71639

История развития методов преподавания изобразительного искусства в древнем мире

Лекция

Культурология и искусствоведение

Вопросы: Методы обучения рисунку в Древнем Египте. Методы обучения рисованию в Древней Греции. Методы обучения рисунку в Древнем Риме. Методы преподавания менялись в результате борьбы мнений смены художественных направлений изменения принципов обучения.

Русский

2014-11-10

87 KB

25 чел.

М П И И

Лекция № 2

История развития методов преподавания изобразительного искусства

в древнем мире.

Вопросы:

  1.  Методы обучения рисунку в Древнем Египте.
  2.  Методы обучения рисованию в Древней Греции.
  3.  Методы обучения рисунку в Древнем Риме.

Современная методика преподавания рисования формировалась в течение всего периода развития изобразительного искусства как вида человеческой деятельности, и прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы мнений, смены художественных направлений, изменения принципов обучения.

Для успешного овладения методикой в первую очередь необходимо критически использовать все лучшее, что было достигнуто в предыдущие эпохи. Методику преподавания рисования в прошлом нужно изучить как с практической, так и с теоретической стороны, выяснить, что было в старых системах преподавания положительного, и вместе с тем отметить отрицательные стороны обучения, неприемлемые с нашей точки зрения. Необходимо знать, какие методы обучения были первыми, как они преобразовывались в практике изобразительной деятельности и какие из них необходимо совершенствовать и развивать дальше.

История методики преподавания - это прежде всего история педагогических идей и взглядов, многие из которых в свое время не получили по тем или иным причинам должного развития. Используя все прогрессивное, что было в прошлом мы сможем правильно приступить к разработке теории художественно-педагогического образования и воспитания, положив в основу данные современной науки.

Знание истории методов преподавания способствует выработке более целостного взгляда на предмет «изобразительное искусство». История методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные задачи.

1. Методы обучения рисованию в древности

Начало обучения рисованию относится к глубокой древности. Четкими линиями на поверхности кости или камня первобытный художник наносил изображения различных предметов, животных и  людей, с большей или меньшей степенью достоверности реалистического изображения. С точки зрения символизма, обобщенности и глубины раскрытия образа рисунки первобытных художников совершенны, отражая глубину постижения знаний о предмете или объекте изображения и, безусловно демонстрирует способность аналитического образа мышления.

В изображениях животных мы видим уже сформировавшееся умение рисовать, способность передавать линиями образ животного, умение проверить, внести поправки и уточнения в изображение.

Рука подчинилась мысли и явилась первым инструментом для передачи документальной информации об эпохе, нравах, интересах первобытного художника а также окружающего его социального строя.

Постепенно люди накапливали опыт в работе и передавали его из поколения в поколение. Как передавал свое мастерство первобытный художник ученику, обучал ли он его, или тот перенимал приемы, непосредственно наблюдая за работой мастера, ответить трудно. Есть основания думать, что уже на низших ступенях развития человеческого общества обучение рисованию носило характер непосредственного, живого наблюдения. Когда художник рисовал силуэты птиц или животных, наиболее заинтересованные внимательно следили за его работой.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение людей к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов ремесла, главным образом гончарного, упрощая и схематизируя рисунки. Однако этот схематизм был не отвлеченным плодом фантазии, а проявлением последовательного процесса упрощения формы. Изменяется и метод обучения рисунку. Художник-ремесленник уже не удовлетворяется тем, что его ученик усваивает технику рисунка простым наблюдением. Он уже не может оставаться равнодушным к успехам своего ученика. Для него теперь стало важным, чтобы ученик, хорошо освоив дело, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела. Для этого мастеру приходится по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.

Постепенно стали вырабатываться приемы и методы обучения. Этому также способствовали установленные схематизм и условность изображения: художник придерживался определенных, канонизированных форм и правил, которым он и обучал своего преемника.

2. Методы обучения рисованию в древнем Египте, Греции, Риме

Планомерное обучение искусствам, с организацией школ и систематизированных методик преподавания, возникло в эпоху в рабовладельческую эпоху, когда строительство городов, общественных зданий, дворцов и храмов приобрело широкий размах, появилась необходимость в специальных школах, где готовились бы кадры живописцев, скульпторов.

Прежде всего рассмотрим наиболее раннюю и высокоразвитую культуру Древнего Египта. Много ценного и интересного материала дают росписи на стенах гробниц, дворцов и храмов, рисунки на предметах домашнего обихода и на папирусах. Накопленный опыт в рисовании позволил художникам Древнего Египта выработать принципы, правила и законы построения изображения того или иного предмета, фигуры человека, животных, растений, интерьеров. Однако идеологический характер изобразительного искусства Древнего Египта наложил отпечаток на правила построения изображения.

Произведения художников предназначались главным образом для украшения дворцов, храмов и других общественных зданий. Они изображали богов, фараонов, важнейшие исторические события. Поэтому правила изобразительного искусства разрабатывались в соответствии с требованиями заказчиков и религиозными догмами При изображении фараона и его окружения художник должен был строго соблюдать правила царских церемоний. Были установлены правила для изображения стоящего человека, идущего, сидящего, коленопреклоненного, присевшего на корточки и т. д. Были также разработаны, правила для изображения цветка лотоса, священных животных и птиц. Это, с одной стороны, облегчало работу художника, но с другой — налагало отпечаток скованности и ограниченности на все его творчество. Художник не смел изображать мир таким, каким он его видел в действительности. Обучение рисованию строилось не на изучении натуры, а на заучивании выработанных школой правил. Египетская школа требовала обязательного усвоения ремесленных навыков необходимых для создания канонизированных изображений. Все официальное изобразительное искусство лишено личностных черт художника. Его индивидуальность столь незначительна в сравнении с общим, масштабным идеологизмом, пронизывающим все социальное устройство Египта. В основу обучения рисунку был положен метод копирования.

древнеегипетская школа и ученики за работой.

Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. Был разработан специальный канон, согласно которому части человеческого тела измерялись с математической точностью, во всех деталях.

Однако соблюдение канонической пропорциональности частей человеческого тела не распространялось на изображение юношей и детей. Если художник изображал рядом мужчину и женщину, взрослого и ребенка, он строил фигуры их по одному и тому же канону, одну — крупных размеров, а другую — маленькую. Разница в росте и конфигурации зависела не от пропорций, а от социального положения. Фараон изображался в несколько раз крупнее приближенного или простого раба. Искусство носило ярко выраженный классовый характер. Разница в пропорциях неодушевленных предметов по сравнению с человеческой фигурой также не принималась в расчет. Так, изображая дерево, дом или храм, художник мог нарисовать рядом стоящего человека такой же высоты.

Рисовали египтяне углем, кистью, красной и черной красками. Нередко изображение выцарапывалось металлическими штифтами (палочками) на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке. Ученики в основном рисовали на глиняных досках и на папирусах.

При обучении рисунку египетские художники большое внимание обращали на технические приемы. Обучение технике рисования шло по двум направлениям. С одной стороны, педагог вырабатывал свободное движение кисти руки, чтобы ученик умел легко наносить кистью плавные контурные линии на поверхность доски или папируса. Во-вторых, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и т. п. Линия, контурная или декоративная – основное выразительное средство египетских изображений на плоскости. Пятно цвета накладывалось без светотеневых элементов. Назначение рисунка – жизнеописание фараона, и его взаимосвязи с миром богов. Ведущей художественной школой Древнего Египта была мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов — художественный центр, вокруг которого группировались другие школы. В Мемфисе существовал институт, где обучались юноши, желавшие посвятить себя живописи, скульптуре или строительному искусству. Они имели возможность по своему желанию выбирать себе руководителя. Учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, где наглядно раскрывался процесс построения изображения. Эти таблицы, а также рисунки-образцы учитель по возможности рисовал сам либо с помощью своих старших учеников. Постепенно в школах накапливались целые сборники подобных таблиц, которые являлись своеобразными учебниками для художников-педагогов и учащихся. Таким образом, в Древнем Египте ученики не просто рисовали, а выполняли специальные учебные задания. Египтянам принадлежит начало теоретического обоснования правил рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучать им учащихся. Существовала ли теория самого процесса обучения — дидактика, неизвестно, но, само существование канонов говорит о присутствии системы четких правилах и законах изображения, которые должны были соблюдать и ученики, и преподаватели.

Художники Древней Греции, ознакомясь с процессом обучения и воспитания молодых художников в Египте, подошли поновому к этой проблеме. Проверяя положения египетских художников на практике, они изменили эстетические установки и создали свою, новую художественную культуру. Роль личности человека, художника, творца становится значимой , индивидуальной. Личный подвиг или воина или гражданина одинаково ценен и для самого человека и для общества в целом. Частное и общее в состоянии гармонии и к ней же стремится во всех своих характеристиках. Обстоятельство востребованности реальной личности со всем ее потенциалом для блага государства создает условия для бурного роста всех уровней деятельности человечества и культуры в том числе и в большей степени. Для них прекрасной стала земная жизнь, а не загробный мир. Изучая природу, наблюдая и исследуя обнаженное тело, они нашли его столь прекрастным, что и своих богов стали изображать по человеческому образу и подобию (в Египте богов изображали с головами  священных животных: крокодила, шакала, ястреба). Таким образом, в искусстве античной Греции реальный мир, бесконечно прекрасный и самодостаточный лежит в основе художественного образа, созданного греческими мастерами.

Положив в основу изобразительного искусства образ прекрасного человека, греческие художники исследовали и изучали человеческое тело. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность и что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целому. Эти положения они взяли за основу при разработке системы канонов изображения. В 432 году до н. э. скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциях человеческого тела. Для иллюстрации своей теории он создал статую «Дорифор», которая служила и образцом для рисования.

Говоря о методах обучения изобразительному искусству в Древней Греции (насколько это возможно сделать по имеющимся сведениям), необходимо прежде всего вспомнить имя прекрасного рисовальщика, «представителя монументальной стенной живописи возвышенного стиля» — Полигнота. При Кимоне он стал во главе кружка художников в Афинах. Полигнот призывал учеников передавать в рисунке природу такой, какова она в жизни. Особенное внимание уделялось рисунку. Полигнот развил культуру рисунка, научил внимательно относиться к линии и выражать ею движение, жизнь человеческого тела. Революция в области рисования и методах обучения приписывается Аполлодору (около V века до н. э.). Аполлодор Афинский считается первым скиографом (тенеписцем) и первым живописцем, (применившим смешение красок между собой и их светотеневые градации. Он впервые стал моделировать объем в рисунке светотенью и изображать тени, падающие от предметов. До (Аполлодора греческие художники изображали форму предметов одними линиями, в это время светотень в рисунке, создававшая иллюзию реального объема, почиталась за чудо. Греческие художники старались создавать изображение наиболее полно отражающее объективный реальный мир, пространство вокруг себя. Наблюдение и изучение всего сущего служило источником познания, а потому в основу метода обучения рисунка было положено рисование с натуры

В IV веке до н. э, в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Фиванская школа, основателем которой был Аристид или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзий. Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа (по другим источникам — Зевксис), основывалась на чувственном восприятии природы и на внешней красоте. Особенно большое значение в этой школе придавали вдохновению и эстетическому порыву. Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». Сикионская школа рисунка, основанная Эвномном, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. Она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала закономерности ее строения. От учеников требовалась «величайушая точность и строгость рисунка».

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Памфил из Сикионской школы впервые обратил серьезное внимание на научные основы изобразительного искусства. Стараясь ввести в искусство научные принципы и стремясь к «величайшей точности рисунка», Памфил сформировал новые методы обучения. Отличие его методов преподавания рисования от других состояло в том, что Памфил призывал своих учеников изучать природу и ее закономерности на основе математики и геометрии. На дверях Сикионской школы рисунка, указывает Плиний, было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Особая система обучения рисунку, основанная на строгих научных положениях и практических навыках преподавалась 12лет. За обучение взималась довольно большая плата — один талант (26,196 кг золота).

Прекрасно понимая, что во время рисования с натуры человек не только наблюдает предмет, но и познает его строение, Памфил придавал большое значение рисованию как общеобразовательному предмету и содействовал введению рисования во все греческие школы.

Продолжателями дела Памфила стали его ученики Мелантий и Апеллес. Самой крупной фигурой не только Сикионской школы, но и всего античного искусства признается Апеллес.

О деятельности Апеллеса как педагога известно, что обучение он начинал с овладения технологическими и техническими процессами. Ученики знакомились с техникой работы, учились растирать краски, овладевали рисунком. Рисунок был главным учебным предметом, им занимались ежедневно. У Апеллеса было правило: «ни одного дня без линии». Он считал, что «в живописи, как и в музыке, постоянное занятие необходимо».

К IV веку до н. э. греческое искусство достигает высокой ступени развития. Художники уже научились передавать на плоскости не только трехмерность объема, но и явления перспективы. Более того, они начинают разрабатывать теорию перспективы применительно к задачам изобразительного искусства. Живописец Агафарк написал сочинение по перспективе для театральных декораторов.

Однако греческая теория перспективы явление уникальное отличное от современной (основателем которой был Филиппо Брунеллески, поставивший во главу перспективного построения три основных элемента изображения: главную точку схода, линию горизонта и расстояние). У греков существовала особая теория стереоперспективы, которая позволяла создавать иллюзорное пространство и передавать объем. Кроме того, известно, что для передачи реального пространства и объема не обязательно соблюдать единую точку схода и линию горизонта. В произведениях Рафаэля, Тинторетто, Веронезе присутствует несколько точек схода и линий горизонта. Анализ помпейских фресок (в основном копий с греческих оригиналов) показывает, что греки пользовались особыми правилами перспективы.

Греческие художники также изучали и анатомию.

По сохранившимся копиям с оригиналов нетрудно убедиться, что скульпторы Древней Греции рисовали фигуру человека с исключительной анатомической точностью. Это говорит о том, что художники создавали свои произведения не только на одном вдохновении и наблюдении, а и на основе глубокого изучения и анализа натуры.

Несколько слов о технике рисунка в Древней Греция. Рисовали преимущественно на деревянных буковых дощечках, реже на папирусе. Буковые доски приготовлялись двумя способами:

- для рисования стилусом (заостренной металлической или костяной палочкой) доска покрывалась слоем воска, иногда воск подкрашивали каким-нибудь цветом;

- для рисования краской и кистью буковую дощечку грунтовали специальным левкасом белого цвета (излюбленный метод работы в Афинской школе). Такие доски употреблялись главным образом для ученических работ, для набросков и эскизов. Затем уточненный рисунок переносился на папирус, керамическую вазу или на стену для фрески.

В качестве рисовальных материалов греки употребляли стилус. уголь, грифель (видимо, графит), кисть и земляные краски.

Подводя итоги, отметим, что изобразительное искусство античного мира по сравнению с египетским обогатилось новыми методами построения изображения, а вместе с тем и новыми методами обучения. Здесь был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей непосредственно изучать природу, наблюдать ее красоту, совершенный образец которой представляет человеческая фигура. Они говорили, что пропорциональная соразмерность частей человеческого тела в своем единстве создает гармонию. Греческие художники впервые в истории развития рисунка ввели в употребление светотень и дали образцы перспективного построения изображения на плоскости.

Римская культура на первый взгляд должна была развить дальше достижения греческих художников-педагогов. Римляне благоволили к изобразительному искусству и многие знатные вельможи и патриции сами занимались рисованием и живописью, как, например, Юлий Цезарь. Греческой культурой были созданы все условия для дальнейшего развития изобразительного искусства и разработки методов и приемов обучения рисованию. Однако римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греков; более того, много ценных положений рисунка они не сумели сохранить. Как свидетельствуют уцелевшая живопись Помпеи и сообщения историков художники Рима в основном копировали произведения мастеров Греции.

Таким образом, в Древнем Риме методы обучения и само изобразительное искусство в эпоху расцвета империи приняли прикладной характер. Поэтому характер подготовки художника в римских школах отличается от методов работы в греческих. Греческие художники-педагоги старались разрешить высокие проблемы искусства, они призывали учеников овладевать искусством с помощью науки и осуждали тех художников, которые по-ремесленнически подходили к искусству. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами искусства. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Римское общество требовало большого количества художников-ремесленников для оформления жилых помещений и общественных зданий. Поэтому затягивать сроки обучения было нельзя. Вполне естественно, что при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Римские художники все больше и больше отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались выдающиеся художники-педагоги Греции.

Говоря о постановке преподавания рисования в эпоху расцвета Рима, необходимо несколько слов сказать о портретном искусстве. Этот жанр искусства, широко распространен как в скульптуре, так и в живописи и рисунке. Портреты людей той эпохи написаны без всяких прикрас, с поразительной жизненной правдой, передают индивидуальные черты характера людей различного возраста. К этому времени относятся фаюмские портреты, в которых отразились греко-римские методы и техника живописи.

Вопросы для контроля знаний

  1.  Методы обучения рисованию в древности
  2.  Методы обучения рисунку в Древнем Египте.
  3.  Методы обучения рисованию в Древней Греции.
  4.  Методы обучения рисунку в Древнем Риме.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33590. Организация как система. Организация и управления 35 KB
  Характеристики системы. Понятие системы управления. В зависимости от влияния на систему среды и наоборот различают открытые и закрытые системы. Примером закрытой системы является натуральное хозяйство.
33591. Законы организации 39.5 KB
  Законы организации. Закон – внутренняя существенная устойчивая связь явлений обусловливающая их необходимое развитие. Законы носят объективный характер и не зависят от сознания людей. Закон синергии.
33592. Социально-экономические и политические процессы: сущность, классификация, особенности исследования 37 KB
  Социальноэкономические и политические процессы: сущность классификация особенности исследования Социально – экономические и политические процессы. Управляемые социальноэкономические процессы. Социальноэкономические и политические процессы это изменения в обществе отображающиеся на его благосостоянии политической и экономической стабильности условиях безопасности и пр. Классификация социальных процессов Процессы функционирования обеспечивает воспроизводство качественного состояния объекта и процессы развития обуславливает...
33593. Методы исследования социально-экономических и политических процессов 52 KB
  Мыслительнологические методы исследования: дедукции индукции анализ методы классификации доказательства полемики и др. Специфические методы исследования. Методы экспертных оценок тестирования.
33594. Социологические исследования социально-экономических и политических процессов 42 KB
  Программа исследования: методологический и процедурный разделы. Социологические исследования обеспечивают сбор информации об изучаемом объекте раскрывают его характерные черты и тенденции развития формулируются выводы и рекомендации которые помогают руководителю в его должности. Теоретикоприкладные исследования цель которых содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению интерпретации и объяснению более глубокому и всестороннему чем ранее.
33595. Методы прогнозирования и их роль в социальном управлении 69.5 KB
  Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при мозговой атаке проблемной ситуации реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование разрушение критику этих идей с формулированием контридей. Третий этап генерация идей. Предсказывая описание метода ведущий концентрирует внимание участников на правилах проведения мозговой атаки: 1 высказывания участников должны быть четкими и сжатыми; 2 скептические замечания и критика предыдущих выступлений не допускаются; 3 каждый из участников...
33596. Социальное проектирование и его роль в управленческой деятельности 70.5 KB
  Социальное проектирование и его роль в управленческой деятельности Сущность социального проектирования. Цели и задачи социального проектирования. Объект субъект и предмет социального проектирования. Принципы социального проектирования.
33597. Инновационные и инвестиционные проекты как основные виды проектной деятельности 92 KB
  Успех инновационного проекта в значительной степени зависит от того насколько удачно формулируется обосновывается и рекламируется в обществе его главная инновационная идея доходчиво объясняющая качество достижения поставленных целей и результатов в количественном и качественном измерении. При разработке непосредственно инвестиционного проекта который опирается на решение задач по обеспечению установленных инвестором конечных целей необходимо согласование в виде бизнесплана по ресурсам времени и исполнителем. В этом случае в роли...
33598. Сущность управленческого консультирования 41 KB
  Управленческое консультирование – вид интеллектуальной профессиональной деятельности в процессе которой квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы рекомендации консультации в решении экономических и управленческих задач которые способствуют успешному управлению организацией. Консультант выступает в роли эксперта советника разработчика и передает клиенту рекомендации по конкретным изменениям. консультант выступает в роли идеолога тренера инноватора. Проблемноориентированное: стремится ответить на...