71650

Социально-экономическая и политическая обстановка в стране в 1920-30-е гг. Укрепление тоталитарного режима

Лекция

История и СИД

Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКПб государственный сектор в промышленности централизованная финансовая система монополия внешней торговли Главная политическая цель - снять социальную напряженность укрепить социальную базу...

Русский

2014-11-10

90 KB

4 чел.

 Лекция 12

Социально-экономическая  и политическая обстановка в стране в 1920-30-е гг. Укрепление тоталитарного режима.

  1.  Социально-экономическая обстановка:
    1.  Новая экономическая политика
    2.  Индустриализация. Цель. Пути реализации
    3.  Коллективизация. Цель. Пути реализации
    4.  культурная революция

  1.  Политическая обстановка в 20-30-егг.

Направления репрессий и Формирование тоталитарного режима

  1.  Социально-экономическая обстановка:

После завершения гр. Войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом:

  •  в результате почти 7 лет войны / первой мировой и гр/ она потеряла более ¼ своих национальных  богатств
    •  объем валовой продукции ум. В 7 раз, запасы материалов и сырья к 1920г. были исчерпаны.
      •  Огромные разрушения понес транспорт. В 1920г. объем перевозок составил всего 20% от довоенного
      •  Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Только Петроград потерял 60% рабочих, Москва – 50%Многие рабочие, вернувшись с войны оказались безработными,       занялись кустарничеством.
      •  Крестьяне перешли на натуральное хозяйство, резко сократив посевы
      •  Начались забастовки и крестьянские волнения / Антоновщина в Тавбовской губернии, Кроштадское восстание моряков. Народные выступления подавлялись армией
      •  Военый коммунизм продолжал действовать. В 1921 г. в стране разразился голод, вызванный не столько засухой, сколько конфискацией «излишков» продукции у крестьян

1 Новая экономическая политика

Сущность и цели НЭПА.   Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при непосредственном руководстве большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия:

  1.  полновластие РКП(б)
  2.  государственный сектор в промышленности
  3.  централизованная финансовая система
  4.  монополия внешней торговли

Главная политическая цель – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза и крестьян.

Экономическая цель – выйти из кризиса и восстановить хозяйство

Кроме того, НЕП был нацелен на восстановление внешнеполитических и внешнеэкономических связей. Достижение этих целей привело к постепенному сворачиванию НЭПа во второй половине 1920-х гг.  

Реализация НЭПА:

Переход к ННЭПУ законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями !Х съезда  партии в декабре 1921г. Нэп включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий. Они означали «отступление»от принципов «военного коммунизма» - возрождение частного предпринимательства, ведение свободы внутренней торговли, удовлетворение некоторых требований крестьян.

1.В С/Х   Внедрение Нэпа началось с С/Х  Продразверстка была заменена продналогом. Он устанавливался до посевной кампании и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля излишками. Допускалась аренда земли и наем рабочей силы.

Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору.

Возродилось с/х: страна была накормлена. В 1921-222 было заготовлено более 38 млн центнеров хлеба, в 1925026 – более 89 млн. Поголовье крупного рогатого скота превысило довоенный уровень

В результате улучшилось снабжение, увеличились посевные площади.

 

  1.  В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия.

Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так возник новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. При этом деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет.

               Начался хозяйственный подъем и в промышленности. За два года валовая продукция увеличилась вдвое. С 1923г. начался быстрый рост числа рабочих, занятых в государственной промышленности. Восстанавливался транспорт, налаживалась его работа.

   

          Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая.

  1.  В финансовой сфере. Кроме единого Государственного банка появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Выпускались госуд. Займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности.

 В 1922г.  была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился советский червонец (10 руб), который высоко ценился на  мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией

  1.  В социальной сфере в 1922г. был принят новый Кодекс законов о труде, который отменил всеобщую трудовую повинность и ввел свободный наем рабочей силы.  Прекратились трудовые мобилизации, была проведена реформа в системе оплаты. Вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система оплаты, основанная на тарифной сетке.

   Но! Социальная политика имела ярко выраженную классовую направленность. При выборе депутатов в органы власти по-прежнему преимущество имели рабочие. Часть населения называли «лишенцами», т.к. они были лишены избирательных прав.

В системе налогообложения основная тяжесть приходилась на частныех предпринимателей. В городе и кулаков – в деревне. Бедняки от уплаты налогов освобождались, середняки – платили половину.

Итоги НЭПА

  1.  НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление народного хозяйства
  2.  Дал возможность укрепить позиции Советской власти на всей территории страны.

Но! Уже к середине 20-х гг. первые успехи сменились трудностями. Они объяснялись тремя причинами:

1Дисбалансом промышленности и сельского хозяйства

целенаправленной классовой ориентацией внутренней политики правительства

усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.

Индустриализация

Социалистическая Индустриализация  - это процесс создания крупной машинной индустрии во всех отраслях народного хозяйства с целью достижения технико-экономической независимости СССР от капиталистического мира, усиления обороноспособности государства в условиях изоляции страны на международной арене, повышения материального благосостояния трудящихся классов и превращения их в основу общества.

Цель индустриализации

  1.  Во второй половине 20-х гг. важнейшей задачей экономического развития стало  в кратчайшие сроки превратить страну из аграрной в индустриальную,
  2.  обеспечить ее экономическую независимость и укрепить обороноспособность.
  3.  модернизировать  экономику предприятий.

Курс на  инд. Провозгласил в декабре 1925г. 14 съезд Всес. Ком партии  (большевиков), /переименована после образования СССР/. На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их.

Необходимо было развить промышленность группы А:

  •  Добывающие отрасли / нефть, газ, уголь, черные и цветные металлы/ - разработка и введение в промышленную эксплуатацию новых месторождений
    •  Построить перерабатывающие предприятия
    •  Осуществить строительство дорог
    •  Новых электростанций
    •  Построить новые машиностроительные заводы
    •  Технически переоснастить старые предприятия.

 

Осуществление политики инд. Потребовало изменений в системе управления промышленностью. Был сделан переход к отраслевой системе управления с укреплением единоначалия и централизацией в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции.

На базе ВСНХ /Всес. Совета Народ Хоз/ были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности.

Основа механизма хозяйствования:

- чрезмерная централизация

  •  директивное командование
    •  подавление инициативы с мест

Чтобы подхлестнуть, ускорить индустриализацию, необходимо было выработать цель. План. Эта политика легла в основу принятия пятилетних планов. Первый план  (на 1928-1932) вступил в действие с 1 октября 1928г.  К этому времени еще не были разработаны задания пятилеток. План был утвержден на 5 Всесоюзном съезде Советов в мае 1929г. Главная задача пятилетки – превратить страну из аграрно- индустриальной – в индустриальную.

 Однако, очень скоро начался пересмотр плановых заданий в сторону повышения. Пленум ЦК партии уже осенью 1919г. утвердил новые контрольные цифры развития промышленности в сторону их увеличения.

 По мнению Сталина и его окружения, можно было к концу пятилетки увеличить:

  •  выплавку чугуна вместо 10 млн. тонн – 17 млн.
    •  выпустить вместо 55 тыс тракторов – 170 тыс
    •  произвести вместо 100 тыс. автомобилей 200 тыс.

Новые контрольные цифры не имели экономического обоснования.

Вторая пятилетка 1933-1937г. Ее главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей.

Субсидирование промышленности велось за счет внутрипромышленного накопления и перераспределения национального дохода через госбюджет в ее пользу.

Важнейшим источником ее финансирования стала «перекачка» средств из аграрного сектора в индустриальный. Кроме того, для получения дополнительных средств, правительство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег.  Приоритетное развитие промышленности группы А сказалось отрицательно на развитии легкой промышленности  - группы В   

В некоторых отраслях промышленности действительно были достигнуты очень высокие показатели

  •  в 3 раза выросла выплавка стали
    •  в 2,5 – производство электроэнергии
    •  возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо-,  автомобиле-, и авиастроительная.

 Горьковский автомобильный завод, уральский машиностроительный  и Челябинский тракторный завод, в Москве проложена первая линия метрополитена, десятки шахт, мартеновских печей, электростанций, железных дорог и т. д.

Среди рабочих разных отраслей промышлености получило широкое развитие стахановское движение по имени шахтера  Алексея Стаханова, который в сентябре 1935г. за одну смену выполнил 14 трудовых норм.

Результаты индустриализации

 

- фактически огосударствление всех сфер экономики, хотя формально декларировалось существование двух форм собственности; государственной и колхозно-коперативной.

- экономика декларировалась плановой, фактически она была сориентирована на форсирование превышение заданий

- сращивание аппарата репрессий с экономической жизнью

- Экономические взаимосвязи между предпринимателями и отраслями на основе хозрасчета переросли в государственные распределительные отношения

- родилось новое понимание эффективности народного хозяйства; работа на план и выполнение плановых заданий.

- высокий уровень централизации управления экономикой, тотальный контроль и регламентация за ее деятельностью;

- В результате развертывания складывалась общность условий жизни  и труда миллионов людей.

- Материало, - ресурсо, - трудоемкая экономика. Дешевизна труда. Сохранение высокой доли ручного труда.

- жизнестойкость экономики поддерживалась обеспечением дефицита денег в обращении посредством низкой заработной платы, политики госзаймов, высоких цен на промтовары.

- Цены росли быстрее, чем заработная плата, она быстрее, чем производительность труда.

- Эмиссия денежных знаков держалась на уровне в два раза ниже проста объема промышленного производства, это создало скрытую инфляцию.

- Приоритетное финансирование отраслей группы «А», а внутри них – военно- промышленного комплекса. Отсюда структурные диспропорции, отставание легкой промышленности от тяжелой, сельского хозяйства от промышленности.

– Остаточный принцип финансирования социально-культурной бытовой среды.

- Диспропорции в размещении производительных сил; основные производственные мощности первоначально создавались на территории Европейской части страны.   

3. Коллективизация

Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств:

  •  чрезмерное налоговое обложение
    •  увеличились цены на промышленные товары
    •  искусственно занижались закупочные цены на хлеб
    •  при отказе продавать хлеб государству по твердым ценам крестьяне подвергались уголовной ответственности
    •  местные Советы могли конфисковать часть их имущества.

В результате резко сократилась поставка зерна государству. В 1927г. это вызвало осложнения с хлебозаготовками и глубокий хлебный кризис. Особые «оперуполномоченные» и «рабочие отряды» изымали не только излишки, но и необходимый крестьянской семье хлеб.  Эти действия привели к обострению отношений между государством и сельским населением.

 Еще В.И. Ленин выдвинул идею постепенного добровольного перевода мелких мастных крестьянских хозяйств через кооперацию к крупному коллективному труду (кооперирование С/Х).

 При быстром росте городского населения, огромных потребностях ив Сельскохозяйственной продукции и сырье, необходимости получения средств для нужд индустриализации, руководство СССР отказалось от ленинских установок и перешло к насильственной сплошной коллективизации, которая началась в 1929г.

 В январе 1930г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах государства колхозному строительству». В нем намечались жесткие сроки ее проведения.  В основных зерновых районах страны (Среднее и нижнее Поволжье, Северный Кавказ, ее должны были завершить к весне 1931г., в Центральной  Черноземной области, на Украине, Урале, в Сибири и Казахстане – к весне 1932г. К концу первой пятилетки планировалось завершить коллективизацию в масштабах всей страны.

1929 г. был назван годом «Великого перелома»:

  •  частные владения обобществлялись
    •  крестьян заставляли вступать в колхозы – коллективные хозяйства
    •  отказавшихся – репрессировали.

В марте был принят Примерный Устав сельскохозяйственной артели. В нем провозглашался принцип добровольности вхождения в колхоз, определялся порядок объединения и объем обобществляемых средств.

 Для поддержки политики партии, в сельскую местность направлялись агитаторы – «сознательные» рабочие – партийцы (25-тысячники) «Поднятая целина». Они убеждали, а зачастую угрожали/ крестьян вступить в колхозы. Для технического обслуживания вновь возникших крестьянских производственных кооперативов в сельской местности организовывались машинно-тракторные станции (МТС).

В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств. В соответствии с постановлениями конца 20-30-х гг. прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы. В феврале 1930г. был принят закон, определивший порядок ликвидации кулацких хозяйств. В соответствии с ним, слой кулачества разделили на три категории:

  •  организаторы антисоветских и антиколхозных выступлений. Они подлежали аресту и суду
    •  наиболее крупных кулаков, отнесенных ко второй категории, надлежало переселять в другие районы
    •  остальные кулацкие хозяйства подлежали частичной конфискации имущества, а их владельцы – выселению на новые территории из областей прежнего проживания.
    •   В процессе раскулачивания были ликвидированы 1- 1,1 млн. хозяйств (до 15% крестьянских дворов)
    •  

В результате коллективизации:

  1.  93% крестьян были объединены в колхозы
  2.  в деревне распространилась командно-волевая система управления
  3.  в деревне были введены методы насильственного принудительного труда, ужесточился паспортный режим, который не позволял крестьянину выезжать, переселяться.
  4.  Был ликвидирован единоличник – кулак.
  5.  Произошло полное подчинение экономики села государству.

2  Социально-политическое развитие в 1920-30-х гг.  

Экономические преобразования коренным образом изменили структуру населения. С 1924 по 1934 г. количество рабочих и служащих увеличилось в 2 раза.

 Интенсивное развитие промышленности привело к  укрупнению старых и рождению новых городов. Численность городского населения увеличивалась ежегодно на 1,6 млн. чел.

Значительно выросла численность рабочего класса с 8,7 млн. в 1928г. до 20, 6 млн. в 1937

Была ликвидирована безработица. Главным источником пополнения рабочего класса являлись крестьяне, покинувшие деревню бывшие единоличники.

Изменилась структура сельского населения. Исчезли такие социальные группы как кулаки, батраки, появилась новая социальная группа – крестьяне-коллективисты.

Форсированная индустриализация ухудшила жизненный уровень людей Высокие цены на продукты с/Х, низкая зарплата.

 В то же времяч, была проделана работа по культурному преобразованию общества.

Ликвидирована неграмотность. Создана единая государственная система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней.

В первой пятилетке введено обязательное 4-х кл обр.

Во второй – 7- летнее обучение школьников.

Открыты ВУЗы, техникумы, стали действовать рабфаки (рабочие факультеты для подготовки к поступлению в эти уч. Учрежд.).

Быстро готовились специалисты, но подготовка зачастую страдала примитивизмом, давался минимум знаний, обучение носило идеологизированный характер. В ходе культурной революции формировалась советская интеллигенция.

 В 1922г. по согласованию с В.И.Лениным из страны были высланы 160 ученых, писателей, философов. Такие как Н.А. Бердяев, литератор М.А. Осоргин, ректор московского униврситета биолог Новиков.

 В 1920-30 репрессированы крупнейший биолог Н..И.Вавилов, писатель О.Э. Мандельштам, И.Э. Бебель, актер и режиссер В.Э. Мейерхольд, арестованы конструкторы А.Н. Туполев, Н.Н. Поликарпов, физик Л.Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С.П. Королев.   

 В развитии науки большую роль сыграли исследователи Арктики О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин,, геохимики В.И. Вернадский, А.Е. ферсман, физики П.Л. капица, Н.Н. семенов, создатель теории космонавтики К.Э. Циолковский.

Маргиналы, пришедшие к власти при низком культурном уровне, получили определенное образование.

Расширение масштаба репрессий и Формирование тоталитарного режима.

После смерти В.И. Ленина в январе 1924г. усилилась борьба за власть. Сталин старался на ключевые посты поставить своих сторонников. Значительно изменился состав партии. В 1924г.  по «ленинскому призыву» было принято сразу 240 тыс.человек. В основном партия пополнилась неграмотными рабочими.

Несмотря на письмо Ленина, на 13 съезде, при поддержке Каменева и Зиновьева, Сталин остался Ген. Секретарем. Альтернатива Сталину, был Лев Троцкий, и руководящие деятели партии поддержали Сталина.

Т. о. в блоке с Каменевым и Зиновьевым, Сталин расправился с Троцким (он был освобожден от должности председателя Реввоенсовета, позже исключен из партии, отправлен в ссылку в Алма-Ату, изгнан из СССР, убит

Затем Сталину стали мешать Зиновьев и Каменев. Опираясь на ленинградскую парторганизацию, они создали «новую оппозицию» и попытались на 14 съезде ВКП(б), отстранить Сталина от руководства. В борьбе со Сталиным, они объединились с Троцким , создав Троцкистско-зиновьевский блок.

Теперь Сталин ловко объединился с Бухариным, Рыковым, и используя резолюцию 10 съезда РКП(б) «О единстве партии», убрал с политической арены Зиновьева и Каменева

Когда Бухарин и Рыков стали выступать против чрезвычайных мер по отношению к крестьянам во время хлебозаготовок, их Сталин обвинил в предательстве,. Они были устранены.

  После убийства С.М.Кирова, в 1934г. начался массовый террор в партии, сформировался культ личности Сталина.

Стали насаждаться сталинская концепция об усилении классовой борьбы внутри страны по мере продвижения к социализму. Проходили открытые судебные процессы.

Важным звеном в формировании тоталитарного режима стал аппарат насилия – ВЧК, переименованное в 1922г. в ГПУ – главное политическое управление. Оно следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы, лагеря. Особое внимание уделялось политическим противникам большевистского режима. В 1922 г. ГПУ обвинило 47 арестованных ранее руководителей эсеровской партии в контрреволюционной деятельности. Состоялся первый крупный политический процесс при советской власти. Трибунал ВЦИК приговорил 12 обвиняемых к высшей мере наказания – смертной казни, остальных – к различным срокам тюремного заключения.. С идейным противостоянием было покончено.

 Многих ссылали на Соловецкий остров, где были применены изощренные средства, затем широко внедренные в практику ГУЛАГА.

 В начале 1930-х гг., параллельно с формированием режима личной власти Сталина, с новой силой развернулась борьба с инакомыслием. Увеличивались масштабы репрессий в отношении «Классовых врагов». Карательные меры коснулись практически всех слоев общества.

Индустриализация требовала рабочих рук. Дабы не утруждать государство зарплатой, была создана  в 1934 система ГУЛАГА  - главного управления лагерей, трудовых поселений и мест заключения. К концу 1930-х гг.  система ГУЛАГа включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних.  Если в 1930 г. в системе ГУЛАГа находилось 179 тыс. чел., то в 1935 – 996, 4 тыс. (офиц. данные)

 

Расширение масштабов репрессий сопровождалось нарушением законности. ЦИК СССР принял несколько постановлений, которые стали основой беззакония. Создавалось особое совещание – внесудебный орган в системе госбезопасности. Решение им вопросов об основании и мерах репрессий не подлежало контролю. На таком же принципе строили свою работу и другие внесудебные неконституционные органы – тройки НКВД. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения. Одним из теоретиков права, по подводивших научную базу под произвол 30-х гг. был генеральный прокурор СССР А.я. Вышинский.

1. Усиливались командно-административные методы руководства страны. Были ликвидированы многие общественные организации: Всесоюзная ассоциация инженеров, Российское общество радиоинженеров, Общество любителей русской словесности,  Общество истории  и древностей российских и т.д.

Продолжали действовать только те общества, которые могли быть использованы в интересах государства (Осоавиахим, Общество Красного Креста и Красного полумесяца, Международная организация помощи борцам революции – МОПР)

2. Репрессивная политика проводилась в отношении целых народов В 1937г. СНК и ЦК ВКП(б) постановили  немедленно выселить из дальневосточного края проживавшее там корейское население. Необходимость этого акта мотивировалась возможной засылкой на Дальний восток японскими спецслужбами китайских и корейских шпионов. 36 тыс. корейских семей (более 170 тыс.) были депортированы в района Средней азии.

  1.  Репрессии в отношении единоличных хозяйств – кулаков
  2.  репрессии командных кадров красной Армии: М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Егоров, В.К. Блюхер были расстреляны
  3.  Отношение государства к религии. В конце 20-х гг. усилилось государственное регулирование деятельности религиозных объединений. Весной 1930г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление «О религиозных объединениях». Вводился запрет на хозяйственную и благотворительную работу общин. Запрещалось преподавание религиозных вероучений в учебных учреждениях.. Для связи государства с религиозными организациями создана комиссия по вопросам культа при ВЦИК. Усилилась пропагандистская компания по разъяснению «Несостоятельности религиозных учений». Борьба с религией объявлялась борьбой за социализм.

Участились целенаправленные репрессии против духовенства. Было увеличено налогообложение церковнослужителей. В случае неуплаты налогов, их имущество конфисковывалось, а сами они выселялись в другие районы страны.

Был упрощен порядок закрытия церквей: решение этого вопроса передавалось облисполкомам и крайисполкомам Советов. В середине 1930-х гг. число действующих  культовых зданий (храмов, церквей, мечетей, синагог) составляло всего 25% от тех, что были до революции. В связи с этим, была упразднена комиссия по вопросам культа, а в новую Конституцию, принятую 5 декабря 1936г. не было включено положение о свободе религиозной пропаганды.   

К концу 30-х гг в СССР окончательно сложился тоталитарный режим –  авторитарная политическая система с высоким уровнем централизации власти пирамидального типа, полный контроль над всеми сферами жизни общества. Который был основан на авторитарных методах управления, к слиянию партии и государства и установлением личной диктатуры И.В. Сталина.

Культ личности Сталина – режим, при  котором вся полнота власти принадлежала одному человеку, личность которого боготворилась

Особенности тоталитарного режима:

  •  централизация системы управления экономикой
    •  сращивание политического управления с экономическим
    •  сужение демократических свобод и прав граждан и общественных институтов
    •  авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью.

Этот режим закрепила Конституция СССР 1936г., прикрывшая беззаконие в стране. По ней, национальные объединения наделялись минимальными правами и жестко контролировались центром.

Развивалась бюрократическая система руководства, все держалось на политике страха, террора, демагогии.

   Конституцию 1936г. называют конституцией победившего социализма, сталинской конституцией. Она зафиксировала главное завоевание – построение фундамента социалистического общества. Численность городских и сельских жителей приблизительно сравнялась. Страна достигла нового рубежа в развертывании процесса модернизации - превратилась из аграрной в аграрно-индустриальную державу.

  Конституция 1936г. содержала много демократических норм; вводилось всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний, митингов. Провозглашалось неприкосновенность личности, тайна переписки.

Слабостью конституции являлось то, что она не имела механизмов реализации провозглашаемых прав, оставалась документом, который расходился с реальной действительностью.

В политической части народовластие трансформировалось в народопредставительство. Руководящим ядром государственных и общественных организаций провозглашалась партия.

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двупалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между сессиями – Президиум Верховного Совета. (М.И. Калинин) Правительство страны сохранило старое название – Совет народных комиссаров. Оно являлось высшим исполнительным органом, подотчетным  Верховному Совету и его Прези

диуму. Председателем СНК с 1930г. был В.М. Молотов

Итоги развития общества 20-30-х гг.:

  1.  Исчезли эксплуататорские классы
  2.  Сократилось сульское население (с 80% в 1928 до 54% в 1940г.)
  3.  Аграрное перенаселение было ликвидировано жесткими мерами (около 5,5 млн. чел. раскулачено, около 6-7 млн. умерли от голода в 1932-1934, почти 18,5 млн. переехали в город)
  4.  Значительной социальной группой стали работники умственного труда (их численность возросла в 5 раз
  5.  Власть не могла обеспечить равноценной заботы обо всех категориях трудящихся. Социальная основа - рабочий класс: оплачиваемые отпуска, 7-час. Раб. День, 6-дн. Раб. неделя, оплата больничных листов, опл. отпуска по беременности и родам, пенсии по старости в ряде отраслей. Эти достижения осуществлялись за счет деревни: ни отпусков, ни пенсии, ни выплат по болезни, ни паспортов, ни гарантированной оплаты труда.
  6.  

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66956. Правила дорожного движения 282.5 KB
  Цель: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу на дороге. Ход мероприятия: 1 Ведущий. Взошло ласковое теплое солнышко, запели звонкие песни птицы и огласили начало нового дня.
66957. Привитие интереса к учебе, развитие гуманитарных представлений на уроке 162 KB
  Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями способствующими всестороннему развитию ребенка получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках применение здоровьесберегающих технологий привлечение...
66958. ЕКОЛОГІЧНА КАТАСТРОФА В УКРАЇНІ. ДЗВОНИ ЧОРНОБИЛЯ НАМ НАГАДУЮТЬ… 81 KB
  Мета проекту. Розширити знання дітей про трагедію віку – вибух на Чорнобильській АЕС, наголосити про потенційну небезпеку радіації для усього живого, розповісти про ліквідаторів аварії на Чорнобильській АЕС, показати, що чужої біди немає. Вчити застосовувати у повсякденному житті елементарні радіаційно-гігієнічні навички.
66959. Як знайти справжнього друга 66.5 KB
  Розглянути самостійність як найбільшу проблему нашого часу; розкрити причини самотності та необхідності мати друга; формувати вміння спілкуватися та дружити будувати правильні відношення. На одній його половині напишіть ті риси характеру які подобаються вам в інших людях на другій половині...
66960. Чи існує справжня дружба? 50 KB
  Що ж це значить уміти бути другом Давайте зясуємо як у тлумачному словнику пояснюється значення слова дружба Учень зачитує. Дружба взаємна симпатія прихильність одне до одного що базується на взаємному довірї відданості спільності інтересів ідей мети. У ХХІ столітті Жуковський писав слово Дружба з великої літери.
66961. Воспитательный час «Учимся дружить» 36.5 KB
  Ребята выучим наш девиз. Ребята хором повторяют девиз Давайте дружно будем жить И дружбой нашей дорожить И никогда не ссориться Тогда дела все спорятся IΙΙ. Подготовленные ребята инсценируют стихотворения Друзья. Правильно ли поступили ребята Почему Посмотрите ещё одну историю.
66962. Поговоримо про дружбу 404.5 KB
  Наприклад: Правдивий друг любить за всякого часу в недолі ж він робиться братом Є товариші на розбиття та є й приятель більше від брата привязаний. Не смійся коли хтось говорить за винятком якщо хтось жартує Завдання № 1 На початку уроку звучить запис пісні Справжній друг муз.