71643

Менеджмент в предпринимательстве

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Свидетельством существования практического менеджмента являются и достижения древних организаций. Так, сооружения, известные как «семь чудес света», можно было создать только хорошо скоординированными усилиями людей.

Русский

2014-12-19

284 KB

3 чел.

Лекция «Менеджмент в предпринимательстве»

История возникновения

Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» - рука, первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. (1 слайд) Позже это слово перенеслось в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Для успеха деятельности организации необходимо, чтобы кто-то выполнял в ней управленческие функции. Термин «менеджмент» как раз и означает «управление»(2 слайд), на практике менеджмент представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля( 3 слайд), необходимый для формулирования и достижения организационных целей.

 Менеджмент как вид практической деятельности возник в древности, с началом работы первых организаций. Утверждать это позволяют находки археологов: высказывания по проблемам управления присутствуют в текстах египетских папирусов, древнекитайских шелковых свитков и т.д. Свидетельством существования практического менеджмента являются и достижения древних организаций. Так, сооружения, известные как «семь чудес света», можно было создать только хорошо скоординированными усилиями людей.

Считается, что современный теоретический и практический менеджмент стал результатом четырех основных научных подходов, которые схематично представлены на рис. 1. (4 слайд)

Можно выделить 4 основные сложившиеся школы:

  1.  Школа научного управления.
  2.  Административная или классическая школа.
  3.  Школа человеческих отношений.
  4.  Математическая школа управления.

Каждая из школ является как бы нитью в канате управления, который приобретает наивысшую прочность тогда, когда все нити будут переплетены в одну.

Школа научного управления (1885-1920гг.)

Связана прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф.Тейлора (1856-1915гг.). (5 слайд) П Друкер писал: «Тейлоризм-эта скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».

Наряду с Тейлором основателями школы научного управления являются  Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт и др. Формирование школы научного управления базировалось на 3 основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

  1.  Рациональная организация труда.
  2.  Разработка формальной структуры организации.
  3.  Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего т.е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Административная или классическая школа управления (1920-1950гг.)

Целью этой школы было создание универсальных принципов управления.(6 слайд)

Принципами управления, сформулированными Эмерсоном являются:

1.Точно поставленные идеалы или цели.

2.Здравый смысл.

3.Компетентная консультация.

4. Дисциплина.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надёжный, полный, точный и постоянный учёт.

7.Диспетчирование.

8. Нормы и расписания.

9.Нормализация условий.

10. Нормирование операций.

11. Письменные стандартные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность.

Французский горный инженер Анри Файоль внёс огромный вклад в науку управления. Он разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал принципы:

  1.  Разделение труда.
  2.  Власть (полномочия) и ответственность.
  3.  Дисциплина.
  4.  Единство распорядительства или единоначалие.
  5.  Единство руководства, направления.
  6.  Подчинение частных, личных интересов общим.
  7.  Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы.
  8.  Централизация.
  9.  Иерархия.
  10.   Порядок.
  11.   Справедливость.
  12.   Постоянство состава персонала.
  13.   Инициатива.
  14.   Единение персонала или корпоративный дух.( 7 слайд)

Если Файоль исследовал функциональный аспект менеджмента, то Макс Вебер развивал институциональный аспект.Вебер выделяет 3 основные типа организаций:

  •  Харизматический (харизма – это власть построенная не на логике, не на традициях, а на симпатии и личных качествах или способностях лидера)
  •  Традиционный
  •  Идеальный (или бюрократический) (8 слайд)

Школа человеческих отношений (1930-1950гг.) (9 слайд)

Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов.

Школа «человеческих отношений» явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как «социальную систему».

Школа науки управления или математическая школа управления (1950-по настоящее время). (10 слайд)

Математическая школа управления (иногда её называют теорией количественных методов менеджмента) зародилась в начале 40-х годов и прежде всего в управлении  войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы были перенесены на управление гражданскими организациями. Многие фирмы начали использовать некоторые математические инструменты при найме служащих, при расстановке оборудования на производственных площадях, планирование складских операций. То есть математика носила прикладной характер в некоторых областях менеджмента. Формирование и развитие этой школы связано с такими именами, как Р.Акофф, С.Бир, Д.Форрестер и т.д.

Зарубежный опыт практического менеджмента

Яркие примеры этого можно увидеть в США и Японии (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики управленческой деятельности американских и японских компаний (11 слайд)

Менеджер и предприниматель, сходство и разница.

Менеджмент в упрощенном понимании - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения др. людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. В капиталистических странах понятие менеджмент соседствует с понятием бизнес.

 Бизнес - это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы). Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» - это управление коммерческими, хозяйственными организациями (business management). Как синоним применяется термин «business administration», который можно перевести как «деловое администрирование».

Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Менеджер же занимает  постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги) (12 слайд), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.

Предприниматель как собственник может и сам заниматься вопросами управления, оставив участие в непосредственном производстве. В данном случае предприниматель (бизнесмен) и менеджер объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса.

Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности — предприниматель.

Бизнесмен — это собственник, применяющий свои или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.

Менеджер — это наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.

Таким образом, предприниматель, бизнесмен и менеджер — это близкие понятия, но не одно и то же. (13 слайд)

Функции управления.

Функция управления - конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами.

Существует 4 основные функции управления: (14 слайд)

1) Планирование - этап процесса управления, на котором определяются цели организации, средства и методы их достижения. Это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, т.к. после достижения поставленных целей формулируются новые.

 2) Организация - этап процесса управления, на котором создаются реальные условия для достижения запланированных целей. Происходит это за счет создания структуры предприятия и обеспечения его всем необходимым для решения поставленных на этапе планирования задач. Посредством этой функции определяется, кто из сотрудников должен выполнять каждое задание и какие для этого потребуются средства.

 3) Мотивация - этап процесса управления, на котором менеджер активизирует сотрудников предприятия в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных, так и организационных целей. Менеджмент предприятия ориентируется на два аспекта данной проблемы: мотивацию потребителей товаров и услуг, а также мотивацию трудовых отношений.

4) Контроль - этап процесса управления, на котором предприятие удерживается на выбранном пути за счет сравнения показателей его деятельности с ранее выработанными планами.

Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Методы управления могут применяться как по отношению к трудовым коллективам в целом, так и к отдельным работникам, их можно представить в виде следующей схемы (рис. 2). 15 слайд

Виды планирования: (16 слайд)

Стратегия (от греческого «strategia» («stratos» — войско, «ago» — веду)) — искусство руководства; общий план ведения работы, рассчитанный на длительную перспективу.

 Стратегическое планирование — управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями и возможностями организации, с одной стороны, и изменяющимися возможностями внешней среды - с другой.

 Как процесс стратегическое планирование может быть выстроено в определенную технологическую цепочку, в которую входят следующие составляющие (рис. 3).

Текущее планирование представляется двумя видами планов:

 а) Краткосрочные планы охватывают годовой период и разрабатываются на уровне предприятия в виде производственной программы на основе поступивших заказов, после чего конкретизируются для отдельных цехов на год, квартал или месяц. Конкретно речь идет о планировании и привлечении необходимого количества работников, эффективном использовании производственных мощностей, планирования и материальных ресурсов. Поскольку для годичного периода производственные мощности постоянны, на первый план выдвигается планирование материально-технического обеспечения производства и численности занятых в нем рабочих. Кроме того, составляются финансовые планы, планы НИОКР, планы повышения квалификации работников, проведения социальных мероприятий и т.д.

 б) Оперативные планы создают подразделения предприятия на основе своей части производственной программы, при этом они формируют собственные производственные программы и задания участкам и бригадам с учетом возможностей их выполнения на каждом рабочем месте.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

  1.  Наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;
  2.  Наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
  3.  Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.(17 слайд)

В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные отношения между членами коллектива.

Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными.

Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определённых целей, признаётся неформальной группой (организацией).

Цена дружбы не имеет ничего общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело формальной организации может быть весьма существенным. И когда задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Наиболее распространённое использование и злоупотребление этой властью выражается в форме неофициального общения (так называемый «тайный» телефон). Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация). Другой способ – действовать или бездействовать.

Таким образом, неформальная организация людей может работать на вас или против вас. Как заставить её работать на вас?

Во-первых, менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует.

Во-вторых, нужно попытаться понять, насколько неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь его целей.

В-третьих, выявить неформальных лидеров и управлять ими.

В-четвёртых, необходимо попытаться объединить цели неформальной и формальной организации.

В-пятых, менеджер должен понять и согласиться с тем, что вне зависимости от того, что он делает, неформальные организации продолжают существовать. (18 слайд)

Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения:

  •  Чувство принадлежности
  •  Взаимопомощь
  •  Защита
  •  Общение
  •  Симпатия (19 слайд)

Характеристика неформальных организаций:

  •  Социальный контроль
  •  Сопротивление переменам
  •  Неформальные лидеры

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

- линейные (административное подчинение),

-функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- матричная;

- дивизиональная;

- множественная.(20 слайд)

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко.

Дивизиональная (филиальная структура). Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Матричная структура  характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности, направленной на достижение личных целей и целей организации.(21 слайд)

 Человек не машина, его нельзя «включить» или «выключить», когда это требуется организации. Имея некое желание, настроение, расположение, исходя из определенной системы ценностей, норм и правил поведения, человек персонифицирует выполняемую им работу, придает ей в какой-то степени уникальный характер. Однако это не означает, что человеком нельзя эффективно управлять; главное - понять мотивы, побуждающие его к эффективной деятельности. На сегодня выработано достаточно много теорий мотивации, основные из которых можно представить в виде схемы (22 слайд)

.

Содержательные теории мотивации в первую очередь направлены на выявление нужд, побуждающих человека к действию, чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения, а также правильно рассчитать объем и содержание возлагаемых на сотрудника работ.

К этой группе относятся три базовые теории:

 а) Теория Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). В 1943 г. этот американский психолог российского происхождения выделил пять основных групп нужд человека, расположив их в иерархическом порядке. (23 слайд)

б) Теория Дэвида Кларенса МакКлелланда (1917-1998). Этот американский психолог выделил три группы нужд, которые прослеживаются и в иерархии Маслоу:

1) Нужда во власти связана с желанием человека контролировать себя и свое окружение (других личностей и различные объекты), что дает ему ощущение стабильности и помогает самоутверждаться.

2) Нужда в сопричастности свойственна людям, стремящимся обладать сильной социальной зависимостью от других.

3) Нужда в успехе, достижениях сильно воздействует на людей, считающих конечной целью собственное совершенствование.(24 слайд)

 в) Теория Фредерика Герцберга. Была разработана этим американским психологом в 1959 г. на основе результатов опроса персонала крупной компании, выпускающей лакокрасочные изделия. Сотрудников попросили описать ситуации, в которых работа приносила им наибольшее удовлетворение, и ситуации, в которых работа им особенно не нравилась. Обработав полученные ответы, Герцберг выделил две общие категории: (25 слайд)

Коммуникации в менеджменте

Коммуникация - это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).(26 слайд)

Коммуникационные потребности организации зависят от:

- характеристик внешней среды организации (ее динамичности, сложности, неопределенности);

- задач, решаемых организацией (например, если ставится задача выпустить качественно новый товар, захватить новые рынки сбыта, осуществить модернизацию производства, диверсификацию деятельности, то потребность в коммуникациях резко возрастает);

- основных характеристик организации - масштабов, структуры, сферы деятельности, характера производимой продукции (услуг), степени диверсификации, позиции в отрасли и т.д.

Средства коммуникации включают технические средства связи (телефон, телефакс, телекс, почту, электронную почту), а также служебные записки, отчеты, справочные и рекламные материалы.

Система внутренних коммуникаций (СВК) — совокупность информационных каналов, позволяющих передавать сведения делового, интеллектуального и эмоционального содержания внутри организации между сотрудниками. При этом можно выделить в качестве субъектов коммуникаций топ-менеджеров, линейных менеджеров и сотрудников специализированных подразделений, осуществляющих работу с СВК в организации.

Менеджер, руководитель, лидер…

Руководитель достигает блестящих успехов, но далеко не всегда ведет за собой народ. Он талантливо покупает рабочую силу, в то время как лидер вдохновляет на подвиги одним только словом.

Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей (иногда спорных, а иногда опасных).

Пример ярких лидеров (без учета их нравственных качеств): Наполеон, Гитлер, Сталин, Ленин, Алексанр Македонский, Фидель Кастро, Че Гевара, Индира Ганди, мать Тереза…(27 слайд)

Лидерство - специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности.

(27 слайд) Что отличает лидера от менеджера?

Харизма - это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем. Это способность влиять на других людей, изменяя их.

За лидером идут, его слушаются, к нему тянутся люди. Потому что они верят – человек ЗНАЕТ ДОРОГУ, по которой он идет. Это и есть истинное лидерство.(28 слайд)

Пять причин неудач менеджеров (руководителей). (29 слайд)

  1.  Их толкает потребность получать более высокую заработную плату, иметь более высокий комфорт.
  2.  Их очень волнуют символы их положения (рабочий стол, кабинет, автомобиль, дом…).
  3.  Их волнуют в первую очередь собственные персоны: «Плохой руководитель волнуется о себе, хороший – о своих людях».
  4.  Они самоизолируются (заняты своей персоной, любят быть наедине самим собой, постепенно теряют общение с подчиненными).
  5.  Они скрывают мысли и чувства ( подчинённые желают и хотят знать, что думает и чувствует их руководитель).

11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10800. Основы гидравлики. Учебное пособие 1.61 MB
  Попов В.Ф. Чжан Т.Р. Основы гидравлики. Учебное пособие. – Якутск 2009 г. 85 с. В учебном пособии рассматривается жидкость как физическое тело; даны основные уравнения гидростатики и движение жидкости; изложены режим движения жидкости и гидравлические сопротивления; пре
10801. Информационные технологии Учебное пособие 1.61 MB
  Информационные технологии Учебное пособие для студентов специальности 071201 Библиотечноинформационная деятельность содержание введение5 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ7 1.1. Технологические уровни развития цивилизаций7 1.2. Технология: поня
10802. СПУТНИК руководителя тушения лесных пожаров 1.73 MB
  СПУТНИК руководителя тушения лесных пожаров Щетинский Евгений Антонович В Спутнике руководителя тушения лесных пожаров изложены основы организации борьбы с лесными пожарами и руководства тушением в различных пирологических ситуациях исходя из вида лесного
10803. Геология полезных ископаемых 6.07 MB
  Семинский Ж.В. Геология полезных ископаемых Учебное пособие для геологических специальностей вузов Иркутск: Издво ИрГТУ 2009. 104 с. В первой части пособия рассматриваются общие вопросы строения состава и образования месторождений полезных ископаемых. Вторая часть со
10804. Учет в Древнем Египте 76.09 KB
  Реферат По дисциплине: Бухгалтерский учет Тема: Учет в Древнем Египте Содержание: Введение Возникновение и развитие учета в Древнем Египте Инвентаризация Заключение Список использованной литературы Введение...
10805. Аппроксимация данных эллиптическими полиномами 154.01 KB
  1 Аппроксимация данных эллиптическими полиномами Аннотация В статье предлагается новое поле для приложения эллиптических функций – аппроксимация дискретных значений процессов и сигналов зафиксированных через равные промежутки времени. Аппр
10806. Тепловые поля. Уравнение теплопроводности в твердых телах 90.12 KB
  Тепловые поля. Уравнение теплопроводности в твердых телах. Теплопроводность представляет собой процесс распространения энергии между частицами тела находящимися друг с другом в соприкосновении и имеющими различные температуры. Рассмотрим нагрев какоголибо одноро...
10807. Системи управління якістю підприємство автомобільного транспорту 187.78 KB
  Вступ За сучасними міжнародними і вітчизняними нормативними вимогами щодо системи управління якістю розроблено карту процесу контролю та випробування продукції. Запропоновано оптимальну схему організації і проведення контролю якості продукції із плануванням запобі...
10808. Пособие по языку С++ 997.5 KB
  Введение Данное пособие составлено для того чтобы помочь студентам научиться разрабатывать программное обеспечение компьютеров. В нем рассматриваются такие базовые понятия как алгоритм компьютер и программа. Для разработки программ используется алгоритмический я...