71595

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ФИНАНСОВОГО ОРГАНА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Федеральный финансовый орган исполнительной власти наделенный властными полномочиями на регулирование рынка ценных бумаг это федеральный орган исполнительной власти контролирующий деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка...

Русский

2014-11-09

78.5 KB

0 чел.

О. УРБАНОВИЧ,

соискатель

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ФИНАНСОВОГО ОРГАНА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный финансовый орган исполнительной власти, наделенный властными полномочиями на регулирование рынка ценных бумаг, — это федеральный орган исполнительной власти, контролирующий деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и стандартов эмиссии ценных бумаг.

Основные функции и полномочия этого органа определяются Правительством Российской Федерации. Ранее, согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»1, Федеральному закону от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»2, таким органом выступала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Затем Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 3143 она была упразднена, а функции контроля и надзора в сфере рынка ценных бумаг переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, принимающим нормативные правовые акты, осуществляющим контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Руководит Федеральной службой Правительство Российской Федерации; в своей деятельности она руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами Российской Федерации. Федеральная служба по финансовым рынкам ведет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по финансовым рынкам имеет следующие полномочия:

— вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства и другие документы;

— самостоятельно принимает нормативные правовые акты4 (об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг в Российской Федерации, о порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России)5; утверждает единые требования к правилам профессиональной деятельности с ценными бумагами; к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг; обязательные правила для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативы достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг. Утверждает нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации; устанавливает требования к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов; утверждает порядок регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменения в них, стандарты раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов; иные нормативные правовые акты, принятие которых отнесено федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента и Правительства к компетенции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию в части надзора и контроля и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй.

— на основании федеральных законов, актов Президента и Правительства служба осуществляет полномочия контроля и надзора в установленной сфере деятельности: регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об их итогах, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг)6; правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, доверительного управления ипотечным покрытием и изменения в них; правила негосударственных пенсионных фондов и изменения в них; документы профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, которые подлежат регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводит уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление о ведении деятельности по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика; осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов7; контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; приостанавливает эмиссию ценных бумаг; проводит финансовые проверки соблюдения субъектами права финансового законодательства о рынке ценных бумаг. В частности, субъектами финансовых проверок могут выступать эмитенты, акционерные инвестиционные фонды, субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъекты отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечные агенты, управляющие ипотечным покрытием и специализированные депозитарии ипотечного покрытия; профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, а также их саморегулируемые организации; бюро кредитных историй;

— рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные Кодексом об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством;

— согласовывает решения совета негосударственного пенсионного фонда о его реорганизации и состав ликвидационной комиссии негосударственного пенсионного фонда; кодекс профессиональной этики специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг Пенсионному фонду, управляющих компаний, заключивших с Пенсионным фондом договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, а также брокеров, через которых совершаются сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в ценные бумаги; утверждает планы мероприятий специализированного депозитария и управляющих компаний, являющихся субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, по приведению размера собственных средств в соответствие с нормативом достаточности собственных средств;

— обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности;

— издает методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

— выполняет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;

— организует проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, конкурсы по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними договоров Пенсионным фондом Российской Федерации;

— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба по финансовым рынкам наделена широким кругом полномочий. В частности, служба имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений об отнесенных к компетенции службы вопросах; организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам надзора в установленной сфере деятельности; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы; контролировать деятельность территориальных органов службы; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, службы, научные и иные организации, ученых и специалистов; пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований; создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные.

Федеральная служба по финансовым рынкам не вправе осуществлять функции управления государственным имуществом и оказания платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ограничивать права и свободы граждан, негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента и Правительства Российской Федерации.

1 СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1918.

2 СЗ РФ. – 1999. – № 10. – Ст. 1163.

3 Российская газета. – 2004. - 12 марта.

4 Прядок опубликования и вступления в силу приказов Федеральной службы по финансовым рынкам, признанных Минюстом не нуждающимися в государственной регистрации, установлен Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04-1244/пз-н.

5 Стандарты эмиссии ценных бумаг, регистрации проспектов ценных бумаг утверждены приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. № 05-4/пз-н.

6 Список эмитентов, регистрирующим органом для которых является Федеральная служба по финансовым рынкам, утвержден приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 июля 2005 г. № 05-24/пз-н.

7 Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг утвержден приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. № 05-3/пз-н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29682. МОЛОКО 82.5 KB
  В 1 мл молока – 3 млн жировых шариков. При сквашивании молока образуется молочная кислота которая отщепляет от казеина Са. Соли N и К обеспечивают стабильность молока как коллоидной системы при нагревании. Проба на редуктазу говорит об бактериальной обсемененности молока.
29683. Сливки 14.34 KB
  1 Не допустить вытапливание молочного жира. Пластические сливки предварительно расплавляют в ванне погружая в горячее молоко Т не слишком высокая чтобы не допустить вытапливания молочного жира. 2 Не допустить отстоя жира и его дестабилизации. жировые шарики прогреваются медленнее плазмы изза низкой теплопроводности жира прогревать нужно для уничтожении микрофлоры попавшей на поверхность жировых шариков.
29684. Производство сметаны 24.76 KB
  Операции: нормализации сливок пастеризации и гомогенизации их охлаждения до температуры заквашивания и сквашивания охлаждения и созревания. Однако чрезмерное дробление жировых шариков при гомогенизации может привести в образованию больших скоплений ― гроздьев. Оптимальными режимами гомогенизации сливок для получения сметаны жирностью 25 и 30 являются температура 70 С и давление 10 Мпа. Если температура гомогенизации выше или ниже 70 С то образуются большие скопления жировых шариков что ухудшает консистенцию сметаны.
29686. Номотетический и идеографический подходы в психологии 28.5 KB
  Номотетическое познание производится как правило путем количественных исследований. Номотетическое познание производится как правило путем количественных исследований КИ психических явлений. В противном случае возникают угрозы надежности и валидности результатов количественных исследований. При проведении количественных исследований особенно большое значение имеет создание искусственных ситуаций и условий.
29687. Эмпирическая и априорные психологии 35 KB
  Тем самым эмпирическая психология стремится понять природу человеческого универсума. Решая эти задачи эмпирическая психология опирается на законы мышления и доверяет опыту. Эмпирическая психология отвергает некое мистическое скрытое единое начало приводящее к идее единого космического организма. априорная психология: Априорная психология уходит своими корнями в метафизику.
29688. Парадигмы, аномалии, кризисы, научные революции 30 KB
  Парадигмы и кризисы. Рано или поздно появляются важные теоретические проблемы не имеющие решений в рамках данной парадигмы а накопленные аномалии достигают критического порога. Существование некоторого предела в способности парадигмы усваивать аномалии и нарастание аномалий подрывающих самые основы парадигмы приводят к парадигмальным кризисам.
29689. Психология естественно-научная и гуманитарная 28.5 KB
  В отечественной психологии естественнонаучная традиция наиболее последовательно обнаруживается в психофизиологии и психофизике дифференциальной психологии инженерной психологии и психологии труда в исследованиях стилей деятельности и когнитивных стилей установок индивидуальности способностей интеллекта творчества и пр.