71599
ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Научная статья
Политология и государственное регулирование
Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти...
Русский
2014-11-09
53.5 KB
3 чел.
Н. ТЕРЕХОВА,
начальник лаборатории Центра исследования
проблем безопасности РАН
Н. ЗВЕРЕВ,
прокурор ФПС ФСБ РФ,
генерал-лейтенант
ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции, законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти, общественных объединений (организаций) и граждан.
Часть 5 ст. 13 и часть 3 ст. 55 Конституции говорят о «безопасности государства», часть 1 ст. 82 о «безопасности и целостности государства», а пункт «д» ч. 1 ст. 114 о «государственной безопасности». При этом подчеркивается известная приоритетность государственной безопасности по отношению к безопасности отдельных граждан. Так, согласно части 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства.
Что же касается безопасности граждан, то об этом говорится только в части 1 ст. 56 Конституции, причем применительно к условиям чрезвычайного положения, когда в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия для «обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя». В части 3 ст. 56 Конституции оговаривается, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 4654 Конституции Российской Федерации. Но в перечисленных статьях говорится и о том, что, например, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом; достоинство личности охраняется государством, но могут допускаться ограничения целого ряда прав и свобод на основании судебного решения, если иное не предусмотрено законом.
Кроме того, в Конституции применительно к отношениям между государством и гражданином или иными субъектами гражданского общества используется термин «защита». В Российской Федерации «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ч. 2 ст. 7), «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8); каждый имеет право на «защиту своей чести и доброго имени» (ч. 2 ст. 23); каждый имеет «право на защиту от безработицы» (ч. 3 ст. 37); «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38); гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45); каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ч. 1 ст. 46); «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46) и др.
Признание Конституцией Российской Федерации политического многообразия и многопартийности в стране, порождающих широкий спектр противоречивых взглядов и идей о вопросах безопасности, не должно вносить путаницу в содержание принимаемых на основе Конституции федеральных законов и приводить к разрушению единой государственной воли в процессе их реализации.
Единая и концептуально выдержанная государственная политика в сфере безопасности Российской Федерации не исключает ее гибкости. Направления деятельности государства в этой сфере могут меняться, особенно в условиях, когда невозможно выстроить на долгосрочный период последовательную и стабильную политику. Поэтому необходимы глубокое концептуальное осмысление концепции государственной безопасности, выявление объективных тенденций ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов.
Каковы место и роль специализированных организационных структур, ответственных за обеспечение государственной безопасности, в системе законодательных, исполнительных, судебных органов власти? Каково должно быть соотношение специализированных органов, ответственных за безопасность, с другими органами, перед которыми стоят общие задачи? И всегда ли возможно согласовать деятельность органов, перед которыми стоят нередко противоречивые цели и задачи?
Признание и гарантирование верховенства интересов народа, наций и населения характерны для государственного права, как формирование компетенций государственных институтов, приоритетная защита интересов общества и государства в таких сферах, как безопасность, оборона, охрана окружающей среды. Государство выступает основой для всех видов государственной безопасности. Они не могут выполняться без государства и права. Ограниченные возможности государства (наличие материальных, денежных, человеческих ресурсов) порождают проблему оптимизации систем и структур государственной безопасности при данном объеме ресурсов, которые могут быть выделены государством на обеспечение безопасности граждан, общественных и иных объединений, государства. В условиях жестких бюджетных ограничений оптимизация распределения имеющихся ресурсов становится главной проблемой совершенствования государственных систем и структур, обеспечивающих реализацию различных видов безопасности. В частности, безопасность (экологическая, экономическая, военная или любая другая) требует материальных и финансовых средств для создания и поддержания функционирования соответствующих структур.
Таким образом, основные принципы и функции системы безопасности, разграничение полномочий органов власти в сфере безопасности устанавливаются Конституцией, законами и другими нормативными актами, а также конституциями, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
69858. | ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 236 KB | |
Изучение студентами юридического колледжа основ философии как универсальной формы общественного сознания должно побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. | |||
69859. | Предпринимательское право: Учебно-методический комплекс | 945.5 KB | |
Цель изучения учебной дисциплины состоит в привитии обучаемым комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения ими своих хозяйственно-производственных задач. Основными задачами дисциплины являются: привитие студентам глубоких знаний об основных принципах... | |||
69860. | СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА | 884.5 KB | |
Цель курса состоит в формировании знаний умений и начальных практических навыков необходимых для профессиональной деятельности по установлению события преступления и изобличению лиц виновных в его совершении с использованием возможностей судебно-бухгалтерской экспертизы. | |||
69861. | ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО | 485 KB | |
Понятие и система экологического права; объекты экологических отношений; становление и основные этапы развития экологического права; нормы экологического права и экологические правоотношения; источники экологического права; право собственности на природные ресурсы... | |||
69862. | Компьютерная графика, курс лекций | 6.57 MB | |
Объем информации, содержащейся в векторном представлении, не зависит от физических размеров изображения. Например, на одной картинке представлен отрезок от точки (0,0) до точки (10,10), а на другой – от точки (1000,1000) до точки (10000,10000). | |||
69863. | Римское право: Учебно-методический комплекс | 207 KB | |
Его значение определяется огромным влиянием не только на последующее становление права но и на развитие культуры в целом. Римляне создали совершенную универсальную систему права имеющую основой частную собственность уникальную по степени своей внутренней гармонии и завершенности. | |||
69864. | УГОЛОВНОЕ ПРАВО | 1.23 MB | |
Понятие предмет метод система и источники уголовного права; уголовный закон; понятие и признаки преступления; классификация категории преступлений; состав преступления; объект преступления; объективная сторона преступления; субъект преступления субъективная сторона преступления... | |||
69866. | Гражданский процесс: Учебно-методический комплекс | 848.5 KB | |
Государственные требования к минимуму содержания дисциплины Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса источники гражданского процессуального права процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения... | |||