71599

ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти...

Русский

2014-11-09

53.5 KB

1 чел.

Н. ТЕРЕХОВА,

начальник лаборатории Центра исследования

проблем безопасности РАН

Н. ЗВЕРЕВ,

прокурор ФПС ФСБ РФ,

генерал-лейтенант

ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции, законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти, общественных объединений (организаций) и граждан.

Часть 5 ст. 13 и часть 3 ст. 55 Конституции говорят о «безопасности государства», часть 1 ст. 82 – о «безопасности и целостности государства», а пункт «д» ч. 1 ст. 114 – о «государственной безопасности». При этом подчеркивается известная приоритетность государственной безопасности по отношению к безопасности отдельных граждан. Так, согласно части 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства.

Что же касается безопасности граждан, то об этом говорится только в части 1 ст. 56 Конституции, причем применительно к условиям чрезвычайного положения, когда в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия для «обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя». В части 3 ст. 56 Конституции оговаривается, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46–54 Конституции Российской Федерации. Но в перечисленных статьях говорится и о том, что, например, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом; достоинство личности охраняется государством, но могут допускаться ограничения целого ряда прав и свобод на основании судебного решения, если иное не предусмотрено законом.

Кроме того, в Конституции применительно к отношениям между государством и гражданином или иными субъектами гражданского общества используется термин «защита». В Российской Федерации «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ч. 2 ст. 7), «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8); каждый имеет право на «защиту своей чести и доброго имени» (ч. 2 ст. 23); каждый имеет «право на защиту от безработицы» (ч. 3 ст. 37); «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38); гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45); каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ч. 1 ст. 46); «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46) и др.

Признание Конституцией Российской Федерации политического многообразия и многопартийности в стране, порождающих широкий спектр противоречивых взглядов и идей о вопросах безопасности, не должно вносить путаницу в содержание принимаемых на основе Конституции федеральных законов и приводить к разрушению единой государственной воли в процессе их реализации.

Единая и концептуально выдержанная государственная политика в сфере безопасности Российской Федерации не исключает ее гибкости. Направления деятельности государства в этой сфере могут меняться, особенно в условиях, когда невозможно выстроить на долгосрочный период последовательную и стабильную политику. Поэтому необходимы глубокое концептуальное осмысление концепции государственной безопасности, выявление объективных тенденций ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов.

Каковы место и роль специализированных организационных структур, ответственных за обеспечение государственной безопасности, в системе законодательных, исполнительных, судебных органов власти? Каково должно быть соотношение специализированных органов, ответственных за безопасность, с другими органами, перед которыми стоят общие задачи? И всегда ли возможно согласовать деятельность органов, перед которыми стоят нередко противоречивые цели и задачи?

Признание и гарантирование верховенства интересов народа, наций и населения характерны для государственного права, как формирование компетенций государственных институтов, приоритетная защита интересов общества и государства в таких сферах, как безопасность, оборона, охрана окружающей среды. Государство выступает основой для всех видов государственной безопасности. Они не могут выполняться без государства и права. Ограниченные возможности государства (наличие материальных, денежных, человеческих ресурсов) порождают проблему оптимизации систем и структур государственной безопасности при данном объеме ресурсов, которые могут быть выделены государством на обеспечение безопасности граждан, общественных и иных объединений, государства. В условиях жестких бюджетных ограничений оптимизация распределения имеющихся ресурсов становится главной проблемой совершенствования государственных систем и структур, обеспечивающих реализацию различных видов безопасности. В частности, безопасность (экологическая, экономическая, военная или любая другая) требует материальных и финансовых средств для создания и поддержания функционирования соответствующих структур.

Таким образом, основные принципы и функции системы безопасности, разграничение полномочий органов власти в сфере безопасности устанавливаются Конституцией, законами и другими нормативными актами, а также конституциями, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72046. ДОІНДОЄВРОПЕЙСЬКИЙ СУБСТРАТ У ЛЕКСИЦІ СЛОВ’ЯНСЬКИХ, ГЕРМАНСЬКИХ І РОМАНСЬКИХ МОВ 195 KB
  Актуальність дисертаційної роботи продиктовано сучасною тенденцією компаративістики до вивчення мовних явищ у тісному зв’язку з історією та культурою народу загалом та необхідністю комплексного дослідження міжетнічних і міжкультурних контактів, на тлі яких зростає інтерес до етногенетичних процесів...
72047. ФОРМУВАННЯ ЛОГІСТИЧНОЇ МОДЕЛІ УПРАВЛІННЯ ДІЯЛЬНІСТЮ КОМУНАЛЬНИХ ФАРМАЦЕВТИЧНИХ ПІДПРИЄМСТВ В УМОВАХ МЕНЕДЖМЕНТУ ЯКОСТІ 920 KB
  Головною метою діяльності комунальних фармацевтичних підприємств КФП є виконання соціальної функції щодо максимально повного і ефективного забезпечення населення регіону доступними за ціною та якісними лікарськими засобами ЛЗ і виробами медичного призначення ВМП.
72048. ЕМБРІОНАЛЬНИЙ ГІСТОГЕНЕЗ НИРКИ У РАННІХ ЗАРОДКІВ ЛЮДИНИ 197 KB
  В тепершній час відсутня концепція механізмів регуляції розвитку людини оскільки більшість наведених у літературі даних грунтується на вивченні ембріогенезу експериментальних тварин або на культивуванні ембріональних клітин.
72049. СТРАТЕГІЧНИЙ АНАЛІЗ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ 234.5 KB
  За відсутності комплексної методики аналізу конкурентоспроможності підприємства виникає низка важливих питань які потребують вирішення. Для досягнення належної конкурентоспроможності підприємства необхідні тривалий час і значні зусилля.
72050. СОЦІАЛЬНЕ ПРОЕКТУВАННЯ: ПРОБЛЕМА ВЗАЄМОЗВ’ЯЗКУ СУСПІЛЬНИХ ПОТРЕБ І ДЕРЖАВНИХ ІНТЕРЕСІВ 287 KB
  На підґрунті діалектичного підходу сутність соціального проектування розкривається як суперечливий процес відтворення рефлексивної єдності соціального суб’єкта та об’єктивної реальності. Згідно з цим реалізується принцип відповідності, за яким встановлюються логіко-гносеологічні засоби відновлення...
72051. ФОРМУВАННЯ КУЛЬТУРИ ЕКОНОМІЧНОГО МИСЛЕННЯ МАЙБУТНІХ ГЕОГРАФІВ У ПРОЦЕСІ ПРОФЕСІЙНОЇ ПІДГОТОВКИ 192.5 KB
  Стрімкий розвиток сучасних економічних відносин і вплив господарської діяльності людини на всю поверхню Землі як інтегрованого утворення вимагає переосмислення не тільки місця людини в географічному світі але й її ставлення до навколишнього середовища.
72052. ПОРІВНЯЛЬНИЙ АНАЛІЗ ОКРЕМИХ ПАТОБІОХІМІЧНИХ ТА ПАТОМОРФОЛОГІЧНИХ ЕКВІВАЛЕНТІВ ІШЕМІЧНО-РЕПЕРФУЗІЙНОГО ПОШКОДЖЕННЯ ГОЛОВНОГО МОЗКУ В ДОРОСЛИХ ТА СТАРИХ ЩУРІВ 469.5 KB
  З’ясувати особливості деяких ланок патогенезу ішемічно-реперфузійного пошкодження структур нової кори та гіпокампа в старих самцівщурів за окремими гістохімічними патобіохімічними і патоморфологічними параметрами на...
72053. МЕДИКО-СОЦІАЛЬНЕ ОБГРУНТУВАННЯ ОПТИМІЗАЦІЇ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ОРГАНІЗАЦІЙНОЇ МОДЕЛІ ЗБЕРЕЖЕННЯ ТА ПОЛІПШЕННЯ ЗДОРОВ’Я ШКОЛЯРІВ ВЕЛИКОГО ПРОМИСЛОВОГО МІСТА 306 KB
  Актуальність оптимізації діяльності зі збереження та поліпшення здоров’я дитячого населення посилюється необхідністю виконання Програми економічних реформ на 2011–2014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава» в частині реформування системи надання медичної допомоги.
72054. Методичні основи удосконалення проектування продукції графічного дизайну 208.5 KB
  Вирішення означених проблем фахівцями графічного дизайну вимагає постійного оновлення науковометодичної бази щодо форм і способів виготовлення та представлення продукції. У ній зазначено що зростання попиту на фахівців з дизайну обумовлено переходом суспільства від індустріальної до інформаційної стадії...