71646

Методы эргономики

Лекция

Психология и эзотерика

По способу получения данных о деятельности оператора определяют следующие эргономические методы: психологические наблюдение эксперимент анкетирование физиологические психофизиологические электрофизиологические биотелеметрия математические имитационные статистические методы.

Русский

2014-11-10

113 KB

16 чел.

PAGE  12

Лекция 2. Методы эргономики.

Эргономическое исследование, проектирование или оценка, как правило, предполагают одновременное применение различных методов, отражающих взаимосвязи между компонентами и основными свойствами системы «человек – машина». Перечисленные особенности определяют стратегию выбора методов для решения конкретных эргономических задач.

По способу получения данных о деятельности оператора определяют следующие эргономические методы:

  •  психологические (наблюдение, эксперимент, анкетирование),
  •  физиологические (психофизиологические, электрофизиологические, биотелеметрия),
  •  математические, имитационные, статистические методы.

С помощью психологических методов осуществляется анализ деятельности оператора в реальных или лабораторных условиях, проводится оценка влияния разного рода факторов на деятельность оператора и ее результаты. Применение психологических методов осуществляется по двум основным направлениям:

в целях исследования или в целях испытаний.

В результате исследований устанавливаются определенные факторы и закономерности, раскрываются механизмы деятельности оператора, проводится психологический анализ деятельности. В результате испытаний у человека определяется уровень тех или иных психологических качеств и характеристик.

Основными психологическими методами, применяемыми в эргономике, являются наблюдение и эксперимент.

Цель наблюдения - выявить профессионально значимые особенности психических процессов путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека, мимики, речи и результатов его труда.

Наблюдение обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся: фотографирование или видеосъемка рабочей позы и выражения лица оператора, направлений взора и рабочих движений.

Наблюдение может быть уточнено с помощью замеров. Это могут быть замеры геометрических размеров рабочего места, замеры времени и последовательности труда и отдыха оператора, замеры времени выполнения отдельных действии и движений. В процессе наблюдения широко производятся также замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц.

Наблюдение обычно дополняется беседами с операторами и анкетированием. Преимущество беседы в том, что при беседе можно выяснить непонятные вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят испытуемым недостаточно правильно.

Анкетирование обладает меньшими возможностями, чем устная беседа. Но его преимущество в том, что оно позволяет одновременно опросить большой круг лиц. Кроме того, можно формализовать обработку полученных ответов.

Большое значение в арсенале методов эргономики принадлежит эксперименту. Эксперимент в эргономике - это изучение психологических особенностей деятельности оператора, вызванных изменением условий, цели или способа выполнения этой деятельности.

Эксперимент может быть лабораторным или естественным. Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности оператора. В силу искусственности лабораторных условий, полученные результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека. Поэтому они должны проверяться и сопоставляться с данными наблюдения или эксперимента в реальных условиях.

Лабораторный эксперимент может быть двух видов: синтетический или аналитический. При синтетическом эксперименте пытаются воспроизвести более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Обычно для этого используют различные стенды, тренажеры, имитаторы.

При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, все остальные элементы при этом сознательно исключаются.

Одним из наиболее продуктивных методов изучения деятельности оператора является естественный эксперимент. В естественном эксперименте испытуемый трудится, не зная, а чаще всего, забывая, что он является объектом исследования. Но естественный эксперимент не может быть применен во всех случаях, поэтому он дополняется результатами других видов исследований.

Физиологические методы применяются для изучения функционального состояния оператора в процессе трудовой деятельности, для определения реакции различных систем организма на выполнение данной деятельности. Анализ физиологических характеристик оператора позволяет оценить, какими средствами, какой “ценой” достигается выполнение задач оператором.

В методический арсенал эргономики входят многие психофизиологические методики:

  •  измерение времени реакции (простой сенсомоторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект и т.д.);
  •  психофизические методики (определение порогов и динамики чувствительности в различных модальностях);
  •  психофизические методы исследования перцептивных, мнемонических, когнитивных процессов и личностных характеристик.

В эргономике широкое распространение получили методы электрофизиологии, изучающей электрические явления в организме человека при различных видах его деятельности. Они позволяют оценивать временные параметры многих процессов, их выраженность, топографию, механизмы их регулирования и т.д. К ним относятся:

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - измерение электрической активности головного мозга поверхности головы – дает возможность качественного и количественного анализа функционального состояния собственной активности мозга и его реакций при действии раздражителей;.

Электромиограмма (ЭМГ) - измерение электрической активности мышц - чувствительный показатель включения в двигательную активность или статическую работу определенных мышечных групп.

Электрокардиограмма (ЭКГ) - измерение электрической активности сердца– индикатор состояния сердечно-сосудистой системы.

Электроокулограмма (ЭОГ) - запись электрической активности наружных мышц глазного яблока – объективный показатель перемещения взора человека при рассматривании какого-либо объекта.

Кожно-гальваническая реакция (КГР) - изменение  разности потенциалов кожи – показатель электропроводимости кожи.

Пневмограмма (ПГ) - определение характера дыхания.

Исследование только одного физиологического показателя, как правило, не может дать однозначного ответа о состоянии оператора. Поэтому на практике применяется обычно полиэффекторный метод, заключающийся в одновременной записи и анализе целого комплекса показателей.

Регистрация биологических процессов в организме человека позволяет определять и количественно характеризовать малодоступные для непосредственного наблюдения функциональные сдвиги в организме человека, происходящие под воздействием самых разнообразных изменений окружающей среды и взаимодействия с техникой.

Включает эргономика в свой методический арсенал и биотелеметрию - дистанционное  исследование функций и измерение показателей жизнедеятельности человека, которое осуществляется в реальной обстановке в течение длительного времени.

Фиксация количественного и качественного снижения работоспособности, а также нарушения координации процессов, связанных с выполнением работ, позволяет наблюдать за развитием утомления без отрыва человека от трудового процесса, причем часто выявляется снижение работоспособности еще до изменения количественных и качественных показателей работы. С одной стороны, наблюдаются нарушения рабочего стереотипа. С другой стороны, отмечается снижение эффективности физиологических трат на единицу работы. Оно прослеживается по данным газообмена, температуры тела, частоты пульса и др.; в последнем случае эффективно использование непрерывной радиопульсометрии в процессе выполнения работы.

Перспективным является применение в диагностических целях субъективных оценок утомления. Объясняется это многообразием проявлений симптомов утомления во внутренней жизни индивида, среди которых выделяется две категории: субъективные оценочные реакции, характеризующие отношение индивида к собственному состоянию, и объективно контролируемые признаки утомления (физиологический дискомфорт и нарушения психической деятельности), которые могут осознаваться человеком. Существование качественно различных групп симптомов дает основание для развития различных направлений в методах субъективной диагностики – опросников и субъективного шкалирования.

Опросники позволяют выявить качественно разнообразные симптомы утомления, которые с большей или меньшей легкостью могут быть осознаны человеком. Количественная оценка или определение степени выраженности каждого признака не ставятся главной целью подобных исследований. Состояние человека оценивается общим количеством симптомов и их качественным своеобразием.

Методики субъективного шкалирования предназначены для оценки степени утомления самим человеком. Испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие/присутствие, плохой/хороший). Расстояние между крайними точками представляется в виде многоступенчатой шкалы. Степень выраженности каждого признака определяется расположением точки, выбранной испытуемым на этой шкале

Математические методы используются при статистической обработке результатов наблюдений; при поиске зависимостей, описывающих соотношение между изучаемыми переменными; при построении моделей деятельности оператора. Математические методы применяются для формализованного описания и построения математических моделей деятельности оператора.

К математическим методам относятся:

  •  теория информации;
  •  теория массового обслуживания;
  •  теория автоматов;
  •  теория статистических решений.

К математическим методам в эргономике предъявляются следующие требования:

- размерность (описание процессов со многимивзаимосвязанными переменными);

- динамичность (учет фактора времени);

- неопределенность (учет случаемых составляющих в деятельности      

 оператора),

- факторность (учет специфических особенностей поведения человека –

 напряженность, эмоции);

- описательность (возможность описания внутренних,

  психофизиологических механизмов деятельности человека).

Каждый метод оптимален по 1-2 характеристикам, поэтому часто применяют комбинацию разных методов.

Таблица 1.

Математические методы

Метод

Степень выполнения требований

размер-ность

неопреде-ленность

динамич-ность

фактор-ность

описатель-ность

Теория информации

высокая

средняя

отсутству-ет

средняя

средняя

Теория массового обслужива-ния

высокая

средняя

средняя

средняя

отсутствует

Теория автоматов

малая

средняя

средняя

отсутствует

средняя

Теория статистичес-ких решений

средняя

высокая

средняя

средняя

высокая

Имитационные методы являются разновидностью математических методов. Суть их сводится к моделированию (часто с помощью ЭВМ) изучаемых процессов. Имитация может носить детерминированный или статистический характер. В первом случае по результатам эксперимента строится модель, описывающая поведение человека. Тогда, используя ЭВМ, можно проверить гипотезу, откорректировать ее и рассмотреть поведение объекта в различных условиях. Статистическая имитация основана на розыгрыше воздействий случайных факторов на поведение оператора непосредственно в ходе моделирования.

Имитационные методы занимают промежуточное положение между экспериментальными и математическими методами. По способу получения данных о деятельности оператора метод является математическим, а по характеру их получения и использования он копирует экспериментальный метод.

Рассмотренные математические методы не всегда могут быть использованы для изучения и анализа деятельности оператора.

1. Применение математических методов в процессе проектирования СЧМ позволяет лишь приближенно оценивать деятельность оператора, иначе существенно усложняется модель.

2. Применение экспериментальных методов в процессе испытаний и эксплуатации СЧМ также не всегда оказывается возможным.

В этих случаях весьма полезные результаты дает применение статистического моделирования. Оно базируется на методе статистических испытаний (метод Монте-Карло). Метод основан на розыгрыше (имитации) воздействия случайных факторов на деятельность оператора и функционирование СЧМ непосредственно на ходе моделирования.

В эргономике измерение рабочей нагрузки на практике необходимо для установления того, что действия, которые должен выполнять человек, осуществимы и для выявления тех из них, которые вызывают наибольшую нагрузку.

Методы измерения рабочей нагрузки разнообразны.

Один из методов оценки рабочей нагрузки основан на анализе выполнения задач по временной шкале. Обработка данных о временных распределениях задач может осуществляться вручную и на компьютере. В том и другом случае составляется «профиль рабочей нагрузки». Этот профиль должен быть проанализирован и уточнен опытными операторами. Пики рабочей нагрузки указывают на какие фрагменты выполнения задачи следует обратить наибольшее внимание.

В эргономических исследованиях находят применение методы биомеханики: ускоренная киносъемка, циклография, киноциклография, видеозапись, тензометрия, электрическая регистрация механических величин с помощью датчиков угловых перемещений, опорных динамографов и др. С их помощью характеризуется двигательная активность человека с точки зрения эффективности трудовых движений, работы различных звеньев опорно-мышечного аппарата.

Соматографические и экспериментальные (макетные) методы решения эргономических задач используются для выбора оптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой, размерами машины (предмета), ее элементов.

Соматография (от греч. Soma (sbmatos) — тело и ...графия) — метод схематического изображения человеческого тела в технической или иной документации для выбора соотношений между пропорциями человеческой фигуры, формой и размерами рабочего места.

Результаты этого анализа обычно представляются в графической форме. На слайде представлены примеры применения соматографии. Человеческая фигура изображается в трех проекциях с учетом главных контурных и функциональных размеров.

Соматография позволяет рассчитывать зоны легкой и оптимальной досягаемости, находить оптимальные способы организации рабочего места с учетом пропорциональных отношений между элементами оборудования и человеком.

Большая трудоемкость затрудняет эффективное использование классической соматографии. Менее трудоемок и более эффективен метод плоских манекенов (шаблонов-моделей) тела с шарнирными сочленениями (слайд).

Метод плоских манекенов состоит в использовании плоских моделей человека (с точным соблюдением действительных пропорций).

В основе манекенов лежит костная система человека, на которой определены центры окружностей — суставы, а контуры фигуры образуют касательные к этим окружностям (слайд). Рисунок завершают простой подрисовкой кистей и стоп. Манекены снабжены шарнирами в местах расположения суставов, позволяющими придавать фигурам необходимые положения, занимаемые человеком при выполнении различных работ. Соматографический манекен, созданный на основе анатомической модели человека, представлен на следующем слайде.

Манекены обычно выполняются в натуральную величину, а также в масштабах 1:5; 1:10, и помещаются на чертежах, макетах соответствующих рабочих мест, выполненных в том же масштабе (слайд).

Габариты манекенов должны соответствовать не только средним, но и пороговым антропометрическим размерам. Помощь при проектировании рабочих мест может оказать методика наложения на чертежи проектируемых мест схем, т.н. нормальных и максимальных рабочих зон. Эти схемы могут использоваться для наложения на рабочие зоны в горизонтальной плоскости (например, на плоскость рабочего стола), а также в вертикальных плоскостях, параллельных и перпендикулярных к оси зрения глаза.

С помощью схематического изображения (шаблона) можно проверить (слайд):

соотношение пропорций человеческой фигуры, размеров и формы рабочего места;

досягаемость органов управления и удобство их размещения;

пространственную компоновку органов управления;

оптимальные и максимальные границы зоны досягаемости конечностей;

обзор с рабочего места и условия зрительного восприятия, например при слежении за объектом наблюдения (индикаторами) и т.д.;

удобство формы рабочего места, пространства для манипулирования, сиденья, пульта и т.д.;

удобство подхода к рабочему месту или ухода с него, оптимальные размеры проходов, коммуникаций;

правильность высоты сиденья и рабочей поверхности;

удобство положения ног.

Помощь при проектировании рабочих мест может оказать методика наложения на чертежи проектируемых мест схем т.н. нормальных и максимальных рабочих зон как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях (слайд).Нормальные и максимальные рабочие зоны приведены на слайде. Числовые значения соответствующих элементов приведены в таблице на следующем слайде.

Экспериментальные (макетные) методы основаны на применении макетирования проектируемого оборудования в различном масштабе и с разной степенью деталировки. При этом используются объемные антропоманекены; один из видов таких манекенов получил название «мультмен» (слайд).

Методы с использованием манекенов позволяют решать следующие задачи:

увязывать сложноструктурные конструкции оборудования между собой;

достигать общей и детальной соразмерности оборудования человеку;

испытывать проектируемое оборудование на удобство работы с ним;

отрабатывать пространственные параметры рабочего места и ряд других задач, связанных с учетом антропометрических особенностей пользователей проектируемого оборудования.

Пример использования манекенов при отработке высоты рабочей поверхности приведен на слайдах. (Силуэт женской и мужской фигуры. Построения с шаблонами при оптимизации условий работы с клавиатурой). Параллельно с применением манекенов обычно проводят ряд расчетных процедур и геометрических построений на схемах и чертежах, связанных с закономерностями учета антропометрических данных.

Описанные выше методы непосредственно смыкаются, переплетаются с дизайн проектированием, особенно в методе сценарного моделирования. Вне зависимости от конкретного содержания и форм проектных ситуаций суть сценарного метода остается одной и той же. Дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, а затем предметно отображает ее в серии графических эскизов, потом — в трехмерных макетах, муляжах и манекенах, наконец — в действенном натуральном воспроизведении. При необходимости ведется фиксирование фото- или видеоспособом.

Модель рабочего места в натуральную величину называется экспериментальным макетом. В оценке пространственной структуры рабочего места принимают участие либо 3 человека, либо 3 группы людей, характеризующиеся средними и пороговыми размерами тела.

Объемные модели рабочей зоны (станка и т.п.) воспроизводят с помощью скользящих стержней и навесного оборудования, имитирующего элементы рабочего места. На этих стендах можно быстро воспроизвести пространственные условия деятельности. Во время работы записывается биоэлектрическая активность мышц испытуемых. Полученные записи — электромиограммы — позволяют выбрать из различных пространственных моделей одну, размеры и геометрическая форма которой обуславливали минимальное напряжение мышц по поддержанию рабочей позы. Положительной чертой метода является возможность учета субъективных ощущений работников в поиске оптимального решения, удобного для большинства.

В последнее время приемы инженерной графики и методы моделирования («ручные») дополняются и нередко заменяются компьютерной графикой, создающей трехмерные пространственные модели за счет использования технических средств и программного обеспечения.

Методической базой эргономики служит системный подход. На его основе в эргономических исследованиях используются методы различных наук и техники, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения системы «человек — машина — среда». При этом происходит определенная трансформация используемых методов, приводящая к созданию новых приемов исследования.

Любое эргономическое исследование должно начинаться с анализа деятельности человека и функционирования системы «человек — машина».

Особое значение имеет эргономический анализ трудовой деятельности, в ходе которого составляется ее характеристика — профессиограмма. Выявление условий, в которых протекает человеческая деятельность, и аналитическое описание присущих ей психических и психофизиологических функций называется профессиографией.

Профессиограмма включает в себя те требования, которые предъявляет деятельность к средствам и психофизиологическим особенностям человека. В производстве профессиограмма представляет, как правило, временную развертку трудового процесса, на которой отмечается включение тех или иных трудовых операций и функций. Она может быть составлена с использованием психических функций человека: ощущение, восприятие, выбор, внимание и т.п. В профессиограмме выделяются т.н. «узкие места», ошибки для корректировки трудового процесса.

В науках о труде сложились два метода получения исходной информации, необходимой для составления профессиограммы: описательное и инструментальное профессиографирование.

В описательном профессиографировании используются поисковые макеты проектируемого объекта (трехмерная модель из картона, фанеры), на которых проверяют размещение и доступность органов управления.

Описательное профессиографирование включает:

анализ технической и эксплуатационной документации;

эргономическое и инженерно-психологическое обследование оборудования,

сопоставление результатов обследования с руководящими и нормативными документами по эргономике;

наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением человека;

беседу с работающим человеком;

самоотчет человека в процессе деятельности;

анкетирование и экспертную оценку;

хронометраж составляющих рабочего процесса;

количественную оценку эффективности деятельности

Для постановки проблемы, выявления «узких» мест и определения приоритетности задач в ходе эргономического проектирования рабочих мест может помочь структурно-иерархический подход.

В описании деятельности выделяют:

компоненты деятельности (типы компонентов);

типы связей между компонентами (функциональные, а также связи развития);

направленность упорядоченности компонентов и их связей, которые отражают отношения человека со средой.

Среди компонентов выделяют:

основные и производные;

главные и второстепенные.

При анализе творческих (не алгоритмизированных, т.е. не ограниченных строгими правилами) видов деятельности следует учитывать, что возможен поиск и апробирование новых способов достижения цели, формирование новых способов и средств деятельности.

Существуют два подхода к описанию деятельности:

на уровне системы, т.е. раскрытие общих закономерностей;

раскрытие содержания отдельных действий и операций.

Инструментальное профессиографирование предполагает использование функциональных макетов (тренажеров) в случаях, если в эргономическом исследовании важна не имитация внешнего вида, а имитация функционирующей аппаратуры.

Инструментальное профессиографирование предполагает:

измерение показателей факторов среды;

регистрацию и последующий анализ ошибок. Сбор и анализ данных об ошибочных действиях человека является одним из важных путей анализа и получения оценки эргономических характеристик системы «человек — машина»;

объективную регистрацию энергетических затрат и функционального состояния организма работающего человека. Для этих целей используется комплекс медико-биологических показателей: частота пульса, кровяное давление, частота дыхания, кожно-гальваническая реакция и др.;

объективную регистрацию и измерение трудно различимых (в обычных условиях) составляющих рабочего процесса, таких как направление и переключение внимания, оперирование органами управления и др. Для регистрации этих составляющих используются кино- и видеосъемка направления взгляда оператора и показаний приборов с последующим наложением траектории взгляда на приборную панель, циклография или кинорегистрация движения рук, измерение силы сопротивления органов управления, магнитофонная регистрация речевых сообщений. Подобные средства регистрации используются непосредственно в процессе деятельности, а регистрируемые параметры соотносятся с хронограммой трудового процесса;

объективную регистрацию и измерение показателей физиологических функциональных систем, обеспечивающих процессы обнаружения сигналов, выделение информативных признаков, информационного поиска, оперирование исходными данными для принятия решений, а также исполнительные (двигательные или речевые) действия.

К числу таких показателей относится, например, состояние периферического и центрального звеньев зрительной системы, речевого и двигательного аппаратов. Регистрации подлежат движения глаз наблюдателя, громкая и внутренняя речь, рабочие движения и тремор рук, а также электрическая активность зрительной, речевой и двигательной областей коры головного мозга. Эти показатели регистрируются с помощью довольно сложного электрофизиологического оборудования, а результаты требуют трудоемкой математической обработки. Поэтому исследования подобного типа проводятся, как правило, в лабораторных условиях, где возможна имитация некоторых существенных составляющих деятельности человека.

Перечисленные методы профессиографического исследования используются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности и требуемой полноты ее описания. Во многих случаях бывает достаточно использование метода описательного профессиографирования.

Таким образом, в каждом отдельном случае речь должна идти об экономном подборе небольшого числа методов, адекватных стоящей перед исследователем задачи. Именно задача определяет подбор, модификацию или создание новых методов исследования в эргономике.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33197. Характеристика слабослышащих детей 14.71 KB
  Возникновение тугоухости после сформирования речи не ограничивает дальнейшего достаточно интенсивного ее развития не смотря на её недостатки: относительная бедность словарного запаса сочетается с неправильным усвоением и употреблением понятий. Характерные отклонения в устной речи отражаются и на письменной. На степень сохранности речи влияют время наступления глухоты условия развития и роста ребенка уровень остаточного слуха и качество работы по развитию речи ребенка. Без специального воспитания дети потерявшие слух в 45 лет к поступлению...
33198. ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ 14.85 KB
  Компенсация – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Второй тип межсистемная компенсация которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур выполнения ими несвойственных ранее функций....
33199. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха 14.53 KB
  Общие закономерности: Закономерность соотношения биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики. Неравномерность психического развития.
33200. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА 19.41 KB
  Исследование нарушения слуха затруднено тем что: Ребенок не жалуется на отсутствие слуха. Родители не замечают отсутствие слуха и не принимают эффективных мер. Отсутствие унифицированных методов позволяющих получить достоверные сведения о снижении слуха в детском возрасте.
33201. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением слуха 14.16 KB
  Особенности зрительного восприятия детей с нарушением слуха. Это связано с менее подробным анализом и синтезом предметов в прошлом опыте с замедленным формированием произвольности процесса восприятия. Для точного восприятия формы предмета важно выделить его контур. Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе изображений и картин.
33202. Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих 15.25 KB
  Многие дети имеющие нарушения слуха отстают от нормально слышащих по развитию движений. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость трудность сохранения статичного и динамичного равновесия недостаточно точная координация неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук артикуляционного аппарата. Замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений влияет на темп...
33203. Кожные ощущения и восприятия 13.83 KB
  Возникают при непосредственном контакте предмета с кожей подразделяются на 4 вида: тактильные вибрационные температурные и болевые. Наибольшее значение для компенсации слуха имеют вибрационные т. Вибрационные ощущения возникают при воздействии меньшей силы чем слуховые. Для того чтобы вибрационные ощущения смогли использовать как средство познания для детей необходимо проводить специальную работу.
33204. Особенности развития внимания 15.43 KB
  Устойчивость внимания с возрастом меняется. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания т. произвольного и опосредствованного что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания управление им а также отставанием в развитии речи способствующей организации и управлению собственным поведением.
33205. Память как хранитель информации 15.52 KB
  Глухие дети раньше познают в объектах специфическое чем особое и общее отмечают несущественные детали в ущерб главным но менее заметным. Значительно больше глухие отстают в запоминании слов обозначающие звуковые явления. Глухие запоминают больше слов обозначающих качество предметов воспринимаемых тактильно. Часто глухие школьники заменяют слова глаголы из области слуховых представлений словами глаголами связанными со зрительной вибрационной и тактильной сферами.