71648

Защита населения и территории при авариях на химически опасных объектах

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Аварии на химически опасных объектах химическое загрязнение окружающей среды контроль химической обстановки. Химическиопасные объекты: Производящие использующие хранящие химически отравляющие вещества при аварии на которых возможно поражение людей животных растительности.

Русский

2014-11-10

56.5 KB

5 чел.

Тема 5. Защита населения и территории при авариях на химически опасных объектах.

Аварии на химически опасных объектах , химическое загрязнение окружающей среды, контроль химической обстановки.

Основное противоречие:

  1.  Потребности соц.-эконом. развития.
  2.  Сохранение среды обитания.

2 вида закономерности:

А.   1.Вероятность гибели падает , с повышением уровня развития страны ( ветвь гиперболы на графике)

      2.Средний возраст жизни людей растёт , с повышением уровня жизни. ( ветвь перевёрнутой гиперболы.)

Первая область – чрезмерного риска ( до пересечения двух графиков ). Вторая область – область приемлемого риска. Третья область – область принебрежимого риска. (график тут как в экономике , но перевёрнутый направо на 90 градусов )

Б.   1.Доход от предприятия понижается

     2. Убытки увеличиваются  

Нижняя ось – время,  левая ось –   цена              (график , как в экономике)

две области : Область целесообразности работы предприятия и нецелесообразности.

Химически-опасные объекты:

  1.  Производящие , использующие , хранящие химически отравляющие вещества, при аварии на которых возможно поражение людей , животных , растительности. (Хим. Заводы, бумажные комбинаты, холодные установки, предприятия , изготавливающие минеральные одобрения,  водопроводные станции.)

Три группы химически отравляющих веществ:

  1.  Постоянно действующие химически отравляющие вещества.
  2.  Авариационно химически отравляющие вещества.
  3.  Боевые химически отравляющие вещества.

Классификация по ряду признаков:

1. По степени опасности

А. Чрезвычайно опасные. (смертельного действия) Предельно допустимая концентрация < 0.1мг /м3.

Б. Высоко опасные  0.1-1мг/м3.

В. Умеренно опасные 1-10мг/м3.

Д. Малоопасные >10мг/м3.

2. По характеру воздействия:

А. Удашающего действия.

Б. Общеядовитого действия.

В. Нервнопаралитического действия.

Д.Нарушающие обмен веществ.

3. По физико-химическим свойствам:

А. Жидкие и летучие.

Б. Жидкие.

В. Дымящиеся.

Д. Сыпущиеся и твёрдые.

4. По времени сохранения опасности:

А. Стойкие (более одного часа опасность).

Б. Нестойкие (менее одного часа).

Показатели опасности:

  1.  Концентрация. (С) мг/м3 для воздуха (мг/л для жидкости):

А. Предельно допутимая концентрация. Регламентирует допустимую степень загрязнения , исходя из условий безопасности для человека.

Б. Пороговая концентрация. Характеризует первые признаки поражения.

В. Средняя смертельная концентрация в воздухе , в воде , в организме (мг/кг).

     2.    Токсичность отравляющих веществ (токсодоза= C*t) мг*с/м3.

     3.    Температура кипения (в градусах Цельсия)

     4.    Качественные показатели:

А. Летучесть.

Б. Вязкость.

В. Растворимость.

Пути попадания: ингаляционный (воздушный), пероральный (желудочно-кишечный) , резруктивный (кожа).

Наиболее рапространённые хим.-отравляющие вещества.:

Наименование

Температура кипения

Предельно допустимая концентрация

Хлор

-34

1

Аммиак

-33

20

Фосген

8.2

0.5

Синильная кислота

26

0.3

Сероуглерод

46

1

Зарин (боевой)

151

0.00002

Зоман (боевой)

90

0.000002

Хлор. Хранится в сжиженном состоянии , малорастворим в воде. После испарения – желтоватый газ, тяжелее воздуха, стелится по поверхности земли. Может поподаь в подвал. Взрывоопасен при нагреве.

Аммиак. Хранится в сжиженном состоянии , хорошо растворяется в воде. После испарения бесцветный газ , с резким запахом. Горит при постоянном источнике огня , взрывоопасен при нагреве.

Три периода развития аварии:

  1.  До 10ти минут. Период бурного испарения, в результате  которого образуется первичное химическое облако с большой концентрацией.
  2.  Длится часами. Период неустойчивого испарения. Образуется вторичное химическое облако  , концентрация меньше. Опасность высока.
  3.  Длится сутками. Период стационарного испарение. Образуются вторичные облака.

Определение опасности (методы):

  1.  Моделирование процесса аварии. (Недостаток – процент ошибок)
  2.  На основе фактических измерение.

Обязательные элементы :

  1.  Определение масштабов загрязнения.
  2.  Оценка возможных последствий на жизнидеятельность населения и для построения.
  3.  Выработка плана защиты населения и предприятия .

Виды замеров: Разовый сбор проб, Дискретный (периодический) отбор проб, Непрерывный суточный отбор проб.

В результате анализа на каждое население даётся зона химического загрязнения в соответствие с видом загрязняющего вещества и концентрация. Суммарная степень загрязнение определяется показателем (Индекс загрязнения) . Формула. Сумма отношение концентрации на предельную допустимую концентрацию , сумма эта делится на кол-во загрязняющих веществ.

Основные приборы контроля :

  1.  Газосигнлизатор – прибор, для выявления содержания одного/нескольких отравляющих веществ.
  2.  Сигнализатор – прибор , который даёт сигнал о наличие загрязняющего вещества.
  3.  Хромотограф – прибор , который определяет наличие микропримесей в различных веществах в окружающей среде.
  4.  Индикатор(индикаторная трубка) – прибор, содержащий вещество , которое реагирует на отравляющее вещество.
  5.  Комплексный – прибор, который делает всё и сразу

Чем определяются масштабы опасности:

  1.  Степень токсичности отравляющих веществ.
  2.  Кол-во выбрасываемых отравляющих веществ.
  3.  Летучесть , растворимость , характер местности и метео условий.

Основные признаки поражения:

  1.  Слабость , сонливость.
  2.  Ухудшение зрения.
  3.  Головные боли.
  4.  Психическое растройство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29658. Эмпирическая и априорная психологии 29 KB
  Ситуация множественности методологических подходов и соответственно средств методологического анализа которые одновременно являются и истинными если это понятие вообще применимо к методологическому знанию адекватными и ложными неадекватными в зависимости от множества привходящих условий провоцирует самые разные установки исследователей и практиков относительно роли методологического знания и целесообразности его использования в конкретном исследовании а также разные методологические эмоции. Сторонники методологического...
29659. Парадигмы, аномалии, кризисы, научные революции 71.5 KB
  Это было время господства ассоцианизма взаимопроникновения идей физиологической психологии и психологии сознания но также и время после выхода основополагающих трудов Г. Эббингауза 1850 1909 когда появилась надежда на разработку объективного метода исследования в области психологии. То есть для него в первую очередь неприемлема именно эта характеристика естественнонаучного познания путь выдвижения гипотез а не собственно экспериментальный метод как это иногда сегодня представляют сторонники описательной психологии функционирующей...
29660. Психология теоретическая и эмпирическая 243.5 KB
  Особая дисциплина описывающая и изучающая конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии выводящей явления из природы и сущности души. опытная школа в психологии соединила установку на эмпирическое наблюдение конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений постигаемых только посредством самонаблюдения. Теоретическая психология Теоретическая психология наука предметом которой является саморефлексия психологии выявляющая и исследующая...
29661. Психология естественно-научная и гуманитарная 62.5 KB
  В первую очередь это отказ от культа эмпирических методов и связывания признака научности только с верифицируемостью знания т. Построение научного знания только на основе индуктивной логики неприемлемый для психологического наблюдения критерий построения теории против которого выступают сторонники гуманитарной парадигмы добавим что именно против этого выступал и К. Как мы показали ранее этот метод действительно с одной стороны предполагал построение психологического знания по классическому образцу науки Нового времени с его...
29662. Априорное знание, метафизика и объективность 49.5 KB
  Когда психолог обнаруживает статистически значимую связь между креативностью и рефлективностью как параметром когнитивного стиля {Дорфман Ковалева 2000а это не значит что чем выше креативность тем выше рефлективность у каждого человека в отдельности. некие общие представления об устройстве мира и человека. В свою очередь это предполагает что методы естественных наук которые изучают мироздание используются также при изучении психики и поведения человека. Культурноисторическая парадигма напротив подчеркивает своеобразие человека...
29663. Понятие категории как узлового пункта познания 57.5 KB
  В общей методологии понятие системы является чрезвычайно широким. Различают материальные системы Солнечная система среди них системы организм среда; идеальные системы например знаковые; социальные системы. Берталанфи Общая теория систем категория системы из философскометодологической перешла в иной статус названия объяснительного принципа конкретизируемого различным образом в научном познании. Кеннон утверждал принцип системности как принцип гомеостаза обеспечивающего динамическое постоянство свойств системы в ее...
29664. Категория активность 53 KB
  Леонтьев указывает на явления активности составляющие как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражения [Леонтьев А. Поэтому описание явлений активности обычно ведется в терминах автономности спонтанности самопроизвольности инициативности и т. Однако любое проявление активности имеет место в некотором окружении. Невозможность роста активности без отражения а также не возможность отражения без активности самого отражающего объекта делает эти понятия изначально взаимосвязанными.
29665. Категории «взаимодействие» и «отражение» 56 KB
  Противоречия между указанными подходами можно разрешить и соединить различные аспекты в понимании отражения если определять его не как атрибут материи производный от другого атрибута взаимодействия а как самостоятельный аспект движения материи дополняющий взаимодействие проявляющийся во взаимодействии в свою очередь влияющий на ход взаимодействия и его результаты. Но какова природа этой особой способности к отражению почему она в разной степени присуща разным объектам и по каким законам она развивается Источником этой внутренней...
29666. Характеристика дескриптивной методологии 60.5 KB
  Декартовское представление о дуализме души и тела и понимание механистической детерминации как основы причинного объяснения породили тот тип рациональности который на долгие годы определил использование в психологии критериев научности взятых из парадигмы классической науки. Возникшие позже другие типы рациональности неклассические и постнеклассические еще только осваиваются в новых исследовательских парадигмах психологии. В рамках одной и той же исследовательской методологии оформлялись разные теоретические концепции научной психологии....