71561

Методы обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры слушателям предоставляется информация об организации. Запрещение точных установок должно ориентировать инструктора-методиста как на гибкость преподавания так и на учет конкретного состава...

Русский

2014-11-08

47 KB

0 чел.

Методы обучения

1. Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры, (слушателям предоставляется информация об организации. Их разбивают на группы и каждая группа должна принять оперативное решение о оценить его). Желательно наличие не менее трех групп по 4-5 человек. При этом преподаватель не имеет права заранее устанавливать, в каком направлении будет проходить игра и какие результаты нужно получить. Запрещение точных установок должно ориентировать инструктора-методиста как на гибкость преподавания, так и на учет конкретного состава аудитория с определенными реакциями и настроениями обучающихся. Кроме того, с помощью игры появляется возможность повторить решение одной и той же производственной хозяйственной задачи, используя различные подходы. В игре инструктор-методист может постепенно выходить из роли ведущего игры, передавая управление тому или иному слушателю.

Деловые игры бывают глобальными (управление компанией) и локальными (проведение переговоров, составление бизнес-плана).

Существуют следующие конкретные разновидности деловых игр:

деловые игры общего типа (планирование деятельности, отбор персонала, оценка рынка, стимулирование сбыта и т.д.)

управленческие игры - имеют в основе модель реальной рыночной хозяйственной ситуации и фирмы, чьи характеристики приводятся обучаемым. С помощью анализа нужно дать оценку положению дел, составить прогноз развития фирмы, рынка, разработать стратегию и т.д.

ролевые игры - где каждому участнику назначается определенная роль, которую надо играть, реагируя на поведение остальных. Такие игры обычно моделируюгеоциальные ситуации(исправление недостатков, повышение социальной компетентности, развитие практики общения). Этот метод обеспечивает усвоение материала через имитирование действий, анализ фактов, (такие игры в нашей стране были широко распространены в 1920 -ых годах в виде публичных судов над литературными героями - Онегиным, Печориным, Карениной).

Преимущества: игра развивает практические навыки (составление планов. Проведение совещаний, переговоров) и поведенческие навыки (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированность на качество, сотрудничество и т.п.) Но игры не эффективны для усвоения теоретических знаний. Деловые игры дорогостоящи, нужны специальные подготовленные инструкторы. Кроме того, часто трудно изучить последствия решений, принятых каждой группой.

2. Имитационное моделирование. Здесь преобладает самообучение над обучением. Этот метод аналогичен управленческим играм, но для ввода информации и анализа решений используется компьютер. Затем результаты действий слушателей оцениваются и обсуждаются

Отрицательные моменты: дорогостоящий метод, трудно моделировать сложную систему.

3. Программное обучение. После окончания учебного заведения специалист ежегодно теряет в среднем 20% знаний. Профессиональные знания управленческого персонала устаревают быстро и в связи с социально- экономическими реформами и техническим развитием.

Практикой установлено, что для поддержания знаний на необходимом уровне, менеджер должен уделять не менее 4-6 часов в неделю изучению последних достижений в области, которой он занимается. Очень часто в таком методе используется обучение с помощью компьютера. Такой метод предоставляет возможность изучать содержание предмета малыми дозами, постепенно.

4. Проблемное изучение. Его сущность в том, что знания и умения слушателями приобретаются в творческой исследовательской обстановке, а материал подается в виде проблем. При этом для их решения выдвигаются различные варианты, инсценировки.

Наиболее распространенный вид инсценировок - это метод конференции. Здесь слушатели делятся на подгруппы в составе 3-4 человек и каждая подгруппа выбирает старосту, который организует работу подгруппы. Далее сообщается исходная информация. Преподаватель формулирует проблему и задает вопрос, Для решения проблемы дается время.

На первом этапе дискуссии слушатели пытаются прийти к единому мнению. Преподаватель предоставляет слово старостам групп (3 минуты). Другие старосты могут возражать против такого решения, преподаватель записывает все мнения на доске.

На втором этапе дискуссии вся группа анализирует решения и отбирает из них самое приемлемое.

Инсценировка методом конференции полезна тем, что участники максимально активны. Каждое предложение по решению проблемы сразу обсуждается. Таким образом слушатели учатся объективно анализировать факты, формулировать решения, отстаивать свое мнение, критиковать других, делать выводы из чужих ошибок.

5 Метод исследования возможных случаев (кейс-етадиз). Фактически это ситуационный анализ.

Это письменное описание какой-то реальной конкретной ситуации, (слушателей просят изучить данный случай и определить суть проблемы, проанализировать ее значимость и предложить решение.( либо просмотр учебного фильма) преподаватель здесь должен быть катализатором работы группы. Обучаемые играют активную роль, знакомятся с опытом, развивают навыки принятия решений. Здесь не допускается увлечение дискуссиями и доминирование в них отдельных лиц. что требует высокого профессионализма руководителя.

Преимущества этого метода: практическая направленность, изучение теории на конкретных примерах, отработка типовых схем решения проблем, сочетание индивидуального анализа с коллективным обсуждением. Недостатки: необходимость предварительного знания теории, возможность охвата всех сторон проблемы.

6. Близким методом является метод инцидентов. В этом случае первоначально обозначены лишь общие рамки проблемы и обучающимся предлагается самостоятельно наши свою роль в рассмотрении инцидента. Дополнительные данные сообщаются лишь с случае, если слушатели задают соответствующие вопросы.

Цель этого метода научить менеджеров лучше отбирать нужную информацию, чтобы в дальнейшем умело пользоваться ею при выработке решения. Каждый слушатель решает проблему самостоятельно, а затем формируются группы по признаку сходства решений. Далее каждая группа формулирует свою позицию, после чего следует обсуждение или разыгрывается в ролях процесс принятия решения, преподаватель сообщает в завершение, что действительно произошло в данном конкретном случае и каковы были последствия принятого решения. И затем все участники сравнивают свои решения и результаты.

  1.  Метод "мозговой атаки". Это тоже метод проблемного обучения Назначается секретарь и приглашается эксперт. Задача слушателей - вносить оригинальные предложения. Внесенные предложения не обсуждаются, В этом методе отсутствует дискуссия (эксперт анализирует все решения и сообщает выводы), но он заставляет слушателей творчески мыслить и вносить неординарные предложения.
  2.  Метод "Огонь по руководителю*' . Его цель - изменить мнение слушателей по некоторым вопросам. Преподаватель сообщает исходную информацию и свое мнение, которое сформулировано специально наперекор мнению слушателей. Мнение руководителя должно быть при этом абсолютно правильным и обоснованным. В то же время оно должно быть сформулировано остро. Что настроит слушателей против. Затем слушатели высказываются, а руководитель доказывает правильность своей точки зрения. В идеальном варианте преподаватель должен склонить слушателей на свою сторону. Такой метод развивает в слушателях умение критически оценивать ситуации, признавать свои ошибки.

9. Метод "выявления эмоций". Это инсценировка, позволяющая прояснить отношение слушателей к конкретной ситуации. Полученные результаты – это основа для определения индивидуальных особенностей слушателей. В процессе обсуждения достаточно ярко проявляются характерные черты выступающих. При определении особенностей слушателей прибегают к помощи эксперта-психолога.

10. Метод социально-психологического тренинга. Основной целью здесь является развитие и повышение социально-психологической компетентности руководителя, (это приобретение знаний в области психологии личности, группы, межличностного общения, навыки делового общения, умение строить деловую беседу, развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей).

11. Обычные лекции и иллюстрированные лекции. Преимущества обычной лекции - четкие методы изложения, возможность расставить нужные акценты. Можно изложить большой объем информации. Слушателям можно заранее раздать материалы, преподаватель контролирует время Лекции экономически выгодны - один преподаватель работает с большой группой (если лекцию записать на видео аудитория увеличивается). Но отрицательные моменты - лекция легко забывается, т.к. нет обсуждения, требуется быстрое восприятие слушателями, лектор не контролирует степень усвоения материала.

В иллюстрированных лекциях монолог преподавателя совмещается с ответами на вопросы. Теоретические положения иллюстрируются примерами, проигрыванием ситуаций, экспериментами. Преподаватель не имеет четкого плана лекций, он постоянно возвращается к одним и тем же тезисам, приемам. Методам с разных сторон и не позволяет слушателям запоминать материал до тех пор, пока он не будет ими правильно понят.

12. Дистанционное обучение. Это вид индивидуального, заочного обучения. Обучение проходит с помощью комплекта дистанционного обучения. В него входят методические рекомендации, а также сведения о том, как получать поддержку в случае затруднений в обучении.

Обучающийся сам может выбирать темп обучения, контролировать параметры процесса обучения.

Преимущества - возможность повысить квалификацию на рабочем месте, слушатель сразу же применяет новые знания на практике

Отрицательным моментом является то, что человек как бы предоставлен сам себе Но современные средства обучения (мультимедиа, компьютерные программы дают возможность поддержания обратной связи и корректировки процесса обучения).

1.3. Моделирование поведения менеджера. Заключается в том Что описываются или показываются на видео, а затем обсуждаются ситуации и межличностные проблемы, с которыми сталкиваются    руководители (жалобы, интриги, сопротивление изменениям). Несколько человек разыгрывают сходные ситуации, а остальные следят за событиями и соответственно реагируют на них.

14. Семинары- дискуссии. Они рассчитаны на 2 - 3 дня. Число их участников 10- 15 человек. Каждый в рамках темы может обсудить интересующую его проблему (заданную или незаданную) и услышать варианты ее решения.

15. Ориентационные семинары. Это серия докладов опытных менеджеров, сопровождаемых демонстрацией наглядного материала. Они знакомят с образцами новейших тенденций в соответствующей области. Основное внимание уделяется практическому внедрению новых методов управления.

16. Комплексные программы (обучающие пакеты), куда входят руководство, сборник упражнений, аудио - видеоматериалы. Предназначены в основном для групповой работы, требуют предварительной подготовки и используются там, где нет специалистов по обучению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54569. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 52.5 KB
  Песня – танец – Если нравится тебе – разучивание. И разучим новую песню Если б не было школ разучивается песня Ну а теперь поехали дальше. Познакомились с народной песней – игрой Бояре 4 УРОК ЛОТО – КОНЦЕРТ В 1 КЛАССЕ ТЕМА УРОКА – ПЕСНЯ ЗАДАЧИ УРОКА ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ВОКАЛЬНОГО ЖАНРА. Что такое песня Из самого слова видно – Песня – то что поют.
54570. Нетрадиционные уроки 70 KB
  Как правило у школьников во время такого урока возникает игровое состояние специфическое эмоциональное отношение к действительности. А знания полученные на уроке становятся для них личностно-значимыми эмоционально-окрашенными что помогает более лучше узнать прочувствовать изучаемую тему. Урок-викторина он повышает познавательный интерес творческую и мыслительную деятельность учащихся стимулирует мотивацию.
54571. Нетрадиційні уроки, як особливої форми організації навчально-пізнавальної діяльності 619 KB
  Розглянути можливості нетрадиційних уроків у початковій школі в реалізації цілей навчання. Вказати деякі методичні аспекти їх проведення. З’ясувати актуальність проведення нетрадиційних уроків в початковій школі.
54572. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос 30.7 KB
  Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.
54573. Моя Україна – моя Батьківщина. Незалежність України 52.5 KB
  Незалежність України Виховна година для учнів випускників Мета: формувати громадянську позицію в учнів розуміння особистої причетності до всіх подій які відбуваються в Україні шанобливе ставлення до нетлінних духовних скарбниць народу повагу до національних символів традицій оберегів; виховувати в учнів почуття патріотизму національної свідомості любові до рідного краю. Що таке Україна для кожного з вас учні наводять свої думки асоціації аргументують власне сприйняття України як держави наводять приклади з власного...
54574. Ніхто не має права ображати людину 49 KB
  Наш дзвінок вже дав сигнал Працювати час настав Ось і ти часу не гай Працювати починай Доброго дня діти Сідайте. Діти мене звати Вікторія Ігорівна і урок Я і Україна сьогодні проведу у вас я. Діти згадайте будьласка тему минулого вашого уроку. Молодці діти згадали ми з вами минулу тему.
54576. Німецькомовні країни. Розвиток монологічного мовлення 48 KB
  Über Deutschland, Österreich und die Schweiz haben wir vieles erfahren. Und noch gibt es zwei kleine Staaten, wo man deutsch spricht. Hört kleine Information über diese Staaten zu!
54577. ПРОГРАМА ДИСТАНЦІЙНОГО НАВЧАННЯ З НІМЕЦЬКОЇ МОВИ 96.5 KB
  Звісно відпочинок це також необхідна сторона нашого життя але головне завдання вчителя – це компетентний учень і робота в режимі дистанційного навчання є чудовим інструментом для його виховання. Робота з текстом: Виписати та вивчити нові слова; Прочитати текст; Перекласти усно; Дати письмові відповіді на питання до тексту та переслати їх на електронну адресу вчителя. Робота з текстом: Виписати та вивчити нові слова; Прочитати текст; Перекласти усно; Виконати тестове завдання до тексту та переслати отримані відповіді на...