71706

Модуляция

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Определить зависимость качества модуляции сигнала от уровня шума. Исходные данные На рисунке 1 представлена Sмодель: Модуляция гармонических колебаний которая позволяет изменять тип модуляции ее параметры например частоту а также параметры канала связи...

Русский

2014-11-11

602 KB

1 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра информационных технологий автоматизированных систем

Лабораторная работа №7

«Модуляция»

Выполнила

студентка гр. 120603

Довнар М.А.

Проверил

Стригалев Л.С.

Минск 2013

  1.   Цель работы

Изучить различные виды модуляции. Определить зависимость качества модуляции сигнала от уровня шума.

  1.  Исходные данные

На рисунке 1 представлена S-модель: «Модуляция гармонических колебаний», которая позволяет изменять тип модуляции, ее параметры (например, частоту), а также параметры канала связи (например, отношение сигнал – шум) и получать следующие виртуальные осциллограммы:

  •  моделирующего гармонического колебания (осциллограмма 1);
  •  моделированного гармонического колебания (осциллограмма 2);
  •  моделированного колебания на выходе канала связи (осциллограмма 3);
  •  демодулированного колебания, прошедшего через канал связи (осциллограмма 4).

Рисунок 1 – Исходная S-модель

  1.  Ход работы
    1.  Краткие теоретические сведения

Под модуляцией понимают процесс изменения одного или нескольких параметров физического процесса по закону передаваемого сообщения.

Как правило, физический процесс (несущее  колебание) является высокочастотным, а передаваемое сообщение (модулирующее колебание) - низкочастотным. Такое соотношение частот позволяет реализовать одно из важнейших свойств  модуляции: управляемый переноc спектра низкочастотного колебания в область высоких частот.

Модуляция осуществляется в устройствах модуляторах. При модуляции на вход модулятора подаются сигналы:

  •  u(t) — модулирующий, данный сигнал является информационным и низкочастотным;
  •  S(t) — модулируемый (несущий), данный сигнал является неинформационным и высокочастотным;
  •  Sм(t) — модулированный сигнал, данный сигнал является информационным и высокочастотным.

В данной работе в качестве несущего сигнала используется гармоническое колебание. При этом модуляция называется аналоговой или непрерывной.

При модуляции гармонических колебаний по закону передаваемого сообщения c(t) изменяется один из параметров гармонического колебания

так что в данном случае возможны три вида модуляции:  

  •  амплитудная модуляция (АМ): изменяется пропорционально c(t) амплитуда A гармонического колебания;

Особенностью модулированного сигнала в данном случае является наличие в спектре двух боковых полос несущих одинаковую информацию. Подавление одной из полос позволяет уменьшить спектр модулированного сигнала. Модуляция, при которой формируется модулированный сигнал с одной боковой полосой (верхней или нижней) называется однополосной.

  •  частотная модуляция (ЧМ): изменяется частота ;
  •  фазовая модуляция (ФМ): изменяется начальная фаза.  

В ходе выполнения лабораторной работы будем изучать свойства модуляции гармонических колебаний путем изменения типа гармонической модуляции, частоты и отношения сигнал – шум и последующего анализа полученных результатов.

  1.  Амплитудная модуляция
    1.  Двухполосная амплитудная модуляция

Схема двухполосной амплитудной модуляции представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема двухполосной амплитудной модуляции

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Осциллограммы для двухполосной амплитудной модуляции при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 0

Из сравнения осциллограмм 2 и 3 на рисунке 3 видно, что сигнал на выходе канала связи заметно искажён, поэтому после демодуляции мы получили сигнал, сильно отличающийся от исходного моделирующего сигнала, а также от моделированного сигнала (см. осциллограммы 1, 4 и 2 на рисунке 3). Искажение сигнала на выходе канала связи вызвано действующими на него помехами.

  1.   Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Осциллограммы для двухполосной амплитудной модуляции при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 4 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала не искажён, влияние помех незначительно. Однако после демодуляции мы получили сигнал, близкий по форме к моделированному (см. осциллограммы 4 и 2 на рисунке 4), но отличающийся от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограмму 1 на рисунке 4), так как в спектре модулированного сигнала в данном случае присутствуют две боковые полосы, несущие одинаковую информацию.

 

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 5. Они аналогичны осциллограммам, представленным на рисунке 3. 

Рисунок 5 – Осциллограммы для двухполосной амплитудной модуляции при частоте 100 и отношении сигнал – шум - 0

Из сравнения осциллограмм на рисунках 3 и 5 видно, что моделированный сигнал на выходе канала связи не зависит от частоты, наблюдается лишь незначительное изменение демоделированного сигнала.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Осциллограммы для двухполосной амплитудной модуляции при частоте 10 и отношении сигнал – шум – 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 11 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён. Однако после демодуляции мы получили сигнал, отличный от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограмму 1 на рисунке 6).

Анализ осциллограмм, представленных на рисунках 4 и 6, показывает, что сигнал на выходе канала связи остается неискажённым вне зависимости от выбора частоты при постоянном достаточно большом отношении сигнал-шум. В обоих случаях демодулированный сигнал близок по форме к моделированному, однако отличен от исходного моделирующего сигнала.

  1.  Однополосная амплитудная модуляция

Схема однополосной амплитудной модуляции представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 – Схема однополосной амплитудной модуляции

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Осциллограммы для однополосной АМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 0

Получили результаты, аналогичные результатам для двухполосной амплитудной модуляции при тех же самых параметрах.

Из сравнения осциллограмм 2 и 3 на рисунке 8 видно, что сигнал на выходе канала связи заметно искажён, поэтому после демодуляции мы имеем сигнал, сильно отличающийся от исходного моделирующего сигнала, а также от моделированного сигнала (см. осциллограммы 1 и 4 на рисунке 8). Искажение сигнала на выходе канала связи вызвано действующими на него помехами.

  1.   Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Осциллограммы для однополосной АМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 9 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён, влияние помех незначительно. Поэтому после демодуляции мы получили сигнал, близкий к исходному моделирующему сигналу (см. осциллограмму 1 на рисунке 9).

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 100.

Рисунок 10 – Осциллограммы для однополосной АМ при частоте 100 и отношении сигнал – шум – 0

Анализ осциллограмм на рисунках 8 и 10 показывает, что изменение частоты приводит к изменению моделированного сигнала, но при этом сигнал на выходе канала связи остается искажённым.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 11.

Рисунок 11 – Осциллограммы для однополосной АМ при частоте 100 и отношении сигнал – шум – 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 11 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён. Однако после демодуляции мы получили сигнал, отличный от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограмму 1 на рисунке 11).

Анализ осциллограмм, представленных на рисунках 9 и 11, показывает, что сигнал на выходе канала связи остается неискажённым вне зависимости от выбора частоты при постоянном достаточно большом отношении сигнал-шум, однако при высокой частоте демодулированный сигнал близок к исходному, а при низкой – нет.

  1.  Частотная модуляция

Схема частотной модуляции (ЧМ) представлена на рисунке 12.

Рисунок 12 – Схема ЧМ

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 13.

Рисунок 13 – Осциллограммы для ЧМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 0

Из сравнения полученных осциллограмм 2 и 3 на рисунке 13 видно, что сигнал на выходе канала связи заметно искажён, поэтому после демодуляции мы имеем сигнал, сильно отличающийся от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограммы 1 и 4 на рисунке 13). Искажение сигнала на выходе канала связи вызвано действующими на него помехами.

  1.   Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 14.

Рисунок 14 – Осциллограммы для ЧМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 14 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён, влияние помех незначительно. Поэтому в результате демодуляции мы получили сигнал, близкий к исходному моделирующему сигналу (см. осциллограмму 1 на рисунке 14).

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 15.

Рисунок 15 – Осциллограммы для ЧМ при частоте 100 и отношении сигнал – шум - 0

Анализ осциллограмм на рисунках 13 и 15 показывает, что изменение частоты приводит к изменению моделированного сигнала, но при этом сигнал на выходе канала связи остается искажённым.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 16.

Рисунок 16 – Осциллограммы для ЧМ модуляции при частоте 100 и отношении сигнал – шум – 50

Осциллограммы, представленные на рисунках 14 и 16, показывают, сигнал на выходе канала связи остается неискажённым, а демодулированный сигнал совпадает с исходным модулирующим сигналом, вне зависимости от выбора частоты, если при этом установлено достаточно большое отношение сигнал-шум.

  1.  Фазовая модуляция

Схема фазовой модуляции (ФМ) представлена на рисунке 17.

Рисунок 17 – Схема ФМ

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 18.

Рисунок 18 – Осциллограммы для ФМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 0

Из сравнения полученных осциллограмм 2 и 3 на рисунке 18 видно, что сигнал на выходе канала связи заметно искажён, поэтому после демодуляции мы имеем сигнал, сильно отличающийся от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограммы 1 и 4 на рисунке 18). Искажение сигнала на выходе канала связи вызвано действующими на него помехами.

  1.   Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 19.

Рисунок 19 – Осциллограммы для ФМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 19 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён, влияние помех незначительно. В результате демодуляции мы получили сигнал, близкий по форме к исходному моделирующему сигналу.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 20.

Рисунок 20 – Осциллограммы для ФМ при частоте 100 и отношении сигнал – шум - 0

Анализ осциллограмм на рисунках 18 и 20 показывает, что изменение частоты приводит к изменению моделированного сигнала, но при этом сигнал на выходе канала связи остается искажённым.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 21.

Рисунок 21 – Осциллограммы для ФМ модуляции при частоте 100 и отношении сигнал – шум – 50

Анализ осциллограмм, представленных на рисунках 19 и 21, показывает, что сигнал на выходе канала связи остается неискажённым вне зависимости от выбора частоты при постоянном достаточно большом отношении сигнал-шум, однако при высокой частоте демодулированный сигнал более близок к исходному, чем при низкой.


  1.  Анализ полученных результатов

Демодулированный сигнал по форме приближается к исходному модулирующему сигналу при увеличении отношения сигнал-шум.

При установке достаточно высокого постоянного отношения сигнал-шум сигнал на выходе канала связи остается неискажённым вне зависимости от выбора частоты во всех видах модуляции. В ЧМ и ФМ демодулированный сигнал близок к исходному на любых частотах, однако его качество улучшается при увеличении частоты. В однополосной АМ при высокой частоте демодулированный сигнал близок к исходному, а при низкой – нет.


  1.  Вывод

В данной лабораторной работе мы рассмотрели представленные виды модуляции и проанализировали изменение формы исходного моделирующего сигнала после демодуляции в зависимости от частоты и отношения сигнал – шум. Оценили действие помех и искажений при прохождении сигналом канала связи.

Выбор типа модуляции зависит от решаемой задачи и от характеристик канала (полосы пропускания, ослабления сигнала и т.д.). Для получения нужных выходных характеристик канала изменяем тип модуляции сигнала и отношение сигнал – шум.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54819. Різноманітність павукоподібних та їхня роль у екосистемах. Значення в житті людини 173 KB
  Мета заняття: навчальна: поглибити знання учнів про різноманітність павукоподібних та риси пристосованості до середовища і способу життя; сформувати поняття про значне поширення представників класу їхню роль у різних екосистемах і господарській діяльності людини; пояснити небезпеку деяких видів павукоподібних що є паразитами людини й переносниками небезпечних вірусних інфекцій або збудниками деяких захворювань; знати заходи профілактики захворювань які...
54820. Іван Іванович Кирій «Незвичайний пацієнт» 65.5 KB
  Форми методи і прийоми роботи на уроці: робота в групах самостійна робота учнів робота з підручником робота з картками підсумкового контролю словникова робота інтерактивний метод Мікрофон вправа на вдосконалення читацьких навичок. Робота в картках підсумкового контролю У скільки років І. Словникова робота Учитель. Словникова робота.
54822. НОВОРІЧНІ ЛІНГВІСТИЧНІ ПАЗЛИ 157 KB
  Нікополь Сама форма пазлів на мою думкуналаштовує дитину на гру робить цікавим сам процес навчання чи виховання. Що значить скласти пазл Поперше зібрати ціле за його частинами; подругесистематизувати знання про частини та про ціле; потретєпобачити цілісну картину представленого. Пропоную вашій увазі новорічні лінгво етимологічні пазли.
54823. Клуб внимательных пешеходов 60.5 KB
  Сегодня мы проверим насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике Юные пешеходы Будущие водители Дети и родители Велосипедисты и автомобилисты. Азбуку эту помни всегда чтобы с тобой не случилась беда Везде и всюду правила Их надо знать всегда Свои имеют правила шофер и пешеход Как табличку умножения как урок Помни правила движения назубок Внимание Внимание Вас ожидает состязание На лучшее знание и выполнения Правил дорожного движения Перед нами 2 команды. Послушайте правила игры.
54824. Воспитательный час по ПДД 46 KB
  Денис: Приветствую Вас ребята Здесь в лесу проходит дорога. Вот теперь идите смело Пешеходам путь открыт Проходите разрешаю Не беда что я один Я надежно защищаю От трамваев и машин Денис Ну что ребята запомним сигналы Светофора. Заяц Денис помоги Денис Что случилось Зайчик Заяц Большая беда может произойти Денис Я слушаю рассказывай.
54825. Правила дорожнього руху знай – життя і здоров’я зберігай 49.5 KB
  Мета заходу: закріпити навички учнів з ПДР; навчити їх постійно дотримуватися правил ПДР, аналізувати їх значення, не ризикувати своїм життям і здоров’ям, перебуваючи на дорозі; виховувати почуття відповідальності, свідомого ставлення до реальних подій, дисциплінованості; формувати соціальну і здоров’язберігаючу компетенцію.
54826. МИР У ВСЬОМУ СВІТІ 73 KB
  Preparation: To create props for the assembly, which say: «To Peace in the world» and «People become terrorists because…», and will be displayed on the stage of the Assembly Hall. Pictures about terrorism will be displayed on the screen. Materials needed: Multimedia equipment, notebook, cards with the songs and poems about «To Peace in the world»
54827. Основні складові трудової діяльності дошкільників 50.5 KB
  Сьогодні ми знову зібралися для того щоб поговорити про дуже важливу проблему трудове виховання дітей дошкільного віку. Щоб поліпшити його необхідно переглянути систему знань про працю дорослих членів суспільства які отримують діти змінити ставлення до людей праці і сформувати у дітей працелюбність як одну з базових якостей особистості. Знання стимулюють розвиток моральних почуттів дітей та спонукають їх до діяльності. Залишаючись актуальною протягом всієї історії розвитку людства проблема трудового...