71599

ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти...

Русский

2014-11-09

53.5 KB

1 чел.

Н. ТЕРЕХОВА,

начальник лаборатории Центра исследования

проблем безопасности РАН

Н. ЗВЕРЕВ,

прокурор ФПС ФСБ РФ,

генерал-лейтенант

ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции, законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти, общественных объединений (организаций) и граждан.

Часть 5 ст. 13 и часть 3 ст. 55 Конституции говорят о «безопасности государства», часть 1 ст. 82 – о «безопасности и целостности государства», а пункт «д» ч. 1 ст. 114 – о «государственной безопасности». При этом подчеркивается известная приоритетность государственной безопасности по отношению к безопасности отдельных граждан. Так, согласно части 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства.

Что же касается безопасности граждан, то об этом говорится только в части 1 ст. 56 Конституции, причем применительно к условиям чрезвычайного положения, когда в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия для «обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя». В части 3 ст. 56 Конституции оговаривается, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46–54 Конституции Российской Федерации. Но в перечисленных статьях говорится и о том, что, например, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом; достоинство личности охраняется государством, но могут допускаться ограничения целого ряда прав и свобод на основании судебного решения, если иное не предусмотрено законом.

Кроме того, в Конституции применительно к отношениям между государством и гражданином или иными субъектами гражданского общества используется термин «защита». В Российской Федерации «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ч. 2 ст. 7), «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8); каждый имеет право на «защиту своей чести и доброго имени» (ч. 2 ст. 23); каждый имеет «право на защиту от безработицы» (ч. 3 ст. 37); «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38); гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45); каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ч. 1 ст. 46); «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46) и др.

Признание Конституцией Российской Федерации политического многообразия и многопартийности в стране, порождающих широкий спектр противоречивых взглядов и идей о вопросах безопасности, не должно вносить путаницу в содержание принимаемых на основе Конституции федеральных законов и приводить к разрушению единой государственной воли в процессе их реализации.

Единая и концептуально выдержанная государственная политика в сфере безопасности Российской Федерации не исключает ее гибкости. Направления деятельности государства в этой сфере могут меняться, особенно в условиях, когда невозможно выстроить на долгосрочный период последовательную и стабильную политику. Поэтому необходимы глубокое концептуальное осмысление концепции государственной безопасности, выявление объективных тенденций ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов.

Каковы место и роль специализированных организационных структур, ответственных за обеспечение государственной безопасности, в системе законодательных, исполнительных, судебных органов власти? Каково должно быть соотношение специализированных органов, ответственных за безопасность, с другими органами, перед которыми стоят общие задачи? И всегда ли возможно согласовать деятельность органов, перед которыми стоят нередко противоречивые цели и задачи?

Признание и гарантирование верховенства интересов народа, наций и населения характерны для государственного права, как формирование компетенций государственных институтов, приоритетная защита интересов общества и государства в таких сферах, как безопасность, оборона, охрана окружающей среды. Государство выступает основой для всех видов государственной безопасности. Они не могут выполняться без государства и права. Ограниченные возможности государства (наличие материальных, денежных, человеческих ресурсов) порождают проблему оптимизации систем и структур государственной безопасности при данном объеме ресурсов, которые могут быть выделены государством на обеспечение безопасности граждан, общественных и иных объединений, государства. В условиях жестких бюджетных ограничений оптимизация распределения имеющихся ресурсов становится главной проблемой совершенствования государственных систем и структур, обеспечивающих реализацию различных видов безопасности. В частности, безопасность (экологическая, экономическая, военная или любая другая) требует материальных и финансовых средств для создания и поддержания функционирования соответствующих структур.

Таким образом, основные принципы и функции системы безопасности, разграничение полномочий органов власти в сфере безопасности устанавливаются Конституцией, законами и другими нормативными актами, а также конституциями, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69681. Графіка Web-сторінок 101.5 KB
  Графіка Web-сторінок може містити як прості зображення, так і складні. Важливим у використанні графіки є не міра її складності, а ефективність у питаннях передавання тієї інформації, яку необхідно надати користувачам.
69682. ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ МОВИ HTML 33.5 KB
  HTML (Hypertext Markup Language — Мова гіпертекстової розмітки) — це мова опису структури сторінок документів, яка дозволяє звичайний текст форматувати в абзаци, заголовки, списки та інші структури, створювати посилання на інші сторінки.
69683. РНР-СЦЕНАРІЇ В ТІЛІ HTML-ДОКУМЕНТІВ 28.5 KB
  Ми тільки що розглянули структуру РНР-програми, і можна було б перейти до розгляду змінних. Проте РНР-сценарії можна записувати і по-іншому. Щоб ви зайвий раз не перегортали книгу, нагадаю текст сценарію first.php:...
69684. КОНСТАНТИ 36 KB
  Константи містять постійні значення. На відміну від змінних, ви не можете змінити значення константи, яке було їй привласнено при її оголошенні. Константи зручно використовувати для зберігання значень, які не повинні змінювати під час роботи програми, наприклад, ім’я розробника програми.
69685. ТЕХНОЛОГІЯ СТВОРЕННЯ HTML-ДОКУМЕНТА 49.5 KB
  Створення HTML-документа відбувається розташуванням тегів (tags) мови HTML всередині звичайного неформатованого тексту. Теги HTML — це послідовності символів, які починаються знаком «менше» і закінчуються знаком «більше». Теги можуть мати атрибути, які, в свою чергу, можуть приймати певні значення.
69686. ФОРМАТУВАННЯ ТЕКСТУ 107.5 KB
  Розмітка, яка створюється за допомогою мови HTML, дозволяє організовувати текст у логічні, легко зрозумілі розділи або застосовувати до нього специфічний формат. Теги форматування дозволяють визначити такі елементи: початок абзацу і кінець рядка; стилі заголовків; фізичні стилі...
69687. КОЛІР ФОНУ І ТЕКСТУ 95.5 KB
  Колір фону і тексту може задаватись шістнадцятковими значеннями RRGGBB (Red, Green, Blue) червоного, зеленого і синього кольорів відповідно або позначеннями кольорів англійською мовою. Яскравість кожної складової вимірюється цілим числом, яке у десятковій системі числення...
69688. ОПЕРАТОР ЕКВІВАЛЕНТНОСТІ (===) 28 KB
  Іноді звичайний оператор порівняння == працює не зовсім коректно, точніше не так, як нам хочеться, в деяких ситуаціях навіть виходять міні-анекдоти. Розглянемо наступний приклад...
69689. СПИСКИ 46 KB
  За замовчуванням елементи впорядкованого списку нумеруються цілими числами починаючи з. До тега нумерованого списку існує атрибут TYPE. Встановлюючи TYPE рівним можна змінити схему нумерації на великі літери, малі літери, великі або малі римські цифри відповідно.