71648

Защита населения и территории при авариях на химически опасных объектах

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Аварии на химически опасных объектах химическое загрязнение окружающей среды контроль химической обстановки. Химическиопасные объекты: Производящие использующие хранящие химически отравляющие вещества при аварии на которых возможно поражение людей животных растительности.

Русский

2014-11-10

56.5 KB

3 чел.

Тема 5. Защита населения и территории при авариях на химически опасных объектах.

Аварии на химически опасных объектах , химическое загрязнение окружающей среды, контроль химической обстановки.

Основное противоречие:

  1.  Потребности соц.-эконом. развития.
  2.  Сохранение среды обитания.

2 вида закономерности:

А.   1.Вероятность гибели падает , с повышением уровня развития страны ( ветвь гиперболы на графике)

      2.Средний возраст жизни людей растёт , с повышением уровня жизни. ( ветвь перевёрнутой гиперболы.)

Первая область – чрезмерного риска ( до пересечения двух графиков ). Вторая область – область приемлемого риска. Третья область – область принебрежимого риска. (график тут как в экономике , но перевёрнутый направо на 90 градусов )

Б.   1.Доход от предприятия понижается

     2. Убытки увеличиваются  

Нижняя ось – время,  левая ось –   цена              (график , как в экономике)

две области : Область целесообразности работы предприятия и нецелесообразности.

Химически-опасные объекты:

  1.  Производящие , использующие , хранящие химически отравляющие вещества, при аварии на которых возможно поражение людей , животных , растительности. (Хим. Заводы, бумажные комбинаты, холодные установки, предприятия , изготавливающие минеральные одобрения,  водопроводные станции.)

Три группы химически отравляющих веществ:

  1.  Постоянно действующие химически отравляющие вещества.
  2.  Авариационно химически отравляющие вещества.
  3.  Боевые химически отравляющие вещества.

Классификация по ряду признаков:

1. По степени опасности

А. Чрезвычайно опасные. (смертельного действия) Предельно допустимая концентрация < 0.1мг /м3.

Б. Высоко опасные  0.1-1мг/м3.

В. Умеренно опасные 1-10мг/м3.

Д. Малоопасные >10мг/м3.

2. По характеру воздействия:

А. Удашающего действия.

Б. Общеядовитого действия.

В. Нервнопаралитического действия.

Д.Нарушающие обмен веществ.

3. По физико-химическим свойствам:

А. Жидкие и летучие.

Б. Жидкие.

В. Дымящиеся.

Д. Сыпущиеся и твёрдые.

4. По времени сохранения опасности:

А. Стойкие (более одного часа опасность).

Б. Нестойкие (менее одного часа).

Показатели опасности:

  1.  Концентрация. (С) мг/м3 для воздуха (мг/л для жидкости):

А. Предельно допутимая концентрация. Регламентирует допустимую степень загрязнения , исходя из условий безопасности для человека.

Б. Пороговая концентрация. Характеризует первые признаки поражения.

В. Средняя смертельная концентрация в воздухе , в воде , в организме (мг/кг).

     2.    Токсичность отравляющих веществ (токсодоза= C*t) мг*с/м3.

     3.    Температура кипения (в градусах Цельсия)

     4.    Качественные показатели:

А. Летучесть.

Б. Вязкость.

В. Растворимость.

Пути попадания: ингаляционный (воздушный), пероральный (желудочно-кишечный) , резруктивный (кожа).

Наиболее рапространённые хим.-отравляющие вещества.:

Наименование

Температура кипения

Предельно допустимая концентрация

Хлор

-34

1

Аммиак

-33

20

Фосген

8.2

0.5

Синильная кислота

26

0.3

Сероуглерод

46

1

Зарин (боевой)

151

0.00002

Зоман (боевой)

90

0.000002

Хлор. Хранится в сжиженном состоянии , малорастворим в воде. После испарения – желтоватый газ, тяжелее воздуха, стелится по поверхности земли. Может поподаь в подвал. Взрывоопасен при нагреве.

Аммиак. Хранится в сжиженном состоянии , хорошо растворяется в воде. После испарения бесцветный газ , с резким запахом. Горит при постоянном источнике огня , взрывоопасен при нагреве.

Три периода развития аварии:

  1.  До 10ти минут. Период бурного испарения, в результате  которого образуется первичное химическое облако с большой концентрацией.
  2.  Длится часами. Период неустойчивого испарения. Образуется вторичное химическое облако  , концентрация меньше. Опасность высока.
  3.  Длится сутками. Период стационарного испарение. Образуются вторичные облака.

Определение опасности (методы):

  1.  Моделирование процесса аварии. (Недостаток – процент ошибок)
  2.  На основе фактических измерение.

Обязательные элементы :

  1.  Определение масштабов загрязнения.
  2.  Оценка возможных последствий на жизнидеятельность населения и для построения.
  3.  Выработка плана защиты населения и предприятия .

Виды замеров: Разовый сбор проб, Дискретный (периодический) отбор проб, Непрерывный суточный отбор проб.

В результате анализа на каждое население даётся зона химического загрязнения в соответствие с видом загрязняющего вещества и концентрация. Суммарная степень загрязнение определяется показателем (Индекс загрязнения) . Формула. Сумма отношение концентрации на предельную допустимую концентрацию , сумма эта делится на кол-во загрязняющих веществ.

Основные приборы контроля :

  1.  Газосигнлизатор – прибор, для выявления содержания одного/нескольких отравляющих веществ.
  2.  Сигнализатор – прибор , который даёт сигнал о наличие загрязняющего вещества.
  3.  Хромотограф – прибор , который определяет наличие микропримесей в различных веществах в окружающей среде.
  4.  Индикатор(индикаторная трубка) – прибор, содержащий вещество , которое реагирует на отравляющее вещество.
  5.  Комплексный – прибор, который делает всё и сразу

Чем определяются масштабы опасности:

  1.  Степень токсичности отравляющих веществ.
  2.  Кол-во выбрасываемых отравляющих веществ.
  3.  Летучесть , растворимость , характер местности и метео условий.

Основные признаки поражения:

  1.  Слабость , сонливость.
  2.  Ухудшение зрения.
  3.  Головные боли.
  4.  Психическое растройство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53101. СЦЕНАРІЙ ЗАГАЛЬНОШКІЛЬНОЇ ЛІНІЙКИ ДО ВІДКРИТТЯ ТИЖНЯ ГЕОГРАФІЇ 92.5 KB
  Андрій. Як же я не люблю середину лютого! Зимові канікули давно вже минули до весняних ще так довго... А кожен день одне й те ж саме: окисно-відновні реакції, рівняння, формули, задачі, вправи… Юлія. Увага! 11 лютого в школі розпочинається тиждень географії. Андрій. О, ні! Тільки не географії!
53104. Тести до підсумкового уроку. Земля на плані та карті. Географія (6 клас) 108 KB
  Завдання 1-5 мають по чотири варіанти відповідей. У кожному завданні лише ОДНА ПРАВИЛЬНА відповідь. Оберіть правильну відповідь та позначте її у бланку відповідей згідно з інструкцією. Не робіть інших позначок – комп’ютерна програма реєструє їх як ПОМИЛКИ.
53105. Застосування інтерактивних технологій під час вивчення нового матеріалу на уроці географії 24.88 MB
  Виконавчо-діяльнісний етап посідає центральне місце у дидактичному процесі адже тут відбувається розвиток і навчання учнів. Досить широко відомі і достатньо розроблені вимоги до діяльності учнів на цьому етапі навчального заняття 5 126127: здобуття знань і набуття досвіду діяльності учнем має відбуватися у результаті його власної діяльності яка повинна мати навчальнопізнавальний характер; у діяльності учня мають переважати процедурні знання знанняяк над інформаційними...
53106. Використання художніх творів на уроках географії 131.08 KB
  Роль географії велична у формуванні світогляду, в свідомості закономірностей взаємозв'язків природи і людської діяльності. Географія є одним шкільним предметом, вивчаючим природу і суспільність в їх взаємозв'язку.
53108. ЗАСТОСУВАННЯ ІННОВАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ У НАВЧАННІ ГЕОГРАФІЇ 355.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про особливості природи океану; продовжити формування навичок роботи з картами; практично застосовувати знання з біології фізики хімії; розвивати критичне та логічне мислення; посилювати інтерес до знань. Які асоціації викликало у вас слово ОКЕАН Отже: Тихий океан складова частина Світового океану велетенська природна водойма. Запрошую вас до співпраці в експедиції з вивчення Тихого океану. Географічне положення розміри океану.
53109. Сучасний кабінет географії – простір співпраці вчителя та учня 156.5 KB
  Соціальним замовленням суспільства сьогодні є самоствердження та самореалізація особистості через ефективне навчання розвиток творчих здібностей учнів формування загальних та спеціальних вмінь та навичок. Навчання буде успішним якщо в учителя є можливість працювати в сучасному кабінеті де оптимально поєднано використання всіх видів навчального – методичного забезпечення та технічного обладнання відповідно до вимог наукової організації праці вчителя і учня. Головною роллю кабінету визначаю необхідність його як місця спілкування...