71601

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Особенности нормативно-правового регулирования порядка функционирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования установлены положениями Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 729 Вопросы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования...

Русский

2014-11-09

70 KB

5 чел.

В. УСКОВА,

соискатель

ОСОБЕННОСТИ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Особенности нормативно-правового регулирования порядка функционирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования установлены положениями Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»1, Указа Президента России от 29 июня 1998 г. № 729 «Вопросы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования»2, Устава Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства России от 29 июля 1998 г. № 8573 и другими документами.

Рассматриваемый государственный внебюджетный фонд является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, создан в целях реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Основными задачами функционирования федерального фонда, территориальных фондов и их филиалов выступают:

• аккумулирование финансовых средств, предназначенных для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования;

• финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет аккумулированных фондом средств обязательного медицинского страхования;

• обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и др.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд ОМС) имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. Финансовые средства Федерального фонда ОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат; его средства формируются за счет:

• страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

• ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

• добровольных взносов юридических и физических лиц;

• доходов от использования временно свободных финансовых средств;

• нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС;

• поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд ОМС перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком. Временно свободные финансовые средства фонда для защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые проводятся в соответствии с задачами Федерального фонда ОМС. Затраты на содержание Федерального фонда ОМС, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Фонда. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Имущество Федерального фонда ОМС является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления; оно состоит из основных и оборотных средств, которые отражаются на балансе. Федеральный фонд ОМС вправе вести приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение Федерального фонда ОМС, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Фонда. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Федеральный фонд ОМС ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства России утверждаются федеральным законом. Например, в настоящее время таким образом утвержден отчет об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС за 2003 г. Согласно положениям Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 164-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год»4, в указанном году в бюджет Федерального фонда ОМС было аккумулировано доходов в сумме 5 795,3 млн. руб., а было израсходовано чуть больше – 5 806,9 млн. руб.

Логично, что отчет об исполнении бюджета федерального фонда ОМС утверждается федеральным законом, а отчет об исполнении бюджетов территориальных фондов ОМС – законами соответствующих субъектов Федерации. Например, в Санкт-Петербурге очередной отчет об исполнении бюджета территориального фонда ОМС был утвержден в июне 2004 г. законом города «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год». Согласно положениям этого закона, доходы территориального фонда достигли 6,84 млрд. руб. Основную долю доходов составили единый социальный налог (72,4 % общей суммы доходов фонда) и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащие перечислению исполнительными органами государственной власти (22,5 %). Прочие поступления равнялись 1,9 %. Исполнение доходов бюджета фонда в целом составило 102 % от ранее запланированных объемов. Общая сумма расходов фонда ОМС за 2003 г. составила 6,227 млрд. руб. Основным направлением расходования средств было финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (96,4 %)5.

Управляют Федеральным фондом коллегиальный орган – правление, и постоянно действующий исполнительный орган – директор. К компетенции правления Федерального фонда ОМС относится решение следующих вопросов:

• утверждение перспективных планов работы Федерального фонда ОМС;

• рассмотрение проектов бюджета Федерального фонда ОМС и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда ОМС;

• определение направлений и порядка использования доходов Федерального фонда ОМС, в том числе полученных от использования временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а также порядка покрытия убытков;

• утверждение порядка направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы, на выполнение целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

• рассмотрение проектов базовой программы обязательного медицинского страхования и предложений о тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

• рассмотрение разрабатываемых Федеральным фондом ОМС проектов нормативных актов о совершенствовании системы обязательного медицинского страхования;

• принятие решений о внесении в установленном порядке предложений об определении норматива средств на содержание Федерального фонда ОМС, о рекомендациях по определению норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;

• формирование ревизионной комиссии.

Состав правления Федерального фонда ОМС в количестве 11 человек утверждается Правительством России. Срок полномочий правления – три года. В настоящее время состав правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства от 7 декабря 2001 г. № 859. Правление возглавляет председатель, который располагает одним заместителем. Председатель правления и его заместитель избираются правлением Федерального фонда ОМС. В состав правления входит по должности директор Федерального фонда ОМС, могут входить и представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений. Федеральные органы законодательной и исполнительной власти и общественные объединения до истечения срока полномочий правления вправе внести в Правительство России предложения о замене кандидатур, ранее внесенных и утвержденных Правительством в качестве членов правления. Заседание правления считается правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей членов правления. Решение правления принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заседания правления проводятся не реже одного раза в три месяца.

Директор Федерального фонда ОМС и его первый заместитель назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством Российской Федерации. Директор Федерального фонда ОМС руководит деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда ОМС. Рассмотрим полномочия директора фонда.

Директор Федерального фонда ОМС:

• действует от имени Федерального фонда ОМС без доверенности;

• распоряжается имуществом Федерального фонда ОМС;

• заключает договоры, в том числе трудовые;

• открывает расчетный и другие счета;

• утверждает по согласованию с правлением структуру, штатное расписание и смету расходов Федерального фонда;

• издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Федерального фонда;

• по согласованию с правлением представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда ОМС и его исполнении;

• по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда ОМС, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования;

• использует для выполнения задач, стоящих перед Федеральным фондом ОМС, финансовые средства в пределах утвержденных бюджета и сметы расходов;

• принимает на работу и увольняет работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

• организует учет и отчетность Федерального фонда ОМС.

Директор решает все вопросы деятельности Федерального фонда ОМС, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления. Работники Федерального фонда ОМС по размеру оплаты труда, условиям медицинского и бытового обслуживания приравниваются к работникам федеральных органов исполнительной власти.

Контролирует деятельность Федерального фонда ОМС ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, проводимую специализированной организацией, имеющей лицензию. Отчет о результатах проверки представляется в Правительство Российской Федерации. Ликвидация и реорганизация Федерального фонда ОМС осуществляется в случае принятия федерального закона и проводится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Документы постоянного хранения Федерального фонда ОМС в случае его ликвидации передаются на государственное хранение в порядке, установленном Правительством страны.

1 Ведомости РСФСР. – 1991. – № 27. – Ст. 920.

2 Российская газета. – 1998. – 1 июля; СЗ РФ. – 1998. – № 27. – Ст. 3147.

3 СЗ РФ. – 1998. – № 32. – Ст. 3902.

4 СЗ РФ. – 2004. – № 52. – Ст. 5268.

5 По данным «AK&M».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29223. Построение версий в криминальном праве 31 KB
  Существуют следующие логические приемы при построении версий такие как анализ и синтез индукция дедукция и аналогия. Логические приемы индукции и дедукции при формировании версий могут быть тесно взаимосвязаны. Если дедуктивное умозаключение применяется главным образом при построении частных версий для объяснения единичных фактов и отдельных признаков то индуктивное умозаключение применяется в случаях когда приходится обобщать некоторую совокупность фактов.
29225. Тактика допроса свидетелей и потерпевших 35.5 KB
  Во вторых необходимо что бы показания свидетелей были сущей правдой. Или свидетель намерен сказать правду но е говорит ее потому что не правильно понял то что он знает или же свидетель имеет прямое намерение дать заведомо ложные показания. Подобное вмешательство может сбить допрашиваемого порядок может быть нарушен может запутаться в показаниях и упустить важные детали. После окончания свободного рассказа следователь путем постановки вопросов восполняет и уточняет показания.
29226. Основные цели проверки показания на месте, понятие, тактический приемы и процессуальный порядок 24 KB
  В целях установления новых обстоятельств имеющих значение для уголовного дела показания ранее данные подозреваемым или обвиняемым а также потерпевшим или свидетелем могут быть проверены или уточнены на месте связанном с исследуемым событием. Проверка показаний на месте заключается в том что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события указывает на предметы документы следы имеющие значение для уголовного дела демонстрирует определенные действия. Не допускается одновременная проверка...
29227. Социальные институты культуры 39 KB
  Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Но семья как правило представляет более сложную систему отношений чем брак поскольку она может объединять не только супругов но и их детей а также других родственников. Семья как социальный институт в различных культурах принимает различные формы. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья.
29228. Искусство как феномен культуры 36.5 KB
  Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество в процессе функционирования которого создаются произведения искусства имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый узкий смысл в понимании искусства. Специфика искусства заключается в том что искусство осваивает и выражает действительность в художественнообразной форме. Художественный образ это суть искусства это чувственное воссоздание жизни сделанное с субъективных авторских позиций.
29229. Исламский тип культуры 27.5 KB
  К странам этого типа культуры относятся: Иран Ирак Сирия и др. У стран исламского типа культуры общие язык письменность и т.
29230. Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность 42.5 KB
  существовавший к тому времени термин социализация не охватывал процессов усвоения когнитивных познавательных аспектов культуры знаний верований ценностей и т. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того оно по сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин социализация а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта социальных...
29231. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия как базовые формы культуры 37.5 KB
  Отсюда магические обряды размножения тотема ритуальное поедание его мяса в обычных условиях запрещенного рассказывание мифов пляски маскированных танцоров подражающих тотему. magéia колдовство чародейство волшебство обряды связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей животных явления природы а также на воображаемых духов и богов. Магические обряды распространённые у всех народов мира чрезвычайно разнообразны. Широко были распространены магические обряды при начале пахоты сева...