71601

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Особенности нормативно-правового регулирования порядка функционирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования установлены положениями Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 729 Вопросы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования...

Русский

2014-11-09

70 KB

5 чел.

В. УСКОВА,

соискатель

ОСОБЕННОСТИ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Особенности нормативно-правового регулирования порядка функционирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования установлены положениями Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»1, Указа Президента России от 29 июня 1998 г. № 729 «Вопросы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования»2, Устава Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства России от 29 июля 1998 г. № 8573 и другими документами.

Рассматриваемый государственный внебюджетный фонд является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, создан в целях реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Основными задачами функционирования федерального фонда, территориальных фондов и их филиалов выступают:

• аккумулирование финансовых средств, предназначенных для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования;

• финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет аккумулированных фондом средств обязательного медицинского страхования;

• обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и др.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд ОМС) имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. Финансовые средства Федерального фонда ОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат; его средства формируются за счет:

• страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

• ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

• добровольных взносов юридических и физических лиц;

• доходов от использования временно свободных финансовых средств;

• нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС;

• поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд ОМС перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком. Временно свободные финансовые средства фонда для защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые проводятся в соответствии с задачами Федерального фонда ОМС. Затраты на содержание Федерального фонда ОМС, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Фонда. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Имущество Федерального фонда ОМС является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления; оно состоит из основных и оборотных средств, которые отражаются на балансе. Федеральный фонд ОМС вправе вести приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение Федерального фонда ОМС, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Фонда. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Федеральный фонд ОМС ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства России утверждаются федеральным законом. Например, в настоящее время таким образом утвержден отчет об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС за 2003 г. Согласно положениям Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 164-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год»4, в указанном году в бюджет Федерального фонда ОМС было аккумулировано доходов в сумме 5 795,3 млн. руб., а было израсходовано чуть больше – 5 806,9 млн. руб.

Логично, что отчет об исполнении бюджета федерального фонда ОМС утверждается федеральным законом, а отчет об исполнении бюджетов территориальных фондов ОМС – законами соответствующих субъектов Федерации. Например, в Санкт-Петербурге очередной отчет об исполнении бюджета территориального фонда ОМС был утвержден в июне 2004 г. законом города «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год». Согласно положениям этого закона, доходы территориального фонда достигли 6,84 млрд. руб. Основную долю доходов составили единый социальный налог (72,4 % общей суммы доходов фонда) и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащие перечислению исполнительными органами государственной власти (22,5 %). Прочие поступления равнялись 1,9 %. Исполнение доходов бюджета фонда в целом составило 102 % от ранее запланированных объемов. Общая сумма расходов фонда ОМС за 2003 г. составила 6,227 млрд. руб. Основным направлением расходования средств было финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (96,4 %)5.

Управляют Федеральным фондом коллегиальный орган – правление, и постоянно действующий исполнительный орган – директор. К компетенции правления Федерального фонда ОМС относится решение следующих вопросов:

• утверждение перспективных планов работы Федерального фонда ОМС;

• рассмотрение проектов бюджета Федерального фонда ОМС и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда ОМС;

• определение направлений и порядка использования доходов Федерального фонда ОМС, в том числе полученных от использования временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а также порядка покрытия убытков;

• утверждение порядка направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы, на выполнение целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

• рассмотрение проектов базовой программы обязательного медицинского страхования и предложений о тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

• рассмотрение разрабатываемых Федеральным фондом ОМС проектов нормативных актов о совершенствовании системы обязательного медицинского страхования;

• принятие решений о внесении в установленном порядке предложений об определении норматива средств на содержание Федерального фонда ОМС, о рекомендациях по определению норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;

• формирование ревизионной комиссии.

Состав правления Федерального фонда ОМС в количестве 11 человек утверждается Правительством России. Срок полномочий правления – три года. В настоящее время состав правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства от 7 декабря 2001 г. № 859. Правление возглавляет председатель, который располагает одним заместителем. Председатель правления и его заместитель избираются правлением Федерального фонда ОМС. В состав правления входит по должности директор Федерального фонда ОМС, могут входить и представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений. Федеральные органы законодательной и исполнительной власти и общественные объединения до истечения срока полномочий правления вправе внести в Правительство России предложения о замене кандидатур, ранее внесенных и утвержденных Правительством в качестве членов правления. Заседание правления считается правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей членов правления. Решение правления принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заседания правления проводятся не реже одного раза в три месяца.

Директор Федерального фонда ОМС и его первый заместитель назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством Российской Федерации. Директор Федерального фонда ОМС руководит деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда ОМС. Рассмотрим полномочия директора фонда.

Директор Федерального фонда ОМС:

• действует от имени Федерального фонда ОМС без доверенности;

• распоряжается имуществом Федерального фонда ОМС;

• заключает договоры, в том числе трудовые;

• открывает расчетный и другие счета;

• утверждает по согласованию с правлением структуру, штатное расписание и смету расходов Федерального фонда;

• издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Федерального фонда;

• по согласованию с правлением представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда ОМС и его исполнении;

• по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда ОМС, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования;

• использует для выполнения задач, стоящих перед Федеральным фондом ОМС, финансовые средства в пределах утвержденных бюджета и сметы расходов;

• принимает на работу и увольняет работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

• организует учет и отчетность Федерального фонда ОМС.

Директор решает все вопросы деятельности Федерального фонда ОМС, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления. Работники Федерального фонда ОМС по размеру оплаты труда, условиям медицинского и бытового обслуживания приравниваются к работникам федеральных органов исполнительной власти.

Контролирует деятельность Федерального фонда ОМС ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, проводимую специализированной организацией, имеющей лицензию. Отчет о результатах проверки представляется в Правительство Российской Федерации. Ликвидация и реорганизация Федерального фонда ОМС осуществляется в случае принятия федерального закона и проводится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Документы постоянного хранения Федерального фонда ОМС в случае его ликвидации передаются на государственное хранение в порядке, установленном Правительством страны.

1 Ведомости РСФСР. – 1991. – № 27. – Ст. 920.

2 Российская газета. – 1998. – 1 июля; СЗ РФ. – 1998. – № 27. – Ст. 3147.

3 СЗ РФ. – 1998. – № 32. – Ст. 3902.

4 СЗ РФ. – 2004. – № 52. – Ст. 5268.

5 По данным «AK&M».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36068. Целевое конспектирование источников по дисциплине «Философия» 2.14 MB
  Но когда у человека его вожделения резко клонятся к чемунибудь одному мы знаем что от этого они слабеют в отношении всего остального словно поток отведенный в сторону. Если ему свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия думаешь ли ты что для такого человека много значит человеческая жизнь Нет это невозможно Значит такой человек и смерть не будет считать чемто ужасным Менее всего. Вот почему рассматривая философская ли душа у какогонибудь человека или нет ты сразу еще в его...
36069. Философия. Основы философии 1.2 MB
  В своих сочинениях Платон не просто ставит и решает те или иные философские проблемы он дает нам чистый образец того что есть философское рассуждение само по себе что за мир открывается философу и каково значение обращения души человека к миру умопостигаемого. Душа видевшая всего больше попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека преданного Музам и любви; вторая за ней в плод царя соблюдающего законы в человека воинственного или способного управлять; третья в плод государственного деятеля хозяина...
36070. Философия жизни 130.5 KB
  Ницше: он подверг критике рационалистические концепции мира человека истории которые господствовали в философии на протяжении XVII – XVIII первой половины XIX вв. НИЦШЕ гениальный немецкий философ главным мучением всей жизни которого был вопрос: Можно ли надеяться когданибудь облагородить человечество Наделенный ясновиденьем нервов С. Цвейг Ницше пережил смерть Бога в личном трагическом опыте и вместе с тем провозвещая XX век постиг как судьбу современного человека. Обозначив кризис европейского гуманизма философия Ницше...
36071. Конспект лекцій з курсу Філософія 1.63 MB
  Філософія як форма світогляду її роль в житті суспільства і людини. Буття людини. У цій ситуації проблеми світоглядної орієнтації людини усвідомлення нею свого місця і ролі в суспільстві мети і сенсу соціальної і особистої активності відповідальності за свої вчинки і вибір форм і напрямів своєї діяльності стають головними життєвими цінностями. У становленні і формуванні світоглядної культури людини філософія завжди грала особливу роль повязану з її багатовіковим досвідом критичнорефлексивного осмислення глибинних...
36072. Потенціал підприємства: сутність і механізм функціонування 73.5 KB
  Предмет мета завдання курсу управління потенціалом підприємства УПП . Елементи підприємницького потенціалу підприємства ППП Джерела потенціалу підприємства і шляхи його збільшення. Управління потенціалом підприємства УПП є сферою економічного дослідження і створення методів аналізу і оцінювання можливостей підприємств з урахуванням практики діагностики внутрішнього і зовнішнього середовища підприємств.
36073. Структурний аналіз ресурсного потенціалу в системі управління витратами і інвестиціями 92 KB
  Структурний аналіз ресурсного потенціалу в системі управління витратами і інвестиціями. Об’єкти суб’єкти цілі в системі управління витратами. Аналіз витрат і прийняття управлінського рішення. Резерви підприємства можуть бути пов’язані з витратами.
36074. Виробничий потенціал: структура, вимірювання величини, оцінювання ефективності використання 89 KB
  План Характеристика виробничого потенціалу. Оцінювання виробничого потенціалу на підставі аналізу рівня ефективності використання структури робочих місць. Оцінювання ефективності використання основних елементів потенціалу підприємства основних фондів виробничого персоналу технологічного та інформаційного потенціалу. Але поряд з цим існує ще ряд практичних завдань при вирішенні цієї проблеми: вибір найбільш ефективного показника для оцінювання виробничого потенціалу підприємства; обгрунтування збалансованості виробничого...
36075. Управління потенціалом підприємства на основі маркетингової діяльності (діагностика) 205 KB
  Розробка стратегії маркетингу починається з визначення ринку або його окремого сегменту на якому здійснюється діяльність підприємства. Мета аналізу СЗГ – оцінювання перспектив розвитку з погляду масштабів зростання стабільності місткості ринку перспектив технологій норми прибутку. Стан зовнішнього оточення СЗГ слід оцінювати з використанням змінних параметрів : перспектив зростання перспектив рентабельності очікуваного рівня нестабільності успішної конкурентності на ринку. Очікуваний рівень нестабільності характеризується...
36076. Управління формуванням і розвитком потенціалу підприємства 64 KB
  Оцінка організаційного потенціалу підприємства. Методів управління при формуванні потенціалу підприємства. Це досягається формуванням організаційного потенціалу шляхом: проектуванням і створенням цілеспрямованої виробничої і соціотехнічної системи; організації підприємства з встановленням цілей діяльності і корпоративних норм; організацією управління діяльністю підприємства; забезпеченням інформацією; реорганізацією реструктуризацією підприємства відповідно до зміни цілей стану внутрішнього середовища потреб споживачів продукції;...