71561

Методы обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры слушателям предоставляется информация об организации. Запрещение точных установок должно ориентировать инструктора-методиста как на гибкость преподавания так и на учет конкретного состава...

Русский

2014-11-08

47 KB

1 чел.

Методы обучения

1. Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры, (слушателям предоставляется информация об организации. Их разбивают на группы и каждая группа должна принять оперативное решение о оценить его). Желательно наличие не менее трех групп по 4-5 человек. При этом преподаватель не имеет права заранее устанавливать, в каком направлении будет проходить игра и какие результаты нужно получить. Запрещение точных установок должно ориентировать инструктора-методиста как на гибкость преподавания, так и на учет конкретного состава аудитория с определенными реакциями и настроениями обучающихся. Кроме того, с помощью игры появляется возможность повторить решение одной и той же производственной хозяйственной задачи, используя различные подходы. В игре инструктор-методист может постепенно выходить из роли ведущего игры, передавая управление тому или иному слушателю.

Деловые игры бывают глобальными (управление компанией) и локальными (проведение переговоров, составление бизнес-плана).

Существуют следующие конкретные разновидности деловых игр:

деловые игры общего типа (планирование деятельности, отбор персонала, оценка рынка, стимулирование сбыта и т.д.)

управленческие игры - имеют в основе модель реальной рыночной хозяйственной ситуации и фирмы, чьи характеристики приводятся обучаемым. С помощью анализа нужно дать оценку положению дел, составить прогноз развития фирмы, рынка, разработать стратегию и т.д.

ролевые игры - где каждому участнику назначается определенная роль, которую надо играть, реагируя на поведение остальных. Такие игры обычно моделируюгеоциальные ситуации(исправление недостатков, повышение социальной компетентности, развитие практики общения). Этот метод обеспечивает усвоение материала через имитирование действий, анализ фактов, (такие игры в нашей стране были широко распространены в 1920 -ых годах в виде публичных судов над литературными героями - Онегиным, Печориным, Карениной).

Преимущества: игра развивает практические навыки (составление планов. Проведение совещаний, переговоров) и поведенческие навыки (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированность на качество, сотрудничество и т.п.) Но игры не эффективны для усвоения теоретических знаний. Деловые игры дорогостоящи, нужны специальные подготовленные инструкторы. Кроме того, часто трудно изучить последствия решений, принятых каждой группой.

2. Имитационное моделирование. Здесь преобладает самообучение над обучением. Этот метод аналогичен управленческим играм, но для ввода информации и анализа решений используется компьютер. Затем результаты действий слушателей оцениваются и обсуждаются

Отрицательные моменты: дорогостоящий метод, трудно моделировать сложную систему.

3. Программное обучение. После окончания учебного заведения специалист ежегодно теряет в среднем 20% знаний. Профессиональные знания управленческого персонала устаревают быстро и в связи с социально- экономическими реформами и техническим развитием.

Практикой установлено, что для поддержания знаний на необходимом уровне, менеджер должен уделять не менее 4-6 часов в неделю изучению последних достижений в области, которой он занимается. Очень часто в таком методе используется обучение с помощью компьютера. Такой метод предоставляет возможность изучать содержание предмета малыми дозами, постепенно.

4. Проблемное изучение. Его сущность в том, что знания и умения слушателями приобретаются в творческой исследовательской обстановке, а материал подается в виде проблем. При этом для их решения выдвигаются различные варианты, инсценировки.

Наиболее распространенный вид инсценировок - это метод конференции. Здесь слушатели делятся на подгруппы в составе 3-4 человек и каждая подгруппа выбирает старосту, который организует работу подгруппы. Далее сообщается исходная информация. Преподаватель формулирует проблему и задает вопрос, Для решения проблемы дается время.

На первом этапе дискуссии слушатели пытаются прийти к единому мнению. Преподаватель предоставляет слово старостам групп (3 минуты). Другие старосты могут возражать против такого решения, преподаватель записывает все мнения на доске.

На втором этапе дискуссии вся группа анализирует решения и отбирает из них самое приемлемое.

Инсценировка методом конференции полезна тем, что участники максимально активны. Каждое предложение по решению проблемы сразу обсуждается. Таким образом слушатели учатся объективно анализировать факты, формулировать решения, отстаивать свое мнение, критиковать других, делать выводы из чужих ошибок.

5 Метод исследования возможных случаев (кейс-етадиз). Фактически это ситуационный анализ.

Это письменное описание какой-то реальной конкретной ситуации, (слушателей просят изучить данный случай и определить суть проблемы, проанализировать ее значимость и предложить решение.( либо просмотр учебного фильма) преподаватель здесь должен быть катализатором работы группы. Обучаемые играют активную роль, знакомятся с опытом, развивают навыки принятия решений. Здесь не допускается увлечение дискуссиями и доминирование в них отдельных лиц. что требует высокого профессионализма руководителя.

Преимущества этого метода: практическая направленность, изучение теории на конкретных примерах, отработка типовых схем решения проблем, сочетание индивидуального анализа с коллективным обсуждением. Недостатки: необходимость предварительного знания теории, возможность охвата всех сторон проблемы.

6. Близким методом является метод инцидентов. В этом случае первоначально обозначены лишь общие рамки проблемы и обучающимся предлагается самостоятельно наши свою роль в рассмотрении инцидента. Дополнительные данные сообщаются лишь с случае, если слушатели задают соответствующие вопросы.

Цель этого метода научить менеджеров лучше отбирать нужную информацию, чтобы в дальнейшем умело пользоваться ею при выработке решения. Каждый слушатель решает проблему самостоятельно, а затем формируются группы по признаку сходства решений. Далее каждая группа формулирует свою позицию, после чего следует обсуждение или разыгрывается в ролях процесс принятия решения, преподаватель сообщает в завершение, что действительно произошло в данном конкретном случае и каковы были последствия принятого решения. И затем все участники сравнивают свои решения и результаты.

  1.  Метод "мозговой атаки". Это тоже метод проблемного обучения Назначается секретарь и приглашается эксперт. Задача слушателей - вносить оригинальные предложения. Внесенные предложения не обсуждаются, В этом методе отсутствует дискуссия (эксперт анализирует все решения и сообщает выводы), но он заставляет слушателей творчески мыслить и вносить неординарные предложения.
  2.  Метод "Огонь по руководителю*' . Его цель - изменить мнение слушателей по некоторым вопросам. Преподаватель сообщает исходную информацию и свое мнение, которое сформулировано специально наперекор мнению слушателей. Мнение руководителя должно быть при этом абсолютно правильным и обоснованным. В то же время оно должно быть сформулировано остро. Что настроит слушателей против. Затем слушатели высказываются, а руководитель доказывает правильность своей точки зрения. В идеальном варианте преподаватель должен склонить слушателей на свою сторону. Такой метод развивает в слушателях умение критически оценивать ситуации, признавать свои ошибки.

9. Метод "выявления эмоций". Это инсценировка, позволяющая прояснить отношение слушателей к конкретной ситуации. Полученные результаты – это основа для определения индивидуальных особенностей слушателей. В процессе обсуждения достаточно ярко проявляются характерные черты выступающих. При определении особенностей слушателей прибегают к помощи эксперта-психолога.

10. Метод социально-психологического тренинга. Основной целью здесь является развитие и повышение социально-психологической компетентности руководителя, (это приобретение знаний в области психологии личности, группы, межличностного общения, навыки делового общения, умение строить деловую беседу, развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей).

11. Обычные лекции и иллюстрированные лекции. Преимущества обычной лекции - четкие методы изложения, возможность расставить нужные акценты. Можно изложить большой объем информации. Слушателям можно заранее раздать материалы, преподаватель контролирует время Лекции экономически выгодны - один преподаватель работает с большой группой (если лекцию записать на видео аудитория увеличивается). Но отрицательные моменты - лекция легко забывается, т.к. нет обсуждения, требуется быстрое восприятие слушателями, лектор не контролирует степень усвоения материала.

В иллюстрированных лекциях монолог преподавателя совмещается с ответами на вопросы. Теоретические положения иллюстрируются примерами, проигрыванием ситуаций, экспериментами. Преподаватель не имеет четкого плана лекций, он постоянно возвращается к одним и тем же тезисам, приемам. Методам с разных сторон и не позволяет слушателям запоминать материал до тех пор, пока он не будет ими правильно понят.

12. Дистанционное обучение. Это вид индивидуального, заочного обучения. Обучение проходит с помощью комплекта дистанционного обучения. В него входят методические рекомендации, а также сведения о том, как получать поддержку в случае затруднений в обучении.

Обучающийся сам может выбирать темп обучения, контролировать параметры процесса обучения.

Преимущества - возможность повысить квалификацию на рабочем месте, слушатель сразу же применяет новые знания на практике

Отрицательным моментом является то, что человек как бы предоставлен сам себе Но современные средства обучения (мультимедиа, компьютерные программы дают возможность поддержания обратной связи и корректировки процесса обучения).

1.3. Моделирование поведения менеджера. Заключается в том Что описываются или показываются на видео, а затем обсуждаются ситуации и межличностные проблемы, с которыми сталкиваются    руководители (жалобы, интриги, сопротивление изменениям). Несколько человек разыгрывают сходные ситуации, а остальные следят за событиями и соответственно реагируют на них.

14. Семинары- дискуссии. Они рассчитаны на 2 - 3 дня. Число их участников 10- 15 человек. Каждый в рамках темы может обсудить интересующую его проблему (заданную или незаданную) и услышать варианты ее решения.

15. Ориентационные семинары. Это серия докладов опытных менеджеров, сопровождаемых демонстрацией наглядного материала. Они знакомят с образцами новейших тенденций в соответствующей области. Основное внимание уделяется практическому внедрению новых методов управления.

16. Комплексные программы (обучающие пакеты), куда входят руководство, сборник упражнений, аудио - видеоматериалы. Предназначены в основном для групповой работы, требуют предварительной подготовки и используются там, где нет специалистов по обучению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74875. Операционный и финансовый рычаг 1.05 MB
  Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия позволяющее включать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия характеризуется коэффициентом операционного левериджа который рассчитывается по следующей формуле...
74876. Управление инвестициями предприятия 370 KB
  Управление инвестициями предприятия Сущность и классификация инвестиций предприятия Основные задачи управления инвестициями Основные формы реальных инвестиций и особенности управления ими Виды инвестиционных проектов и основные требования к ним. Основные критерии оценки реальных инвестиционных проектов Инвестиции предприятия представляют собой вложение капитала во всех его формах в различные объекты инструменты его хозяйственной деятельности с целью получения прибыли а также достижения иного экономического или внеэкономического...
74877. Совершенствование навыков устного счета на уроках математики при решении примеров и задач на умножение 139 KB
  Анализ условия и вопросы к условию задачи составление плана решения задачи составление плана решения задачи какими действиями нужно найти значение величины; выполнение арифметических действий. Записать на доске краткую запись задачи...
74878. Письмове додавання і віднімання двоцифрових чисел 3.24 MB
  Подорожуючи і зустрічаючись з цими святинями упродовж уроку ми будемо розвивати в собі духовні скарби як вміння бачити відчувати чути памятати радіти торкатися любити використовуючи знання з математики. Національний дендрологічний Парк...
74879. Урок – подорож з математики в 2 класі. Складання таблиці ділення на 3. Складання задач за даним розв’язанням 135.5 KB
  Складання задач за даним розвязанням. Вправляти в умінні застосовувати випадки табличного ділення на 3 під час розвязання прикладів і задач. Продовжувати вчити складати обернені задачі задачі за даним розвязанням. Розвивати набуті математичні навички логічне мислення память уміння користуватися математичними термінами працювати в парах.
74880. Задачі на знаходження невідомого від’ємника. Знаходження значень виразів 151 KB
  Задачі на знаходження невідомого відємника. Ознайомити учнів із задачами на знаходження невідомого відємника; довести до свідомості учнів що задачі на знаходження невідомого відємника розвязуються дією віднімання; формувати вміння знаходити значення виразів...
74881. Читання, запис і порівняння чисел. Одноцифрові і двоцифрові числа. Попереднє і наступне число до даного. Додавання й віднімання одиниці. Одиниці вартості –гривня,копійка 282.5 KB
  Вправляти учнів у розв’язанні прикладів на додавання й віднімання одиниці; формувати вміння зіставляти результати власної роботи зі зразком;ознайомити з грошовою одиницею «гривня»; розвивати уміння складати й розв’язувати задачі;прищепити любов до рідної землі,збагачувати знання учнів Про Україну.
74882. Вправи і задачі на додавання і віднімання круглих десятків. Задачі на знаходження третього доданка 216.5 KB
  Вправляти учнів у додаванні і відніманні круглих десятків; удосконалювати вміння розв’язувати задачі на знаходження третього доданка; закріплювати обчислювальні навички учнів. Розвивати логічне мислення, пам\'ять, увагу, спостережливість, пізнавальні інтереси, творчі здібності, кмітливість, фантазію, емоції учнів за допомогою створення ситуації здивування, радості, зацікавленості
74883. Додавання і віднімання в межах 10. Зв’язок між додаванням і відніманням. Складання прикладів на віднімання з прикладів на додавання. Задачі на знаходження невідомого доданка 241 KB
  Формувати в учнів уміння визначати арифметичну дію за назвою результату дії; мобілізувати знання учнів про взаємозв’язок між діями додавання і віднімання; визначати зв’язок односюжетних задач на знаходження суми і невідомого доданка, розвивати логічне мислення, пізнавальні здібності учнів.