71636

Методы научно-педагогического исследования в педагогике

Лекция

Педагогика и дидактика

Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания. Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение». Принципы педагогического исследования (принцип, это основополагающее положение).

Русский

2014-11-10

31 KB

0 чел.

Методы научно-педагогического исследования в педагогике

Вопросы:

  1.  Принципы педагогического исследования
  2.  Специфика педагогического исследования
  3.  Структура педагогического исследования
  4.  Общая характеристика методов исследования

Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания.

Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение».

Принципы педагогического исследования

(принцип, это основополагающее положение).

Принцип 1: целостного изучения педагогического явления (учет внешних влияний, определение места педагогического явления в целостном педагогическом процессе).

Принцип 2: комплексного использования методов исследования ( иначе нет репрезентативности). С французского – «показательный».

Принцип 3: объективности (много субъективных факторов в педагогических явлениях).

Принцип 4: единства учения и воспитания ребенка (превратить методы изучения в методы воспитания).

Принцип 5: изучение явления в изменении и развитии.

Принцип 6: историзма (поиск аналогичных исследований в прошлом, как способ доказательства).

Принцип 7: эффективности (сформулировать методические рекомендации, опубликовать результаты исследования и т.д.)

Специфика педагогического исследования

  1.  Объектом исследования являются люди, поэтому педагогические исследования требуют особого внимания и чуткости.
  2.  Надо стремиться к максимальной практической пользе, даже теоретические вопросы должны иметь выход в практику.
  3.  Педагогическое исследование – это совместное творчество исследователя, учителей, учащихся.
  4.  Большая субъективность.
  5.  Результаты педагогической деятельности сразу не видны.

Типы педагогических исследований

  1.  Фундаментальные: докторские диссертации.
  2.  Теоретические: формы, методы, способы организации.
  3.  Прикладные:

Структура исследований

  1.  Определяется тема исследования  (пример: индивидуальный подход к учащимся)
  2.  Предмет исследования (то есть что изучается). Пример – формирование к-л качеств у детей, выявить сущность явления.
  3.  Цель исследования (разработка научных основ, получение новой информации, классификация)
  4.  Задачи исследования. Задачи конкретизируют цель с учетом предмета исследования (например, выявить сущность индивидуального подхода и интереса, как они связаны, как эта задача решается в школе).
  5.  Исходная концепция исследователя, то есть те теоретические положения, которыми он руководствуется (для этого надо много прочитать и разобраться).
  6.  Научная гипотеза – то есть предположение о том, как будет протекать изучаемый процесс (это исследование в уме до самого исследования).
  7.  Методика исследования – перечень приемов способов, с помощью которых будут решены задачи исследования (анализ психолого-педагогической и другой литературы)
  8.  Получение и анализ научных фактов
  9.  Выделение существенного главного, в полученных результатах исследования (выявить теорию).
  10.  Внедрение в практику результатов исследования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40340. Дисморфомания 30 KB
  Центральное расстройство подозрение со страхом дисморфофобия или убежденность дисморфомания в наличии физического недостатка может развиваться медленно посте пенно или возникнуть внезапно по типу озарения. Необходимо различать дисморфоманию как симптом пограничных состояний затяжные реактивные состояния эндореактивная подростковая дисморфомания особые развития личности и как проявление шизофрении.
40341. ИНФЕКЦИОННЫЕ ПСИХОЗЫ 28 KB
  Психические нарушения при инфекциях зависят от природы инфекционного заболевания особенностей реагирования на болезнь центральной нервной системы а также от локализации болезненного процесса. Психические нарушения при общих инфекциях: в основе лежат психопатологические расстройства относящиеся к экзогенным типам реакции: делирий аменция сумеречное состояние эпилептиформное возбуждение галлюциноз. Затяжных психозов протекающих без нарушения сознания в виде галлюциноза апатического ступора когфабулеза. психические нарушения при...
40342. Ипохондрический синдром 28 KB
  Возможны паранойяльный ипохондрический бред а также состояния в которых ипохондрические расстройства тесно связаны с явлениями психического автоматизма. Ипохондрический бред может проявляться и убежденностью больных в том что организм разрушается вирусами микробами насекомыми которые ввели им преследователи бред одержимости. Ипохондрический бред может подвергаться фантастическому преобразованию а иногда фантастические представления достигают степени громадности. Ипохондрический синдром в сочетании с синдромом навязчивости бывает при...
40343. ПСИХИАТРИЯ Учебник для студентов 3.21 MB
  В разделе частной психиатрии наряду с традиционным освещением основных психических заболевании представлены такие актуальные в настоящее время темы как психические расстройства при СПИДе ожоговой болезни психосоматические заболевания психические нарушения у пострадавших при стихийных бедствиях и катастрофах. Расстройства ощущений восприятий и представлений. Расстройства памяти и интеллекта. Расстройства мышления М.
40344. Эмоционально неустойчивое личностное расстройство, импульсивный тип 77 KB
  Домашний адрес: Рязань Место работы: инвалид II группы ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО На момент курации больная жалоб не предъявляла. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Спустя несколько дней избил отца наступило помрачение рассудка допекли родители по словам больного намахивался ножом на мать. Со слов сестры отца больного.
40345. Алкоголизм. Аддиктивное поведение 57.5 KB
  Концентрации эндогенного алкоголя достаточно низки Наличие эндогенного алкоголя очевидно имеет значение в развитии физической зависимости которая очень индивидуальна. Существуют лица генетически более или менее предрасположенные к развитию физической зависимости от алкоголя. В развитии зависимости имеет значение особенность употребления алкоголя стили употребления способствующие более быстрому формированию зависимости. Имеется в виду употребление уже в начале больших доз алкоголя превышающих его переносимость.
40346. Алкогольный абстинентный синдром 31.5 KB
  Многие нарушения свойственные ААС головная боль головокружение астения чувство разбитости жажда обложенность языка тошнота вздутие живота жидкий стул повышение АД неприятные ощущения или боли в области сердца плохое настроение и др. в структуре ААС перечисленные симптомы тем тяжелее разнообразнее и чаще чем старше человек и чем хуже его исходное соматоневрологическое состояние у больных алкоголизмом оно является также следствием тяжести и давности основного заболевания. Они нозологически неспецифичны хотя и составляют...
40347. Шизофрения, параноидная форма, непрерывный тип течения. Депрессивно-параноидный синдром, попытка суицида) 39 KB
  Соматический статус: без патологических особенностей Неврологический статус: без патологических особенностей Психический статус: Мимика больной обеднена поза и движения скованные. По словам больной ей требуется приложить усилия что бы чтолибо запомнить. По словам больной у нее отсутствуют какиелибо интересы в жизни. Анамнез больной не подтверждает эту гипотезу.
40348. Аффективные заболевания непсихотического уровня — циклотимия, дистимия 23.5 KB
  Дистимия хронические длительностью не менее 2 лет депрессии развивающиеся как и циклотимические на непсихотическом уровне при минимальной выраженности аффективного расстройства. Хотя дистимия во многом совпадает с невротической депрессией эти понятия не синонимичны. Синдромальное понятие дистимия шире традиционной нозологической категории невротическая депрессия и включает группу затяжных непсихотических депрессий.