71592

ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Государство воздействует на экономику с помощью экономической политики которая определяется как разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей...

Русский

2014-11-09

123 KB

0 чел.

Э. РАХМАТУЛИН,

соискатель

ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики с различной степенью государственного вмешательства в ее функционирование.

Классики политической экономии, прежде всего А. Смит, полагали, что рыночная экономика вполне способна к саморегулированию и самоорганизации, а поэтому государственное вмешательство должно ограничиваться двумя сферами — защитой права частной собственности и свободы экономического выбора. Для этого государство должно использовать такой механизм, как принятие нормативно-правовых актов.

Пересмотр данной концепции связан с именем Дж. Кейнса1 и «Великой депрессией» 1929-1933 гг. После того как стало очевидно, что рыночная экономика не может справляться с экономическими кризисами без внешнего вмешательства, а монополизация рынка угрожает самому существованию рыночной экономики, более серьезное, чем раньше, вмешательство государства в экономику стало восприниматься как необходимость. Перечисленные проблемы — далеко не единственные из тех, которые потребовали вмешательства государства в экономическую деятельность. В силу этого сам факт необходимости государственного регулирования уже не ставится под сомнение. Но о том, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов — от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.

В рыночной экономике основным регулятором выступает все же рынок, а государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы, в силу различных причин, неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Государство воздействует на экономику с помощью экономической политики, которая определяется как разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур, направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей2.

Государственное регулирование экономики — система социально-экономических и политических мер, осуществляемых органами государственной власти для реализации главной цели экономической политики3. Система методов государственного регулирования разнообразна. Виды выделяемых методов у разных авторов существенно отличаются. Одна из популярных классификаций — выделение административных и экономических методов4.

Административные методы представляют собой способы воздействия государства, связанные с формированием правовой инфраструктуры. Их функция — обеспечение стабильности юридической обстановки экономической жизни, защита конкурентной среды, соблюдение прав собственника. Административные меры подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой действия государства, влияющие на определенные аспекты функционирования рынка. К ним относят финансово-бюджетную, денежно-кредитную политику, прогнозирование, планирование и т.д.

Некоторые авторы дополнительно выделяют институциональные методы, связанные с формированием исполнительных структур государственной власти, объектов государственной собственности, государственного сектора, с подготовкой экономических программ и экономических прогнозов, поддержкой исследовательских центров по экономике, различных экономических советов и союзов и т.д.5

Наиболее часто используемая классификация — деление методов на прямые и косвенные. Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъектов, не создавая никому преимуществ в конкурентной борьбе. Косвенные методы связаны с опосредованным воздействием государства. К ним, в частности, относят:

— кредитную политику (регулирование учетной ставки банковского процента, установление и изменение минимальных резервов кредитных организаций);

— таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин).

Прямые методы призваны воздействовать на отрасли производства или хозяйствующих субъектов. Они связаны с прямым вмешательством государства в экономическую жизнь. Сюда относятся государственные инвестиции, льготы, дотации.

К прямым методам также относят фискальную и амортизационную политику (установление нормы амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация). При этом косвенные методы преобладают над прямыми и воспринимаются хозяйствующими субъектами как неизбежные.

Кроме прямых и косвенных методов, некоторые авторы выделяют методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование, лицензирование) и государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долями акций, принадлежащих государству)6. Для эффективной реализации экономической политики нужно обеспечить комплексность и взаимосвязь всех методов государственного воздействия на экономику.

О каких бы методах государственного регулирования экономики мы ни говорили, всегда следует иметь в виду, что форма реализации государственного вмешательства не изменилась со времен А. Смита. По-прежнему наиболее эффективным способом реализации государственной экономической политики является закрепление используемых методов государственного регулирования в нормативно-правовых актах.

С юридической точки зрения принципиально важно, что любое регулирующее воздействие государства проводится с помощью правовых инструментов. Именно посредством издания нормативно-правовых актов реализуются меры воздействия государства на рынок. Более того, именно с помощью нормативно-правовых актов можно определить ту самую меру государственного воздействия, за пределы которой государство выйти не вправе. Даже сторонники минимального воздействия государства на экономику признают, что именно на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, и контроль над их исполнением.

Итак, с юридической точки зрения государственное регулирование экономики выражается в том, что государство издает нормативно-правовые акты, опосредующие государственное воздействие на экономику, формирует законодательную основу рынка. Отметим, что основы государственного регулирования экономики России закреплены в Конституции.

Создание законодательной базы — это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты: производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Рассмотрим методы государственного воздействия на экономику и то, как они опосредуются в нормативно-правовых актах.

Через кредитно-денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос.

Государство регулирует денежную массу в обращении различными методами, ведь именно оно занимается эмиссией денег. Среди инструментов регулирования денежной массы можно выделить, например, политику процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Когда национальный банк понижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд, а кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Повышая же учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, следовательно, предложение денег.

Мощным инструментом кредитно-денежной политики является изменение нормы обязательных резервов кредитных организаций. Введение обязательной нормы обусловлено необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям предложения денег.

Еще один способ кредитно-денежной политики — проведение операций на открытом рынке. Это покупка и продажа государственных облигаций, с одной стороны, Центральным банком, с другой — коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, на объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Без отлаженной кредитно-денежной политики невозможна борьба с инфляцией.

Государственная кредитно-денежная политика, согласно статье 75 Конституции России, определяется Центральным банком. Согласно статье 45 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»7, Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год8. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту и Правительству России.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о бюджете на предстоящий год.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, составной частью которого является таможенная политика, также один из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, оно может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы, — влиять на экспорт и импорт. Традиционно большое значение здесь имеют таможенные пошлины, с помощью которых можно устанавливать барьеры для проникновения в страну иностранных товаров, чем поддерживать конкурентоспособность на внутреннем рынке национальных производителей.

Внешнеэкономическая, валютная и таможенная политика регламентируется в России на уровне федеральных законов. Так, таможенная политика государства определяется Таможенным кодексом9 и Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе»10. Валютной политике посвящен Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»11. Внешнеэкономическая политика — предмет Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»12.

Государственное предпринимательство целесообразно в сферах, где преобладают малорентабельные предприятия, и в тех отраслях хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относится предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики и т.д.

Государственное предпринимательство получило довольно широкое развитие в России. Причем присутствие государства не всегда обусловлено перечисленными выше целями. Зачастую государство активно присутствует и в высокорентабельных отраслях, где основной формой его участия является участие в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ.

По общему правилу государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом (пункт 4 статьи 66 ГК РФ). Исключение предусматривается для приватизации государственного имущества. По решению органа исполнительной власти государственное имущество и исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации и приобретаемых ею, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее 25 процентов и одна акция13.

Однако российское законодательство не запрещает государству владеть акциями и долями опосредованно — через учрежденные ими некоммерческие организации или созданные в процессе приватизации акционерные общества. В таком случае получение дохода также будет опосредоваться необходимостью получать прибыль от владельца акций или долей.

Второй важной формой государственного предпринимательства является создание унитарных предприятий.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (в рассматриваемом нами случае — субъектом РФ). Последнему (субъекту) принадлежит на праве собственности имущество унитарного предприятия14.

Унитарные предприятия создаются на основе ограниченных вещных прав — хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом закон устанавливает закрытый перечень в случае, когда может быть создано унитарное предприятие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая — с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Основы бюджетной политики закладываются Бюджетным кодексом. Именно в нем раскрываются принципы построения бюджетной системы, основные положения, касающиеся формирования доходов и расходов бюджетов всех уровней, бюджетного дефицита и управления государственным долгом. Кроме того, бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента страны15. Например, в Бюджетном послании на 2006 г. установлена важнейшая задача бюджетной политики — обеспечение макроэкономической устойчивости, последовательное снижение инфляции в 2006-2008 гг.

Остановимся кратко на такой составной части фискальной политики, как налоговая политика.

Главное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления функций государства. У налогов множество функций, но для раскрытия темы настоящей статьи необходимо упомянуть об одной из них — регулирующей. Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует изменению налоговой нагрузки на экономических субъектов, влияет на экономический рост и способствует разрешению важнейших социально-экономических проблем.

Основными (но не единственными) методами налоговой политики являются налоговые ставки и налоговые льготы. Изменяя налоговую ставку, государство влияет на уровень налогового изъятия в экономике и, следовательно, на уровень доходов бюджета. Через установление неодинаковых ставок происходит перелив капиталов из одной сферы производства в другую, так как инвесторы выбирают более выгодные условия для вложения средств16. Вместе с тем, повывшая налоговые ставки, государство должно всегда помнить о кривой Лаффера, чтобы эффективность изменения ставок была бы наибольшей.

Налоговые льготы снижают уровень налоговых изъятий для некоторых категорий плательщиков. Предоставляя налогоплательщикам налоговые льготы, государство активизирует экономическую деятельность в тех или иных сферах, поддерживает низкодоходные, но социально важные сферы экономической деятельности, способствует развитию малого предпринимательства.

Налоговая политика государства отражается в Налоговом кодексе17. Одновременно основные направления налоговой политики как составная часть бюджетной политики отражаются Президентом в его Бюджетном послании.

Итак, рассмотрены далеко не все методы государственного регулирования. Они довольно разнообразны и имеют свойство изменяться со временем, приспосабливаясь к экономическим отношениям. Для того чтобы просто перечислить все методы, потребуется более обширное исследование.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы; изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Степень активности государственного вмешательства может изменяться в зависимости от экономической ситуации. Оно активизируется при необходимости стимулировать экономический рост, поощрить прогрессивные сдвиги в отраслевой и региональной структуре и снижается при необходимости простого поддержания экономического равновесия. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выйти из кризиса можно лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер обеспечения экономического роста. Эффективность государственного регулирования далеко не безгранична, и избыточное присутствие государства в экономике может принести вред.

Согласно статье 192 Бюджетного кодекса18, одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год Правительство вносит в Государственную Думу, в частности:

— предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;

— прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;

— основные направления бюджетной и налоговой политики в очередном финансовом году;

— план развития государственного и муниципального секторов экономики;

— прогноз Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на очередной финансовый год;

— прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год;

— проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;

— проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

— проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;

— проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год.

Именно в этих актах подводятся итоги мероприятий по государственному регулированию экономики за прошедший год и определяются подобные меры на следующий год. Законодательство не предусматривает необходимости утверждения перечисленных актов Федеральным Собранием. Показатели, приведенные в этих актах, ложатся в основу федерального бюджета и, таким образом, опосредованно проходят одобрение законодательного органа власти. Но выработка экономической политики в большей мере остается приоритетом деятельности исполнительной власти.

Реализация государственной экономической политики возложена на Правительство России. Правда, Конституция в статье 114 относит к полномочиям Правительства только обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, но не упоминает иные аспекты экономической политики. Конкретизирует эти полномочия Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»19. Согласно статьям 14 и 15 этого Закона, Правительство Российской Федерации:

— осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента регулирование экономических процессов;

— обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и выполняет программы развития приоритетных отраслей экономики;

— вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реализации;

— управляет федеральной собственностью;

— осуществляет общее руководство таможенным делом;

— принимает меры к защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разрабатывает и реализует налоговую политику;

— обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

— осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

— разрабатывает и проводит единую политику цен.

Наибольшую роль в выработке и осуществлении экономической политики Правительства играет Министерство экономического развития и торговли. Согласно Положению о данном органе, именно Министерство является федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим государственную политику и занимающимся нормативно-правовым регулированием в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов РФ муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ20.

При этом законодательство не содержит каких-либо прямых механизмов контроля над экономической политикой исполнительной власти со стороны власти законодательной, за исключением упоминавшейся возможности оценки экономических планов Правительства при рассмотрении проекта федерального бюджета. С одной стороны, это логично, поскольку выработка и реализация экономической политики — задача непростая и требует специальной подготовки. С другой стороны, такой контроль возможен при принятии федеральных законов в рассматриваемой сфере, что не всегда эффективно, поскольку значительная часть мер экономической политики, в том числе все оперативные меры, реализуются посредством подзаконных актов Правительства.

Контролирует эффективность проводимой Правительством экономической политики в ограниченной мере Счетная палата. К ее задачам законодательство отнесло определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности21. Эта задача — прообраз так называемого аудита эффективности, активно применяемого за рубежом. Такой вид контроля становится сейчас преобладающим видом контроля над исполнением бюджета в большинстве государств с развитой экономикой22. Отчеты контроля эффективности обычно содержат не только перечень выявленных недостатков в управлении государственными средствами, но и конструктивные предложения об их устранении23. Однако Счетная палата не наделена полномочиями изменять ситуацию, когда она выявляет неэффективное использование денежных средств федерального бюджета, а поэтому подобная деятельность Счетной палаты недостаточно эффективна. Кроме того, иные аспекты экономической политики, помимо связанных с расходованием бюджетных средств, остаются вне поля зрения Счетной палаты и Парламента России.

Итак, контроль Федерального Собрания, как органа законодательной власти, над экономической политикой Правительства необходим. В силу этого, одним из возможных способов может быть внесение изменений в Бюджетный кодекс, в соответствии с которыми Федеральное Собрание не только знакомилось бы с документами по экономической политике, вносимыми вместе с проектом федерального бюджета, но и утверждало бы их вместе с бюджетом на очередной год.

1 Теория Дж. Кейнса изложена в его работе: Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 1978.

2 См.: Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2003. – С. 463.

3 Там же. – С. 465.

4 См., например: Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 452; Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебник / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – С. 163.

5 Экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П. Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 375, 376.

6 Лазарева Н.В. Методы государственного регулирования экономики в условиях рынка // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». – Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. – С. 47–52.

7 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. – 2002. – № 28. – Ст. 2790; 2003. – № 2. – Ст. 157; № 52 (ч. 1). – Ст. 5032; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 31. – Ст. 3233; 2005. – № 25. – Ст. 2426; № 30 (ч. 1). – Ст. 3101.

8 См., например: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г. (одобрено Советом директоров ЦБР 14 ноября 2005 г.) // Вестник Банка России. – 2005. – № 65.

9 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2066; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 34. – Ст. 3533; – № 46 (ч. 1). – Ст. 4494; 2005. – № 30 (ч. 1). – Ст. 3101; 2006. – № 1. – Ст. 15; № 3. – Ст. 280; № 8. – Ст. 854.

10 Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. – № 23. – Ст. 821; СЗ РФ. – 1999. – № 7. – Ст. 879; 2001. – № 33. – Ст. 3429; № 53. – Ст. 5026; – 2002. № 22. – Ст. 2026; 2003. – № 23. – Ст. 2174; № 50. – Ст. 4845; 2004. – № 19. – Ст. 1834; 2005. – № 30 (ч. 2). – Ст. 3123.

11 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4859; 2004. – № 27. – Ст. 2711; 2005. – № 30 (ч. 1). – Ст. 3101.

12 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4850; 2004. – № 35. – Ст. 3607; 2005. – № 30 (ч. 2). – Ст. 3128; – 2006. № 6. – Ст. 636.

13 Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. – 2002. – № 4. – Ст. 251; 2003. – № 9. – Ст. 805.

14 Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4746; 2003. – № 50. – Ст. 4855.

15 См., например: Бюджетное послание Президента России Федеральному Собранию от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» // Парламентская газета. – 2005. – № 93.

16 См. подробнее: Налоги в условиях экономической интеграции / В.С. Бард, Л.П. Павлова, Н.Е. Заяц, Е.Ф. Киреева и др. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 19-21.

17 Налоговый кодекс РФ. Часть первая, от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824; Налоговый кодекс РФ. Часть вторая, от 5 августа 2000 г. // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.

18 Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823; 2005. – № 1 (ч. 1). – Ст. 8, 21; № 19. – Ст. 1756; № 27. – Ст. 2717; № 42. – Ст. 4214; – № 52 (ч. 1). – Ст. 5572, 5589; 2006. – № 1. – Ст. 8, 9; № 2. – Ст. 171; № 6. – Ст. 636.

19 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712; 1998. – № 1. – Ст. 1; 2004. – № 25. – Ст. 2478; № 45. – Ст. 4376; – 2005. № 23. – Ст. 2197.

20 Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства России от 27 августа 2004 г. № 443 // СЗ РФ. – 2004. – № 36. – Ст. 3670; 2005. – № 22. – Ст. 2121; 2006. – № 9. – Ст. 1017.

21 Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 167; 2002. – № 28. – Ст. 2790; 2003. – № 27 (ч. 1). – Ст. 2700; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 33. – Ст. 3370. № 49. – Ст. 4844.

22 Финансовое право / Под редакцией О.Н. Горбуновой. – М., 1996. – С. 195.

23 Синюков В.Н. Российская правовая система. – Саратов, 2002. – С. 110.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43921. Использование сети Интернет в системе маркетинговых коммуникаций: состояние и перспективы развития на примере ОАО «Брестский райагросервис» 12.07 MB
  Как совокупность средств это комплекс содержания, носителей и способов передачи маркетинговой информации, позволяющий осуществлять информационные связи, контакты в виде рекламы, отношений с общественностью, прямого маркетинга (включая личные контакты) и смешанных видов (включая выставки, ярмарки и другие формы содействия продажам, сбыту).
43922. Использование ресурсов сети Интернет при изучении тем раздела «Социальная информатика» на базовом уровне 25.76 MB
  Под телематикой ученым понимается обработка информации на расстоянии. За этим стоит простая и глубокая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации и объем накопленной информации и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена и другие проявления информатизации. В последние полвека в развитых странах мира пропускная способность коммуникационных сетей передачи информации возрастала в среднем примерно в 10 раз за десятилетие. Развитие средств хранения передачи и обработки информации в...
43923. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование организации бухгалтерского учета и повышение эффективности использования денежных средств в ОАО «РЖД» 762.5 KB
  Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств скорость движения которых во многом определяет эффективность всей деятельности организации. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа что умелое использование денежных средств может приносить организации дополнительный доход так как временно...
43924. Театралізовані ігри як засіб розвитку творчих здібностей першокласників на уроках музики 353.5 KB
  Театралізована гра як засіб розвитку творчих здібностей першокласників Загальна характеристика театралізованих ігор як методу розвитку творчих здібностей молодших школярів Методика розвитку творчих здібностей учнів 6річного віку в процесі використання театралізованих ігор на уроках музики Мистецтво з його унікальними можливостями цілісного впливу на особистість виступає не тільки джерелом естетичного виховання а й універсальним засобом творчого розвитку дитини.
43925. Системы налогообложения физических лиц в России на примере общества с ограниченной ответственность (ООО) «САПР ГРУПП» 961.5 KB
  В частности для обеспечения выполнения своих функций – защита внешних границ поддержание порядка внутри государства строительство содержание государственного аппарата и так далее – государству приходится облагать в том числе доходы и имущество граждан. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период так как уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. С другой стороны налог на доходы и имущество физических лиц имеет большое значение для формирования бюджета государства и его...
43926. Оптимизация производительности сети с использованием средств моделирования 12.06 MB
  Оптимизация производительности сети. В чем состоит планирование сети Использование моделирования для оптимизации производительности сети Влияние топологии связей и производительности коммуникационных устройств на пропускную способность сети