71559

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время

Лекция

История и СИД

После смерти Ивана Грозного в 1584 году началось царствование его слабоумного сына Федора Ивановича (1584-1598)г. Федор был человек набожный и малоспособный к управлению государством. Иван IV создал при сыне регентский совет. Реальная власть сосредоточилась в руках царского...

Русский

2014-11-08

69 KB

0 чел.

      ЛЕКЦИЯ 19. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время.

     После смерти Ивана Грозного в 1584 году началось царствование его слабоумного сына Федора Ивановича (1584-1598)г. Федор был человек набожный и малоспособный к управлению государством. Иван IV создал при сыне регентский совет. Реальная власть сосредоточилась в руках царского шурина Бориса Годунова (его сестрой была жена Федора Ивановича – Ирина).  Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела

     Власти Годунова угрожало лишь то, что наследником бездетного Федора Ивановича являлся его младший брат Дмитрий, проживающий с матерью в своем уделе городе Угличе. Родственники Дмитрия – Нагие ненавидели Годунова и не скрывали намерения расправиться  с ним после вступления Дмитрия на престол. Однако в 1591 году Дмитрий погиб в Угличе. Официальная версия утверждала, что произошел несчастный случай: царевич играл ножом и наткнулся на него  в эпилептическом припадке. Но в обществе считали, что он был убит по приказу Годунова. Этот спор не разрешен и до сих пор.

     БОРИС ГОДУНОВ (1598-1605). Впервые в истории он был избран на царство Земским собором. Целью политики Годунова была стабилизация страны после опричнины и преодоление хозяйственной разрухи. Борис Годунов был энергичным, честолюбивым и способным государственным деятелем.

     Внешняя политика: Годунов действовал расчетливо, решительно и успешно:

  •  Заключил мир со Швецией и Речью Посполитой. Россия вернула утерянные во время Ливонской войны города Ям, Копорье, Ивангород. Итог: удалось ликвидировать некоторые последствия Ливонской войны, вернув часть утерянных территорий.
  •  При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь. В Сибири была основана ее русская столица Тобольск и окончательно разгромлен Кучум.

    Внутренняя политика: 

  •  С этой целью в 1598 году в России утверждается патриаршество. Первым русским патриархом был провозглашен митрополит Московский Иов, сторонник Годунова. Русская церковь окончательно стала независимой от константинопольской, стала самостоятельной-автокефальной. Итог: повышение авторитета православной церкви и государства, укрепление положение Годунова.
  •  Он проявлял заботу о развитии образовании: впервые несколько дворянских детей отправил для обучения в Европу, хотел даже основать университет. Во многих городах открывались типографии. В Россию приглашали иностранных специалистов.
  •  Вместе с тем он ужесточил политику по отношению к крестьянству. В 1597 году указ об «Урочных летах» («Урочные лета» это -устанавливаемые царскими указами сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет). Бежавшие крестьяне должны были возвращаться владельцу. Те, кто принимал беглых, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу. «Урочные лета» отменены, когда сыск стал бессрочным по Соборному уложению 1649 года. При Борисе Годунове срок сыска был установлен 5 лет). Итог: с одной стороны относительная стабилизация, с другой стороны обострение социальной ситуации,  вследствии процесса закрепощения крестьян.

       Полоса спокойного развития была прервана  голодом 1601-1603 года. Наступает Смутное время.

             Смутное время- эпоха  социально - политического,    экономического   и   династического

                                          кризиса  конца    XVI   -   начала XVII   (1601  -  1618)гг.      Сопровождалась  

                                          народными    восстаниями,   правлением    самозванцев,    разрушением

                                          государственной     власти,  интервенцией  Речи   Посполитой и Швеции,

                                          разорением страны.   

                                           Причины Смутного времени.

  •  Разорения страны в период опричнины
  •  Обострение социальной ситуации вследствии процесса государственного закрепощения крестьян
  •  Кризис династии: прекращение династии Рюриковичей.
  •  Кризис власти: усиление борьбы за верховную власть среди знатных боярских фамилий
  •  Претензии Речи Посполитой на русские земли и престол
  •  Голод 1601-1603 гг.  

                                         

          Лето 1601 года выдалось холодным и сырым. Продолжительные дожди помешали созреванию хлебов. Беду довершили ранние морозы. Подобное произошло и в следующем году. В России начался страшный голод, продолжавшийся три года. Хлеб подорожал в сто раз. Ели собак, кошек, кору деревьев.Попытки Бориса Годунова ограничить рост цен успеха не имели. Землевладельцы и монастыри спекулировали хлебом. Также он  приказал открыть для голодающих царские амбары, но на всех хлеба не хватило, тем более, что услышав об этих раздачах со всех концов страны люди потянулись в Москву. Для них Годунов организовал государственные работы.

         В 1601-1602 годах частично (не везде)  и временно восстановил Юрьев день. Было разрешено холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться, так как хозяева не могли их кормить. Но эти меры не изменили ситуацию. Поползли слухи, что на страну наложено наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Годунова.

         Борис Годунов, всячески стремясь сохранить власть, делал все, чтобы убрать потенциальных претендентов. Так, одного из самых близких по крови к Федору Ивановичу его двоюродных братьев-Федора Никитича Романова насильно постригли в монахи под именем Филарет.

         В 1603 году Россия впервые была охвачена выступлением социальных низов – крестьян и холопов под руководством Хлопко Косолапа. Подавить бунт удалось лишь после того, как царь пообещал простить, участвовавших в нем.

        В конце 1603 года в Речи Посполитой появляется человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, якобы спасшегося от рук наемных убийц. Этим авантюристом, по мнению историков, был Григорий Отрепьев – бывший дворянин на службе бояр Романовых. В.О.Ключевский писал, что Лжедмитрий был лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

         Польско-литовская шляхта (дворянство) и часть русской знати поддержали самозванца, преследуя свои корыстные интересы. Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал папе римскому распространить католицизм в России. Он обещал также передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек (дочь польского магната) ряд русских земель. Авантюра Лжедмитрия не была его личным делом. Он появился в обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Было собрано войско (вначале 4 тысячи, а по мере продвижения по русской территории оно значительно возросло). К Лжедмитрию I присоединялись беглые холопы, крестьяне. Раздавая обещания, он без боя брал города. Сторонники Лжедмитрия появились даже в ближайшем окружении Годунова. Многие оппозиционные бояре готовы были признать самозванца законным царем. Помогла самозванцу и неожиданная смерть Годунова. Торжественный въезд Лжедмитрия I  в Москву состоялся 20 июня 1605 года. Были убиты все родственники Годунова, в том числе и его сын Федор.

        Взойдя на трон, Лжедмитрий повел себя необычно для русского царя. Он лично принимал челобитные, в одиночку разгуливал по городу, предлагал отправлять дворян за границу для получения образования, одевался в европейское платье. Лжедмитрий довольно быстро лишился поддержки, как со стороны поляков, так и со стороны русских. Поляки были им недовольны, поскольку он не выполнил обещаний: ни о территориальных уступках, ни о введении католицизма. Православное духовенство опасалось царя, пренебрегавшего православием, женатого на католичке Марине Мнишек. Служилые люди были недовольны близостью к царю поляков. Крестьяне обманулись в надеждах на восстановление Юрьева дня. Он подтвердил, принятые до него законодательные акты, закрепощавшие крестьян (указ о пятилетнем сыске беглых). Москвичей раздражало поведение поляков в Москве и неуважение к русским обычаям. Все это дало возможность группе бояр во главе с Василием Шуйским спровоцировать низы на восстание. В мае 1606 года самозванец был убит. Труп его был сожжен, прах заложен в пушку, и выстрелен в сторону Польши.

         Новым царем Земский собор избрал боярина Василия Шуйского (1606-1610). Вступая на престол, он впервые присягнул подданным - дал «крестоцеловальную запись» (целовал крест), обещав сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин, не судить бояр без участия Боярской думы. «Крестоцеловальная запись» отражала ослабление царской власти в связи с прекращением законной династии.  

         Другие слои, кроме бояр, не получили никаких выгод от перемены власти. Не только крестьяне и холопы, но и дворяне выступают против Шуйского. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение положения, вновь выступил против властей.  В России началась гражданская война.

        В 1606 году против Шуйского вспыхнуло восстание под руководством Ивана Болотникова (1606-1607), объявившего себя воеводой спасшегося царя Дмитрия. Восстание началось в Путивле, откуда он повел восставших на Москву. По социальному составу войско Болотникова было неоднородным – крестьяне, казаки, холопы, служилые люди. Однако собственные интересы этих людей не только не совпадали, но и были противоположны. Болотниковцы подошли к Москве и начали ее осаду, длившуюся более месяца. В лагере восставших нарастали противоречия между казаками и служилыми людьми. Все это привело к переходу дворян на сторону Шуйского. В решающем сражении в декабре 1606 года Болотников был разбит и отступает в Тулу, которую осадили войска Шуйского. Осада продолжалась более трех месяцев. Восставшие капитулировали лишь после того, как войска Шуйского соорудили плотину на реке и затопили Тулу. Болотникова ослепили, а потом утопили.

        Добиваясь поддержки бояр и дворян, Василий Шуйский в 1607 году вводит 15-детний срок сыска беглых.

         В 1608 году под Москвой появляется новый самозванец. Польские шляхтичи, объединившись с казацким атаманом Заруцким, выдвинули Лжедмитрия II в качестве претендента на русский престол. Внешними данными этот человек был похож на Лжедмитрия I. До сих пор его личность вызывает много споров. Лжедмитрий II, который был направлен поляками в лагерь Болотникова, однако соединиться с ним не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушино. Современники прозвали его «тушинским вором». В Тушинском лагере собрались казаки, крестьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Сюда стали стекаться все недовольные Шуйским. Однако  главную роль играли поляки, от которых новый самозванец полностью зависел. В стране оказалось две столицы – Москва и Тушинский лагерь, два правительства и два патриарха – законный Гермоген и митрополит Ростовский Филарет Романов, которого насильно привезли в Тушино и «нарекли» патриархом.

         Правительство Шуйского не имело сил для борьбы. Это заставило Шуйского обратиться за помощью к Швеции (так как Речь Посполитая и Швеция находились в состоянии войны). В обмен на пятнадцатитысячный отряд, Россия отказывалась от претензий на побережье Балтийского моря. Под командованием талантливого полководца Скопина-Шуйского начались успешные действия против поляков и удалось нанести ряд поражений тушинцам летом 1609 года.   

          Помощь      со    стороны      Швеции     стала  удобным  поводом  для  короля Речи Посполитой

Сигизмунда III начать открытые военные действия. В сентябре 1609 года польские отряды вторгаются в Россию и  начинают осаду Смоленска. Началась открытая польская интервенция. Король приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь распался. Лжедмитрий II бежит с остатками своих отрядов в Калугу, где он был убит.

         17 июля 1610 года Василий Шуйский был свергнут группой бояр и насильственно пострижен в монахи. Власть перешла к боярскому правительству «Семибоярщине», которое пригласило на русский престол сына Сигизмунда III королевича Владислава.

         В сентябре 1610 года бояре впускают польские отряды в  Москву. Это было прямое предательство национальных интересов. Над Россией нависла угроза утраты национальной независимости: Москва занята поляками, север был оккупирован шведами. Спасти страну мог лишь организованный всенародный отпор.

         В 1611 году в Рязани формируется первое ополчение во главе с дворянином Прокопием Ляпуновым. Но несколько месяцев осады Кремля не привели ни к каким результатам. Первое ополчение распалось из-за противоречий между казаками и дворянами.

         К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Патриарх Московский Гермоген стал рассылать по всей Руси грамоты с призывом борьбы с поляками. Он был заточен поляками в монастырь и умер от голода.

         Второе ополчение было сформировано в Нижнем Новгороде. Инициатором его создания стал посадский староста Кузьма Минин. Второе ополчение возглавил князь Дмитрий Пожарский. В октябре 1612 года польский гарнизон в Кремле капитулировал.

         Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Благодарная Россия первый скульптурный памятник в Москве воздвигла Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (скульптор-Мартос).          

         После освобождения Москвы руководство ополчения разослало по всем землям приглашения на Земский собор 1613 года. Собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Он был политически нейтральной фигурой и устраивал практически всех.

         Причины избрания М.Ф.Романова:

         -родственные связи с династией Рюриковичей (внучатый племянник первой жены Ивана IV).

         -несвязанность с польскими интервентами

         -неопытность и молодость Михаила (бояре хотели при нем иметь полную власть)

         -он был сыном влиятельного политического и религиозного деятеля-патриарха Филарета,

         который был в польском плену.

          -он был русский человек (на престол претендовали сыновья польского и шведского короля)

          -он был политически нейтральной фигурой (в случае прихода Годуновых или Шуйских, они

           могли заняться сведением счетов)

      Воцарилась династия Романовых.

       В 1617 году Столбовский мир с Швецией, по которому Россия теряла все Балтийское побережье,

       но возвращала Новгород.

       В 1618 году  Деулинское  перемирие с Речью Посполитой на 14,5 лет. Россия теряла Смоленские и Черниговские земли.

       Хронология Смутного времени.

       1598-1605 – правление Годунова

       1601-1603 – голод в России

       1605-1606 -  правление Лжедмитрия I

       1606-1607 – восстание под руководством И.Болотникова

       1606-1610 -  царствование Василия Шуйского   

       1608 – 1609- поход Лжедмитрия II. Тушинский лагерь.

       1609-1611 -   оборона Смоленска от поляков. Падение Смоленска.

       1610-1612 -   «Семибоярщина»

       1610, сентябрь – поляки впускаются в Москву

       1611, март-июнь – Первое ополчение во главе с П. Ляпуновым

       1611-1612 -   второе ополчение во главе с К.Мининым и Д.Пожарским

       1612, октябрь-освобождение Москвы вторым ополчением

       1613   -избрание царем Михаила Федоровича Романова

       1617   -Столбовский мир с Швецией.

       1618   -Деулинское перемирие с речью Посполитой

        Последствия Смутного времени:

        -Россия отстояла свою независимость

        -большие территориальные потери (Смоленские, Черниговские земли, часть Карелии)

        -Россия потеряла выход к Балтийскому морю.

        -глубокий хозяйственный упадок (во многих уездах размер пашни сократился в 20 раз)

        -сокращение населения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24342. Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая 207.5 KB
  В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической неклассической постнекдассической.из чего устроен мир как он движется Появляются также онтологические модели устройства мира в целом. Так в модели мира Анаксимандра в центре мира была Земля в форме цилиндра покрытая водой затем воздух и небесная сфера в форме трех вращающихся огненных колец: солнечного лунного звездного. У Гераклита центр мира тоже Земля а от нее к светилам распространялись...
24343. Признаки постнеклассического этапа развития науки (системные и информационный подход, приципы самоорганизации и универсального эволюционизма) 200.5 KB
  В основе системного подхода как методологии научного познания лежит исследование объекта как системы.Иванов писал что соответственно образуется ветвь онтологических определений системы которые трактуют её как объект реальности наделённый определёнными системными свойствами как целостность обладающую некоторой организующей общностью этого целого. Итак в процессе человеческой деятельности реализация принципа системности может идти по следующим направлениям: Исследуются реально существующие объекты рассматриваемые как системы на...
24344. Этические проблемы науки в конце 20 столетия (общечеловеческая и профессиональная этика, принцип «нейтральности» и ответственности ученого на примере биоэтики – клонирование и трансплантации органов) 175 KB
  197 Этика науки Как отмечалось ранее качественные изменения в развитии человечества в начале XXI века связанные с научнотехническим прогрессом отражаются на жизнедеятельности самого человека и приводят к последствиям глобального характера. Проблема взаимоотношения науки и этики решается в двух тесно связанных между собой аспектах: разработки профессиональной этики ученых и решения учеными вопроса о социальной ответственности научного сообщества за негативные последствия применения результатов научных исследований в практике....
24345. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма. Учение о ноосфере 113.5 KB
  Что касается космистского мировоззрения то оно главным предметом своего познавательного и ценностного отношения делает взаимодействие человека и среды последняя понимается чаще всего как Космос. Спирин русский космизм как универсалистский тип миросозерцания отражающий бытие мира и человека в их единстве в нерасторжимой взаимосвязи микрокосма человека и микрокосма природы Казначеев В. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Хотя русский космизм внутренне исключительно разнообразен и включает полярные по...
24346. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции о роли науки в развитии общества. Наука и паранаука 95 KB
  В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма: сциентизмантисциентизм что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека объявление ее вершиной развития культуры убеждение в ненужности других сфер культуры О. Противоположным сциентизму направлением мировозренческой ориентации является антисциентизм основанный на недоверии к возможностям науки и разума на критике научных методов познания.
24347. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза локальных и ядерных воин) 141 KB
  Она представляет собой не просто окружающую среду которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека а выступает единым целостным организмом в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности...
24348. Развитие науки как социального института (признаки, функции). Научные сообщества и их исторические типы 105.5 KB
  175 184 Понятие науки как социального института Научноисследовательская деятельность в обществе носит упорядоченный организованный характер. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение знания разработка средств и методов исследования воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В социологии в зависимости от методологических установок сформировались различные подходы к пониманию науки как социального института.
24349. Научные школы (функции, признаки, типы). Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до современного комп.) 142 KB
  Научные сообщества и их исторические типы: невидимый колледж научные школы. Другой распространенной формой неформального объединения ученых играющих заметную роль в развитии науки являются научные школы. В содержательном плане чаще всего для сторонников научной школы характерен особый подход к проблемам и методам познания.
24350. Наука и экономика (сущность научно-технического прогресса экономика как наука, экономика науки) 87 KB
  Инновационная экономика Одной из важных сфер функционирования науки как социального института является экономика. Термин экономика многозначен и включает в себя по крайней мере два класса явлений: а экономику как отрасль науки изучающую экономические отношения и народное хозяйство; б экономику как различные виды и отрасли производства народное хозяйство страны мирового сообщества отношения в этих сферах по поводу производства распределения и обмена. Непосредственная связь науки и экономики проявляется в экономике как научной...