71678

Религиоведение: Учебное наглядное пособие

Книга

Религиоведение и мифология

Цели задачи и практическое предназначение курса Основные понятия религиоведения Понятие бытия и человека в христианской религии Основные этапы становления религиоведения как науки Происхождение и ранние формы религии Предпосылки религиозности и формирования религиозных институтов.

Русский

2014-11-10

613 KB

1 чел.

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Санкт-Петербургский университет

Религиоведение:

Учебное наглядное пособие

Кафедра философии и социологии

Санкт-Петербург

2012

Артемов А.А., Балахонский В.В., Назаренко А.М. Религиоведение: Учебное наглядное пособие – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД, 2012– 61с.

Учебное наглядное пособие по религиоведению предназначено для слушателей и курсантов  Санкт-Петербургского университета МВД России, изучающих теоретико-методологические и социально-исторические аспекты становления и развития религиозного мировосприятия с древнейших времен и до наших дней. Пособие состоит из 3 частей: в первой части приводятся схемы, ориентированные на теоретическое осмысление сущности, структуры и функций религии; вторая часть содержит материалы по истории возникновения и развития различных религиозных конфессий; в третьей части особое внимание уделяется практике использования религиозных идей в экстремистских целях. При составлении схем третьего раздела использовался материал, содержащийся в учебном пособии: Хвыля-Олинтер А.И., Кудин В.А., Лобанов К.Н. Религиоведение. – Белгород: БелЮИ, 2006.              

        Учебное наглядное пособие содержит иллюстративный материал по основным темам и разделам учебного курса «Религиоведение»; в нем представлена вся панорама мировой религиоведческой мысли и основных религиозных направлений.

Рассмотрено на заседании кафедры философии и социологии (Протокол от  « 9 » октября 2012г., № 3) и утверждено на заседании Методического совета (Протокол от « 30 » октября 2012г., № 2).

Рецензенты:

В.И. Стрельченко, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена);

И.Ф. Кефели, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой культурологии и глобалистики Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова.

© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012

Предмет  религиоведения

 

   

 

 

 

Цели, задачи и практическое предназначение курса

 

Основные понятия религиоведения

Понятие бытия и человека в христианской религии

 

 

 

 

 

 

Основные этапы становления религиоведения как науки

Происхождение и ранние формы религии

Предпосылки религиозности и формирования религиозных институтов.

 

 

Общее в религиозных представлениях, обрядах и церковной истории народов

 

 

 

Национальные религии Китая

 

 

 

Буддизм

 

 

 

 

 

Христианство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  Ислам

 

 

 

 

 

Формирование и развитие представлений о свободе совести

 

      Участие деструктивных культов в антиобщественных акциях

 

 

  Общие черты действующих в России деструктивных культов

 

 

 

 

Оценка деструктивности и психологического насилия в культе

 

 

 

Использование деструктивными культами контроля сознания

 

 

 

Авторы - составители:

                                    Артемов Андрей Александрович,

                                     кандидат философских наук, доцент

                                     Балахонский Виталий Витальевич,

                                     доктор философских наук, профессор

Назаренко Александр Михайлович,

кандидат исторических наук, доцент

 

Религиоведение:

Учебное наглядное пособие

Технический редактор

                                                  Корректор

Подписано в печать и в свет _________.          Формат 60х84 1/16

Печать офсетная.          Объем ______ п.л.                    Тираж ______ экз.

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете МВД России

198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1


Религиоведение
-  это область познания, занимающаяся изучением природы и истории религии.

Структура религиоведения

философия

религии

история

религии

криминология религии

Изучает возникновение и развитие религии в целом и отдельных конфессиях

Изучает криминальные явления в религиях мира в отношении их причинности и профилактики и религиозные явления в криминальном ракурсе

Рассматривает сущность религии, структуру религиозного сознания, картину мира, созданную в рамках религиозного мировоззрения.

Функции религиоведения

познавательная

просветительская

мировоззренческая

Предметом религиоведения являются существующие религиозные системы, которые изучаются в двух аспектах:

в практическом аспекте (конкретные формы проявления религиозности человека, общности, конфессии и т.п.)

в теоретическом аспекте 

(в частности, такие проблемы, как: человек - бытие, мир земной - мир божественный, прошлое - настоящее - будущее, Бог - истина - любовь и др.)

Основные направления религиоведческих исследований:

1. теоретическое и нравственное богословие, религиозная философия, где источником выступают тексты священных писаний, преданий и их трактовки

2. историческое богословие и история религиозных объединений (мировая история, региональная история, в рамках одного государства, отдельной церкви, отдельной общины верующих), где источниками является вся совокупность исторических свидетельств о деятельности церквей, святых, верующих, как-то: письменные, вещественные, изобразительные и этнографические источники, кино-фото-фонодокументы

3. практическое богословие, то есть изучение богослужения, искусства проповеди (гомилетики), миссионерства и пастырства, где источниками выступает изучение церковных канонов, учебников (катехизисов), конкретной деятельности церковно-священнослужителей с применением методов социологических исследований

4. прикладное религиоведение - религиоведческая география, религиоведческая политология, религиоведческая культурология, религиоведческая психология, религиоведческая социология, религиоведческое правоведение, методика преподавания религиоведческих дисциплин - когда источники и методики соответствующих специальностей кладутся в основу исследований

Методология изучения мировых религиозных систем предполагает два пути получения знания:

второй - доопытный, или априорный, предполагающий духовно-чувственный аспект постижения явления

первый - опытный, или приорный, то есть в результате чтения соответствующих источников, комментариев к ним и литературы, с использованием личного опыта приобщения к той или иной форме религиозности (большинство студентов такой опыт уже имеют)

Методики лекционно-практических занятий находятся в тесной зависимости от поставленных целей и задач преподавания и включают:

общие методы научного познания

(текстовый анализ, анализ от простого к сложному, сравнительный анализ, системный анализ, конкретно-научные методы)

особые методы духовного приобщения к явлению и постижения истины

образовательная, то есть формирование системных и целостных общих представлений об основных мировых религиозных системах

воспитательная, то есть способствующая воспитанию и проявлению таких качеств личности студента, как терпимость к инаковости и к ближнему, понимание, толерантность в общении, искреннее стремление к пониманию, ясность ума и духовное просветление

Цели

мировоззренческая, то есть позволяющая расширить общий кругозор и поле сознания обучающегося, позволить ему лучше ориентироваться в процессах мироздания

Последовательное изучение базовых религиозных представлений и форм церковных институтов

Задачи

(определяются в соответствии с целями и формируют программу курса)

Изучение буддизма как религии Бога-Духа

Изучение христианства как религии Бога-Сына

Изучение ислама как религии Бога-Отца

Изучения религиозного синкретизма как смешения и «осовременивания» разных доктрин и учений

Практическое предназначение курса видится в том, чтобы учащийся смог со знанием дела ориентироваться во множественности религиозных идей и институтов, существующих в современном мире.

Религия

(от лат. religare - связывать, соединять, объединять)

Это есть представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. 

По определению протоиерея Русской Православной Церкви Александра Меня (1935 - 1990), «религия есть преломление Бытия в сознании людей» 

Национальные религии

  •  Индуизм
  •  Иудаизм
  •  Конфуцианство
  •  Синтоизм

Племенные религии

  •  Синкретическое единство ранних форм религий (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм)
  •  Культ предков
  •  Шаманство

Функции религии

мировоззренческая

охранительная

социально-критическая

социального контроля

компенсаторная

адаптационная

Типология религий

Мировые религии

  •  Буддизм
  •  Христианство
  •  Ислам

Нетрадиционные религии

  •  Новый век
  •  Сайентология
  •  Общество сознания Кришны

социальной самоидентификации

= Божие Бытие = пребывание Бога в Божественном единстве. Бог есть некое сверхсущество, которому нет равных на земле и которого невозможно до конца постичь человеческим разумом.

Это то, что имеет три области (ипостаси): 

Это проявление всеблагой воли Бога, выразившейся в создании невидимого (духовного) и видимого (материального) мира.

Бытие

= Небесное Бытие = невидимый духовный (энергетический) мир, населенный бестелесными и бессмертными духами, одаренными умом, волею, могуществом.

Это то, что существует в космосе (греч. kosmos - вселенная, мир, вместилище Бытия, не знает границ, пространства, времени, предела).

= Земное Бытие = видимый, материальный, проявленный мир, который был сотворен Богом последовательно в шесть актов творения.

Человек

образ (возможное внешнее сходство, а также наличие духа свободного, разумного и бессмертного)

подобие (при помощи духа обладает собой и миром и владеет земным бытием) Бога

Имеет две природы бытия:

Имеет три составляющих бытия:

духовную

материальную

земную (в виде матери-ального тела)

небесную (в виде духовно-материальной души)

божественную (в виде нематериального/иноматериального духа)

Выделяются следующие основные этапы становления религиоведения как науки: 

древние века - 17 век - как предыстория религиоведения, когда не выделен самостоятельный предмет исследования, религии изучаются в совокупности с другими науками о человеке, отсутствует научный аппарат исследований, религиозные идеи и практика описываются, а не анализируются (авторы Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.)

1.

18 век - первая половина 19 века - как становление научного религиоведения, когда выделяется предмет и формируется научный аппарат исследований, наряду с описательными методами появляется научный анализ, складываются три основных типа религиоведческих исследований - философский, исторический и богословский (авторы Джон Толанд, Жозеф-Франсуа Лафито, Шарль де Бросс и др.)

2.

вторая половина 19 века - 20 век - как выделение и борьба двух основных направлений в религиоведении - дарвинизма и креационизма, характеризующегося также развитием научного аппарата исследований, дополнением естественноноучного и прикладного религиоведения, международным сотрудничеством в области религиоведческих исследований и созданием специальных международных религиоведческих научных организаций (авторы Чарльз Лайель, Льюис Генри Морган, Фридрих Энгельс, С.А.Токарев; П.Д.Шантепи де ля Соссей, Фредерик В.Фаррар, А.В.Мень и др.)

конец 20 века и по настоящее время - как преодоление крайностей дарвинизма и креационизма, когда международное сотрудничество позволяет освобождаться от необоснованных и идеологизированных концепций, а также использовать данные смежных наук о природе и человеке в процессе религиоведческого анализа (Чарльз Тэкстон, Аднан Октар, Алан Уилсон, Брайан Сайкс, Станислав Гроф, Борис Искаков и др.)

3

4

Предпосылки религиозности исследователи видят:

как созданный человеком институт общественной жизни для лучшего выживания в обществе и защиты своих интересов (Эдвард Уилсон)

как искаженное отражение внешнего мира (Фридрих Энгельс)

как страх перед непознанным и иллюзия утешения (Бертран Рассел)

как необходимый, естественный этап социализации человека (материалистическая концепция)

в природе

в обществе

как смысл жизни (Макс Вебер)

как универсальный коллективный невроз (Зигмунд Фрейд)

как тип мышления, особое переживание, неопределенное сознание, то есть функция организма (Ульям Джеймс, Люсьен Леви-Брюль)

как фактор природы человека по творению, изначальный, единственный в своем роде, как важнейших импульс, лежащий в основании всего процесса тварности человека как Образа и Подобия Бога и последующей эволюции человека и общества (Эдуард Леруа, Кристофер Даусон, Александр Мень)

Все названные представления составляют основные компоненты религиозной веры, то есть такого эмоционально-психологического состояния человека, которое определяет его отношение к миру и влияет на его поведение. 

представление об извечной борьбе двух начал - добра и зла, когда доброму поклоняются, а злого стремятся умилостивить

магия (греч. mageia - колдовство), то есть представления о возможности людей особыми способами воздействовать на окружающий мир и связанные с этими представлениями действия. По сути магические действия бывают церковными и внецерковными, по целям - производственная, любовная, лечебная и иная магия

тотемизм (индейцы оджибве «от-отем» - его род), то есть представления о существовании связи и преемственности данного человеческого рода и растения, животного, горы, реки и т.п. (в современном мире животное не убивают и не употребляют в пищу, изображения тотемов встречаются на гербах)

Общие религиозные представления

анимизм (лат. anima - душа и animus - дух), то есть представления о душе как особом существе, заключенном в тело, и о духе как особом существе, могущем существовать в теле, вне тела и без тела

представление о единстве, целостности духовного и материального мира, когда сверхъестественное не отделяется от естественного

фетишизм (португал. feitico - талисман), то есть представления об особых свойствах одушевленных и неодушевленных предметов, камней, растений, явлений природы, специальных культовых предметов

поведенческий 

императив (Бог посылает благодать по вере и поведению)

основание (священные писания, предания...)

содержание (догматика)

предмет (Бог...)

Религиозная вера имеет:

во-вторых, исполнитель/ или объект воздействия

во-первых, идеальная цель

Обряд (последование, согласие) есть символическое выражение в действиях некоей идеи, а также символическое воздействие на предмет с определенной целью. Для его реализации необходимо:

обряды производственно- бытовые, которые связаны с конкретными потребностями бытия, обращены как к первому, так и ко второму уровням бытия (Божьему и Небесному), их основная задача - помощь в решении насущных проблем, как-то: рождение, инициация, брак, рождение детей, старость, смерть, производство, погодные условия

обряды духовно-родовые, которые отражают представления человека о мироздании, обращены к первым лицам (Бог, верховный дух-покровитель рода), их главная задача - защита и покровительство добрых сил, милость со стороны злых сил

Типы религиозной обрядности:

Соединение религиозных представлений и потребности в упорядоченном и правильном исполнении обрядов привело к возникновению особой группы людей - церковно-священнослужителей и породило специфический общественный институт - церковь.

С точки зрения богословия, церковь есть от Бога установленное общество верующих, соединенное словом Божиим, священноначалием, таинствами, управлением самого Господа, для вечной жизни и спасения.

Церковь - это закономерный этап в человеческой истории, свидетельствующий о зрелости религиозных представлений и развитости обрядовой практики; это также своеобразная уступка материальной составляющей человека, материальным законам бытия. Процесс возникновения церквей идентичен для всех народов и неостановим. 

земная - странствующая и небесная - торжествующая реальность

частная моноконфессиональная или национальная община верующих

малая территориальная община верующих

дом, здание, место, куда собираются верующие для молитвы

Предназначение церкви:

вселенское собрание верующих

видимая, то есть состоящая из живущих ныне людей, и невидимая, то есть духовная, реальность

  •  наличия церквей, проповедников, служителей, организующих специфическую для каждой религии культовую практику

  •  закрепленного в священных текстах морально-нравственного кодекса поведения верующих

  •  совокупности религиозных представлений, основу которых составляет догматика как свод непререкаемых истин

Все религиозные системы структурно однородны и включают триаду, состоящую из:

Особенное в религиозных системах проявляется:

в восприятии Бога

в центральной проблеме догматики

в особенностях морально-нравственного кодекса поведения в зависимости от места, времени и догматики

в специфике церквей и проповеднической деятельности, служения

Национальные религии

религия, возникшая на Индийском субконтиненте; историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон»

религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

традиционная религия Японии; основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших; испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.); в Китае это учение известно под названием «Школа ученых»; традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя, но выделение конфуцианства в качестве отдельного учения связывается с именем одного философа под именем Конфуций.

Индуизм

Конфуцианство

Синтоизм

Иудаизм

На практике

В теории 

выдержал испытания злого духа, владыки смерти Мары

постиг и сформулировал четыре великих истины

стал первым проповедником буддизма

открыл первокирпичики Бытия дхаммы

показал, что Бытие есть взаимодействие дхамм, подчиненное карме

нашел метод превращения дхамм в состояние покоя, открыв восемь последовательных ступеней правильного Бытия

доказал, что каждый человек может достичь абсолютного бытия, то есть нирваны

Основные источники вероучения

Канон

на языке пали ок. 80 года до н.э. при царе Ваттагамани на Цейлоне.

Состоит из трех частей

Дхаммапада

изречения Сиддартхи Гаутамы, первая половина 6 века до н.э., язык пали. По структуре - 26 глав, которые делятся на отдельные изречения - стихи. По содержанию - плоды размышлений о разных сторонах жизни людей, о достижении просветления, о нравственном поведении, о добре и зле

3. Паравара-питака (краткий учебник, ответы на основные вопросы верующих)

2. Кандаки-питака (условия принятия в общину, правила монашества)

  1.  Виная-питака (каноническое право, 227 правил церковной дисциплины)

Три-питаки (корзины)

Сутта-питака (пять частей собраний связанных поучений, основы проповедей Будды, диалоги, стихи, предписания Его учеников)

Абхидхамма-питака (семь трактатов о метафизике, этике и психологии дхаммы, распространенное изложение и изъяснение закона дхаммы)

Предметы веры буддизма

Бог есть абсолют и единственная реальность в меняющемся мире, Он есть первокирпичик Бытия, Он есть проявляющий себя в трех телах:

  •  духовном (дух космический),
  •  небесном (дух пребывающий)
  •  эмпирическом (дух преобразующий)

Будда Гаутама есть проявление Бытия Бога в космическом теле.

система мироздания состоит из абсолютного и процессуального бытия.

Абсолютное бытие:

  •  постоянно, тождественно нирване, то есть вечному ничто;
  •  единственная реальная сущность Вселенной;
  •  бытие Будды в космическом теле;
  •  вечное блаженство;
  •  не знает времени, границ, лежит за пределами скорости света;
  •  может персонифицироваться и проявляться в жизни людей под именами различных божеств - Вайрочаны, Амитабхи, богини Таро и др. 

Процессуальное бытие

  •  тождественно сансаре и имеет одиннадцать уровней;
  •  изменяемо от прошлого к будущему и обратно;
  •  проявляется как результат взаимодействия дхамм;
  •  подчинено законам пространства и времени. 

Дхаммы есть первоэлементы бытия, на которые разлагается поток сознательной жизни; их природа абсолютна; по составу это тонкие, конечные (неделимые), недоступные анализу элементы материи, духа и сил (энергий); скорость взаимодействия дхамм меньше скорости света.

Закон есть то, что всякое сущее проявляется в процессуальном бытии на одном из 11 уровней в зависимости от своей кармы (судьбы). Уровень тем выше, чем больше гармании между абсолютным бытием и поведением - бытием данного сущего.

Trisarana есть три прибежища буддистов - Будда + Дхамма + Сангха, посредством которых достигаются высшие уровни бытия и просветление.

Четыре великие истины:

  1.  в мире есть зло, страдания, и они не случайны;
  2.  поскольку все в этом мире причинно обусловлено, зло и страдания имеют свое происхождение: они зависят от рождения, которое определяется привязанностями;
  3.  если устранить причину, то зло и страдания прекратятся;
  4.  к прекращению зла и страданий ведет Благородный восьмеричный путь (то есть путь построения гармонии между своим процессуальным и абсолютным бытием).

Нравственность в буддизме - это категория, неразрывно связанная с человеком.

Подробная  (5 skandha + 12 ayatana + 18 dhatu)

  •  Ayatana есть 12 составляющих познавательных способностей человека, то есть шесть внутренних баз, или воспринимающих способностей (органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, мысли/сознания), и шесть внешних баз, или объектов (видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое, нечувственное объектное/ входящее в сознание). 
  •  Dhatu есть 18 составляющих сознания человека, по три позиции осознания видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, осязаемого, нечувственного. 

Простейшая (skandha) составные образующие элементы и факторы существования человека, включает пять групп:

  1.    rupa - материальные свойства или признаки;
  2.    vedana - ощущения;
  3.  sanna - восприятия, представления;
  4.    sankhara - наклонности, способности, воля;
  5.  vinna a - мысль, разум, сознание. 

Непосредственной связи между элементами нет (т.к.  в космосе нет единого всепроникающего вещества, нет единого времени, нет прямой обусловленности между элементами).

Однако все составляющие человека как духовно-материальной сущности подчиняются законам причинности земного времени и пространства.

  •  закону нравственности, который проявляется в одушевленном и одухотворенном мире. 

  •  закону роста, который проявляется в органическом мире

  •  закону однородности вещества, который проявляется среди элементов «мертвой» материи

Нравственный закон («Дхаммапада») состоит в следующем: 

«Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума».

Очищение своего ума достигается тремя практиками:

Достижение добра достигается продолжением освоения Практики высшей нравственности в той ее части, которая включает восемь ступеней правильного самовоспитания, то есть Благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, намерения, речь, поступки, жизнь, усилия, память и сосредоточенное размышление. 

Практикой высшего медитативного сосредоточения, целью которой является постижение и принятие trisarana и пустоты/вечного ничто; осуществляется путем отбрасывания пяти ошибок, применения восьми противоядий, прохождения девяти состояний сосредоточенности, развития четырех видов умственной деятельности

Устремленностью к просветлению, которая основывается на совершенном овладении предыдущими тремя практиками; ее целью является стать просветленным, то есть буддой, и достичь нирваны; осуществляется путем заботы о благе всего живого, избавления от страданий и обретения счастья; в потоках сознании устраняются причины, порождающие страдание, и создаются причины счастья. 

Практикой высшей мудрости, целью которой является постижение мудрости абсолютного знания во всеобщей относительности; осуществляется путем развития пяти видов мудрости

Неделание зла достигается Практикой высшей нравственности в той ее части, где она рекомендует воздерживаться от десяти недобродетелей: трех физических - лишение жизни, воровство и разврат; четырех речи - ложь, злословие/побуждение к ссоре, грубость/оскорбление, пустословие; трех ума - зависть, злонамеренность, ложные взгляды.

Основные направления  буддизма

хинаяна - «малая колесница», «узкий путь спасения» через монашество, архатство и суперархатство

гелугпа (15 в., Тибет) - «школа добродетели», основатель - тибетский религиозный деятель и проповедник Цзонхава, основана на строгом соблюдении правил монашеской дисциплины, безбрачии, запрете есть мясо и употреблять алкоголь, лама выступает в качестве доброго друга и учителя

ламаизм (7 - 14 вв., Тибет) - основан на ваджраяна и махаяне, особую роль играют ламы и монастыри, существуют два свода канонических текстов - Ганджур (108 книг) и Данджур (225 книг)

тхеравада (11 в., Мьянма) - царь Анаврата ввел термин «учение отцов» для обозначения группы монашеских сект, идущих по пути хинаяны, сегодня представлены малыми церквами Сиам-никая, Амарапура-никая, Раманния-никая, Двара-никая, Тхаммают-никай, судхамма, Швегон, Раманн, Рицу (специфически японская), Маха-никай и др.

дзэн (6 век, Китай) - основан на махаяне, включает монашество, допускает непосредственную передачу учения молящемуся и медитирующему

махаяна (2 век до н.э. - 2 век н.э.) - «большая колесница», «широкий путь спасения» путем соблюдения нравственного закона, молитвы и одаривания монашествующих

ваджраяна - «алмазная колесница», тантризм, узкий путь, поклонение мужскому и женскому началу, йога

Основные источники христианского вероучения

  •  священное писание, то есть письменное свидетельство о Божием откровении, которое сегодня насчитывает 66 канонических книг Библии (от греч. библос - книга, отсюда библиотека - собрание божественных книг)

27 книг составляют Новый Завет (1 век, большинство книг написано на греческом, часть - на арамейским и латинском; около 10 составителей). Новый Завет заключает Иисус Христос со своей Церковью, то есть всяким, уверовавшим в Него и Отца Небесного.

39 книг составляют Ветхий Завет (собрание составлено в 5 в. до н.э. богословом и одним из авторов Ездрой; в конце 2 века богослов Тертуллиан дает название этому собранию книг Ветхий Завет, то есть союз/договор, который Бог заключил с народом Израиля через Авраама, Иакова и Моисея)

  •  церковные каноны, то есть правила и определения отдельных церквей и соборов.

  •  жития святых, признаваемые ортодоксальными и католической церквами

  •  учения святых отцов - Иустина Философа (2 век), Иринея Лионского (2-3 века), Афанасия Великого (3-4 века), Иоанна Златоуста (4 век), Григория Богослова, Василия Великого, Иаонна Кассиана Римлянина (4-5 века), Кирилла Александрийского (5 век), Иоанна Лествицы (6 век), Иоанна Дамаскина (7 век), др.

  •  правила и определения Вселенских Соборов, из которых первые семь признаются всеми христианскими церквами

  •  священное предание - письменные источники о Боге, то есть как минимум 11 неканонических книг Библии;

вера в воскресение и жизнь, в Царство Божие, которое наполнит всю вселенную

вера в крещение во оставление грехов

вера в единую (Бог един), святую (исходит от Бога), соборную (вселенская в пространстве и во времени, имеет смысловую природную полноту) и апостольскую Церковь (Бог посылает Иисуса Христа, а Иисус Христос - апостолов, чтобы хранить Его слово и исполнять Его волю) 

вера в Духа Святого, Животворящего, как Духа Жизни, Истины, Божественного Сыновства, личного присутствия Бога в человеке

вера в то, что Бог-Сын Иисус Христос есть Господь, который

  •  Единороден, то есть рожден от Отца прежде всех век,
  •  ради нашего спасения сошел с небес и вочеловечился,
  •  был распят, страдал и похоронен,
  •  воскрес из мертвых на третий день, что положило начало воскресению всего человечества,
  •  взошел на небеса и сел одесную Отца, то есть восстановил непосредственную связь между Богом и людьми,
  •  опять придет судить живых и мертвых,
  •  Его царствию не будет конца как символу соединения неба и земли

вера в то, что Бог-Отец Божественным Словом и Божественным Духом творит весь видимый и невидимый, небесный и земной мир и пребывает в этом мире своим всеприсутствием; 

вера в Бога, Единого, Истинного и Живого, который нетварен, существует вечно, имеет три ипостаси - Отец, Сын, Святой Дух; 

Предметы христианской веры

Основные понятия христианской нравственности

  •  родительская (пример: любовь Бога-Отца к Сыну Иисусу Христу)

  •  детей к родителям (пример: любовь Иисуса Христа к Богу-Отцу).

  •  Идеальная (супружеская) означает совершенную полноту жизненной взаимности, высший символ идеальных отношений между личным началом и общественным целым (отношения Иисуса Христа и Его Церкви)

Грех (буквальное значение слова «промах мимо цели») - это отчуждение человека от своей подлинной сущности, помрачение Образа Божия в человеке. Восемь ступеней греха: прилог, неясное стремление, ясное желание, впадение в грех, грех как привычка, грех как порок, грех как страсть, смертный грех (неверие, хула на Святого Духа, лишение себя жизни).

Источники греха:

1 - собственная плоть, унаследовавшая от прародителей изменение в природе человека и ложное самоопределение,

2 - мир как внешнее искушение властью, богатством, безнравственностью,

3 - диавол.

Грех преодолевается созиданием добра.

Любовь - это влечение одного существа к другому для взаимного дополнения жизни.  

Основные этапы истории христианства и направления в христианстве

Первый этап = 15 - 1 вв. до н.э. = предыстория христианства, ветхозаветный период, религия народа Израиля. 

Второй этап = 1 - 3 века = новозаветный период, становление христианства как мировой религиозной системы: народы Римской империи и Аравийского полуострова; поликонфессиональные общины и церкви; как правило, жестокие преследования со стороны местных властей.

Третий этап = 4 век - первая половина 11 века = ортодоксальный период, когда господствует ортодоксия (греч. неуклонное следование основам учения Иисуса Христа), все церкви «древнего образца» во главе со старейшиной-патриархом. Христианство как религия приобретает массовый характер; складываются догматика, основы нравственности, религиозный культ; в ряде территория христианству придается статус государственной религии

Четвертый этап = вторая половина 11 века - 15 век = первый вселенский раскол христианства, становление католицизма в лице единой всемирной=кафолической церкви. 1054 - 1059 годы: конфликт кардинала Гумберта Сильва Кандиды, посланника папы Льва IХ, и патриарха Михаила Керулария. Латеранский синод. 

Отличия католической церковного устройства:

(а) всемирная по характеру деятельности;

(б) управляется папой как наместником Бога на земле и коллегией кардиналов-епископов;

(в) папа избирается коллегией и одобряется духовенством и мирянами;

(г) коллегия интернациональна по составу. 

Теологические отличия: 

(1) filioque, то есть исхождение Святого Духа «и от Сына»;

(2) догмат о непогрешимости папы;

(3) догмат о телесном вознесении Дквы Марии; (4) догмат о чистилище как промежуточном состоянии между раем и адом;

(5) равнозначность священного писания, священного предания, постановлений Соборов и суждений пап. 

Культовые отличия: спасение только через церковь; культ Богородицы; все духовенство целибатное, к ведению служб и исполнению треб допускаются женщины (с 20 века). 

Пятый этап = 16 - 19 века = второй вселенский раскол христианства, становление протестантизма и новых малых христианских церквей. В основе лежат две идеи: возвращение христианства к чистоте и заповедям апостольского века и церковь для верующих. 

Культовые отличия протестантизма: богослужение на родном языке; отказ от пышного культа, икон, статуй, от ряда таинств (за исключением крещения и причащения, как ясно заповеданных Спасителем); отказ от ряда молитв (за святых, за усопших, поскольку судьбы не изменишь, только Бог может спасти по Своему усмотрению).

Теологические отличия протестантизма:

(1) вера - непосредственная связь человека с Богом6 «Разум готовит веру, а Библия открывает ее»;

(2) признают только Библию как источник веры, а все остальные тексты - пояснения и комментарии;

( 3) спасение достигается через веру, но творит его только Бог (путем исправления греховной природы каждого человека в отдельности);

(4) монашество и безбрачие осуждаются как добровольный отказ от спасения (спасаются те, кто в миру);

(5) церковь - в человеке и в его семье;

(6) таинства есть знаки общения человека с Богом, имеют символическое значение, поскольку напоминают о спасении и оправдании;

(7) мировая история есть история борьбы Бога и Сатаны, поэтому от каждого верующего зависит исход этой борьбы. 

Идейные течения в протестантизме, оформившиеся и в церковное устройство: 

  •  лютеранство (с 1517 года)
  •  англиканство (с 1534 года); 
  •  цвинглианство (1522г.)
  •  кальвинизм (1534г.)
  •  реформаторство (1536-62гг)
  •  пресвитерианство (1648-1875гг). 

Малые протестантские церкви: 

  •  ранние (16 век) = социниане-унитарии; анабаптисты; меннониты; 
  •  средние (17-18 вв.) = баптисты; квакеры; методисты; 
  •  поздние (19 век) = ученики Христа - кампбеллиты; мормоны - святые последних дней; адвентисты седьмого дня. 

Шестой этап = 20 век и по настоящее время = зарождение неохристианства как одного из направлений мирового синкретизма (греч. соединение, слияние разнородных элементов). Основной лозунг: Да будут свет! любовь! добро! 

Типология церквей неохристианства

миссионерско-просветительские: Вифания, Слово веры, Живое слово, Сайентологическая церковь и др.; 

аскетические церкви (по типу ранних общин): Народный храм, ЮСМАЛОС (Белое братство) и др.;

христианско-африканские церкви: Избранные евангелического возрождения (Уганда), Номья Луо (Кения), Церковь Бога в Бурунди, Церковь Харриса и др.

объединительные: Церковь объединения Сён Мён Муна, Движение Иисуса, Дети Бога Моисея Берга и др.; 

Современная география и положение христианских церквей

католическая церковь = епископии или приходы по всему миру; верующих свыше 900 млн. человек, из них около 3 млн. духовенства

протестантские церкви = по всему миру, верующих около 325 млн. человек

ортодоксальные церкви = около 20 автокефальных церквей в Евразии, Африке и США; верующих около 300 млн. человек, из них около 1 млн. духовенства

неохристианские церкви = по всему миру, особенно в США и Африке, не более одного процента от общего количества христиан в мире

Библия

(в переводе с греч. – книги) - собрание текстов, канонизированных религиозными традициями иудаизма и христианства в качестве Священного писания

Новый Завет

Ветхий Завет

(по-еврейски – Танах)

включает в себя 27 книг: четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна),

  1.  Деяния святых Апостолов (приписываются составителю Евангелия от Луки, бывшему учеником апостола Павла),
  2.  Послания апостольские (четырнадцать приписываются Павлу, одно Иакову, два Петру, три Иоанну, одно Иуде),
  3.  Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

включает несколько групп текстов, написанных на древнееврейском языке в 12–2 вв. до н. э. и условно делимых на:

  1.  Пятикнижие (Тора) – 5 хроникально-законодательных книг, приписывавшихся пророку Моисею (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие);
  2.  Пророки (Набиим) – Исайя, Иеремия, Иезекииль и 12 «малых пророков»

3) Кетубим – несколько древних хроник (кн. Иисуса Навина, кн. Судей, 4 книги Царств) и Писания (сборники текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам: кн. Притчей Соломона, кн. Иова, кн. Екклесиаста, Песнь Песней и др.).

Собор

( греч. «сопутствие», то есть путь, по которому вместе приходят к общей цели)

Вселенские соборы - соборы, на которых представлена вся Церковь, в отличие от поместных, имеющих лишь местное представительство.

         Возрождение:  происходят изменения не только в политических, экономических, но и в мировоззренческих установках. Терпимость к наличию у другого человека иных религиозных или нерелигиозных убеждений становится возможной в результате изменения представления о человеке, становления понятия личности как самоценной и самодостаточной индивидуальности, обладающей от рождения определенными правами и нуждающейся для своей самореализации в свободе. Человеческая свобода начинает утверждаться как свобода совести, и, следовательно, была неотделима от распространения убеждения о том, что человек остается человеком, даже если он исповедует другую веру

Первый Никейский (325 г.)

Цель: преодолеть церковный раскол, вызванный арианством. Особым предметом споров в христианстве стало учение Оригена об апокатастасисе (греч. – восстановление всех вещей).  Ориген положил начало александрийской христологии. Он не разделят представления о единосущности Сына (Христа – Логоса) и Бога-Отца.  Ариане настаивали на формулировке, что Христос подобосущен Отцу. Также был оформлен догмат троичности  (Христос единосущен Отцу, но – отдельное лицо Троицы) христианства, составляющих его отличие от других теистических религий (иудаизма и ислама).

Первый Константинопольский (381 г.)

Важнейшим завоеванием является учение о Святом Духе. Тем самым христианство доводит до логического предела центральную идею теизма (понимание Абсолюта), что завершается догматом боговоплощения. Стоял вопрос: каким образом вездесущность божества оказывается вмещенной в пределы одного-  единственного человеческого тела. При разрешении этого парадокса возникли несторианская (провозглашается идея совершенной раздельности двух природ Христа, божественной и человеческой ) и монофизитская (говорит о полном поглощении божественной природой Логоса человеческой природы Христа) ереси.

Эфесский (431 г.)

Халкидонский (451 г.)

Стоял вопрос о единстве двух природ Христа. Халкидонское вероопределение, в котором провозглашено, что божественная и человеческая природы во Христе сосуществуют «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно», стала для всей Церкви образцом христологической ортодоксии.

Второй Константинопольский (553 г.)

Третий Константинопольский

(680-681 гг.)

Второй Никейский (787 г.)

Мусульманство есть сообщество людей, предающих себя Богу. Отсюда стиль, тип поведения и манер мусульманина, для которого нет деления жизни на светскую и религиозную части.

4.  Хадисы (божественные изречения) - слова Мухаммада, которые считаются богодухновенными.

3. Сунна (с араб.  путь, пример, образец ) - сообщения о земной жизни и учении Мухаммада, передаваемые из уст его жен, последователей, всех слышавших пророка.

2. Тафсир - объяснение, толкование Корана.

Сложились несколько типов тафсира:

(а) буквальное истолкование смыслов, опирающееся на древность;

(б) рационалистическое толкование и теологические коранические откровения;

(в) аллегорические истолкования Корана, мистические духовные прозрения как результат его чтения.

Основные источники вероучения ислама

  1.  Коран (араб. чтение) - совершенное послание на чистейшем арабском языке, которое получил Мухаммад из уст архангела Джебраила. Коран состоит из 114 сур (глав) которые были записаны последователями Мухаммада с его слов в 610 - 632 годах. Суры делятся на аяты (стихи).

таухид (араб. единение, единобожие) - вера в единого Бога, Аллаха (определенный артикль + Бог по-арабски).  Всего насчитывается 99 имен Аллаха, которые выражают Его сущность.

вера в существование небесного бытия, где пребывают ангелы и джинны, а также Верховное Собрание Святых

вера в Божественное Предустановление и Предопределение; их действие сокрыто от людей, но люди имеют свободу и ответственность для принятия истинно нравственных и духовных решений; отсюда формула: «Аллах! Сделай меня таким, каким я должен быть согласно твоей воле».

вера в Судный день, то есть Последний день современной человеческой истории, День Страшного Суда, когда все мертвые восстанут и человечество соберется у престола Бога-Судьи, который спасет праведных и дарует им вечное небесное блаженство, а неверных ввергнет в ад

вера в пророчество и священные книги, которые были ниспосланы пророкам и  признание Мухаммада и Корана последними печатями пророческого цикла истории.

Предметы веры ислама

Мусульманская нравственность - ибада (араб. служба, служение) основана на формуле, что у человечества нет прав, есть только обязанности.

Все проявления человеческого поведения делятся на следующие категории:

обязательное

безразличное

запрещенное

Пять столпов ислама

1 столп ислама - обязательное произнесение шахады как главного нравственного догмата, повтор в молитвах как своеобразной клятвы и публичного исповедания веры: «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – пророк Его».

5 столп - хадж - паломничество в Мекку (если позволяют возможности), отсюда титул хаджи и зеленая чалма на голове, другие элементы одежды, вызывающие почет и уважение к их носителям. Паломничество совершается в специальных одеждах. Мужчина одет в два белых цельных курса материи, что символизирует его переход в состояние ритуальной чистоты - ихрам; женщина - в скромном национальном одеянии или в белом, без дорогих украшений, с открытым лицом.

4 столп - саум (от араб. сама - поститься) - пост в течение всего месяца рамадан, обязательный для всех мусульман; с рассвета до заката запрещено пить, есть, принимать лекарства, курить, предаваться удовольствиям и развлечениям. По представлениям мусульман, в рамадан был ниспослан Мухаммаду Коран, отсюда и возник пост как обязательное условие для размышления и улучшения своей духовной и нравственной жизни; в конце рамадана в течение нескольких дней празднуется особый праздник прекращения поста «ид аль-адха». 

3 столп - закят - добровольная очистительная милостыня; фактически, предписываемый шариатом ежегодный налог на имущество и доходы (обычно взимается не менее 2,5% годового дохода); платит закят глава семьи; закят распределяется среди нуждающихся.

2 столп - салят (намаз, моление) - каноническая молитва, которая должна совершаться пять раз в день: между рассветом и восходом, в полдень, до заката, после заката, с наступлением ночи; молятся в одиночку или коллективно, в мечети (араб. место, где совершаются земные поклоны), либо в любом месте, но обязательно лицом к Мекке (в мечетях специальные ниши в стене); обязательное условие - ритуальное очищение перед молитвой, мужчины и женщины молятся раздельно.

Дополнительные формы служения в исламе

3. Малый джихад, то есть борьба с врагами ислама и распространение ислама при помощи силы (однозначных позиций у богословов в этом вопросе нет)

2. Великий джихад, то есть духовное борение каждого мусульманина со своей верою и потребностью к покаянию

  1.  Джихад, то есть усилие, отдача всех сил и возможностей на пути постижения Бога

шииты ( признают Коран словом божьим, однако они подвергают его произвольному иносказательному толкованию)

сунниты (имеют свое священное предание, развили культ мучеников, выполняют свои обряды и отмечают свои праздники в честь мучеников.

хариджиты (сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав теологическую литературу с рационалистическими тенденциями)

Индуизм

Античность: сформировала одну из форм частичной свободы совести, а именно веротерпимость, при которой обеспечивалась свобода для функционирования многих религий при особом предпочтении одной из них.

ваххабиты (идеология: следовать только предписаниям Корана и тех хадисов Сунны, которые сложились в период первых четырех (праведных) Халифов; все, что наслоилось в исламе на протяжении последующих столетий, неприемлемо для мусульман; культ святых недопустим, поскольку посягает на единство Бога; между Аллахом и людьми нет и не должно быть посредников; джихад против отступивших от чистоты веры мусульман, нарушающих исламские запреты и ведущих безнравственный образ жизни).

суфии (будучи чтецами Корана и его проповедниками, резко осуждали произвол властей, чревоугодие и сластолюбие феодалов и духовенства, стремились к непосредственному единению с божеством посредством различных приемов, доводивших их до невменяемости)

Свобода совести - право человека на выбор того или иного вероисповедания, на основе которого он мог формировать свои нравственные принципы.

Основные направления  ислама

В соответствии с пониманием и трактовкой шариата сложились пять богословско-правовых школ

Ханафитский мазхаб

(основатель Абу Ханифа Нуман, 699-767)

Сегодня выделяют также и шестой - «канонический» мазхаб в суннизме.

шииты

сунниты

школа джафаритов (в настоящее время государственная правовая система Ирана)

Ханбалитский мазхаб

(основатель Ахмад ибн Ханбаль, 780-855)

Маликитский мазхаб

(основатель Малик ибн Анас, 708/715-795)

Шафиитский мазхаб

(основатель аш-Шафии, 767-820)

Стал апогеем иконоборческих споров,  он узаконил поклонение различным иконам, особенно изображениям Христа, Богородицы, ангелов и святых.

Вера в переселение душ (после смерти душа не погибает, а переселяется в другое тело). Это учение о связи поступков человека в жизни и его судьбой в будущем получило название «карма». Бесконечная цепь перерождений должна привести к Абсолюту-Брахману. Закон кармы являлся сильнейшим стимулом для нравственного совершенствования.

Брахманизм, который заменил ведическую религию (веды -сборники священных песен и магических заклинаний, излагают процесс сохранения и устройства мира). Брахманизм закрепляет кастовый строй, верность долгу своей касты становится его главным принципом. Жрецы выполняли религиозные ритуалы, занимались толкованием вед. Брахманы-жрецы, брахманы-тексты, появление идеи верховного Брахмана-Абсолюта привело к формированию брахманизма, религии древних брахманов, зарождаются элементы философского анализа.

Высшей целью индуистов становится достижение состояния полного освобождения из плена материального мира, от сансары (земной жизни и перерождений), прекращение действия закона кармы и обретение блаженства, чувства безопасности и освобождения (мокша).

       В распространении индуизма велика роль мифологии, мифологических персонажей, примитивизация древних философских теорий. Индуизм впитал в себя доарийские верования, представления о карме, идею аскезы. Все было упрощено и особенно заметно проявилось в новом пантеоне богов.

Пантеон индуизма

Творец БРАХМА

Разрушитель ШИВА

Охранитель ВИШНУ

являясь созидателем и творцом мироздания был необходим, т.к. без него ничего не было бы. Он остается для индийцев божеством абстрактным, менее почитаемым. Он создал мир, установил социальные законы (дхарму), из разных частей его тела возникли касты. Больше в этом мире он не принимает участия, удален от него.

Шива олицетворяет собой разрушение, но также он и божество плодородия,  скота и аскета, и мужское начало. В этом божестве слились противоположности. Согласно индуизму, разрушение не является крахом, а лишь этап в бесконечном круговороте, а новый акт творения включает в себя наследие предыдущего акта.

Он – хранитель мироздания и спаситель людей; поддерживает существование мира, борется со злом, служит олицетворением святого начала и божественной любви. Для успешного исполнения своих обязанностей принимает различные воплощения. Вишнуизм насчитывает десять перевоплощений (аватар).

Конфуцианство

Концепция гуманности: гуманность, человеколюбие  предполагают личное нравственное совершенствование и самоперевоспитание, также оно понимается и как  управляющее отношениями между людьми, между индивидом и обществом. Усилия, направленные на личное самосовершенствование становятся предпосылкой совершенствования общества.

Идеал «благородного мужа»: не столько выражение внутреннего благородства, сколько внешние формы его проявления. Каждый шаг при всех жизненных обстоятельствах – рождения, встречи, смерть, назначение на должность – сопровождались определенным порядком действий, поведения. Постепенно соблюдение всех требований и норм сформировало канонизированные китайские церемонии, имеющие обязательную силу. Таким образом, учение о «благородном муже» было приспособлено к размеренности жизни и стабилизации государства.

Культ предков: почитание старших, почитание предков – это воспитательный метод. Но обязательно мистическое признание присутствия предков при ритуалах, необходима лишь символическая нагрузка, выполняемая жертвенными обрядами.

Социальные ценности: выражены в «Четверокнижии» в пяти постоянных отношениях: между отцом и ребенком; мужем и женой; старшим братом и младшим братом; старшим другом и младшим другом; правителем и подданным. Правитель мог сохранить общественный порядок, если буде соблюдать «веление неба», т. е. соблюдать конфуцианские нормы.

Пять канонов Конфуция: «Книга истории», «Книга песен», «Книга обрядов», «Книга перемен», «Канон музыки» легли в основу китайской системы образования и подготовки чиновников.  

       Реформация:  представляет собой иную ипостась движения за свободу совести. В 95 тезисах М. Лютера – творца немецкой Реформации – обобщаются все те требования, которые предъявила оппозиция церкви: свобода совести, беспрепятственное распространение Священного Писания, свобода религиозных союзов, вольная проповедь.

        Новое время и эпоха Просвещения: с максимальной определенностью проводит идею веротерпимости. Свободная личность связывается со следованием не религиозным догмам, но разуму, который способен адекватно познавать мир. Просвещение дало первое морально-философское обоснование свободы совести – это свободная от каких – либо вмешательств со стороны зона, существование которой вытекает из самого существования человека.

отказ от полноты и законности вероучения

отказ от подлинного и непрерывного Священного Предания – живого слова Божьего

отказ от самобытного и амодостаточного Бога – Любви и Истины, то есть Пресвятой Троицы

Высокая криминогенная опасность деструктивных религиозных объединений обуславливается самой их природой. В корне сектантской деструктивности находятся особенности их вероучений:

    Большая непредсказуемость действий и высокая вероятность участия деструктивных религиозных объединений в террористических актах, массовых самоубийствах или иных экстремистских действиях обусловлены следующими факторами:

    1. Апокалиптическая направленность вероучений многих деструктивных религиозных культов, проповедующих «конец света», даты которого ими якобы или уже определены или могут быть названы в любой момент.

8. Деструктивность в отношении внешней среды. Подавляющее большинство сект рассматривает государство как чужеродную и враждебную силу, которую необходимо использовать в своих интересах всеми доступными способами. Оценка действий государства производится только с этой позиции.

7. Высокая степень эзотеричности и конспиративности при большой сложности правильной их идентификации деструктивных религиозных культов вследствие их отменной мимикрии и частой смены своих названий.

6. Прогнозируемый отказ адептов деструктивных религиозных культов от ведения конструктивных переговоров (или переговоров вообще) в критической ситуации и чрезвычайная сложность ведения таких переговоров.

5. Наличие связей с зарубежными филиалами и организациями.

4. Провозглашение ими целью приход к власти и создание на территории России (а часто и всего мира) тоталитарного религиозного государства.

3. Распространение среди членов деструктивных религиозных культов психических расстройств и использование их лидерами техник контроля сознания своих адептов.

2. Основатели и духовные лидеры большинства деструктивных религиозных культов являются духовно и психически больными людьми или откровенными авантюристами.

    Факторами, потенциально превращающими деструктивные религиозные культы в весьма криминальные сообщества, являются:

7. Подготовка сектантов к столкновению с правоохранительными органами, вплоть до изучения соответствующих законов, видов боевой борьбы и т.п.

6. Мобильность некоторых деструктивных религиозных культов, в частности, «Белого братства» (не более трех дней пребывания в одном городе), крайне затрудняющая в критической ситуации задержание руководства и рядовых членов, подозреваемых в преступной деятельности.

5. Специальная подготовка адептов (методы шпионажа, поведения при аресте и пр.), например, в «Церкви саентологии» или в организации «Свидетели Иеговы» на высших уровнях обучения адептов учат излогать любое заведомо ложное утверждение таким образом, чтобы убедить собеседника, что это действительно так (TRL-практики).

4. Контроль сознания адептов, вплоть до превращения частим из них в «роботов», запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов, включая готовность отдать свою жизнь «во имя целей культа».

3. Конспирация, взаимная слежка среди адептов, наличие собственной службы безопасности. Это сводит к минимуму или полностью исключает возможность утечки информации о готовящемся террористическом акте и затрудняет последующее расследование властями деятельности культа.

2. Наличие значительных финансовых средств, что дает возможность широко использовать подкуп отдельных должностных лиц при подготовке террористического акта и обеспечивает высокий уровень технического исполнения планируемой акции.

1. Жесткая иерархическая структура, строгая дисциплина и беспрекословное повиновение лидерам.

1. Претензии на «харизматическое» лидерство (от «харизма» - вдохновение свыше, то есть провозглашение божественности или особой мудрости и требование беспрекословного согласия с властью и привилегией)

9. Использование специально словаря «ключевых слов», имеющих особое, исключительное значение для сектантов и непонятных для непосвященных («культовый язык»). Лидеры культов понимают, что тот, кто контролирует язык человека, контролирует и его мысли.

8. Меркантильный и политический интерес элиты секты, стремление иметь своих агентов во властных государственных и коммерческих структурах. Активные попытки прямого проникновения в государственные органы

7. Активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новых членов

Применение техник контроля сознания для вырабатывания у сектантов «культового менталитета»

Целенаправленное искажение священных текстов мировых религий с их «подгонкой» под свои догмы. Деструктивные культы часто регистрируется под видом религиозных организаций, по сути, ими не являясь, для прикрытия статьями Конституции о защите свободы совести

4. Эзотеричность (сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности, наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения) и жесткая изоляция своих адептов от доступа новой информации

3. Внешняя благоприятность: все культовые новообразования официально провозглашают только самые добрые цели

2. Претензии на истину в последней инстанции, полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционным религиям и национально-духовным ценностям

Общие черты действующих в России деструктивных культов

формируется тоталитарное мировоззрение (синдром «мы/они», «культ – хороший, мир вне культа - плохой»), ведущее к преобладанию групповых идей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на якобы добро, насаждение убеждения, что групповая воля культа выше индивидуальной

создается прямая и скрытая зависимость (психологическая, физическая или финансовая)

поддерживается элитарная ментальность

формируется в той или иной форме убеждение, что «цели оправдывают средства», и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям группы

индокринируются различного типа фобии (страхи)

Применение техник контроля сознания для вырабатывания у сектантов «культового менталитета» сводятся к следующему:

Рассмотрим основные общие и деструктивные симптомы (для разных вероучений характерны свои группы признаков) втягивания в культ:

падение заинтересованности к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха

изменение образов жизни, идеалов, поведения, интересов, привычек, облика, склонностей, речи

проявление интереса к праву на собственность в отношении недвижимости, драгоценностей и иного имущества

значительные денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги

замкнутость в себе или открытая сильная экзальтация ради каких-либо дел

употребление психотропных веществ и лекарств

специфические подборки информации через «Интернет» и чрезмерное увлечение им

негативное изменение общего эмоционального состояния: агрессивность, нетерпимость, или, наоборот, - холодное спокойствие, отстраненность, безразличие

изменение режима питания

появление особых нарисованных знаков на теле и голове, татуировок, колец и серег (у мужчин), особых рисунков и эмблем на одежде

необычный запах благовоний

появление культовых предметов, фигурок, статуэток, амулетов, необычных лекарств, веществ

резкое изменение состава домашней библиотеки

неумеренное увлечение ритмической ударной музыкой

появление культовых книг, иных печатных материалов, магнитофонных и видео-записей

необычные формы приветствия и прощания с друзьями

развешивание в своих жилых и рабочих комнатах специфических изображений, фотографий кумиров, учителей

появление необычных записей, рисунков (особенно сделанных с навыком) в личных тетрадях

длительные чтения или медитации, культовая музыка и обряды

большое количество писем

обилие телефонных звонков

возрастание непонятных контактов с незнакомыми людьми

путешествие по стране и за границу

частое и необъяснимое отсутствие дома

эффект заученных повторяющихся речей

экзальтированное превознесение каких-либо учений и людей

настойчивые повторения явно чужих и необычных мыслей, цитат, апелляция к неким авторитетам

проявление неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших

увлечение религиозной тематикой

потоки денег, сектантской литературы, культовых вещей

деятельность по привлечению новых членов, проповедничество

отвлечение в интересах культа большей части личного времени и иных ресурсов

организованное обучение, конспекты лекций, тетради с записями систематических занятий

присутствие иерархии, собраний, подчинения, дисциплины, поручений, жесткого режима времени, отчетности

признаки структуры организации

наличие духовного учителя, авторитета, лидера, частые ссылки на него

Приметы того, что человек попал в устойчивую группу деструктивного культа:

Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания.

При этом на территории нашей страны действует множество традиционных и нетрадиционных культов, не являющихся деструктивными с точки зрения нрава.

Поэтому появляется проблема правильной идентификации религиозного объединения, оценки его характера.

Характер лидерства

Оценить деструктивность культа и наличие в его деятельности психологического насилия можно по следующим общим для всех деструктивных религиозных объединений признакам и критериям.

Характер создания и поддержания членства в культе

Характер и структура доктрины

  1.  Характер лидерства

есть ли претензии на «харизматическое» лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословною согласия с властью и привилегией

практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли сдержки и противовесы власти лидера (лидеров)

есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (особенно важны надежные рекомендации, наличие прошлых криминальных историй)

наблюдается ли строгая обязанности подражать лидеру

каков характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, ожидают ли от последователей, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя, таким образом, свою верность лидеру (группе лидеров)

      2.  Характер и структура доктрины

утверждение, что верования культа представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; внушение, что членство в культе дает доступ к особым силам и привилегиям

индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром «мы/они»), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными, и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на добро

формулируется ли в той или иной форме убеждение, что «цели оправдывают средства», и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей культа

имеется ли наличие «внутренних» доктрин (исключительно для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные)

Характер создания и поддержания членства в культе

активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при утаивании целей, без полного раскрытия использования техник контроля сознания, использование «фасадных групп» (своего рода «потемкинских деревень»)

создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической, финансовой) от секты, наличие эксплуатации адептов культа его лидерами

внушение взгляда на мир с позиции крайней полярности (культ - хороший, мир вне культа - плохой)

ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа, как в самой секте, так и от иного социального окружения

постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для сектанта

разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, как оно навязывается культом)

внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как более заслуживающие доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других сектантов

использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой «семьей», наличие фактов постепенных или резких личностных изменений, необъяснимых только самостоятельной активностью человека

использование манипуляции, включая: создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментальность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины

отсутствие у сектантов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы

Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам)

Согласно модели Маргарет Т. Сингер, существует шесть условий для контроля сознания

Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отступления от нормы

Завоевание контроля над временем человека, особенно его (или ее) временем размышления

Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности)

Манипулирование   сознанием   путем   вознаграждений,   наказаний   и практических действий, чтобы подавить прежнее социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом

Создание ощущения беспомощности у новичка, при одновременном обеспечении его моделями, демонстрирующими новое поведение, которое хочет выработать руководство

Техники контроля сознания

6.Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов

5.Отказы от сна поощряются под маской духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов)

4. Страх и вина вызываются  извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональная уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград

3. Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые, при чрезмерном использовании, создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости

2. Изоляция (отделение) создает невозможность или отсутствие желания сверять информацию, предоставляемую культом, с реальностью

Рекомендованная специальными наставлениями мунитов  процедура называется «сандвич» и требует, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением «сотрудничать» с ним и вовлекать его

Цель методики - сверхназойливостью вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что ждали именно только его, что он – это нечто особенное, и общаться с ним сектантам очень и очень приятно.

Термин «бомбежка любовью» применяется не только внешними критиками деструктивных культов, но и самими адептами культов, например, мунитами.

1. Групповое давление и «бомбежка любовью» отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть.

7.Сенсорная (чувственная) перезагрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, цели и определений (дефиниций), что бы заменить прежние ценности вероятного новообращенного посредством усвоения массы новых сведений за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки

Три стадии завоевания контроля над сознанием

Изменение

Замораживание

Размораживание

- укрепление новой идентичности и отказ от старой (отделение от прошлого, передача собственности, переход культовой деятельности и сближение с другими адептами);

- новое имя, новый язык, новая "семья";

- соединение с новыми ролевыми моделями: система "приятельства";

- продолжение индоктринации (семинары, учеба, усвоение культовых норм)

- создание и навязывание новой идентичности, проделанные шаг за шагом (формально - в ходе индоктринальных занятий; неформально другими сектантами, аудио - и видеозаписями, книгами и т.п.);

- использование техник модификаций поведения (награды и наказания использование техник остановки мышления, контроль среды (окружения));

- мистическая манипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни "обрабатываемой" личности тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам и культу);

- использование гипноза;

- использование исповедей и заносов.

- дезориентация;

- сенсорная депривация и /или сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузка тех или иных органов чувств);

- физиологическая манипуляция (депревация (лишение) сна, депривация приватности (лишение возможности побыть одному), изменение диеты (часто может сопровождаться серьезными физиологическими и соответствующими психическими изменениями);

- гипноз (в качестве средств используется визуализации, притчи и метафоры, двусмысленности, медитации, монотонное говорение (скандирование) произнесение молитв, пение);

- новообращенные принуждаются поставить под вопрос свою идентичность ("потерять себя прежних").

контроль информации

контроль поведения

контроль эмоций (чувств)

контроль мышления (мыслей)

Контроль сознания осуществляется в четырех основных сферах

Контроль поведения

2. Большая часть времени обязательно посвящается индиктринаци и культовым ритуалам

1. Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость)

5. Отбивается охота к индивидуализму (превалирует групповая мысль)

7. Необходимость покорности и зависимости

6. Жесткие правила и предписания

4. Награды и наказания

3. Необходимость спрашивать разрешения для принятия важных решений

Контроль информации

  1.   Использование проповеди (информация о «грехах» - чтобы уничтожить границы личности, для манипуляции и контроля).

  1.   Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио – и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из внекультовых источников).

  1.   Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслей, чувствах и поступках).

  1.   Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних источников (отсутствие свободного доступа к информации, варьирование информации на различных уровнях и подразделениях внутри культовой пирамиды, регулирование лидером потока информации через сектантов).

  1.   Максимально возможное ограничения доступа адептов к внекультовым источникам информации или устранение пристрастия к ним, загрузка адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.

  1.   Использование обмана, дезинформации (умышленное утаивание, искажение информации, открытый обман).

Контроль мышления

отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное

(«мышление желаниями»)

6. Запрет на альтернативные системы верования

5. Запрет на критические вопросы о лидере, доктрине, вероучении или политике культа, которые признаются единственно правильными, запрет на сомнения

произнесение молитв

медитация

монотонное или жаргонное говорение

(скандирование),

говорение на «языках»,

заунывное пение или

гудение

4. Использование техник прекращения мышления:

3. Поощрение только «хороших» и «правильных» мыслей (как это предписывается лидером и культом)

2. Навязывание принятия «нагруженного» языка (характеризующегося мыслительными клеше, штампами)

«Мы против Них» (культовое против внешнего мира)

«добро против зла»

«схема тождественна реальности»

«черное и белое» (нет полутонов)

1. Необходимость интернализации (понуждение к принятию) культовой доктрины как «Истины», включающей в себя следующие элементы:

Осуществление манипулирования и сужение спектра чувств личности

Индоктринация убеждения, что в любых проблемах сектанта всегда имеется его вина

вина идентичности

Чрезмерное использование вины

Использование ритуального, часто публичного познания «грехов»

Создание крайностей эмоциональных пиков  и спадов

Чрезмерное использование страха – индоктринируются различные фобии

историческая вина

социальная вина

Контроль эмоций

боязнь врагов

боязнь потерять свое «спасение»

боязнь природных бедствий

Одна из основных насаждающихся среди адептов деструктивных культов фобий – это фобия на выход из секты, что обусловлено необходимостью надежно привязать сектантов к руководителям и доктрине культа.

боязнь мыслить независимо, критически в отношении культа

боязнь внегруппового социума («внешнего мира»)

фобия на выход из культа

Наиболее сильной техникой контроля сознания адептов, используемой деструктивными культами, явялется индоктринирование различного рода страхов, фобий. Чувство страха постоянно поддерживается. Саентологи запугивают психиатрами и электрошоком, иеговисты и муновцы – сатаной.

    Индоктринируются следующие фобии:

Индоктринирование некоторыми деструктивными религиозными организациями фобий в сознание адептов

Наличие диссоциирующих состояний у вышедших из деструктивного религиозного объединения

Рас-стройства, связанные с посттрав-матичес-ким стрессом

ухудшение психологического состояния

потеря свободной воли и контроля над своей жизнью

проблемы с зависи-мостью в принятии решений

депрессия

крайнее нарушение идентич-ности

Наиболее опасными по степени разрушительности воздействия на сознание своих адептов являются «доморощенные» деструктивные религиозные организации, что объясняется тем, что они лучше знают психологические особенности россиян и более эффективно используют в своих целей отечественный менталитет.

Известны случаи, когда вышедшие из деструктивного культа, в частности «АУМ синрике», многократно возвращались обратно и уходили. По мнению экспертов, если деструктивная организация очень заинтересована в возвращении вышедшего из нее данного конкретного адепта, существует высокая вероятность того, что этот человек будет этим культом вновь рекрутирован.

После выхода из деструктивного религиозного объединения бывший адепт находится в дисслциирующем состоянии («плавающем» - возвращающем по механизму триггера обратно к культовому образу жизни).

После выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. При этом типичными проблемами вышедшего из деструктивного культа являются:

Многочисленные факты свидетельствует о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до самоубийства.

Сатанисты, кришнаиты практикуют открытое насилие над адептами, начинающими критически мыслить. Известны факты убийства адептов, попытавшихся порвать с культом.

Подсчитано, что только каждому четвертому адепту удается вырваться из деструктивных культов, но этот процент значительно меньше, когда речь идет о культах, которые психологи называют

«френоклас-сическими» («сокрушителями мозгов»).

    Свобода покинуть культ обычно гарантируется только на словах, в действительности же адепты являются духовными и психически заключенными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45132. Barristers 13.19 KB
  Baristers ct s sole trders with unlimited libility. Some brristers re employed prctice nd represent their employer for exmple inhouse lwyer or lwyer in government bodies. Mny of the brristers work in selfemployed prctice t the chmbers or t the Br. The Inns re noncdemic societies which provide collegite nd eductionl resources for brristers nd trinees.
45133. British Political System 16.82 KB
  Queen Elizbeth II is the fourth sovereign of the House of Windsor. It consists of two chmbers known s the House of Commons nd House of Lords nd the Queen s its hed but only House of Commons hve rel power. The House of Commons consist of 650 elected members nd it’s persisted over by the Speker. Only four members House of Commons hve reserved sets: Speker Prime Minister leder of the prty tht hs mjority in the House of Commons nd Leder of the Opposition nd member who hs st in the House of Commons for the longest unbroken period who clled...
45134. British Parliament 13.87 KB
  It consists of two chmbers known s the House of Commons nd House of Lords nd the Queen s its hed but only House of Commons hve rel power. The House of Commons consist of 650 elected members nd it’s persisted over by the Speker. Only four members House of Commons hve reserved sets: Speker Prime Minister leder of the prty tht hs mjority in the House of Commons nd Leder of the Opposition nd member who hs st in the House of Commons for the longest unbroken period who clled Fther of the House of Commons. The House of Lords consist of 750...
45135. Geography and Economy of Great Britain 16.75 KB
  They lie to the west of the continent of Europe. The lrger of the two big islnds is known s Gret Britin. The smller Islnd is Irelnd with Northern Irelnd nd Irish Republic.
45136. Просвещенный абсолютизм Екатерины II 20.12 KB
  Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Основы просвещённого абсолютизма: человек есть самое ценное на земле и его свобода важнее интересов государства; все люди равны в своих человеческих правах невзирая на сословные различия; общество нуждается в совершенствовании и важнейшую роль должны сыграть в этом наука просвещение законотворчество. Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма . Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения...
45137. Государственное правление при Павле I 37 KB
  Екатерина придя к власти не приблизила Павла к себе поскольку не испытывала к сыну особой любви и видела в нем претендента на власть. Недоброжелательное отношение со стороны матери и ее приближенных повлияло на характер Павла. Вспыльчивость часто приводили Павла к непредсказуемым поступкам жестокость и деспотизм сочетались в нем с обостренным чувством справедливости. Очень важным для него было понятие чести в духе средневекового рыцарства во многом именно с этим в годы правления Павла были связаны курьезные указы касающиеся этикета.
45138. Александр I 116.5 KB
  В целом деятельность Комитета разделялась на три направления: важные межведомственные вопросы государственного управления; одиозные вопросы которые формально находились в пределах ведения одного министерства но за которых министры не хотели брать на себя персональную ответственность и стремились переложить её на коллегию; мелочные вопросы список которых сформировался достаточно случайным образом прежде всего в результате уклонения отдельных министерств от принятия на себя решения данных задач; данная группа вопросов всегда была...
45139. Институты и механизмы власти в период правления Николая первого 20.51 KB
  Второе отделение было образовано с целью приведения в порядок российского законодательства систематизации законов Российской империи. со времени Уложения а затем из этого огромного собрания законодательного материала составил систематический свод действующих в стране законов. Такой способ работы был указан самим императором не желавшим сочинения новых законов. Отпечатали два издания: Полное Собрание Законов Российской Империи и Свод Законов Российской Империи.
45140. Реформы государственного управления при Александре II 6.43 KB
  Реформа муниципального управления при Александре II Земская реформа После крестьянского Положения в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает без всякого сомнения Положение о губернских и уездных земских учреждениях которое было издано 1 января 1864 года. Городская реформа 16 июня 1870 года было издано Городовое положение по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление – городские думы избираемые на четыре года. Военная и судебная реформы при Александре II Судебная реформа В числе реформ одно из...