71603

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ В СОДЕРЖАНИИ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО УСЫНОВЛЕНИЮ РЕБЕНКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Как известно участниками правоотношений являются субъекты права под которыми понимаются лица и их объединения выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Таким образом рассматривая институт усыновления отметим что субъектом является...

Русский

2014-11-09

114.5 KB

0 чел.

В. ЖУКОВИНА

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ

В СОДЕРЖАНИИ ПРАВООТНОШЕНИЯ

ПО УСЫНОВЛЕНИЮ РЕБЕНКА

Как известно, участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются лица и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» близки по смыслу. Однако при этом между ними имеются существенные различия.

В частности, Н.И. Матузов указывает на такое обстоятельство: новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений1. Автор имеет в виду, что несовершеннолетние дети, достигшие возраста ограниченной дееспособности, выступают не только субъектами права, но и субъектами правоотношений. Но если малолетние и новорожденные дети не субъекты правоотношений, то надо определить их место в этих отношениях, поскольку человек как индивид может быть лишь субъектом, но не объектом правоотношения. В последнем качестве он выступал только в рабовладельческом обществе.

В процессе реализации права возникают правоотношения – урегулированные правом волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями2. В качестве элементов структуры правового отношения выделяют субъект, объект, субъективное право и юридическую обязанность. Кроме того, правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами права и находящееся под защитой государства, участники которых (субъекты) обладают взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, направленными на регулируемый этим отношением объект правоотношения3.

Под объектом с философской точки зрения понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная или иная деятельность человека4. Применительно к правовому отношению его объектом выступает то, ради чего возникает само правоотношение и на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников5.

В теории права объект правоотношений – материальные, духовные и иные блага, по поводу которых субъекты права вступают в правоотношения и осуществляют свои субъективные права и обязанности6.

Говоря о разных мнениях в трактовке объекта правоотношения,  следует выделить две концепции – монистическую и плюралистическую. Согласно первой, объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Согласно второй позиции, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь. Закон, его нормы оказывают свое влияние не только на людей, но через них и на объекты материального мира, социальные общности, государственные структуры, институты, устанавливают или изменяют их статусы, режимы, состояния7.

В юридической литературе нередко объектом прав называют те действия (бездействие), которые составляют содержание юридической обязанности участника того или иного правоотношения. При этом одни авторы прибегают к термину «объект прав» для обозначения содержания юридической обязанности лишь в тех правоотношениях, где нет имущественного объекта; другие авторы предлагают всегда «объектом прав» именовать содержание юридической обязанности, а имущественный объект называть «предметом права»8.

Целесообразно рассматривать объект правового отношения как материальные и духовные блага, получение и использование которых составляет интерес управомоченной стороны.

Российское законодательство признает неприкосновенность и свободу личности. Однако эти ценности рассматриваются не как объект правоотношения, а как неотъемлемые права человека, посягательство на которые не допустимо. Лишь в уголовном праве личность может быть объектом преступления. Таким образом, рассматривая институт усыновления, отметим, что субъектом является усыновляемый ребенок, а объектом – интересы ребенка.

Разрешение проблемы сиротства требует комплексного подхода. Государственная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя весь спектр деятельности государства, общества и каждого человека, при осуществлении которой должны обеспечиваться их воспитание и нормальное развитие, а также профилактика данного социального явления.

Семья – естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки нормального физического и психического развития ребенка. Вот почему защита прав ребенка на семейное воспитание – один из принципов семейного законодательства. Проблема возвращения одиноким детям возможности расти и воспитываться в нормальной семье крайне остра9. Увеличение численности детей, лишенных родительского попечения, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, к началу 1995 г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а к началу 1998 г. – 35,9 млн. детей, в том числе 596,8 тыс. детей-сирот (17%)10. По данным Прокуратуры России, число детей-сирот в 2000 г. возросло до 700 тыс., 90% из них – «социальные сироты». Их родители живы, но по разным причинам (алкоголизм, наркомания, нахождение в лечебных учреждениях, в местах лишения свободы и др.) не воспитывают своих детей.

Споры о детях, связанные с их семейным воспитанием, наиболее сложны. Причин этого много. Одна из них заключается в противостоянии сторон – равных обладателей родительских прав, находящихся обычно в состоянии ожесточенного конфликта. Противостояние между обладателями прав, предусмотренных семейным законодательством, осложняется еще и потому, что «предметом» глубоких разногласий становится ребенок, с его переживаниями, склонностями и привычками, которые тоже необходимо учитывать.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления11.

В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения. Для снижения числа беспризорных и безнадзорных детей, улучшения условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения, Министерство образования Российской Федерации рекомендует более активно выявлять и устраивать таких детей, обращать внимание на координацию основных направлений деятельности органов опеки и попечительства и оказание им необходимой методической помощи12.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»13. В соответствии с данным Законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, – это дети от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, права на имущество и жилое помещение, право на труд.

Передача детей на усыновление – это признание на уровне закона (ст. 121 Семейного кодекса) приоритетности семейного воспитания детей, лишившихся по каким-либо причинам родительского попечения, что, безусловно, соответствует интересам самих детей.

Стоит отметить, что воспитание детей в обычных детских учреждениях внешне выглядит вполне благополучно. В них детям обеспечен постоянный уход, они воспитываются в коллективе, однако нередко вырастают плохо приспособленными к жизни, им неизвестны элементарные мелочи повседневного быта.

Психологи считают, что у детей, воспитанных в детских учреждениях, то есть имеющих больше возможностей для контактов, чем те, кто живет в семье, явно отсутствует способность к эмоциональному контакту с другими. Это объясняется тем, что интерес к ребенку как к личности почти никто не проявляет. В воспитании таких детей нет главного – постоянного контакта, совместной деятельности ребенка с одним, только ему принадлежащим взрослым.

Усыновление – наиболее сложный институт семейного права. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Впервые в Семейном кодексе России в интересах детей устанавливается судебный порядок усыновления ребенка. Преимущества судебного порядка очевидны: суд независим и подчиняется только закону, он не связан никакими ведомственными интересами. Судья профессионально сведущ в вопросах права. Судебный порядок усыновления существует во всех цивилизованных странах мира.

Цель других новелл – обеспечить надлежащую защиту ребенка и наиболее полную его ассимиляцию в усыновившей его семье14.

Субъектами отношений по усыновлению (удочерению) являются несовершеннолетние дети. Не может быть усыновлен ребенок хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом. С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным, и необходимость его воспитания, защиты его прав и интересов отпадают, а следовательно, отпадает и цель усыновления – обеспечить ребенку воспитание в семье. Не может быть разрешено усыновление и в тех случаях, когда ребенок до совершеннолетия фактически воспитывался в семье лица, желающего его усыновить. Понятие «усыновление» и «удочерение» тождественны.

Усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в развитии. Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители. Усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений – о характере недуга и его возможных последствиях.

В этих целях ребенка обследует экспертная медицинская комиссия, которая дает заключение о состоянии его здоровья, о физическом и умственном развитии. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка. Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на себя обязанности по его воспитанию.

Усыновление всегда добровольно. Поэтому, если нет препятствий к передаче ребенка приемному родителю, последний сам решает, какого именно ребенка усыновит при окончательном решении этого вопроса в интересах ребенка компетентным государственным органом. Можно усыновлять одновременно двух и более детей. В этих случаях об усыновлении каждого ребенка выносится отдельное решение. Однако, поскольку при усыновлении прерывается правовая связь ребенка не только с родителями, но и с другими близкими родственниками, разобщение братьев и сестер при усыновлении не допускается.

Представляется, что усыновление братьев и сестер разными лицами может быть допущено скорее как исключение, например, если дети вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и о своем родстве или один из них по состоянию здоровья должен содержаться в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам ребенка.

По этому поводу даны разъяснения в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда от 4 июля 1997 г. № 9: «Если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление допустимо лишь в том случае, если это отвечает интересам ребенка».

Как отмечалось выше, объектом усыновления являются интересы ребенка, передаваемого на усыновление.

При усыновлении закон исходит из основного принципа семейного законодательства – обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Соблюдение их интересов – обязательное условие любого усыновления. Под интересами ребенка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. Каждый ребенок – это неповторимая личность, поэтому каждый случай усыновления сугубо индивидуален. Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут обеспечены его интересы, учесть особенности его характера, психологического склада, определить совместимость семьи и ребенка и др. Именно с этой позиции надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.

Интересы ребенка ни в коем случае нельзя понимать в узком смысле, например, сводить воспитание к обеспечению удовлетворительных материальных и жилищных условий. Главное – чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку, чтобы рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественной жизни15.

Усыновление совершается в интересах детей тогда, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и идеи, направленные на предоставление усыновляемому прав, гарантированных Конституцией, Семейным и Гражданским кодексами с целью воспитания и гармоничного развития его личности, а сами усыновители приобретают права, готовы и способны нести обязанности родителей. Совершается усыновление в строгом соответствии с законодательством и ведет к установлению правовых последствий, предусмотренных статьей 137 Семейного кодекса.

Чтобы выяснить, соответствует ли усыновление интересам несовершеннолетних, кроме правовых, необходимо изучать и социальные вопросы, сопутствующие данному юридическому акту. Например, пункт 1 ст. 123 Семейного кодекса требует, чтобы при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, учитывались его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Интересы детей предполагают тщательный подход к выбору будущего усыновителя. Поэтому к лицам, которые могут быть усыновителями, законодательство предъявляет многочисленные требования. В статье 127 Семейного кодекса установлено, что усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Усыновителями не могут быть несовершеннолетние, даже в случае приобретения ими полной дееспособности при эмансипации или вступлении в брак до совершеннолетия (ст. 21, 27 Гражданского кодекса), поскольку в данном случае установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем.

Усыновителями могут быть как состоящие в браке супруги, так и одинокие мужчина и женщина. И, хотя усыновление есть строго добровольный акт, усыновить ребенка разрешается только тем гражданам, которые не только этого хотят, но и в состоянии надлежащим образом выполнить свои родительские обязанности, создать в семье необходимые условия для физического и нравственного развития ребенка.

Семейный кодекс определяет лиц, которые не могут быть усыновителями. Кроме того, для более последовательной защиты прав и интересов усыновляемых детей Федеральным законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» расширен перечень лиц, которые не могут быть усыновителями.

В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации не могут выступать в качестве усыновителей:

1. Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

2. Супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

3. Лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах.

4. Лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей.

5. Бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине.

6. Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, имея которые лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации.

К таким заболеваниям, в частности, отнесены:

– туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

– заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

– злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

– наркомания, токсикомания, алкоголизм;

– инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

– психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

– все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность16.

7. Лица, которые в момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Это ограничение права на усыновление вызывает необходимость для суда периодически получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о прожиточном минимуме в регионе их постоянного проживания.

8. Лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

9. Лица, имеющие в момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Пленум Верховного Суда России в пункте 14 постановления от 4 июля 1997 г. № 9 указал на то, что «при решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникающие между этими лицами и ребенком, а также материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей. Эти обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками»17.

Важно и положение Семейного кодекса России, запрещающее усыновление одного ребенка двумя и более лицами, не состоящими в браке. Речь идет, кроме прочих, и о родственниках ребенка, о проживающих совместно друзьях и подругах, о любых семьях, не основанных на браке.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения интересов усыновляемого и всех названных выше требований и запретов.

Устанавливая запреты на усыновление, адресованные усыновителям, Семейный кодекс предусматривает необходимость соблюдения, как правило, разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком – не менее шестнадцати лет.

Условием усыновления является получение согласия всех предусмотренных законом лиц: самого ребенка, достигшего 10 лет, его родителей или заменяющих их лиц, супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо, и, как устанавливает статья 132 Семейного кодекса, без него усыновление не может быть произведено. Но даже в десятилетнем возрасте дети могут не осознавать своего действительного интереса, проявляя отрицательное отношение к усыновителю либо к усыновлению. В этом случае целесообразно отложить судебное разбирательство и использовать так называемый испытательный период, в течение которого ребенок будет находиться рядом с усыновителем и, возможно, изменит свое отношение. И только потом, при отсутствии согласия ребенка, установление усыновления не производится.

Точно так же должен решаться вопрос при усыновлении ребенка, не достигшего 10 лет. В этом случае мнение ребенка должно быть выявлено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить. Отсутствие согласия на усыновление должно рассматриваться судом как серьезное препятствие к усыновлению. Возможно, в данном случае в «испытательном» сроке есть необходимость. Впоследствии решение об усыновлении вопреки согласию ребенка, не достигшего 10 лет, должно выноситься судом, только если суд придет к твердому мнению о том, что возражения ребенка не имеют серьезного обоснования, связаны лишь с его малолетством и не станут препятствием к созданию нормальных отношений между ним и усыновителями18.

Стоит отметить, что преимущество при усыновлении отдается гражданам России. Согласно семейному законодательству, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в нашей стране, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

В целом это положение соответствует Конвенции о правах ребенка. В статье 21 Конвенции сказано, что усыновление в другую страну должно рассматриваться как альтернативное и допускаться только в случае, если ребенку в его стране не может быть обеспечен надлежащий уход и воспитание. Однако в Конвенции говорится об усыновлении в другую страну, а не об усыновлении иностранными гражданами. Если иностранные граждане постоянно проживают на территории России, они не должны подвергаться дискриминации. И внутреннее, и внешнее законодательство однозначно предрешило вопрос о том, что усыновление в другую страну меньше отвечает интересам ребенка, чем помещение на воспитание в любой форме в его собственной стране. Это заключение основано на том, что при переселении в страну усыновителя ребенок может столкнуться со значительными адаптационными трудностями – с преодолением языкового и культурного барьера. Тем не менее, думается, что этот подход спорный, поскольку при усыновлении грудного ребенка никаких проблем с адаптацией не бывает19 и, кроме того, большое значение имеют личности усыновителей, те условия, которые они могут предоставить ребенку20.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам России, постоянно проживающим за ее пределами, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей21, с соблюдением всех требований законодательства.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе передача сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка, не допускается. Необходимость защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей и передаваемых на воспитание в семьи, проживающие за пределами России, требует особого подхода к процедуре международного усыновления. Имеющиеся пробелы в правовом регулировании международного усыновления нередко приводят к существенным нарушениям прав детей, которые становятся объектом коммерческой деятельности.

Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранцами, вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором России. Такая защита осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

На территории России международное усыновление имеет место не только в случаях усыновления детей, граждан Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, но и когда граждане Российской Федерации усыновляют детей, являющихся гражданами других государств. Тогда для установления усыновления необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Основное условие международного усыновления, устанавливаемого на территории России, – соблюдение прав и законных интересов усыновляемых несовершеннолетних детей. Если в результате усыновления или удочерения могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное ранее подлежит отмене в судебном порядке22.

Итак, отметим целесообразность рассмотрения объекта правового отношения как материального и духовного блага, получение и использование которого составляет интерес управомоченной стороны. Субъектом является усыновляемый ребенок, объектом – интересы ребенка, передаваемого на усыновление. Под интересами ребенка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. Каждый ребенок – это неповторимая личность, поэтому всякий случай усыновления сугубо индивидуален. Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут обеспечены его интересы, учесть особенности его характера, психологического склада, определить совместимость семьи и ребенка и др. Именно с этой позиции необходимо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.

Семья – естественная и наиболее оптимальная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки нормального физического и психического развития ребенка, поэтому необходима защита прав ребенка на семейное воспитание в качестве одного из принципов семейного законодательства.

Решение проблемы сиротства обусловливает комплексный подход. Государственная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя весь спектр деятельности государства, общества и каждого человека, при осуществлении которой должны обеспечиваться их воспитание и нормальное развитие, а также профилактика данного социального явления.

Необходимость защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей и передаваемых на воспитание в семьи, проживающих за пределами России, требует особого подхода к процедуре международного усыновления. Пробелы в правовом регулировании международного усыновления нередко приводят к существенным нарушениям прав детей, которые становятся объектом коммерческой деятельности.

 

1 См.: Матузов Н.И. Теория государства и права. – С. 395.

2 См., напр.: Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М., 2005. – С. 514.

3 См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. – М., 2005. – С. 60.

4 См.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 403.

5 См. подр.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. – С. 58.

6 См.: Юридический энциклопедический словарь / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2006. – С. 420–421.

7 См. подр.: Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. – С. 521.

8 См.: Юридический словарь. Т. 2 / Под ред. П.И. Кудрявцева. – М., 1956. – С. 26.

9 В 2000 г. в детских домах и интернатах проживало более 200 тыс. детей.

10 См.: Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации (1997)». – М., 1998. – С. 40.

11 СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

12 Письмо Министерства Образования от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми».

13 СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

14 См., напр.: Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. – М., 2003. Глава 19.

15 См. подр.: Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. – М., 2003. – Глава 19.

16 Постановление Правительства России от 1 мая 1996 г. № 542 «Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // СЗ РФ. – 1996. – № 19. – Ст. 2304.

17 Постановление Пленума Верховного Суда России от 4.07.97. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1997. – № 9. – С. 6.

18 См. подр.: Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданин и право. – 2002. – № 3.

19 См.: Антокольская М.В. Семейное право. – М., 1996. – С. 316.

20 См.: Арутюнян Г.В. Указ. соч.

21 Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. – 2001. – № 17. – Ст. 1643.

22 Семейный кодекс от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (п. 2 Ст. 165) // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73536. НЕЛИНЕЙНЫЕ ЦЕПИ И АППРОКСИМАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НЕЛИНЕЙНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 183 KB
  Приведена ВАХ типового нелинейного элемента полупроводникового диода. Для резистивных нелинейных элементов важным параметром является их сопротивление которое в отличие от линейных резисторов не является постоянным а зависит от того в какой точке ВАХ оно определяется.
73537. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО КОЛЕБАНИЯ НА ЦЕПЬ С НЕЛИНЕЙНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ 371.5 KB
  На этом же рисунке показана форма тока в цепи с нелинейным элементом it. Из-за нелинейности вольт-амперной характеристики формы напряжения и тока оказываются различными. Воздействие гармонического сигнала на нелинейный элемент спектра тока...
73539. Заряд внутри диэлектрика, Теорема Гаусса для вектора напряжённости в диэлектрике 146.5 KB
  Выберем на этой поверхности некоторую площадку, малую настолько, что её можно считать частью плоскости и поле на ней можно считать однородным. Построим цилиндр, проходящий через эту площадку с направляющими параллельно вектору напряжённости внешнего поля.
73540. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФИЛЬТРЫ 168.5 KB
  Фильтры применяются для выделения или подавления определенных колебаний разделения частотных каналов формирования спектра сигналов. По расположению на шкале частот полосы пропускания различают следующие фильтры: а нижних частот...
73541. Параллельный колебательный контур и резонанс токов 193.5 KB
  Параллельный колебательный контур с потерями и векторные диаграммы Комплексная входная проводимость такого контура: комплексные проводимости ветвей с индуктивностью и емкостью соответственно...
73542. Простые колебательные контуры 106 KB
  Цепи в которых возникает явление резонанса называют колебательными контурами или резонансными цепями. изображена схема последовательного контура с реактивными элементами L и С и активным сопротивлением R характеризующим потери в контуре. Комплексное входное сопротивление контура на данной частоте определяется согласно уравнению...
73544. Методы и средства защиты растений от болезней 89.5 KB
  Внесение удобрений в высоких дозах часто приводит к тому что возрастает восприимчивость растений к патогенам. Мероприятия по защите растений от болезней должны основываться на всестороннем изучении самой болезни биологических особенностей патогена и защищаемого растения. Система защиты сельскохозяйственной культуры от болезней включает научно обоснованные приемы обеспечивающие благоприятные условия для развития растений без снижения ими уровня устойчивости подавление возбудителей болезней или ограничение их развития.