71614

ШУРАНОВ Б.М. ЗАБЕСКОНЕЧНОСТЬ «ЗАПИРАЕТ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Научная статья

Логика и философия

Статья рассматривает проблемы дальнейшего развития предикабилии «забесконечность» в свете ведущихся вокруг её содержания философских дискуссий. Предназначена для широкого круга любителей философии и специалистов - философов, логиков. ЗАБЕСКОНЕЧНОСТЬ «ЗАПИРАЕТ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ ШУРАНОВ Б.М.

Русский

2014-11-09

273.64 KB

3 чел.

ШУРАНОВ Б.М.

(кандидат философских наук по специальности 09.00.07 – логика)

filosof-shuranov@yandex.ru 

ЗАБЕСКОНЕЧНОСТЬ «ЗАПИРАЕТ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ

В начале 21 века в философскую литературу вошло новое понятие – Забесконечность. За недолгое время своего существования в философии у этого понятия уже появилось 2 основных смысла. Источником первого смысла является трактат Б.М. Шуранова «Забесконечность» опубликованный в [3]. (Трактат более доступен в электронной форме [4]. Его и прочую упомянутую литературу можно скачать на сайте автора [5]. На этом сайте есть разделы: «Скачивание книг по философии», «Библиотека», «Площадка для сбора информации по проблеме Забесонечности».) В упомянутом трактате Забесконечность (с большой буквы) рассматривается как гиперабстрактное понятие 6 степени общности, охватывающее собой как существующую, так и несуществующую реальность. Это самое абстрактное понятие изо всех существующих философских понятий.

После опубликования трактата возникла дискуссия между некоторыми философами на тему забесконечности. Началось всё с полемики между С.А. Борчиковым и Б.М. Шурановым на сайте «Философский семинар» в 2013 [6]. Продолжение последовало на сайте «Философский штурм» [7]. В результате дискуссий в философской среде понятие забесконечность обрело новое содержание, весьма отличное от того, какое понятие Забесконечность имело в трактате Б.М. Шуранова. Чтобы лучше ознакомиться с развитием понятия забесконечность надо прочитать статью Б.М. Шуранова «Выдвижение идеи Забесконечности и проблемы её интеграции в историко-философский контекст» [2]. Такова короткая предыстория понятия забесконечность.

Цель настоящей статьи – дальнейшее развитие идеи забесконечности во втором её значении (не как гиперабстрактного понятия, а как предикабилии).

Дадим исходное определение:

Забесконечность – термин, выражающий отношение любого Первоначала к бесконечности, если в философской системе присутствует понятие бесконечность и оно не тождественно Первоначалу, смысл какого состоит в исключении возможности итерации Первоначала в бесконечность и выражает количественную характеристику Первоначала.

В данном определении Первоначало не обязательно понимать как «центральное, системообразующее понятие философской системы» (С.А. Борчиков). Это может быть любая предикабилия (понятие 3 степени общности). Забесконечность может характеризовать/не характеризовать любую предикабилию, но если она не будет характеризовать предикабилию-первоначало, то это может разрушить «центральное, системообразующее понятие философской системы».

 Пояснение. Бесконечность нельзя ставить в один ряд с сущностью, отношением, назначением, необходимостью, множеством, возможностью… Бесконечность понятие особое, хотя по уровню абстрактности оно не превосходит все другие категории. Бесконечность отличается от других категорий и предикабилий тем, что содержит в себе необходимость итерации на бесконечность тех понятий (категорий или предикабилий), которые характеризуются бесконечностью. А итерация на бесконечность убивает смысл понятий. Поэтому нельзя оставлять без внимания отношения философских понятий к бесконечности. Именно к бесконечности! Иначе они могут лишиться смысла. Забесконечность – средство решения проблемы итерации. Пример: Пусть в вашей системе имеется Первоначало «Форма» и категория «бесконечность». Тогда по логике можно получить:

Форма --- > Форма формы --- > Форма формы формы --- >… итерация в бесконечность.

Смысл вашей Формы растворяется. Из вышеприведённого определения забесконечности следует, что если Форма будет охарактеризована как забесконечная – забесконечная Форма – то её итерация на бесконечность станет невозможной и её смысл не изменится.

 Вопрос: а почему? Каким способом забесконечность может «запереть» бесконечность, предотвратить итерацию? В вышеприведённом определении забесконечности этот способ не указан. Пока что утверждение о том, что забесконечность есть средство предотвращения итерации – это только гипотеза. Для того, чтобы доказать эту гипотезу, надо показать, как работает логический механизм предотвращения итерации.

 Решение: Занумеруем натуральными числами и упорядочим естественным образом шаги итерации предикабилии Ф (Форма – для примера):

Ф0, Ф1, Ф2, Ф3, … Фк ...

Что означает число к этом ряду? Оно постоянно, на протяжении всего процесса итерации, ЗАНИМАЕТ КРАЙНЮЮ ПОЗИЦИЮ СПРАВА (поскольку нельзя прибавлять к числу в упорядоченном ряду 1, если справа уже есть какие-то числа). Значит, к в общем виде эту позицию и означает.

Производим логическое обобщение числа к: оставляем одну только крайне правую позицию, а отвлекаемся от №№ тех конкретных шагов итерации, по которым эта позиция пробегает.

 Забесконечное число – число, которое занимает крайнее место справа в ряду итерации.

К забесконечному числу прибавить 1 невозможно: конкретные единицы нельзя прибавлять к абстрактам. Забесконечное число это абстракция: если отвлеклись от №№, то его нельзя выразить цифрами.

 Ещё есть вопрос: если потенциально бесконечный процесс итерации приостановлен, то не превратится ли бесконечное в конечное, что совсем нежелательно, поскольку как правило, Первоначала конечностью не характеризуются. Ответ: Обобщение не означает окончание! Обобщив процесс итерации, мы его не останавливали – бесконечность переходит в забесконечность, а не в конечность – вот в этом и состоит основной смысл забесконечности. Первоначало не превращается в конечное, но и не уходит в итерацию на бесконечность.

Вводим новое определение:

Забесконечность – крайне правая позиция в ряду итерации; термин, выражающий отношение любого Первоначала к бесконечности, если в философской системе присутствует понятие бесконечность и оно не тождественно Первоначалу, смысл какого состоит в исключении возможности итерации Первоначала в бесконечность и выражает количественную характеристику Первоначала.

Вернёмся к примеру. Пусть в вашей системе имеется Первоначало «Форма», предикабилия «забесконечность» и категория «бесконечность». – Если ваша Форма будет являться забесконечной, то из неё можно получить только Форму (по той же причине, по какой нельзя прибавить 1 к забесконечному числу) – итерация не совместима с забесконечностью.

И ещё одно очень важное замечание: забесконечное число – это не множество, ни потенциальное, ни актуальное. Множества состоят из элементов – единиц. А забесконечное число это абстрактное выражение некоторой позиции в числовом ряду, никаких конкретных элементов-единиц оно в себе не может содержать.

Несколько слов по поводу статьи С.А. Борчикова «Образы забесконечность» [1]. Её автор делает упор на то, что забесконечность как характеристика Первоначала должна выражать собой некий непревосходимый абсолют, стоящий над всеми прочими предикабилиями и категориями. На наш взгляд, очень ценно то, что С.А. Борчиков анализирует взаимоотношения забесконечности со многими категориями метафизики: забесконечное и количесво/качество; конечное/потенциально-бесконечное/актуально-бесконечное и забесконечное; ничто – забесконечность – всё. Особым образом С.А. Борчиков подчёркивает, что «забесконечность есть трансцендентальное понятие», рассматривает логику трансцендентального понимания забесконечности. Советуем прочитать эту статью.

2014

Литература

.1. Борчиков С.А. Образы забесконечности. Статья. URL: http://yadi.sk/d/bVDjJp0gNvn9o

.2. Шуранов Б.М. Выдвижение идеи Забескончности и проблемы её интеграции в историко-философский контекст. Статья. URL: http://yadi.sk/d/r7M9hvrIKZRzP 

.3. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. - Ростов-на-Дону: ООО "Медиа-Полис", 2013.

.4. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. - Ростов-на-Дону: ООО "Медиа-Полис", 2013.// Файлообменник. URL: http://yadi.sk/d/3s2qHVwp582sk/ .

.5. Шуранов Б.М. Философ Шуранов Б.М.: сайт. URL: http://filosofshuranov.ru .

.6. Философский семинар: сайт//Форум. URL: http://philosophy-seminar.ru/forum .

.7. Философский штурм: сайт// URL: http://philosophystorm.org 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14245. Уральские и Сибирские песенные традиции 28.5 KB
  Лекция двенадцатая. Тема: Уральские и Сибирские песенные традиции. Урал. Освоение Урала шло с Севера. Наиболее ярко уральская северная традиция проявляется в свадебном обряде. Песни данной традиции основаны на тоническом стихе. На синем было на море песн...
14246. Русские народные музыкальные инструменты 49.5 KB
  Лекция тринадцатая. Тема: русские народные музыкальные инструменты. Музыка в понимании современного крестьянства это инструментальная игра. Музыка скрипач побелорусски. Инструментальная игра мужское дело. После войны женщины тоже стали музицировать и эт
14247. Песни алтайских казаков 28 KB
  Лекция четырнадцатая. Тема: песни алтайских казаков. Алтайские казаки – это особая этническая группа длительное время имевшая специальные военные задачи по охране южных рубежей сибирских российских владений. Это отразилось на поэтическом содержании песен отра
14248. Композитор и фольклор 33.5 KB
  Лекция шестнадцатая. Тема: Композитор и фольклор. В конце 19 века Эдисон изобрел фонограф. Фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игларезец полученные при помощи мебранымикрофона механические колебания механичес...
14249. Среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции 34 KB
  Лекции шестая и седьмая. Тема: среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции. Среднерусская музыкальная традиция. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей то есть распространена в Московской Владимирской Нижегоро...
14250. Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 17.34 KB
  Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 1 Талисман Стихотворение Пушкина храни меня мой талисман связано с кольцомталисманом подаренным Пушкину Елизаветой Воронцовой. Это был красивый роман который имел трагическое последствие – губернат...
14251. Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников 159.5 KB
  Музыкальноигровое творчество как вид деятельности дошкольников Курсовая работа Оглавление: Введение Глава 1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка Игровая дея...
14252. Немецкая опера первой половины 19-го века 294.5 KB
  Немецкая опера первой половины 19го века В одной из глав романа Жизнь музыканта Вебер характеризует положение оперного искусства в Германии начала 19го века. Гансвурст излюбленный персонаж немецкого народного театра нечто вроде нашего русского Петрушки поочерёд
14253. Музыкальная драматургия, её структурные элементы 12.93 KB
  Музыкальная драматургия её структурные элементы. Система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведении музыкальносценического жанра опере балете оперетте. В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного и...