71561

Методы обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры слушателям предоставляется информация об организации. Запрещение точных установок должно ориентировать инструктора-методиста как на гибкость преподавания так и на учет конкретного состава...

Русский

2014-11-08

47 KB

1 чел.

Методы обучения

1. Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры, (слушателям предоставляется информация об организации. Их разбивают на группы и каждая группа должна принять оперативное решение о оценить его). Желательно наличие не менее трех групп по 4-5 человек. При этом преподаватель не имеет права заранее устанавливать, в каком направлении будет проходить игра и какие результаты нужно получить. Запрещение точных установок должно ориентировать инструктора-методиста как на гибкость преподавания, так и на учет конкретного состава аудитория с определенными реакциями и настроениями обучающихся. Кроме того, с помощью игры появляется возможность повторить решение одной и той же производственной хозяйственной задачи, используя различные подходы. В игре инструктор-методист может постепенно выходить из роли ведущего игры, передавая управление тому или иному слушателю.

Деловые игры бывают глобальными (управление компанией) и локальными (проведение переговоров, составление бизнес-плана).

Существуют следующие конкретные разновидности деловых игр:

деловые игры общего типа (планирование деятельности, отбор персонала, оценка рынка, стимулирование сбыта и т.д.)

управленческие игры - имеют в основе модель реальной рыночной хозяйственной ситуации и фирмы, чьи характеристики приводятся обучаемым. С помощью анализа нужно дать оценку положению дел, составить прогноз развития фирмы, рынка, разработать стратегию и т.д.

ролевые игры - где каждому участнику назначается определенная роль, которую надо играть, реагируя на поведение остальных. Такие игры обычно моделируюгеоциальные ситуации(исправление недостатков, повышение социальной компетентности, развитие практики общения). Этот метод обеспечивает усвоение материала через имитирование действий, анализ фактов, (такие игры в нашей стране были широко распространены в 1920 -ых годах в виде публичных судов над литературными героями - Онегиным, Печориным, Карениной).

Преимущества: игра развивает практические навыки (составление планов. Проведение совещаний, переговоров) и поведенческие навыки (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированность на качество, сотрудничество и т.п.) Но игры не эффективны для усвоения теоретических знаний. Деловые игры дорогостоящи, нужны специальные подготовленные инструкторы. Кроме того, часто трудно изучить последствия решений, принятых каждой группой.

2. Имитационное моделирование. Здесь преобладает самообучение над обучением. Этот метод аналогичен управленческим играм, но для ввода информации и анализа решений используется компьютер. Затем результаты действий слушателей оцениваются и обсуждаются

Отрицательные моменты: дорогостоящий метод, трудно моделировать сложную систему.

3. Программное обучение. После окончания учебного заведения специалист ежегодно теряет в среднем 20% знаний. Профессиональные знания управленческого персонала устаревают быстро и в связи с социально- экономическими реформами и техническим развитием.

Практикой установлено, что для поддержания знаний на необходимом уровне, менеджер должен уделять не менее 4-6 часов в неделю изучению последних достижений в области, которой он занимается. Очень часто в таком методе используется обучение с помощью компьютера. Такой метод предоставляет возможность изучать содержание предмета малыми дозами, постепенно.

4. Проблемное изучение. Его сущность в том, что знания и умения слушателями приобретаются в творческой исследовательской обстановке, а материал подается в виде проблем. При этом для их решения выдвигаются различные варианты, инсценировки.

Наиболее распространенный вид инсценировок - это метод конференции. Здесь слушатели делятся на подгруппы в составе 3-4 человек и каждая подгруппа выбирает старосту, который организует работу подгруппы. Далее сообщается исходная информация. Преподаватель формулирует проблему и задает вопрос, Для решения проблемы дается время.

На первом этапе дискуссии слушатели пытаются прийти к единому мнению. Преподаватель предоставляет слово старостам групп (3 минуты). Другие старосты могут возражать против такого решения, преподаватель записывает все мнения на доске.

На втором этапе дискуссии вся группа анализирует решения и отбирает из них самое приемлемое.

Инсценировка методом конференции полезна тем, что участники максимально активны. Каждое предложение по решению проблемы сразу обсуждается. Таким образом слушатели учатся объективно анализировать факты, формулировать решения, отстаивать свое мнение, критиковать других, делать выводы из чужих ошибок.

5 Метод исследования возможных случаев (кейс-етадиз). Фактически это ситуационный анализ.

Это письменное описание какой-то реальной конкретной ситуации, (слушателей просят изучить данный случай и определить суть проблемы, проанализировать ее значимость и предложить решение.( либо просмотр учебного фильма) преподаватель здесь должен быть катализатором работы группы. Обучаемые играют активную роль, знакомятся с опытом, развивают навыки принятия решений. Здесь не допускается увлечение дискуссиями и доминирование в них отдельных лиц. что требует высокого профессионализма руководителя.

Преимущества этого метода: практическая направленность, изучение теории на конкретных примерах, отработка типовых схем решения проблем, сочетание индивидуального анализа с коллективным обсуждением. Недостатки: необходимость предварительного знания теории, возможность охвата всех сторон проблемы.

6. Близким методом является метод инцидентов. В этом случае первоначально обозначены лишь общие рамки проблемы и обучающимся предлагается самостоятельно наши свою роль в рассмотрении инцидента. Дополнительные данные сообщаются лишь с случае, если слушатели задают соответствующие вопросы.

Цель этого метода научить менеджеров лучше отбирать нужную информацию, чтобы в дальнейшем умело пользоваться ею при выработке решения. Каждый слушатель решает проблему самостоятельно, а затем формируются группы по признаку сходства решений. Далее каждая группа формулирует свою позицию, после чего следует обсуждение или разыгрывается в ролях процесс принятия решения, преподаватель сообщает в завершение, что действительно произошло в данном конкретном случае и каковы были последствия принятого решения. И затем все участники сравнивают свои решения и результаты.

  1.  Метод "мозговой атаки". Это тоже метод проблемного обучения Назначается секретарь и приглашается эксперт. Задача слушателей - вносить оригинальные предложения. Внесенные предложения не обсуждаются, В этом методе отсутствует дискуссия (эксперт анализирует все решения и сообщает выводы), но он заставляет слушателей творчески мыслить и вносить неординарные предложения.
  2.  Метод "Огонь по руководителю*' . Его цель - изменить мнение слушателей по некоторым вопросам. Преподаватель сообщает исходную информацию и свое мнение, которое сформулировано специально наперекор мнению слушателей. Мнение руководителя должно быть при этом абсолютно правильным и обоснованным. В то же время оно должно быть сформулировано остро. Что настроит слушателей против. Затем слушатели высказываются, а руководитель доказывает правильность своей точки зрения. В идеальном варианте преподаватель должен склонить слушателей на свою сторону. Такой метод развивает в слушателях умение критически оценивать ситуации, признавать свои ошибки.

9. Метод "выявления эмоций". Это инсценировка, позволяющая прояснить отношение слушателей к конкретной ситуации. Полученные результаты – это основа для определения индивидуальных особенностей слушателей. В процессе обсуждения достаточно ярко проявляются характерные черты выступающих. При определении особенностей слушателей прибегают к помощи эксперта-психолога.

10. Метод социально-психологического тренинга. Основной целью здесь является развитие и повышение социально-психологической компетентности руководителя, (это приобретение знаний в области психологии личности, группы, межличностного общения, навыки делового общения, умение строить деловую беседу, развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей).

11. Обычные лекции и иллюстрированные лекции. Преимущества обычной лекции - четкие методы изложения, возможность расставить нужные акценты. Можно изложить большой объем информации. Слушателям можно заранее раздать материалы, преподаватель контролирует время Лекции экономически выгодны - один преподаватель работает с большой группой (если лекцию записать на видео аудитория увеличивается). Но отрицательные моменты - лекция легко забывается, т.к. нет обсуждения, требуется быстрое восприятие слушателями, лектор не контролирует степень усвоения материала.

В иллюстрированных лекциях монолог преподавателя совмещается с ответами на вопросы. Теоретические положения иллюстрируются примерами, проигрыванием ситуаций, экспериментами. Преподаватель не имеет четкого плана лекций, он постоянно возвращается к одним и тем же тезисам, приемам. Методам с разных сторон и не позволяет слушателям запоминать материал до тех пор, пока он не будет ими правильно понят.

12. Дистанционное обучение. Это вид индивидуального, заочного обучения. Обучение проходит с помощью комплекта дистанционного обучения. В него входят методические рекомендации, а также сведения о том, как получать поддержку в случае затруднений в обучении.

Обучающийся сам может выбирать темп обучения, контролировать параметры процесса обучения.

Преимущества - возможность повысить квалификацию на рабочем месте, слушатель сразу же применяет новые знания на практике

Отрицательным моментом является то, что человек как бы предоставлен сам себе Но современные средства обучения (мультимедиа, компьютерные программы дают возможность поддержания обратной связи и корректировки процесса обучения).

1.3. Моделирование поведения менеджера. Заключается в том Что описываются или показываются на видео, а затем обсуждаются ситуации и межличностные проблемы, с которыми сталкиваются    руководители (жалобы, интриги, сопротивление изменениям). Несколько человек разыгрывают сходные ситуации, а остальные следят за событиями и соответственно реагируют на них.

14. Семинары- дискуссии. Они рассчитаны на 2 - 3 дня. Число их участников 10- 15 человек. Каждый в рамках темы может обсудить интересующую его проблему (заданную или незаданную) и услышать варианты ее решения.

15. Ориентационные семинары. Это серия докладов опытных менеджеров, сопровождаемых демонстрацией наглядного материала. Они знакомят с образцами новейших тенденций в соответствующей области. Основное внимание уделяется практическому внедрению новых методов управления.

16. Комплексные программы (обучающие пакеты), куда входят руководство, сборник упражнений, аудио - видеоматериалы. Предназначены в основном для групповой работы, требуют предварительной подготовки и используются там, где нет специалистов по обучению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34195. Необходимость, сущность и направления государственного регулирования экономики 23.13 KB
  Необходимость сущность и направления государственного регулирования экономики. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена теми недостатками и отрицательными явлениями которые развиваются в процессе функционирования свободной стихийной рыночной экономики. Необходимость государственного регулирования экономики сформировало важнейшую проблему развития большей части стран в том числе и России достижение общенационального равновесия страны....
34196. Финансовая политика государства. Государственный бюджет 20.68 KB
  Финансы денежные средства рассматриваемые в про цессе создания и движения; формируются в ходе производства распределения и перераспределения ВВП валового внутрен него продукта страны. Финансы страны совокупность фи нансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира. В современных условиях понятием ≪финансы≫ определяют всю систему эконо мических отношений связанную с образованием распределени ем и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы финансы...
34197. Налоговая система государства: цели, виды налогов, методы взимания 15.58 KB
  Налоговая система государства: цели виды налогов методы взимания В ст. Согласно Налоговому кодексу РФ под налогами понимают обязательный индивидуальный безвозмездный платеж: взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований. Совокупность налогов сборов пошлин и других обязательных платежей взимаемых в бюджет на условиях...
34198. Денежно-кредитное регулирование экономики 14.71 KB
  Понятие денежнокредитного регулирования Теории спроса и предложения денег равновесие на денежном рынке являются научной основой для проведения государством обоснованной взвешенной кредитноденежной политики направленной на стабилизацию экономического развития. Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита называется денежнокредитной политикой. Денежнокредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита направленных на регулирование экономического роста...
34199. Государство в переходный период в экономике России 15.78 KB
  Государственное регулирование одна из основных форм участия государства в экономической жизни состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования: 1 административное регулирование за счет использования лицензирования и квотирования контроля над ценами доходами валютным курсом а также других форм; 2 правовое регулирование на основе гражданского и хозяйственного законодательства путем установления системы норм и...
34200. Организм и среда 16.95 KB
  Область распространения живых существ на Земле образует особую оболочку называемую биосферой. Биосфера возникла с появлением на Земле живых существ: она занимает всю поверхность суши все водоёмы Земли океаны моря озёра реки проникает в атмосферу большинство организмов поднимается в воздух более чем на 50 70 м а споры бактерий и грибов заносятся на высоту до 22 км. Условия существования на земле очень разнообразны и определяются факторами как неорганического так и органического порядка. Все организмы на земле живут сообществами...
34201. Необратимость в эволюции 23.15 KB
  Основное направление эволюции связано с усложнением строения организмов. Но наблюдается и упрощение дегенерация организмов. Правда иногда наблюдается появление признаков когдато имевшихся у предков затем исчезнувших у последующих организмов а потом вновь появившихся у потомков. Для каждой стратиграфической единицы характерны свои группы организмов которые после вымирания вновь не могут возникнуть.
34202. Некоторые закономерности эволюции 20.63 KB
  Причины и процессы развития органического имеют определённые законы что составляет содержание теории эволюции. Эволюция это законы развития органического мира основные положения которого разработаны Ч. процесс исторического развития органического мира может происходить только про сочетании трёх условий триада Дарвина: изменчивости наследственности естественного отбора. Выпадение из триады любого из трех факторов приводит к остановке развития органического мира.
34203. Классификация, систематика и номенклатура 24.63 KB
  Наука которая занимается систематизацией распределением животных и растений по группам получила название систематики или таксономии. Рэй который ввёл категории “ви䆓род†и бинарную номенклатуру состоящую из двух слоёв: первое слово название рода второе вида. Бинарное название было сокращено. Вид имеет двойное название бинарное.