71652

Статистика научно-технического прогресса

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Этапы и направления научно-технического прогресса Основные этапы научно-технического прогресса характеризуют такие направления как: Разработка новой техники выпуск первой промышленной серии. Освоение производства и выпуска новой техники характеризующееся показателем обновления...

Русский

2014-11-10

40 KB

3 чел.

Статистика научно-технического прогресса

Для анализа учета состояния науки, использования на практике научных достижений и эффективности научных исследований в статистической практике используют четыре группировки:

• научный потенциал;

• научные исследования;

• затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• результативность и эффективность научных исследований, научно-технических разработок. Кроме того, научные учреждения группируются по принадлежности к той или иной отрасли хозяйства.

Для оценки каждого раздела приведенной выше группировок в статистической практике сложилась следующая система показателей:

I. Научный потенциал характеризуют:

Показатели научных кадров (численность научных работников, структура научных работников — руководящий персонал, доктора наук, кандидаты наук, старшие, младшие научные сотрудники, численность аспирантов и защитивших диссертацию на конец отчетного года, в том числе с отрывом и без отрыва от производства, с разбивкой по отраслям науки: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, из них — экономические).

Показатели материально-технического обеспечения науки: машины и оборудование, передаточные устройства опытно-экспериментальных заводов и фабрик, экспериментальных цехов, мастерских, баз, отделов, производств, конструкторских бюро, лабораторий, опытных хозяйств, станций.

П. Показатели научных исследований характеризуют: количество тем по годовому тематическому плану научно-исследовательских работ, продолжительность их выполнения; в том числе: выполненных по целевым научно-техническим программам, предусмотренных планом к окончанию и законченных в отчетном году, подлежащих внедрению и внедренных в отчетном году, количество открытий, изобретений, рационализаторских предложений, научных публикаций в отчетном году.

III. Показатели общих затрат оцениваются по источникам финансирования.

IV. Показатели эффективности оценивают по количеству научных исследований, разработанных и рекомендованных к внедрению научных результатов, научных публикаций в отчетном году, в том числе монографий, брошюр, статей, тезисов, ожидаемому годовому экономическому эффекту от разработанных нововведений.

Дополнительно к этим четырем группам рассчитываются показатели, взаимоувязанные с общим потенциалом страны:

  •  удельный вес затрат на научные исследования в общем объеме национального дохода за отчетный период;
  •  удельный вес капитальных вложений на развитие науки в общем объеме капитальных вложений в экономике страны;
  •  отношение числа организаций науки и научного обслуживания к числу предприятий, состоящих на самостоятельном балансе;
  •  доля среднегодовой численности занятых в организациях науки и научного обслуживания в средней годовой численности работающих в других областях;
  •  отношение стоимости основных фондов организаций науки и научного обслуживания к общей стоимости основных фондов  отраслей экономики.

Этапы и направления научно-технического прогресса

Основные этапы научно-технического прогресса характеризуют такие направления, как:

• Разработка новой техники (выпуск первой промышленной серии).

• Освоение производства и выпуска новой техники, характеризующееся показателем обновления продукции, который рассчитывается по формуле

Коэффициент обновления продукции =

Стоимость новой продукции

Общий объем выпускаемой готовой продукции

Показатели освоения и внедрения новой техники входят в статистическую отчетность предприятий—потребителей новой техники.

Показатели использования новой техники в масштабах страны рассчитываются по двум направлениям:

1) для домашнего потребления изделий длительного пользования: (холодильники, стиральные машины, пылесосы, автомашины и т. д.), т.е. не участвующих в дальнейшем производстве материальных благ;

2) для производственного потребления, в том числе на нужды:

а) электрификации:

Коэффициент электрификации по энергии (коэффициент фактической электрификации) показывает, какую часть фактически потребляемой энергии составляет электроэнергия;

Коэффициент энерговооруженности= труда

Количество потребляемой энергии в производстве

Затраты труда (число отработанных рабочим человеко-часов)

б) механизации:

Коэффициент

механизации труда =

Количество груда, затраченного на механизированном пр-ве (человеко-часов)

Общее количество затраченного труда (человеко-часов)

в) химизации, характеризующейся разработкой и внедрением новых химических продуктов и химических методов обработки в отраслях экономики;

г) специализации, под которой понимается обособление и выделение производства какого-либо продукта в самостоятельную отрасль;

д) экономической эффективности от внедрения достижений науки и техники в экономику, обусловивших прирост прибыли (снижение себестоимости) от выпуска и использования новой техники:

t= (Рt – Ct) qt- (P1 – C1) q1

t — прирост прибыли в t-м году;

Рt — оптовая цена (без НДС) в t-м году;

Ct—себестоимость производства единицы новой продукции в t-м году в руб.;

(P1C1) — оптовая цена без НДС и себестоимость единицы ^у          заменяемой продукции в году, предшествующем II:          внедрению техники

qt и q1 — объем производства новой продукции в t-м году и соответственно заменяемой продукции в году, предшествующем внедрению новой техники в (натуральных единицах новой техники).

Снижение себестоимости от использования новой техники определяется по формуле:

С = (С1 – Сt) qt,

где С1— себестоимость единицы продукции в году до внедрения новой техники,

Сt — себестоимость единицы продукции в t-м году;

qt  объем производства в t-м году в натуральных единицах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69253. Професійне самовизначення учнів у процесі трудового навчання 83.5 KB
  Професійне самовизначення учнів у процесі трудового навчання Зміст професійного самовизначення учнів. Особливості профорієнтації учнів у процесі трудового профільного і професійного навчання. Визнано що одним з головних завдань школи є підготовка учнів до свідомого вибору професії.
69254. Загальні питання трудової підготовки учнів 82 KB
  Предмет і завдання курсу. Процес трудової підготовки та його складові частини. Методи наукових досліджень. Перспективний педагогічний досвід організації трудової підготовки учнів. Аналіз навчальної і науково-методичної літератури з трудової і професійної підготовки.
69255. Історико-педагогічний огляд розвитку проблеми трудової підготовки учнів 201 KB
  Історія розвитку трудового і професійного навчання. Етапи становлення трудової і професійної підготовки в загальноосвітній і професійній школі за роки радянської влади. Трудова підготовка учнів у сучасній загальноосвітній школі та шляхи її реформування.
69256. Політехнічні основи трудової підготовки 259.5 KB
  Але якщо порівняти зміст шкільної програми 1954 року коли трудове навчання було відновлено у школі із змістом діючої програми то легко прийти до висновку що ставить великі зміни. Причому вони відбувалися поступово протягом усього періоду і вимагали від вчителя трудового навчання...
69257. Сучасний учитель трудового навчання 73.5 KB
  Національна школа і проблема модернізації підготовки вчителя трудового навчання. Основні вимоги що ставляться до сучасного вчителя трудового навчання. Особливості педагогічної діяльності вчителя трудового навчання. Організація методичної роботи вчителів трудового навчання та їх атестація.
69258. Методика формування в учнів поняття про техніку 136 KB
  Наступність у вивченні техніки у 59 класах. Формування в учнів поняття про типові і спеціальні деталі види та призначення типових деталей машин: опори осі вали підшипники зубчасті колеса кріпильні деталі; їх умовні позначення; види з’єднань деталей: рухомі і нерухомі рознімні і нерознімні.
69259. Методика навчання учнів основним видам технологічних процесів 123.5 KB
  Ознайомлення учнів із знаряддями праці для ручної обробки матеріалів різанням способами отримання виробів заданої форми і розмірів. Методика удосконалення в учнів прийомів вимірювання лінійкою кутником складним метром; формування вмінь виконувати розмічання за допомогою шаблонів та інструментів.
69260. Методика навчання електротехнічних робіт і елементів автоматики 203.5 KB
  Методика формування в учнів шостого класу поняття про квартирну освітлювальну мережу. Методика ознайомлення учнів з побутовими електронагрівальними приладами. Методика ознайомлення учнів з будовою принципом дії та призначенням колекторного електродвигуна.
69261. Методика навчання учнів складанню та оздобленню виробів 179.5 KB
  Методика навчання учнів п’ятого класу прийомів з'єднання деталей за допомогою цвяхів, клею ПВА, зачищенню з’єднань та остаточної обробка виробів з фанери. Методика ознайомлення учнів шостого класу з прийомами та способами з’єднання деталей з тонколистового металу...