71661

История возникновения и формирования диагностических знаний о человеческих характеристиках

Лекция

Психология и эзотерика

В 30 – е годы 19 века Христиан Вольф ввел понятие психометрии и призывал измерять, например, величину внимания у человека. Реализация идей измерения психических явлений началась с открытия закона Э. Вебера и Г. Фехнера в середине 19 века

Русский

2014-11-10

55 KB

0 чел.

Лекция. История возникновения и формирования диагностических знаний о человеческих характеристиках.

Понятие «психология» появилось в 1590 году – теолог Гоклениус.

         В 30 – е годы 19 века Христиан Вольф ввел понятие психометрии  и призывал измерять, например, величину внимания у человека. Реализация идей измерения психических явлений началась с открытия закона Э. Вебера и Г. Фехнера в середине 19 века

         Создателем собственно научных представлений о душе человека стали работы Вильгельма Вундта с 1862 года. Знаменателен год 1879 – появилась первая исследовательская лаборатория под руководством В.Вундта в Лейпциге.

История измерительных процедур в психологии связана с именами великих исследователей человеческой души – Вильгельма Вундта, Френсиса Гальтона, Джеймса Кеттелла, Альфреда Бине и некоторых других.

Вильгельм Вундт  (1832 – 1920 г.г., жил 88 лет).

Вильгельм Вундт родился в семье протестантского священника, был 4-ым ребенком в семье, с выраженной разницей в возрасте  с предыдущим ребенком  – 8 лет. В виду этого обстоятельства жил весьма одиноко в своей семье. В одной комнате с ним жил викарий, помощник отца.  Его имя Фридрих Мюллер. Именно он оказался настоящим воспитателем мальчика, был ему ближе отца и матери, не стеснял его дисциплиной, был не строг в отборе сведений, нужных для обучения мальчика в домашних условиях при подготовке в гимназию. Может быть, поэтому гимназию Вундт называет в дневнике «школой страданий», хотя начал учиться в ней с 13 лет.

В 1851 г. поступает в университет в южном городке Тюбингене, где учился физиологии.  Физиология, анатомия, физика, химия стали его любимыми предметами.  Понимает, что лечить людей, занимаясь только практикой, он не сможет.  Переезжает в город Гейдельберг и учится в университете 3,5 года. Больше убеждается, что его влечет наука. В эти годы самый передовой край науки был в Берлине, где она уже  стала экспериментальной. Вундт переезжает в Берлин в 1856 году на один год. По возвращении в город Гейдельберг он защищает диссертацию, пишет свои первые научные статьи.

Встреча в 1858 г. со знаменитым физиологом Гельмгольцем, совместная экспериментальная работа с ним, привели интересы Вундта  к психологии.

1862 г. – создается программа изучения психологии в университете

«Очерки по теории чувственных восприятий»

В структуре знания психологии человека и животных выделены три           части:

1. экспериментальная психология

2.этническая психология

3. научная метафизика.

1863 г. – продолжение научной работы, результатом которой стали «Лекции о душе человека и животных», где впервые появляются идеи экспериментальных исследований.

1873 г. – пишет научный труд в двух частях «Основания физиологической психологии», переиздававшиеся при жизни автора 6 раз!

1875 году едет в Лейпциг, куда приглашен в качестве профессора кафедры философии в Университет.

1879 год – открывает маленькую лабораторию – колыбель мировой славы психологии, - куда собраны друзья и единомышленники Вундта:

Эмиль Крепелин (1856 – 1926 годы жизни)

Освальд Кюльпе (1862 – 1915 г.ж.)

Эрнст Мейман (1862 – 1915 г.ж.) – все немцы, а также два американца

Стенли Холл и Джеймс Кеттелл.

1881 г. – лаборатория превращается в Институт психологии.

1883 г. – издается первый в Европе психологический журнал «Философские исследования», который в 1905 году получает новое название «Психологические исследования».

Концепция науки психологии В.Вундта структурулистическая, сознание разбито на ощущения, образы и  чувства. Впервые применил естественнонаучный метод для анализа осознаваемого внутреннего опыта человека.

История жизни В. Вундта – это история его научных трудов. Научные труды для него больше, чем дети. Результат жизни  В. Вундта создание условий для самостоятельного развития науки психологии, привлечение измерительных шкал для изучения ощущений.

Умер в собственном доме, в 1920 году.  Его кабинет в университете в Лейпциге стал музеем.

Френсис Гальтон.

Френсис Гальтон жил в Англии (1822 – 1911 годы жизни), 89 лет. Его называют в психологии «исследователь и мыслитель».

Лорд, 9-ый ребенок в семье, кузен Чарльза Дарвина, их судьбы похожи – материально благополучные люди, получившие качественное образование  в Кембридже, гениальные ученые.

Биографы приводят текст записки, написанной рукой маленького Френсиса (четырех лет от роду) своей сестре Адель (12 лет):

«Мне четыре года. Я могу читать любую английскую книгу. Я могу назвать все латинские существительные, прилагательные, глаголы 52 строк латинского стиха. Я знаю сложение, могу множить на 2, 3, 4, …….10, 11. я немного читаю по-французски, знаю часы».

Примечание: в записке сделана только одна орфографическая ошибка.

Значимые события жизни Френсиса Гальтона.

1840 год – начинается обучение в университете.

1844 год – умирает горячо любимый отец Френсиса, диплом врача не получен, университет оставлен, начинаются годы «охоты и путешествий».

1849 год – возвращается в Англию, занимается наукой географической.

1853 год – брак с Луизой Батлер. Брак оказался бездетным.

1865 год – опубликовал труд о наследственности человеческих черт, наследственности таланта и характера. Автору было 47 лет. Чарльз Дарвин в этом же году опубликовал работу «Происхождение видов» -  ему было 50 лет.

Заслуги Ф. Гальтона перед наукой психологией:

  1.  реализовал на практике идею массового исследования индивидуальных черт человека.

В Кенсингтоне в 1884 году, под Лондоном, за 3 пенса посетители Международной выставки здравоохранения могли измерить 17 показателей их здоровья. В антропометрической лаборатории Ф. Гальтона за один день проходили измерения около 90 человек. Помощники собрали 9 337 карточек с индивидуальными измерениями. После закрытия выставки в Лондоне лаборатория путешествовала по другим городам Англии. Впервые измерения времени реакции человека на различные раздражители были обозначены Гальтоном словом «тест».

2. обратил внимание на  отпечатки пальцев, их неповторимость рисунка, что стало началом развития знаний в области дактилоскопии – криминалистическая экспертиза.

3. в 1877 году был применен впервые метод корреляций для анализа измерений времени реакции человека.

Сотрудники Гальтона:

Карл Пирсон (1857 -1936) – математик, близкий друг  и биограф Ф.Гальтона. коэффициент Пирсона.

Фишер (            ) – дисперсионный анализ.

Чарльз Спирмен (1863 - 1945) – разработал факторный анализ (технику) и расчет ранговых корреляций.

4. идея валидности тестовых измерений, поиск соответствия в измерении психических функций и внешнего поведения человека.

5.основатель дифференциальной психологии и психометрии

6. основатель науки евгеники – поиск связи между физиогномикой и характером человека.

Использование наблюдений за близнецами привел к появлению метода в психологии – близнецового метода.

Пытались дать портрет преступникам, увидеть в конституции человека склонность к чахотке.

Фашизм и ненаучное толкование этой науки негативно повлияли на ее развитие, но метод дает интересные результаты и сегодня.

7. исследование ассоциативного мышления Ф. Гальтоном было началом проективной психологии.

Гальтон обратил внимание на то, что частота повторяющихся ассоциаций у человека много выше математически ожидаемой частоты. Ассоциации  очень индивидуальны.  Наиболее стойки ранние ассоциации, т.е. те, которые связаны с детством человека. Ассоциации очень важны для изучения человека. Ассоциации являются «доводом в пользу существования более глубоких уровней психических операций, глубоко погребенных под пластом сознания». Техника Гальтона в изучении ассоциаций была усовершенствована К. Юнгом и М. Вертгеймером и через 35 лет будет названа ими проективной психологией.

Джеймс Кеттелл.

Джеймс Кеттелл прожил 84 года (1860 - 1944). Его по праву называют первым профессором психологии, что произошло в Пенсильванском университете.

Интерес к психологии появился под влиянием лекций  Ст. Холла, по рекомендации которого Кеттелл отправился в Европу к Вундту. Привез ему в подарок печатную машинку, что по признанию самого Вундта удвоило продуктивность научных работ ученого.

1886 г. – переезд в Англию к Френсису Гальтону. Так привлекательна была для него  работа с индивидуальными различиями людей.

Гальтон полагал, что умственные функции можно объективно измерять с помощью испытаний сенсорного различия и времени реакции. Кеттелл начал осуществлять это испытания, названные в английском языке словом тест.

В 1890 году была опубликована работа Дж. Кеттелла «Умственные тесты и измерения», где это понятие приобрело психологический смысл такой же, как сегодня.

Исторические заслуги Джеймса Кеттелла в психологии:

  1.  тест стал рассматриваться  как разновидность научного эксперимента, все требования к эксперименту распространяются на тестовые испытания – одинаковость условий для  испытуемых,

ограниченность испытаний во времени,

влияние посторонних людей исключено,

физические условия проведения испытаний должны быть удобными для людей – тепло, светло, комфортно,

результаты измерения должны быть подвергнуты математической обработке.

  1.  открыл явление антиципации, изучал объем внимания, скорость чтения с помощью изобретенного им  прибора тахистоскопа, что повышало  значение не только экспериментальной психологии, но и общей теории психологии.
  2.  разработал серии умственных заданий для студентов колледжа:

измерение мышечной силы

скорость движений

чувствительность к боли

острота зрения и слуха

различение веса

время реакции на различные раздражители

объем легких, и др.,

что связывались с умственными способностями, и объяснялось это тем, что элементарные функции можно измерить довольно точно. Но показатели измерений не совпадали с независимыми оценками преподавателей и академической успеваемостью студентов колледжа. На этот момент обращено внимание и современных диагностов. Тест всего лишь конкретное испытание конкретных возможностей человека, а толкование его результатов приобретает широкое значение. Тест рассматривают в диагностике как модель какой-то сложной жизненной ситуации, более простой схематичный вариант этой ситуации. Правомочно ли оценки решения тестового задания переносить на жизненное поведение людей. Вопрос об эквивалентности модели и реальной жизни продолжает и сегодня оставаться дискуссионным. Сегодня он также обсуждается в психологии, как и 100 лет назад.

  1.  увлекался евгеникой Ф. Гальтона

у Дж. Кеттелла было семеро детей. В завещании он записал пожелание к своим детям, чтобы они выбирали себе в качестве брачного партнера человека из семьи преподавателей университетов США. Назначил дополнительно к брачному вознаграждению 1000 долларов, если это условие будет выполнено. Надеялся на появление качественных в интеллектуальном отношении внуков. Результаты договора неизвестны для нас.

    5. большой организатор науки (в Соединенных Штатах Америки)

        С 1895 года издает журнал «Наука»

         С  1894 года – «Психологическое обозрение», с 1915 года - журнал «Школа и общество».

          В 1917 году на свои деньги – 40 тыс. долларов – основал корпорацию по выпуску тестов психологии и стал заниматься издательской деятельностью, став очень богатым человеком.

Альфред Бине.

Альфред Бине жил во Франции. (1857 -1911 годы жизни).

Получил образование юриста, увлекся изучением психиатрии под ру4ководством Ж. Шарко. В 1894 году становится директором психологической лаборатории в Сорбонне и основывает первый психологический журнал во Франции.

В 1904 году получил заказ от Министерства образования Франции работать в Комиссии по разработке средств выявления умственно отсталых детей. Ему удалось создать задания, с помощью которых можно было бы быстро дифференцировать детей способных к обучению в государственных школах  от ленивых и не желающих учиться, а также от тех, которые по своему развитию не  способны были учиться с нормальными детьми. Этот заказ был обусловлен введением закона о всеобщем образовании в стране еще в 1881 году  и  возникающими трудностями на пути его реализации в течение длительного времени. Бине собрал информацию о том, какие знания и навыки давались в государственных школах Франции, составил аналогичные задания. Содержание заданий   не должно было повторять школьные задания, но отражало повседневный опыт детей разных возрастов, нужный для той среды, в которой дети живут. Бине разбил их по степени трудности и по возрастным ступеням от трех до двенадцати лет.  Отбирались задания только в том случае, если дети решали их в 80 % - 90 % случаев и если их решали успешно 75 % детей данного возраста. Выборку составили 3000 детей. Получилась батарея тестовых заданий для детей. Она сразу же приобрела большую популярность и была переведена на немецкий и английский языки. В соавторстве с другим детским врачом  - Теодором  Симоном – Альфред Бине провел многочисленные измерения внимания, памяти, мышления у детей указанных возрастов. 30 заданий стали рассматриваться как средство определения уровня развития ребенка в умственном отношении. Смотрите примеры заданий в книге  - Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. «Словарь – справочник по психодиагностике», 2001.

В 1908 году была опубликована первая в мире работа об измерении интеллекта «Метрическая шкала интеллекта» - Бине – Симон.

Вскоре были введены изменения в шкалу Бине – Симона.

В 1912 году У. Штерн  ввел понятие коэффициента интеллектуальности, который высчитывался при соотношении умственного возраста (количества заданий, решенных на уровне своего возраста) и хронологического возраста, что умножалось на постоянный коэффициент -  100. Соотношение умственного и хронологического возраста стали рассматривать как показатель темпа умственного развития ребенка.

В 1916 году в Станфордском университете США под руководством Льюиса Термена была проведена стандартизация шкалы, введено понятие нормы, что позволило сравнивать данные измерения и давать рекомендации испытуемым по оказанию помощи в их умственном развитии. Все разрабатываемые шкалы интеллектуальности и тесты проверялись по критерию валидности в сравнении со шкалой Станфорд-Бине. Удовлетворительного решения проблемы измерения интеллектуальности для взрослых, как для детей,  сегодня пока не найдено.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

581. Основные понятия стресса. Техники снятия стресса 78 KB
  Несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами человека. Неблагоприятные социальные условия. Ситуации повышенной моральной или материальной ответственности. Затылочно-лобная самокоррекция. Стирание стрессовой информации из памяти.
582. Макроэкономика, краткий конспект 470.5 KB
  Характерные особенности макроэкономики как науки. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. Субъекты и рынки кругооборота. Основные макроэкономические тождества.
583. Графическое представление данных (построение диаграмм) 83 KB
  Основные понятия и термины, используемые при работе с диаграммами. Построение, редактирование и форматирование различных диаграмм.
584. Использование и способы работы с переменными в Visual Basic 57 KB
  Ознакомиться с типами переменных, их описанием в программе. Тип Variant, переменная этого типа может иметь любой размер.
585. Теория и практика семейного права. Нормы семейного права и семейное законодательство 94 KB
  Нормы семейного права и семейное законодательство. Цель и принцип семейного законодательства. Права и обязанности родителей и детей. Форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности детей по содержанию родителей и заботе о них.
586. Правосторонняя нижнедолевая пневмония 72 KB
  История настоящего заболевания. Осмотр системы органов дыхания, пищеварения и брюшной полости. Клинический анализ крови. Выявления поражения миокарда, нарушения проводимости, ритма, возбудимости. Подтверждения клинического диагноза, для выявления воспалительных инфильтратов в легких и туберкулезных очагов
587. Роль ТНК и экономической интеграции в современной мировой экономике 188 KB
  Понятие,специфика деятельности и причины возникновения транснациональных коорпараций. Деятельность транснациональных корпораций в условиях глобализации. Развитие транснациональных корпораций на современном этапе в Республике Беларусь. Эволюция транснациональных корпораций в системе современных международных экономических отношениях.
588. Многопролетное одноэтажное здание каркасного типа 72.5 KB
  В проекте разрабатываются архитектурные, конструктивные решения промышленного здания с учетом заданных габаритов, материалов, целевой направленности и основных нормативных требований.
589. Экономико-статистический анализ себестоимости зерна в СПК 82.33 KB
  Краткая природно-экономическая характеристика СПК Соляное. Экономико-статистический анализ себестоимости зерна. Состав, структура и динамика земельных угодий. Аналитическое выравнивание рядов динамики себестоимости зерна.