71602

РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Согласно статье 2 Конституции России человек его права и свободы являются высшей ценностью. С конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности государство признало требования демократического международного сообщества выраженные в таких...

Русский

2014-11-09

186 KB

0 чел.

Н. ВЕХОВА

РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Согласно статье 2 Конституции России, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1. Норма этой статьи формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя России2. С конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности государство признало требования демократического международного сообщества, выраженные в таких общепризнанных актах международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и конституционных правах 1966 г. С вступлением России в Совет Европы на российской территории обрела свое значение Европейская конвенция от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод». Указанные международные акты, а также норма статьи 2 Конституции России исходят из понимания того, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство.

Признание прав и свобод человека в России означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации3.

Статья 17 Конституции гласит: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Согласно статье 34 Конституции, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности4. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со статьей 71 Конституции, в ведении Федерации, в частности, находятся: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; внешнеэкономические отношения России; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности – важнейшие аспекты, определяющие осуществление предпринимательской деятельности5. По мнению В.В. Гущина, характер предпринимательского права как комплексной отрасли права определяет включение в систему его источников норм, относящихся к различным отраслям права: конституционного, гражданского, административного, налогового, гражданского процессуального6. Здесь следует сделать существенное уточнение: фундаментом, на котором возникла и начала бурно развиваться предпринимательская деятельность, стала именно Конституция России 1993 г., провозгласившая свободу экономической деятельности. Впоследствии конституционные нормы получили свое развитие и продолжение (конкретизацию) в федеральных законах и других нормативных правовых актах, касающихся отдельных аспектов (видов) предпринимательской деятельности.

В соответствии с Конституцией в общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно представить следующими двумя уровнями: федеральные нормативные правовые акты (ст. 15, 71, 72 Конституции); нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 72, 76 Конституции).

В систему источников предпринимательского права входят:

– Конституция;

– международные договоры России, общепризнанные принципы и нормы международного права;

– федеральные законы;

– нормативные правовые акты Президента России;

– нормативные правовые акты Правительства страны и нормативные правовые акты министерств и ведомств;

– нормативные правовые акты субъектов Федерации;

– корпоративные нормативные акты;

– обычаи делового оборота.

Конституция как основной нормативный правовой акт в правовой системе страны закрепляет основные принципы, на которых базируется законодательство государства, в том числе регулирующее экономическую деятельность. Конституция провозглашает основные принципы, на которых базируется российское государство: равенство всех перед законом и судом, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц, и т.д.

Нормы Конституции как источника предпринимательского права можно разделить две группы:

1) общие нормы, регулирующие основополагающие вопросы государственной и общественной жизни, обусловливающие и обеспечивающие деятельность субъектов предпринимательства, закрепляющие принципы того «пространства», в котором ведется предпринимательская деятельность;

2) специальные нормы, относящиеся к предпринимательской деятельности, определяющие основополагающие принципы деятельности ее субъектов7.

В правовом государстве предполагается не только ответственность государства перед гражданами и гражданским обществом, но и взаимная ответственность институтов этого общества перед государством. Это, как правильно отметил в своем учебнике «Российское предпринимательское право» В.В. Гущин, предопределяет необходимость строгого соблюдения принципа законности со стороны субъектов предпринимательской деятельности, а также выполнение ими иных обязанностей перед государством, в частности, по государственной регистрации в установленном законом порядке, уплате налогов, предоставлении в определенных законом случаях необходимой информации и т.д.8 Конституция обладает верховенством над законами и иными правовыми актами независимо от их отраслевой принадлежности, а последние должны исходить из нее и не противоречить ей. Конституция и законы регулируют важнейшие общественные отношения, в том числе в сфере предпринимательской деятельности.

Федеральные законы являются главным и основным источником права в российской правовой системе9. Ими определяются основы российской экономики, формулируются общие условия, в которых предприниматели осуществляют свою деятельность. Таковы, например, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»10, Федеральный закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»11, Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»12, Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»13. Ряд федеральных законов регулируют правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в отдельных сферах предпринимательства, формулируя требования к таким субъектам и особенности их деятельности, например: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»14, Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности»15, Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»16, Федеральный закон от 27 ноября 1997 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»17, Федеральный закон от 26 августа 1995 г. «Об акционерных обществах»18, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»19.

В первой части Гражданского кодекса дано понятие предпринимательской деятельности, закреплены правовые принципы, касающиеся предпринимательской деятельности. Самые общие положения, законодательно регламентирующие порядок создания и правовой статус акционерных обществ, предусмотрены статьями 96–104 ГК РФ. Федеральный закон «Об акционерных обществах», вступивший в силу с 1 января 1996 г., развивает и дополняет положения Гражданского кодекса о юридических лицах (ст. 48–65), хозяйственных обществах (ст. 66–68), а также другие нормы20.

Формы выражения, объективизации нормативной государственной воли, в которых содержатся правовые решения государства, обстоятельства, питающие появление и действие права, которые позволяют показать, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества, в юридическом смысле понимаются как формы (источники) права21. Совершенство форм (источников) права зависит, кроме прочего, от качества всех видов юридической практики22.

Указы Президента не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции). Президентом России принято значительное количество указов в предпринимательской сфере, развивающих положения федеральных законов, в частности: Указ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий»23, Указ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»24 и др.

Нормативные правовые акты Правительства принимаются в форме постановлений, особенность которых в том, что они могут быть приняты на основании и во исполнение законов и указов Президента25. На регулирование предпринимательской деятельности направлены, в частности, следующие нормативные акты: Постановление Правительства России от 14 февраля 2000 г. № 121 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 годы»26, Постановление Правительства от 7 декабря 2000 г. № 927 «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве»27, Постановление Правительства от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий»28, Распоряжение Министерства государственного имущества от 16 февраля 2000 г. № 188-р «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия»29.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, которые могут содержать, несмотря на различную отраслевую принадлежность, нормы права, регулирующие предпринимательскую деятельность30. Данные акты нормативного характера могут издаваться в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, актами Президента и Правительства России, для организации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни, при регулировании предпринимательской деятельности, и обязательны для исполнения.

Международные договоры регулируют отношения России с зарубежными государствами и международными организациями, в том числе, в сфере предпринимательской деятельности, например, международную куплю-продажу товаров, налогообложение. В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Россия, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором (ч. 4 ст. 15 Конституции России).

Принятие субъектами РФ нормативных актов по вопросам, относящимся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Федерацией и ее субъектами31. В качестве примера нормативных актов субъекта РФ о ведении предпринимательской деятельности можно привести постановление правительства Москвы от 15 июня 1999 г. № 542 «О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города Москвы в хозяйственных обществах»32.

В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Ученые М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе условно подразделяют конституционные гарантии на две группы: общие и специальные гарантии (гарантии правосудия)33. Как было указано выше, наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является конституционный строй, основанный на строгом соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права34. Эта гарантия трансформируется Конституцией в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод и сформулирована в статьях 45, 46, 53, 55, 56, 60 и 61 Конституции. Без этих основ требования личности к обществу носили бы формальный характер35.

Общими конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются: конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод, судебная, административно-правовая и международная защита прав и свобод, законная самозащита человеком своих прав и свобод.

Специальными конституционными гарантиями (гарантиями правосудия) являются: гарантии подсудности, право на юридическую помощь, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора, гарантия от самообвинения, права потерпевших, запрет обратной силы закона.

Поскольку каждая отрасль права имеет свою специфику и особенности, приведем собственную классификацию конституционных гарантий в сфере предпринимательства, точнее, конституционных гарантий прав человека в акционерном праве (прав акционеров в акционерном обществе). Итак, к общим конституционным гарантиям в сфере акционерного права относятся:

1) «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2);

2) «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ч. 1 ст. 45);

3) «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45);

4) «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией» (ч. 1 ст. 17);

5) «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17);

6) «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…» (ч. 2 ст. 19);

7) «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч. 3 ст. 29).

К специальным конституционным гарантиям в сфере предпринимательства (акционерного права) следует отнести следующие:

1) «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч. 1 ст. 34);

2) «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34);

3) «на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч. 1 ст. 74).

4) «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч. 2 ст. 35);

5) «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35).

Рассмотрим общие конституционные гарантии более подробно.

1) «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Данное конституционное положение должно быть методологически исходным при исследовании всего комплекса проблем, связанных с реализацией конституционных гарантий прав человека в российском обществе. Рост числа научных работ и статей36 за последние несколько лет свидетельствует о неподдельном интересе исследователей к проблеме должной реализации конституционных норм. Например, Ю.И. Гревцов справедливо указывает на необходимость создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка действия основных конституционных норм37. Правоприменительная практика последнего времени свидетельствует, с одной стороны, о привыкании законодателя к решению возникающих проблем «на ходу», а с другой – о приспосабливании граждан к подобным экспериментам38.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливая меры юридической ответственности за их невыполнение. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти в России и осуществляться государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего, в качестве гражданина России. Однако права и свободы любого человека, не являющегося гражданином России, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также обязанность государства, взявшего на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека39.

2) «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ч. 1 ст. 45)40. Норма обеспечивает конституционное регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правомерных действий государства (в частности, специализированных органов, действующих от имени государства, – судов)41. В соответствии с частью 1 ст. 1 Гражданского кодекса гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно статье 1 Федерального закона «Об акционерных обществах», его нормы в соответствии с Гражданским кодексом определяют порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивают защиту прав и интересов акционеров.

Ссылки на часть 1 ст. 45 Конституции (и ее разъяснения) в судебной практике встречаются нередко. Например, в пункте 2 постановления Конституционного Суда от 10 апреля 2001 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда»42 указывается на системную связь следующих конституционных норм: государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46). Нормы ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции, действительно, взаимосвязаны: право на судебную защиту (как специальная конституционная гарантия) является логическим продолжением права граждан на государственную защиту их прав и свобод (как общей конституционной гарантии) путем обращения в органы государственной власти (суды). Отказ от права на обращение в суд недействителен. Обусловленное диспозитивным началом всего судопроизводства право заинтересованного лица по своему усмотрению решать вопрос об обращении за судебной защитой не означает, что субъекты спорного материального правоотношения могут заранее заключить соглашение об отказе от обращения в суд43. Например, использование участниками спорного правоотношения в предусмотренных законом случаях и порядке третейского способа разрешения возникшего между ними правового конфликта не может рассматриваться в качестве отказа от судебной защиты44.

3) «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45). По смыслу статьи человек может использовать для защиты своих прав и свобод как все государственные средства защиты (согласно статьям 33, 35, 36, 46–54 Конституции России, особенно судебную систему), так и международный механизм защиты прав и свобод человека. Ссылки на норму части 2 ст. 45 Конституции весьма часто встречаются в судебной практике45. Важно понять, что по смыслу конституционной нормы, во-первых, каждый вправе, но не обязан защищать свои права, во-вторых, защищать всеми не запрещенными законом способами. Думается, последнее приобретает свою силу и значимость не как констатация (или перечисление) этих способов в законе, а как наличие реальных механизмов их использования и доступности применения. Дефиниция части 2 ст. 45 Конституции будет иметь действенный и должный смысл только тогда, когда государство обеспечит человеку право выбора: из имеющихся в наличии (доступных) способов защиты выбрать наиболее эффективный и нужный в конкретной ситуации46.

4) «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17). На территории России должны соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах, ратифицированные Россией конвенции о правах и свободах.

В соответствии с частью 4 ст. 15 и частью 1 ст. 17 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью системы российского права. Общее направление судебной практики сводится к тому, что права и свободы, провозглашенные в ратифицированных Российской Федерацией актах международного права, действуют на ее территории, даже если не приняты российские законы об этих правах и свободах человека47. К сожалению, в реальной жизни (в том числе при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции) существует практика игнорирования международных правовых актов, ратифицированных Россией.48 

Толкование части 1 ст. 17 Конституции РФ приводит к следующим выводам. Формулировка «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина» означает, что гражданин имеет право защитить свои интересы в суде (ст. 11 ГК РФ), в том числе в рамках гражданского судопроизводства. Формулировка «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» означает, что судьи, помимо использования национального законодательства, при вынесении решений должны ссылаться и на международные акты, ратифицированные Россией.

5) «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17). Обладание правами и свободами не является абсолютным и не означает ничем не ограниченный произвол личности. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами, правонарушителем или законными действиями лица, чьи права были нарушены49.

В случае совершения лицом правонарушения специфика налагаемой на него юридической ответственности может временно ограничить реализацию отдельных правомочий как элементов основных прав. В целом с частью 3 ст. 17 взаимодействует каждая статья Конституции России, определяющая конкретные права и свободы человека и гражданина. Этой конституционной норме корреспондирует (и в некоторой степени развивает ее положения) норма части 1 ст. 10 ГК РФ: «Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах». Имеется в виду:

а) злоупотребление правом с прямым умыслом нанести ущерб интересам других лиц;

б) злоупотребление правом хотя и не имеющее такой цели, но объективно причиняющее вред другим лицам;

в) злоупотребление доминирующим положением на рынке и ограничение конкуренции;

г) недобросовестная конкуренция и реклама. Возможны и иные формы злоупотребления50.

Причем «в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются» (ч. 3 ст. 10 ГК РФ).

6) «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…» (ч. 2 ст. 19). Равноправие означает равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами (реальной возможности их использования). В данной норме сформулирована обязанность государства (а значит, право гражданина требовать от государства соблюдения этой обязанности) гарантировать равенство независимо от природных свойств человека (пол, раса, национальность) и от его общественных черт (язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, религия и др.). Эти свойства личности выделены и закреплены в статье, поскольку спецификой России являются многонациональный состав населения, наличие разных рас, разнообразие языков и религиозных конфессий. В норме части 2 ст. 19 Конституции учитываются разнообразные свойства человека. Человеческое достоинство получает правовую защиту от дискриминации в соответствии со статьей 2 Всеобщей декларации прав человека, статьей 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статьей 2 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В части 2 ст. 19 Конституции России называется возможность учета «и других обстоятельств», которые могут возникнуть в реальной жизни. Конституционный принцип защищается статьей 74 УК РФ, согласно которой умышленные действия, нарушающие равноправие граждан по признаку расы, национальности, отношения к религии, наказываются лишением свободы или штрафом. Конституционный Суд неоднократно подчеркивал, что «по смыслу статей 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона»51.

В судебной практике по жилищным спорам также часто используются ссылки на прямое действие конституционных норм. Например, Верховный Суд признал незаконным отказ в регистрации гражданина по месту жительства в принадлежащей ему на праве собственности квартире, разъяснив, что дискриминация граждан в зависимости от места их жительства недопустима52. «В соответствии со статьей 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»53.

7) «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч. 3 ст. 29). Обязанность воздерживаться от посягательств на свободу мысли и слова распространяется на органы государственной власти, институты гражданского общества, индивидов. Содержание данной нормы системно связано с положениями статьи 13 Конституции , провозгласившей идеологическое многообразие и определившей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Свобода мысли – это естественное состояние человека, связанное с определением его отношения ко всему окружающему, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего; это основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля и воздействия со стороны государства, общества и отдельных лиц54. Свобода мысли – это естественное, прирожденное свойство человека, связанное с определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям окружающего мира. Субъективное отношение человека к внешнему миру, его убеждения – неотъемлемая часть его образа жизни, своеобразия и неповторимости данной личности. Свобода мысли – это процесс внутренней психологической, социокультурной, политической, этической и других характеристик человека.

Мысль как результат, продукт мышления человека отражает познание им окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в его представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях55. Мысль не может проявляться свободно, если невозможно ее свободно высказать56. Принуждение к выражению мнений и убеждений или отказу от них направлены на подрыв стабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, поэтому они влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничения свободы слова, установленные уголовным и административным законодательством, заключаются в недопустимости публичных призывов к насильственному захвату и удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя, возбуждению национальной, расовой или религиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны. Уголовная ответственность может наступить и за клевету и оскорбление, административная – за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественном месте57.

Свобода слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ) – важнейшее из конституционных прав человека. Богатство и разнообразие экономических, нравственных, политических идей способствует внедрению в жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Свобода слова состоит из нескольких элементов: свободы каждого человека публично выражать свои мысли, идеи, суждения; свободы печати и других средств массовой информации как свободы от цензуры; права на получение информации, свободного доступа к источникам информации.

Среди ученых нет единого мнения относительно того, к какой группе прав отнести право на свободу мысли и слова. Например, Е.А. Лукашева свободу мысли и слова относит к политическим правам человека, поскольку это право выражается не в чем ином, как в высказывании мнений публично и по общественно значимым вопросам. Другие же ученые относят это право к личным. Известный русский юрист Е.Н. Тарновский указывал на то, что «свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова»58. Свобода мысли и слова – существенный фактор раскрытия человеческой индивидуальности, утверждение уникальности каждой личности.

Рассмотрим специальные конституционные гарантии более подробно.

1) «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч. 1 ст. 34).

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). По мнению Е.И. Колюшина, в Конституции речь идет об использовании своих, а не чужих способностей и имущества для указанной деятельности, но на практике предпринимательская деятельность во многих случаях основана на использовании не только и даже не столько своих способностей и имущества, а способностей и имущества чужих (наемного труда). Такой подход, вытекающий из смысла понятия «предпринимательская деятельность», по мнению Е.И. Колюшина, не соответствует статье 34 Конституции59. Эту мысль продолжили А.А. Безуглов и С.А. Солдатов, по мнению которых необходимо решить на конституционном уровне вопрос о праве использования в процессе предпринимательской деятельности чужого труда60. Надо полагать, что данная постановка вопроса вполне логична.

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия на свой риск и под свою ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством)61. Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права62. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению. В то же время это право может быть ограничено.

Государство запрещает некоторые виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями), а также регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия ограничения. Государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, прежде всего Гражданским кодексом – основным законом рыночной экономики, вводящим экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляющим свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Субъектами права на экономическую деятельность являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно статье 18 ГК РФ, в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах. Естественно, малолетние граждане могут осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. с 18 лет.

2) «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34). Конституционная норма о свободе экономической деятельности конкретизируется рядом законодательных актов, в частности Гражданским кодексом РФ и Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»63, определяющим организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направленным на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Экономическая свобода – необходимый элемент гражданского общества и правового государства. Провозглашенное в качестве основы конституционного строя многообразие и равная защита всех форм собственности неизбежно предполагают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Из смысла статьи следует, что ограничения предпринимательской и иной экономической деятельности могут устанавливаться только законом. Законодательство России запрещает заключение и исполнение лицами, осуществляющими аналогичную экономическую деятельность, соглашений о ценах, разделе рынков, устранении с них других предпринимателей. Не допускается совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей, в частности, путем введения последних в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования оформления чужого товара.

В целях ограничения монополистической деятельности Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Ограничивая монополистическую деятельность, законодательство РФ не исключает существования естественных монополий, если оно служит интересам производства, доступности реализуемого ими товара для потребителей и удовлетворению потребностей населения. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет естественную монополию как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

К сферам деятельности субъектов естественных монополий закон относит транспортировку нефти и газа, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, общедоступной электрической и почтовой связи, услуги по передаче электрической и тепловой энергии и некоторые другие.64 Нормы федерального законодательства о запрете недобросовестной конкуренции и ограничении монополистической деятельности гарантируют свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

3) «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч. 1 ст. 74). Запрещается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 Конституции РФ)65. Необходимость гарантированности единства экономического пространства в условиях России обусловлена ее федеративным устройством, а также наличием в России определенных тенденций централизации власти (сосредоточения ее в федеральном центре), в том числе и в социально-экономической сфере66.

К наиболее значимым нормативным правовым актам в этой сфере относятся, в частности: Федеральный закон от 5 июня 2003 г. № 64-ФЗ «О ратификации Соглашения о правовом обеспечении формирования таможенного союза и единого экономического пространства», Федеральный закон от 22 апреля 2004 г. № 22-ФЗ «О ратификации Соглашения о формировании единого экономического пространства».

Факторами обеспечения единства экономического пространства являются:

– единство правового пространства, которое обеспечивается установлением правовых основ единого рынка, а также закрепление в Конституции принципа верховенства федерального закона;

– установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития России;

– установление единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии67 других денег, кроме рубля.

4) «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч. 2 ст. 35). Нормы конституционного права закрепляют главные, основополагающие общественные отношения в сфере собственности. Согласно части 2 ст. 8 Конституции, в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Закрепление права частной собственности в Конституции крайне важно не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Конституция не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не предусматривает и ограничений для других, в частности, для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств, и вести другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Отдельно закреплено в Конституции право частной собственности на землю (ст. 35). Условия и порядок пользования землей определяются Земельным кодексом России от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ68. В особую категорию выделены природные ресурсы, являющиеся собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать в собственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъектами права собственности на природные ресурсы могут выступать как орган управления, так и от его имени граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан природный ресурс. Конституция устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36).

5) «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35). Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых к нему закона или действий.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация69 и реприватизация70 без соответствующей компенсации. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная – в разряд частной (приватизация) только в соответствии с законом и при должном возмещении, определяемом по договору или рыночным ценам.

На основании изложенного сделаем следующие выводы.

Во-первых, правовой основой возникновения и развития предпринимательской деятельности и предпринимательского права в России является Конституция 1993 г., нормы которой получили продолжение в Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

Во-вторых, нормы Конституции Российской Федерации как источника предпринимательского права можно разделить на две основные группы:

– общие нормы, регулирующие основополагающие вопросы государственной и общественной жизни, обусловливающие и обеспечивающие деятельность субъектов предпринимательства, закрепляющие принципы того «пространства», в котором ведется предпринимательская деятельность.

– специальные нормы, относящиеся непосредственно к предпринимательской деятельности, определяющие основополагающие принципы деятельности ее субъектов.

В-третьих, Конституция Российской Федерации провозгласила не только ответственность государства перед гражданами и гражданским обществом, но и взаимную ответственность институтов этого общества перед государством. Это предопределяет необходимость строгого соблюдения принципа законности субъектами предпринимательской деятельности, а также выполнение ими иных обязанностей перед государством, в частности, по государственной регистрации в установленном законом порядке, уплате налогов, предоставлении в определенных законом случаях необходимой информации и т.д.

В-четвертых, отличительно особенностью Конституции России является точное определение рыночной экономики (ст. 8), которое дается через ее основные характеристики: гарантия прав и плюрализм форм собственности, свобода предпринимательства, поддержка конкуренции, единство экономического пространства.

В-пятых, факторами обеспечения единства экономического пространства, необходимого условия полноценного осуществления предпринимательства на территории России, являются:

– единство правового пространства, которое обеспечивается установлением правовых основ единого рынка, и закрепление в Конституции России принципа верховенства федерального закона;

– установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития России;

– установление единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля.

1 Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

2 В Конституции России понятие «высшая ценность» отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.

3 См.: Учебный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Э. Жалинского. – М.: Эксмо, 2005. – С. 28–29.

4 Данное право является конкретизацией части 1 ст. 37 Конституции России, а именно права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

5 Справедливо, что основные вопросы, имеющие значение для развития предпринимательского права, относятся к ведению федерального законодателя. Это способствует формированию единого непротиворечивого законодательства и гарантирует единство экономического пространства.

6 См.: Гущин В.В. Российское предпринимательское право: Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – С. 75.

7 Там же. – С. 119–120.

8 Там же.

9 См.: Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2002. – С. 512.

10 См.: СЗ РФ. – 1995. – № 25. – Ст. 2343.

11 См.: Ведомости СНД РФ. – 1991. – № 16. – Ст. 499.

12 СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3174.

13 СЗ РФ. – 1995. – № 34. – Ст. 3426.

14 СЗ РФ. – 2002. – № 28. – Ст. 2790.

15 СЗ РФ. – 1996. – № 6. – Ст. 492.

16 СЗ РФ. –1996. – № 49. – Ст. 5491.

17 СЗ РФ. – 1998. – № 1. – Ст. 4.

18 СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 1.

19 СЗ РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 785.

20 Особенности создания и правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.

21 Формы (источники) права характеризует связь права с государством как способ выражения государственной воли или как способ, которым придается государственной властью общеобязательная сила и которые дают возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов.

22 См.: Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. – Нижний Новгород, 1993. – С. 262.

23 См.: СЗ РФ. – 1994. – № 5. – Ст. 393; – 1995. – № 32. – Ст. 3293.

24 См.: СЗ РФ. – 1994. – № 7. – Ст. 700.

25 Напр., постановление Правительства России от 17 ноября 2001 г. № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок».

26 См.: СЗ РФ. – 2000. – № 8. – Ст. 959.

27 См.: СЗ РФ. – 2000. – № 50. – Ст. 4906.

28 См.: СЗ РФ. – 2002. – № 15. – Ст. 1440.

29 См.: БНА. – 2000. – № 11; – 2001. – № 16.

30 См.: Гущин В.В. Указ. соч. – С. 122.

31 Там же. – С. 124.

32 См.: Вестник мэрии Москвы. – 1999. – № 15.

33 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 226.

34 См.: Баглай М.В. Указ. соч. – С. 226.

35 См.: Чхиквадзе В.М. Гарантировано Конституцией. – М., 1979. – С. 49.

36 См., напр.: Лукашева Е.А. Права человека на рубеже веков // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. – 2001. – № 5. – С. 89; Крусс В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 47–48; Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. – 2000. – № 10. – С. 43–44; Нерсесянц В.С. Вопросы правопонимания в контексте прав человека, сложности и противоречия в обеспечении прав человека в национальной, экологической, демографической, миграционной сферах // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. – 2001. – № 5. – С. 90; Морщакова Т.Г. Права человека буквально по Жванецкому // Известия. – 2002. – 10 декабря; Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. – 2000. – № 31.

37 См.: Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. – 1998. – № 6. – С. 98.

38 Усугубляется это тем, что в России не накоплен достаточный опыт быстрого и эффективного решения проблем, упорядоченной реализации и гарантированности норм права.

39 См.: Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Н.А. Михалевой. – М.: Эксмо, 2006. – С. 105.

40 Эта гарантия конкретизируется в статьях 46–54 Конституции России.

41 Деятельностью государства процесс защиты прав человека не исчерпывается. Презюмируется, что личность не является пассивным объектом государственной защиты. Наравне с государством индивид является (по смыслу ст. 45 Конституции) автономным правомерным защитником своих собственных прав и свобод.

42 См.: СЗ РФ. – 2001. – № 17. – Ст. 1768.

43 См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. Указ. соч. – С. 17.

44 См., напр.: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» // Российская газета. – 2002. – 27 июля.

45 См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности закона Московской области от 28 апреля 1995 г. “О порядке отзыва депутата Московской областной Думы” в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, город Москва 24 декабря 1996 г.» (в том числе особое мнение судьи Конституционного Суда Н.В. Витрука); постановление Конституционного Суда от 5 февраля 1993 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора; о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела»; обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2000 г. по гражданским делам, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда от 28 июня 2000 г.

46 См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. Указ. соч. – С. 19.

47 См., напр.: постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»; определение Конституционного Суда от 23 июня 2000 г. № 147-О «По жалобе гражданина Манукяна Согомона Оганесовича на нарушение его конституционных прав статьей 36 Закона Краснодарского края “О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края” и постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края “О перечне городов и районов края, в которых временно вводится особый порядок регистрации по месту жительства, и Правилах регистрации по месту жительства в них”».

48 См., напр.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в котором в целях дальнейшего совершенствования судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне, разъясняются отдельные вопросы применения договорных норм международного права при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел.

49 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. Указ. соч. – С. 133–134.

50 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Инфра-М, 1999. – С. 30–31.

51 Пункт 2 постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации “Об образовании”, статьи 1 Федерального закона “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию” и пункта 7 статьи 27 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е. Насоновой и Н.П. Ярушиной».

52 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Инфра-М, 1999. – С. 33.

53 Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 3 января 1996 г. «Отказ в регистрации гражданина по месту жительства в принадлежащей ему на праве собственности квартире признан незаконным».

54 Свобода мысли тесно связана с идеологической свободой. В гражданском обществе, основанном на свободе идеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимо его воли.

55 См.: Беломестных Л.Л. Права человека и их защита. В 3-х тт. – М., 2003. – С. 662.

56 Если свобода мысли не может быть ограничена никакими законными способами, то некоторые ограничения свободы слова допускаются в интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина.

57 См.: Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. – М., 2003. – С. 165.

58 См.: Тарновский Е.Н. Четыре свободы. – СПб., 1995. – С. 182.

59 См.: Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. – М., 2001. – С. 206.

60 См.: Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х тт. – М., 2001. – Т. 1. – С. 341.

61 Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

62 Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью.

63 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 16. – Ст. 499.

64 См.: Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. – М., 2001. – С. 107.

65 Применяя эти нормы, Конституционный Суд РФ постановлением от 4 апреля 1996 г. № 9-П признал неконституционными ряд нормативных актов Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, ставящие регистрацию граждан по месту пребывания или жительства в зависимость от уплаты сборов.

66 См.: Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. – М., 2003. – С. 87.

67 Эмиссия (от лат. emissio – выпуск) – это выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг.

68 См.: Российская газета. – 2001. – 30 октября.

69 Национализация – обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.

70 Реприватизация – возврат в частную собственность (частичную или полную) государственной собственности, возникшей в результате проведенной ранее национализации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75995. Азбука дороги — дорожные знаки 464.5 KB
  Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках, учить называть группы дорожных знаков, научить различать дорожные знаки, повторить правила уличного движения для пешеходов, развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни...
75996. Дорога в школу. Школа «Светофорных наук». Современные средства передвижения 49.5 KB
  Школа Светофорных наук. Всех принять участие в уроке приглашаем И важные правила запомнить разрешаем Приветствуем друзей слева и справа Знать правила дорожные это не забава Пожимаем друзьям множество рук И приглашаем в школу Светофорных наук...
75997. Вивчи Правила, знай і завжди їх пам’ятай 2.77 MB
  Ми завітаємо в гості до казки де зустрінемося з Дідусем Правила Руху Казкою живими Дорожніми знаками Бабою Ягою і навіть зі славнозвісним Світлофором Івановичем. Знаки треба розставити вчасно І розмітку накреслити ясно Світлофори усі засвітити А у горах тунелі пробити...
75998. Безпечний перехід вулиці 840.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів з місцями, де можна переходити вулицю; як безпечно переходити проїжджу частину дороги; які знаки, прилади, лінії допомагають безпечному переходу; вчити практично визначати безпечні місця переходу вулиці на шляху додому...
75999. Перехрестя долі Кобзаря. Літературно-музичний вечір для учнів 5 – 8 класів 100.5 KB
  Мета: вшанувати великого Кобзаря, поглибити знання учнів про тяжку долю Шевченка та українського народу; розвивати творчі здібності учнів, артистичність; виховувати любов і повагу до спадщини, яку нам залишив поет, учити учнів наслідувати Т.Шевченка та виконувати його заповіти.
76000. Письмовий переказ «Допоможи птахам» 45.5 KB
  Мета: вчити виявляти зміни що сталися у неживій природіу житті птахів удосконалювати навички чітко і повно відповідати на запитання; розвивати спостережливість вміння передавати свої враження від навколишнього; виховувати у дітей дбайливе ставлення до птахів бажання допомагати їм.
76001. «Від серця до серця» (66 років Великої Перемоги) 185.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про мистецький доробок творчої плеяди Донбасу з теми визволення рідного краю від німецько-фашистських загарбників; сприяти формуванню соціальної компетентності учнів; формувати навички використання отриманих знань в реальних життєвих ситуаціях...
76003. «Брейн-ринг» присвячений 64-й річниці Перемоги у Великій Вітчизняній війні 44 KB
  У грі беруть участь команди 8-11 класів у складі 4-5 чоловік. Кожна команда сидить за своїм столом. Команди отримують папірці, які необхідно завчасно підписати (вказати назву своєї команди) до початку гри.