71648

Защита населения и территории при авариях на химически опасных объектах

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Аварии на химически опасных объектах химическое загрязнение окружающей среды контроль химической обстановки. Химическиопасные объекты: Производящие использующие хранящие химически отравляющие вещества при аварии на которых возможно поражение людей животных растительности.

Русский

2014-11-10

56.5 KB

4 чел.

Тема 5. Защита населения и территории при авариях на химически опасных объектах.

Аварии на химически опасных объектах , химическое загрязнение окружающей среды, контроль химической обстановки.

Основное противоречие:

  1.  Потребности соц.-эконом. развития.
  2.  Сохранение среды обитания.

2 вида закономерности:

А.   1.Вероятность гибели падает , с повышением уровня развития страны ( ветвь гиперболы на графике)

      2.Средний возраст жизни людей растёт , с повышением уровня жизни. ( ветвь перевёрнутой гиперболы.)

Первая область – чрезмерного риска ( до пересечения двух графиков ). Вторая область – область приемлемого риска. Третья область – область принебрежимого риска. (график тут как в экономике , но перевёрнутый направо на 90 градусов )

Б.   1.Доход от предприятия понижается

     2. Убытки увеличиваются  

Нижняя ось – время,  левая ось –   цена              (график , как в экономике)

две области : Область целесообразности работы предприятия и нецелесообразности.

Химически-опасные объекты:

  1.  Производящие , использующие , хранящие химически отравляющие вещества, при аварии на которых возможно поражение людей , животных , растительности. (Хим. Заводы, бумажные комбинаты, холодные установки, предприятия , изготавливающие минеральные одобрения,  водопроводные станции.)

Три группы химически отравляющих веществ:

  1.  Постоянно действующие химически отравляющие вещества.
  2.  Авариационно химически отравляющие вещества.
  3.  Боевые химически отравляющие вещества.

Классификация по ряду признаков:

1. По степени опасности

А. Чрезвычайно опасные. (смертельного действия) Предельно допустимая концентрация < 0.1мг /м3.

Б. Высоко опасные  0.1-1мг/м3.

В. Умеренно опасные 1-10мг/м3.

Д. Малоопасные >10мг/м3.

2. По характеру воздействия:

А. Удашающего действия.

Б. Общеядовитого действия.

В. Нервнопаралитического действия.

Д.Нарушающие обмен веществ.

3. По физико-химическим свойствам:

А. Жидкие и летучие.

Б. Жидкие.

В. Дымящиеся.

Д. Сыпущиеся и твёрдые.

4. По времени сохранения опасности:

А. Стойкие (более одного часа опасность).

Б. Нестойкие (менее одного часа).

Показатели опасности:

  1.  Концентрация. (С) мг/м3 для воздуха (мг/л для жидкости):

А. Предельно допутимая концентрация. Регламентирует допустимую степень загрязнения , исходя из условий безопасности для человека.

Б. Пороговая концентрация. Характеризует первые признаки поражения.

В. Средняя смертельная концентрация в воздухе , в воде , в организме (мг/кг).

     2.    Токсичность отравляющих веществ (токсодоза= C*t) мг*с/м3.

     3.    Температура кипения (в градусах Цельсия)

     4.    Качественные показатели:

А. Летучесть.

Б. Вязкость.

В. Растворимость.

Пути попадания: ингаляционный (воздушный), пероральный (желудочно-кишечный) , резруктивный (кожа).

Наиболее рапространённые хим.-отравляющие вещества.:

Наименование

Температура кипения

Предельно допустимая концентрация

Хлор

-34

1

Аммиак

-33

20

Фосген

8.2

0.5

Синильная кислота

26

0.3

Сероуглерод

46

1

Зарин (боевой)

151

0.00002

Зоман (боевой)

90

0.000002

Хлор. Хранится в сжиженном состоянии , малорастворим в воде. После испарения – желтоватый газ, тяжелее воздуха, стелится по поверхности земли. Может поподаь в подвал. Взрывоопасен при нагреве.

Аммиак. Хранится в сжиженном состоянии , хорошо растворяется в воде. После испарения бесцветный газ , с резким запахом. Горит при постоянном источнике огня , взрывоопасен при нагреве.

Три периода развития аварии:

  1.  До 10ти минут. Период бурного испарения, в результате  которого образуется первичное химическое облако с большой концентрацией.
  2.  Длится часами. Период неустойчивого испарения. Образуется вторичное химическое облако  , концентрация меньше. Опасность высока.
  3.  Длится сутками. Период стационарного испарение. Образуются вторичные облака.

Определение опасности (методы):

  1.  Моделирование процесса аварии. (Недостаток – процент ошибок)
  2.  На основе фактических измерение.

Обязательные элементы :

  1.  Определение масштабов загрязнения.
  2.  Оценка возможных последствий на жизнидеятельность населения и для построения.
  3.  Выработка плана защиты населения и предприятия .

Виды замеров: Разовый сбор проб, Дискретный (периодический) отбор проб, Непрерывный суточный отбор проб.

В результате анализа на каждое население даётся зона химического загрязнения в соответствие с видом загрязняющего вещества и концентрация. Суммарная степень загрязнение определяется показателем (Индекс загрязнения) . Формула. Сумма отношение концентрации на предельную допустимую концентрацию , сумма эта делится на кол-во загрязняющих веществ.

Основные приборы контроля :

  1.  Газосигнлизатор – прибор, для выявления содержания одного/нескольких отравляющих веществ.
  2.  Сигнализатор – прибор , который даёт сигнал о наличие загрязняющего вещества.
  3.  Хромотограф – прибор , который определяет наличие микропримесей в различных веществах в окружающей среде.
  4.  Индикатор(индикаторная трубка) – прибор, содержащий вещество , которое реагирует на отравляющее вещество.
  5.  Комплексный – прибор, который делает всё и сразу

Чем определяются масштабы опасности:

  1.  Степень токсичности отравляющих веществ.
  2.  Кол-во выбрасываемых отравляющих веществ.
  3.  Летучесть , растворимость , характер местности и метео условий.

Основные признаки поражения:

  1.  Слабость , сонливость.
  2.  Ухудшение зрения.
  3.  Головные боли.
  4.  Психическое растройство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60760. Что такое гендер 39.5 KB
  Цель – достичь образовательных результатов. Планируемые результаты: - личностные: 1. Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека. - предметные: 1. Объяснять смысл понятия «гендер», «социальный пол», «социальное поведение».
60761. Контроль на уроках информатики 170 KB
  Проверка работы школы, знаний учащихся воспринимается ими как огорчение, как источник стрессов и переживаний. Учителя, быстро продвигаясь вперед, с опасением и нежеланием приступают к проверке достигнутых результатов.
60763. Модификатор Surface 1.94 MB
  Присоедините их командой Attach. Для этого выделите один сплайн, разверните свиток Geometry, щёлкните по кнопке Attach и общёлкайте остальные сплайны. Получится составная фигура.
60764. Наполненный парфюмерный флакон и его визуализация 753.5 KB
  Нарисуйте прямую линию (рис. 2.) сплайновым инструментом Line в окне проекции Front (Спереди). По высоте линия должна быть равна высоте флакона. Рисуйте сплайн снизу вверх.
60766. Проект «Картинна галерея» 278 KB
  Ознайомитись з такими об‘єктами: форма Form текстове поле Lbel малюнок Imge кнопка Button та їх основними властивостями: підпис Cption колір Color шрифт Font видимість Visible ширина Width висота Height.
60767. Село моє – найкраще місце на землі 1.06 MB
  В селі випалювали різні гончарні вироби у печах, які називалися горни. Звідси пішла назва Угорники.
60768. Апаратне і програмне забезпечення комп’ютерних мереж 215 KB
  Ознайомити з поняттям комп’ютерної мережі. Розповісти про класифікацію комп’ютерних мереж. Розвивати інформатичну компетентність учнів пам’ять; Виховна.