71593

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Научная статья

Налоговое регулирование и страхование

Налоговая система возникла и развивалась одновременно с государством. сложился прототип государственной налоговой системы. Оценку и определение налоговых преступлений контроль над сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиско.

Русский

2014-11-09

115.5 KB

1 чел.

М. ШЕСТОПАЛОВ,

доктор юридических наук, профессор

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛоЖЕНИЯ

Налоговая система возникла и развивалась одновременно с государством. Вместе с тем признаки ее обнаруживаются на самых ранних этапах развития общества. В древности, как полагают некоторые ученые, налогообложение выражалось в виде недобровольного жертвоприношения, т.е. представляло собой принудительный сбор. Даже возникновение процентной ставки они относят к Пятикнижию, где сказано: «…и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Отсюда следовал вывод о том, что налог составлял 10% от полученных доходов.

Уже в древнем мире налогообложению оказывалось серьезное противодействие. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить налоги. Возможным признавалось только добровольное пожертвование.

Первые основы декларации о доходах были заложены уже в Древнем Риме в виде заявлений граждан об имущественном состоянии, которые они делали избранным чиновникам — цензорам. Здесь же при императоре Августе (Октавиане) в 27 году до н.э. сложился прототип государственной налоговой системы. Оценку и определение налоговых преступлений, контроль над сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиско. Определение размеров налогообложения проводилось на основе провинциальных цензов, т.е. переписи имущественного состояния граждан1. В дальнейшем она была усовершенствована Константином I, при правлении которого налоговые ставки действовали 15 лет без изменений.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. Подпадала под налог и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (рабы), ценности. На города и земли, которые оказывали упорное сопротивление при их завоевании римскими легионами, накладывались более высокие налоги. В Римской империи налоги взимались деньгами, поэтому население было вынуждено производить излишки продукции для их продажи. Это способствовало развитию хозяйства, расширению товарно-денежных отношений, интенсификации и углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Длительное время в римских провинциях отсутствовали государственные финансовые органы, которые могли бы квалифицированно устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых контролировать не могла. В результате в провинциях возникла коррупция, участились злоупотребления властью, что в Ι в. до н.э. привело империю к экономическому кризису.

Многие хозяйственные традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. Главной отличительной особенностью Византийской империи было централизованное управление, осуществлявшееся императором, а также чрезмерное налоговое бремя (существовало более 20 прямых налогов, практиковались чрезвычайные налоги, например, на строительство флота и др.)2.

Естественный интерес вызывает история становления налоговой системы в России, где она начала формироваться значительно позднее. В Древней Руси средства на содержание князей, ведение войн, управление и суд складывались в основном из натуральных сборов с подданных. Эти сборы вскоре обрели вполне или отчасти денежную форму. В период объединения Древнерусского государства (с конца IX в.) основным источником доходов княжеской казны стала дань с подвластных племен. По сути, она представляла собой становившийся все более систематическим налог.

Длительное время после татаро-монгольского нашествия основным налогом был «выкуп» — своеобразный откуп. Он взимался с каждого жителя мужского пола и со скота сначала уполномоченными хана (баскаками), а затем русскими князьями. Уплата «выхода» была прекращена лишь в конце XV в., в царствование Ивана III. В тот же период вновь началось создание финансовой системы Руси, но стройной системы управления ею еще не было. Существовало множество пошлин и налогов, которые собирали государевый Приказ и территориальные приказы. Большое количество последних обусловило в XV-XVII вв. сложность и запутанность финансовой системы России.

При Петре I были введены дополнительные налоги: драгунский, гербовой, табачный и судовой. В 1717 г. Петр I заменил все прямые налоги одной податью, определив ее по новой окладной единице — «душе». В последний год царствования Петра I (1724 г.) налогов было собрано в семь раз больше, чем в 1680 г. В дальнейшем никому из царствующих особ не удалось добиться превышения государственных доходов над расходами. Например, к концу царствования Екатерины ΙΙ государственный долг был равен 215 млн. руб., Александра Ι — 1345 млн. руб., Александра ΙΙ — до миллиарда рублей.

Новая эра в управлении финансами страны началась после издания 18 сентября 1802 г. Указа императора Александра Ι «Об учреждении министерств». В составе Министерства финансов был образован Департамент разных податей и сборов. После отмены крепостного права изменения претерпели и налоговые органы. В 1885 г. при Казенной палате была создана Податная инспекция3.

Проблемы налогообложения всегда вызывали интерес у экономистов, философов, юристов различных эпох. Их мнения относительно налогообложения были самыми разнообразными. Так, английский философ Ф. Бэкон писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах... Подать, кошельков, но неодинаково ее действие на дух народа»4. Богослов и философ Ф. Аквинский считал налоги едва прикрытой формой грабежа. Просветитель XVIII в. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости, ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую им оставляют. Один из основоположников теории налогообложения, Адам Смит, утверждал, что налоги для лиц, их выплачивающих, — признак не рабства, а свободы.

Формы современного государственного устройства появились в XVI-XVII вв. в Европе. Воспринявшие их государства еще не имели теории налогов. Введение укрупненного постоянного налога практиковалось редко. Поэтому периодически парламенты нередко разрешали правителям производить все новые взыскания с населения и вводить чрезвычайные налоги.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Критерием здесь является практика переложения налогов на потребителей. Плательщиком прямых налогов выступает лицо, получающее доход, владеющее имуществом. Плательщиком косвенных налогов становится потребитель товара, в цену которого включен налог. Финансовая политика государств сводилась к варьированию, поиску оптимального (естественно, в свою пользу) соотношения прямых и косвенных налогов. В 1770 г. министр финансов Франции аббат Тэрре, назначенный на эту должность в период жесточайшего кризиса страны, писал: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты двадцатины».

Наряду с поддержанием и развитием налоговой системы государство всегда боролось с лицами, не желавшими платить налоги, устанавливая ответственность за несоблюдение порядка поведения в сфере налогообложения. В России, например, становление института ответственности за нарушения в налоговой сфере следует отнести к XVIII в. Именно тогда на Коммерц-коллегию была возложена обязанность преследовать лиц, не плативших пошлины, за деятельность, являвшейся прерогативой государственной казны.

Коммерц-коллегия вела дела, как тогда писали, «о похищении казенного интереса», т.е. о налоговых правонарушениях; это ведомство занималось в основном расследованием «тайного провоза товаров, утайки торговых пошлин и прочих злоупотреблений по торговле». Сыщики Коммерц-коллегии следили за крупными торговыми операциями купцов-оптовиков для обнаружения и пресечения фактов уклонений от уплаты налогов. Кроме того, специальный, пятый департамент Сената расследовал налоговые злоупотребления поставщиков провианта и амуниции армии. Виновных в крупных неуплатах и иных значительных злоупотреблениях в сфере налогообложения «ковали в железо» и отправляли в ссылку. К лицам, совершавшим мелкие налоговые правонарушения, применялись штрафные санкции, иногда с частичной или полной конфискацией имущества. В тот период четкого разграничения уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушение «казенного интереса» не существовало5.

Объективная потребность многих государств Европы в совершенствовании системы сбора налогов вызывала необходимость в решении сложных вопросов практического и теоретического характера. Именно в Европе в последней трети XVIII в. активно разрабатываются проблемы теории налогообложения. Ее основателем признано считать шотландского экономиста и философа А. Смита.

В 1776 г. вышла книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней он писал: «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени власти сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку»6.

С течением времени укреплялись налоговые системы государств, совершенствовалось правовое обеспечение их функционирования. На протяжении XIX в. главным источником доходов для казны были государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Конец XIX — начало XX вв. известен как период развития капитализма в России. Подъем промышленности и торговли, концентрация производства и капитала, интенсивные процессы урбанизации и строительства во многом обусловили изменение налоговой системы России.

В 1898 г. Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Согласно этому Положению промысловые свидетельства должны были выдаваться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Получить свидетельство могло и физическое, и юридическое лицо. Были введены три торговых и восемь промышленных разрядов, по которым взимался основной промысловый налог. До 1917 г. он был одним из важных источников пополнения бюджета России.

С принятием Положения о промысловом налоге в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных были внесены изменения. В частности, была включена статья 1174 7, которая гласила: «За помещение в заявлениях, подаваемых в раскладочные по промысловому налогу присутствия, клонящихся к уменьшению сего налога либо освобождению от него, заведомо ложных сведений об оборотах и прибылях торговых или промышленных предприятий виновные в том подвергаются денежному взысканию не свыше трехсот рублей или аресту не свыше трех месяцев».

Статья 1174 8, также включенная в названное Уложение, провозглашала: «За помещение в отчетах и балансах предприятий, обязанных публичною отчетностью, либо приравненных к сим предприятиям, а равно в дополнительных сообщениях и разъяснениях по сим отчетам, заведомо ложных сведений, клонящихся к уменьшению промыслового налога либо освобождению от него, члены правлений, ответственные агенты иностранных обществ, бухгалтеры и вообще лица, подписавшие и скрывшие неверный отчет, баланс или дополнительные к ним сведения или разъяснения, подвергаются взысканию не свыше одной тысячи рублей или заключению в тюрьме на время от двух до четырех месяцев».

Участие России в первой мировой войне крайне негативно отразилось на финансовой системе страны. Растущие военные расходы, денежная инфляция потребовали от правительства увеличения налогов и сборов с населения. Февральская, а затем октябрьская революции вызвали полный крах финансовой системы России.

Период провозглашения и действия новой экономической политики стал этапом налаживания финансовой системы страны. Были сняты запреты на торговлю и местный кустарный промысел. К промышленности и добыче сырья привлекался иностранный капитал. Заново была разработана система налогов, займов, кредитных операций. Опыт НЭПа убедительно показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при наличии таких отношений собственности, которые обеспечивают достаточную самостоятельность и правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это требовалось не только для обеспечения правильного и оптимального налогообложения, но и для нормального перераспределения капитала между отраслями хозяйства страны и предприятиями. Финансовая система в период НЭПа воплотила в себе много признаков налоговой системы дореволюционной России.

Налоговые преступления для Советской России не были необычным явлением: в период НЭПа стремление Советского государства вытеснить частный сектор хозяйственной жизни путем увеличения налогового пресса привело к резкому неприятию налогоплательщиками положения налогового законодательства и массовому уклонению от уплаты налогов. Для искоренения подобных проявлений государство усилило уголовную репрессию, направленную против совершающих налоговые преступления7. Раздел «Преступления против порядка управления» Уголовного Кодекса 1922 г. содержит статьи, предусматривающие ответственность за налоговые преступления:

— неплатеж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа налогов, денежных или натуральных, от выполнения повинностей или производства работ, имеющих государственное значение (ст. 79);

— сокрытие наследственного имущества или искусственное уменьшение его стоимости в целях обхода законодательства о налоге с наследства и имуществ (ст. 79-а);

— организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание объектов налогового обложения (ст. 80).

Следует отметить, что доля налоговых преступлений в этот период была достаточно высокой. Например, в 1922 г. в РСФСР из общего числа осужденных (107 704 человек) за преступления против порядка управления были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов 20 572 человек, в то время как за преступления против личности — 19 476. В 1924 г. за уклонение от государственных повинностей и налогов осуждено уже 26 152 человека. Многие дела о налоговых преступлениях привели к созданию налоговых судов, которые были не столько правовыми органами, сколько политическим инструментом и создавались для выполнения конкретной задачи — подавления частной собственности. Через непродолжительное время подобные судебные учреждения были упразднены, поскольку налогоплательщики, частники, были вытеснены налоговым прессом8.

К сожалению, в дальнейшем финансовая система СССР и его республик эволюционировала относительно процесса мирового развития. От налогов государство перешло к административным методам изъятия прибыли предприятий: все финансовые средства перераспределялись через бюджет страны. Это лишало хозяйственных руководителей самостоятельности и любой инициативы в решении финансовых вопросов и тем самым постепенно подводило страну к экономическому кризису.

В период строительства социалистической экономики превалировало мнение о том, что налоги с населения, прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих государственных предприятий, не имеют политической, социальной и практической основы существования. Они рассматривались лишь как источник бюджета. Утверждалось суждение о необходимости взимания в бюджет только платежей с доходов предприятий, объединений и организаций.

Идея отмены налогов с заработной платы рабочих и служащих была к началу 60-х гг. вполне реальна, и попытка воплотить ее предпринималась9. Однотипность экономических условий, жесткая регламентация заработка позволяли заранее определить величину будущего налога и включить его в оплату труда. Иначе говоря, налог можно было изъять путем корректировки уровня заработной платы. Подобный подход неприемлем в условиях рыночной экономики, когда налоги служат основным источником пополнения государственного бюджета.

Краткое обращение к истории развития налоговой системы и становления института уголовной ответственности за налоговые преступления в России лишь подтверждает общую тенденцию. На протяжении всего процесса формирования государственности во всем мире видоизменялась и совершенствовалась, как непременный ее элемент, система налогообложения. Во все времена существовала и проблема преодоления нежелания определенных групп населения или отдельных лиц часть своего имущества или принадлежащие им иные ценности отдавать государству в качестве налога. Государство всегда стремилось пресечь подобные действия налогоплательщиков. С развитием цивилизации, повышением роли государства в жизни общества значение эффективного функционирования налоговой системы неизбежно возрастает, а значит, актуализируется и проблема борьбы государства с плохим поступлением средств налогоплательщиков в его бюджет.

Особенностью общественных отношений, возникающих в сфере налогообложения, является принудительный характер изъятия части дохода населения в пользу государства, что часто вызывает противодействие налогоплательщиков. Криминогенность в налоговой сфере присуща всем странам. Поэтому накопленный развитыми государствами опыт борьбы с уклонениями от уплаты налогов представляет интерес.

Например, в Японии в 1883 г. налоговым служащим было предоставлено право расследовать уклонения от промыслового налога на некоторые виды товарной продукции (вино, табак и т.д.). В 1890 г. вступил в действие закон об уклонении от национальных налогов. Был установлен порядок, согласно которому налогоплательщик получает извещение с указанием штрафа, определенного по итогам проверочного налогового расследования. В случае отказа внести штраф он подвергается уголовному расследованию. Поэтому, как правило, уклонение от косвенных налогов заканчивалось внесением штрафа.

В настоящее время налогоплательщик в Японии сам определяет величину налога. Налоговые служащие проверяют правильность заполнения им декларации и исправляют допущенные ошибки. Такая проверка считается обычной. Если при этом возникло подозрение в уклонении от налога, то проводится проверочное расследование для выявления размера и способа уклонения. В случае обнаружения крупного размера или изощренного способа уклонения от налога его субъект подвергается по разрешению судьи уголовному расследованию. При этом налоговый орган применяет принудительные меры, подобно служащим судебной полиции. Итоги расследования докладываются прокурору, чтобы обеспечить судебное преследование правонарушителя. Если налогоплательщик умышленно искажает размер дохода, налоговые законы объявляют его объектом штрафов и тюремного заключения в дополнение к уплате выявленной величины налога, взыскиваемого с учетом банковского процента и индекса цен.

В США особенность норм налогового законодательства состоит в том, что они сформулированы так, чтобы наказать только попытку уклонения частного лица, корпорации, треста или иного юридического лица воспрепятствовать или затруднить взимание или исчисление федеральным правительством налогов. Признаком налогового правонарушения здесь является сознательный умысел деяния: виновный должен «иметь намерение своим поведением нарушить закон». Этот признак выступает в качестве основного отличия уклонения от налогов, квалифицирующегося законом США как правонарушение, от налогового планирования. Под последним понимается допустимый и вполне законный способ избежания налога.

Естественно, предприниматель в США всеми способами старается сокращать подлежащие выплате суммы налогов. При разоблачении таких попыток его адвокаты стремятся доказать, что имело место «налоговое планирование», а не преступное уклонение.

Установление законодателем санкции за налоговые правонарушения характеризуются в США ужесточением наказания. Так, согласно Кодексу внутренних государственных доходов (ст. 7203, разд. 26 Свода законов США), даже опоздание подачи налоговой декларации может квалифицироваться как уголовное преступление, если суд признает умышленность этого действия. В случае доказательства вины подсудимого ему может быть вынесен приговор в виде штрафа или лишения свободы на срок до одного года. Представление ложной декларации о доходах считается еще более тяжким преступлением. Если доказано, что налогоплательщик предпринял какие-либо действия, чтобы уклониться от уплаты налогов или сообщил в декларации заведомо ложные сведения, обвиняемый может быть приговорен к лишению свободы на пять лет. В США более 90% всех дел о налоговых правонарушениях заканчиваются судимостью.

В борьбе с налоговыми правонарушениями законодательство США эффективно использует институт штрафных санкций, влекущих для правонарушителей серьезные финансовые потери. Так, за недоплату налогов из-за несоблюдения правил закон предусматривает комбинированный штраф: 5% от неуплаченной по налогу суммы и 50% от суммы, которую налогоплательщик получил бы в случае помещения этих денег в банк. Указанная санкция обеспечивает эффективность штрафного воздействия. Она ориентирована на избежание его профанации, поскольку размер уплачиваемых штрафов несоизмеримо мал по сравнению с потенциальным доходом, который может быть получен при выгодном вложении сумм неуплаченных доходов.

Существующая в США практика «сделок о признании вины» нередко приводит к тому, что налоговые санкции применяются за неналоговые деликты. Любая деятельность, связанная с извлечением преступных доходов (нарко- и порнобизнес, незаконная торговля оружием и т.д.), влечет за собой сокрытие этих доходов от налогообложения. Доказать обвинение в уклонении от уплаты налогов легче, чем в совершении иных преступлений. В первом случае преобладают документальные доказательства, а во втором все улики нередко основываются на признании подсудимого, от которого он может в дальнейшем отказаться. Широко известен судебный процесс по делу главы чикагских гангстеров Аль Капоне. Он был посажен в тюрьму на 11 лет с уплатой штрафа в размере 70 тыс. долларов за нарушение налогового законодательства10.

В Аргентине в недалеком прошлом большинство населения (до 90%) уклонялось от уплаты налогов. Сейчас положение изменилось. Основная масса жителей не вступает в конфликт с налоговым законодательством. Это было достигнуто, в первую очередь, кропотливой пропагандистской работой и направлением собранных налогами средств под гласным и жестким контролем на социальные нужды.

Санкции за правонарушения в сфере налогообложения, предусматриваемые законодательствами стран Европы, также сочетают жесткий и либеральный подходы к наказанию виновных. Налоговая система Швейцарии известна в мире как одна из самых либеральных. Однако закон суров, когда дело касается нарушений уплаты налогов. Круг мер наказания правонарушителя здесь широк, но из них наиболее распространенное — наложение штрафа.

Штрафные санкции учитывают соотношение между укрытой и общей суммой налога, подлежащей уплате. Если размер неуплаты составил 10% суммы, причитающейся государству, штраф составит 100% от сокрытого. Штраф в размере 400% от суммы, не перечисленной государству, может налагаться при наличии отягчающих обстоятельств. К их числу швейцарское законодательство относит рецидив правонарушения, совершение нескольких правонарушений в одной процедуре налогообложения, регулярное игнорирование налогоплательщиком требований налоговых органов, совершение нарушения налоговых установлений специалистом в сфере налогообложения (например, налоговым инспектором).

К смягчающим вину обстоятельствам закон относит незнание правовых норм, чистосердечное раскаяние, явку с повинной. При наличии любого из названных обстоятельств штраф может быть уменьшен до 50%, а при явке с повинной — до 25%. Следует отметить и такую форму борьбы с налоговыми правонарушениями, как налоговая амнистия. Впервые в Швейцарии она была объявлена в 1969 г. Любой гражданин мог заявить о неуплаченной им сумме налога, внести ее государству без понесения какого-либо наказания. Строже всего в Швейцарии карается подделка документов с целью сокрытия доходов от налогообложения. Дела такой категории рассматривает уголовный суд. Ответственность за такое преступление предусматривается в виде лишения свободы сроком на один год или штрафа в размере 30 000 швейцарских франков.

Известно, что ФРГ — одно из самых богатых государств мира, что во многом обусловлено рациональной налоговой политикой. Большинство граждан Германии законопослушны, но и здесь есть лица, нарушающие налоговое законодательство. С ними и ведет борьбу служба налогового розыска — «Штойфа». Она наделена такими же правами, как и криминальная полиция, а иногда даже более широкими. Налоговому розыску чаще всего приходится иметь дело с недоплатой налогов. Дела об уклонении от уплаты налогов до 300 тыс. марок розыск передает местной прокуратуре, свыше этой суммы — в государственную прокуратуру при земельных судах. За уклонение от уплаты налогов законами ФРГ предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, в особых случаях — до 10 лет. Предусмотрены и штрафы в размере от двух до 10 тыс. марок. Возможно и совмещение наказаний в виде тюремного заключения и штрафа. Если преступление совершено впервые, наказание в виде лишения свободы назначается, как правило, условно. При рецидиве или злостном нарушении виновному, помимо лишения свободы, запрещается работать в госучреждениях и участвовать в выборах. Предусматривается и конфискация имущества, приобретенного на денежные средства, сокрытые от налогообложения.

Применение жестких санкций за уклонение от уплаты налогов иногда сопровождается амнистией лиц, сознавшихся в совершении налоговых правонарушений. (Израиль, 1954 г.; Франция, 1952 г.) При этом амнистировались владельцы нажитых таким путем и укрытых за рубежом капиталов в случае возврата последних на родину. Однако практика свидетельствует о недостаточной эффективности такого способа борьбы с налоговыми деликтами.

Мировая тенденция установления санкций за налоговые правонарушения характеризуется гуманным обхождением с нарушителем налоговых норм. Европейское законодательство в последние годы стремится к декриминализации ряда налоговых правонарушений, т.е. выделению их из сферы действия уголовного права. При этом уголовно-правовые санкции часто заменяются системой платежей (доплат к налогам), взыскиваемых не судами, а иными государственными органами. Например, по турецкому законодательству при выявлении продажи товаров по намеренно заниженным ценам поставщик облагается антидемпинговым налогом и дополнительным компенсационным сбором.

Экскурс в историю налоговых систем позволяет полнее уяснить современные тенденции правовой охраны общественных отношений в такой сложной сфере государственной деятельности, как налогообложение.

1 См.: Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. – М., Финансы и статистика, 1994. – С. 8.

2 См.: Налоги: Учебное пособие / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 1994.

3 См.: Куприянов А. Уклонение от уплаты налогов // Юстиция. – 1997. – № 12.

4 Бэкон Ф. Соч. в 2-х т.-М. 1972. Т. 2 Стр. 416.

5 См.: Платонов С.Ф. Петр Великий. Личность и деятельность. – Л., 1926.

6 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1935. – Т. 2. – С. 341-343.

7 См.: Куприянов А. Уклонение от уплаты налогов // Юстиция. – 1997. – № 12.

8 См.: Берова Д.М. Уголовно-правовая борьба с уклонением от уплаты налогов. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 45.

9 См.: Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» // Ведомости ВС СССР. – 1960. – № 18. – Ст. 135.

10 См.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М.: МЮИ, 1993.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85173. Культура Беларуси в первой половине XIX в.) 27.14 KB
  Беларусь имела автономия в плане культурного развития. Отчётливо это проявилось в системе образования. 1803г – создан Виленский учебный округ, в состав кот входили школы Беларуси, Литвы, Украины.
85174. Буржуазные реформы 1860-1880 гг. в Российской империи и особенности их проведения в белорусских губерниях 29.45 KB
  Крестьяне получали гражданские права могли заниматься промыслами торговать приобретать имущество поступать на учебу и на службу; помещики не могли продавать и судить крестьян. Однако крестьяне не сразу становились лично свободными. Помещики признавались собственниками всей земли которая принадлежала им до реформы а крестьяне получали небольшие наделы в пользование которые должны были выкупить на протяжении 9 лет. Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки.
85175. Восстание 1863-1864 гг. и его итоги 28.15 KB
  Белые рассчитывали этого путем переговоров с царем с помощью Франции других стран Запада а красные опирались на восстание населения на свои силы.Калиновский который готовил восстание издавал газету Мужицкая правда боролся за свободу народа. Восстание началось зимой 1863 Для руководства восстанием были созданы руководящие органы: Центральный нац.Калиновский возглавил восстание в Гродненской губернии.
85176. Развитие капитализма в Беларуси в 1860 - 1890-е годах 29.42 KB
  Ускорили развитие капиталистических отношений в эк. Сохранилась сельская община чересполосица что сдерживало развитие с х. Быстрое развитие всех форм хозяйствования и в первую очередь укрупнение промышленного прова потребовало создания кредитной системы.
85177. Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX века 27.66 KB
  Во второй половине XIX века в общественнополитическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословияразночинцы получившие название народников. С возникновением в Петербурге организации Земля и воля 1876 народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа Гомон. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации.
85178. Революция 1905-1907 гг. Белорусские земли в условиях ускорения буржуазной модернизации (начало XX в.) 29.88 KB
  Основными причинами революции 1905-07гг стали недовольство царизмом,нерешенность аграрного, рабочего и национального вопросов. Начало революции ускорило поражение России в войне с Японией (1904-05гг). Революция нач.9 янв 1905 в Петербкрге с расстрела мирной демонстрации рабочих (Кровавое воскресенье).
85179. Первая мировая война и Февральская революция 1917г. Борьба политических партий за выбор путей общественного развития 28.2 KB
  Значительная часть территории Беларуси стала ареной военных действий. Около половины территории Беларуси оказалась под немецкой оккупацией. На захваченной германскими войсками территории Беларуси был введен жесткий режим деспотизма грабежа и насилия. Тяжёлое положение сложилось и на неоккупированной территории Беларуси.
85180. Культура Беларуси во второй половине XIX - начале XX века 27.25 KB
  Начинается новый этап в развитии белорусской литературы. Писатели постепенно становились на путь создания развитой литературы. Шел процесс ее жанрового обогащения литературы совершенствовалась стихотворение. Вершиной развития белорусского литературы стало творчество Франтишка Богушевича.
85181. Становление белорусской нации: закономерности и особенности 27.44 KB
  Продолжался процесс формирования белорусского нации. Существование нации характеризовалась наличием следующих признаков: сообщество территории и экономической жизни культуры и литературного языка общностью черт национального характера. Формирование белорусской нации сдерживалось русификаторской политикой царизма: расширение российского землевладения переводом начальной школы полностью на русскую язык обучения отсутствием высших учебных заведений белорусской печати.