71586

АБСОЛЮТНОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Теория и гражданский закон в зависимости от основания возникновения разделяют ответственность на два вида: договорную и внедоговорную (деликтную). По критерию дифференциации — структуре межсубъектной связи — эта классификация вполне соответствует...

Русский

2014-11-09

71 KB

0 чел.

С. КОНОВАЛОВ

АБСОЛЮТНОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОтВЕТСТВЕННОСТИ

Теория и гражданский закон в зависимости от основания возникновения разделяют ответственность на два вида: договорную и внедоговорную (деликтную). По критерию дифференциации — структуре межсубъектной связи — эта классификация вполне соответствует видовой классификации гражданского правоотношения (на относительное и абсолютное).

Относительное правоотношение возникает на основании взаимосогласованной (относительной) воли сторон. Абсолютное правоотношение имеет основанием всеобщую (абсолютную) волю — закон.

Участниками обоих правоотношений являются кредитор (управомоченный субъект) и должник (обязанный субъект).

В относительных правоотношениях управомоченному лицу противостоят строго определенные обязанные лица. В абсолютных же правоотношениях управомоченному лицу противостоит неопределенное число обязанных субъектов. Отсюда относительному правоотношению соответствует относительная (договорная) ответственность, а абсолютному — абсолютная (внедоговорная) ответственность.

В литературе существуют разные взгляды на соотношение указанных правовых категорий. Приведем знаковые, на наш взгляд, мнения, анализ которых позволит сделать выводы о существе затронутой в настоящей статье проблемы.

P.O. Халфина считает, что деликтная ответственность является основанием возникновения обязательства1.

А.Д. Власова пишет: «Ответственность — следствие, а не причина возникновения обязательства… Обязательство из причинения вреда жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности возникает вследствие нарушения абсолютного правоотношения — состояния, при котором субъективное право будущего потерпевшего на жизнь и здоровье связывает его с неопределенным кругом лиц, которым запрещено причинение вреда этим охраняемым гражданским законодательством благам... Под нарушаемым (путем причинения вреда) субъективным правом следует понимать право на чужое поведение — требование, обращенное к неопределенному кругу лиц»2.

И.С. Шабунина рассматривает деликтное обязательство с позиции обязательственного права, «а не традиционного подхода гражданско-правовой ответственности. ...Правонарушение является наиболее распространенным юридическим фактом, порождающим обязанность возмещения вреда, совершение которого, в свою очередь, инициирует применение к причинителю вреда мер ответственности. Однако обязательство вследствие причинения вреда является более широким правовым явлением, чем ответственность за причинение вреда»3.

А.В. Милохова утверждает: «…деликтная ответственность представляет собой санкцию за нарушение абсолютного правоотношения. Данные отношения строятся по схеме: абсолютное правоотношение → нарушение права → деликтная ответственность (относительное обязательственное правоотношение). Таким образом, можно сказать, что нарушение абсолютного правоотношения порождает возникновение относительного правоотношения»4.

Представляется, что обязанность возместить вред, причиненный деликтом, — это и обязательство, и ответственность. Здесь нет ни конкуренции понятий, ни противоречия, это два аспекта одного явления. Это «ответственное обязательство». В отличие от договорного обязательства, для которого характерна добровольность возникновения, деликтное обязательство принудительно для должника (причинителя вреда). Иначе говоря, принцип свободы договора замещен несвободой (произволом). Для обуздания произвола в частном секторе необходимо регулирующее вмешательство публичного — установление и включение механизма ответственности, а именно такой категории последней, как основание возникновения. Необходимо безошибочно определить причинителя вреда, т.е. то лицо, которое объективно и субъективно (внешне и внутренне) связано с причиненным вредом.

Гражданское правоотношение в теории гражданского права определяется как урегулированное нормами гражданского права общественное отношение. Объектом гражданского правоотношения является отношение между субъектом и субъектом (частно-горизонтальное правоотношение) и отношение между субъектом и объектом (частно-вертикальные правоотношения). Причем гражданское право может регулировать как отдельно каждую их названных плоскостей гражданского правоотношения, так и объемно — отношение между субъектами по поводу отношения к объекту, другими словами, такое отношение между субъектами, объектом которого выступает отношение субъекта (субъектов) к объекту.

Такая классификация интересует нас как дифференциация гражданских правоотношений на относительные и абсолютные, где отношение между субъектами — относительное гражданское правоотношение, отношение между субъектом и объектом — абсолютное гражданское правоотношение.

Как известно, ретроспективная гражданско-правовая ответственность — это всегда относительное правоотношение, между субъектами.

При нарушении обязательства (относительного правоотношения) к последнему добавляется обязательство ответственности. В случае деликта — нарушения абсолютного правоотношения — речь может идти о трансформации абсолютного правоотношения в относительное (гражданско-правовая ответственность), хотя абсолютное, конечно, не исчезает, оно лишь преображается отношением. Деликт — юридический факт, вносящий в абсолютность относительность.

Схематично изложенное можно представить так:

Гражданское правоотношение

общее

специальное

Перспективная ответственность

правонарушение

Ретроспективная ответственность

Таким образом, гражданско-правовая ответственность — специальное правоотношение (преобразующее общее гражданское правоотношение и в то же время имманентное ему), порождаемое конкретным юридическим фактом (гражданским правонарушением). Гражданское правонарушение трансформирует перспективную ответственность (общее гражданское правоотношение) в ретроспективную (специальное гражданское правоотношение).

1 Халфина P.O. Обязательства из причинения вреда // Гражданское и торговое право капиталистических стран. – М., 1980. – С. 290.

2 Власова А.Д. Гражданско-правовое регулирование обязательств вследствие причинения имущественного вреда жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности: Дисс. … канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2004. – С. 18, 55, 56, 174.

3 Шабунина И.С. Понятие и особенности возникновения обязательства вследствие причинения вреда: Дисс. … канд. юрид. наук. – Ульяновск, 2004. – С. 7, 83.

4 Милохова А.В. Гражданско-правовая ответственность вследствие причинения вреда: Дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2004. – С. 162.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85457. Леся Українка «Біда навчить» 167 KB
  Серед лиха співати пісні Без надії таки сподіватись Буду жити Геть думи сумні Як це повязано з нашою казкою яку ми розпочали вивчати Горобчику також довелось посумувати перш ніж він став мудрим. Пригадайте нашого горобчика перегляд фрагменту мультфільму Некмітливий горобець.
85458. ВИДИ КАЗОК. СКЛАДАННЯ КАЗОК ЗА ОПОРНОЮ СХЕМОЮ 39.5 KB
  Оголошення теми уроку. Добрий день. Сьогодні у нас цікава і незвичайна тема уроку. Ми будемо грати у казку, ознайомимося з видами казок і створимо свою власну казку за опорною схемою. Розповідь вчителя з елементами бесіди (презентація проекту).
85459. «Путешествие в Книгоград» (экскурсия в библиотеку) 55 KB
  Умными словами недаром сказано: Всем лучшим книге мы обязаны Книги читают стар и млад Книжке хорошей каждый рад. Книги читаю значит мыслю Мыслю значит живу а не кисну. Что же в них хранили Книги В Египте написанные на папирусе в Междуречье выцарапанные на глиняных табличках в Индии составленные...
85460. Чарівна осінь 64 KB
  Мета: Удосконалювати навички виразного читання збагачувати лексичний запас учнів; учити порівнювати художні твори; формувати естетичні смаки; розвивати уяву спостережливість; виховувати бережливе ставлення до природи. Мотивація навчальної діяльності: а Виразне читання вірша вчителем...
85461. М.Коцюбинський. Харитя 52 KB
  Мета. Удосконалювати навички виразного читання; розвивати вміння орієнтуватися у структурі оповідання, придумувати заголовки, розвивати навички елементарного аналізу художнього твору, давати характеристику дійовим особам твору, збагачувати словниковий запас, розвивати мовлення...
85462. Життєвий і творчий шлях І.Я.Франка. І.Я.Франко «Дивувалася зима» 43.5 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про життя і творчість Івана Яковича Франка; вчити виразно читати вірші, формувати вміння аналізувати віршовані твори, виховувати через образне слово почуття любові до свого народу, до України, рідної мови.
85463. «Два брехуни одної правди не кажуть», або «Рука руку миє, нога ногу підпирає». Порівняльний опис байки Л.І. Глібова «Зозуля й півень» та байки І.А. Крилова «Зозуля й півень» 188 KB
  Мета: Розширювати знання дітей про жанр байки, вчити виразно, інтонаційно читати, порівнювати твори різних авторів; словниковий запас учнів; розвивати вміння визначати головну думку байки; виховувати почуття справедливості.
85464. Великий Кобзар. Т. Г. Шевченко «Вітер з гаєм розмовляє...»; «Садок вишневий коло хати...» 2.28 MB
  Розробка уроку читання у 4 класі на заявлену тему мета якого збагатити й узагальнити знання дітей про Тараса Шевченка великого поета і художника; зосередити увагу на образних засобах створення поетичних картин української природи; розвивати вміння виразно читати образне мислення і мовлення...
85465. Василь Сухомлинський «Усмішка» 309 KB
  Мета: активізувати і розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського, розвивати навички швидкого виразного читання, вміння швидко орієнтуватися в тексті, знаходити описи, висловлювати оцінні судження; виховувати в учнів доброзичливе ставлення до оточуючих.