71636

Методы научно-педагогического исследования в педагогике

Лекция

Педагогика и дидактика

Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания. Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение». Принципы педагогического исследования (принцип, это основополагающее положение).

Русский

2014-11-10

31 KB

0 чел.

Методы научно-педагогического исследования в педагогике

Вопросы:

  1.  Принципы педагогического исследования
  2.  Специфика педагогического исследования
  3.  Структура педагогического исследования
  4.  Общая характеристика методов исследования

Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания.

Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение».

Принципы педагогического исследования

(принцип, это основополагающее положение).

Принцип 1: целостного изучения педагогического явления (учет внешних влияний, определение места педагогического явления в целостном педагогическом процессе).

Принцип 2: комплексного использования методов исследования ( иначе нет репрезентативности). С французского – «показательный».

Принцип 3: объективности (много субъективных факторов в педагогических явлениях).

Принцип 4: единства учения и воспитания ребенка (превратить методы изучения в методы воспитания).

Принцип 5: изучение явления в изменении и развитии.

Принцип 6: историзма (поиск аналогичных исследований в прошлом, как способ доказательства).

Принцип 7: эффективности (сформулировать методические рекомендации, опубликовать результаты исследования и т.д.)

Специфика педагогического исследования

  1.  Объектом исследования являются люди, поэтому педагогические исследования требуют особого внимания и чуткости.
  2.  Надо стремиться к максимальной практической пользе, даже теоретические вопросы должны иметь выход в практику.
  3.  Педагогическое исследование – это совместное творчество исследователя, учителей, учащихся.
  4.  Большая субъективность.
  5.  Результаты педагогической деятельности сразу не видны.

Типы педагогических исследований

  1.  Фундаментальные: докторские диссертации.
  2.  Теоретические: формы, методы, способы организации.
  3.  Прикладные:

Структура исследований

  1.  Определяется тема исследования  (пример: индивидуальный подход к учащимся)
  2.  Предмет исследования (то есть что изучается). Пример – формирование к-л качеств у детей, выявить сущность явления.
  3.  Цель исследования (разработка научных основ, получение новой информации, классификация)
  4.  Задачи исследования. Задачи конкретизируют цель с учетом предмета исследования (например, выявить сущность индивидуального подхода и интереса, как они связаны, как эта задача решается в школе).
  5.  Исходная концепция исследователя, то есть те теоретические положения, которыми он руководствуется (для этого надо много прочитать и разобраться).
  6.  Научная гипотеза – то есть предположение о том, как будет протекать изучаемый процесс (это исследование в уме до самого исследования).
  7.  Методика исследования – перечень приемов способов, с помощью которых будут решены задачи исследования (анализ психолого-педагогической и другой литературы)
  8.  Получение и анализ научных фактов
  9.  Выделение существенного главного, в полученных результатах исследования (выявить теорию).
  10.  Внедрение в практику результатов исследования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9479. Экологические преступления 55 KB
  Экологические преступления. ПП ВС РФ Объект видовой: экологическая безопасность, т.е. состояние защищенности природной среды от негативного воздействия на нее человека. Непосредственный объект: стабильность окружающей среды природно-ресу...
9480. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления) 42.5 KB
  Тема №18. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления). ФЗ от 10.12.1995г. О безопасности дорожного движения» Воздушный Кодекс РФ Водный Кодекс РФ ФЗ от 10.01.2003г. О ж/д ...
9481. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства 58 KB
  Тема №19. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Объект: основы КС и безопасность государства. Ст.275: государственная измена. Объект: внешняя безопасность РФ, т.е. состояние защищенности государства от внешних...
9482. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМС 57.5 KB
  Тема: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМС. уголовно-правовая характеристика преступлений понятие и признаки должностного лица юридический анализ отдельных составов преступлени...
9483. Снотворные средства. Анальгетики 27.93 KB
  Снотворные средства (продолжение) Бромизовал (Бромурал) Седативное действие Легкое снотворное Детям - при хорее, коклюше Входит в состав Паглюферала Т.к. в составе бром, может оказывать раздражающее действие на слизистые ...
9484. Наркотические анальгетики 28.96 KB
  Наркотические анальгетики Продолжение Обзор препаратов в сравнении с Морфином. Кодеин (Метилморфин) Внутрь: БД 50% (биодоступность) - хорошая, у морфина всего 24%. Анальгезирующее действие, по сравнении. С морфином, меньше в 6-10 раз. А противо...
9485. Ненаркотические анальгетики. Психотропные средства 29.31 KB
  Ненаркотические анальгетики Производное анальгина - парацетамол - считается самым безопасным анальгетиком Нет противовоспалительного действия, т.к. ингибирует ЦОГ-3 в ЦНС, в периферических тканях синтез простогландинов не нарушается....
9486. Транквилизаторы. Психостимуляторы и антидепрессанты 28.76 KB
  Транквилизаторы Механизм действия: Анатомический субстрат - лимбическая система, гипоталамус, РФ ствола мозга, таламические ядра ГАМК-ергическое торможение - бензодизепиновые рецепторы рецепторы ГАМК ГАМК - реали...
9487. Антидепрессанты. Антигистаминные средства 43.56 KB
  Антидепрессанты Ниаламид - ингибитор МАО Производное гидразида изоникотиновой кислоты – ГИНК Устраняет боль при стенокардии, НТН (невралгия тройничного нерва) Эффект - через 7-14 дней психостимулирующее дейст...