71557

Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. Закрепощение крестьян

Лекция

История и СИД

Последствия Смуты были тяжелыми для страны. Лежали заброшенными пашни, т.к. крестьяне бежали из разоренных сел и деревень. Пошатнулись вотчинные и монастырские хозяйства. Они меньше вывозили продуктов на рынок и меньше потребляли, что сокращало торговлю. Пришли в упадок помещичьи хозяйства.

Русский

2014-11-08

67.5 KB

16 чел.

           ЛЕКЦИЯ 20. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.

                                Закрепощение крестьян.

        Последствия Смуты были тяжелыми для страны. Лежали заброшенными пашни, т.к. крестьяне бежали из разоренных сел и деревень. Пошатнулись вотчинные и монастырские хозяйства. Они меньше вывозили продуктов на рынок и меньше потребляли, что сокращало торговлю. Пришли в упадок помещичьи хозяйства. Уход от помещика даже небольшого количества крестьян наносил хозяйству непоправимый вред, ослаблял армию, т.к. за счет крестьянского труда помещик снаряжал себя и своих слуг на военную службу.

        В запустение пришли центральные, южные и юго-западные города. Через них проходили войска самозванцев, здесь бесчинствовали поляки. Замерли городские торги, сократилось производство в ремесленных мастерских.

       За время Смуты оказались нарушенными международные, дипломатические и торговые связи России. Иностранные суда перестали приходить в русские порты.

       В этих условиях главное заключалось в том, чтобы создать условия к возвращению к мирной жизни. Правительство первого Романова добилось на этом пути определенных успехов.

      

      Михаил Федорович Романов (1613-1645)

      Основные направления внешней политики:

      1)Возвращение потерянных в годы Смуты земель.

      Россия   ведет    Смоленскую   войну   1632-1634 гг.  Русское войско осадило Смоленск. Однако осада закончилась неудачей. По итогам Поляновского мирного договора за Речью Посполитой оставались Смоленские, Черниговские и Новгорд-Северские земли. Владислав, занявший престол Речи Посполитой, отказался от претензий на русский престол, на который он был приглашен Семибоярщиной и признал Михаила Федоровича царем.

       2)Дальнейшее расширение территории страны.

       Азовское взятие (сидение)-1637-1642 гг. В 1637 году донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона. Казаки обратились к царю с просьбой принять Азов под свою власть. Было ясно, что России придется вести трудную войну с Турцией и Крымом, а сил для этого нет. Казаки вынуждены были оставить Азов.        

       Основные направления внутренней политики:

  1.  Восстановление государственности и упорядочение системы управления.

       Новая династия, являясь выборной, а не наследственной, пользовалась меньшим авторитетом и нуждалась в поддержке широких слоев общества. Это сказалось на повышении роли Земских соборов, которые до конца правления Михаила Романова собирались регулярно и активно участвовали в решении важнейших вопросов.  Вернувшись из польского плена главенствующую роль в государстве  начинает играть его отец-патриарх Филарет (в миру - Ф.Н. Романов). Он по существу стал вторым правителем, соединив в своих руках церковную и светскую власть. Будучи опытным государственным деятелем, он вникал во все проблемы и нередко сам выносил решения, с которыми его сын соглашался. До своей смерти в 1633 году патриарх Филарет оказывал помощь в проведении продуманной внутренней и внешней политики.

  1.  Преодоление хозяйственного разорения 

        Были четко определены повинности посадских людей (посадские люди-торгово-ремесленное население городов). Было принято решение обложить налогами горожан, переселившихся в белые слободы (т.е. пригородные поселения, принадлежавшие крупным феодалам и освобожденные от налогов) обложить налогом. Это увеличило приток налоговых  средств.

       Был издан закон, по которому все незаконно захваченные в Смуту земли отбирались. Помещикам, которые долго и хорошо служили государству разрешили передавать часть земель  по наследству. Это решение укрепило положение дворянства.

 ТАКИМ ОБРАЗОМ, к середине XVII века благодаря разумной внутренней политике удалось преодолеть   разруху в стране.  Политику  Михаила Федоровича, направленную на укрепление государства, продолжил его сын.

           Алексей Михайлович (1645-1676). Получил прозвище «Тишайший» (был  отзывчивым и добрым).  Новый царь был человеком начитанным и был примерным семьянином. Он старался окружить себя умными и надежными людьми. В годы его правления выдвинулась плеяда талантливых государственных деятелей (Ф.М.Ртищев, А.Л.Ордин-Нащокин).

 Основные направления внутренней политики:

          1) Курс на усиление абсолютизма.

          Главные рычаги управления постепенно концентрировались в руках царя. Он реже стал созывать Земские соборы, а в последние годы его правления они вообще не собирались

 Произошло ограничение власти Боярской думы.  Из   ее состава  выделилась   Ближняя  Дума,

состоявшая из лиц, приближенных к царю.

          Увеличилось количество приказов. Был создан Приказ тайных дел, ставший своего рода личной канцелярией царя.  Приказ подчинялся только царю и имел широкие полномочия.

2)Систематизация (кодификация) законов.

В 1649 году был созван Земский собор, принявший новый кодекс законов «Соборное уложение».

          Соборное уложение:

          -оформило сословную структуру общества и

          -регламентировало права и обязанности всех сословий

          -законодательно закрепило становление абсолютной монархии

          -в стране устанавливалось крепостное право.

 Основные этапы закрепощения русского крестьянства.

         

1581 год

Указ Ивана IV «О заповедных летах»

Введение временного запрета на крестьянские переходы в Юрьев День.

1597 год

Указ Федора Ивановича «Об урочных летах»

Установление 5-летнего срока сыска беглых крестьян.

1637 -1641

Указы Михаила Федоровича

Увеличение срока сыска до 9, а затем до 15 лет.

1649 г.

«Соборное уложение»

Алексея Михайловича

Установление бессрочного сыска беглых крестьян. Окончательное (бессрочное), полное (потомственное) закрепощение крестьян.

Юридическое оформление крепостного права.

                                                                           

  

                  Крепостное право – наиболее  тяжелая  форма  зависимости крестьян от помещиков,                                                                  власть которых распространялась на личность, труд и имущество                                                               принадлежавших им крестьян.      Крепостные крестьяне несли повинности:

                    Барщина   -  принудительный    труд   зависимого  крестьянина    в     хозяйстве феодала, за                                                                           полученный  в  пользование   участок земли.

                   Оброк  –   принудительный  натуральный  или  денежный сбор.

                             Причины крепостного права:

-уменьшение расходов на содержание армии и необходимость укрепления ее основы-служилого сословия (помещиков-землевладельцев).

-необходимость обеспечения господствующих слоев бесплатной рабочей силой.

                                                                                      

    

      ЛЕКЦИЯ 21. Церковный раскол.

      После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета, который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией.  К середине XVII века начинаются изменения отношений между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской («священство выше царства»). Централизация русского государства требовала унификации церковных обрядов. Уже в XVI веке на Стоглавом соборе был установлен общерусский пантеон святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить по каким образцам вносить исправления.

         В 1640-е гг. возник кружок "ревнителей древнего благочестия", в который входили будущие враги Никон и Аввакум-между ними шли споры, по каким образцам вносить изменения - по греческим или древнерусским. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Между тем греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древней русской.

          В 1652 году Никон стал патриархом и, опираясь на поддержку Алексея Михайловича, стал с 1653 года решительно проводить реформы в жизнь. Он начал реформу по унификации обрядов. За образец были взяты греческие правила и обряды.

          Причины реформы Никона:

  •  Централизация государства требовала унификации (установления единообразия церковных обрядов).
  •  Стремление сделать Россию центром мирового православия после гибели Византии (в планы Алексея Михайловича входило объединение православных церквей Украины и балканских стран с русской церковью, а для этого нужна единая обрядность).
  •  Искажение текстов церковных книг и церковных обрядов
  •  Необходимость наведения порядка в церковной жизни

                   Содержание реформы Никона (1653-1656 гг.)

  •  Устанавливалось единое богослужение по греческому образцу
  •  Вводилось крестное знамение тремя пальцами
  •  Земные поклоны заменялись поясными
  •  Во время крестного хода двигались навстречу солнцу
  •  «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды
  •  Иначе стали писать имя Христа-Иисус, вместо старого Исус

        Никон, считавший духовную власть выше светской, стал ставить себя выше монарха. Это вызвало недовольство Алексея Михайловича, который перестал приглашать его на многие важные церемонии. Никон демонстративно покинул Москву и уехал в Ново-Иерусалимский монастырь, ожидая, что его попросят вернуться, но в 1666 году царь собрал церковный собор, который лишил его сана (это усилило положение светской власти). На этом же соборе были осуждены противники церковной реформы.

         1666 год-считается началом раскола русской православной церкви. Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Своими проповедями он призывал бороться с реформой.

Аввакума пытались переубедить, а не сумев, предали анафеме. Он и его сторонники (раскольники, старообрядцы) подверглись репрессиям. В 1681 году его сожгли на костре. Раскол стал одной из форм социального протеста масс, связывавших ухудшение своего положения с церковной реформой. Старообрядцы уходили от преследования в глухие районы, где основывали свои общины, при приближении войск часто сжигали себя. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря, которые 8 лет выдерживали осаду царских войск. Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например, боярыня Морозова.

         Причины раскола:

  •  Психологическая неготовность части верующих и духовенства к восприятию религиозных новшеств (для многих нововведения означали, что всю свою жизнь он жил неверно)
  •  Противоречия в церковной среде.                                                        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19704. «Братья Карамазовы»: проблема замысла, место глав «Бунт» и «Великий Инквизитор» в романе 33 KB
  Братья Карамазовы: проблема замысла место глав Бунт и Великий Инквизитор в романе. В романе мы видим целую галерею образов. Отец и сыновьяэто разные стороны русского характера. Фёдор Павлович отец братьев Карамазовых. Это человек прошлого бывший крепостник о
19705. Творческий путь Толстого 40 KB
  Творческий путь Толстого Толстой происходил из знатной дворянской семьи. Толстой родился в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. в 1844 г. поступил в Казанский университет где учился сначала на восточном факультете затем на юридическом. В студенческие годы
19706. Поэтика ранних произведений Толстого 33.5 KB
  Поэтика ранних произведений Толстого. Как и все произведения Л.Н.Толстого трилогия €œДетство. Отрочество. Юность€ явилась по сути воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу каждую ...
19707. «Анна Каренина»: источники замысла, поэтика, проблематика. Новые черты в художественном мире Толстого 39 KB
  Анна Каренина: источники замысла поэтика проблематика. Новые черты в художественном мире Толстого. После окончания работы над романом Война и мир Лев Николаевич увлекся проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность давала много материала о семейно...
19708. Толстовство 30 KB
  Толстовство Толстовство группа синкретических сект христианского происхождения. Зародилась в конце 80х годов XIX в. в русской крестьянской среде под влиянием идей духоборчества и учений Л. Н. Толстого. Окончательно сформировалась в начале XX в. Толстовство возникло в Р
19709. Позднее творчество Толстого 49 KB
  Позднее творчество Толстого. К концу 70х началу 80х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патри
19710. Роман «Воскресенье»: проблематика, поэтика 38.5 KB
  Роман Воскресенье: проблематика поэтика. Роман Воскресение сюжет которого Толстому был подсказан известным адвокатом А. Ф. Кони создавался в течение десяти лет. За это время Толстым был накоплен огромный материал связанный с деятельностью революционеров. В эти го
19711. Творческий путь Чехова 26 KB
  Творческий путь Чехова. Став студентом медицинского факультета Московского университета Чехов выступал под различными псевдонимами. Чехов уже с 1880 г. начал помещать рассказы фельетоны юморески мелочишки под псевдонимом Антоша Чехонте или его вариантами или сов...
19712. Жанр рассказа в творчестве Чехова 30.5 KB
  Жанр рассказа в творчестве Чехова. Чехов создал рассказ как самостоятельный и полноценный жанр и доказал что прозаический микромир может вместить в себя беспредельность. Тот или иной рассказ Чехова нетрудно превратить в роман ибо в нем достаточно материала для романа....