71561

Методы обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры слушателям предоставляется информация об организации. Запрещение точных установок должно ориентировать инструктора-методиста как на гибкость преподавания так и на учет конкретного состава...

Русский

2014-11-08

47 KB

0 чел.

Методы обучения

1. Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры, (слушателям предоставляется информация об организации. Их разбивают на группы и каждая группа должна принять оперативное решение о оценить его). Желательно наличие не менее трех групп по 4-5 человек. При этом преподаватель не имеет права заранее устанавливать, в каком направлении будет проходить игра и какие результаты нужно получить. Запрещение точных установок должно ориентировать инструктора-методиста как на гибкость преподавания, так и на учет конкретного состава аудитория с определенными реакциями и настроениями обучающихся. Кроме того, с помощью игры появляется возможность повторить решение одной и той же производственной хозяйственной задачи, используя различные подходы. В игре инструктор-методист может постепенно выходить из роли ведущего игры, передавая управление тому или иному слушателю.

Деловые игры бывают глобальными (управление компанией) и локальными (проведение переговоров, составление бизнес-плана).

Существуют следующие конкретные разновидности деловых игр:

деловые игры общего типа (планирование деятельности, отбор персонала, оценка рынка, стимулирование сбыта и т.д.)

управленческие игры - имеют в основе модель реальной рыночной хозяйственной ситуации и фирмы, чьи характеристики приводятся обучаемым. С помощью анализа нужно дать оценку положению дел, составить прогноз развития фирмы, рынка, разработать стратегию и т.д.

ролевые игры - где каждому участнику назначается определенная роль, которую надо играть, реагируя на поведение остальных. Такие игры обычно моделируюгеоциальные ситуации(исправление недостатков, повышение социальной компетентности, развитие практики общения). Этот метод обеспечивает усвоение материала через имитирование действий, анализ фактов, (такие игры в нашей стране были широко распространены в 1920 -ых годах в виде публичных судов над литературными героями - Онегиным, Печориным, Карениной).

Преимущества: игра развивает практические навыки (составление планов. Проведение совещаний, переговоров) и поведенческие навыки (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированность на качество, сотрудничество и т.п.) Но игры не эффективны для усвоения теоретических знаний. Деловые игры дорогостоящи, нужны специальные подготовленные инструкторы. Кроме того, часто трудно изучить последствия решений, принятых каждой группой.

2. Имитационное моделирование. Здесь преобладает самообучение над обучением. Этот метод аналогичен управленческим играм, но для ввода информации и анализа решений используется компьютер. Затем результаты действий слушателей оцениваются и обсуждаются

Отрицательные моменты: дорогостоящий метод, трудно моделировать сложную систему.

3. Программное обучение. После окончания учебного заведения специалист ежегодно теряет в среднем 20% знаний. Профессиональные знания управленческого персонала устаревают быстро и в связи с социально- экономическими реформами и техническим развитием.

Практикой установлено, что для поддержания знаний на необходимом уровне, менеджер должен уделять не менее 4-6 часов в неделю изучению последних достижений в области, которой он занимается. Очень часто в таком методе используется обучение с помощью компьютера. Такой метод предоставляет возможность изучать содержание предмета малыми дозами, постепенно.

4. Проблемное изучение. Его сущность в том, что знания и умения слушателями приобретаются в творческой исследовательской обстановке, а материал подается в виде проблем. При этом для их решения выдвигаются различные варианты, инсценировки.

Наиболее распространенный вид инсценировок - это метод конференции. Здесь слушатели делятся на подгруппы в составе 3-4 человек и каждая подгруппа выбирает старосту, который организует работу подгруппы. Далее сообщается исходная информация. Преподаватель формулирует проблему и задает вопрос, Для решения проблемы дается время.

На первом этапе дискуссии слушатели пытаются прийти к единому мнению. Преподаватель предоставляет слово старостам групп (3 минуты). Другие старосты могут возражать против такого решения, преподаватель записывает все мнения на доске.

На втором этапе дискуссии вся группа анализирует решения и отбирает из них самое приемлемое.

Инсценировка методом конференции полезна тем, что участники максимально активны. Каждое предложение по решению проблемы сразу обсуждается. Таким образом слушатели учатся объективно анализировать факты, формулировать решения, отстаивать свое мнение, критиковать других, делать выводы из чужих ошибок.

5 Метод исследования возможных случаев (кейс-етадиз). Фактически это ситуационный анализ.

Это письменное описание какой-то реальной конкретной ситуации, (слушателей просят изучить данный случай и определить суть проблемы, проанализировать ее значимость и предложить решение.( либо просмотр учебного фильма) преподаватель здесь должен быть катализатором работы группы. Обучаемые играют активную роль, знакомятся с опытом, развивают навыки принятия решений. Здесь не допускается увлечение дискуссиями и доминирование в них отдельных лиц. что требует высокого профессионализма руководителя.

Преимущества этого метода: практическая направленность, изучение теории на конкретных примерах, отработка типовых схем решения проблем, сочетание индивидуального анализа с коллективным обсуждением. Недостатки: необходимость предварительного знания теории, возможность охвата всех сторон проблемы.

6. Близким методом является метод инцидентов. В этом случае первоначально обозначены лишь общие рамки проблемы и обучающимся предлагается самостоятельно наши свою роль в рассмотрении инцидента. Дополнительные данные сообщаются лишь с случае, если слушатели задают соответствующие вопросы.

Цель этого метода научить менеджеров лучше отбирать нужную информацию, чтобы в дальнейшем умело пользоваться ею при выработке решения. Каждый слушатель решает проблему самостоятельно, а затем формируются группы по признаку сходства решений. Далее каждая группа формулирует свою позицию, после чего следует обсуждение или разыгрывается в ролях процесс принятия решения, преподаватель сообщает в завершение, что действительно произошло в данном конкретном случае и каковы были последствия принятого решения. И затем все участники сравнивают свои решения и результаты.

  1.  Метод "мозговой атаки". Это тоже метод проблемного обучения Назначается секретарь и приглашается эксперт. Задача слушателей - вносить оригинальные предложения. Внесенные предложения не обсуждаются, В этом методе отсутствует дискуссия (эксперт анализирует все решения и сообщает выводы), но он заставляет слушателей творчески мыслить и вносить неординарные предложения.
  2.  Метод "Огонь по руководителю*' . Его цель - изменить мнение слушателей по некоторым вопросам. Преподаватель сообщает исходную информацию и свое мнение, которое сформулировано специально наперекор мнению слушателей. Мнение руководителя должно быть при этом абсолютно правильным и обоснованным. В то же время оно должно быть сформулировано остро. Что настроит слушателей против. Затем слушатели высказываются, а руководитель доказывает правильность своей точки зрения. В идеальном варианте преподаватель должен склонить слушателей на свою сторону. Такой метод развивает в слушателях умение критически оценивать ситуации, признавать свои ошибки.

9. Метод "выявления эмоций". Это инсценировка, позволяющая прояснить отношение слушателей к конкретной ситуации. Полученные результаты – это основа для определения индивидуальных особенностей слушателей. В процессе обсуждения достаточно ярко проявляются характерные черты выступающих. При определении особенностей слушателей прибегают к помощи эксперта-психолога.

10. Метод социально-психологического тренинга. Основной целью здесь является развитие и повышение социально-психологической компетентности руководителя, (это приобретение знаний в области психологии личности, группы, межличностного общения, навыки делового общения, умение строить деловую беседу, развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей).

11. Обычные лекции и иллюстрированные лекции. Преимущества обычной лекции - четкие методы изложения, возможность расставить нужные акценты. Можно изложить большой объем информации. Слушателям можно заранее раздать материалы, преподаватель контролирует время Лекции экономически выгодны - один преподаватель работает с большой группой (если лекцию записать на видео аудитория увеличивается). Но отрицательные моменты - лекция легко забывается, т.к. нет обсуждения, требуется быстрое восприятие слушателями, лектор не контролирует степень усвоения материала.

В иллюстрированных лекциях монолог преподавателя совмещается с ответами на вопросы. Теоретические положения иллюстрируются примерами, проигрыванием ситуаций, экспериментами. Преподаватель не имеет четкого плана лекций, он постоянно возвращается к одним и тем же тезисам, приемам. Методам с разных сторон и не позволяет слушателям запоминать материал до тех пор, пока он не будет ими правильно понят.

12. Дистанционное обучение. Это вид индивидуального, заочного обучения. Обучение проходит с помощью комплекта дистанционного обучения. В него входят методические рекомендации, а также сведения о том, как получать поддержку в случае затруднений в обучении.

Обучающийся сам может выбирать темп обучения, контролировать параметры процесса обучения.

Преимущества - возможность повысить квалификацию на рабочем месте, слушатель сразу же применяет новые знания на практике

Отрицательным моментом является то, что человек как бы предоставлен сам себе Но современные средства обучения (мультимедиа, компьютерные программы дают возможность поддержания обратной связи и корректировки процесса обучения).

1.3. Моделирование поведения менеджера. Заключается в том Что описываются или показываются на видео, а затем обсуждаются ситуации и межличностные проблемы, с которыми сталкиваются    руководители (жалобы, интриги, сопротивление изменениям). Несколько человек разыгрывают сходные ситуации, а остальные следят за событиями и соответственно реагируют на них.

14. Семинары- дискуссии. Они рассчитаны на 2 - 3 дня. Число их участников 10- 15 человек. Каждый в рамках темы может обсудить интересующую его проблему (заданную или незаданную) и услышать варианты ее решения.

15. Ориентационные семинары. Это серия докладов опытных менеджеров, сопровождаемых демонстрацией наглядного материала. Они знакомят с образцами новейших тенденций в соответствующей области. Основное внимание уделяется практическому внедрению новых методов управления.

16. Комплексные программы (обучающие пакеты), куда входят руководство, сборник упражнений, аудио - видеоматериалы. Предназначены в основном для групповой работы, требуют предварительной подготовки и используются там, где нет специалистов по обучению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20602. Модемы систем подвижной связи 649.5 KB
  Однако объем передачи данных по таким сетям имеет тенденцию к быстрому увеличению.3 DQPSK n 4 Требуемое отношения сигнал шум дБ 9 16 Скорость преобразования речи Кбит с 13 65 8 Алгоритм преобразования речи RPE LTP VSELP Типовой радиус соты км 0535 0520 Технологическое преимущество цифровой сотовой связи позволяет увеличивать емкость сетей снижать стоимость и повышать надежность передачи данных. К таким решениям можно отнести: построение сетей GSM на принципах модели открытых систем и интеллектуальных сетей; применение эффективных...
20603. Понятие о защите информации от несанкционированного доступа 109 KB
  Говорить о безопасности сотовой связи в общем нельзя. Если бы не было необходимости в идентификации то он получил бы вместе с аппаратом и доступ к счету жертвы у оператора связи. Принцип работы A3 известен только операторам связи а также разработчикам и производителям всевозможного сотового оборудования. Шифрование данных У любого стандарта сотовой связи есть один большой недостаток.
20604. Перспективы развития СПРС и ПСС – переход к системам 3-го поколения 236.5 KB
  Перспективы развития СПРС и ПСС – переход к системам 3го поколения Прошло немногим более двух десятилетий с момента появления первых мобильных телефонов но мобильная связь уже подверглась существенным изменениям. Cистемы первого поколения основанные на аналоговом принципе использовались исключительно для телефонной связи и лишь впоследствии обзавелись некоторыми базовыми сервисами. Cистемы второго поколения включая стандарт GSM предоставляют улучшенное качество передачи и защиту сигнала дополнительные сервисы низкоскоростную...
20605. Принципы функционирования систем сотовой связи 490 KB
  Свое название они получили в соответствии с сотовым принципом организации связи согласно которому зона обслуживания территория города или региона делится на ячейки соты. Эти системы подвижной связи появившиеся сравнительно недавно являются принципиально новым видом систем связи так как они построены в соответствии с сотовым: принципом распределения частот по территории обслуживания территориальночастотное планирование и предназначены для обеспечения радиосвязью большого числа подвижных абонентов с выходом в телефонную сеть общего...
20606. Абонентские терминалы СПРС и ПСС 360.5 KB
  В верхней части аппарата обычно располагаются световой индикатор светодиод отображающий режим работы режим ожидания вызов включено и источник звукового сигнала звонок. При получении вызова о чем абонент оповещается звуковым сигналом звонком он манипулирует теми же клавишами. Во всех аппаратах на дисплее отображаются уровень принимаемого сигнала и степень разряда аккумуляторной батареи в большинстве из них имеется подсветка дисплея и клавиатуры. К стационарному аппарату обычно бывает возможно подключить телефонный аппарат...
20607. Методы формирования речевых сигналов в слуховой системе 103 KB
  В некоторых восточных языках например в китайском изменение частоты основного тона важный информативный параметр речи. Звуки речи в которых присутствует основной тон называются вокализованными. Темп – характеризует скорость речи количество слов произнесённых в определённый временной промежуток. Темп речи в норме по своим временным и пространственным характеристикам соответствует органическим темповым и ритмическим параметрам присущим речевому и зрительному потоку информации человека.
20608. Слуховое восприятие речевых сигналов и оценка качества их звучания 335.5 KB
  Как правило слуховое восприятие речи у пожилых людей нарушается в большей степени чем чистых тонов. Среди существующих методов не утратили своего значения камертональные опыты или пробы и установление восприятия разговорной и шепотной речи. Наиболее распространенными способами оценки слуха в диагностики тугоухости являются измерение порогов слышимости чистых тонов и разборчивость записанной на ленте магнитофона и воспроизводимой через аудиометр речи определенной интенсивности см. являются гиперакузия заключающаяся в повышенной...
20609. Простой генератор кода 37 KB
  Данные вычисленные результаты находятся в регистрах как можно дальше и перенос их в память осуществляется только при необходимости использовать этот регистр. a:= bc b в регистр Ri c в регистр Rj. 2 b в регистр Ri c в памяти ADD Ri с.
20610. Распределение и назначение регистров. Счетчики использования регистров 52.5 KB
  Пример: Переменная Регистр b R0 d R1 a R2 e R3 B0: MOV R0b MOV R1d MOV R2a MOV R3e B1: MOV R2 R0 ADD R2c SUB R1 R0 MOV R3 R2 ADD R3f B2: SUB R2 R1 MOV f R2 B3: MOV R0 R1 ADD R0f MOV R3 R2 SUB R3c B4: MOV R0 R1 ADD R0c.