71562

Методологические основы психологии

Лекция

Психология и эзотерика

Методология психологии это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности направленной на познание психического мира человека. Основания научного психологического знания Общая теория психологии - это комплекс взглядов представлений идей понятий...

Русский

2014-11-08

115 KB

20 чел.

3.1. Методологические основы психологии

3.1.1.Методология и психологическое знание

Научное познание как процесс реализуется через методологию, общую теорию и практику (рис. 2.1.). Методология психологии - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной на познание психического мира человека. Методология неотъемлемая часть любой науки. Без методологии наука не имеет самостоятельного статуса.

Рис. 2.1. Основания научного психологического знания

Общая теория психологии это комплекс взглядов, представлений, идей, понятий и категорий, позволяющих истолковать и объяснить психические явления. Это общая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях психики. Соотношение методологии и теории таково: теория представляет собой результат процесса познания, а методология - способ достижения и построения этого знания.

Методологические основы психологии разработаны достаточно основательно, чего, к сожалению, нельзя сказать об общей теории психологии. Трудности формирования общей теории психологии связаны прежде всего со сложностью объекта исследования - психики человека. Именно отсутствие общей теории оставляет место для тех областей психологического знания, которые обычно называют ненаучными. Это:

• популярное знание («поп-психологическое»), предназначенное для повышения психологической культуры широких слоев населения и не требующее специальной подготовки слушателей;

• обыденное знание («здравый смысл»), основанное на стихии традиций, предрассудков, обобщений, суждений о частных случаях, смешении научных и ненаучных терминов и понятий и передающееся от поколения к поколению;

• парапсихологическое знание («околонаучное») занято изучением возможностей психики, не поддающихся объяснению со стороны научного знания, и хотя использует экспериментальные методы, но не имеет возможности воспроизвести.

Методология является тем, что объединяет психологическое знание под одни научные знамена. Научное знание должно удовлетворять таким требованиям, как:

• обобщенность (распространенность на широкий круг родственных явлений на основе причинно-следственных закономерностей);

• сообщаемость (наличие новой информации и возможность ее передачи без искажений);

• объективность (опора на проверенные факты).

Научное знание развивается в виде смены парадигм (это понятие раскрыто в п. 1.3) через взаимное противостояние. Смена парадигм - это по существу есть смена системы взглядов на научные проблемы, своеобразная «научная революция», резкий скачок в системе научных взглядов на проблему. Такой скачок происходит, когда обнаруживается аномалия - полное несоответствие полученных фактов системе знаний, характерных для господствующей парадигмы.

3.1.2.Методологические подходы, принципы и категории психологии

В рамках методологии психологической науки необходимо различать понятия «подход» и «принцип».

Подход - это совокупность приемов и средств решения какой-либо теоретической или практической задачи с позиций определенных взглядов на ее сущность. Например:

диалектический подход к пониманию человеческой психики составляет общеметодологическую основу психологии и признает единство внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, социальную обусловленность развития психики и сознание как высший этап ее развития;

системный подход обязывает исследователя рассматривать психические явления как систему, не сводимую к простой сумме ее частей (сумма частей больше целого, т. е. свойства системы шире, чем совокупность свойств ее частей);

личностный подход требует проведения исследований с учетом индивидуально-психологических особенностей человека;

вероятностный подход к решению задачи прогнозирования поведения индивида базируется на информации, полученной статистическими методами;

номотетический подход направлен на выявление различного рода обобщений в психической жизни субъектов;

идеографический подход, наоборот, нацелен на описание единичного, уникального в психике человека.

Принцип - это основное начало, на котором строится психологическое знание. Основные методологические принципы психологического знания в более или менее завершенной форме были сформулированы в 30-е годы прошлого столетия.

Принцип детерминизма (причинности, или каузальности). Все явления материалистического мира генетически связаны между собой причинно-следственными отношениями: все, что существует в мире, является следствием действия определенной причины. Принцип сформулирован С. Л. Рубинштейном в 50-е годы прошлого столетия для психических явлений. Причинно-следственная связь необратима (например, если труд стал причиной превращения обезьяны в человека, то эта причина не создаст обратного процесса превращения человека в обезьяну).

Принцип развития. Психика как высокодинамичный объект может изучаться только лишь в развитии. Психическое развитие включает в себя как количественные, так и качественные изменения. Движущей силой развития является взаимодействие психических структур. В рамках данного принципа рассматривается эволюционный процесс, предполагающий постепенное накопление изменений в психических структурах через создание многообразия, отбор новых качеств и их адаптацию к условиям.

Принцип целостности утверждает свойство сохранности идентичности психических объектов при изменении их частных характеристик в некоторых пределах. В соответствии с этим принципом можно говорить, например, о том, что личность сохраняет свою идентичность в процессе онтогенеза. По отношению к этому принципу взгляды менялись во всем их возможном диапазоне (от элементаризма до холизма):

• элементаризм (атомизм): целое есть простой набор частей, не связанных между собой;

• редукционизм: явления одной природы (например, психической) можно сводить к явлениям другой природы (например, биофизической) без потери сущности;

• холизм: целостность психических явлений первична и совершенно не сводима к их частям.

Подходы и принципы, составляющие наиболее общую теоретическую базу психологии, относятся к ее общеметодологическим основам (например, диалектический и системный подходы, принципы детерминизма, развития и др.).

Специальную методологическую основу психологии образуют подходы, принципы и методы, учитывающие узконаправленную специфику ее исследований (например, личностный подход, принцип активного оператора, единства сознания и деятельности, приоритета человеческого фактора, характерологического разнообразия людей и др.).

Категории - это общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной психики и познания. Важнейшими категориями психологии являются «деятельность», «отражение», «личность», «общение».

3.1.3.Общая характеристика психологических методов и методик

Метод - это способ решения психологической задачи или непротиворечивая совокупность приемов и операций изучения психических явлений. Разработка новых и совершенствование существующих методов происходит «под знаменем» методологии, используемой в психологии в данный период. Методы представляют собой более динамичный элемент общего инструментария получения психологического знания. Их появление обычно связано с возникновением новой задачи, решение которой затруднено существующими приемами и способами.

Наиболее общие требования к методам психологии:

• объективность результатов исследуемых психических соотношений;

• учет возможностей инструментария, используемого смежными науками, но не механическая подмена ими психологических методов;

• безопасность применения относительно психики испытуемых;

• экспериментально-реконструктивный характер (проверка выдвигаемых гипотез осуществляется на экспериментальной основе, а реконструктивность обеспечивает изучение психических свойств одних объектов через эмпирическую оценку других).

Методика исследования — это относительно ограниченный набор конкретных приемов, предназначенных для детального (наиболее «прицельного») изучения той или иной стороны психологического объекта. Методика разрабатывается обычно в рамках какого-либо метода исследования.

Примеры методик;

• методики изучения и оценки особенностей памяти: «Память на числа», «Слуховая память», «Память на образы»;

• методики изучения и оценки особенностей внимания:

«Перепутанные линии», «Красно-черная таблица», «Числовой квадрат».

Классификация методов осуществляется по критериям (табл. 2.1):

• цель исследования (дисквалификационные, воздействия на личность, судебно-психологической экспертизы, коррекционные, оптимизации и др. методы);

• форма получаемых результатов (качественные и количественные);

• природа объекта, на котором производится исследование (естественные, искусственные);

• используемый инструментарий (математические, структурно-логические, алгоритмические и др.);

• временные параметры (срезовые, сравнительные, лонгитюдные и др.);

• стратегия исследования (биографические, психодиагностические, наблюдение, опрос и др.);

• уровень сложности как число привлекаемых методических средств и степень их взаимосвязи (простые, комплексные, системные). Сущность некоторых методов рассмотрена далее.

Таблица 2.1.

Методический инструментарии психологии

Критерии классификации

Методы

Цель исследования

Коррекционные, верификационные, диагностические, оптимизации, судебно-психологической экспертизы и др.

Форма получаемых результатов

Качественные, количественные

Природа исследуемого объекта

Натуральные (естественные) и искусственные

Используемый инструментарии

Математические, алгоритмические, экспериментальные, тестирование, моделирование и др.

Временные параметры

Лонгитюдные, срезовые, сравнительные и др.

Стратегия исследования

Биографические, психодиагностические, наблюдение, опрос и др.

Уровень сложности

Простые, комплексные, системные

Тестирование представлено в психологии большим количеством тест-процедур.

• По форме решаемых испытуемым диагностических задач различают следующие виды тестов:

самооценочные (испытуемому предлагается самому оценить свои индивидуально-личностные характеристики по представленным стандартным вопросам и сделать некоторые несложные выводы);

диагностические (роль испытуемого ограничена лишь выполнением тестового задания без его психологической интерпретации);

проективные (испытуемому предлагается задание, которое допускает неоднозначное решение, обусловленное осознанными или бессознательными доминирующими потребностями, пристрастностью и системой ценности личности);

тест-задачи (испытуемый решает конкретную задачу, выявляющую наличие той или иной психологической характеристики).

• По виду диагностических средств тесты могут подразделяться на бланковые и аппаратурные.

Бланковые тесты предоставляются испытуемым в виде списка вопросов или утверждений и бланков для занесения ответов.

Аппаратурные тесты заложены в программы работ специальных устройств, выполненных на самой различной основе (на электронных, механических, световодных устройствах). Примеры тест-аппаратов:

«полиграф, или «детектор лжи» (используется, например, в следственной работе для выяснения уровня искренности ответов подозреваемого или свидетелей);

«аппаратура регистрации движения глаз (также может использоваться для оценки доверия к показаниям человека, проходящего по судебному делу);

«компьютерные технологии (здесь следует учесть, что достоверность результатов может быть снижена из-за отсутствия навыков работы испытуемого с компьютером).

3.1.4. Методы коррекционного воздействия

Статистика говорит, что около 70 % обращений пациентов к врачам составляют так называемые соматические заболевания, или «заболевания души», которые не может зафиксировать ни один высокочувствительный прибор. Это те случаи, когда пациент не в состоянии справиться с собой без посторонней помощи. А между тем все резервы для его хорошего самочувствия находятся внутри его личности. Но чтобы заставить работать эти резервы, необходимо проникнуть к нему «в душу», увидеть связь его переживаний с личностью. Вот здесь на помощь психологу приходят методы диагностики личности, устанавливающие особенности его реагирования на все, что происходит вокруг и внутри пациента. Оказание помощи пациенту, как известно, следует начинать не с лечения, а с диагноза. Психодиагностические процедуры позволяют установить программу психологической помощи человеку, реализуемую в виде различных психотерапевтических технологий. Они позволяют «исправить» личность, осуществить коррекцию психических процессов, нарушающих комфортность жизни человека.

Существует большое разнообразие коррекционных методов, базирующихся на различных психологических концепциях, взглядах их авторов на природу человеческой психики.

• Метод классического психоанализа исходит из того, что все психические недуги вызваны конфликтами, произошедшими с индивидом еще в детском возрасте. Суть таких конфликтов - во внутренней борьбе между «можно и нельзя», между осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и мотивами поведения человека. Информация о таких конфликтах сохраняется в подсознании взрослого человека и в определенных ситуациях незаметно управляет индивидом. Целью психоанализа является вскрытие и сознательная (мысленная) переработка таких конфликтов, установление равновесного «мира» между сознанием и бессознательным психики личности.

Техника психоанализа требует, чтобы пациент находился в положении лежа, а психотерапевт - в месте, недоступном взгляду пациента (например, позади у изголовья). Это позволяет пациенту чувствовать себя несколько раскованнее, что очень важно для успешного проведения сеансов психоанализа. Пациент при этом должен непроизвольно, без продолжительных пауз и остановок говорить о том, что ему придет на ум, не опасаясь абсурдных вещей. Роль психолога состоит в сдержанном толковании отдельных деструктивных сцен из далекого детства, сообщаемых пациентом. Цель - реконструкция истории его личности. Другими словами, пациент переносится во времени в детство, повторяет те чувства, которые он тогда испытывал, и получает возможность их «правильно» переработать. Происходит освобождение подсознания от очагов постоянного психического давления на повседневное поведение.

• Метод конфронтационной (поведенческой) психотерапии предусматривает организацию тренировочных встреч пациента с темп деструктивными ситуациями, которые обычно вызывают у него нарушения психического равновесия. Это тот принцип, который в житейской ситуации называют «клин клином вышибают». Если, например, человек испытывает постоянный страх при прохождении моста через реку, то психолог услужливо предоставляет ему возможность испытывать это чувство до тех пор, пока оно не утратит остроту. Такие сеансы могут как реализовываться в реальных условиях, так и носить воображаемый характер. При этом психолог первое время всегда должен находиться вместе с пациентом. Технология метода предусматривает учет личности пациента при назначении программы тренировок.

Метод гипнотических воздействий предусматривает создание у пациента состояния неглубокого транса, т. е. состояния большой концентрации и удержания его внимания на каком-то объекте. В результате сознание изменяет ориентацию с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего. Такое измененное состояние сознания вызвано появлением очага возбуждения в коре головного мозга. Образующаяся доминанта подчиняет себе все соседние участки коры, постепенно выключая органы чувств. Человек «уходит в себя» через поле сужения внимания.

Дальнейшая роль гипнотизера сводится к тому, чтобы помочь пациенту как бы со стороны увидеть свои проблемы, но в новом, благополучном освещении. Вопреки существующему житейскому мнению состояние транса не означает потери контроля над собой. Транс делает доступным более глубокие пласты сознания без потери контроля над собой.

Если человек применяет технику фиксации внимания сам к себе, то этот процесс носит название медитации.

Ведущие гипнологи мира (В. Кандыба, Г. Эстабрук) утверждают, что возможен столь глубокий транс, когда человек может оказаться запрограммированным на любой поступок. Такой «человек-зомби» может в нужный момент при соответствующей ситуации по определенному сигналу сделать то, на что он запрограммирован. В обычной обстановке он ничем не выдает свою «закодированность», не выделяется среди других людей, своих коллег но работе. Действие «кода» сохраняется годами и может быть снято только тем, кто его закодировал.

Известно, что в следственной работе допрос под гипнозом позволяет получить 70—80 % дополнительной информации. Следует иметь в виду, что существует и криминальный гипноз, направленный на внушение человеку любой обманной версии.

• Метод аутотренинга. Здесь пациент сам влияет на состояние собственной нервной системы через эффекты самовнушения. Появлению этого метода психической разгрузки человечество обязано не только его автору - психотерапевту И. Шульцу. Коллективный патент можно выдать лучшей половине человечества - женщинам. Пациентки И. Шульца, заучив его приемы, обладая повышенной природной самовнушаемостью, стали успешно заниматься самогипнозом. Это и натолкнуло его на мысль о разработке специальной системы тренировок. Действительно, если доказано, что возможна внушенная болезнь, то почему невозможно внушенное выздоровление?!

Сила самовнушения огромна. Вот рассказ известного психолога В. Леви. Преступнику, приговоренному к смертной казни через электрический стул, объявили, что он будет казнен менее болезненным способом — путем вскрытия вен. Продемонстрировали видеофильм, поясняющий, как это происходит. Преступнику завязали глаза и провели тупой стороной скальпеля по руке в области вены, а на обнаженную руку стали лить тонкой струйкой теплую воду. Смерть наступила практически через такое же время, как и при естественном вскрытии вены.

В качестве инструментов влияния на собственную психику используются факторы: тонус мышц, дыхание, чувственные образы и слово. Известно, что все эти факторы самым тесным образом связаны с работой мозга. Сознательным (волевым) изменением тонуса скелетных мышц (в сторону расслабления) оказывают влияние на уровень психической активности и текущее состояние нервной системы. Расслабление мышц осуществляется синхронно с изменением ритма дыхания. Формирование чувственного образа позитивного характера (через слуховые, зрительные или другие виды представлений) способствует появлению и доминированию позитивных психических состояний, мобилизации внутренней энергии. Аналогичное влияние оказывает мысленно произнесенное или озвученное слово в виде команд и утверждений, относящихся к самому себе.

Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами п многое другое.

• Метод группового тренинга - это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но все они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Метод опирается на социальную составляющую личности, подчиненную сфере общественных интересов, ценностей, правил и норм поведения. Чем больше индивид включен в общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога. Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др. При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач.

Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т. д.

• Метод нейролингвистического программирования (НЛП). Прежде всего, о самом названии. Слово «нейро» говорит о том, что в технике метода задействованы нейрологические процессы восприятия (через слух, зрение, обоняние и др.). Слово «лингвистика» указывает на то, что метод основан на использовании важнейшего элемента психики - языка. Слово «программирование» свидетельствует об особом способе организации работы обоих полушарий головного мозга, об упорядочивании мыслительных и чувственных процессов. Коль речь идет о методах психологии, то нелишне подчеркнуть, что один из авторов метода (Р. Бэндлер) психолог и математик по образованию, второй (Д. Гриндер) - лингвист.

НЛП - способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Технология НЛП базируется на четырех основных практических положениях:

  •  на наличии у индивида доминирующих каналов приема информации;
  •  на эффекте рефлекторного перемещения глаз;
  •  на процедуре «калибровки» реакций собеседника;
  •  на приеме манипулятивного подражания собеседнику.

•Доминирующий канал приема информации питает индивида основными сведениями, поступающими из окружающего мира. По этому критерию информационной «модальности» людей подразделяют на:

  •  визуалистов, у которых связь с внешней средой реализуется преимущественно через зрительные образы;
  •  аудиалистов, отношения со средой у которых осуществляется преимущественно через речь;
  •  кинестетиков, у которых информационное взаимодействие с окружением осуществляется преимущественно через мышечные ощущения, обоняние, вкус.

В повседневной жизни их можно распознать по характерным для них ключевым словам, манерам поведения и движениям глаз. Если в общении с собеседником придерживаться терминов его доминирующего информационного канала («модальности»), то его подсознание окажет неоценимую помощь в установлении взаимопонимания. И наоборот, разговор на языке разных модальностей воздвигает невидимые, но существенные барьеры на пути к доверительному общению и согласию.

Эффект рефлекторного перемещения глаз основан на открытии непроизвольного перемещения взгляда человека под воздействием информации различного содержания. Оказывается, эти перемещения не случайны, а вполне закономерны. Другими словами, перемещения глаз также имеют своп приоритетные направления (сектора). Например:

  •  если информация (образ) извлекается из прошлого опыта человека, то зрачки глаз отправляются «на работу» в сектор воспоминания и представления;
  •  если человек 41антазирует, формирует новый образ (или просто лжет), то взгляд устремляется в сектор конструирования образа.

Эффект рефлекторного перемещения глаз помогает определить текущие скрытые намерения собеседника, его чувства и ход мыслей, систему работы с информацией и тем самым незаметно оказывать влияние в нужном направлении.

Процедура «калибровки» реакций собеседника основана на константности поведенческих реакций человека и их подсознательной природе. Идея созвучна операции калибровки измерительных приборов в технике. Прежде чем что-то измерять, нужно нанести на шкалу отсчета «нулевое» положение (допустим, это середина шкалы). Отклонение стрелки влево и вправо будет соответствовать изменению измеряемого процесса в одну или другую сторону. Так и здесь.

Через серию «невинных» вопросов к собеседнику, включенных в контекст разговора, выявляются его типовые реакции (например, едва заметные кивки головой, наклоны головы вперед или назад, выпячивание губы при ответах). После этого задаются вопросы, касающиеся основной цели разговора. И если ответы собеседника сопровождаются нарушением выявленных стереотипных реакций, то есть все основания усомниться в искренности его слов и предпринять шаги в нужном направлении влияния на него. Калибровке подвергаются и приятные, и неприятные мысли собеседника.

Прием манипулятивного подражания собеседнику. Вы когда-нибудь наблюдали, как нейтрализуют ошалевший табун лошадей, бешено несущийся и топчущий все, что попадается на пути? Смелый всадник возглавляет его бег и возвращает табун в нормальное послушное состояние. Но вначале он вынужден делать то, что делает обезумевшая лошадиная масса, - нестись впереди, т. е. подстраиваться под ее поведение. Заметим, кстати, что последующее поведение табуна, копирующего поведение всадника, базируется не на логике и мышлении. Лошадь, как известно, не обладает этими способностями. Все происходит на уровне «лошадиных» рефлексов и инстинктов. В этом идея и психологической подстройки к партнеру.

Чаще всего мы пытаемся воздействовать на собеседника, вторгаясь в его сознание через логику, здравый смысл, факты. Но ведь при этом у него «подрастает» и укрепляется позиция критичности. Ведь мы же заставляем его думать, все взвешивать на бесстрастных весах сознания. Это не всегда содействует эффекту влияния на собеседника. Более продуктивно воздействие на уровне подсознания. Этим целям служит механизм подстройки к собеседнику, рекомендующий копирование, «отзеркаливание», имитирование его поз, жестов, ключевых слов, темпа речи, интонации, частоты моргании глаз, поведенческих реакций и др. Этим самым достигается ощущение полного взаимопонимания именно на подсознательном уровне. Всмотритесь, как ведут себя двое молодых парней у стойки бара с бокалами в руках. Они - само повторение друг друга! Как только в разговоре один из них сложит руки на груди, адекватный ответ собеседника не заставит долго ждать.

Очень важно, чтобы «отзеркаливание» не походило на обычное обезьянничанье». Имитационные приемы должны тонко вмонтироваться в структуру поведения партнера и соответствовать складывающейся ситуации. Здесь важен дух, а не буква.

3.1.5. Методы моделирования

Этот наиболее перспективный метод исследования требует от психолога определенного уровня математической подготовки. Здесь психические явления изучаются на основе приближенного образа реальности - ее модели. Модель дает возможность сосредоточить внимание психолога лишь на главных, наиболее существенных чертах психики. Модель - это полномочный представитель изучаемого объекта (психического явления, процесса мышления и др.). Конечно, лучше сразу получить целостное представление об изучаемом явлении. Но это, как правило, невозможно из-за сложности психологических объектов.

Модель связана со своим оригиналом соотношением подобия (рис. 2.2).

Познание оригинала с позиций психологии происходит через сложные процессы психического отражения. Оригинал и его психическое отражение соотносятся как объект и его тень. Полное познание объекта осуществляется последовательно, асимптотически, через длинную цепь познания приближенных образов. Вот эти приближенные образы и являются моделями познаваемого оригинала.

Необходимость моделирования возникает в психологии, когда:

  •  системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;
  •  требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;
  •  изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;
  •  требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.

Задачи моделирования:

  •  описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;
  •  прогнозирование развития психических явлений;
  •  идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;
  •  оптимизация условий протекания психических процессов.

Коротко о классификации моделей в психологии.Выделяют модели предметные и знаковые. Предметные имеют физическую природу и в свою очередь подразделяются на естественные и искусственные. Основу естественных моделей составляют представители живой природы: люди, животные, насекомые. Вспомним верного друга человека — собаку, послужившую моделью для изучения работы физиологических механизмов человека. В основе искусственных моделей лежат элементы «второй природы», созданные трудом человека. В качестве примера можно привести гомеостат Ф. Горбова и кибернометр Н. Обозова, служащие для исследования групповой деятельности.

Знаковые модели создаются на основе системы знаков, имеющих самую различную природу. Это:

  •  буквенно-цифровые модели, где в качестве знаков выступают буквы и цифры (такова, например, модель регуляции совместной деятельности Н. Н. Обозова);
  •  модели специальной символики (например, алгоритмические модели деятельности А. И. Губинского и Г. В. Суходольского в инженерной психологии или нотная запись для оркестрового музыкального произведения, в которой заложены все необходимые элементы, синхронизирующие сложную совместную работу исполнителей);
  •  графические модели, описывающие объект в виде кружков и линий связи между ними (первые могут выражать, например, состояния психологического объекта, вторые - возможные переходы из одного состояния в другое);
  •  математические модели, использующие разнообразный язык математических символов и имеющие свою классификационную схему;
  •  кибернетические модели построены на языке регрессионного анализа, теории автоматического управления, теории информации и т. д.

Важными свойствами измерений в психологии являются надежность, валидность и репрезентативность.

Надежность характеризует независимость выходных факторов (показателей, результатов наблюдений) от воздействия входных случайных и побочных факторов. Это свойство контролируется проведением повторных наблюдений с их последующей статистической проверкой. Если разброс наблюдаемых значений выходного фактора велик, то надежность измерений подлежит сомнению.

Валидность свидетельствует о том, измеряет ли выбранный инструментарий именно то свойство, для которого он предназначен. Несоблюдение требования валидности может привести к тому, например, что обычная болтливость может быть принята как общительность, нахрапистость - как смелость и т. д.

Репрезентативность характеризует возможность переноса измерительных процедур с одного контингента испытуемых на другой без искажения результатов наблюдений. Если, например, поведенческие реакции определенного типа были выявлены на испытании учителей средних школ, то правомерность переноса этих результатов наблюдений на руководителей промышленных предприятий должна быть тщательно проверена.

3.2.1. Этапы психологического исследования

Психологическое исследование включает в себя ряд логически завершенных фрагментов, или этапов. У каждого этапа свои цели, задачи и стратегии их решения.

1. Организационно-подготовительный этап. Его главное назначение - формулировка цели и задач (проблемы) исследования. Формулировка проблемы должна привести к осознанию того, что между объективно возникающей в ходе развития психологического знания потребностью и существующими средствами ее достижения имеются противоречия. Задачи исследования представляют собой последовательность фрагментов в общем процессе решения проблемы.

В формулировке цели (или целей) должны просматриваться ожидаемые результаты исследования. Цель это опережающее отражение действительности, модель будущего результата. Четкость целевой формулировки исключает разбросанность исследования, концентрирует усилия на актуальных вопросах, устанавливает границы исследования, привлекает все наиболее важное и отбрасывает несущественное. Цель это маяк исследователя в многомерном бушующем океане человеческой психики. По словам Гете, тот, кто хочет достичь многого, должен уметь себя ограничивать.

Пример формулировки цели исследования: «Разработать концепцию групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности и использовать методические средства этой концепции для оптимизации механизма влияния феномена групповой готовности на успешность совместной деятельности». Из этой формулировки следуют два ограничения:

  •  из всего спектра проблем совместной деятельности исследованию подлежит лишь один феномен - групповая готовность к деятельности;
  •  приоритет в исследовании отдается изучению механизмов взаимосвязи групповой готовности с успешностью деятельности.

2. Этап разработки рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза выраженное в словесной форме утверждение (наиболее вероятный вариант решения задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования. У рабочей гипотезы характер рисковый, отчаянный. Ее удел - заглядывать в будущее, балансируя на ниточке, связывающей истину и умозаключение. Поэтому гипотеза как инструмент исследования вызывала бурное негодование И. Ньютона («Гипотез не измышляю!») и И. Канта («Все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть товар запрещенный!»). Но по иронии судьбы именно гипотетические приемы проложили дорогу открытиям, сделанным этими великими мыслителями. Гипотеза - это поводырь исследователя в хитроумном лабиринте психических процессов. Да, она хрупка и наивна, неуклюжа и робка. Но именно она позволяет делать первые шаги к истине.

Выдвижение гипотезы — ответственный этап, требующий от психолога не только научной интуиции, но порой и мужества для противостояния своим оппонентам. «Все во всем!» - воскликнул Дж. Бруно, подчеркивая единство мира, и после 8-летнего тюремного заточения был сожжен на костре. Современный психолог, выдвигая гипотезы, не рискует жизнью. Но неверно сформулированная гипотеза может завести в тупик. Все придется начинать сначала, с новой гипотезы.

Научная гипотеза - это карта местности в хитроумном лабиринте психических явлений. Именно она позволяет психологу делать первые шаги в незнакомом мире истин.

Пример гипотезы исследования: «Процесс формирования групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности заключается в движении совокупного субъекта деятельности к такому активно-действенному состоянию, которое служит регулятором целесообразного и эффективного его поведения в напряженных ситуациях и одновременно уравновешивает требования со стороны совместной деятельности».

3. Методический этап. В соответствии с целью и задачами исследования производится выбор или разработка методического инструментария. Особое внимание уделяется свойствам надежности, валидности и репрезентативности. Здесь же строится общая схема проведения исследования: планируется последовательность процедур, обдумываются возможности по привлечению технических средств и др.

4. Экспериментальный этап предусматривает:

  •  сбор материала для конкретизации причин появления самой проблемы;
  •  проведение поисковых (пилотажных) экспериментов для уточнения некоторых деталей;
  •  подтверждение выдвинутой рабочей гипотезы, т.е. того факта, что исследуемый психический процесс будет развиваться согласно принятым гипотетическим положениям.

К этому этапу у психолога особое отношение. Ведь психология - наука преимущественно экспериментальная. Энциклопедическая формулировка эксперимента звучит так: «Это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности». Вроде бы строго и лаконично. Но к термину «действительность» следует относиться с позиций здравого смысла. Истинный эксперимент имеет место там, где снимается неопределенность знаний или получаются новые факты и знания.

5. Аналитический этап. Это этап научных размышлений о том, что удалось выявить в ходе исследования. Здесь осуществляется обработка материала методами математической статистики. Наиболее ответственным моментом этого этапа является интерпретация полученных данных. Психолог должен призвать себе на помощь все свои аналитические и синтетические способности, привлечь математические приемы извлечения полезной информации из полученных результатов. Наконец, сделать выводы и рекомендации в соответствии с целями и задачами исследования.

Опыт показывает, что в процессе интерпретации теряется 20-40 % информации, значимой относительно разрабатываемой проблемы. Основные причины такого положения заключаются в следующем. Во-первых, как подчеркивалось, в недооценке роли математики в психологии. Многие психологи еще не осознали очевидного парадокса: самый сложный объект в мире (человек) изучается самыми древними методами (умозаключениями). Во-вторых, психические закономерности пытаются выстроить на одном-единственном испытуемом или на многих, но без статистической оценки доверия к результатам. В-третьих, психология, как выразился один ученый, это невеста без приданого, не имеющая ни своих собственных единиц измерения, ни специфического аппарата обработки данных. «Чужие» же приемы обработки подвергаются критике со стороны психологов, чаще справедливо, но и нередко по причине абсолютной математической неподготовленности и даже бравирования своей математической неграмотностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40198. Организация управления финансами корпораций. Организационная структура финансовой службы 62.5 KB
  СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Общее правило формирования коллектива сотрудников финансовой службы предприятия – высокая квалификация и экономически обоснованная минимизация штата. Поэтому структура финансовой службы предприятия обычно формируется постепенно по мере развития предприятия освоения современных технологий и внедрения современных инструментов финансового менеджмента централизации финансово – экономического управления предприятием и формирования на предприятии высокой корпоративной культуры. Структура финансовой службы...
40199. Понятие и сущность финансовых ресурсов. Охарактеризуйте основные подходы к формированию понятия финансовые ресурсы 41.5 KB
  Прибыль – это часть чистого дохода созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения которую непосредственно получает предприятие. Прибыль убыток отчетного периода складывается из: прибыли от реализации товаров; прибыли от реализации имущества и прочих активов; прибыли от финансовых операций; внереализационной прибыли. Прибыль от реализации товаров представляет собой разность выручки от реализации за вычетом НДС акцизов экспортных пошлин налога на реализацию ГСМ процентных надбавок к розничным ценам на...
40200. Подходы к трактовке определения капитала. Учетно-аналитический подход к трактовке понятия капитала 32.5 KB
  Подходы к трактовке определения капитала. Учетноаналитический подход к трактовке понятия капитала. Капитал – это стоимость которая имеет рыночную цену и спрос это реализуемая стоимость. Капитал имеет три формы движения: предпринимательскую прямые капиталовложения в производство и портфельные инвестиции т.
40201. Экономическая сущность капитала. Принципы его формирования 35.5 KB
  Экономическая сущность капитала. Рассматривая экономическую сущность капитала предприятия отметим следующие его главные черты: основной фактор производство; источник формирования благосостояния собственников; капитал предприятия является измерителем его рыночной стоимости. Вместе с тем объем используемого предприятием собственного капитала характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных средств; Динамика капитала предприятия является важнейшим показателем уровня эффективности его хозяйственной деятельности то есть за...
40202. Собственный капитал и его основные элементы. Расчет чистых активов 36.5 KB
  Расчет чистых активов Собственный капитал – общая стоимость средств пря принадлежащих ему на праве собственности. Для определения стоимости собственного капитала используется показатель стоимость чистых активов пря Ча=АрПр где где р принимаемые к расчету Аактивы Ппассивы Ча пря рассчитывается ежеквартально. Под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества принимаемых к расчету суммы его пассивов принимаемых к расчету. Порядок расчета...
40203. Заемный капитал и его источники формирования 26 KB
  Краткосрочные Краткосрочные кредиты банков Краткосрочные займы Кредиторская задолженность По источникам привлечения: 1. Из внутренних источников кредиторская задолженность Цели привлечения: 1 – инвестиционные цели создание запасов; 2 – обеспечение непрерывности производственного процесса потребности пря в ресурсах. Кредиторская задолженность Задолженность поставщикам подрядчикам за выполненные работы поступившие ценности Начисленная но не выплаченная з...
40204. Эмиссия облигаций как источник финансирования 28 KB
  Эмиссия облигаций как источник финансирования. Эмиссия облигаций. Одним из источников финансирования инвестиционной деятельности может быть эмиссия облигаций направленная на привлечение временно свободных денежных средств населения и коммерческих структур.Привлекательность облигаций для потенциальных инвесторов во многом определяется условиями их размещения.
40205. Концепция стоимости капитала. Понятие и виды стоимости 48.5 KB
  Концепция стоимости капитала. Концепция стоимости капитала. Факторы определяющие цену капитала предприятия Одной из важнейших предпосылок эффективного управления капиталом предприятия является оценка его стоимости. Стоимость капитала представляет собой цену которую предприятие платит за его привлечение из различных источников.
40206. Подходы к оптимизации структуры капитала 24 KB
  Подходы к оптимизации структуры капитала. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА процесс определения соотношения использования собственного и заемного капитала при котором обеспечиваются оптимальные пропорции между уровнем рентабельности собственного капитала и уровнем финансовой устойчивости т. Оптимизация структуры капитала предприятия осуществляется различными методами. Метод оптимизации структуры капитала по критерию политики финансирования активов.