71598

СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Научная статья

Налоговое регулирование и страхование

Исторический аспект становления единого налога на вмененный доход представляет особый интерес в связи с реформой местного самоуправления проводящейся в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. 7 Федерального закона О финансовых основах местного...

Русский

2014-11-09

142 KB

1 чел.

В. ПОПКОВ,

аспирант МГЮА

СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Исторический аспект становления единого налога на вмененный доход представляет особый интерес в связи с реформой местного самоуправления, проводящейся в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для самостоятельного решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, развития инфраструктуры, выполнения социальных программ, а также оказания содействия предпринимательской деятельности, органам представительной и исполнительной власти муниципальных образований необходимы значительные финансовые ресурсы и, следовательно, создание крепкой доходной базы местных бюджетов. Статья 50 Бюджетного кодекса1 закрепила, что налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов. До 1 января 2005 г. в соответствии со статьей 52 Бюджетного кодекса собственные доходы федерального бюджета могли передаваться, в том числе, местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год на срок не менее трех лет и Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»2. Так, пункт 4 ст. 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» закреплял за местными бюджетами часть налога на прибыль организаций в пределах не менее пяти процентов в среднем по субъекту РФ, а также часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства в пределах не менее десяти процентов в среднем по субъекту РФ. Но в связи с уже упомянутой редакцией статьи 50 Бюджетного кодекса данные нормативы отчислений не действуют, а доходы от налогов в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет.

В связи с этим единый налог на вмененный доход, наряду с налогом на доходы физических лиц, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом, становится одним из главных источников формирования доходов местных бюджетов3. Так же в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса законом субъекта РФ могут быть установлены единые для всех поселений и муниципальных районов нормативы отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в соответствующие местные бюджеты. Данная формулировка статьи свидетельствует о том, что такие нормативы могут и не быть установлены, в связи с чем перечень доходов местных бюджетов ограничится лишь доходами от указанных в Бюджетном кодексе налогов.

Создавая нормативную базу единого налога на вмененный доход, законодатель должен учитывать многие аспекты, в том числе и опыт применения данного и ему подобных налогов предшествующими поколениями.

На современном этапе единый налог на вмененный доход появился относительно недавно, в 1998 г., поэтому в рамках рассмотрения становления4 единого налога на вмененный доход целесообразно учитывать исторический опыт царской и советской России. Не стоит пренебрегать и тем опытом налогообложения, что был приобретен уже на современном этапе исторического развития, в конце ХХ – начале ХХI вв.

Изучение исторического аспекта налогообложения позволяет выявить положительные и отрицательные моменты как законодательного регулирования единого налога на вмененный доход, так и его применения на практике; понять, какие изменения нужно внести в законодательство, чтобы налог отвечал интересам и государства, и налогоплательщика. Чрезмерное налогообложение может привести к тому, что налогоплательщик прекратит осуществлять предпринимательскую деятельность, а следовательно, государство не получит доходов для своей деятельности. Одновременно и чрезмерное послабление налогового бремени может привести к нехватке финансовых ресурсов для выполнения функций государства. Поэтому без изучения исторического аспекта невозможно найти тот необходимый баланс, который позволит успешно развиваться нашему государству и, особенно, местному самоуправлению.

Единый налог на вмененный доход может позволить государству успешно выполнять стимулирующую функцию налогов: расширяя или сужая перечень облагаемых видов деятельности, повышая или снижая ставки налога, развивая налоговые льготы, государство способно активно влиять на предпринимательскую деятельность граждан и их объединений, способствовать ее развитию в рамках всего государства или отдельных территорий.

Единый налог на вмененный доход стал результатом эволюции налогов, соответствия определенному уровню развития налоговой системы государства.

Начальным периодом возникновения налогов принято считать становление первых государственных образований, когда появилось товарное производство, начал формироваться государственный аппарат. Этот период отличает бессистемность взимания налоговых платежей, носящих преимущественно натуральный характер, поскольку государство не имело аппарата для систематизированного определения и сбора налогов. Форма и общая сумма налогов определялись в зависимости от государственных и общественных потребностей, а сбор налогов поручался городам, общинам и другим территориальным образованиям5.

С XVI в. начинается второй этап развития налогообложения, когда возникали государственные учреждения, устанавливавшие размеры налогов, порядок их уплаты и наблюдавшие за процессом сбора налогов и регулировавшие его. Уже в этот период налоги становятся ведущим источником доходной части государственного бюджета. Формируется налоговая система, включающая прямые и косвенные налоги, начинает развиваться наука, появляются первые теории о налогообложении.

Началом третьего этапа считается XIX в., когда наряду с развитием налоговой системы в науке большое внимание уделяется изучению природы, проблем и методики налогообложения, правовому регулированию установления и взимания налогов. Налоги становятся основной формой государственных доходов, неотъемлемой частью рыночных отношений и инструментом регулирования экономики государства.

В Древней Руси финансовая система начала складываться с конца IX в., в период объединения древнерусских племен и земель. Основной источник государственных доходов составляла дань, которая первоначально носила нерегулярный характер. Но уже с начала Х в. предпринимаются первые шаги в регулировании налогообложения. Широкое распространение получает косвенный налог – мыт, который представлял собой пошлину за провоз товаров через города и селения6.

С завоеванием Руси Золотой Ордой основным налогом стал выход, взимавшийся с каждой души мужского пола и с головы скота. Князья сами собирали дань со своих территорий и передавали великому князю для отправления в Орду. Существовало множество других налогов, некоторые из которых сохранились и после свержения татаро-монгольского ига.

Формирование новой финансовой системы Руси начинается в царствование Ивана III. Именно тогда были заложены основы налоговой системы. В царствование Алексея Михайловича, в 1655 г., создается Счетная палата, которая контролирует деятельность финансовых ведомств и исполнение государственного бюджета.

Особое место в истории налогообложения России занимает эпоха Петра I, с чьим именем связано широкомасштабное преобразование финансово-экономической системы. Поскольку это – период постоянных войн и одновременно строительства новых городов, крепостей, дорог, то для него характерна постоянная нехватка финансовых ресурсов7.

Кроме того, Петр I прилагает усилия к подъему промышленности и торговли, строит новые заводы и фабрики. Тем самым к уже существующим налогам добавляются все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды.

С XIX в. начинает развиваться российская финансовая наука. Появляется первый крупный труд в области налогообложения – «Опыт теории налогов», автор которого – выдающийся русский экономист Н.И. Тургенев8. Развитие налоговой системы в России прерывается революционными событиями 1917 г. До начала XX в. финансовое положение в целом было относительно устойчиво. Основную статью государственного бюджета составляли казенные доходы от продажи питей и его последующие модификации в виде акцизного обложения алкогольной продукции и дохода от винной монополии. Величина этих доходов всегда превышала 30 процентов от всех государственных доходов9. Большое место занимали такие налоги, как акцизы на соль, керосин, табак, таможенные пошлины, промысловый налог и другие10.

Промысловое обложение представляет интерес, потому что именно из него вышли многие современные налоги: подоходный, корпоративный, единый налог на вмененный доход и другие. Единый налог на вмененный доход сохранил многие признаки, присущие промысловому налогу, как в первозданном, так и в измененном в соответствии с требованиями времени виде.

До Петра I система промысловых налогов была неупорядоченной: помимо уплаты общего посошного налога, промышленники должны были платить различные чрезвычайные сборы (в основном в военных целях). Петр I впервые задумал создать промысловый кадастр: он приказал провести перепись купцов, посадских и слободских людей с описанием их промыслов и ремесел, а также объемов промыслов и арендной платы за помещения, но не успел полностью осуществить свои планы. Особым этапом стала отмена частных промысловых налогов и подушной подати с купцов и замена их особым гильдейским сбором: купцы были распределены по трем гильдиям в зависимости от объявленного ими собственного капитала, а сам налог составлял один процент от объявленного капитала. В 1785 г. произошло упорядочение прав торгового класса путем принятия «Городового Положения», но размер налога не изменился. Важной составной частью промыслового обложения были пошлины (которые можно назвать налогами) за право торговли и промыслов. Проведенная в 1824 г. графом Канкриным гильдейская реформа привела к введению патентной системы обложения торговли и промыслов, которая со значительными изменениями и некоторыми перерывами просуществовала до тридцатых годов XX в11. Законодательное закрепление понятия патента (патентного сбора) произошло в двадцатых годах XX в., но уплата пошлины за право торговли и промысла или приобретение гильдейского свидетельства ознаменовало приход именно патентной системы. В соответствии с «Положением о пошлинах за право торговли и других промыслов» 1863 г. предприниматели всех торгово-промышленных действий обязаны были ежегодно брать особые свидетельства – купеческие, или гильдейские, и просто промысловые. В современном смысле слова необходимо было получить лицензию (или патент) для занятия определенным видом деятельности. Лица, получившие купеческие, или гильдейские, свидетельства, кроме права вести торговлю или промысел, приобретали личные права и преимущества, присвоенные купеческому состоянию. Лица, не принадлежавшие к купеческому сословию, могли брать гильдейские свидетельства с сохранением своего звания или с перечислением в купечество. Так, дворяне, взявшие гильдейские свидетельства, пользовались правами и выгодами, присвоенными данной гильдии, но вместе с тем должны были исполнять все обязанности и повинности по купеческому и дворянскому званию одновременно. Простое промысловое свидетельство отличалось от купеческого, или гильдейского, тем, что не предоставляло прав, присвоенных купцам. Размер объявленного капитала, с которого взимался один процент, в 1863 г. составлял для первой гильдии от 15000 рублей и выше, для второй – 7000–15000 рублей и для третьей гильдии – не менее 2700 рублей12.

С 1865 г. осталось две гильдии, которые разделялись по объему предоставленных прав: члены первой гильдии приобретали право на занятие оптовой торговлей и отдельными промыслами, обладающими высокой доходностью (банковская, комиссионерская, страховая и подобные виды деятельности); члены второй гильдии могли заниматься розничной торговлей и владеть фабриками и заводами с числом рабочих более 16 человек. Другой формой пошлины было обязательное приобретение билетов на каждое торговое или промышленное заведение. Определенному виду свидетельств соответствовало определенное число билетов, которое мог приобрести владелец свидетельства (лицензии)13. Так, по свидетельству первой гильдии можно было содержать не более десяти торговых или промышленных заведений, по свидетельству второй гильдии – не более пяти таких заведений, по промысловому свидетельству на производство мелочной, разносной и развозной торговли, а также по приказчичьим свидетельствам – не более трех торговых или промышленных заведений14.

Итак, промысловый налог первой гильдии не учитывал фактической способности плательщика к уплате налога, так как был одинаковым для всех местностей; начиная со второй гильдии уже существовала некоторая дифференциация, но только в отношении различия местностей (учет других внешних признаков был установлен только в 1898 г.). Налицо уже и первые позитивные стороны: законодательно закрепленные ставки налогообложения, определение круга плательщиков, попытки упорядочить поступающие от них платежи и наличие хотя бы минимальных критериев для разграничения категорий плательщиков, что для периода становления налога при том уровне развития техники налогообложения было явно прогрессивным моментом.

В 80-х гг. XIX в. были введены дополнительные сборы за торговую и промышленную деятельность: первый – с акционерных обществ и товариществ с долевым участием в размере трех процентов (а с 1892 г. – в размере пяти процентов) с чистого дохода за год (этот дополнительный сбор платили все предприятия, предоставляющие ежегодные отчеты о своей деятельности); второй, «раскладочный», сбор взимался со всех остальных предприятий. Наличие этого сбора было обусловлено трудностью определения чистого дохода других видов предприятий и нежеланием затрагивать коммерческую тайну данного рода предприятий. Выгодность для государства этого дополнительного сбора была выражена и в том, что при затруднительном положении конкретного предприятия оно освобождалось от дополнительного сбора, а налог, который оно должно было уплатить, распределялся между другими плательщиками. Размер этого сбора менялся от 1,4 процента до 2,5 процентов в зависимости от фискальных нужд государства15. Основной недостаток данной системы пошлин (налогов) состоял в неравномерности обложения. Фабричная и заводская промышленность была полностью отнесена ко второму разряду без учета платежеспособности отдельных фабрик и заводов. Все акционерные общества и товарищества на паях, поземельные банки, основанные на круговой ответственности заемщиков, городские кредитные общества и общества взаимного кредита, владевшие капиталом свыше 50 тысяч рублей, были обязаны уплачивать сверх сбора по первой гильдии еще особый сбор в пользу казны в размере 635 рублей в год16. В соответствии с этой единой системой обложения и мелкие предприятия, и крупные акционерные банки были обязаны уплачивать одинаковый дополнительный фиксированный налог, не имевший какой-либо градации в зависимости от категории, к которой относился плательщик. Ремесленная промышленность, разделенная на три разряда только по числу работников, тоже крайне неравномерно облагалась налогом.

К недостаткам законодательства той эпохи можно отнести следующее: плохо организованный контролирующий аппарат; некоторые предприятия, чья деятельность контролировалась, не подлежали обложению процентным сбором; порядок учета прибыли, облагаемой процентным сбором, относился к ведению административной власти, что способствовало произволу чиновничьего аппарата; существовали проблемы и с раскладочным сбором – предполагаемая прибыль часто зависела от персональной финансовой состоятельности владельцев предприятий, а не от рентабельности и доходности самого производства; были и некоторые другие недостатки. При этом основная доля поступлений по данному налогу приходилась на суммы, полученные от сбора за право торговли и промыслов17. Налог плохо или совсем не учитывал то обстоятельство, прибыльна ли деятельность конкретного предприятия или объекта торговли, учитывалась лишь платежеспособность их владельцев (доходы которых могли складываться и из многих других источников), а основные доходы в казну от промыслового обложения поступали лишь за счет средств, полученных от предоставления права заниматься определенным видом торговой или промышленной деятельности.

Значительной вехой в истории промыслового обложения стало Положение о государственном промысловом налоге 1898 г. В нем были определены три категории плательщиков: торговые предприятия, в том числе кредитные и страховые, субъекты, занимавшиеся торговым посредничеством, всякого рода подрядами и поставками; промышленные предприятия – фабрично-заводские, ремесленные, горные и перевозочные; личные промысловые занятия (один лишь приказчичий промысел). Вместе с тем промысловый налог был разделен на основной и дополнительный. Основной промысловый налог заключался в приобретении промысловых свидетельств (а с 1899 г. одновременно с промысловым можно было приобрести особые сословные купеческие свидетельства для получения сословных купеческих прав), после чего торговое или промышленное предприятие имело право вести свою деятельность. Основной промысловый налог заменял прежний сбор за право торговли и других промыслов, но взимался он не с лица, а с предприятия. На размер платы по основному промысловому налогу оказывали влияние следующие факторы: местность, на которой осуществлялась деятельность, разряд торгового, промышленного предприятия или личного промысла, класс ярмарки (для ярмарочной торговли). Территория России была разделена на четыре класса, предприятия были распределены по разрядам (пять торговых и восемь промышленных) и промысловые занятия (семь разрядов), кроме того, существовало три класса ярмарок (длительность работы которых составляла более 14 дней). Если до 1898 г. разряд определялся по числу помещений, входов и складов, то в соответствии с Положением вводились различные иные критерии для дифференциации по разрядам. Так, для кредитных организаций и торговых акционерных предприятий критерием деления на разряды была сумма капитала, для страховых организаций – сумма страховых премий, для промышленных предприятий – число рабочих, а для торговых неакционерных предприятий оклады основного промыслового сбора (налога) устанавливались в зависимости от вида деятельности18. Дополнительный промысловый налог взимался с предприятий, предоставлявших публичную отчетность (в виде налога с капитала – прообраз налога на имущество предприятий и организаций, и процентного сбора с прибыли), и с других предприятий (в виде раскладочного сбора исходя из фискальных потребностей и процентного сбора с прибыли, превышающий определенный размер). При этом существовали различия при обложении процентным сбором с прибыли для предприятий, предоставлявших публичную отчетность, и «неподотчетных» предприятий, как в размерах ставок налога, так и в способах определения самой прибыли. Большое внимание в этом Положении было уделено и льготам по промысловому налогу, в частности, существовал внушительный список предприятий, освобожденных от уплаты налога19, причем их владельцы должны были ежегодно получать бесплатные промысловые билеты на каждое такое предприятие.

Данный налог можно охарактеризовать как довольно прогрессивный для того времени. Он учитывал и внешние, и внутренние признаки, влиявшие на осуществляемую предпринимательскую деятельность, а вместе с ней и на обложение налогом. К тому же по желанию плательщика при предоставлении подтверждающих документов предприятие могло облагаться налогом в отношении действительно полученной прибыли (а не платить процент, исходя из средней прибыльности для данной группы предприятий или предполагаемого дохода).

В середине XIX в. добавочный к общегосударственному сбор с торговых документов, свидетельств и патентов (различно именуемый в разных регионах России) составлял основу земских доходов наряду с некоторыми другими налогами20. Фактически он представлял собой надбавку к сбору с гильдейских свидетельств (впоследствии – к основному промысловому налогу). По Земскому Уставу 1851 г. эта надбавка равнялась 10 процентам от суммы, уплачиваемой в виде гильдейского сбора (в дальнейшем размер надбавки варьировался от 10 до 25 процентов сумм, уплачиваемых в казну). Попытки земских учреждений привлечь торговые и промышленные предприятия к обложению в соответствии с получаемым ими доходом не получили законодательного закрепления, поэтому земские учреждения не имели законных прав на дополнительное обложение налогами данных предприятий. В целом размер поступлений по дополнительному сбору с промысловых или гильдейских свидетельств составлял с 1857 по 1890 гг. от 8,1 до 12,6 процентов в земских доходах21.

В начале XX в. были изданы законы, упростившие промысловое обложение определенных видов деятельности и установившие ответственность за предоставление в отчетных документах заведомо ложных сведений. Во время первой мировой войны на фоне повышения общего уровня налогов в стране вырос и размер ставок промыслового обложения22. Действие данного положения позволило увеличить доходы в казну, при этом суммы, поступавшие от основного промыслового налога, увеличились незначительно, а поступления от дополнительного промыслового налога возросли вдвое. Это свидетельствует о том, что обложение полученного, а не предполагаемого дохода более эффективно и в большей степени отражает реальную возможность плательщика налога.

К началу XX в. промышленность приносила довольно значительный доход, в некоторых промышленно развитых странах даже превышавший доходы от сельского хозяйства. Данный факт потребовал введения новых видов налогов, так как старая система обложения уже не могла удовлетворить нужды государств. Но в связи с тем, что сама промышленность появилась в России лишь в XIX в., промысловые налоги не могли быть достаточно разработаны по сравнению, например, с поземельным налогом. Поэтому в это время промысловый налог характеризовался невысокой степенью развития и низким уровнем доходов, приносимых в казну. И.И. Янжул называл следующие причины данного положения: правительства не желают ставить препятствия развитию промышленности и оказывают содействие промышленности, в том числе и за счет интересов других отраслей экономической деятельности; господство интересов среднего класса, ограничение сборов и налогов, тяжело падавших на средний класс и противоречивших его интересам; трудность промыслового кадастра и сбора промыслового налога; сложности в оценке доходов, получаемых путем кредитных сделок, не имевших реального выражения или способных быть легко скрытыми (противопоставление земельному налогу – прим. автора)23, учитывая различие дохода, приносимого промышленностью, по местностям, родам промыслов и приемам производства, вследствие чего было легко его укрыть и уклониться от уплаты налога.

Что именно понималось под самим промыслом? Промысел понимался в двух смыслах, широком и узком. В первом значении – это занятие, направленное на создание материальных ценностей или достижение вещественных благ; во втором значении – хозяйственное предприятие, в котором в качестве производительных элементов наравне с личной приобретательской способностью предпринимателя выступает и капитал24. Промысловым доходом в данном случае становится результат промысла, т.е. совмещение капитала с трудом. Исключение делалось для либеральных профессий и простой работы по найму, хотя иногда такого исключения и не было. Примером могут служить баденский промысловый налог, которым облагались и поденщики, слуги, музыканты, писцы; лично-промысловая подать, существовавшая в Саксонии.

При понимании промысла в узком смысле – как занятия, производимого с помощью капитала и дающего доход, отчасти зависящий от затраченного капитала, можно сделать вывод, что промысловый налог представлял собой налог на прибыль от предпринимательской деятельности. При этом весь доход от промышленного предпринимательства можно разделить на две части:

– проценты на капитал по среднему уровню;

– собственно промысловая прибыль, необходимая для содержания семьи и покрытия промыслового риска.

Можно выделить три вида промыслового налога:

– налог на предприятия с доминированием капитала как фактора дохода;

– промысловый налог, где капитал и труд выступают равнодействующими факторами;

– налог на прибыль от занятий, производимых личным трудом без капитала (налог на зарплату)25.

Сам уровень промысловой прибыли также зависит от множества факторов, к которым относятся местные и случайные обстоятельства, личные способности, размер капитала, тяжесть определения внешних признаков. Все это ведет к приблизительному определению промыслового дохода, к тому, что индивидуальный кадастр заменен групповым (в сравнении с поземельным налогом).

Применявшиеся в то время признаки определения выручки от промысла можно классифицировать следующим образом:

1) внешние (постоянные, неизменяемые) – не зависящие от воли и желания лица, осуществляющего деятельность:

а) средняя величина промыслового дохода при учете того, что различные промыслы имеют различную степень доходности;

б) учет положения местности (близость от торговых и населенных пунктов) путем введения географического коэффициента.

2) Внутренние, частного, индивидуального характера:

а) расчет дохода на основании приблизительного расчета постоянного или оборотного капитала;

б) величина оборотного капитала – по количеству уничтожаемых (изменяемых) запасов и числу помощников26.

Так как промысловое обложение было частным случаем использования в налогообложении средних показателей (определение размера промысловой прибыли), то представляет несомненный интерес рассмотрение и общего понятия, т.е. вообще характера использования средних показателей для уплаты налогов.

Определение налоговой базы по средним показателям довольно широко применяется в налогообложении. При этом условные методы расчета налоговой базы свойственны не только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость (НДС), но и могут применяться в других налогах. В прошлом, когда уровень развития техники обложения был еще не настолько высок, чтобы можно было полностью отказаться от средних норм в обложении, условные методы определения налоговой базы применялись довольно широко при определении количества произведенного вина, спирта, сахара и т.д. Например, в Англии в XVIII в. вычисляли количество выкуриваемого вина по вместимости кубов27. Количество выкуриваемого вина, подлежащего обложению акцизом, определялось не прямо, а на основании средних норм выработки исходя из объема кубов. По сути, этот расчет был основан на презумпции о том, что определенный объем кубов для производства вина при определенной интенсивности их опорожнения дает какое-то (предполагаемое) количество вина, которое и может быть обложено акцизом. Плательщик лишался возможности доказывать, что в действительности им произведено меньшее количество вина, т.е. презумпция была неопровержимой.

Схожий метод исчисления акциза применялся в конце ХIХ в. в России. Для расчета акциза на спирт принимался во внимание как действительный, так и нормальный его выход. Действительно выкуриваемое количество спирта определялось особыми контрольными снарядами, прикрепляемыми к заводским чанам и точно обозначавшими количество и крепость произведенного спирта. Но так как контрольный аппарат еще не гарантировал отсутствия возможных злоупотреблений, то законодатель не пренебрегал и другим способом учета выкуриваемого вина – по нормальному выходу. Нормальный выход вина определялся по количеству и роду припасов, употребляемых на винокурение, и сообразно установленным нормам выхода вина на каждый род продуктов. Количество припасов определялось или по емкости чанов, или по отчетам заводчика. Если из-за несовершенства технических приемов заводчик выкуривал меньше, чем определяла норма, то он все-таки был обязан заплатить налог по нормальному, а не по действительному выходу. Напротив, если обнаруживался перекур и действительный выход спирта, определявшийся контрольными приборами, оказывался выше нормального, то для учета принимался действительный выход спирта28.

Таким образом, нормальные (презумптивные) нормы выработки алкоголя применялись совместно с обложением действительно произведенного алкоголя. При этом презумптивно определенный объем выработанного вина мог быть опровергнут только в сторону увеличения, т.е. в пользу фиска. Надо полагать, что законодатель, не доверяя сведениям заводчиков, не мог полностью перейти на обложение действительно произведенного продукта29.

В Советском Союзе введение промыслового налога или его существенных элементов отмечалось в периоды ослабления фискального аппарата, утраты эффективных средств налогового контроля, т.е. ослабления техники обложения.

Переход к нэпу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы. Новая экономическая политика была разработана под руководством В.И. Ленина и начала проводиться в 1921 г. по решению Х съезда РКП(б). При введении нэпа в целях налогообложения торговой и промышленной прибыли в условиях слабого фискального аппарата была выбрана конструкция промыслового налога30, который стал важнейшим прямым налогом в период нэпа31. Он стал одним из первых, введенных при переходе к нэпу еще 26 июля 1921 г. Первоначально им облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также граждане, имевшие доходы от занятий промыслами, но уже в 1922 г. он был распространен и на государственные и кооперативные предприятия и организации. В 1922–1923 финансовом году поступления промыслового налога давали 12,5 процентов доходов бюджета32. Промысловый налог состоял из патентного и уравнительного сборов. При этом уплата патентного сбора рассматривалась как условие допуска к определенной деятельности. Ставки патентного сбора определялись в соответствии с разрядом торговых и промышленных предприятий (пять и двенадцать разрядов соответственно), а также с учетом географического положения (выделялось шесть поясов местностей: Москва выступала в качестве нулевого пояса). Деление на разряды осуществлялось по следующим критериям: для торговых предприятий – по размерам занимаемого помещения, численности обслуживающего персонала, характеру торговых действий, роду продаваемых товаров; для промышленных предприятий – по числу занятых, степени технического оснащения, роду товаров, производимых на предприятии. Существовали и отдельные шкалы для обложения патентным сбором складских помещений и единоличных ремесел. Уплачивался патентный сбор по твердым ставкам, а суммы, уплаченные в качестве патентного сбора, подлежали зачету при уплате уравнительного сбора33. Таким образом, патентный сбор был построен на презумпции получения определенного дохода предприятием в конкретных экономических условиях. Основанием этой презумпции был вид деятельности предприятия, его размер и место расположения, а презюмируемым фактором – средний в данных экономических условиях доход, по размеру которого и соизмерялся патентный сбор.

В центре устанавливались ставки патентного сбора, по которым осуществлялась его уплата в государственную казну, а местные власти могли устанавливать надбавки в размере до 100 процентов от казенной ставки с зачислением поступающих сумм в доходы местных бюджетов.

Уравнительный сбор как часть промыслового налога представлял собой налог с оборота с многочисленными вариациями ставок для различных предприятий по видам деятельности и формам собственности: наиболее высокие ставки для частных предприятий и льготное обложение государственных и кооперативных организаций. В уравнительном сборе была реализована гораздо более тонкая презумпция определения предполагаемой прибыли предприятия по его обороту34. По промышленным предприятиям ставки этого сбора составляли от 0,25 до 6 процентов, по торговым и неторговым предприятиям – от 0,5 до 8 процентов от фактического оборота35.

Поступления по промысловому налогу к 1928 г. давали около трети всех налоговых поступлений, а сам этот налог рассматривался как орудие борьбы с «капиталистическими элементами»36. Причем если планировалось, что основную часть доходов от промыслового налога будет приносить уравнительный сбор, то на практике все оказалось наоборот: около 75 процентов сумм поступлений приносил патентный сбор.

В СССР промысловый налог просуществовал до 30-х гг. ХХ в.37 Лишь после долгого перерыва, в конце 90-х гг., на законодательном уровне закрепляется единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, по своей сути являющийся промысловым налогом. Законодатель избрал для применения единого налога на вмененный доход сферы деятельности, в которых расчеты, как правило, совершаются наличными денежными средствами. В таких сферах налоговый контроль затруднен38.

Законом РФ от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» был определен порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Единый налог на вмененный доход устанавливался и вводился в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами представительных органов субъектов РФ определялись сферы предпринимательской деятельности, размер вмененного дохода, значения базовой доходности, физические показатели, характеризующие определенные виды предпринимательской деятельности, корректирующие коэффициенты, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, иные особенности взимания единого налога.

Объектом обложения единым налогом был вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливался в один квартал. Ставка единого налога первоначально была установлена в размере 20 процентов вмененного дохода.

С введения единого налога в субъектах РФ с плательщиков этого налога не взимались платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19– 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением государственной пошлины, таможенных пошлин и иных таможенных платежей, лицензионных и регистрационных сборов, налога на приобретение транспортных средств, налога на владельцев транспортных средств, земельного налога, налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в РФ в случаях, когда законодательными актами о налогах установлена обязанность удержания налога у источника выплат.

Суммы единого налога, уплачивавшиеся организациями, зачислялись в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, устанавливалось в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Свидетельство об уплате единого налога при этом рассматривалось как единственный документ, дающий право беспрепятственного ведения предпринимательской деятельности39, иными словами, уплата налога выступала как условие доступа к деятельности. Единый налог, установленный данным законом, не соответствовал ряду конституционных принципов налогообложения.

В настоящее время единый налог на вмененный доход регулируется главой 26.3 Налогового кодекса. Положения этой главы значительно отличаются от тех, что были установлены названным Законом РФ от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ. Исследование этого налога в настоящее время представляет особый интерес в связи с тем, что единый налог на вмененный доход стал вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга40 и в основном зачисляется в местные бюджеты (за исключением сумм, которые поступают в государственные внебюджетные фонды). Одновременно были отменены некоторые налоги (налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы)41, которые раньше пополняли доходы местных бюджетов. Финансовые ресурсы, поступавшие от их применения на территориях муниципальных образований, теперь должны поступать от введения и действия единого налога на вмененный доход. Случится это или нет, прояснится уже по итогам 2006 г. По его результатам можно будет сказать, насколько большую или меньшую сумму получат местные бюджеты для осуществления необходимых расходов и является ли действительно обоснованным перевод данного налога в разряд местных. По мнению автора, изменения законодательства, приведшие к переводу единого налога на вмененный доход в категорию местных налогов и связанные с отменой существовавших ранее местных налогов, нанесло большой удар по местным бюджетам. Связано это с тем, что налоги, существовавшие ранее, применялись в отношении всех налогоплательщиков, находившихся на территории муниципальных образований, а единый налог на вмененный доход применяется лишь в отношении определенных видов деятельности (которые местные власти могут устанавливать лишь в пределах перечня, существующего в Налоговом кодексе). Как следствие, отсутствие или малое количество организаций и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность подпадает под действие единого налога на вмененный доход, на территории муниципального образования приведет к очень существенному снижению доходов местных бюджетов. В то же время проблемы законодательной деятельности местных властей (например, неправильное толкование норм относительно возможности введения налога в отношении отдельных видов деятельности) приведут к тому, что положения законодательных актов представительных органов муниципальных образований будут отменены в связи с несоответствием нормам федерального законодательства.

1 В редакции Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».

2 Утратила силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ.

3 См.: Нормативы отчислений по налогам, зачисляемым в бюджеты муниципальных районов, городских округов, в статьях 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса.

4 «Становление – оформление, приобретение новых признаков и форм в процессе движения и развития» // Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 4 / Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996.

5 Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 197.

6 Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 47.

7 Там же. – С. 54.

8 Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. – Спб., 1818.

9 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Дело, 2004. – С. 53.

10 См., например: История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1999.

11 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Дело, 2004. – С. 51.

12 Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001. – С. 137.

13 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. Четвертое издание, измененное и дополненное. – Спб., 1904. – С. 296.

14 Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001. – С. 138.

15 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. Четвертое издание, измененное и дополненное. – СПб., 1904. – С. 301.

16 Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001. – С. 139.

17 Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001.

18 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Дело, 2004. – С. 55.

19 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. Четвертое издание, измененное и дополненное. – СПб., 1904. – С. 310.

20 Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001. – С. 181.

21 Там же. – С. 182.

22 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Дело, 2004. – С. 56.

23 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. Четвертое издание, измененное и дополненное. – СПб., 1904. – С. 290.

24 Там же. – С. 292.

25 Там же. – С. 293.

26 Там же. – С. 295.

27 Янжул И.И. Опыт исследования английских косвенных налогов. – М., 1874. – С. 188.

28 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. – Спб., 1895. С. 415.

29 Щекин Д.М. Юридические презумпции как прием борьбы с уклонением от уплаты налогов. «Ваш налоговый адвокат , № 2, II квартал 2001 г.

30 Гензель П.П. Налоги Союза ССР. М., 1926. С. 14.

31 Например, по плану поступлений средств от налогов на 1929-1930 гг., средства, собранные от применения промыслового налога, должны были составить 21,5% от всех налоговых поступлений. См. например, Толкушкин А. В. История налогов в России. – М.: «Юристъ», 2001. С. 208-209.

32 Лыкова  Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Дело, 2004. – С. 61.

33 Там же. – С. 61, 62.

34 Щекин Д.М. Юридические презумпции в налоговом праве: Учебное пособие / Под ред. С.Г.  Пепеляева. – М.: Академический правовой университет, 2002. – С. 186.

35 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Дело, 2004. – С. 64.

36 Толкушкин  А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001. – С. 210.

37 Щекин Д.М. Указ. соч. – С. 187.

38 Там же. – С. 193.

39 Там же. – С. 194.

40 В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2005 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской федерации».

41 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37043. Твоё здоровье и личная гигиена 96 KB
  Ход классного часа: Классный воспитатель: Здоровье – состояние полного физического психического и социального благополучия а не только отсутствие болезни. слайд 4 слайд 5 Личная гигиена – это в том числе: закаливание; гигиена кожи; гигиена зубов и полости рта; гигиена одежды и обуви; подвижный образ жизни. Классный воспитатель: Рассмотри по подробнее каждый пункт личной гигиены слайд 6 Закаливание – это...
37045. День космонавтики 16.96 KB
  Слайд2 Еще с давних времен люди стали думать над вопросами: Что такое космос Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля И тогда ученые и конструкторы создали первый космический корабль Восток. Слайд3 Прежде чем человек полетел в космос там побывали животные. Слайд4 Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. Мультик Белка и Стрелка Слайд5 После удачного полета в космос животных стала открытой дорога человеку к звёздам.
37046. День народного единства – государственный праздник России" 28.22 KB
  Слайд – виды Москвы II. – В чем смысл сегодняшнего праздника в единстве единении народа – сила России – Какие праздники вы знаете слайд гос. слайд – виды Москвы 17 в. Дети читают отрывок по ролям слайд– картина К.
37047. Любовь – это самое ценное! 25.42 KB
  Ход классного часа Ведущий К: Добрый день Мы очень рады вас приветствовать. Кто знает какому празднику посвящается наш классный час Правильно День Святого Валентина мировой день всех влюбленных Ведущий В: Высоким чувством окрылённый Когдато в давние года Придумал кто – то День влюбленных Никак не ведая тогда Что станет этот день любимым Желанным праздником в году. Ведущий К: Что днём святого Валентина Его с почтеньем назовут. Улыбки и цветы повсюду В любви признания вновь и вновь Так пусть для всех свершится чудо Пусть...
37048. Классный час – викторина «Умники и умницы» 21.42 KB
  Угадайте кто пел эту песенку Команда правильно ответившая на этот вопрос быстрее получает 1 балл. В этом конкурсе побеждает та команда которая быстрее всего расшифрует пословицу при помощи специального ключа. Подведём итоги: каждая команда пусть подсчитает заработанные баллы – цветы. Награждение победителей грамотами Умники и умницы: Самая быстрая команда; Самая весёлая команда; Самая дружная команда; Самая эрудированная команда; Самая находчивая команда.
37049. Я – гражданин! 24.32 KB
  Физминутка звучит фонограмма А в каком городе мы живем Набережные Челны Существуют различные Кодексы свод правил чести: Кодекс воинской чести Кодекс врачебной этики Кодекс чести сотрудника милиции и т. Для вас тоже есть свой кодекс. Кто может его назвать Учащиеся отвечают: Кодекс юного челнинца. Кодекс юного челнинца Твой город это не только место твоего рождения это стиль жизни который построен на гуманистических принципах и закреплен в положениях Кодекса юного Челнинца.
37050. Сыны Отечества - защитники земли русской 45 KB
  И сегодня на классном часе в преддверии этого праздника мы вспомним каких героев защитников земли русской вы знаете а о ком то расскажем вам что то новое. Солнце земли Русской так называл князя его современник митрополит Кирилл. Но для начала каких героев богатырей защитников земли русской вы знаете Ответы детей.
37051. Жизнь без сигарет 80 KB
  В объятиях табачного дыма Курение табака возникло ещё в глубокой древности. Постепенно курение стало путешествовать по Европе дошло до России но активного распространения не получило пока царевич Пётр Алексеевич постоянно общавшийся с чужеземцами не научился курить А потом он стал царём и начал как известно вводить в России европейские порядки в том числе и не препятствовал распространению курения. Курение распространилось по всей стране. Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению это способствовало принципам западной...