71588

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила чем предусмотренные законом то применяются правила международного договора. А часть 1 статьи 17 Конституции гласит: В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно...

Русский

2014-11-09

167 KB

0 чел.

Г. ОВАДЮК

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧаВАЮЩЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Все действующие в государстве юридические нормы в совокупности своих взаимосвязей составляют систему права. Норму права можно представить как первоначальный «кирпичик», из множества которых складываются другие более сложные уровни системы права. Таким образом, система права — это обусловленная характером общественных отношений структура права, выраженная в объединении составляющих его правовых норм в институты, подотрасли и отрасли права. Система права распадается на крупные составные части — отрасли. Ведущей отраслью является конституционное право, которое, в свою очередь, делится на подотрасли — целостные образования, регламентирующие отдельные виды общественных отношений в пределах сферы регулирования конституционного права. Подотраслью конституционного права будет являться система прав и свобод человека и гражданина. Подотрасль распадается на ряд первичных правовых общностей — институтов права, представляющих собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений. Одной из таких общностей и является институт личной неприкосновенности.

Юридическая специфика определенной группы правоотношений по сравнению с другими — причина обособления правовых институтов. Совокупность правовых норм, регулирующих личную неприкосновенность человека и гражданина, обладает рядом институциональных признаков. Можно выделить следующие критерии (признаки) консолидации правовых норм в правовой институт:

а) единство содержания правовых норм;

б) полнота регулирования определенной совокупности правоотношений;

в) качественная обособленность правовых норм по предмету и форме предписаний.

Поскольку совокупность правовых норм, регулирующих личную неприкосновенность человека и гражданина, соответствует перечисленным признакам, можно говорить о существовании института личной неприкосновенности.

В соответствии со статьей 1 Всеобщей декларации прав человека1, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Статья 3 данного международного документа гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность». Документ закрепляет следующие важнейшие положения: никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех видах (статья 4); никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказаниям (статья 5); никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (статья 9); никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию, каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств (статья 12). В Международном пакте о гражданских и политических правах2, в частности, предусматривается, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (пункт 1 статьи 9); никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, не должен понуждаться к принудительному труду (статья 8); ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским и научным опытам (статья 7). Аналогичные положения содержатся и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы в Риме 4 ноября 1950 г.: каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5); никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии, привлекаться к принудительному или обязательному труду (статья 4). Существуют и другие международные документы, тесно связанные с правом личной неприкосновенности, например, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, принятая Советом Европы в Страсбурге 26 ноября 1987 г.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации входят составной частью в ее правовую систему. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. А часть 1 статьи 17 Конституции гласит: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Личная неприкосновенность человека, как важнейшая составная часть его прав и свобод, обеспечивается нормами Конституции, часть 1 статьи 22 которой гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».

Констатируя неотчуждаемость и принадлежность прав и свобод человека каждому от рождения (часть 2 статья 17), Конституция определяет границы, которые должны соблюдаться при принятии нормативных актов, так или иначе затрагивающих права и свободы человека и гражданина. Во-первых, перечисляя основные права и свободы человека и гражданина, Конституция предупреждает, что недопустимо отрицать или умалять (пренебрегать, недооценивать) другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина (часть 1 статьи 55). Во-вторых, Конституция запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2 статьи 55). В-третьих, Конституция формулирует цели и общие условия, при наличии которых могут быть ограничены права и свободы гражданина, причем только федеральным законом. Вводимые ограничения должны быть соразмерны тем целям, для достижения которых они применяются, возможны и допустимы в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). Соблюдение прав и свобод других лиц входит в общую систему оснований, ограничивающих злоупотребление правами и свободами. Перечисленные в части 3 статьи 55 Конституции основания по смыслу совпадают с содержанием части 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Часть 1 статьи 55 Конституции в соответствии со статьей 30 Всеобщей декларации прав человека, статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах утверждает открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность присоединения новых прав к уже провозглашенным.

Использование прав и свобод личностью Конституция ограничивает требованиями защиты нравственности и здоровья общества. Однако идеалы нравственности и параметры определения здоровья нации исторически подвижны. Общая направленность демократического государства тяготеет к наибольшей терпимости, признанию прав меньшинств. Вместе с тем религиозные каноны, национальные обычаи и традиции, не унижающие человеческого достоинства и не посягающие на личную неприкосновенность, могут учитываться в республиках и других субъектах Российской Федерации (например, в некоторых субъектах снижен возрастной порог вступления в брак). Федеральное законодательство, устанавливая данные ограничения, не может выходить за их конституционный перечень.

В понятие «здоровье нации» практика демократических государств включает духовное здоровье населения, в первую очередь детей и молодежи3. В связи с этим законодатель может устанавливать ограничения на определенные сферы деятельности. Например, эротические программы должны демонстрироваться на телевидении только в позднее время (с 23 до 4 часов) или на специальных каналах телевещания. В рассматриваемое понятие также включается забота о физическом здоровье населения, например, запрет на телевизионную рекламу табачной продукции, запрещение продавать данный товар лицам моложе 18 лет, финансирование за счет средств государственного бюджета антиникотиновых программ.

Конституция Российской Федерации допускает возможность установления ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Но такие ограничения могут быть введены только федеральным конституционным законом с указанием пределов и срока их действия (часть 1 статьи 56). Но даже введение чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 апреля 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»4 не может стать основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии.

Помимо конституционных норм личная неприкосновенность человека обеспечивается нормами федерального уголовного законодательства (уголовная ответственность за покушение на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, честь и достоинство человека); федерального гражданского законодательства (об ответственности за причинение вреда; о порядке защиты нематериальных благ, чести, достоинства, деловой репутации); законодательства об административной ответственности (за нарушение правил движения на транспорте, за нарушение экологической безопасности). Кроме того, систему гарантий устанавливает уголовно-процессуальное законодательство.

В гражданском законодательстве личная неприкосновенность рассматривается как нематериальное благо, принадлежащее человеку от рождения. В Гражданском кодексе Российской Федерации5 нематериальным благам и их защите посвящена глава 8, статья 151 которой посвящена вопросам компенсации морального вреда. Вред, причиненный гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, и доставляющий ему физические или нравственные страдания, называется моральным. Моральный вред может затрагивать как нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения (жизнь и здоровье, личная неприкосновенность), так и возникшие в силу закона (право на имя, право авторства, право свободного передвижения и выбора места жительства); может выражаться в нравственных переживаниях, порожденных неправомерными действиями частных или должностных лиц государственных органов; в физических страданиях; в невозможности продолжать активную общественную и деловую деятельность в результате распространения сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию гражданина; в потере работы вследствие полученного увечья или иного ухудшения здоровья, возникших в результате неправомерных деяний других лиц.

Обязательства причинителя вреда носят внедоговорной характер. Причинитель морального вреда должен его компенсировать в форме денежных выплат.

Компенсация морального вреда — самостоятельный способ защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса). Нормы о компенсации морального вреда есть и в других нормативных правовых актах. Согласно статье 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.6, моральный вред, причиненный потребителю путем нарушения изготовителем товара (исполнителем работы или услуги, продавцом) его прав, подлежит возмещению при наличии вины причинителя вреда.

Возмещение морального вреда военнослужащим предусмотрено пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»7.

Средства массовой информации возмещают моральный вред согласно статье 62 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»8 (с изменениями и дополнениями от 15 декабря 1994 г., 12 мая, 6 июня, 19 июля и 22 ноября 1995 г., 29 июня 2004 г.): «Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом».

Указанный Закон также содержит требования о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, результатом которого может стать нарушение конституционных прав и свобод. Так, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжиганию национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, для пропаганды войны, для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (часть 1 статьи 4).

Компенсацию морального вреда нельзя отождествлять с имущественной ответственностью. Ее цель — не возместить денежные потери пострадавшего, а загладить моральный ущерб.

Вопросам компенсации морального вреда посвящено постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»9.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, от степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина стала основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (часть 2 статьи 1101 Гражданского кодекса).

Вопрос о компенсации нравственных переживаний может рассматриваться судом самостоятельно, независимо от наличия имущественного ущерба.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну гарантируется нормами, обеспечивающими неприкосновенность жилища (статья 139 Уголовного кодекса10), тайну усыновления (статья 139 Семейного кодекса11 статья 155 Уголовного кодекса), врачебную тайну (пункт 6 части 1 статьи 30, статья 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан; статья 9 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»12, статья 52 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»13, статья 12 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»14), тайну исповеди (часть 7 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»15), тайну нотариальных документов, в том числе завещания (статья 1123 Гражданского кодекса), тайну денежных вкладов (статья 857 Гражданского кодекса, статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»16 в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ), тайну персональных данных о человеке (статья 11 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»17, статьи 137 и 138 Уголовного кодекса).

Немало норм, предписания которых гарантируют личную неприкосновенность, содержится в законодательстве, регламентирующем меры государственной защиты (личная охрана, переселение на другое место жительства) для отдельных категорий должностных лиц и граждан (Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»18, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»19, Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране»20).

Ко второй группе правовых средств, обеспечивающих личную неприкосновенность, относятся акты, наделяющие граждан правами на защиту своей жизни, здоровья, половой неприкосновенности от противоправных посягательств со стороны других лиц. Центральное место в этой группе занимают положения Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях21. В силу статьи 37 Уголовного кодекса не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если пределы необходимой обороны не были превышены. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Защита личности и ее прав от посягательства правомерна, если не было допущено превышение пределов необходимой обороны. А превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства.

Правомерность действий, хотя и причиняющих вред правонарушителю но совершаемых в состоянии крайней необходимости, констатируется и в статье 2.7 Кодекса об административных правонарушениях.

Защита неприкосновенности личности обеспечивается и с помощью Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 г. «Об оружии»22, а также принятых на его основе нормативных актов, предоставляющих гражданам право приобретать и использовать гражданское оружие в целях самообороны (например, постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»23).

Третью группу правовых гарантий неприкосновенности составляют нормы уголовного, административного, гражданского и иного законодательства, устанавливающие ответственность за посягательство на это право и предусматривающие порядок возмещения вреда, причиненного в результате подобных посягательств.

На защиту жизни человека направлены, в частности, статьи 105-110 Уголовного кодекса, на защиту его здоровья — статьи 111-125, на защиту свободы — статьи 126-128, на защиту половой неприкосновенности и половой свободы — статьи 131-135, на защиту психической неприкосновенности — статьи 40, 119, 120, 163, 296, 299, 301, 302, 305-307 Уголовного кодекса.

В случае причинения гражданину физического, морального или имущественного вреда вследствие нарушения его права на личную неприкосновенность этот вред подлежит обязательному возмещению на основании статьи 16 «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления», и главы 59 Гражданского кодекса «Обязательства вследствие причинения вреда». С учетом этих норм должны применяться и нормы Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда24, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г., не утратившего юридическую силу и в настоящее время.

Конституция и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, наряду с общими нормами об обеспечении личной неприкосновенности, закрепляют положения, касающиеся обеспечения неприкосновенности отдельных категорий лиц, чья служебная деятельность, сопряженная с повышенным профессиональным риском, нуждается в особом режиме, независимо от любых внешних влияний. В частности, статья 91 Конституции устанавливает, что Президент России обладает неприкосновенностью. В соответствии с частью 1 статьи 98 Конституции «члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей». Вопрос о лишении неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания (часть 2 статьи 98 Конституции). Подобно приведенному положению Конституции и содержание статей 19 и 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в редакции от 5 июля 1999 г. и от 12 февраля 2001 г.25. В них также указано, что названные выше лица не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности, обысканы и досмотрены без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Сходные положения, гарантирующие неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с обвинением указанных лиц в совершении противоправных действий при исполнении депутатских полномочий, содержатся в статьях 13, 14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»26 (в последней редакции от 4 июля 2003 г.).

Гарантии личной неприкосновенности установлены в отношении судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда Российской Федерации, к которым какие-либо принудительные меры могут быть применены лишь после получения согласия квалификационной коллегии судей или Конституционного Суда. Так, статья 16 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»27 (в редакции Федеральных конституционных законов от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ и от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ) гласит: «Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом».

В Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»28 (в редакции Закона Российской Федерации от 14 апреля 1993 г. № 4791-1; Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288; Федеральных законов от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ, от 17 июля 1999 г. № 169-ФЗ, от 20 июня 2000 г. № 89-ФЗ, от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ) неприкосновенности судей посвящена статья 16 — одна из самых обширных в законе.

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции: телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений — (часть 1 статьи 16).

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное при отправлении правосудия мнение и принятое судом решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (часть 2 статьи 16).

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности должен быть немедленно освобожден. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях безопасности других людей (часть 5 статьи 16).

Положения о неприкосновенности судей содержатся и в статье 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»29. Неприкосновенность судей является гарантией их независимости.

Неприкосновенностью обладают и Председатель, его заместитель, аудиторы и, отчасти, инспекторы Счетной палаты Российской Федерации (статья 29 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»30. Правовая обоснованность установления для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей дополнительных гарантий неприкосновенности была подтверждена постановлением Конституционного Суда от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности положений частей 1 и 2 статьи 18, статьи 19 и части 2 статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и постановлением от 7 марта 1996 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»31.

Следует упомянуть и о других нормах охранительного характера, выступающих гарантом личной неприкосновенности всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Так, принятые 22 июня 1993 г. Основы законодательства об охране здоровья граждан32 устанавливают, что любое медицинское вмешательство допускается только с согласия пациента или его законных представителей (если речь идет о несовершеннолетних или недееспособных гражданах). Без согласия пациента медицинская помощь может оказываться, лишь когда его состояние не позволяет ему выразить свою волю (статья 32 Основ). Решение о медицинском вмешательстве вправе принимать консилиум врачей, а при невозможности собрать таковой — лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей. Решение о принудительной госпитализации вправе принять только суд.

Возможность применения принудительных мер медицинского характера регулируется статьями 97-104 Уголовного кодекса (раздел VI «Принудительные меры медицинского характера»). Они могут быть приняты к лицам, совершившим преступные деяния в состоянии невменяемости; к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании (часть 1 статьи 97). В этих случаях принудительные меры медицинского характера назначаются, только если психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (часть 2 статьи 97).

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»33 лечение без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя может проводиться лишь в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом, или когда психическое расстройство обусловливает опасность лица для себя или окружающих, его беспомощность или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения состояния здоровья (статья 29 Закона).

Трансплантация органов или тканей человека, согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О тра-нсплантации органов и (или) тканей человека»34, допускается лишь с согласия донора и только при условии, что его здоровью не будет причинен значительный вред.

Федеральный закон от 30 мая 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»35, вводя комплекс мер, обеспечивающих профилактику и лечение этого заболевания, предусматривает, что медицинское освидетельствование граждан с целью выявления ВИЧ-инфекции проводится только добровольно, за исключением случаев обязательного освидетельствования отдельных категорий лиц (доноры; работники медицинских учреждений, учреждений общественного питания и тому подобные; осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы).

Многие нормы законодательства направлены на охрану психической неприкосновенности человека. Так, статьи Уголовного кодекса предусматривают ответственность не за совершенное преступное деяние, а за угрозу его совершения или за принуждение к совершению действия, которое лицо не предполагало совершать. Это, например, статья 110 «Доведение до самоубийства», статья 119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», статья 120 «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации», статья 163 «Вымогательство», статья 230 «Склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, статья 302 «Принуждение к даче показаний».

Интересна история статьи 128 Уголовного кодекса «Незаконное помещение в психиатрический стационар». К сожалению, в Советском Союзе и в Российской Федерации широко распространен печальный опыт объявления психически больными лиц, протестующих против политических порядков и социальной несправедливости, пытающихся привлечь к ответственности за противоправные действия должностных лиц государственных органов. Это так называемый психиатрический террор — использование психиатрии в немедицинских, в том числе политических, целях, что является нарушением прав и свобод человека, в первую очередь права личной неприкосновенности.

VIII Конгресс Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА), проходивший в Афинах с 12 по 19 октября 1989 г., проголосовал за возвращение СССР в члены ассоциации с годичным испытательным сроком. Впервые за всю историю этой международной организации членство в ней было предоставлено с оговорками. Ранее Советский Союз был исключен из Всемирной психиатрической ассоциации именно за применение «психиатрического террора»36.

По данным Всемирной организации здравоохранения, тяжелыми формами психических заболеваний страдает примерно 1% населения Земли. В советском же государстве, по сведениям Госкомстата СССР, к началу 1988 г. на учете состояли 10,2 миллиона человек с психическими расстройствами — это 3,5% граждан37. В 1988 г. перед VIII Конгрессом Всемирной психиатрической ассоциации в Советском Союзе сняли с учета 734 тысячи человек. В целом по стране намечалось снять с психиатрического учета 1,5-2 миллиона человек38. Следовательно, они были поставлены на учет вовсе не на основании психиатрических стандартов.

В преддверии VIII Конгресса Уголовный кодекс РСФСР поспешно был дополнен статьей 126 (2) об ответственности за «помещение в психиатрическую больницу заведомо здорового лица». По этой норме ответственность наступала за незаконное помещение в психиатрическую больницу только заведомо здоровых людей, но не психически больных, которые в стационарном лечении не нуждаются. При разработке статьи 128 нынешнего Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ законодатель исправил эту ошибку. В редакции статьи предусмотрена ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар любого лица. Однако в Кодексе ничего не говорится об ответственности за заведомо необоснованную постановку на психиатрический учет. Ведь, даже если человек не помещен в психиатрический стационар, но находится на учете в психоневрологическом диспансере, его права и свободы ограничены: он не может занимать определенные должности и заниматься некоторыми видами деятельности. Такому гражданину сложно участвовать в общественной и политической жизни, например, подавать жалобы в государственные органы. Клеймо «психически ненормальный» может негативно отразиться на моральном и физическом состоянии человека.

Наиболее существенные ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность человека зачастую связаны с применением ареста, заключения под стражу и задержания. Применяемая в действующем законодательстве терминология под арестом подразумевает меру пресечения, применяемую в ходе уголовного судопроизводства к обвиняемому или подозреваемому (пункт 16 статьи 34 Уголовного процессуального кодекса от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ); административный арест, применяемый в качестве меры административного взыскания (статья 32 Кодекса об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ); наказание, заключающееся в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества (статья 54 Уголовного кодекса от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ).

Термином «задержание» обозначается задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, осуществляемое в соответствии со статьей 122 Уголовного процессуального кодекса; административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (статьи 240-242 Кодекса об административных правонарушениях). Уголовный кодекс указывает и на такой вид наказания, как ограничение свободы — содержание осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (статья 53).

Незаконное задержание, заключение под стражу и содержание под стражей не только причиняют существенный вред интересам правосудия, но и посягают на гарантированную конституционную свободу и неприкосновенность личности. Порядок применения ареста (заключения под стражу) в качестве меры пресечения в рамках уголовного судопроизводства определяется главным образом статьями 11, 89, 90, 96, 97, 239.1 Уголовного процессуального кодекса. Как следует из этих статей, заключать под стражу можно лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступления, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) скроется от дознания, предварительного следствия или суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, будет заниматься преступной деятельностью или может воспрепятствовать исполнению приговора.

Часть 1 статьи 96 Уголовного процессуального кодекса устанавливает, что при наличии данных оснований применение заключения под стражу возможно лишь в отношении лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (в отношении несовершеннолетних — пяти лет лишения свободы). И лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена к человеку, совершившему преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух или пяти лет.

Применение ареста возможно только после возбуждения уголовного дела по постановлению прокурора либо по санкционированному прокурором постановлению лица, проводящего дознание, или следователя либо по решению суда. Решения о применении меры пресечения могут быть обжалованы заинтересованными лицами вышестоящему прокурору или прокурору, осуществляющему надзор за производством дознания или предварительного следствия, в суд, а судебные решения — в вышестоящий суд (статьи 218, 220, 2201, 2202 Уголовного процессуального кодекса; постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 Уголовного процессуального кодекса РСФСР39).

Тем самым создается реальная возможность осуществления каждым, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, предусмотренного частью 4 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах права на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление о законности задержания и распорядиться об освобождении, если задержание было незаконно. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 сентября 1994 г. № 6 «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 3 “О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей”»40 указал, что такое право, предполагающее безотлагательную проверку законности задержания и освобождение задержанного, если задержание незаконно, должно обеспечиваться как обвиняемым, так и лицам, задержанным по подозрению в совершении преступления.

Арест и заключение под стражу производятся в большинстве случаев в ходе предварительного расследования. После окончания расследования уголовное дело передается в суд. Время нахождения лица под стражей имеет законодательно установленные рамки. Содержание обвиняемого под стражей в качестве меры пресечения при расследовании преступлений не может продолжаться более двух месяцев (статья 97 Уголовного процессуального кодекса). Однако, ввиду особой сложности дела, а также в иных исключительных случаях этот срок может быть продлен районным прокурором — до трех месяцев, прокурором субъекта Федерации — до шести месяцев, заместителем Генерального прокурора — до года, Генеральным прокурором — до восемнадцати месяцев. Причем содержание под стражей свыше шести месяцев допускается лишь в исключительных случаях и только по особо тяжким преступлениям (в соответствии с Федеральным законом от 9 марта 2001 г. «О внесении изменений в часть 2 статьи 97 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации»41, вступившим в силу с 1 января 2002 г.).

В случае возвращения судом уголовного дела для дополнительного расследования срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела независимо от срока, в течение которого обвиняемый до этого содержался под стражей.

Правоохранительные органы и суд должны разъяснять права арестованным лицам в соответствии с международными правовыми нормами, согласно которым каждый имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему обвинения быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основаниях уголовного обвинения (пункт 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах). Пункт 1 статьи 9 и пункт «с» статьи 14 указанного Пакта также гарантируют право каждого арестованного быть судимым без неоправданной задержки и исключают произвольное содержание под стражей.

Задержание как мера процессуального принуждения может быть применена к лицу при наличии одного из следующих оснований: когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда очевидцы или потерпевшие укажут на него как на совершившего преступление; когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления. Лицо может быть задержано, если оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо прокурором, а также следователем или дознавателем, с согласия прокурора, в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Основания и порядок задержания регулируются статьями 91 и 92 Уголовного процессуального кодекса.

После доставления подозреваемого в орган дознания к следователю или прокурору в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания. Подозреваемый может быть допрошен и подвергнут личному обыску.

Срок задержания не может превышать трех суток с момента его фактического задержания. Этот срок состоит из двух частей: в течение первых 24 часов лицо или орган, произведший задержание, должен уведомить об этом прокурора, а в течение последующих 48 часов с момента получения извещения прокурор должен принять решение либо о даче санкции на заключение задержанного под стражу либо о его освобождении. Получение прокурором извещения о задержании немедленно после его проведения сокращает время содержания лица под стражей.

Задержание возможно лишь за совершение преступления, наказанием за которое является лишение свободы. Если задержанный попросил, то милиция или другой орган, задержавший его, обязан уведомить его родственников, а также администрацию по месту его работы или учебы; если задержанный несовершеннолетний — извещаются его родители или лица, их заменяющие.

Статья 301 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за незаконное задержание, заключение под стражу и содержание под стражей.

Арест как мера административного взыскания может применяться лишь в исключительных случаях по решению судьи районного (городского) суда за отдельные виды правонарушений (например, хулиганство) на срок до 15 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II групп (статья 32 Кодекса об административных правонарушениях).

Срок административного задержания, как правило, ограничен тремя часами, и для его применения не требуется получения специального судебного разрешения (часть 1 статьи 242). Если имеются достаточные данные об административном правонарушении, посягающем на установленный режим государственной границы и порядок пребывания в Российской Федерации, на порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, по постановлению судьи допускается административное задержание на срок даже свыше 48 часов.

В условиях чрезвычайного положения за нарушение комендантского часа лицо может быть задержано до окончания комендантского часа, а при отсутствии у лица документов — на срок до трех суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя; по решению суда этот срок может быть продлен до десяти суток (статья 31 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных войск (статья 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). Правовые отношения должностных лиц мест содержания под стражей и граждан, находящихся в них, регулируются Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, утвержденным приказом министра юстиции от 25 января 1999 г. № 20 42.

В более широком смысле к местам лишения или ограничения свободы, помимо названных учреждений, относятся приемники-распределители, психиатрические больницы закрытого типа, гауптвахты, закрытые учебные и лечебные учреждения для несовершеннолетних43.

В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»44 порядок и условия содержания под стражей определяются на основании принципов законности, равенства прав граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. Содержать под стражей можно лишь на основаниях и в целях, установленных законодательством, и не должно сопровождаться пытками и иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий обвиняемым и подозреваемым.

В силу части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Следовательно, обвиняемые и подозреваемые пользуются правами и свободами, а также исполняют обязанности, установленные для всех граждан Российской Федерации, хотя и с некоторыми ограничениями, которые не могут быть произвольными и вводятся лишь в той мере, в какой они обусловлены требованиями изоляции от общества.

1 Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Права человека. Основные международные документы. М., 1989. – С. 134.

2 Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 29.

3 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Бек, 1994. – С. 174.

4 СЗ РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277.

5 СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

6 СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

7 СЗ РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.

8 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 7. – Ст. 300; СЗ РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 169; № 24. – Ст. 2256; № 30. – Ст. 2870; 1996. – № 1. – Ст. 4.

9 Российская газета. – 1995. – 8 февраля.

10 СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

11 Российская газета. – 1996. – 27 января.

12 Ведомости ВС РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1913.

13 СЗ РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.

14 СЗ РФ. – 2001. – № 26. – Ст. 2581.

15 СЗ РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4465.

16 СЗ РФ. – 1996. – № 6. – Ст. 429.

17 СЗ РФ. – 1995. – № 8. – Ст. 609.

18 СЗ РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1455.

19 СЗ РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.

20 СЗ РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2594.

21 СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

22 Ведомости ВС РФ. – 1993. – № 24. – Ст. 860.

23 СЗ РФ. – 1998. – № 32. – Ст. 438.

24 Ведомости ВС СССР. – 1981. – № 21. – Ст. 741.

25 Ведомости Федерального Собрания РФ. – 1994. – № 7. – Ст. 304; СЗ РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3466; 2001. – № 7. – Ст. 614.

26 СЗ РФ. 1999. – № 42. – Ст. 5005.

27 СЗ РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1; 2001. – № 51. – Ст. 4825; 2003. – № 27 (ч. 1). – Ст. 2698.

28 Ведомости ВС РФ. – 1992. – № 30. - Ст.1792.

29 СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

30 СЗ РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 167.

31 Вестник Конституционного Суда РФ. – 1996. – № 2. – Ст. 12.

32 Ведомости Верховного Совета РФ. – 1993. –  № 33. – Ст. 1318.

33 Ведомости ВС РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1913.

34 Ведомости ВС РФ. – 1993. – № 2. – Ст. 62.

35 СЗ РФ. – 1995. – № 14. – Ст. 1212.

36 Карпов А. СССР и мировая психиатрия // Известия. – 1989. – 26 октября.

37 Литературная газета. – 1989. – 13 сентября.

38 Аргументы и факты. – 1989. – № 29.

39 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 1998. – № 5.

40 Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1995. – № 1. – Ст. 3.

41 СЗ РФ. – 2001. – № 11. – Ст. 1002.

42 Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 1999. – № 2.

43 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. Л.А. Окунькова. – М.: БЕК. – 1994. – С. 69.

44 СЗ РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53894. Формування культури учнів засобами навчальних предметів 75 KB
  Як зазначено у Концепції загальної середньої освіти:Слайд №3 Освіта ХХІ століття – це освіта для людини її стрижень – розвиваюча культуротворча домінанта виховання відповідальної особистості яка здатна до самоосвіти та саморозвитку вміє критично мислити опрацьовувати різноманітну інформацію прагне змінити на краще своє життя і життя своєї країни.Слайд №4 ХХІ століття – це час переходу до високотехнологічного інформаційного суспільства у якому якість людського потенціалу рівень освіченості й культури всього населення...
53895. Позакласний захід «Фестиваль грецької культури» 2.09 MB
  Україна - толерантна, багатонаціональна держава. Більше 50 націй і національностей проживають в ній. За 20-літнє незалежне існування, великі і малі народи України, отримали можливість всебічного розвитку своєї культури, традицій, мови. Один з таких народів греки.
53896. Проект «Культура спілкування» 65.5 KB
  Очікувані результати: учні навчаться здобувати інформацію з різних джерел аналізувати і систематизувати її; отримають досвід публічного виступу під час захисту проекту; здобудуть життєві навички культурного спілкування. Форми роботи: робота з літературою за темою проекту; анкетування; інтерв’ю; підготовка пам’яток; бесіди; інсценівки; години спілкування; дискусії. Опрацювати літературу з питань культури спілкування та визначити основні правила спілкування скласти пам’ятки: Основні правила спілкування Якщо...
53897. Культура України у І половині ХVІІ століття 44.5 KB
  Робота в групах. І група. Чому вертеп користувався популярністю серед населення ІІ група. Чому бандуристи кобзарі лірники користувалися надзвичайною повагою ІІІ група.
53898. КОМБІНАЦІЯ КУЛІ З ІНШИМИ ТІЛАМИ 377.5 KB
  При розвязуванні задач на комбінацію кулі з многокутниками і тілами обертання потрібно встановити залежність між радіусом кулі і лінійними елементами тіл що входять в комбінацію. Успішне розвязання таких задач потребує чіткої уяви про положення центра кулі в даній комбінації. Додатковий малюнок в якому радіус кулі і повязані з ним елементи іншого тіла даються в натуральну величину в розрізі відповідають тій же меті.
53899. Курение или здоровье? Выбирайте сами! 73 KB
  Просмотр слайдов презентации с комментариями. Вступительное слово учителя: Слайд 1: Сегодня наш классный час посвящен серьезной проблеме. Слайд 2 Здоровье это действительно бесценный дар. Просмотр слайдов презентации с комментариями учителя: Слайд 3 Курение – самая серьезная из предотвратимых причин нарушения здоровья.
53900. Практический курс по художественному труду «Фантазия и воображение» 43.5 KB
  Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик ученик-ученик а также монологи во время которых дети высказывают оценочные суждения. Возможные материалы для основной работы Упаковочный картон для основы чипсы фирмы Люкс Лейз Гуашь краски тушь цветные карандаши мелки.
53901. Програма факультативного курсу «Література і театр» (8-9 клас) 167 KB
  Дебальцева Програма факультативного курсу Література і театр 8 9 клас Курінна Л. вчитель російської мови та зарубіжной літератури вчительметодист вища категорія 2010 2011 навчальний рік Пояснювальна записка Програма факультативного курсу Літератури і театр с орієнтиром у прилученні школярів до театрального мистецтва з метою їхнього загального естетичного розвитку розширення і збагачення духовних потреб підвищення рівня творчої активності громадянської свідомості стимулювання і розвиток життєвої компетентності. В основу...
53902. Кути. Вимірювання кутів 42.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про зміст основних понять теми вивчених на попередньому уроці; продовжувати формувати навички учнів оперувати вивченими в темі поняттями для обґрунтування дій під час розв’язування типових задач; використовуючи прийом аналогії та знання і вміння вироблені під час вивчення теми Відрізки сформувати вміння розв’язувати типові задачі на застосування аксіом вимірювання та відкладання кутів; відпрацювати навички побудови кутів та їх вимірювання із використанням приладів. Наочність і...