71637

История ранних славян VI-VIII вв

Лекция

История и СИД

В бассейне левых притоков среднего Днепра найдены самые ранние памятники (III—IV века) киевской культуры, тесная связь которой с более поздними славянскими культурами практически не вызывает сомнений. Начало передвижения славянских народов связывают с продвижением гуннов на запад...

Русский

2014-11-10

186.5 KB

0 чел.

История ранних славян VI-VIII вв.

Славяне

Этногене́з славя́н — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён на границе между балтами и скифо-сарматами при участии кельтского, финского и других субстратов. Но наиболее весомый вклад внесли балтские племена по данным современных наук:

- лингвистики — близость языков; версии на выделении славянского из -балтского, но не наоборот; балтские гидронимы в ареале проживания ранних славян;

- археологии — схожесть ранних археологических культур, мнения по некоторым[67] разделились почти поровну на прославянские и пробалтские;

- палеоантропологии — схожесть телосложения и формы черепа. Палеоантропология изучает историю и происхождение народов по параметрам черепа (краниометрия). Преобладающей комбинацией антропологических признаков в славянском населении оказывается средняя ширина лица, резко профилированное лицо и среднее или сильное выступание носа [16]. Пропорции черепа чётко отличают славян от германцев и сближают славян с балтами [17]. Таким образом, данные антропологии позволяют сделать вывод о существовании исходного антропологического единства славян и их прародины[18].

- письменным источникам — самые ранние позднеримские свидетельства помещают венедов, предположительно предков славян, в географическом ареале балтов на Балтийском побережье или в непосредственной близости.

- генетики — близость генофондов народов.

В бассейне левых притоков среднего Днепра найдены самые ранние памятники (III—IV века) киевской культуры, тесная связь которой с более поздними славянскими культурами практически не вызывает сомнений. Начало передвижения  славянских народов связывают с продвижением гуннов на запад и переселением германских народов в сторону юга, связанным в том числе с изменением климата в V веке.

В письменных источниках готского историка Иордана впервые встречается описание и название славянского племени – «антов». Ареалом обитания славян-антов совпадает с границами Пеньковской археологической культуры: от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра (территория Украины).

Иордан, рассказывая об остготах после смерти их вождя Германариха, описал поход преемника Германариха Витинария на антов: «Он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побеждён, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения.»[57] Война готов с антами произошла где-то в Северном Причерноморье в конце IV века, если привязываться к смерти Германариха в 376 году. 

Возникновение этого союза, если доверять сведениям Иордана о князе Боже, произошло ещё до IV века. Скорее всего, этот союз возник под влиянием контактов славян с скифами и фракийцами.

Примерно в V веке после гибели гуннской империи Атиллы началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и северо-восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи, где дальнейшая их история описана в византийских письменных источниках VI века, когда они вышли к границам Византийской империи, отрезанных до того воинственными кочевниками Восточной Европы.

Византийцы выделяют второе славянское племя – «склавины».

Место обитания склавинов соответствует ареалу Пражско-корчакской археологической культуры: ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Ареал ранней культуры V века ограничен южным бассейном Припяти и верховьями Днестра, Южного Буга и Прута (Западная Украина).

В 545 Прокопий отметил первый набег склавинов из-за Дуная на византийские земли, хотя мелкие вылазки случались и раньше.

Византийский автор середины VI века Прокопий Кесарийский оставил описание внешнего облика ранних славян: «Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они тёмно-красные.»

В «Стратегиконе», авторство которого приписывают императору Маврикию (582—602 гг.) указывается места их проживания: «Селятся в лесах или около рек, болот и озер — вообще в местах труднодоступных […] Реки их впадают в Дунай […]

Прокопий Кесарийский пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим».

      По замечанию одного из крупнейших современных специалистов в области изучения славянского глоттогенеза (происхождения языка и его развития: от греч. glotta - язык+ genesis - происхождение) Г. А. Хабургаева,

“сопоставление археологического материала с историческими свидетельствами VI в. о славянах не дает оснований считать, будто распад праславянского единства имел следствием выделение трех племенных объединений, каждое из которых лежит в основе трех современных славянских групп - западной (“венеты”), южной (“склавены”) и восточной (“анты”), как это принято в славистике еще с прошлого столетия. Если признавать реальность всех трех наименований, встречающихся в сочинениях позднеантичных авторов, то необходимо учитывать, что они могут быть связаны лишь с отдельными славянскими группировками этого времени и попали на страницы сохранившихся сочинений в силу определенных исторических условий. Отчасти авторами VI в., а отчасти современным читателем эти наименования распространяются на ряд близких друг другу племенных объединений, которые впоследствии могли оказаться в составе славянских народов разных групп. Так, например, склавены византийских авторов - это население, вторгшееся на Балканы и, следовательно, принявшее участие в формировании южных славян; однако территория, отводимая склавенам Иорданом и Прокопием, и распространение на этой территории относительно однородной археологической культуры говорят о том, что племена того же культурно-этнографического облика (в действительности носившие разные названия, некоторые из которых, видимо, продолжали функционировать и в историческое время, но авторам VI в. не были известны) приняли участие в формировании восточных славян, и в формировании южных групп западных славян (где, кстати сказать, как и на Балканах, сохраняется этноним slovensky).

В 530-х годах славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 лангобардов из Моравии в Италию.

В эпоху Великого переселения народов многие германские племена покидают Центральную Европу и устремляются к границам Римской империи. Их территория занимается славянами, распространившимися от Эльбы на западе и до Днепра на востоке, от южного побережья Балтийского моря на севере и до Пелопоннеса на юге. Отдельные группы славянского населения проникают на Среднюю Волгу и Прикамье (Именьковская культура). Расселение на обширных пространствах и включение в свой состав проживающих здесь ранее народов приводит к нарушению культурного и языкового единства славян. Образуется несколько культурных групп, соответствующих основным диалектам славянского языка.

Южные славяне.

Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения — носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской (антской) культур — проникают в VI веке в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.

[править]Отношения с Византией

Византия предпочитала подкупать варваров, а не сражаться с ними. Описывая кампанию Велизария в Италии, Прокопий Кесарийский сообщает об антских и склавинских конных отрядах (537), о склавинских воинах, искусных в маскировке и захвате «языков»[9], Агафий — об анте военном трибуне Дабрагасте, командовавшим небольшим флотом на Чёрном море и участвовавшим в персидской кампании, в ходе которой отличился воин из славян Сваруна.

К началу правления Юстиниана I (527) славяне уже освоились на северном берегу Дуная и начали постоянные набеги на византийские земли. Уже о 531 годе Прокопий Кесарийский в «Истории войн» пишет, что «гунны, анты и склавены уже много раз форсировали [Дунай] и наносили невосполнимый ущерб римлянам». В ответ Юстиниан назначил талантливого полководца Хильбудия (возможно, также анта) главнокомандующим во Фракии с инструкцией не позволить славянам пересекать Дунай. Тот организовал даже несколько карательных экспедиций за пределами империи, но погиб в 534.

Юстиниан попытался столкнуть антов и склавинов между собой, сделал антов союзниками, разместил их воинов в Тирасе около 544 и даже присоединил к своему титулу эпитет «Антский». Склавины, однако в 547−552 совершают непрекращающиеся набеги на Фракию, достигают Далмации и Иллирии. В это же время они впервые остаются в пределах империи на зиму. В 558−559 огромная орда болгар и склавинов под началом хана Забергана разорили Фракию и Македонию, прорвалась за Длинные Стены Константинополя и были отброшенаы лишь Велизарием. Примечательно, что славяне после этого произвели попытку напасть на столицу Византии с моря на плотах.

Южные славяне и авары.

В 558—560 Северный Кавказ и восточное Приазовье подверглось нашествию авар под началом Байана (Баяна), принявшего титул кагана. Византия решила использовать их против болгар и славян и заключила с Байаном союз. К 561 авары достигли страны антов, разорив их земли и приведя антских вельмож в отчаянье. Под властью созданного каганата оказались в том числе многие племена славян. Воспоминания об этом времени сохранялись в народной памяти столетиями, о нём есть упоминание в Повести временных лет (XII век). Славянский компонент в населении Аварского каганата был столь велик, что Константин Багрянородный, Иоанн Эфесский, Монемвасийская хроника и др. раннесредневековые источники прямо отождествляют авар и славян.

Славяне вошли в войско Аварского каганата, кроме того, многочисленные славянские племена продолжали действовать автономно.

Важной ролью славян в каганате было также кораблестроение. В 602 король лангобардов Агилульф по договорённости с каганом прислал опытных итальянских кораблестроителей в Далмацию, основав славянское морское дело, центром которого станет Дубровник. Славянские корабли-однодревки (моноксилы) использовались каганом при форсировании рек, при осаде Константинополя в 626 и др. операциях.

Отношения Византии, склавинов и каганата отличались непостоянством. Согласно Менандру в 578 Тиверий II просил кагана начать войну со склавинами. Каган ещё до этого отправил посольство к князю Давриту с требованием подчиниться. Даврит и его старейшины отвечали: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи». После последовавшего скандала аварские послы были убиты. Поэтому когда Даврит отправился в поход на Византию, каган выступил против него.

Однако уже в 580 каган вместе со славянами атаковал византийский город Сирмий и взял его в 582. В 584 или 585 поддерживаемый и направляемый аварами (сами они к тому времени заключили мир с империей) Ардагаст напал на Византию, дошёл до Константинополя, но при отступлении был разбит у Адрианополя и лишился части добычи.

В 584 славяне впервые осаждают Фессалоники. В это время сообщается о переселении сотен тысяч славян в разорённую и обезлюдевшую Фракию. По данным археологии тогда же началось проникновение пражско-корчакской керамики на территорию Хорватии, а в сербское подунавье — ещё раньше.

В V—начале VI века Мазурское поозерье (северо-восток Польши) и более восточные области (бассейн Немана, Западной Двины, верхнее Поволжье и верховье Оки) были заселены племенами балтов и остатками германского населения, сохранившимися с римских времён. Около 550—600 Мазурского поозерья достигает волна переселенцев со среднего Дуная. В 575—675 региона достигает вторая, более мощная волна славян и авар. Впрочем, многие из переселенцев были вскоре ассимилированы местными жителями.

Феофилакт Симокатта сообщает, что в конце правления императора Маврикия (582—602) авары отправили сильное войско во главе с Апсихом на антов с приказанием истребить всё племя, потому что анты были в то время союзниками ромеев, его сообщение почти дословно повторяет Феофан под 602 годом. Чем закончился этот поход, источники умалчивают. Одни историки считают, что анты были полностью разгромлены, другие указывают на тот факт, что вскоре авары стали переправляться через Дунай, и отдают победу антам. Это упоминание антов считается последним, однако пеньковская культура просуществовала на протяжении всего VII века. Есть основания полагать, что анты выступали на стороне авар в 626 году во время осады Константинополя.

В 626 году авары, заручившись союзом персов, целый месяц находились под стенами Константинополя, но начали осаду лишь 29 июля, когда в ней смогли участвовать славяне, прибывшие с семьями на лодках-однодеревках. Эти славяне были одеты в доспехи, а своих погибших сжигали. Историки склонны считать, что эти славяне прибыли с берегов Днепра. Осада оказалась неудачной и позже подобных акций не повторялось.

Как сообщается в хронике Фредегара, в 623—627 Само возглавил восстание славян (лат. Sclavos, известных, как уточняет хроника, под именем венеды (лат. Winidos)) Моравии против аварского владычества. В том же году славяне прорываются на Крит. Неудачная осада Константинополя (626) окончательно подорвала силы каганата. В 630—640 признавать власть кагана (как и императора) отказались славяне Македонии, в это же время, возможно, добились независимости и хорваты.

К 658 славяне, живущие на берегах Вардара, установили контроль над частью побережья Эгейского моря и занялись пиратством, перехватывая византийские корабли, идущие из Фессалоник в Константинополь. Если в VI веке Славянской землёй называли лишь территории за Дунаем, то в VII это название распространялось и на центральные части Балканского полуострова. Патриарх Николай III (1084—1111) отмечал что «218 лет славяне хозяйничали в Греции, и римляне (то есть византийцы — прим. составителей) не смели вообще показываться на Пелопоннесе».

В положении славян на Балканах наступает переломный момент. В 783 Византия провела победоносный поход Ставракия в Элладу и окрестности Фессалоник, в начале IX века будет захвачена вся Морея, но лишь в 940 жившие там милинги и эзериты окончательно покорены. В Греции славяне ассимилируются, но севернее сохраняют национальные особенности и в составе империи.

Славяне в Малой Азии и на Ближнем Востоке

Волна славянской миграции на юге достигла Малой Азии. В 668 в районе Никомедии и Никеи расселились славяне из Солуни (сагудаты и гордо-серба). Славянское население зафиксировано во второй половине VII века в районе Антиохии — это были около 5000 воинов, служивших Византии, но перешедших на сторону арабов в 665.

В 688 император Юстиниан II решил восстановить свою власть над славянизированной Македонией и совершил поход в окрестности Солуни, покорив часть местных славянских племён. Чтобы ослабить славян на Балканах, он переселяет 30 000 славянских семей в Вифинию. Ему противостоит болгарский хан Аспарух, болгары становятся защитниками славянства на Балканах.[11] На обратном пути Аспарух атакует в одном из горных ущелий Фракии армию Юстиниана и побеждает его тем самым пресекая дальнейшие попытки переселения славян[12]. Славяне должны были выставлять империи вспомогательную кавалерию (около 30 000 солдат), приписанную к феме Опсикион. Славяне пользовались автономией, во главе у них стоял славянский же князь Небулос. Однако вскоре 7000 воинов и Небулос перешли на сторону арабов, вероятно, склонённые к этому славянами Сирии. Семьи дезертиров были уничтожены, автономия урезана: место князя занял византийский проконсул. Славяне в Вифинии жили как минимум до X века, упоминаются они и Константином Багрянородным.

Позже Юстиниану уже приходится употреблять славянскую помощь, когда под руководством Тервела объединенная армия болгар и славян помогает ему вернуть себе престол Византии.[12]

[править] Славяно-болгарское царство, этногенез болгар

Около 681 возникло Первое Болгарское царство, в состав которого вошли многие земли, населённые славянами, впоследствии ассимилировавшими пришельцев и сыгравшими основную роль в этногенезе болгар. Этот процесс прослеживается по образованию в VIII—IX веке единой археологической культуры на месте двух предшествующих. Окончательно завершившимся его можно считать к царствованию Крума (803—814), который уже не делал в своих законах никаких различий по этническому признаку среди подданных, тогда же и в Византии термином болгары стали называть всё население Болгарии, не выделяя в нём тюркскую составляющую — первоначальных болгар. При Омуртаге (814—831) была проведена административная реформа: вместо старых, дублирующих племенные ареалы, единиц были введены комитаты с совершенно новыми границами. Этот шаг завершил формирование единой болгарской этнической общности.

Западные славяне.

 

Выделяются несколько групп полаб-

ских, поморских и лужицких славян:

Ободриты занимали земли от нижнего течения Эльбы (Лабы – река дала название всем

полабским славянам) и до юго-западного побережья Балтийского моря. Во главе ободрит-

ских племен стояло племя бодричей (отсюда и название ободриты), населявшие берега Мек-

ленбургской бухты, между р. Травой и р. Варной. В состав ободритов также входили разные

племена – варны1, вагры2, полабы3, линяне / глиняне4 рароги, древане, полабы, и другие.  

Если различия между археологическими материалами ободритских племен не так су-

щественны,  то  письменные  источники,  в  частности  Гельмольд,  указывают,  что  каждое  из

ободритских  племен  имело  свои  обычаи  и  свои  религиозные  культы (у  полабов  главным

языческим божеством был Жива или Сива, у вагров – Прове, у ободритов – Радогошт или

Редегаст).  Местами  отправления  языческого  культа  у  ободритов  были  священные  рощи.

Описывая одну из них, где главным богом был Прове, Гельмольд отмечает, что это место

было «святыней всей земли» вагров, где каждый второй день недели собирался весь народ с

князем и жрецом. Деревянные изображения языческих богов встречены при раскопках ряда

поселений Вагрии.  

На восток  от ободритов и до низовье Одера проживали велеты (франки называли их

вильцами, а германцы – лютичами), в состав которых входили хижане (кессины)5, черезле-

няни (цирципаны)6, толлензы (доленцы)7, укряне8, стодоране9 и редари (ротари). Последние,

по-видимому, были главным племенем, поскольку их князь одновременно возглавлял все ве-

летское  сообщество.  Локализуются  редари  в  окрестностях  Ретры (Редегоста;  в 3 км  от

                                                

1 Варны проживали к востоку от племени ободритов по р. Варне.

2 Вагры обитали в Восточном Голштейне между Балтийским морем и р. Травной.  

3 Полабы располагались южнее вагров по правому берегу Эльбы.

4 Линяне заняли земли выше по течению Эльбы.   

5 Хижане жили между черезпенянами и варнами. Происхождение этнонима «хижане» связывают со славянян-

ским «хыжь» – хижина.

6 Черезпеняне обитали за рекой Пеене (Пена) и получили имя по названию этой реки.

7 Регионом обитания толленцев была округа озера Толлензе.

8 Укряне расположились по реке Укры.  

9 Стодоране были самым южным племенем велетского союза. Их также называли говолянами, так как их земли

примыкали к реке Хавель, откуда и второе название племени.

 2

Фельдберга в ФРГ), где находился языческий храм Сварожича Радогоста10, упоминаемый в

трудах  Адама  Бременского11  и  Гельмольда12.  Предположительно  она  находилась  близ  ны-

нешнего Нейбранденбурга.  

Низовья Одера занимали поморяне («Баварский географ» и другие источники называют

такие племена как кашубы, волыняне / волиняне, приссане / выжичане).   

В VII в. в регионе среднего течения Одера и смежных землях бассейна Шпрее-Хавеля

расселяется новая племенная группа, получившая название лужицкие славяне. Археологи-

чески их связывают с торновской (по памятнику Торново в бассейне Шпрее) культурой. Тер-

ритории в междуречье Эльбы и Заале в этот же период заселяют носители рюсенской куль-

туры, которую идентифицируют с сербами-сорбами, выходцами с Дуная. В IX в. территория

сорбского племенного союза расширилась, в него вошла и часть лужицких земель. В резуль-

тате этническое имя сорбы распространилось на восток вплоть до среднего течения Одера.

О внутренней этнической структуре лужицких славян известно, что в их составе были

следующие племена – сербы / собры, сусельцы, лужичане, галомачи / далеминцы и др.  

                                                

10 Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»: «Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ,

он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и свя-

щенный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые об-

ращены на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кро-

ме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Сте-

ны его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь,

а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каж-

дом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сва-

рожич».

11 Из Адама Бременского: «Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и жи-

вущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни

языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с

трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь

называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (пола-

бы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют

хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел

Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари — к югу. Эти

четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские пле-

мена, которые живут между Лабой и Одрой…. из всех них самыми могущественными являются ратари, живу-

щие в центре… Их город — всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) — седалище идолослужения, там

построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота,

ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое

для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертво-

приношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути».

12 Гельмольд фон Бозау (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал: Суть иные вендов роды, между Эльба и

Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе,

левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и реда-

ри именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их – Радегаст…» …Их четыре пле-

мени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту

сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший

город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единствен-

ное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и еже-

годных жертвоприношений…». Гельмольд фон Бозау описывает что когда на пиру славяне чествовали злого

бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения: «Уди-

вительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею

слова – не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога

счастливой доли, а от злого – несчастливой».

 3

Также  славяне  заняли  ряд  островов  Балтийского  моря.  Одним  из  мест  устойчивого

проживания славян был остров Рюген (Руян). Жителей острова принято называть рюгенски-

ми славянами.  

Материалы культуры свидетельствуют, что славяне в середине I тыс., двигаясь на запад,

заняли  земли  к  востоку  от  Эльбы.  Славяне  вытесняли  и  ассимилировали  сохранившиеся

здесь остатки германского населения.  

 Этно-социальная  интеграция.  В VIII–IX вв.  наблюдается  консолидация  полабских,

поморских и лужицких славян в более крупные племенные группы.  

Так, самое первое письменное упоминание ободритов  во «Франских анналах» под 789 г.

представляет их как особую и достаточно сплоченную  этно-политическую общность.  

 5

Процессы  интеграции  в  землях  ободритов  демонстрирует  и  появление  в VIII–IX вв.

крупных поселений – племенные центры. Так в Восточном Голштейне между Балтийским

морем и р. Травной, где обитали вагры (Вагрия) возник «город» Старгард (ныне Ольден-

бург). Городским центром другого племени варнов, проживавших по р. Варне, предположи-

тельно был Пархим. Центром полабов был Рацисбург (по-видимому славянский Ратибор).

Наиболее крупными среди них являются упоминаемый датчанами в IX в. Рерик – центр

малого племени ободритов – и Велиград – резиденция князей ободритского племенного сою-

за. Из «Франкских анналов» известно, что в 808 г. Рерик был захвачен датчанами, а купцы и

ремесленники были переведены в Хедебю (Хайтебю). Но вскоре Рерик был отстроен заново

и в нем разместился князь ободритов. Остатки этого поселения пока не отождествлены ар-

хеологами с конкретным пунктом.

Крупнейшим раннесредневековым поселением является находящейся недалеко от Вис-

мара  Мекленбургское  городище,  отождествляемое  с  Велиградом  исторических  источников.

Это был княжеско-административный центр – резиденция князей ободритского племенного

союза.  Городище  располагалось  на  возвышенности  и  в  плане  имело  овальные  очертания,

размерами – 180 х 140 м. По периметру оно защищено валом высотой до 8,6 м. Раскопками

валов установлено 7 строительных периодов. Древнейший вал с внутренними деревянными

конструкциями имел высоту около 7 м и ширину основания 12,75 м. Его возведение отно-

ситься к 680 г. (дендрологическая дата). В последующие столетия Мекленбург превращается

в одно из крупнейших ремесленно-торговых поселений раннего средневековья и сохраняет

свое важное значение вплоть до XIII в. (как резиденция Мекленбургских князей).  

Письменные источники сохранили имена князей бодричей (возможно более широкого

ободритского племенного союза). Первым значится князь Вилчан (Вильган), затем на протя-

жении 40 лет это политическое образование возглавляли Дражко (Дражек), Славомир и Чед-

раг. Упоминаются также князья малых племен, составлявших ободритский союз. В послед-

ней четверти VIII в. ободриты были союзниками Карла Великого в процессе покорения сак-

сов. Одновременно, отстаивая свои земли, ободриты вели войны с датчанами и велетами.  

В последней четверти VIII в. согласно франкским источникам велеты (франки называли

из вильцами) подчинились Карлу Великому. Непонятно идет ли речь просто о военном по-

ражении велетов, выплате ими дани или о захвате франками части территории. Вероятно шла

речь лишь о поражении, так как под 808 годом о велетах сообщается как о самостоятельном

племени, которое находилось в «давнишней вражде с ободритами».

Интеграционные процессы прослеживались и у лужицких славян. Территория сорбско-

го политического объединения членилась на несколько племенных регионов, которые в свою

очередь состояли из «градских округов», группирующихся вокруг градов. Всего земли этого

племенного союза включали 50 округов. В источниках под 806 г. упоминается князь Мили-

дух как главный князь, объединивший под своей властью сорбские племена.  

 

Экономическое развитие. Начнем с характеристики факторов экономического разви-

тия полабскимх и поморских славян в раннее средневековье.

Во-первых,  это  германское  влияние.  Славяне  заселяли  земли,  где  в  первой  половине

I тыс. н. э. проживали восточно-германские племена. Славяне, заселяя приморские террито-

рии, постепенно ассимилировали остатки германского населения. Показательно, что на ряде

поселений региона Хавеля–Шпрее, в которых встречена и славянская, и германская керами-

ка, устанавливается непрерывность использования пахотных полей от римского периода до

раннеславянского. Подобная ситуация наблюдается и на острове Рюген. Из 40 проведенных

здесь пыльцевых анализов половина показала континуитет земледельческой деятельности и,

следовательно, несомненную встречу славянских переселенцев с местными германцами. Эт-

ноним славянского племени, заселявшего этот остров – раны (руяне, рушане, руги), – оче-

видно восходит к германским ругам, упоминаемыми еще Тацитом, связь которых с тем же

островом представляется бесспорной. Контакты славян с германцами фиксируются по мате-

риалам Ольденбурга и Бозау.  

Интересно, что в более южных районах междуречья Эльбы и Одера результаты пыль-

цевых анализов показали, что эти обширные области были полностью оставлены германским

населением и в V–VI вв. плотно заросли лесами. Славяне, заселявшие данные территории,

вынуждены были расчищать от леса участки для пахоты.  

Также в начале раннего средневековья у славян были распространенны дома с каркас-

но-столбовыми конструкциями, которые рассматриваются как наследие германских племен,

проживавших на Балтийском побережье.

Во-вторых, сравнительно благоприятные природно-климатические условия. В регионе

много речных артерий и удобных мест для образования поселений сельского и протогород-

ского типов.  

В-третьих, развитие экономической базы в течение раннего средневековья. Это выра-

жалось в освоении значительной доли земель, переходу к стационарным поселениям в VII–

VII вв., применению более прогрессивных производственных практик. К примеру, активная

колонизация  Юго-западной  Прибалтики  в VI–VIII вв.  позволила  полабским  и  поморским

славянам перейти от подсечных форм к перелогу, а затем и к двуполью.  

Также следует обратить внимание на довольно раннее выделение ремесленной деятель-

ности, специализацию, что способствовало развитию протогородских центров.   

В-четвертых, включение славянских протогородов в торговые связи Северной Европы и

более протяженные трансконтинентальную торговую инфраструктуру. Активизация торгов-

ли  в  эпоху  викингов  в VIII–X вв.  предопределила  тесные  торговые  контакты  полабских  и

поморских славян со Скандинавией, Северной Русью, Англией, франками, Византийскими и

арабским мирами.   

Изучение хозяйственной жизни полабских и поморских славян в раннее средневековье

показывает, что основу их экономики составляло земледелие. К VIII–X вв. основным заняти-

ям ободритов становиться плужное земледелие, торговля, промыслы (рыболовство, бортни-

чество, охота), торговля. В землях лужицких славян выращивался рожь, пшеница, просо.  

В этот же период, о чем уже говорилось, прослеживается превращение ряда поселений

в сравнительно крупные протогородские центры ремесленно-торгового назначения, охотно

посещаемые иноземными купцами и военно-административные центры. Это было следстви-

ем развития торговли в Северной Европе и социально-политической консолидации племен.  

Ободриты, руяне, поморяне и др. активно участвовали в североморской торговле. Так в

могильниках шведского поселения Бирки наряду с фризами, саксами представлены и славян-

ские погребения.  

Центрами  торговли  были  Ральсвик (Рюген),  Мекленбург,  Винета (на  о.  Волин,  ныне

шведский  Готланд).  У  бодричей,  например,  значимую  роль  в  торговле  Шверин (Зверин),

Росток, Любице или Любеч (Старый Любек), Волин14, Бранибор, Старгард, Липск (буд. Леп-

циг).  У  лужицких  славян  изготовление  керамики  велось  в  таких  поселениях  как  Торново,

Столпе, Визенау, Борхельт, Лоссов, Форберг и др.  

Так, например, Ральсвик был основан в VIII в. Оно располагалось на полуострове на

берегу Большого Ясмундского залива. Его расцвет приходиться на IX–X столетия. В XI в.

жизнь поселения затухает. Размеры поселения составляли 360 х 70–100 м. Поселение состоя-

ло из дворов, каждое из которых включало жилой дом, подсобные постройки, мастерские и

хозяйственные амбары. Многие из усадеб имели свои пристани со специальными навесами-

перекрытиями, где содержались и ремонтировались ладьи. Раскопками зафиксировано 15–17

таких пристаней. Исследовались и сами суда. Парусно-весельные ладьи имели длину 14 м и

ширину 3,4 м. Осадка их – около 1 м, а грузоподъемность достигала 9 тонн. Главная роль на

Ральсвикском  поселении  принадлежала  купцам.  Они  и  были  владельцами  хозяйственных

дворов, где работали и жили ремесленники, подсобники, моряки. В составе усадеб имелись

                                                

14 Авторитетным свидетелем оказывается Адам Бременский (II, 22), который пишет, правда, об отношениях в

одном из наиболее развитых из этих центров, Юмне-Волине в устье Одера-Дзивны: «Это действительно, вели-

чайший из всех городов, которыми располагает Европа; в нем живут славяне и другие племена, эллины и вар-

вары. Также и пришельцы из саксов получили здесь равное право поселения [...], если только они во время сво-

его пребывания могут не проявлять публично своего христианства [...]. Так как город наполнен товарами всех

народов Севера, нельзя не найти здесь чего бы то ни было желательного или нужного ...».

 8

мастерские по изготовлению железных орудий труда, обработке дерева и выделке изделий из

кости. На отдельных дворах, судя по следам обработки дерева и находкам железных закле-

пок, вероятно, строились ладьи. Жители занимались также земледелием и скотоводством, но

роль их была незначительной.   

Другой пример – поселение, которое в литературе принято называть Старый Любек в

земле ободритов в устье р. Траве. Его ядром было славянское городище с кольцевым валом и

жилой площадью около 100 х 75 м. Рядом с ним на левом берегу реки располагалась неукре-

пленная часть поселения с домами и мастерскими ремесленников. Во второй половине XI в.

ободритский князь Генрих основал на противоположном берегу реки торг и поселение во-

круг него, как преимущественно торговое. Позднее именно это правобережное поселение и

станет городом Любеком.

В городах производилась ремесленная продукция. Особенно массовым было керамиче-

ское производство. Изготавливались многочисленные орудия из металлов, развивалось юве-

лирное искусство.  

 

Социальная организация. Что касается социальной организации, то возможности ее ре-

конструкции даже в общих чертах затруднены. Во-первых, до X в. в регионе преобладал ри-

туал, который не фиксируется археологически. Первые курганы, которые появляются в рай-

оне Менцлина на р. Пеене в конце VIII – начале IX в., связываются с мигрантами из Сканди-

навии, с которой поддерживались торговые связи. Вероятно от скандинавов курганный об-

ряд  погребений  был  воспринят  славянами  Менцлина.  Подобная  картина  наблюдается  и  в

других курганных могильниках, в частности в Швилубие, основание которых относиться к

IX в. Ранние захоронения в них обычно содержат элементы скандинавской обрядности или

скандинавские находки.  

Ранние курганные могильники известны в основном рядом с протогородскими центра-

ми, состав населения которых полиэтничен. Большой курганный могильник Волина датиру-

ется IX–XII вв. также содержит в ранних захоронениях скандинавские вещи. Близ Ральсвика

на Рюгене исследован могильник последней трети IX в., включавший 150 насыпей. Среди

них выявлены единичные захоронения скандинавов (погребения в ладье, вместе с ладьей и ее

остатками). В ряде других погребений присутствуют скандинавские вещи. Но большая часть

курганных погребений безинвентарна или содержит единичные бытовые находки. Их отно-

сят уже к славянам. Другие славянские курганные могильники на Рюгене относятся лишь к

XI в.

Во-вторых, в письменных источниках упоминаются только несколько категорий насе-

ления – князья, воины, купцы, ремесленники. Каково было положение каждой этой группы в

 9

полабском обществе или какова  внутренняя дифференциация данных групп неизвестно.  В

хрониках X–XI вв.  упоминаются «первейшие»  люди  и  князья (duces). Видимо  социально-

политическая интеграция полабских славян достигла такого уровня, что в окружении князей,

власть  которых  в XI в.  стала  приобретать  наследственный  характер,  стали  формироваться

различные  группы  власти,  связанные  с  княжеской  службой.  По-видимому,  особым  был  и

статус купцов. В торговых поселениях они обладали усадьбами, ладьями, причалами.  

 

Политическое развитие полабских славян и противостояние германской агрессии.  

Первые известные попытки экспансии германцев в земли полабских славян относятся

ко времени правления Карла Великого. Известно, что славянам в основном удалось отстоять

свою независимость, но некоторые из поражения были весьма ощутимыми. Так, в 782 г. вой-

ска Карла Великого начали наступление на собров15. Длительная война закончилась разгро-

мом собров и смертью в 806 г. вождь Милидух.  

Следующий этап экспансии связан был с Восточнофранкским королевством. В 30-х –

40-х гг. IX в. по данным письменных источников Людовик Немецкий одержал победу над

войском ободритов и возможно ликвидировал их племенной союз. Но с середины IX в., ко-

гда Восточнофранское государство вступило в соперничество с Великой Моравией, ободри-

ты вновь стали фигурировать в источниках как самостоятельные племена.  

По всей видимости прочных завоеваний германцев в полабских землях до X в. не было.

Вторжения викингов ограничивались нападениями на побережье и прибрежные города и по-

селения. Гораздо более устойчивыми были торговые связи полабских славян как в Балтий-

ском регионе, так и с «польскими» племенами, Великой Моравии, Восточнофранским госу-

дарством.  

Вероятно  только  сорбское  население,  испытавшее  в  течение IX в.  более 14 военных

конфликтов  с  франками  и  восточными  франками (германцами),  не  смогло  сплотиться  для

оказания полноценного сопротивления и в начале X в. германцы смогли покорить долемин-

цев (гломачей). Однако как не странно именно сербо-лужицкая группа смогла адаптировать-

ся к немецкой колонизации, сохранить свой язык и этнос до сего дня.  

C X в. полабским, поморским и лужицким славянам пришлось вести тяжелую борьбу с

германской агрессией. В 928–929 гг. войска германского короля Генриха I Птицелова нанес-

ли удары по полабским славянам, захвачен их центр Бранибор. На завоеванных территориях

Генрих по каролингскому образцу учреждает маркграфства (первым стал Мейсен). Неудача

славянского восстания 929 г. привела к увеличению на захваченных территориях сбора дани.

                                                

15 В одном из эпизодов этого противостояния войско, отправленное Карлом Великим на завоевание лужицких

сербов было уничтожено саксами.

 10

Так началась германская «восточная колонизация». Одной из первых жертв немецкой экс-

пансии в 929 г. оказались стодоряне.  

При Оттоне I часть ободритов (бодричей) обязалась принять христианство и уплачивать

дань,  в  Старграде  возникло  католическое  епископство.  Однако  многие  полабские  племена

вели  открытую  борьбу  с  германцами.  Самым  воинственными  считались  велеты.  Они  вели

упорную и ожесточенную борьбу против немецкого господства и насаждения христианской

религии. Особенно упорным это противостояние стало в X в., при этом племенное объедине-

ние велетов стало именоваться лютичами. Однако Геро Железному, создателю Бранденбург-

ской марки удалось подчинить часть ободритов и велетов. В 983 г. велетские племена, объе-

динившиеся в союз лютичей при поддержке ободритов подняли восстание и выгнали немцев.

Князь бодричей Мстивой занял Гамбург.

Германия попыталась вернуть себе власть над полабскими славянами в союзе с чеш-

ским и польским князьями в 985–987 гг. Лужицкая земля была вновь завоевана. Походы про-

тив лютичей 991–997 гг. закончились провалом.

В Ретре, которая стала «столицей» союза лютичей собиралось «народное собрание».

Здесь же одновременно был сборный пункт для общих боевых походов. Вновь получил рас-

пространение языческий культ. В Ретре находилась главная святыня. Как сообщают хрони-

сты, роскошные языческие святилища возникли и во многих центрах племен, входивших в

союз лютичей. Сохранение языческого культа подчеркивало самостоятельный характер сою-

за. Более того, «централизация» дохристианской религиозной системы свидетельствует как

об этнической, так и о политической консолидации.  

Новая экспансия Германской империи развернулась в конце X в. В 1002 г. последовало

новое восстание ободритских племен и лютичей. В начале XI в. лужицкие земли были завоё-

ваны Польшей, однако вскоре перешли под власть Мейсенского маркграфства.  

Об усилении полабских и поморских славян наглядно свидетельствуют события 1056 г.,

когда германским императором Генрихом III был организован поход в земли лютичей. По-

ход закончился полным уничтожением немецкой армии. Новый поход в земли лютичей со-

стоялся в 1069 г. Его возглавлял сам Генрих IV. На этот раз победа осталась за немцами. Но

по всей видимости Генрих IV ограничился данью. Сведений о постоянном контроле за зем-

лями лютичей в этот период нет. Нападения на лютичей совершали и датчане.  

Наиболее ярким свидетельством социально-политической интеграции полабских славян

стало их объединение в 40-е гг. XI в. в «Вендскую державу» во главе с бодричами. Вероятнее

всего Вендская держава была сложным вождеством (в историографии объединение полаб-

ских славян называли даже раннефеодальным государством). Наряду с необходимостью от-

ражения немецкой агрессии, фактором стабильности объединения стала правящая династия.

 11

Князем Вендской державы был бодричский вождь Готшалк (правил в 1044–1066 гг.). Однако

его  попытка  не  была  вполне  удачной  и  встретила  сопротивление  аристократии.  В 1066 г.

Готшлак, насаждавший христианство, был убит знатью.

Преемник Готшалка – князь Крутой (1066–1093 гг.) смогли временно подавить сепара-

тизм племенной знати и вел борьбу с немцами. Однако в начале XII в. князь Генрих (сын

Готшалка), именуемый в документах также королём, подпал под влияние знати, искавшей

содействия саксов или датчан, призвал немецких епископов. Ослабленная внутренними не-

урядицами,  Вендская  держава  распалась  окончательно  около 1119 г.  Возможно (к  сожале-

нию практически бездоказательно) мы можем говорить и о раннем государстве. Косвенно об

изменении организации власти могут свидетельствовать приглашение христианских священ-

ников, развитие приморских городов славян (Волин, Рерик / Мекленбург, Любек и др.), свя-

занных с балтийской торговлей, а через нее – со Скандинавией, Британскими островами, Ру-

сью, Византией, исламским Востоком и т. д.  

Еще ранее в 1076 г. германский император Генрих IV уступил Лужицкую марку Чехии.

В период нахождения в составе Чешского королевства начался активный процесс германиза-

ции региона. В Лужицу массово переселялись колонисты из Германии, получавшие от чеш-

ского государства различные торговые и налоговые привилегии.

Немецкий крестовый поход против славян 1147 г. привел к новому подчинению полаб-

ских славян. Происходил под предлогом обращения в христианство язычников-славян одно-

временно со Вторым крестовым походом в Палестину. Инициаторами похода были саксон-

ская знать и духовенство, стремившиеся вновь захватить славянские земли за р. Эльба (Ла-

ба). Войско саксонского герцога Генриха Льва попыталось захватить земли бодричей, но под

руководством князя Никлота бодричи предприняли активные действия против крестоносцев,

вынудив их к миру. Другое феодальное войско, руководимое Альбрехтом Медведем, дейст-

вовавшее против лютичей и поморян, также не добилось успеха. Однако в 50–60-х гг. XII в.

германские феодалы возобновили свой натиск и захватили земли лютичей и бодричей.  

В 1179 году в результате восстания бодричей, поддержанного лютичами, часть бодри-

чей была истреблена, остальные впоследствии – онемечены. Образованное в 1170 г. Меклен-

бургское славянское княжество подверглось германизации. Здесь возникло Мекленбургское

герцогство. Земли поморских к западу от Одера вошли в состав Бранденбургского маркграф-

ства.  

 12

Политическая консолидация в XI–XII вв. наблюдалась и у руян (рюгенских славян). В

это время Аркон стал крупнейшим административным и культовым центром. Саксон Грам-

матик сообщает, что в Арконе функционирует языческое святилище Святовита16.  

Зачастую, славяне переходят в контрнаступление. В это время в немецких летописях

зафиксированы частые ответные походы славян на земли немцев, в ходе которых они разо-

ряют  немецкие  поселения,  жгут  города  и  монастыри,  грабят  и  убивают  жителей,  уводят

пленных. Дания даже платила дань городу Аркону – столице племени руян17.  

Известно,  что  Ретра  была  разгромлена  немцами  в 1127 г.  В 1168 г.  датчане  короля

Вальдемара I Великого разрушили Аркону и подчинили руян. В 1177 г. Вальдемар захватил

остров Волин. В 1325 году остров Рюген был присоединен к Западнопомеранскому герцог-

ству, а славянское население постепенно германизировано.

Интересно, что города «немецкого права», возникшие в XII–XIII вв. на территории ме-

жду нижней Эльбой и Одером нередко основывались непосредственно на месте протогород-

ских славянских поселений или рядом с ними.  

XII–XIII вв. стали переломными в судьбе полабских славян. Вторжение саксов, датчан,

образование Тевтонского ордена вели к их подчинению, колонизации славянских земель, ут-

верждению христианства в католической форме. В конце концов, приблизительно к XIII ве-

кам, все славянские земли Полабья входят в состав германских княжеств Померании, Мек-

ленбурга, Бранденбурга и Тевтонского ордена.  

                                                

16 Сохранившиеся укрепления датируются X–XI вв. Языческий храм Святовита находился в срединной части

культового городища, устроенного на самом мысу. Эта часть была разрушена прибоем. Раскопками зафиксиро-

ван лишь ров, ограждавший культовую площадку с языческим храмом. Исследования костных остатков, обна-

руженных на ее сохранившемся участке, выявили следы жертвоприношений, совершавшихся во время языче-

ских празднеств. В жертву приносились в основном молодые животные – крупный рогатый скот, овцы, козы и

свиньи. Около городища и внутри его во время таких празднеств совершались торговые операции, о чем гово-

рят находки вещей, привезенных из Скандинавии и Западной Европы.   

17 Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограж-

дён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города

лежит  открытая  площадь,  на  которой  возвышается  деревянный  храм,  прекрасной  работы,  но  почтённый  не

столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя

сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскра-

шенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял

большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях,

из которых две выходили из груди и две — к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна

смотрела направо, а другая — налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, худож-

ник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который

каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая

рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов

деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было

различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении

видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч

огромной  величины,  ножны,  чёрен  которого,  помимо  красивых  резных  форм  отличались  серебряной  отдел-

кой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важно-

сти. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почи-

талось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из

которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».

 13

Эволюция этно-политической системы. В VII–VIII вв. по всей видимости преобла-

дали многочисленные малые и крупные племена. В это время шла очередная волна славян-

ской колонизации Поморья. Только разворачивались процессы этно-социальной интеграции,

которая выразилась в создании территориальных образований (если судить по названиям).  

В конце VIII – IX вв. в связи с внутренними конфликтами (противостояние ободритов и

велетов-лютичей), а особенно внешними – экспансия данов, вторжения викингов, столкнове-

ния  с  саксами,  Каролингская  экспансия,  а  затем  и  вторжения  восточнофранкских  королей

привели к созданию крупных племенных союзов во главе с ободритами, велетами и лужиц-

кими сербами. С укреплением власти старших князей такие союзы могли перерастать в вож-

дества.  

Но  структуры  этих  вождеств  оказались  неустойчивыми,  что  особенно  проявилось  во

время германских вторжений X в. Череда успешных восстаний полабских славян в конце X –

начале XI в. создала новые импульсы для политической интеграции. Они нашли отражение в

создании так называемой Вендской «державы». По форме организации власти, численности

населения, территории, развитию городских экономических центров это объединение напо-

минало сложное вождество или даже раннее государство (скорее всего, сложное вождество с

элементами раннего государства).   

Однако эти процессы интеграции не получили логического завершения. Как нам пред-

ставляется  это  был  результат  слабой  внутренней  интеграции (не  сложился  единый  центр

управления,  строгая  административная  иерархия,  более  или  менее  взаимосвязанная  эконо-

мическая система) и, конечно же, германской экспансии, колонизации и последующей асси-

миляции.   

Восточные славяне.

Продвижение славян на восток.

В начале VIII века на левобережье Днепра складывается роменская культура, которую связывают с продвижением сюда с нижнего подунавья больших масс славянского населения. В 750—775 в верхнем Поднепровье формируется культура смоленских длинных курганов. В Приильменьи и Приволховье славяне появляются в 750—800 годах, в Ладоге их присутствие прослеживается с 770 года (время II строительного яруса по Кузьмину-Мачинской).

Славяне, занявшие в VIII веке территории от Подунавья до Балтики, создали единое языковое и культурное пространство, что явилось предпосылкой формирования торгового пути из варяг в греки, сыгравшего важную роль в экономическом развитии региона и образовании русского государства. Уже во второй половине века археологически доказано ведение торговли между славянами в меридиональном направлении. В начале IX века завязываются торговые связи славян с соседними странами, позже путь включается в общеевропейскую транспортную систему. В IX—XIII веках славянами осуществляется колонизация Северо-Восточной Руси.



На северо-западе России (Псковщина, Смоленщина, Полоцкая и Ильменская земля) фиксируется еще одна группа ранних славян, связанная происхождением с висло-одерской группой Пражской культуры и местными финно-уграми и балтами. Этой первой волной славян созданы уникальные погребально-жреческие комплексы длинных курганов и сопок. Длинные курганы представляют собой протяженные насыпи длиной до 120 м. Сопки - высокие насыпи с кольцевым кругом камней у основания. Те и другие являются родовыми кладбищами, содержащими остатки кремированных людей. Необычные размеры и формы насыпей получались в результате многократных подсыпок при очередных захоронениях праха умерших. 

Заселение славянскими народами территории Восточной Европы повсеместно сопровождалось включением в их состав групп местного населения: балтов, ираноязычных потомков скифов и сармат, финно-угров. Особенно успешно проходила ассимиляция балтских племен, проживавших на верхнем Днепре и Оке с эпохи раннего железа. Можно ли говорить о славянском завоевании Восточной Европы и порабощении проживающих здесь балтов и финнов? Первые славянские колонии имели очень небольшие размеры и были окружены многочисленными местными племенами. Погребения совершались на общих кладбищах. Археологически хорошо прослеживается процесс заимствования местным населением более высокой славянской культуры, что говорит о ненасильственной славянизации родственных народов.

Во второй половине I тыс. в результате расселения славян на территории Восточной Европы образуются несколько новых племенных союзов, упомянутых в «Повести временных лет». Для каждого из племенных союзов характерен свой диалект языка, культура, погребальный обряд, керамика, а также женские височные украшения. 

Племенные объединения полян, древлян, дреговичей, волынян (бужан) возникают на территории Правобережной Украины и Белоруссии на основе Пражской и Лука-райковецкой культуры, соответствующих первому объединению славян - дулебов. Для всех этих племен характерны проволочные в 1,5 оборота височные колечки, имеющие у каждого племени свои небольшие отличия. Так у полян и древлян височные кольца имеют эс-овидный загнутый конец, у дреговичей - 1 крупную бусину с зернью, у волынян - лопастные бусы из проволоки. Влияние ираноязычных народов особенно сильно заметно в культуре полян. Здесь наиболее долго сохраняется исчезнувший в других местах обряд ингумации. 

Южные племена хорватов, уличей и тиверцев сложились при смешении Пражской и Пеньковской культур и наследовали их культуру. Хорваты занимали Прикарпатскую зону и ранее входили племенное объединение Хорватия, распавшееся под ударами аваров. Осколками этого племенного союза являются молдавские и далматинские хорваты. Для хорват характерен обряд ингумации под каменными плитами и перстнеобразные височные кольца. Тиверцы получили свое название из-за расселения по Днестру – Тиры и являются одним из самых южных славянских племен. Свое происхождение ведут от антов. Для них не характерны височные украшения и курганные могильники. Урны с прахом хоронят в грунтовых ямах. В X –XI вв. под давлением кочевников отступают в Карпаты. Уличи - первоначально южные соседи полян на Днепре, но из-за конфронтации с ними в IX-X вв. переселяются в междуречье Южного Буга и Днестра, где сливаются с тиверцами. 

Северяне оседают на Десне, Сейме, Суле, достигая Среднего Дона и Оки. Ими оставлена Роменско-боршевская культура, для которой характерно обилие укрепленных поселений – городищ и своеобразная посуда с узором из гребенчатого штампа и витой веревочки. Наиболее надежным индикатором их выделения являются спиральные височные кольца из проволоки. Вятичи расселяются на Средней Оке. Важнейшим этническим признаком их является семилучевое височное кольцо. Широко используются шейные гривны и браслеты. Радимичи во многом похожи на вятичей и расселяются западнее их. Височные кольца имеют лопастные окончания и похожи на вятические. Происхождение вятичей и радимичей связывают с западно-славянским миром (от ляхов). 

Кривичи заселяют огромные пространства Смоленской, Владимиро-Суздальской, Новгородской, Белоозерской, Полоцкой, Псковской земли. Расселение кривичей происходило в среде балтских и финских племен от которых славяне заимствовали многие элементы культуры (коньковые шумящие подвески, посуда и т.д.). Характерными для кривичей являются ромбощитковые височные кольца. Долгое время является открытое селище, расположенное в труднодоступных местах вблизи массива плодородных земель – т.н. весь. Очень часто селища группируются в гнезда, по соседству с которыми находятся укрепленные племенные убежища – городища. На селища имелось от 5 до 8 жилищ и проживало порядка 50 человек, составляющих общину. Жилищами на севере страны являлся прямоугольный сруб с глинобитной печью, на юге – полуземляночное жилище столбовой конструкции с печью-каменкой в противоположном от входа углу. 

Основой жизнедеятельности восточных славян является комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство при доминировании зернового земледелия. Потребностями земледельческого хозяйства обусловлен выбор мест обитания: плодородные и удобные для плужной обработки почвы, не использующиеся местными жителями (балты - в большей степени оседлые скотоводы и подсечные земледельцы, финно-угры - рыбаки и охотники с элементами производящего хозяйства). Огневое земледелие у восточных славян не было господствующим, а применялось лишь для освоения новых полей. Возделывались пшеница, ячмень, рожь, просо, горох, бобы, овес, полба, конопля. На славянских поселениях найдены в большом количестве плуги, чересла,сошники, наральники, топоры, жернова, сковородки для выпечки хлеба, серпы, косы. Для сохранения плодородия почв употребляли сложные системы севооборота (двух- и трехполье), поэтому поселения существуют на одном месте многими столетиями. В скотоводстве на первом месте было разведение коров, а затем свиней, овец, лошадей. Рыболовство, охота, собирательство, бортничество носили подсобный характер. Их доля увеличивалась в лесных районах. 

Следы развитого ремесленного производства встречается практически на каждом поселении (металлургия и металлообработка, косторезный промысел, гончарство). Но в тоже время наряду с рядовыми ремесленными центрами выделяются специализированные - праобразы городов. Об уровне мастерства славянских металлургов говорит знакомство с секретами изготовления стали, пакетного металла, закалки, литья, ковки, теснения, скани и зерни из серебра, золота, билона. Железо производилось свое, а цветной металл завозился. С VIII в. появляется керамика, изготовленная на гончарном круге. На основе старых племенных центров в IX-X в. начинают возникать первые города: Киев, Смоленск, Чернигов, Любечь, Белоозеро, Муром, Ростов, Изборск. Новгород и др. Складывается стандартная структура городов: княжеско-дружиный детинец и ремесленно-торговый посад вокруг.

Важнейшим источником по изучению восточных славян является погребения. Наиболее распространенным в это время является курганный обряд на основе кремации покойника на стороне. Остатки кремации помещались в основание насыпи или на ее вершину в специально вырытую ямку или в обычный глиняный сосуд - урну. Большинство курганов – это небольшие насыпи, не содержащие погребального инвентаря. При сходстве погребального обряда у восточных славян имеются незначительные племенные отличия, выражающиеся в положении могильной ямы, наличие прослоек золы и глины, камней. С X-XI в. под влиянием христианства кремация начинает сменяться ингумацией. Наряду с рядовыми курганами известны курганы дружинников и знати, найденные под Смоленском, Псковом, Ярославлем, Черниговом. Они отличаются большими размерами и наличием богатого сопроводительного инвентаря: комплектов дружинного оружия, украшений, конской упряжи, ритуальных сосудов. На площадке будущего кургана разводился костер, на котором сжигали умершего, одетого в лучшие одежды. Его сопровождали вещи для жизни в загробном мире. После кремации остатки складывали в горшок или сгребали в центр площадки. Сверху сооружали земляную насыпь. В некоторых дружинных курганах заметны следы влияния скандинавской культуры: остатки сожженной ладьи, человеческие жертвоприношения, скандинавские украшения и оружие. Но чисто скандинавских захоронений немного.

 

Соседи славян.

Источники  позволяют  нанести  на  карту  основные  племенные

группы, которые населяли в это время различные территории Вос-

точной Европы и соседствовали с восточно-славянскими племена-

                                          

1 См.: Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и рус-

ских (с половины VII века до конца Х века по Р. Х.). СПб., 1870. С. 38, 76.

24  

ми. Территории от Дуная до Вислы и Западного Буга занимали пле-

мена  западных  славян:  словаков,  моравов,  вислян,  мазовшан.  На

юго-западе с конца IX в. соседями восточных славян стали венгры

(мадьяры), смешавшиеся здесь со славянским, аварским и другим

населением,  романские  племена  валахов (волохов), а  по  нижнему

Дунаю – южные славяне (болгары).

Северо-западными  соседями  восточных  славян  были  летто-

литовские (балтские) племена. Область их расселения охватыва-

ла Восточную Прибалтику от нижнего течения Вислы до Псковского

озера. К ним относились пруссы, населявшие побережье Балтийско-

го моря между устьями Вислы и Немана. Земли по правому берегу

Западной Двины вплоть до Псковского озера занимало племя леть-

гола (латгалы)2, а их соседями на юге и юго-западе была зимегола

(земгалы). Побережье Балтийского моря (Западная Латвия) населя-

ла корсь (курши). Область расселения ятвягов и литвы охватывала

бассейн  реки  Вилия  между  Западным  Бугом  и  Неманом,  а  между

устьем Немана и Западной Двиной жило племя жмудь (жемайты), в

среднем  течении  Немана  с  ними  соседствовали  аукштайты.  В XI–

XII вв. в бассейне реки Протвы, притока Москвы-реки, жило племя

голядь, также принадлежавшее к группе балтских племен. Оказав-

шись в окружении славян, оно было очень быстро ассимилировано

ими.

Лесные районы севера и северо-востока Восточно-Европейской

равнины занимали финно-угорские племена. Чудь (эсты) населяла

территорию  от  Чудского  озера  до  Финского  и  Рижского  заливов.

Южнее,  по  побережью  Рижского  залива,  в  устье  Западной  Двины

обитало племя ливь (ливы). Позднее оно дало название этой терри-

тории (Лифляндия, Ливония) и Ливонскому ордену. Побережье Фин-

ского залива между реками Нева и Нарова населяло племя водь. По

Неве и вокруг Ладоги располагалась корела. Значительную терри-

торию  между  Ладожским,  Онежским  и  Белым  озерами,  ограничен-

ную с севера Свирью, а с востока Шексной, населяла весь (вепсы).

ПВЛ называет весь коренным населением города Белоозеро. К се-

веро-востоку от Белого озера, в бассейнах Онеги и Северной Двины

жили племена, получившие в русских источниках название чуди за-

волочской. Племена, жившие в Верхнем Прикамье и бассейне Вы-

                                          

2 Здесь и далее в скобках даны самоназвания или современные общепри-

нятые этнонимы. В качестве основных указаны названия племен в том виде, в

котором их приводят русские летописи.

 43

чегды, известны  под  названием  пермь. Верхнюю  Волгу (приблизи-

тельно от Шексны до Оки) и берега озер Ростовского и Клещина на-

селяло племя меря. Именно мерянам обязан своим возникновением

Ростов. Их соседями были обитавшие по левому берегу Волги че-

ремисы (мари). Среднее течение Оки занимала мещера, а нижнее –

мурома. Племенным центром последних был город Муром. В пра-

вобережье средней Волги жили племена мордвы. Отдельные мор-

довские поселения заходили далеко на запад по Оке, Цне и Хопру. К

югу, вдоль Волги, шли земли, населенные буртасами, в этническом

отношении близкими мордве.

К востоку и юго-востоку от финно-угров и восточных славян рас-

полагались  тюрко-язычные  племена.  К  ним  относятся  волжско-

камские булгары (болгары), область расселения которых на востоке

начиналась от впадения реки Белой в Каму, на западе тянулась до

средней Волги, а на юге доходила до Самарской Луки. Степная тер-

ритория, лежащая полосой от бассейна Яика (Урала), через нижнюю

Волгу и до нижнего Днепра, представляла собой область расселе-

ния кочевых племен. Во время и после Великого переселения наро-

дов  эта  зона  была  очень  оживленной  магистралью  передвижения

разнообразных этносов из Центральной Азии в Европу. Примерно в

конце IX в.  степи  между  Доном  и  Южным  Бугом  заняли  печенеги,

представлявшие  собой  конгломерат  племен  тюркского  и  финно-

угорского  происхождения.  Однако  к  середине XI в.  печенежские

племена сменили половцы (кипчаки), которые соседствовали с вос-

точными славянами до татаро-монгольского нашествия XIII в. С это-

го времени обширную степную территорию от Южного Урала до Се-

верного  Причерноморья  восточные  письменные  источники

называют Дешт-и-Кипчак, а русские – Половецкая степь.

 

      


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79020. Проблема смысла и сущности техники 43 KB
  Проблема смысла и сущности техники. Сущность техники техника призвана усиливать органы и потенции человека в том числе и интеллектуальные. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т.
79021. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания 33.5 KB
  Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания. Дальнейшее усовершенствование техники упиралось в главное противоречие эпохи – противоречие между сравнительно высоким уровнем достигнутых к этому времени технологических знаний и резким отставанием теоретического естествознания. Развитие философии и естествознания в эпоху Возрождения привело к глубокому кризису аристотелевской картины мира и поставило задачу выработки отражающей реальные свойства действительности физической концепции а...
79022. Проблема гуманизации и экологизации современной техники 34 KB
  Проблема гуманизации и экологизации современной техники. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т. При изучении вопроса о последствия техники и технологии следует иметь в виду двойственный характер техники.
79023. Научная картина мира как предпосылочное знание 39.5 KB
  Научная картина мира ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе включающую в себя наиболее важные теории гипотезы и факты.
79024. Гносеологические, логические и семантические основания науки. Языки науки 28.5 KB
  Гносеологические логические и семантические основания науки. Языки науки. С предметом философии науки тесно связаны и ее функции. Представляется целесообразным выделить те из них которые способны формировать основания науки: гносеологические логические.
79025. Научные традиции и научные революции 28.5 KB
  Крутой поворот в подходе к изучению науки совершил американский историк физики Томас Кун в своей работе Структура научных революций которая появилась в 1962 году. Наука или точнее нормальная наука согласно Куну – это сообщество учёных объединённых достаточно жёсткой программой которую Кун называет парадигмой и которая целиком определяет с его точки зрения деятельность каждого учёного. Именно парадигма как некое надличностное образование оказывается у Куна в центре внимания. Нормальная наука – пишет Кун – это исследование...
79026. Философские проблемы социально-гуманитарных наук 36.5 KB
  В то же время его деятельность в том числе познавательная обусловлена объектом познания – идеей. Субъект оценивается как познающий ум субъект познания и как субъект действия ответственный за него. Отсюда следует специфика человеческого познания социального познания. Таким образом с одной стороны имеются общие закономерности познания а с другой – его специфика хотя каждый вид познания имеет социальный характер.
79027. Наука и лженаука 32.5 KB
  Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются: игнорирование или искажение фактов известных автору теории но противоречащих его построениям; нефальсифицируемость несоответствие критерию Поппера то есть невозможность поставить эксперимент хотя бы мысленный один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории; отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности замена проверок апелляциями к интуиции здравому смыслу или...