71599

ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти...

Русский

2014-11-09

53.5 KB

1 чел.

Н. ТЕРЕХОВА,

начальник лаборатории Центра исследования

проблем безопасности РАН

Н. ЗВЕРЕВ,

прокурор ФПС ФСБ РФ,

генерал-лейтенант

ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции, законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти, общественных объединений (организаций) и граждан.

Часть 5 ст. 13 и часть 3 ст. 55 Конституции говорят о «безопасности государства», часть 1 ст. 82 – о «безопасности и целостности государства», а пункт «д» ч. 1 ст. 114 – о «государственной безопасности». При этом подчеркивается известная приоритетность государственной безопасности по отношению к безопасности отдельных граждан. Так, согласно части 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства.

Что же касается безопасности граждан, то об этом говорится только в части 1 ст. 56 Конституции, причем применительно к условиям чрезвычайного положения, когда в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия для «обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя». В части 3 ст. 56 Конституции оговаривается, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46–54 Конституции Российской Федерации. Но в перечисленных статьях говорится и о том, что, например, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом; достоинство личности охраняется государством, но могут допускаться ограничения целого ряда прав и свобод на основании судебного решения, если иное не предусмотрено законом.

Кроме того, в Конституции применительно к отношениям между государством и гражданином или иными субъектами гражданского общества используется термин «защита». В Российской Федерации «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ч. 2 ст. 7), «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8); каждый имеет право на «защиту своей чести и доброго имени» (ч. 2 ст. 23); каждый имеет «право на защиту от безработицы» (ч. 3 ст. 37); «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38); гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45); каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ч. 1 ст. 46); «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46) и др.

Признание Конституцией Российской Федерации политического многообразия и многопартийности в стране, порождающих широкий спектр противоречивых взглядов и идей о вопросах безопасности, не должно вносить путаницу в содержание принимаемых на основе Конституции федеральных законов и приводить к разрушению единой государственной воли в процессе их реализации.

Единая и концептуально выдержанная государственная политика в сфере безопасности Российской Федерации не исключает ее гибкости. Направления деятельности государства в этой сфере могут меняться, особенно в условиях, когда невозможно выстроить на долгосрочный период последовательную и стабильную политику. Поэтому необходимы глубокое концептуальное осмысление концепции государственной безопасности, выявление объективных тенденций ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов.

Каковы место и роль специализированных организационных структур, ответственных за обеспечение государственной безопасности, в системе законодательных, исполнительных, судебных органов власти? Каково должно быть соотношение специализированных органов, ответственных за безопасность, с другими органами, перед которыми стоят общие задачи? И всегда ли возможно согласовать деятельность органов, перед которыми стоят нередко противоречивые цели и задачи?

Признание и гарантирование верховенства интересов народа, наций и населения характерны для государственного права, как формирование компетенций государственных институтов, приоритетная защита интересов общества и государства в таких сферах, как безопасность, оборона, охрана окружающей среды. Государство выступает основой для всех видов государственной безопасности. Они не могут выполняться без государства и права. Ограниченные возможности государства (наличие материальных, денежных, человеческих ресурсов) порождают проблему оптимизации систем и структур государственной безопасности при данном объеме ресурсов, которые могут быть выделены государством на обеспечение безопасности граждан, общественных и иных объединений, государства. В условиях жестких бюджетных ограничений оптимизация распределения имеющихся ресурсов становится главной проблемой совершенствования государственных систем и структур, обеспечивающих реализацию различных видов безопасности. В частности, безопасность (экологическая, экономическая, военная или любая другая) требует материальных и финансовых средств для создания и поддержания функционирования соответствующих структур.

Таким образом, основные принципы и функции системы безопасности, разграничение полномочий органов власти в сфере безопасности устанавливаются Конституцией, законами и другими нормативными актами, а также конституциями, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19120. Прогнозирование и регрессионный анализ 91.16 KB
  Пусть требуется исследовать зависимость Y(x), причем величины у и x измеряются в одних и тех ж экспериментах. Будем считать, что погрешность измерения величины х пренебрежимо мала по сравнению с погрешностью измерения величины у
19121. Экономические и экологические проблемы развития ядерной энергетики 194.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 1 Экономические и экологические проблемы развития ядерной энергетики Энергетика играет решающую роль в обществе обеспечивая социальное развитие и экономический рост. Предоставление адекватных энергетических услуг по доступным ценам надежным и безопасным ...
19122. Общие вопросы разработки проекта 76.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 2 Общие вопросы разработки проекта Проектирование совокупность логических и математических процессов поиска выбора и обоснования оптимального варианта принципа действия и конструкции разрабатываемого изделия отвечающего требованиям технического зада...
19123. Основные типы реакторов, принятые к промышленной реализации 4.43 MB
  ЛЕКЦИЯ 3 Основные типы реакторов принятые к промышленной реализации Классификация ядерных энергетических реакторов По физическим признакам различают реакторы на тепловых промежуточных и быстрых нейтронах; реакторы уранового плутониевого или ториевого цикла;
19124. Требования к твэлам и ТВС. Классификация твэлов 2.22 MB
  ЛЕКЦИЯ 4 Требования к твэлам и ТВС. Классификация твэлов Главной составляющей частью активной зоны любого гетерогенного реактора являются твэлы выделяющие энергию в виде тепла отводимую теплоносителем. Геометрические размеры и форма твэлов могут быть самыми разн
19125. Материалы тепловыделяющих элементов ЯЭУ 961.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 5 Материалы тепловыделяющих элементов ЯЭУ Выбор материалов является существенным этапом в проектировании твэлов. Материалы наряду с конструкцией и условиями эксплуатации определяют работоспособность и надежность твэла. При выборе материалов твэла должн
19126. ПРОБЛЕМЫ ОБОСНОВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТВЭЛОВ 235.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 6 ПРОБЛЕМЫ ОБОСНОВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТВЭЛОВ Тепловыделяющие элементы ядерных реакторов эксплуатируются в сложных условиях совместного воздействия радиационного излучения высоких температур механических напряжений и коррозионных сред. Выбор надежно...
19127. ПРОБЛЕМЫ ОБОСНОВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТВЭЛОВ 6.67 MB
  ЛЕКЦИЯ 7 ПРОБЛЕМЫ ОБОСНОВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТВЭЛОВ Работоспособность конструкции твэла может быть обоснована экспериментальными или расчетными методами. Экспериментальные методы обоснования работоспособности и надежности конструкции требуют массового обл
19128. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУР ПО ВЫСОТЕ АКТИВНОЙ ЗОНЫ 134 KB
  ЛЕКЦИЯ 8 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУР ПО ВЫСОТЕ АКТИВНОЙ ЗОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГОВЫДЕЛЕНИЯ В АКТИВНОЙ ЗОНЕ Создание реактора с максимально выровненным и стабильным полем энерговыделения в течении кампании одна из важнейших задач оптимизации активной зоны. Выра...