71599

ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти...

Русский

2014-11-09

53.5 KB

1 чел.

Н. ТЕРЕХОВА,

начальник лаборатории Центра исследования

проблем безопасности РАН

Н. ЗВЕРЕВ,

прокурор ФПС ФСБ РФ,

генерал-лейтенант

ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции, законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности всех органов государственной власти, общественных объединений (организаций) и граждан.

Часть 5 ст. 13 и часть 3 ст. 55 Конституции говорят о «безопасности государства», часть 1 ст. 82 – о «безопасности и целостности государства», а пункт «д» ч. 1 ст. 114 – о «государственной безопасности». При этом подчеркивается известная приоритетность государственной безопасности по отношению к безопасности отдельных граждан. Так, согласно части 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства.

Что же касается безопасности граждан, то об этом говорится только в части 1 ст. 56 Конституции, причем применительно к условиям чрезвычайного положения, когда в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия для «обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя». В части 3 ст. 56 Конституции оговаривается, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46–54 Конституции Российской Федерации. Но в перечисленных статьях говорится и о том, что, например, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом; достоинство личности охраняется государством, но могут допускаться ограничения целого ряда прав и свобод на основании судебного решения, если иное не предусмотрено законом.

Кроме того, в Конституции применительно к отношениям между государством и гражданином или иными субъектами гражданского общества используется термин «защита». В Российской Федерации «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ч. 2 ст. 7), «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8); каждый имеет право на «защиту своей чести и доброго имени» (ч. 2 ст. 23); каждый имеет «право на защиту от безработицы» (ч. 3 ст. 37); «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38); гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45); каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ч. 1 ст. 46); «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46) и др.

Признание Конституцией Российской Федерации политического многообразия и многопартийности в стране, порождающих широкий спектр противоречивых взглядов и идей о вопросах безопасности, не должно вносить путаницу в содержание принимаемых на основе Конституции федеральных законов и приводить к разрушению единой государственной воли в процессе их реализации.

Единая и концептуально выдержанная государственная политика в сфере безопасности Российской Федерации не исключает ее гибкости. Направления деятельности государства в этой сфере могут меняться, особенно в условиях, когда невозможно выстроить на долгосрочный период последовательную и стабильную политику. Поэтому необходимы глубокое концептуальное осмысление концепции государственной безопасности, выявление объективных тенденций ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов.

Каковы место и роль специализированных организационных структур, ответственных за обеспечение государственной безопасности, в системе законодательных, исполнительных, судебных органов власти? Каково должно быть соотношение специализированных органов, ответственных за безопасность, с другими органами, перед которыми стоят общие задачи? И всегда ли возможно согласовать деятельность органов, перед которыми стоят нередко противоречивые цели и задачи?

Признание и гарантирование верховенства интересов народа, наций и населения характерны для государственного права, как формирование компетенций государственных институтов, приоритетная защита интересов общества и государства в таких сферах, как безопасность, оборона, охрана окружающей среды. Государство выступает основой для всех видов государственной безопасности. Они не могут выполняться без государства и права. Ограниченные возможности государства (наличие материальных, денежных, человеческих ресурсов) порождают проблему оптимизации систем и структур государственной безопасности при данном объеме ресурсов, которые могут быть выделены государством на обеспечение безопасности граждан, общественных и иных объединений, государства. В условиях жестких бюджетных ограничений оптимизация распределения имеющихся ресурсов становится главной проблемой совершенствования государственных систем и структур, обеспечивающих реализацию различных видов безопасности. В частности, безопасность (экологическая, экономическая, военная или любая другая) требует материальных и финансовых средств для создания и поддержания функционирования соответствующих структур.

Таким образом, основные принципы и функции системы безопасности, разграничение полномочий органов власти в сфере безопасности устанавливаются Конституцией, законами и другими нормативными актами, а также конституциями, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84767. Маршрутизация 495.88 KB
  Маршрутизация одна из основных функций компьютерной сети определяющая эффективность передачи данных. Проблема маршрутизации в компьютерных сетях аналогична проблеме организации автомобильного движения по улицам города и состоит в выборе в каждом узле сети направления передачи данных выходного...
84768. СРЕДСТВА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ 599.62 KB
  Для передачи электрических и оптических сигналов применяются электрические ЭЛС и волоконно-оптические ВОЛС линии связи соответственно. Передача электромагнитных сигналов осуществляется через радиолинии РЛС и спутниковые линии связи СЛС.
84769. Модуляция и кодирование данных 654.93 KB
  На основе непрерывного аналогового высокочастотного синусоидального сигнала называемого несущей аналоговая модуляция; на основе дискретного цифрового сигнала в виде импульсов импульсная или цифровая модуляция. Процесс преобразования дискретных данных представляемых дискретными первичными сигналами...
84770. Кабельные линии связи. Классификация кабельных линий связи 692.46 KB
  Классификация кабельных линий связи При организации компьютерных сетей широко используются кабельные линии связи. Кабельная линия связи КЛС линия связи состоящая из кабеля кабельной арматуры и кабельных сооружений туннели колодцы распределительные шкафы кабельные столбы.
84771. Телекоммуникационные сети. Классификация телекоммуникационных сетей 678.02 KB
  В зависимости от вида передаваемых данных телекоммуникационные сети делятся на: аналоговые сети; цифровые сети. К современным телекоммуникационным сетям предъявляются два основных требования: интеграция возможность передачи в сети данных разных типов неоднородного трафика предъявляющих разные...
84772. Суффикс. Представление о «суффиксе» 41 KB
  Организовать наблюдение за влиянием суффикса на значение слова. Познавательные: извлекать информацию критически оценивать понимать информацию в разных формах схемы модели ориентироваться в своей системе знаний отвечать на вопросы преобразовывать информацию проводить анализ сравнение...
84773. Кодирование и обработка звуковой информации 61.5 KB
  Цель: знакомство учащихся со звуковой информацией, способами кодирования и обработки звуковой информации в компьютере. Познавательные: осмыслить и усвоить принципы двоичного кодирования при оцифровке звука, формировать умения оценивать числовые параметры информационных объектов.
84774. Урок чтения по теме «Сказки» 71.5 KB
  Развитие связной речи путём составления развернутой фразы для ответа на вопрос; развитие умения выборочного чтения; развитие мыслительных операций анализ синтез классификация в ходе выполнения заданий на определение сказки по иллюстрации предмету; решения кроссворда.
84775. Исторические источники 27.5 KB
  Содержание материала учебника позволяет реализовать поставленные цели и задачи урока применяя современные технологии: ИКТ на этапе получение новых знаний связанных со зрительным восприятием исторических источников; деятельностный подход на этапе самостоятельного получения новых знаний...