71717

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА ГРУНТА

Лабораторная работа

География, геология и геодезия

Гранулометрическим составом грунта называется содержание в массе грунта частиц (фракций) различной крупности по отношению к общей массе сухого грунта. Определение гранулометрического состава состоит в разделении частиц, составляющих грунт, на отдельные группы (фракции), приведенные...

Русский

2014-11-11

55.5 KB

8 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА ГРУНТА»

1. Гранулометрическим составом грунта называется содержание в массе грунта частиц (фракций) различной крупности по отношению к общей массе сухого грунта. Определение гранулометрического состава состоит в разделении частиц, составляющих грунт, на отдельные группы (фракции), приведенные в табл.1

                       Табл.1

Наименование частиц

Диаметр, мм

Песчаные

2... 0,05

Пылеватые

0,05 ...0,005

Глинистые

< 0,005

Основное влияние на физические свойства грунтов оказывает наличие в них глинистой фракции. Весьма важную роль играет также содержание в грунте пылеватой фракции. В строительной практике часто пользуются упрощенной классификацией грунтов по их гранулометрическому составу в зависимости от содержания в них глинистых фракций (табл. 2).

Таблица 2

Наименование грунта

Содержание глинистых частиц в % по весу

Примечание

Песок

менее 3

если в грунте содержатся пылеватых частиц больше, чем песчаных, то к названию грунта прибавляется слово пылеватый

Супесь

3... 10

Суглинок

10... 30

Глина

более 30

Гранулометрический состав грунта позволяет дать определенное
наименование грунту и в некоторой мере охарактеризовать его строительные свойства.

В настоящей работе требуется разделить грунт на основные фракции, по содержанию глинистых и пылеватых частиц установить его наименование. Существует несколько способов определения гранулометрического состава грунта. Все они разнообразны по принципу определения и диапазону измеряемых частиц. Поэтому часто их приходится использовать в комбинации друг с другом. Так, для определения песчаных фракция в работе используется метод отмучивания, основанный на определении размеров частиц по скорости их выпадения из суспензии, а для определения глинистых - метод набухания. Метод отмучивания представляет собой отмывание песчаных частиц от глинистых и пылеватых. Метод набухания основан на свойстве глинистых фракций увеличиваться в объеме при их увлажнении.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ. Грунт (воздушно-сухой нарушенной структуры), два градуированных цилиндра, палочка с резиновым наконечником, раствор хлористого кальция (CaCl2 - 5%), колба с водой, фарфоровая чашка, пестик, секундомер, эксикатор.

ПОДГОТОВКА ПРОБЫ. Из отобранного монолита грунта берется средняя проба весом около 50 г. Грунт высушивается и растирается в фарфоровой ступке пестиком (чтобы избежать раздробления частиц),

ХОД РАБОТЫ.

1.     Определение содержания песчаных частиц грунта.

  1.   Приготовленный грунт насыпается в цилиндр и по мере заполнения уплотняется постукиванием цилиндра по ладони. После уплотнения грунт должен иметь объем 10 см3.
  2.   Наклоном цилиндра и легким встряхиванием грунт разрыхляется и в цилиндр наливается вода до деления 50 - 60 см3.
  3.   Грунт при помощи палочки с резиновым наконечником тщательно
    растирается и перемешивается с водой до исчезновения мазков глины на стенках цилиндра, т.е. добиваются разрушения агрегатов. Далее добавляется вода до 100
    см2.
  4.   Полученная    суспензия    взмучивается    палочкой    с    резиновой кисточкой, кисть вынимается, засекается время, и суспензия отстаивается 90 сек. За это время все песчаные частицы успевают осесть на дно. Через 90 сек 2/3 объема суспензии с пылеватыми и глинистыми частицами сливаются (до деления 30-35 см3).
  5.   В   цилиндр   вновь   добавляется   вода   до    100   см2,   суспензия
    взмучивается, отстаивается 90 сек и вновь сливается 2/3 объема и т.д. Этот
    процесс следует повторять почти до полного осветления жидкости.
  6.   После этого переходят к более коротким промежуткам времени
    отстаивания суспензии. Это позволит отделить более крупные среди пылеватых
    частиц (диаметром менее 0,05
    мм). Для этого оставшуюся суспензию в объеме
    30-35
    см3 следует взмутить и через 30 сек осторожно слить почти всю
    жидкость над осевшим грунтом. При сливании необходимо следить, чтобы
    песчаные частицы не уносились из цилиндра вместе с водой. Далее в цилиндр
    вновь доливается вода до 30
    см3, взмучивается и через 30 сек сливается и т.д.
    Это повторяется до совершенно полного осветления жидкости.
  7.   На последнем этапе наливается вода в цилиндр до 100 см3, дается
    время     для   отстоя   песка   и   определяется   его   объем.   Результат  опыта

записывается в табл. 3.

Таблица 3

Начальный объем грунта, см3

Объем оставшегося грунта, см3

Содержание песчаных фракций, %

10

3

30

2.    Определение содержания глинистых фракций.

  1.  Приготовленный грунт, как и в предыдущем опыте, насыпается в
    цилиндр и постукиванием по ладони уплотняется. После уплотнения грунт должен иметь объем 10
    см3.
  2.  Грунт разрыхляется легким встряхиванием, и в цилиндр наливается вода до деления 50 - 60 см3. Далее грунт растирается до исчезновения мазков глины на стенках цилиндра.

2.3. Для   коагуляции   и   ускорения   оседания   глинистой   фракции   к полученной  суспензии добавляется  3-4  см3  пятипроцентного  раствора хлористого кальция (CaCI2 )

2.4. В цилиндр доливается вода до 100 см3, суспензия взмучивается один
раз и оставляется для отстаивания в течении 1-2 суток или до следующего
занятия. В подставку цилиндра вставляется этикетка с указанием группы и
фамилии студентов в бригаде.

2.5. После    отстаивания    определяется    объем    набухшего    грунта.
Содержание   глинистых   частиц   в   процентах   определяется   умножением
относительного приращения объема грунта на эмпирический коэффициент
К =
22,7. Результат опыта записывается в табл. 4.

Начальный объем грунта

V1,cm3

Объем набухшего

грунта V2, см3

Приращение объема

V2-V1,cm3

Относительное приращение объема

Содержание глинистых фракций

10

13,5

3,5

0,35

7,945

3. Определение содержания пылеватых фракций.

3.1. Содержание пылеватых частиц определяется вычитанием суммы процентов глинистых и песчаных фракций из 100%.

4. Определение наименование грунта.

  1.  Результаты обработки всех испытаний заносят в табл. 5.
  2.  Определяют наименование грунта.

Таблица 5

Наименование фракций

Содержание, %

Глинистая

Пылеватая

Песчаная

Наименование грунта


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81827. Особенности научного познания 32.52 KB
  Если этого нет то нет и науки ибо само понятие научности предполагает открытие заходов углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки главная ее особенность. Нацеленность науки на изучение не только объектов преобразуемых в сегодняшней практике но и тех которые могут стать предметом практического освоения в будущем является важной отличительной чертой научного познания.
81828. Особенности транспортного обслуживания города 24.19 KB
  Различают города районного областного краевого и республиканского подчинения. Городской и пригородный транспорт представляет собой транспортную систему которая объединяет различные виды транспорта осуществляющие перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны а также выполняющие работы по благоустройству города. В транспортную систему города входит также велосипед для которого в цивилизованных странах выделяется отдельная специализированная велосипедная дорожка.
81829. Методы расчета пропускной способности на различных видах транспорта 33.61 KB
  Методы определения пропускной способности пресечений и линий слияния автомобильных потоков Пересечения автомобильных дорог являются одним из участков на которых сосредотачиваются дорожнотранспортные происшествия значительно уменьшается пропускная способность наблюдается снижение скорости а зачастую и полная остановка движения автомобильного транспорта заторы. Большинство узлов в одном уровне имеют меньшую пропускную способность чем подходящие к нему дороги вследствие наличия на узле опасных точек задержки автомобилей перед...
81830. Технико-эксплуатационные характеристики судов 27.65 KB
  Технико-эксплуатационные характеристики судов (ТЭХ) - это степень пригодности судов к транспортировке определенных видов грузов, т.е. конструктивные особенности и грузовые характеристики судна, отвечающие транспортным характеристикам и свойствам грузов
81831. Транспортная схема города 28.55 KB
  Комплексная транспортная схема сеть это линии городского маршрутизированного пассажирского транспорта по которым организовано движение массового общественного транспорта. Применение различных видов транспорта в транспортной сети определяется экологией безопасностью провозными возможностями наименьшими затратами времени сообщения а также комфортабельностью и регулярностью перевозок. Основные зоны города места тяготения нуждающиеся во взаимной транспортной связи это жилые кварталы общегородской центр места массового отдыха и...
81832. Скорость и сроки доставки грузов 21.8 KB
  Сроки доставки грузов а также порожних вагонов принадлежащих грузоотправителю грузополучателю или арендованных ими исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния по которому рассчитывается провозная плата с учетом железнодорожных направлений по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Перечень железнодорожных направлений по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью публикуется в Сборнике правил перевозок и тарифов на...
81833. Формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта 26.94 KB
  Однако специфика каждого из видов транспорта их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке что несколько ограничивает возможность конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта. Более эффективно и выгодно для потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитывая недостаточную развитость автодорожной сети в России и технического сервиса конкуренция между этими видами транспорта...
81834. Технико – эксплуатационные характеристики трубопроводного транспорта 23.92 KB
  Действующая сеть трубопроводного транспорта в основном построена в 7090 годы XX века. Трубопроводный транспорт имеет следующие преимущества: 1 трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому направлению с преодолением водных преград 2 первоначальные удельные затраты на строительство одного километра трубопровода в 2 раза ниже чем на строительство железной или автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью 3 эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна т.
81835. Размещение производительных сил и транспортных узлов 23.87 KB
  При планировании и в практике размещения производительных сил в стране непременно учитывается конфигурация и мощность существующей сети путей сообщения и предусматривается ее развитие в соответствии с перспективными задачами народного хозяйства.