71605

ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЗУМПЦИИ ВИНОВНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Проблемам юридической техники в отечественной правовой науке традиционно не уделялось должного внимания а проводившиеся исследования почти исключали сферу частного права поскольку его существование не признавалось официальной политико-правовой доктриной.

Русский

2014-11-09

67.5 KB

0 чел.

Т. БАКТЕМИРОВА

ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЗУМПЦИИ ВИНОВНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Проблемам юридической техники в отечественной правовой науке традиционно не уделялось должного внимания, а проводившиеся исследования почти исключали сферу частного права, поскольку его существование не признавалось официальной политико-правовой доктриной. Процессы, связанные с преобразованием экономических и политических отношений в России, активизировали правовые исследования данной проблематики, что способствовало появлению интересных работ, посвященных юридической технике, в том числе и в сфере гражданско-правового регулирования1.

В зарубежной и отечественной правовой науке вопрос о понятии юридической техники при незначительных расхождениях точек зрения решается однозначно. На основе анализа работ, посвященных данному вопросу, Д.А. Керимов приходит к выводу, что юридическая техника — это система правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов в соответствии с их сущностью и содержанием2.

С точки зрения юридико-технического закрепления презумпции виновности в гражданском законодательстве сложилась весьма необычная, если не странная ситуация. Несмотря на всеобщее признание существования и использования в гражданском праве презумпции виновности причинителя вреда и лица, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство, а также косвенного закрепления данной презумпции в целом ряде гражданско-правовых норм (п. 2 ст. 401, ч. 2 ст. 662, 697, 777, 795, п. 2 ст. 1064, п. 1 ст. 10 73, п. 1 ст. 1076 ГК РФ), ни сам термин3, ни понятие презумпции виновности не нашли отражение в Гражданском и Гражданском процессуальном кодексах Российской Федерации. Закрепление в пункте 2 статьи 401 Гражданского кодекса положения о том, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство», не восполняет указанного пробела, поскольку отражает только процессуальный аспект презумпции виновности.

А между тем презумпция виновности включает в себя и материально-правовой аспект. В соответствии с ним гражданско-правовая ответственность причинителя вреда, лица, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство, возникает с момента нарушения субъективного права других лиц. Это принципиальное свойство презумпции виновности признают многие цивилисты. Кроме того, оно вытекает из косвенно закрепляющих эту презумпцию гражданско-правовых норм, в соответствии с которыми причинитель вреда «несет ответственность, если не докажет отсутствие своей вины». Материально-правовой аспект презумпции виновности характеризует эту конструкцию в качестве важного юридического средства эффективной реализации механизма защиты гражданских прав, особенно в рамках отношений гражданско-правовой ответственности.

В контексте высказанных соображений о процессуально-правовом и материально-правовом содержании презумпции виновности представляется, что целесообразно отразить в Гражданском кодексе понятие и назначение данной категории в механизме защиты гражданских прав. Юридико-технически эта задача может быть решена путем включения в первую главу Кодекса статьи следующего содержания:

«1. Нарушение норм гражданского законодательства или условий договора влечет гражданско-правовую ответственность, состоящую в обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные имущественные последствия своего деяния.

2. Гражданско-правовая ответственность строится на основе презумпции виновности, в соответствии с которой лицо, нарушившее норму гражданского законодательства или условия договора, предполагается виновным с момента совершения объективно противоправного деяния и несет бремя доказывания своей невиновности».

Нуждается в совершенствовании и юридико-техническое закрепление презумпции виновности в нормах гражданского законодательства, регулирующих отдельные виды обязательств. Их сравнительный анализ свидетельствует о том, что и редакционное, и структурное закрепление презумпции виновности в содержании этих норм характеризуется весьма значительным и подчас трудно объяснимым разнообразием. В одних случаях презумпция виновности закрепляется в виде права причинителя вреда (ответчика) на освобождение его от гражданско-правовой ответственности, если он докажет, что вред возник не по его вине. Например, статья 1064 Гражданского кодекса, посвященная общим основаниям ответственности за причинение вреда, закрепляет положение о том, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2). В то же время принятая на основе приведенного выше общего положения статья 1076 Кодекса гласит, что вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещает его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине (п. 1). Из систематического толкования пунктов 1 и 2 статьи 401 Кодекса также следует, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность, если не докажет отсутствие своей вины. Таким образом, в рамках договорных отношений презумпция виновности определяется через обязанность лица, нарушившего обязательство нести ответственность и доказывать свою невиновность, а в рамках внедоговорных — через право на освобождение правонарушителя от ответственности и его обязанность доказывать свою невиновность. При этом очевидно и отсутствие какой-либо логики в таком различии, поскольку и при регулировании конкретных отношений внедоговорной ответственности, как было показано выше, используется тот же юридико-технический прием закрепления презумпции виновности, что и для случаев договорной.

Такую несогласованность юридико-технического закрепления презумпции виновности в нормах гражданского законодательства вряд ли можно признать приемлемой, поскольку она приводит к неадекватному отражению и различному толкованию одной и той же гражданско-правовой категории. Поэтому, исходя из основных элементов (требований) ее содержания, представляется обоснованным во всех случаях нормативного закрепления презумпции виновности использовать конструкцию «несет ответственность, если не докажет отсутствие своей вины».

Из такой конструкции презумпции виновности следует и еще один существенный вывод: в случае доказанности отсутствия вины причинителя вреда, лица, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство, у них возникает право на освобождение от лежащей на них ответственности. Как и всякому субъективному гражданскому праву, этому праву корреспондирует обязанность, в данном случае обязанность суда, обеспечить реализацию данного права.

Рассмотренные выше юридико-технические аспекты презумпции виновности, конечно, не исчерпывают всей проблематики, связанной с оптимизацией ее нормативно-правового закрепления в гражданском законодательстве. Дальнейшая разработка данной проблематики представляется весьма актуальной и, несомненно, будет способствовать повышению эффективности функционирования презумпции виновности в механизме защиты субъективных гражданских прав.

1 См.: Проблемы юридической техники. Сб. статей / Под ред. В.М. Бара-нова. – Н. Новгород, 2000; Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Сб. статей в 2-х томах / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2001; Карпова С.И. Нормы гражданского права (юридико-технический аспект): Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2005.

2 См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Том 2. – М., 1998. – С. 176-177.

3 См.: Гражданское право. Том 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2000. – С. 563; Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Гражданский процесс. – М., 2004. – С. 180; Брагинский М.И. Виртянский В.В. Договорное право: Общие положения. – М., 1997. – С. 608.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80104. ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 61 KB
  Проблема объекта правоотношения в теории права долгое время являлась одной из наиболее дискуссионных. К сегодняшнему дню в связи с достаточно обширным исследованием этой проблемы как в теории права так и в отраслевых юридических науках научные взгляды на вопрос об объекте правоотношения несмотря на всю многоголосицу мнений более или менее определились. Согласно первой выраженной в обобщенном виде объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага на которые направлено или на которые воздействует поведение всех...
80105. Применяемый подход к построению системы оперативного управления финансами 74.5 KB
  В рамках системы тактического управления финансами задаются плановые показатели по возникновению и погашению обязательств и формируются детальные планы расходования средств на календарный месяц. Поэтому построение системы оперативного управления финансами как показывает практика является задачей первостепенной важности как для проблемного предприятия столкнувшегося с недостатком денежных поступлений так и для успешно развивающегося бизнеса которому требуется надежная защита от хозяйственных рисков и получение максимального эффекта от...
80106. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета 100 KB
  Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ. Отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через органы казначейства учета исполнения бюджета и отчетов учреждений и организаций кредитных учреждений участвующих в исполнении бюджета. Правительство РФ ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета...
80107. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ПРАВОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ 53 KB
  Бюджет необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления. В материальном аспекте государственный как и местный бюджет представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд который...
80108. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 38 KB
  Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи не только распределительная но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Значение финансового контроля выражается в том что при его проведении проверяются вопервых соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной...
80109. ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 71.5 KB
  В этом и заключается предназначение финансового права. Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере.
80111. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 30 KB
  Следующим принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Несомненно одним из главных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является и принцип законности. Нормы Конституции определяющие основные принципы правила и направления финансовой деятельности являются как уже говорилось базовыми для финансового законодательства изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник.
80112. Региональные внебюджетные фонды 43.5 KB
  Фонды создаются на основании решений представительных региональных органов. Создание фондов развития местного хозяйства в населенных пунктах содействует: концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социальнобытовой инфраструктуры; усиление материальной заинтересованности региональных органов в результатах хозяйственной деятельности; укрепление финансовых ресурсов и финансовой базы региональных органов власти; усиление экономической связи региональных органов с предприятиями расположенными на подведомственной им...