71606

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖНИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

Научная статья

Таможенное регулирование

Указом Президента России от 23 июля 2003 г. Понятие функция федерального органа исполнительной власти означает нормативно установленный вид властной деятельности органа государства постоянно осуществляемый им в масштабах Российской Федерации.

Русский

2014-11-09

77 KB

0 чел.

П. БЕЗВЕРХИЙ

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖНИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

Указом Президента России от 23 июля 2003 г. № 824 оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти определена в качестве приоритетного направления административной реформы. Понятие «функция федерального органа исполнительной власти» означает нормативно установленный вид властной деятельности органа государства, постоянно осуществляемый им в масштабах Российской Федерации1.

Как подчеркивается в юридической литературе, в административном законодательстве не существовало официально установленной типологии функций органов исполнительной власти. Согласно указам Президента от 9 марта 2004 г. № 3142 и от 20 мая 2004 г. № 6493 и пересмотра функций федеральных органов исполнительной власти, сделанного Правительственной комиссией по проведению административной реформы4, принята следующая типология функций органов исполнительной власти: принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор, управление государственным имуществом, оказание государственных услуг5.

Цель административной реформы — создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития6.

Прежде чем рассматривать систему функций федеральной таможенной службы, следует указать, что в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 3147 федеральная служба:

— является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в установленной сфере деятельности, специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет ее руководитель (директор). Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

— в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, координирующего и контролирующего деятельность службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

— не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору — управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

И.В. Тимошенко при характеристике деятельности таможенного ведомства рассматривает только формы деятельности таможенных органов, выделяя среди них правовые и неправовые. Правовые формы деятельности он подразделяет на правотворческую и правоприменительную деятельность, в зависимости от содержания, а внешние — на словесные, в зависимости от целей использования, и конклюдентные, в зависимости от способа их выражения8. Неправовые формы деятельности таможенных органов автор не комментирует.

Исходя из полифункционального подхода к анализу таможенных органов, который был предложен А.Н. Козыриным, ученый выделил финансовую деятельность и фискальную функцию таможенных органов9.

Не вполне логично деление на «основные функции» и «другие функции», которое проводит А.Н. Гуев10.

Г.В. Матвиенко и О.Ю. Бакаева указывают следующие формы деятельности таможенных органов — правоохранительную и финансовую11.

Представляется, что наиболее точно и законодательно обоснованно определение функций таможенного органа как совокупности действий таможенных органов, предусмотренных законодательством и направленных на осуществление таможенной политики, которое сформулировано М.М. Рассоловым, Н.Д. Эрлашвили, В.Н. Галузо12.

Говоря о том, что многочисленные функции таможенных органов раскрывают сущность и содержание исполнительной, контрольной и надзорной деятельности на всех уровнях управления таможенным делом и являются отражением распределения обязанностей между отдельными органами, составляющими единую систему таможенных органов, А.Ф. Ноздрачев классифицирует их, разделяя на основные и обеспечивающие13.

В соответствии со статьей 403 ТК РФ таможенные органы осуществляют следующие основные функции:

1. Таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу.

2. Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры к их принудительному взысканию.

3. Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаро и транспортных средств через таможенную границу.

4. Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

5. Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности.

6. Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный провоз через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров; оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.

7. Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

8. Ведут таможенную статистику внешней торговли.

9. Обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, сотрудничают с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

10. Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией о таможенных вопросах.

11. Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Таможенные органы Российской Федерации выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе (ст. 403 ТК РФ)14.

Деятельность российской таможни направлена на реализацию политики, разрабатываемой такими государственными органами, как Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов Российской Федерации. Существенно, что выработка политики, таким образом, отделяется от процесса исполнения политики15. Государство старается обеспечить тем самым стабильность и ясность в установлении правил для субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, изменение функций таможенных органов включает в себя следующее:

1. Одновременно с укреплением фискальной и правоохранительной функций таможенной службы необходимо совершенствовать и развивать регулирующую функцию, включающую подготовку и принятие нормативных правовых актов.

2. Обеспечение значительных отчислений в бюджет как цель деятельности таможенных органов в рамках административной реформы должна быть совмещена с регулированием внутреннего рынка, созданием наиболее выгодных условий для предпринимательской деятельности, для того, чтобы в результате таможенные отчисления увеличились за счет роста товаропотока через границу Российской Федерации.

3. Российская таможня реализует политику, разработанную Министерством экономического развития и торговли, Министерством финансов Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации; выполняет функции по обеспечению экономической безопасности государства, пресечению нарушений законодательства.

4. Изъятие у федеральной таможенной службы полномочий на подготовку и принятие нормативных правовых актов, усиление функциональной специализации не позволяет эффективно осуществлять государственную таможенную политику, а тем более формировать новую промышленную политику таможенного регулирования в масштабе государства.

5. Для развития всего комплекса функций таможенного ведомства целесообразно принять меры нормативного и организационного порядка, чтобы снять бюрократические барьеры в отношениях между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенной службой, чтобы расширить информационную открытость работы таможен.

1 Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. – 2006. – № 2.– С. 7.

2 СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.

3 СЗ РФ. – 2004. – № 21. – Ст. 2023.

4 Постановление Правительства России от 31 июля 2003 г. № 451 // СЗ РФ. – 2003. – № 31. – Ст. 3150.

5 Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Указ. соч.

6 Шаров А.В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. – 2005. – № 4. – С. 19.

7 СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.

8 Тимошенко И.В. Таможенное право России: Курс лекций. – М.: Приоритет, 2003. – С. 107.

9 Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Афтореф. дисс. … д-ра юрид. наук. – М.: МГИМО МИД РФ, 1994. – С. 13.

10 Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – М.: Дело, 2004. – С. 917.

11 Бакаева О.Ю., Матвеенко Г.В. Таможенное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – С. 59–68.

12 Рассолов М.М., Эрлашвили Н.Д., Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2005. – С. 73.

13 Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. – М.: МЦФЭР, 2005. – С. 166.

14 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Ю.А. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2004. – С. 553.

15 Шаров А.В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. – 2005. – № 4. – С. 25.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31458. Развитие, его модели и законы. Понятие о саморазвитии. Самоорганизация материальных систем 43 KB
  В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Изменение охватывает все процессы развития вообще. Можно выделить характерные признаки развития: качественный характер изменений их необратимость направленность. В истории философии известны несколько моделей развития моделей диалектики.
31459. Проблема познаваемости мира и ее решение в различных философских системах. Субъект и объект познания. Чувственное познание и его формы 54 KB
  Субъект и объект познания. Локк[эмпиризм сенсуализм] 2агностицизм мир в принципе не познаваем для человека; Юм [человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен] критический рационализм [пределы познания в свойствах психич. способностей] Кант догматический рационализм [тождество мышления и действительности] Гегель 3скептицизм отрицает возможность достоверного познания мира В конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности прим. Если же вести речь...
31460. Философия, ее предназначение, функции и роль в обществе. Исторические тенденции в определении предмета философии. Философия и наука. Философия и вненаучное знание 49.5 KB
  Исторические тенденции в определении предмета философии. Предназначение философии Предмет философии философия наука которая изучает наиболее общие законы развития природы общества и познания правильное и бесполезное определение. Предмет философии рассматривает наиболее важные связи в системе мир человек. Назначение философии поиск удела человека обеспечение его бытия в причудливом мире а в конечном счете в возвышении человека в обеспечении его совершенствования.
31461. Проблема материального и идеального в философии. Основной вопрос философии и два его аспекта. Направления в философии 35.5 KB
  Материя порождает сознание или наоборот что первично необхмо выяснить является ли содержание нашего сознания адекватным отражением внешнего мира или нет познаваем ли мир Материализм исходит из принципа первичности материи по отношю к сознанию: первичность материи означает что она есть абсолютное начало мира сущет объективно незывмо от сознания и в мире ничего нет что не являлось бы материей ее сввом или продуктом ее развя. Идеализм философское мировоззрение признающее сущностной субстанцией мира основой бытия не...
31462. Философия как метод. Различные философские методы. Структура философского знания 34.5 KB
  Различные философские методы. Основными методами философии путями средствами с помощью которых осуществляется философское исследование являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Диалектика метод философского исследования при котором вещи явления рассматриваются гибко критически последовательно с учетом их внутренних противоречий изменений развития причин и следствий единства и борьбы противоположностей.
31463. Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура, функции, типология, классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивно-рациональная форма выражения мировоззрения 30.5 KB
  Философия и мировоззрение. Мировоззрение: структура функции типология классификация. Философия как теоретическое ядро и рефлексивнорациональная форма выражения мировоззрения Мировоззрение совсть наиб. Философия и есть мировоззрение.
31464. Религиозно-философские воззрения Древней Индии. Религиозно-философская мысль Древнего Китая 45 KB
  В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли известные как в древности так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: XV VI вв. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед Упанишады дословно с санскрита сидение у ног учителя в которых дается философская трактовка содержания Вед. Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго эпического...
31465. Характерные черты древнегреческой философии. Общая характеристика школ и направлений античной философии 39.5 KB
  Характерные черты древнегреческой философии. Общая характеристика школ и направлений античной философии. Классический сократический период время расцвета древнегреческой философии совпавшее с расцветом древнегреческого полиса. Для эллинистического периода периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления...
31466. Основные проблемы античной философии (общая характеристика). Античная философия досократического периода 45.5 KB
  Проблемы античной философии. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология натурфилософы в ее контексте тотальность реального виделась как âphysisâ природа и как космос порядок основной вопрос при этом: Как возник космос; мораль софисты была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика Платон декларирует существование интеллигибельной...