правила безопасности на уроках физической культуры 100 KB
  Она должна включать две части упражнений: общеподготовительную медленный бег 23 мин комплекс общеразвивающих упражнений 68 мин и специальноподготовительную беговые и прыжковые упражнения ускорения. Выполняя упражнения при разминке необходимо...
56360. Техника безопасности на уроках технологии 25 KB
  Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. С первых занятий необходимо знакомить учащихся с правилами техники безопасности и требовать неукоснительного их выполнения.