71706

Модуляция

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Определить зависимость качества модуляции сигнала от уровня шума. Исходные данные На рисунке 1 представлена Sмодель: Модуляция гармонических колебаний которая позволяет изменять тип модуляции ее параметры например частоту а также параметры канала связи...

Русский

2014-11-11

602 KB

1 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра информационных технологий автоматизированных систем

Лабораторная работа №7

«Модуляция»

Выполнила

студентка гр. 120603

Довнар М.А.

Проверил

Стригалев Л.С.

Минск 2013

  1.   Цель работы

Изучить различные виды модуляции. Определить зависимость качества модуляции сигнала от уровня шума.

  1.  Исходные данные

На рисунке 1 представлена S-модель: «Модуляция гармонических колебаний», которая позволяет изменять тип модуляции, ее параметры (например, частоту), а также параметры канала связи (например, отношение сигнал – шум) и получать следующие виртуальные осциллограммы:

  •  моделирующего гармонического колебания (осциллограмма 1);
  •  моделированного гармонического колебания (осциллограмма 2);
  •  моделированного колебания на выходе канала связи (осциллограмма 3);
  •  демодулированного колебания, прошедшего через канал связи (осциллограмма 4).

Рисунок 1 – Исходная S-модель

  1.  Ход работы
    1.  Краткие теоретические сведения

Под модуляцией понимают процесс изменения одного или нескольких параметров физического процесса по закону передаваемого сообщения.

Как правило, физический процесс (несущее  колебание) является высокочастотным, а передаваемое сообщение (модулирующее колебание) - низкочастотным. Такое соотношение частот позволяет реализовать одно из важнейших свойств  модуляции: управляемый переноc спектра низкочастотного колебания в область высоких частот.

Модуляция осуществляется в устройствах модуляторах. При модуляции на вход модулятора подаются сигналы:

  •  u(t) — модулирующий, данный сигнал является информационным и низкочастотным;
  •  S(t) — модулируемый (несущий), данный сигнал является неинформационным и высокочастотным;
  •  Sм(t) — модулированный сигнал, данный сигнал является информационным и высокочастотным.

В данной работе в качестве несущего сигнала используется гармоническое колебание. При этом модуляция называется аналоговой или непрерывной.

При модуляции гармонических колебаний по закону передаваемого сообщения c(t) изменяется один из параметров гармонического колебания

так что в данном случае возможны три вида модуляции:  

  •  амплитудная модуляция (АМ): изменяется пропорционально c(t) амплитуда A гармонического колебания;

Особенностью модулированного сигнала в данном случае является наличие в спектре двух боковых полос несущих одинаковую информацию. Подавление одной из полос позволяет уменьшить спектр модулированного сигнала. Модуляция, при которой формируется модулированный сигнал с одной боковой полосой (верхней или нижней) называется однополосной.

  •  частотная модуляция (ЧМ): изменяется частота ;
  •  фазовая модуляция (ФМ): изменяется начальная фаза.  

В ходе выполнения лабораторной работы будем изучать свойства модуляции гармонических колебаний путем изменения типа гармонической модуляции, частоты и отношения сигнал – шум и последующего анализа полученных результатов.

  1.  Амплитудная модуляция
    1.  Двухполосная амплитудная модуляция

Схема двухполосной амплитудной модуляции представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема двухполосной амплитудной модуляции

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Осциллограммы для двухполосной амплитудной модуляции при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 0

Из сравнения осциллограмм 2 и 3 на рисунке 3 видно, что сигнал на выходе канала связи заметно искажён, поэтому после демодуляции мы получили сигнал, сильно отличающийся от исходного моделирующего сигнала, а также от моделированного сигнала (см. осциллограммы 1, 4 и 2 на рисунке 3). Искажение сигнала на выходе канала связи вызвано действующими на него помехами.

  1.   Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Осциллограммы для двухполосной амплитудной модуляции при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 4 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала не искажён, влияние помех незначительно. Однако после демодуляции мы получили сигнал, близкий по форме к моделированному (см. осциллограммы 4 и 2 на рисунке 4), но отличающийся от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограмму 1 на рисунке 4), так как в спектре модулированного сигнала в данном случае присутствуют две боковые полосы, несущие одинаковую информацию.

 

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 5. Они аналогичны осциллограммам, представленным на рисунке 3. 

Рисунок 5 – Осциллограммы для двухполосной амплитудной модуляции при частоте 100 и отношении сигнал – шум - 0

Из сравнения осциллограмм на рисунках 3 и 5 видно, что моделированный сигнал на выходе канала связи не зависит от частоты, наблюдается лишь незначительное изменение демоделированного сигнала.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Осциллограммы для двухполосной амплитудной модуляции при частоте 10 и отношении сигнал – шум – 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 11 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён. Однако после демодуляции мы получили сигнал, отличный от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограмму 1 на рисунке 6).

Анализ осциллограмм, представленных на рисунках 4 и 6, показывает, что сигнал на выходе канала связи остается неискажённым вне зависимости от выбора частоты при постоянном достаточно большом отношении сигнал-шум. В обоих случаях демодулированный сигнал близок по форме к моделированному, однако отличен от исходного моделирующего сигнала.

  1.  Однополосная амплитудная модуляция

Схема однополосной амплитудной модуляции представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 – Схема однополосной амплитудной модуляции

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Осциллограммы для однополосной АМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 0

Получили результаты, аналогичные результатам для двухполосной амплитудной модуляции при тех же самых параметрах.

Из сравнения осциллограмм 2 и 3 на рисунке 8 видно, что сигнал на выходе канала связи заметно искажён, поэтому после демодуляции мы имеем сигнал, сильно отличающийся от исходного моделирующего сигнала, а также от моделированного сигнала (см. осциллограммы 1 и 4 на рисунке 8). Искажение сигнала на выходе канала связи вызвано действующими на него помехами.

  1.   Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Осциллограммы для однополосной АМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 9 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён, влияние помех незначительно. Поэтому после демодуляции мы получили сигнал, близкий к исходному моделирующему сигналу (см. осциллограмму 1 на рисунке 9).

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 100.

Рисунок 10 – Осциллограммы для однополосной АМ при частоте 100 и отношении сигнал – шум – 0

Анализ осциллограмм на рисунках 8 и 10 показывает, что изменение частоты приводит к изменению моделированного сигнала, но при этом сигнал на выходе канала связи остается искажённым.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 11.

Рисунок 11 – Осциллограммы для однополосной АМ при частоте 100 и отношении сигнал – шум – 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 11 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён. Однако после демодуляции мы получили сигнал, отличный от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограмму 1 на рисунке 11).

Анализ осциллограмм, представленных на рисунках 9 и 11, показывает, что сигнал на выходе канала связи остается неискажённым вне зависимости от выбора частоты при постоянном достаточно большом отношении сигнал-шум, однако при высокой частоте демодулированный сигнал близок к исходному, а при низкой – нет.

  1.  Частотная модуляция

Схема частотной модуляции (ЧМ) представлена на рисунке 12.

Рисунок 12 – Схема ЧМ

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 13.

Рисунок 13 – Осциллограммы для ЧМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 0

Из сравнения полученных осциллограмм 2 и 3 на рисунке 13 видно, что сигнал на выходе канала связи заметно искажён, поэтому после демодуляции мы имеем сигнал, сильно отличающийся от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограммы 1 и 4 на рисунке 13). Искажение сигнала на выходе канала связи вызвано действующими на него помехами.

  1.   Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 14.

Рисунок 14 – Осциллограммы для ЧМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 14 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён, влияние помех незначительно. Поэтому в результате демодуляции мы получили сигнал, близкий к исходному моделирующему сигналу (см. осциллограмму 1 на рисунке 14).

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 15.

Рисунок 15 – Осциллограммы для ЧМ при частоте 100 и отношении сигнал – шум - 0

Анализ осциллограмм на рисунках 13 и 15 показывает, что изменение частоты приводит к изменению моделированного сигнала, но при этом сигнал на выходе канала связи остается искажённым.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 16.

Рисунок 16 – Осциллограммы для ЧМ модуляции при частоте 100 и отношении сигнал – шум – 50

Осциллограммы, представленные на рисунках 14 и 16, показывают, сигнал на выходе канала связи остается неискажённым, а демодулированный сигнал совпадает с исходным модулирующим сигналом, вне зависимости от выбора частоты, если при этом установлено достаточно большое отношение сигнал-шум.

  1.  Фазовая модуляция

Схема фазовой модуляции (ФМ) представлена на рисунке 17.

Рисунок 17 – Схема ФМ

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 18.

Рисунок 18 – Осциллограммы для ФМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 0

Из сравнения полученных осциллограмм 2 и 3 на рисунке 18 видно, что сигнал на выходе канала связи заметно искажён, поэтому после демодуляции мы имеем сигнал, сильно отличающийся от исходного моделирующего сигнала (см. осциллограммы 1 и 4 на рисунке 18). Искажение сигнала на выходе канала связи вызвано действующими на него помехами.

  1.   Установим следующие параметры:
  •  Частота – 300;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 19.

Рисунок 19 – Осциллограммы для ФМ при частоте 300 и отношении сигнал – шум - 50

Осциллограммы 2 и 3 на рисунке 19 идентичны. Это означает, что сигнал на выходе канала связи не искажён, влияние помех незначительно. В результате демодуляции мы получили сигнал, близкий по форме к исходному моделирующему сигналу.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 0.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 20.

Рисунок 20 – Осциллограммы для ФМ при частоте 100 и отношении сигнал – шум - 0

Анализ осциллограмм на рисунках 18 и 20 показывает, что изменение частоты приводит к изменению моделированного сигнала, но при этом сигнал на выходе канала связи остается искажённым.

  1.  Установим следующие параметры:
  •  Частота – 100;
  •  отношение сигнал – шум - 50.

Получим виртуальные осциллограммы, которые представлены на рисунке 21.

Рисунок 21 – Осциллограммы для ФМ модуляции при частоте 100 и отношении сигнал – шум – 50

Анализ осциллограмм, представленных на рисунках 19 и 21, показывает, что сигнал на выходе канала связи остается неискажённым вне зависимости от выбора частоты при постоянном достаточно большом отношении сигнал-шум, однако при высокой частоте демодулированный сигнал более близок к исходному, чем при низкой.


  1.  Анализ полученных результатов

Демодулированный сигнал по форме приближается к исходному модулирующему сигналу при увеличении отношения сигнал-шум.

При установке достаточно высокого постоянного отношения сигнал-шум сигнал на выходе канала связи остается неискажённым вне зависимости от выбора частоты во всех видах модуляции. В ЧМ и ФМ демодулированный сигнал близок к исходному на любых частотах, однако его качество улучшается при увеличении частоты. В однополосной АМ при высокой частоте демодулированный сигнал близок к исходному, а при низкой – нет.


  1.  Вывод

В данной лабораторной работе мы рассмотрели представленные виды модуляции и проанализировали изменение формы исходного моделирующего сигнала после демодуляции в зависимости от частоты и отношения сигнал – шум. Оценили действие помех и искажений при прохождении сигналом канала связи.

Выбор типа модуляции зависит от решаемой задачи и от характеристик канала (полосы пропускания, ослабления сигнала и т.д.). Для получения нужных выходных характеристик канала изменяем тип модуляции сигнала и отношение сигнал – шум.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52721. Dora, the Explorer 241 KB
  Dora is an adventurous1 who lives inside a computer. Determined, positive, helpful2 and caring, Dora is always ready for adventure. She's filled with a sense of wonder, as she explores her world with her faithful3 Backpack, Map and her best friend Boots.
52722. Сценарій новорічного свята «Зоряна доріжка» 47.5 KB
  Сценарій новорічного свята Зоряна доріжка для учнів початкових класів Ведмедик Мудрійко Зайчик Косько Рисеня Русько Білочка Їжачок Тітонька Сова Вірус 1 Вірус 2 Дракон Змія Снігуронька Святий Миколай Лісова галявина перед головною ялинкою. Їжачок: І взяти її штурмом Білочка: Можна зліпити сніговика Зайчик: А коли замерзне ставок то можна кататися на ковзанах Мудрійко: А головне це Новий рік Рисеня: Це подарунки ялинка хороводи та різні розваги Білочка: А ви вже написали листа Святому...
52724. До майстерності – через передовий досвід 69 KB
  Авторська школа О. Як це починалось Знайомтесь Авторська школа О. Сахнівська школа славилась Літописом надзвичайних справ а саме: майстрували повітряну кулю; майстрували дво чи триступінчасті ракети які запускали зі шкільного Байконуру; створили €œрозумні двері з кодовим замком для контрольних робіт; створили обчислювальні машини Ромашка і Ромашка 2 €; створили Музей бойової слави; будівництво Палацу здоров’я; спорудження Криниці совісті; випуск шкільної газети €œДівочі гори та інші. І ще...
52725. Створення умов для самореалізації особистості кожного учня на уроках математики 75.5 KB
  Досягти освітньої мети означає озброїти учнів максимумом знань з основ алгебри та геометрії; сприяти формуванню математичних навичок; ознайомити їх з доступними методами сучасної науки математики; показати її місце в суспільнокорисній діяльності. Практичноприкладні цілі передбачають формування в учнів умінь і навичок пов’язувати теорію з практикою: розвязувати задачі виробничого і життєвого характеру математично осмислювати навколишні явища тощо. Учитель не лише має можливість а і зобов’язаний активно формувати в учнів науковий...
52726. Пізнавальний інтерес 269.5 KB
  Так справді нинішній стан навчання учнів молодшого шкільного вікузасвідчує що 80 дітей залишаються пасивними на уроці і ця пасивністьспостерігається упродовж багатьох років навчання в школі. При цьому навчально пізнавальна діяльність організовується так щоб діти шукали різницю між новими та вже отриманими знаннями приймають альтернативні рішення мають змогу зробити відкриття формулювали свої власні ідеї та думки за допомогою різноманітних засобів навчальної співпраці. При цьому ситуативний інтерес який проявляється через позитивні...
52727. Досвід роботи з упровадження інтерактивних і мультимедійних технологій на уроках української літератури як засобу формування компетентної особистості 76 KB
  Моя система роботи будується на сучасних педагогічних технологіях головна мета яких зробити процес навчання творчим особистісно зорієнтованим. Під час етапу цілеутворення та планування роботи учні спільно працюють на уроці з учителем. Продумуючи кожен свій крок надаю перевагу таким формам роботи котрі сприяли б виробленню в учнів психологічних установок на самовдосконалення націлювали б їх на високі моральні цінностівідповідальне ставлення до життя.
52728. Реалізація соціальної, мотиваційної, функціональної компетенцій на уроках української мови та літератури 60 KB
  Насамперед учні мають засвоїти поняття мови і мовлення; стилі мовлення; монологічне і діалогічне мовлення;текст його ознаки; тему та основну думку тексту; типи мовлення. Хто є адресантом а хто – адресатом мовлення У чому полягає діяльність адресанта і діяльність адресата Які умови потрібні щоб відбулося спілкування Від чого залежить успішність спілкування 2. Чи добре ви засвоїли зміст слів мова і мовлення Поширте поданий текст вибравши зі слів у дужках ті які підходять за змістом і поставивши їх у потрібному відмінку. Діти засвоюють...
52729. Формування життєвих компетентностей через проектну діяльність 346.5 KB
  Світові тенденції розвитку середньої загальної освіти характеризуються переходом від традиційної репродуктивної моделі школи до розвиваючої конструктивної моделі, орієнтованої на результат. Обновилася функція школи: не тільки навчання і виховання, але і соціалізація школяра, формування життєвої компетентності, розвиток соціально - значимих якостей особистості.