71652

Статистика научно-технического прогресса

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Этапы и направления научно-технического прогресса Основные этапы научно-технического прогресса характеризуют такие направления как: Разработка новой техники выпуск первой промышленной серии. Освоение производства и выпуска новой техники характеризующееся показателем обновления...

Русский

2014-11-10

40 KB

3 чел.

Статистика научно-технического прогресса

Для анализа учета состояния науки, использования на практике научных достижений и эффективности научных исследований в статистической практике используют четыре группировки:

• научный потенциал;

• научные исследования;

• затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• результативность и эффективность научных исследований, научно-технических разработок. Кроме того, научные учреждения группируются по принадлежности к той или иной отрасли хозяйства.

Для оценки каждого раздела приведенной выше группировок в статистической практике сложилась следующая система показателей:

I. Научный потенциал характеризуют:

Показатели научных кадров (численность научных работников, структура научных работников — руководящий персонал, доктора наук, кандидаты наук, старшие, младшие научные сотрудники, численность аспирантов и защитивших диссертацию на конец отчетного года, в том числе с отрывом и без отрыва от производства, с разбивкой по отраслям науки: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, из них — экономические).

Показатели материально-технического обеспечения науки: машины и оборудование, передаточные устройства опытно-экспериментальных заводов и фабрик, экспериментальных цехов, мастерских, баз, отделов, производств, конструкторских бюро, лабораторий, опытных хозяйств, станций.

П. Показатели научных исследований характеризуют: количество тем по годовому тематическому плану научно-исследовательских работ, продолжительность их выполнения; в том числе: выполненных по целевым научно-техническим программам, предусмотренных планом к окончанию и законченных в отчетном году, подлежащих внедрению и внедренных в отчетном году, количество открытий, изобретений, рационализаторских предложений, научных публикаций в отчетном году.

III. Показатели общих затрат оцениваются по источникам финансирования.

IV. Показатели эффективности оценивают по количеству научных исследований, разработанных и рекомендованных к внедрению научных результатов, научных публикаций в отчетном году, в том числе монографий, брошюр, статей, тезисов, ожидаемому годовому экономическому эффекту от разработанных нововведений.

Дополнительно к этим четырем группам рассчитываются показатели, взаимоувязанные с общим потенциалом страны:

  •  удельный вес затрат на научные исследования в общем объеме национального дохода за отчетный период;
  •  удельный вес капитальных вложений на развитие науки в общем объеме капитальных вложений в экономике страны;
  •  отношение числа организаций науки и научного обслуживания к числу предприятий, состоящих на самостоятельном балансе;
  •  доля среднегодовой численности занятых в организациях науки и научного обслуживания в средней годовой численности работающих в других областях;
  •  отношение стоимости основных фондов организаций науки и научного обслуживания к общей стоимости основных фондов  отраслей экономики.

Этапы и направления научно-технического прогресса

Основные этапы научно-технического прогресса характеризуют такие направления, как:

• Разработка новой техники (выпуск первой промышленной серии).

• Освоение производства и выпуска новой техники, характеризующееся показателем обновления продукции, который рассчитывается по формуле

Коэффициент обновления продукции =

Стоимость новой продукции

Общий объем выпускаемой готовой продукции

Показатели освоения и внедрения новой техники входят в статистическую отчетность предприятий—потребителей новой техники.

Показатели использования новой техники в масштабах страны рассчитываются по двум направлениям:

1) для домашнего потребления изделий длительного пользования: (холодильники, стиральные машины, пылесосы, автомашины и т. д.), т.е. не участвующих в дальнейшем производстве материальных благ;

2) для производственного потребления, в том числе на нужды:

а) электрификации:

Коэффициент электрификации по энергии (коэффициент фактической электрификации) показывает, какую часть фактически потребляемой энергии составляет электроэнергия;

Коэффициент энерговооруженности= труда

Количество потребляемой энергии в производстве

Затраты труда (число отработанных рабочим человеко-часов)

б) механизации:

Коэффициент

механизации труда =

Количество груда, затраченного на механизированном пр-ве (человеко-часов)

Общее количество затраченного труда (человеко-часов)

в) химизации, характеризующейся разработкой и внедрением новых химических продуктов и химических методов обработки в отраслях экономики;

г) специализации, под которой понимается обособление и выделение производства какого-либо продукта в самостоятельную отрасль;

д) экономической эффективности от внедрения достижений науки и техники в экономику, обусловивших прирост прибыли (снижение себестоимости) от выпуска и использования новой техники:

t= (Рt – Ct) qt- (P1 – C1) q1

t — прирост прибыли в t-м году;

Рt — оптовая цена (без НДС) в t-м году;

Ct—себестоимость производства единицы новой продукции в t-м году в руб.;

(P1C1) — оптовая цена без НДС и себестоимость единицы ^у          заменяемой продукции в году, предшествующем II:          внедрению техники

qt и q1 — объем производства новой продукции в t-м году и соответственно заменяемой продукции в году, предшествующем внедрению новой техники в (натуральных единицах новой техники).

Снижение себестоимости от использования новой техники определяется по формуле:

С = (С1 – Сt) qt,

где С1— себестоимость единицы продукции в году до внедрения новой техники,

Сt — себестоимость единицы продукции в t-м году;

qt  объем производства в t-м году в натуральных единицах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78497. Сенсорное развитие детей подготовительной к школе группы в продуктивных видах деятельности (рисовании) 61.93 KB
  Предмет исследования: определение уровней сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы в рисовании. Цель объект предмет позволили определить задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме сенсорного развития детей; Описать особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста; Определить уровни сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы МДОУ № 93 г. Гипотеза исследования предполагает что целенаправленная систематическая работа по...
78498. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста 81.32 KB
  Развитие креативности у детей младшего школьного возраста Актуальность темы исследования обусловлена современным общественным развитием стремлением психолого-педагогической науки преодолеть негативные последствия как социального так и образовательного экспериментирования. Таким образом проблема развития креативности детей младшего школьного возраста занимает большое место в современной психологии и является актуальной. Цель: исследование специфики креативности детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: процесс развития...
78499. Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности 123.53 KB
  Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности Актуальность исследования проблемы креативности детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности созданием условий для формирования основных компонентов творческого мышления. Задача развития креативности общей способности к творчеству стоит и перед первой образовательной ступенью начальной школой. Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде причем различные факторы влияющие на...
78500. Арт-техники в практике индивидуальной работы психолога с подростками 1.03 MB
  Рисунок который был сделан на первой встрече называется Мое настроение рисунок. Кате сначала было сложно включиться в работу но когда она сосредоточилась то быстро изобразила рисунок на предложенную тему. Она работала старательно и помощи ей не потребовалось в течение всего занятия она ясно поняла что и как надо сделать. Рисунок полученный в результате был очень темным и скудным по своей экспрессии и имел диагностический характер.
78501. Влияние научно – исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности 43.82 KB
  Влияние научно – исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности Креативность является сравнительно новой психологической характеристикой появившейся в психологии в начале 50х гг. Исследования креативности за рубежом начались раньше чем в России. Активно разрабатываются и адаптируются западные диагностические методики измерения креативности на российских выборках. Исследование креативности и организации школьных научных обществ с различных точек зрения больше носит теоретико-эмпирический характер и имеет...
78502. Развитие креативности в старшем школьном возрасте 67.58 KB
  Развитие креативности в старшем школьном возрасте На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере науке технике происходят глобальные изменения. Научный интерес вызывают концепции креативности Дж. Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте. Предмет исследования процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.
78503. Развитие художественного интереса учащихся старших классов на материале музееведения 382.5 KB
  Вся идеология работы с подрастающим поколением должна строиться на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии. Очень важно, чтобы подрастающее поколение совершенствовалось и развивалось не только в музыкальном, литературно-художественном плане
78505. Психологические факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников 53.43 KB
  В современных условиях интеллектуальному развитию школьников придаётся особое значение наряду с другими развивающими целями и задачами обучения. Развитие интеллектуальной сферы школьников рассматривается многими исследователями как условие пронизывающее весь учебный процесс. В этой связи своевременным становится вопрос о специальной подготовке будущих учителей к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников.