71636

Методы научно-педагогического исследования в педагогике

Лекция

Педагогика и дидактика

Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания. Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение». Принципы педагогического исследования (принцип, это основополагающее положение).

Русский

2014-11-10

31 KB

0 чел.

Методы научно-педагогического исследования в педагогике

Вопросы:

  1.  Принципы педагогического исследования
  2.  Специфика педагогического исследования
  3.  Структура педагогического исследования
  4.  Общая характеристика методов исследования

Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания.

Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение».

Принципы педагогического исследования

(принцип, это основополагающее положение).

Принцип 1: целостного изучения педагогического явления (учет внешних влияний, определение места педагогического явления в целостном педагогическом процессе).

Принцип 2: комплексного использования методов исследования ( иначе нет репрезентативности). С французского – «показательный».

Принцип 3: объективности (много субъективных факторов в педагогических явлениях).

Принцип 4: единства учения и воспитания ребенка (превратить методы изучения в методы воспитания).

Принцип 5: изучение явления в изменении и развитии.

Принцип 6: историзма (поиск аналогичных исследований в прошлом, как способ доказательства).

Принцип 7: эффективности (сформулировать методические рекомендации, опубликовать результаты исследования и т.д.)

Специфика педагогического исследования

  1.  Объектом исследования являются люди, поэтому педагогические исследования требуют особого внимания и чуткости.
  2.  Надо стремиться к максимальной практической пользе, даже теоретические вопросы должны иметь выход в практику.
  3.  Педагогическое исследование – это совместное творчество исследователя, учителей, учащихся.
  4.  Большая субъективность.
  5.  Результаты педагогической деятельности сразу не видны.

Типы педагогических исследований

  1.  Фундаментальные: докторские диссертации.
  2.  Теоретические: формы, методы, способы организации.
  3.  Прикладные:

Структура исследований

  1.  Определяется тема исследования  (пример: индивидуальный подход к учащимся)
  2.  Предмет исследования (то есть что изучается). Пример – формирование к-л качеств у детей, выявить сущность явления.
  3.  Цель исследования (разработка научных основ, получение новой информации, классификация)
  4.  Задачи исследования. Задачи конкретизируют цель с учетом предмета исследования (например, выявить сущность индивидуального подхода и интереса, как они связаны, как эта задача решается в школе).
  5.  Исходная концепция исследователя, то есть те теоретические положения, которыми он руководствуется (для этого надо много прочитать и разобраться).
  6.  Научная гипотеза – то есть предположение о том, как будет протекать изучаемый процесс (это исследование в уме до самого исследования).
  7.  Методика исследования – перечень приемов способов, с помощью которых будут решены задачи исследования (анализ психолого-педагогической и другой литературы)
  8.  Получение и анализ научных фактов
  9.  Выделение существенного главного, в полученных результатах исследования (выявить теорию).
  10.  Внедрение в практику результатов исследования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40827. Генерация базовой последовательности. Требования к генератору случайных чисел 259 KB
  Требования к генератору случайных чисел. Проверка и улучшение качества последовательностей псевдослучайных чисел. При дискретном моделировании базовым процессом является последовательность чисел {xi} = x0 x1 xN представляющих собой реализации независимых равномерно распределенных на интервале 0 1 случайных величин {i} = 0 1 N или в статистических терминах повторную выборку из равномерно распределенной на 0 1 генеральной совокупности значений величины . Поэтому на ЭВМ вместо непрерывной совокупности равномерных...
40828. Моделирование случайных воздействий на систему 216 KB
  Моделирование случайных воздействий на систему Моделирование случайных событий. Моделирование дискретных случайных величин. Моделирование непрерывных случайных величин. Моделирование случайных векторов 4.
40829. ПЛАНИРОВАНИЕ МАШИННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ С МОДЕЛЯМИ СИСТЕМ 223.5 KB
  Частные задачи планирования машинных экспериментов уменьшение затрат машинного времени на моделирование увеличение точности и достоверности результатов моделирования проверка адекватности модели и т. План эксперимента определяет объем и порядок проведения вычислений на ЭВМ приемы накопления и статистической обработки результатов моделирования системы S. Таким образом при машинном моделировании рационально планировать и проектировать не только саму модель Мм системы S но и процесс ее использования т. При планировании эксперимента...
40830. РЕШЕНИЕ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ 1 MB
  Основные понятия и определения Выделяют четыре основные задачи линейной алгебры: решение СЛАУ вычисление определителя матрицы нахождение обратной матрицы определение собственных значений и собственных векторов матрицы. Задача отыскания решения СЛАУ с n неизвестными одна из наиболее часто встречающихся в практике вычислительных задач так как большинство методов решения сложных задач основано на сведении...
40831. АППРОКСИМАЦИЯ ФУНКЦИЙ 939 KB
  Как упростить вычисление известной функции fx или же ее характеристик если fx слишком сложная Ответы на эти вопросы даются теорией аппроксимации функций основная задача которой состоит в нахождении функции y=x близкой т. Обоснование способов нахождения удачного вида функциональной зависимости и подбора параметров составляет задачу теории аппроксимации функций. В зависимости от способа подбора параметров получают различные методы аппроксимации; наибольшее распространение среди них получили интерполяция и среднеквадратичное...
40832. ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ И ИНТЕГРАЛОВ 654 KB
  При аппроксимации операторов численного дифференцирования и интегрирования наибольшее распространение ввиду своей простоты нашли интерполяционные формулы Ньютона. Формулы численного дифференцирования Формулы для расчета производной в точке x получаются следующим образом. Такие формулы называют простейшими формулами численного дифференцирования.3 получается три важные формулы второго порядка точности: 4.
40833. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ 748 KB
  Точное решение удается получить в исключительных случаях и обычно для нахождения корней уравнения применяются численные методы. Первая задача решается графическим методом: на заданном отрезке [ b] вычисляется таблица значений функции с некоторым шагом h строится ее график и определяются интервалы длиной h на которых находятся корни.1 в случаях и в значение корня совпадает с точкой экстремума функции и для нахождения таких корней можно использовать методы поиска минимума функции описанные в...
40834. МЕТОДЫ НАХОЖДЕНИЯ МИНИМУМА ФУНКЦИИ ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 869.5 KB
  Постановка задачи Задача нахождения минимума функции одной переменной minfx нередко возникает в практических приложениях. Кроме того многие методы решения задачи минимизации функции многих переменных сводятся к многократному поиску одномерного минимума. Задача ставится следующим образом: требуется найти такое значение xm из отрезка [ b] при котором достигается минимум функции ym=fxm т.
40835. Президенти Міжнародного олімпійського комітету 165 KB
  Президенти Міжнародного олімпійського комітету МОК План лекції 1. Президенти МОК: основні моменти біографії та вплив діяльності на зміни в олімпійському русі: Д. Відповідно до Олімпійської хартії затвердженої на цьому конгресі президент МОК мав представляти країну що проводить чергові Олімпійські ігри. Вікелас у віці 59 років був обраний першим президентом МОК.