7171

В чем заключаются сущность и принципиальные различия между либеральной, консервативной и социалистической идеологиями

Лекция

Политология и государственное регулирование

В чем заключаются сущность и принципиальные различия между либеральной, консервативной и социалистической идеологиями? Либерализм (либеральная идеология) - учение и общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы л...

Русский

2013-01-17

61.08 KB

73 чел.

В чем заключаются сущность и принципиальные различия между либеральной, консервативной и социалистической идеологиями?

Либерализм (либеральная идеология) — учение и общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности (от лат. liberalis — свободный, касающийся свободы, присущий свободному человеку), ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. Основные идеи и положения либерализма восходят к периоду буржуазных революций XVII-XVIII вв. Мировоззренческие истоки либерализма лежат в римском праве, идеях автономности и самоценности личности, космополитизма, терпимости, гуманизма, индивидуализма и демократии. В политической области либерализм исходит из представления о юридическом равенстве граждан, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции, а также неразрывности свободы и ответственности личности, составляющих предпосылку и основу гражданского общества и правового государства.


Политический либерализм коренится в политико-социологических учениях эпохи Просвещения (учение об общественном договоре, о «врожденных» неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность), получивших свое наиболее конкретизированное выражение в политической философии Локка, учениях Джефферсона и А. Смита, в этике и правовой философии Канта. В XIX-XX вв. идеи либерализма получили развитие в философской, социологической и политической мысли Спенсера, Милля, Бентама, Поппера, Хайека.

 

Современный либерализм (неолиберализм) характеризуется рядом новых черт: он более терпимо относится к государственному вмешательству, усиливает акцент на проблемах равенства и справедливости, на значении этических требований к политическому поведению граждан. Все это придает современным версиям либерализма некоторый социал-демократический оттенок. Вместе с тем, рационализм, индивидуализм, антиэтатизм и сегодня остаются наиболее характерными чертами либеральной идеологии. Ее важнейшими принципами являются идеи плюрализма, принцип многообразия во всех сферах жизни, основанный на признании существования социальных различий в обществе и между людьми как реальности и как положительного фактора.


Консерватизм (от лат. conservare — сохранять, охранять, заботиться о сохранении) представляет собой разновидность идейно-политического течения и политическую идеологию, ориентирующихся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни и прежде всего морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, семье, собственности.


Политическому консерватизму как мировоззренческой структуре и социальной философии исторически предшествует традиционализм, как определенный тип сознания и общечеловеческая склонность держаться за прошлое и опасаться любых нововведений.


В отличие от либерализма и социализма, возникших в качестве классовых идейно-политических течений (как идеология буржуазии и идеология рабочего класса), консерватизм прямо не связан с интересами тех или иных социальных классов и групп и принимает разные формы в разные исторические периоды.


Идейная основа консерватизма формировалась в полемике с рационалистическими идеями Просвещения, подготовившими буржуазные революции и широко распространившимися в Европе. В противовес рационалистической идеологии Просвещения теоретики консерватизма конца XVIII-начала XIX в. (Э. Берк, Ж. Де Местр, А. Мюллер, Ф. Новалис, Ф. Ламенне и др.) исходили из мысли о противоестественности радикального переустройства общества и отдавали предпочтение идеям преемственности.


Ключевыми для консерватизма являются два основных положения: идея традиции и взгляд на мир как на сложную иерархическую структуру соподчиненных понятий, образующих систему безусловных (абсолютных) ценностей (таких, как жизнь, достоинство личности, нация, историческая государственность, человечество и др.), которые нельзя приносить в жертву проектам социального переустройства ни при каких условиях.


В послевоенный период XX в. консерватизм видоизменил содержание некоторых своих положений, сблизивших по ряду позиций с либерализмом (в части смягчения отношения к государственному регулированию производства и участия населения в управлении). Вместе с тем, новые явления в экономике, социальной и политической жизни (демократия, развитие акционерных форм капитала и др.) побудили консерватизм усилить акцент на проблемах укрепления законности, порядка и стабильности системы, придав ему форму современного неоконсерватизма.


Современный социализм как идеология, которую большинство ученых справедливо противопоставляют «реальному социализму», осуществлявшемуся в СССР и других социалистических странах, является наследником многих социальных утопий, содержанием которых была борьба бедных против богатых, униженных против сильных, призыв к разрушению одного общества и построения на его месте другого, придуманного общества (утопии, как несуществующего места). Главным его требованием была идея равенства и социальной справедливости. Однако эти требования часто приобретали форму эгалитаризма (уравнительности), призыва не к равенству возможностей (на чем основана современная демократия), а к равному распределению общественного богатства, которое должно было осуществиться с помощью государства, призванного уничтожить все различия, все проявления неравенства. В этом случае путались такие понятия, как «несправедливость» и «неравенство» (борьба с несправедливостью необходима, но неравенство никогда не может быть преодолено, так как оно вытекает из самой природы человека и иерархического характера любого общества). Осуществить социальное равенство предполагалось, как правило, с помощью революции.


Однако исторический опыт показал, что всякая попытка насильственно упразднить естественное для человеческого общества неравенство неизбежно приводит к террору, тоталитарному государству. Поэтому социализм постепенно перерастал в
социал-демократию, отказавшуюся от политической революции и приобретшую характер моральной доктрины.

Современный либерализм

Краткий обзор

На сегодняшний день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики получили самое широкое распространение. К либерально-демократическим политическим системам относят такие разные по культуре и уровню экономического благополучия страны, как Финляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай или Тайвань[10]. Во всех этих странах либеральные ценности играют ключевую роль в формировании новых целей общества, даже несмотря на разрыв между идеалами и реальностью.

Приведённый ниже перечень современных политических направлений в рамках либерализма ни в коей мере не является исчерпывающим. Важнейшие принципы, которые наиболее часто упоминаются в партийных документах (например, в «Либеральном манифесте» 1947 г.), были перечислены выше.

В силу того, что в Западной Европе и Северной Америке большинство политических течений выражают солидарность с идеалами политического либерализма, возникла необходимость более узкой классификации. Правые либералы делают акцент на классическом либерализме, но при этом возражают против ряда положений социального либерализма. К ним примыкают консерваторы, которые разделяют ставшими традиционными в этих странах политические либеральные ценности, однако часто осуждают отдельные проявления культурного либерализма как противоречащие нормам морали. Следует отметить, что исторически консерватизм являлся идеологическим антагонистом либерализма, однако после окончания Второй мировой войны и дискредитации авторитаризма ведущую роль в западном консерватизме стали играть умеренные течения (либеральный консерватизм, христианская демократия). Во второй половине XX века консерваторы были наиболее активными защитниками частной собственности и сторонниками приватизации.

Собственно «либералами» в США называют социалистов и вообще левых, в то время как в Западной Европе этот термин относится к либертарианцам, а левых либералов называют социал-либералами.

Либертарианцы полагают, что государство не должно вмешиваться в личную жизнь или предпринимательскую деятельность, кроме как для защиты свободы и собственности одних от посягательств других. Они поддерживают экономический и культурный либерализм и выступают против социального либерализма. Часть либертарианцев полагает, что для реализации верховенства закона государство должно обладать достаточной силой, другие утверждают, что обеспечение законности должно осуществляться общественными и частными организациями. Во внешней политике либертарианцы, как правило, являются противниками любых военных агрессий.


В рамках экономического либерализма обособилось идеологическое течение
неолиберализма. Это течение часто рассматривается как чисто экономическая теория, вне контекста политического либерализма. Неолибералы стремятся к невмешательству государства в экономику страны и к свободному рынку. Государству отводится функция умеренного монетарного регулирования и инструмента для получения доступа к внешним рынкам в тех случаях, когда другие страны чинят препятствия для свободной торговли. Одним из определяющих проявлений неолиберальной экономической политики является приватизация, ярким примером которой были реформы, проведённые в Великобритании кабинетом Маргарет Тэтчер.

Современные социал-либералы, как правило, относят себя к центристам или социал-демократам. Последние приобрели значительное влияние, в особенности в Скандинавии, где ряд затяжных экономических спадов обострил вопросы социальной защиты (безработица, пенсии, инфляция). Для решения этих проблем социал-демократы постоянно увеличивали налоги и государственный сектор в экономике. Вместе с тем, многие десятилетия упорной борьбы за власть между право- и леволиберальными силами привели к эффективным законам и прозрачным правительствам, которые надёжно защищают гражданские права людей и собственность предпринимателей. Попытки увести страну слишком далеко в сторону социализма приводили для социал-демократов к потере власти и последующей либерализации. Поэтому сегодня в странах Скандинавии цены не регулируются (даже на государственных предприятиях, за исключением монополий), банки частные, и отсутствуют препятствия для торговли, в том числе международной. Такое сочетание либеральной и социальной политики привело к реализации либерально-демократической политической системы с высоким уровнем социальной защиты. Схожие процессы происходят и в других европейских странах, где социал-демократы, даже придя к власти, проводят достаточно либеральную политику.

Основными целями своей политики либеральные партии наиболее часто считают укрепление либеральной демократии и правового государства, независимости судебной системы; контроль над прозрачностью работы правительства; защиту гражданских прав и свободной конкуренции. Вместе с тем, наличие слова «либеральный» в названии партии само по себе не позволяет определить, являются ли её сторонники правыми либералами, социал-либералами или либертарианцами.

Общественные либеральные движения также отличаются большим разнообразием. Некоторые движения выступают в поддержку сексуальной свободы, свободной продажи оружия или наркотиков, за расширение функций частных охранных структур и передачу им части функций полиции. Экономические либералы часто выступают за единую ставку подоходного налога или даже замену подоходного налога подушевым, за приватизацию образования, здравоохранения и государственной системы пенсионного обеспечения, за перевод науки на самоокупаемое финансирование. Во многих странах либералы выступают за отмену смертной казни, разоружение, отказ от ядерных технологий, защиту окружающей среды.

В последнее время обострились дискуссии по поводу мультикультурализма. Хотя все стороны сходятся на том, что этнические меньшинства должны разделять фундаментальные ценности общества, одни полагают, что функция большинства должна ограничиваться защитой прав в этнических общинах, в то время как другие являются сторонниками скорейшей интеграции меньшинств во имя сохранения целостности нации.

С 1947 года действует Общество «Мон Пелерин», объединяющее экономистов, философов, журналистов, предпринимателей, поддерживающих принципы и идеи классического либерализма.

Современная критика либерализма

Основная статья: Критика либерализма

Сторонники коллективизма не абсолютизируют значение свободы личности или права на частную собственность, вместо этого делая упор на коллективе или обществе. Государство при этом иногда рассматривается как высшая форма коллектива и выразитель его воли.

Левые сторонники жёсткого государственного регулирования в качестве политической системы предпочитают социализм, полагая, что только государственный надзор над распределением доходов может обеспечить всеобщее материальное благополучие. В частности, с точки зрения марксизма, главным недостатком либерализма является неравномерное распределение материальных благ. Марксисты утверждают, что в либеральном обществе реальная власть сконцентрирована в руках очень небольшой группы людей, которые контролируют финансовые потоки. В условиях экономического неравенства, равенство перед законом и равенство возможностей, по мнению марксистов, остаются утопией, а истинной целью является узаконивание экономической эксплуатации. С точки зрения либералов[8], жёсткое государственное регулирование требует ограничений в размере зарплаты, в выборе профессии и места проживания, а в конечном итоге ведёт к уничтожению личной свободы и тоталитаризму (см. выше).

Кроме того, марксизм также критически относится к либеральной теории общественного договора в связи с тем, что в ней государство рассматривается как отдельный от общества субъект. Марксизм сводит противостояние между обществом и государством к противостоянию между классами, основанном на отношении к средствам производства.

Правые этатисты считают, что вне экономической сферы гражданские свободы ведут к равнодушию, эгоизму и безнравственности. Наиболее категоричны фашисты, которые утверждают, что рациональный прогресс ведёт не к более гуманному будущему, как полагают либералы, а напротив, к моральному, культурному и физическому вырождению человечества. Фашизм отрицает, что человек является высшей ценностью и вместо этого призывает к построению такого общества, в котором люди лишены стремления к индивидуальному самовыражению и полностью подчиняют свои интересы задачам нации. С точки зрения фашистов, политический плюрализм, декларирование равенства и ограничение власти государства опасны, поскольку открывают возможности для распространения симпатий к марксизму.

Более мягкой критикой либерализма занимается коммунитаризм (Амитаи Этциони, Мэри Энн Глендон и др.), который признаёт индивидуальные права, но жёстко увязывает их с обязанностями по отношению к обществу и допускает их ограничение, если они реализуются за государственный счёт.

Современные авторитарные режимы[11], опирающиеся на популярного в народе лидера, часто осуществляют пропаганду с целью дискредитации либерализма среди населения[12][13]. Либеральные режимы обвиняют в недемократичности в связи с тем, что избиратели делают выбор среди политических элит, а не выбирают представителей из народа (т. е., себе подобных)[14]. Политические элиты представляются марионетками в руках единственной закулисной группы, которая заодно держит контроль над экономикой. Злоупотребления правами и свободами (демонстрации радикальных организаций, публикации оскорбительных материалов, лишённые почвы судебные иски и т. д.) преподносятся как системные и спланированные враждебные акции. Либеральные режимы обвиняют в лицемерии: что они выступают за ограничение вмешательства государства в жизнь своей страны, но при этом вмешиваются во внутренние вопросы других стран (как правило, имеется в виду критика за нарушения прав человека). Идеи либерализма объявляются утопией, которую принципиально невозможно реализовать, невыгодными и надуманными правилами игры, которые страны Запада (в первую очередь, США), пытаются навязать всему миру (например, в Ираке или Сербии).

На противоположной этатистам стороне политического спектра, анархизм отрицает легитимность государства для любых целей[15]. (Подавляющее большинство либералов признаёт, что государство необходимо для обеспечения защиты прав).

Левые противники экономического либерализма возражают против установления рыночных механизмов в тех областях, где их прежде не было (см. либерализация). Они полагают, что наличие проигравших и появление неравенства в результате конкуренции наносит существенный вред всему обществу. В частности, возникает неравенство между регионами внутри страны. Левые также указывают, что исторически политические режимы, основанные на классическом либерализме в чистом виде, оказывались нестабильными. С их точки зрения, плановая экономика способна защитить от нищеты, безработицы, а также этнических и классовых различий в уровне здоровья и образования.

Демократический социализм как идеология стремится к достижению некоторого минимального равенства на уровне конечного результата, а не только равенства возможностей. Социалисты поддерживают идеи большого государственного сектора, национализации всех монополий (включая жилищно-коммунальную сферу и добычу важнейших природных ресурсов) и социальной справедливости. Они являются сторонниками государственного финансирования всех демократических институтов, включая средства массовой информации и политические партии. С их точки зрения, либеральная экономическая и социальная политика создаёт предпосылки для экономических кризисов[16].

Этим демосоциалисты отличаются от приверженцев социального либерализма, которые предпочитают значительно меньшее вмешательство со стороны государства, например, путём регулирования экономики или субсидий. Либералы также возражают против уравнивания по результату, во имя меритократии. Исторически платформы социал-либералов и демосоциалистов вплотную примыкали друг к другу и даже частично перекрывались. В силу падения популярности социализма в 1990-е годы, современная «социал-демократия» стала всё больше смещаться от демократического социализма в сторону социального либерализма.

Правые противники культурного либерализма видят в нём опасность для морального здоровья нации, традиционных ценностей и политической стабильности. Они считают допустимым, чтобы государство и церковь регулировали частную жизнь людей, ограждали их от безнравственных поступков, воспитывали в них любовь к святыням и отечеству.

Одним из критиков либерализма является Русская православная церковь. В частности, Патриарх Кирилл в своём выступлении в Киево-Печерской лавре 29 июля 2009 г.[6] провёл параллели между либерализмом и размытием понятий добра и зла. Последнее чревато тем, что люди поверят антихристу, и тогда настанет апокалипсис.

В вопросах международной политики проблема прав человека вступает в конфликт с принципом невмешательства в суверенные вопросы других стран. В связи с этим мировые федералисты отрицают доктрину суверенитета национальных государств во имя защиты от геноцида и масштабных нарушений прав человека. Схожей идеологии придерживаются американские неоконсерваторы, которые призывают к агрессивному и бескомпромиссному распространению либерализма в мире, даже ценой ссоры с авторитарными союзниками США[17]. Это течение активно поддерживает применение военной силы ради своих целей против враждебных США стран и оправдывает связанные с этим нарушения принципов международного права. Неоконсерваторы приближаются к этатистам, поскольку являются сторонниками сильного государства и высоких налогов для покрытия военных расходов.

Отдельной критике подвергается защита прав меньшинств, по мнению ряда исследователей, входящая в конфликт с правами других людей[18]. Согласно этому аргументу, вместо защиты прав и свобод человека либерализм перешёл к защите прав заключённых, сексуальных меньшинств, умалишённых и других категорий граждан, чьи права именно потому и поставлены под вопрос социальными институтами, что входят в конфликт с правами других людей.

Россия

«Еди́ная Росси́я» — российская правоцентристская социал-консервативная[источник?] политическая партия, крупнейшая партия Росси

Центризм и консерватизм

Официальная идеологическая платформа партии, описанная её лидерами как центризм и консерватизм, предполагает государственническую позицию, заявленный прагматизм, противопоставление себя более радикальным движениям[

Ряд активных членов фракции в начале 2005 года одновременно выступили с публичным изложением новых подходов к развитию экономики и общества России — так называемому «социально ориентированному» и «праволиберальному», или «либерально-консервативному». Некоторые СМИ поспешили заявить о распаде партии на несколько крыльев, а возможно и фракций[32]. Председатель партии Борис Грызлов отверг данное предположение, так как партия не должна делиться на левых и правых, «есть интересы страны, её граждан, и в их отстаивании мы едины», в кулуарах Грызлов якобы добавил: «Нам, медведям, крылья не нужны. Медведи не летают».[33]. В результате внутрипартийная дискуссия в «Единой России» сосредоточена по нескольким идеологическим неформальным клубам.

Дискуссионные клубы в партии

Клуб «4 ноября»

Цели и задачи клуба[111]:

  1.  разработка либерально-консервативной программы развития страны и мер по её реализации;
  2.  формирование в стране широкой общественной поддержки либерально-консервативного пути развития;
  3.  организация широкой дискуссии среди политически и экономически активных слоёв российского общества;
  4.  вовлечение в эту работу общественных организаций, интеллектуалов, журналистов;
  5.  содействие формированию адекватной состоянию общества конфигурации общественно-политических сил накануне выборов 2007—2008 года.

В своей деятельности клуб опирается на идеи, сформулированные в послании Президента Федеральному собранию 2005 года. Деятельность клуба носит конкретный, прагматический и даже «лоббистский» характер в отношении тех инициатив и действий, которые будут разработаны клубом, или созвучны его позиции. Клуб рассматривает партию как наиболее значимого политического партнёра, но является непартийной площадкой. Клуб использует в своей работе различные формы: конференции, круглые столы, семинары.[111][112] Отличительной чертой деятельности является акцент на регионах. Одним из сопредседателей клуба является известный журналист, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев[113].

Центр социально-консервативной политики

Некоммерческое партнёрство «Центр социально-консервативной политики» — частный клуб по обсуждению общественных проблем. Это негосударственная и непартийная организация, но каждый член клуба так или иначе связан с партией и её фракцией в Государственной Думе Федерального Собрания. При этом дискуссии в рамках клуба послужили средой для формирования обоих течений в «Единой России»: либерального (Владимир Плигин) и социального (Андрей Исаев). В работе «круглых столов» ЦСКП, посвящённых определённым направлениям модернизации России, принимают участие руководители профильных комитетов Думы, заинтересованных органов исполнительной власти, разработчики законопроектов, эксперты.[114]

Учредителями некоммерческого партнёрства «Центр социально-консервативной политики» являются: Леонид Горяинов, Игорь Дёмин, Игорь Игошин, Андрей Исаев, Денис Кравченко, Константин Тарасов.[115]

Государственно-патриотический клуб

Главными направлениями своей работы клуб называет[116]:

  1.  национальное единство и патриотизм действия, эффективное государственное управление;
  2.  региональное развитие как условие обеспечения качества жизни граждан России и инновационного развития страны.

Идеологической базой для ГПК стала «Политическая декларация клуба». Авторы Декларации отмечают, «что демократия и развитие общественных институтов, конкурентоспособная экономика, устойчивое геополитическое положение России невозможны без сильного и ответственного государства, находящегося в органичном единстве с обществом на основе отечественной истории и культуры, национальных традиций».

Региональные отделения Государственно-патриотического клуба действуют в 42 регионах России. Координаторы клуба — депутаты Госдумы Ирина Яровая и Григорий Ивлиев.

Либеральный клуб

18 марта 2010 года состоялось первой заседание либерального клуба «Единой России», в который вошли представители бизнеса и культуры. В состав клуба, в частности, вошли бизнесмен Вадим Дымов, музыкант Игорь Бутман, заместитель руководителя центрисполкома партии Андрей Ильницкий, депутат Госдумы Владимир Мединский, депутат Госдумы и адвокат Андрей Макаров, социолог Ольга Крыштановская а также часть членов клуба «4 ноября». Руководитель общественного совета при президиуме генсовета партии по взаимодействию со СМИ и экспертным сообществом Алексей Чеснаков объяснил образование в партии ещё одного либерального клуба тем, что либералы «не находятся в выделенной им кем-то, пусть даже самыми лучшими людьми, нише». По его словам, отличие нового клуба от уже существующего клуба «4 ноября» будет в организационных формах: дискуссионная площадка без жесткого членства.[117].

В эфире «Радио свобода» Ольга Крыштановская, отвечая на вопрос о задачах нового праволиберального клуба, заявила следующее: «Я бы не сказала, что партия заявляет, что ей необходим такой новый клуб. Это некоторые члены партии, конкретные люди объединились, потому что чувствуют, что они единомышленники. Мы единомышленники, нас никто не приглашал никуда. Мы просто сами решили создать такой клуб для того, чтобы выражать свою позицию. У нас общая идеология».[118] Идеологией либерального клуба является новый консерватизм.

"Суть дела в том, что по смыслу реформ, которые мы хотели бы видеть, мы либералы, а по методам мы консерваторы, то есть против радикализма и против ломки системы. Все у людей, которые занимаются политикой, есть выбор: стоять в сторонке, критиковать, усмехаться, что это делается не так, или осмелиться войти во власть и пытаться изнутри на это повлиять. Те люди, которые вместе со мной, которые создают этот клуб, они придерживаются такой позиции. Да, конечно, мы не сторонники разрушения системы прежде всего потому, что народу плохо будет, если все рухнет. Но пытаться влиять, пытаться модернизировать саму партию и политику проводимую, мне кажется, это нормальная задача, " — пояснила Крыштановская.[119]

Коммунисти́ческая па́ртия Росси́йской Федера́ции (сокращённо КПРФ) — левая политическая партия в Российской Федерации.

КПРФ образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13—14 февраля 1993 года) как восстановленная Коммунистическая партия Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Количество региональных отделений — 81, количество членов — 154 244 (2011)[1]. Партия была представлена в Государственной думе всех созывов, а также имеет представительство в органах власти на региональном уровне.

Своей стратегической целью в долгосрочной перспективе называет построение в России «обновлённого социализма». В краткосрочной перспективе ставит перед собой задачи: приход к власти «патриотических сил», национализация недр и стратегических отраслей экономики с сохранением малого и среднего предпринимательства, усиление социальной направленности политики государства.

Согласно своей программе[2], КПРФ считает необходимым реформировать страну в три этапа. На первом этапе планируется достижение власти трудящихся (на текущий момент, по мнению КПРФ, такой власти у них нет) в лице коалиции во главе с КПРФ. Достижение этой цели поможет устранить катастрофические, с точки зрения партии, последствия проведённых в последние десятилетия реформ, в частности, путём национализации приватизированной в 1990-х годах собственности. При этом, однако, мелкие товаропроизводители останутся, и, более того, будет организована их защита от ограбления «крупным капиталом, чиновниками и мафиозными группами». Также планируется провести реформу управления путём создания советов различного уровня.

На втором этапе роль советов и профсоюзов возрастёт ещё больше. В экономике будет произведён постепенный переход к социалистическим формам хозяйствования, однако мелкий частный капитал всё ещё сохранится. Наконец, на третьем этапе планируется построение социализма.

Согласно официальной программе ЛДПР, партия выступает за либерализм и демократию. ЛДПР категорически отрицает коммунистическую идеологию и марксизм в целом. При этом считается, что главным выразителем интересов людей и общества является государство и что все интересы граждан должны быть ему подчинены. Личная свобода также признаётся в той мере, в которой она не входит в противоречие с государственными и общественными интересами. ЛДПР призывает к восстановлению России как великой державы без её разделения на национальные республики.ЛДПР выступает за Парламентскую форму правления и ликвидацию Верхней палаты, за сокращение численности депутатов в Госдуме и введение ограничения на конституционное большинство какой-либо одной партии (победившая на парламентских выборах партия не должна получать в парламенте больше 40% мандатов).[5][6].Позиция ЛДПР по отношению к корпоративной собственности состоит в том, что государство должно осуществлять над ней жёсткий контроль. Несмотря на свое название, ЛДПР, как правило, описывается как националистическая партия.[7][8][9][10] В 2011 году ЛДПР высказалась за поднятие так называемого «Русского Вопроса» и провела для его обсуждения круглый стол, на который были приглашены лидеры националистических организаций: Георгий Боровиков (РфО Память), Дмитрий Дёмушкин (Славянская Сила), Дмитрий Бобров (НСИ) и Александр Белов-Поткин (экс-лидер ДПНИ). Данное мероприятие вызвало широкий общественный резонанс и привлекло к ЛДПР русских националистов, а также укрепило позицию ЛДПР как патриотической партии.

«Справедли́вая Росси́я» — левоцентристская политическая партия в России, придерживающаяся идеологии социал-демократии и модернизированного социализма.

Создана 28 октября 2006 года в результате объединения партии «Родина», Российской партии Жизни и Российской партии пенсионеров. Основной базой стала бывшая структура «Российской партии Жизни».

С 2007 года является членом наблюдательного совета международной организации Социнтерн.

В 2008 году на своем XV съезде Российская экологическая партия «Зелёные», бывшая в своё время союзником «Российской партии Жизни», также вошла в партию «Справедливая Россия», позже к партии примкнула Социал-демократическая партия России и Социалистическая единая партия России.

Всероссийская политическая партия «Правое дело» — правоцентристская российская политическая партия, созданная 16 ноября 2008 года[1] на основе трёх партий, декларировавших либеральную направленность (Гражданская сила, Демократическая партия России, Союз правых сил)[2]. С сентября 2011 года руководителем партии является Андрей Дунаев[3]. Он же возглавляет федеральный список кандидатов «Правого дела» на выборах в Государственную думу[3]. Второе место в списке занимает бывший руководитель Демократической партии России Андрей Богданов, а третье — теннисистка Анна Чакветадзе[3]. В «десятку» предвыборного списка также входят Владислав Иноземцев и Александр Брод[3]. Партия участвует в выборах под лозунгом «Если вы против всех — голосуйте за „Правое дело“».

«Патрио́ты Росси́и» (Политическая партия «Патриоты России») — умеренно левая политическая партия в Российской Федерации. Создана (дата и номер регистрации: 25.04.2002 № 5020) на основе объединения ряда партий и общественных организаций, входящих в коалицию «Патриоты России» (де-юре партия была основана путём переименования и смены руководства Российской партии труда на её очередном съезде). В партию «Патриоты России» вступила значительная часть членов партий: «Национально-державная партия России», «Российская партия труда» и «Евразийская партия — Союз патриотов России». Перерегистрацию под новым названием партия прошла в июле 2005 года. 9 сентября 2008г Партия возрождения России была распущена, призвав своих сторонников и членов войти в партию Патриоты России.

23 ноября 2008 года на съезде партия единогласно проголосовала за объединение с «Российской политической партией мира и единства»[2] в форме присоединения к партии Патриоты России.

Цели партии

Главная стратегическая цель партии — создание в Российской Федерации общества равных возможностей, гармонично сочетающего политическую стабильность, социальную справедливость и устойчивое экономическое развитие. Партия стремится к объединению всех оппозиционных сил страны на базе патриотизма, основываясь на социалистических, социал-демократических и центристских взглядах на развитие общества и государства. Партия отвергает радикализм, экстремизм, шовинизм и национализм в любых их проявлениях[3].

Росси́йская объединённая демократи́ческая па́ртия «Я́БЛОКО» — официально зарегистрированная социал-либеральная политическая партия современной России. В 1993—2003 партия была представлена фракцией в Государственной думе России.

«ЯБЛОКО» — партия социального либерализма, которая выступает за европейский путь развития Российской Федерации, и которая входит в ряд международных и Европейских организаций. Ещё с ноября 1998 года объединение «ЯБЛОКО» имело статус наблюдателя при Либеральном Интернационале и участвовало в его мероприятиях. На 51-м конгрессе Либерального Интернационала, проходившем 21-23 марта 2002 года в Будапеште, партия «ЯБЛОКО» была принята в ряды этой международной организации в качестве полноправного члена.

С 2006 г. партия «ЯБЛОКО» входит в состав Европейской партии либералов, демократов и реформаторов (ЕЛДР).

Процесс идеологического самоопределения партии

«Яблоко» возникло и развивалось в русле демократического движения как альянс политических групп, представлявших различные идеологические течения — либералов, социал-демократов, христианских демократов[6]. В процессе формирования партии необходимо было определиться с тем, какую «нишу» в партийно-политическом спектре она займёт — станет ли она в конечном итоге социал-демократической или либеральной партией. Нужно было также решить, какая именно формула либерализма может наиболее точно выразить её идейное кредо. Решающим фактором, повлиявшим на такое решение, стало отношение к происходящим изменениям в стране.

На II съезде «Яблока» (сентябрь 1995) был принят программный документ «Путь российских реформ», содержавший негативную оценку первых итогов российских преобразований, которые были охарактеризованы следующим образом:

  1.  политика — авторитарные тенденции, сопровождающиеся дезорганизацией и беспорядком;
  2.  экономика — не создан фундамент для экономического роста;
  3.  общество — нарастающее недовольство и разочарование вследствие ухудшения социальной обстановки и резкого падения уровня жизни.

В документе съезда было сформулировано принципиальное видение реформ — что они должны проводиться в интересах большинства населения.

Выдвижение этих принципов означало утверждение «Яблока» в качестве политического объединения социально-либерального типа.

[править] Яблоко о российской специфике

По мнению основателей партии «Яблоко», европейские модели либерализма предпочтительнее американских. Признавая цивилизационную, социокультурную специфику России, лидеры «Яблока» настаивали на необходимости учитывать её при осуществлении реформ. Эта специфика в первую очередь включает в себя традиционно высокую роль государства в экономической жизни страны, устойчивую ориентацию значительных слоёв населения на то, чтобы государственные институты оказывали социальную помощь. Анализируя особенности социально-экономической и исторической эволюции России, представители «Яблока» особое внимание уделяли диспропорциям в развитии нашей страны. Для успеха реформ необходимо устранение этих диспропорций, что возможно лишь при эффективной регулирующей роли государства.[11]

[править] Социал-демократия

Среди создателей «Яблока» была и группа социал-демократов, однако по результатам дискуссии первоначально было принято решение не называть себя социал-демократами. В связи с этим Григорий Явлинский отмечал:

«наша идеологическая модель строится на основе необходимости сочетания в России либерального и социал-демократического подходов. Это особенность России, в которой мы должны быть либералами, чтобы защищать частную собственность, добиваться снижения налогов, максимальных свобод для предпринимателей, масштабного развития частного предпринимательства, потому что без этого невозможно создать „общественный пирог“. Но мы не можем забывать, что Россия — это страна, которая не может существовать без бесплатного образования, без качественной бесплатной медицины. Мы не можем забывать, сколько у нас пенсионеров, сколько инвалидов, сколько у нас территорий, которые сегодня ещё не впишутся в либеральный подход… Мы должны делать всё для того, чтобы либеральные основы экономики были как можно глубже, и одновременно решать первоочередные социальные задачи страны».[12]

Позднее отношение «Яблока» к понятию социальной справедливости стало меняться в сторону большей «социал-демократизации».

[править] Другие вопросы

«Яблоко» выступает за:

  1.  утверждение в России современного правового социального государства, формирование эффективной рыночной экономики и становление гражданского общества;
  2.  европейский путь развития России, введение безвизового режима со странами Евросоюза и вхождение России в состав ЕС;
  3.  создание профессиональной контрактной армии;
  4.  введение прогрессивной шкалы налогообложения;
  5.  равноправие женщин и мужчин;
  6.  сохранение целостности России в её нынешних границах;
  7.  усиление экологического контроля, прекращение ввоза в Россию ядерных отходов и строительства новых АЭС.
  8.  признание нелегитимным переворота 1917 года.

«Яблоко» выступает против:

  1.  национализма;
  2.  любых видов дискриминации;
  3.  большевизма и сталинизма.

1.Политическая партия, выступающая за поддержку социально незащищенных слоев населения, усиление влияния народа на власть, является:

А) монархической

Б) либеральной

В) консервативной

Г) социал-демократической

2. Политическая партия, отстаивающая преемственность развития, уважение к традициям, устоям общества, моральные и религиозные ценности, иерархичность общества, выделение в нем элиты, является:

А) анархистской
Б) либеральной

В) консервативной

Г) социал-демократической

3. Партии, исповедующие радикальную идеологию и прибегающие к нелегальным методам политической деятельности, называются:

А) либеральными

В) консервативными

Г) социал-демократическими

Д) экстремистскими

5. Верны ли следующие суждения об оппозиционных политических партиях?

А. Оппозиционные партии в демократическом обществе выступают в качестве конструктивного критика правительства и предлагают свои варианты политики.
Б. Задача оппозиции в демократическом обществе - любыми средствами добиться свержения правительства и захватить власть.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Либеральная политическая идеология предполагает:

А) уважение к традициям, обычаям, существующим в обществе

Б) борьбу против социального неравенства, социальных контрастов

В) стремление к созданию социально однородного бесклассового общества

Г) признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности

7. Для консервативной идеологии характерно признание

А) ценности традиций, преемственности

Б) классовой борьбы в качестве двигателя истории

В) государственной собственности как основы экономики

Г) ценности индивидуальной свободы

8. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии?
А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом.
Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Какое высказывание соответствует идеологии консерватизма?

А) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»

Б) «Равенство – это  не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»

В) Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность»

10. "Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков". Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным?
а) консервативной

б) либеральной
в) социал-демократической

г) коммунистической

д) радикальной

11. Сторонникам какой политической идеологии принадлежит принцип: «Государство - ночной сторож»?  а) анархизма; б) либерализма;  в) консерватизма;

г) социализма.

12. Выберите правильное определение либерализма:

а) идейно-политическое учение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни

б) идейно-политическое учение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ

в) идейно-политическое учение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства

д) среди предложенных вариантов правильного ответа  нет

13. Определите соответствие между  понятиями  и их определениями:

1) либерализм 4) коммунизм

2) консерватизм 5) анархизм

3) социал-демократизм

А) социально-политическое течение, провозгласившее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан

Б) разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида ("…каждый – по способностям, каждому – по потребностям…")

В) идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и её первичности по отношению к обществу и государству

Г) идеология, ценностями которой являются свобода, справедливость, равенство и солидарность

Д) идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-

правовых отношений, воплощённых в нации, религии, семье, собственности

14. Определите соответствие между  понятиями  и  принципами либерализма:

1) политический либерализм  2) культурный либерализм

3) экономический либерализм 4) социальный либерализм

А) защита от вмешательства государства в личную жизнь

Б) равные избирательные права

В) государственное регулирование экономических процессов

Г) свобода слова, свобода собраний

Д) обеспечение прожиточного минимума неимущих групп населения

Е) планирование социально-экономического развития страны

Ж) плюрализм, многопартийность

15.  Определите признаки:

1) консерватизма  2) либерализма  3) коммунизма

4) социал-демократии

А) приоритет прав человека над правами государства;

 Б) необходимость подчинения человека государственной власти

 В) равноправие и равенство всех перед законом;

 Г) движение за свободу, справедливость и солидарность.

 Д) невмешательство государства в социально-экономические  рыночные     отношения  («ночной сторож»);

Е) значение традиций в общественном развитии, традиционные ценности,  государственный и общественный порядок

Ж) свобода частного предпринимательства; 

З) социальное партнерство между трудящимися и работодателями.

И) общественная собственность на средства производства

К) национализация стратегически важных предприятий.

   

         

 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42065. Изучение работы измерительной цепи для измерения температуры термометром сопротивления в комплекте с нормирующим преобразователем и вторичным прибором 51.5 KB
  В процессе выполнения лабораторной работы закрепить знания по разделу Измерение температуры и Дистанционная передача сигнала измерительной информации теоретического курса Автоматизация производственных процессов Системы управления химикотехнологических процессов. Нормирующие промежуточные преобразователи предназначены для преобразования выходного сигнала первичных преобразователей не имеющих унифицированного сигнала и выходного сигнала переменного тока в унифицированный сигнал постоянного тока. Введение нормирующих...
42067. Решение задачи о назначениях 3.01 MB
  В ячейках B21:H21 находятся суммы значений соответствующих столбцов изменяемых ячеек. в B21 находится сумма ячеек B14:B20; в С21 находится сумма ячеек С14:С20; в D21 находится сумма ячеек D14:D20; в E21 находится сумма ячеек E14:E20; в F21 находится сумма ячеек F14:F20. в G21 находится сумма ячеек G14:G20; в H21 находится сумма ячеек H14:H20. В ячейках I14:I20 находятся суммы значений соответствующих строк изменяемых ячеек.
42068. Определение кратчайшего пути между вершинами ориентированного графа с циклами 2.43 MB
  Длины дуг могут определять различные характеристики: расстояние стоимость время пропускную способность и т. Определить наикратчайший путь между вершиной 1 и вершиной 7 на графе с циклами представленном на рис. Рис. Матрица транспортных расходов соответствующая данному графу представлена на рис.
42069. Изучение работы жидкостного U-образного манометра и комплекта приборов для измерения давления пневматической ветви ГСП 764 KB
  В процессе выполнения лабораторной работы закрепить знания по разделу Измерение давления и Дистанционная передача сигнала измерительной информации теоретического курса Технические измерения и приборы. Ознакомиться с принципом действия устройством преобразователя измерительного разности давления пневматического 13ДД11 в комплекте с вторичным прибором ПКР. Присоединив оба свободных конца трубки прибора к двум полостям с разными давлениями можно по разности уровней жидкости в приборе определить разность давлений.
42070. Решение задачи динамического программирования 659.5 KB
  Требуется перевезти груз из пункта 1 в пункт 10 с минимальными затратами на перевозку. Сетевой график дорог Стоимость перевозки груза из пункта s s=129 в пункт j j=2310 представлена в таблице Маршрут Расстояние Маршрут Расстояние 12 4 27 13 11 37 14 3 47 4 25 3 58 9 35 1 68 45 4 78 7 26 4 59 8 36 6 69 5 46 6 79 12 810 5 910 3 Все множество вершин пунктов разбивается на подмножества: . На первом этапе принимается решение через какой пункт принадлежащий второму подмножеству везти груз из пункта 1. На...
42071. Решение задачи о распределении ресурсов методом динамического программирования 610.5 KB
  Средства X выделенные kому предприятию приносит в конце года прибыль . Функции заданы таблично: X f1X f2X f3X f4X 1 8 6 3 4 2 10 9 4 6 3 11 11 7 8 4 12 13 11 13 5 18 15 18 16 Определить какое количество средств нужно выделить каждому предприятию чтобы суммарная прибыль равная сумме прибылей полученных от каждого предприятия была наибольшей. Пусть количество средств выделенных kому предприятию. Уравнения на м шаге удовлетворяют условию: либо kому предприятию ничего не выделяем: либо не больше того что...
42072. Изучение работы приборов для измерения давления электрической ветви ГСП 101.5 KB
  Ознакомиться с принципом действия устройством преобразователя измерительного Метран43 в комплекте с вторичным прибором и приобретают навыки в определении давления при помощи измерительных преобразователей типа Метран43. Снять статическую характеристику измерительного преобразователя Метран43.1 Преобразователи давления типа Метран43 Преобразователи разности давления типа Метран43 предназначены для промышленных систем автоматического контроля и систем в составе АСУ ТП на базе микропроцессорной техники работающих со...
42073. Нахождение оптимального решения по векторному критерию 362.5 KB
  Метод ведущего критерия – все критерии кроме самого важного заносятся в систему ограничений. Метод равных и наименьших относительных отклонений – оптимизируемые критерии включают в число неизвестных задачи а систему ограничений дополняют требованием равных относительных отклонений значений критериев в компромиссном решении от их экстремальных значений. Найти решение следующей трехкритериальной задачи Система ограничений: 1 Применим информационные технологии Excel для решения задачи. Для нахождения компромиссного...