71636

Методы научно-педагогического исследования в педагогике

Лекция

Педагогика и дидактика

Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания. Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение». Принципы педагогического исследования (принцип, это основополагающее положение).

Русский

2014-11-10

31 KB

0 чел.

Методы научно-педагогического исследования в педагогике

Вопросы:

  1.  Принципы педагогического исследования
  2.  Специфика педагогического исследования
  3.  Структура педагогического исследования
  4.  Общая характеристика методов исследования

Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания.

Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение».

Принципы педагогического исследования

(принцип, это основополагающее положение).

Принцип 1: целостного изучения педагогического явления (учет внешних влияний, определение места педагогического явления в целостном педагогическом процессе).

Принцип 2: комплексного использования методов исследования ( иначе нет репрезентативности). С французского – «показательный».

Принцип 3: объективности (много субъективных факторов в педагогических явлениях).

Принцип 4: единства учения и воспитания ребенка (превратить методы изучения в методы воспитания).

Принцип 5: изучение явления в изменении и развитии.

Принцип 6: историзма (поиск аналогичных исследований в прошлом, как способ доказательства).

Принцип 7: эффективности (сформулировать методические рекомендации, опубликовать результаты исследования и т.д.)

Специфика педагогического исследования

  1.  Объектом исследования являются люди, поэтому педагогические исследования требуют особого внимания и чуткости.
  2.  Надо стремиться к максимальной практической пользе, даже теоретические вопросы должны иметь выход в практику.
  3.  Педагогическое исследование – это совместное творчество исследователя, учителей, учащихся.
  4.  Большая субъективность.
  5.  Результаты педагогической деятельности сразу не видны.

Типы педагогических исследований

  1.  Фундаментальные: докторские диссертации.
  2.  Теоретические: формы, методы, способы организации.
  3.  Прикладные:

Структура исследований

  1.  Определяется тема исследования  (пример: индивидуальный подход к учащимся)
  2.  Предмет исследования (то есть что изучается). Пример – формирование к-л качеств у детей, выявить сущность явления.
  3.  Цель исследования (разработка научных основ, получение новой информации, классификация)
  4.  Задачи исследования. Задачи конкретизируют цель с учетом предмета исследования (например, выявить сущность индивидуального подхода и интереса, как они связаны, как эта задача решается в школе).
  5.  Исходная концепция исследователя, то есть те теоретические положения, которыми он руководствуется (для этого надо много прочитать и разобраться).
  6.  Научная гипотеза – то есть предположение о том, как будет протекать изучаемый процесс (это исследование в уме до самого исследования).
  7.  Методика исследования – перечень приемов способов, с помощью которых будут решены задачи исследования (анализ психолого-педагогической и другой литературы)
  8.  Получение и анализ научных фактов
  9.  Выделение существенного главного, в полученных результатах исследования (выявить теорию).
  10.  Внедрение в практику результатов исследования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19573. Рекомендации по совершенствованию найма, оценки и отбора персонала в ООО «Ремотделка» 138.73 KB
  К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование
19574. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ ОАО «СВЯЗЬИНВЕСТ» 279.5 KB
  Рассмотреть сущность внешней среды организации и ее факторы; Изучить влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях; Проанализировать внешнюю среду ОАО «Связьинвест»; Дать рекомендации по повышению эффективности деятельности ОАО «Связьинвест» во внешней среде.
19575. Кулачковые механизмы 990.5 KB
  Кулачковые механизмы обладают некоторыми важными свойствами, которых нет у рассматриваемых ранее рычажных механизмов. С их помощью можно легко получать прерывистые движения ведомого звена, то есть его движение с остановками, и практически любой закон движения ведомого звена, который определяется в основном профилем кулачка.
19576. ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК С ЖИЛЬЁМ 262 KB
  Следует учитывать, что материнство и детство находятся под особой защитой государства, а потому несовершеннолетним, особенно тем из них, которые находятся в неблагоприятных жизненных ситуациях, отдельными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами предоставляются дополнительные льготы и компенсации.
19577. Информационные системы. Домашняя бухгалтерия 1.58 MB
  Тема моей курсовой работы – домашняя бухгалтерия. В рамках обычной семьи совершаются различные действия с деньгами, такие как их поступление, хранение и трата. В семье несколько человек, а значит счетов, с которых производятся операции
19578. Ветеранов третьей мировой не будет 92 KB
  В этой фразе Мондейл Уолтер рассматривал проблему итогов глобальных проблем современности и будущего человечества, а конкретно – третья мировая война и наличие человеческого населения после ее окончания.
19579. Загальні відомості про способи отримання деталей заданої форми із різних матеріалів: різання, пиляння, штампування, лиття 115.5 KB
  Тема: Загальні відомості про способи отримання деталей заданої форми із різних матеріалів: різання пиляння штампування лиття. Мета: 1 ознайомити учнів з основними способами отримання деталей заданої форми із різних матеріалів і назвами інструментів. Забезпечити за
19580. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ДЛЯ ИП «БЕЛОВ Ю.В.» 273.93 KB
  В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия «маркетинг» определяется стоящими перед ним задачами
19581. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 91.5 KB
  Методы и инструментарий финансового анализа. Общая оценка финансового состояния организации и изменений его финансовых показателей за отчетный период. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Анализ кредитоспособности и ликвидности баланса организации. Анализ эффективности использования оборотных средств.