71717

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА ГРУНТА

Лабораторная работа

География, геология и геодезия

Гранулометрическим составом грунта называется содержание в массе грунта частиц (фракций) различной крупности по отношению к общей массе сухого грунта. Определение гранулометрического состава состоит в разделении частиц, составляющих грунт, на отдельные группы (фракции), приведенные...

Русский

2014-11-11

55.5 KB

7 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА ГРУНТА»

1. Гранулометрическим составом грунта называется содержание в массе грунта частиц (фракций) различной крупности по отношению к общей массе сухого грунта. Определение гранулометрического состава состоит в разделении частиц, составляющих грунт, на отдельные группы (фракции), приведенные в табл.1

                       Табл.1

Наименование частиц

Диаметр, мм

Песчаные

2... 0,05

Пылеватые

0,05 ...0,005

Глинистые

< 0,005

Основное влияние на физические свойства грунтов оказывает наличие в них глинистой фракции. Весьма важную роль играет также содержание в грунте пылеватой фракции. В строительной практике часто пользуются упрощенной классификацией грунтов по их гранулометрическому составу в зависимости от содержания в них глинистых фракций (табл. 2).

Таблица 2

Наименование грунта

Содержание глинистых частиц в % по весу

Примечание

Песок

менее 3

если в грунте содержатся пылеватых частиц больше, чем песчаных, то к названию грунта прибавляется слово пылеватый

Супесь

3... 10

Суглинок

10... 30

Глина

более 30

Гранулометрический состав грунта позволяет дать определенное
наименование грунту и в некоторой мере охарактеризовать его строительные свойства.

В настоящей работе требуется разделить грунт на основные фракции, по содержанию глинистых и пылеватых частиц установить его наименование. Существует несколько способов определения гранулометрического состава грунта. Все они разнообразны по принципу определения и диапазону измеряемых частиц. Поэтому часто их приходится использовать в комбинации друг с другом. Так, для определения песчаных фракция в работе используется метод отмучивания, основанный на определении размеров частиц по скорости их выпадения из суспензии, а для определения глинистых - метод набухания. Метод отмучивания представляет собой отмывание песчаных частиц от глинистых и пылеватых. Метод набухания основан на свойстве глинистых фракций увеличиваться в объеме при их увлажнении.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ. Грунт (воздушно-сухой нарушенной структуры), два градуированных цилиндра, палочка с резиновым наконечником, раствор хлористого кальция (CaCl2 - 5%), колба с водой, фарфоровая чашка, пестик, секундомер, эксикатор.

ПОДГОТОВКА ПРОБЫ. Из отобранного монолита грунта берется средняя проба весом около 50 г. Грунт высушивается и растирается в фарфоровой ступке пестиком (чтобы избежать раздробления частиц),

ХОД РАБОТЫ.

1.     Определение содержания песчаных частиц грунта.

  1.   Приготовленный грунт насыпается в цилиндр и по мере заполнения уплотняется постукиванием цилиндра по ладони. После уплотнения грунт должен иметь объем 10 см3.
  2.   Наклоном цилиндра и легким встряхиванием грунт разрыхляется и в цилиндр наливается вода до деления 50 - 60 см3.
  3.   Грунт при помощи палочки с резиновым наконечником тщательно
    растирается и перемешивается с водой до исчезновения мазков глины на стенках цилиндра, т.е. добиваются разрушения агрегатов. Далее добавляется вода до 100
    см2.
  4.   Полученная    суспензия    взмучивается    палочкой    с    резиновой кисточкой, кисть вынимается, засекается время, и суспензия отстаивается 90 сек. За это время все песчаные частицы успевают осесть на дно. Через 90 сек 2/3 объема суспензии с пылеватыми и глинистыми частицами сливаются (до деления 30-35 см3).
  5.   В   цилиндр   вновь   добавляется   вода   до    100   см2,   суспензия
    взмучивается, отстаивается 90 сек и вновь сливается 2/3 объема и т.д. Этот
    процесс следует повторять почти до полного осветления жидкости.
  6.   После этого переходят к более коротким промежуткам времени
    отстаивания суспензии. Это позволит отделить более крупные среди пылеватых
    частиц (диаметром менее 0,05
    мм). Для этого оставшуюся суспензию в объеме
    30-35
    см3 следует взмутить и через 30 сек осторожно слить почти всю
    жидкость над осевшим грунтом. При сливании необходимо следить, чтобы
    песчаные частицы не уносились из цилиндра вместе с водой. Далее в цилиндр
    вновь доливается вода до 30
    см3, взмучивается и через 30 сек сливается и т.д.
    Это повторяется до совершенно полного осветления жидкости.
  7.   На последнем этапе наливается вода в цилиндр до 100 см3, дается
    время     для   отстоя   песка   и   определяется   его   объем.   Результат  опыта

записывается в табл. 3.

Таблица 3

Начальный объем грунта, см3

Объем оставшегося грунта, см3

Содержание песчаных фракций, %

10

3

30

2.    Определение содержания глинистых фракций.

  1.  Приготовленный грунт, как и в предыдущем опыте, насыпается в
    цилиндр и постукиванием по ладони уплотняется. После уплотнения грунт должен иметь объем 10
    см3.
  2.  Грунт разрыхляется легким встряхиванием, и в цилиндр наливается вода до деления 50 - 60 см3. Далее грунт растирается до исчезновения мазков глины на стенках цилиндра.

2.3. Для   коагуляции   и   ускорения   оседания   глинистой   фракции   к полученной  суспензии добавляется  3-4  см3  пятипроцентного  раствора хлористого кальция (CaCI2 )

2.4. В цилиндр доливается вода до 100 см3, суспензия взмучивается один
раз и оставляется для отстаивания в течении 1-2 суток или до следующего
занятия. В подставку цилиндра вставляется этикетка с указанием группы и
фамилии студентов в бригаде.

2.5. После    отстаивания    определяется    объем    набухшего    грунта.
Содержание   глинистых   частиц   в   процентах   определяется   умножением
относительного приращения объема грунта на эмпирический коэффициент
К =
22,7. Результат опыта записывается в табл. 4.

Начальный объем грунта

V1,cm3

Объем набухшего

грунта V2, см3

Приращение объема

V2-V1,cm3

Относительное приращение объема

Содержание глинистых фракций

10

13,5

3,5

0,35

7,945

3. Определение содержания пылеватых фракций.

3.1. Содержание пылеватых частиц определяется вычитанием суммы процентов глинистых и песчаных фракций из 100%.

4. Определение наименование грунта.

  1.  Результаты обработки всех испытаний заносят в табл. 5.
  2.  Определяют наименование грунта.

Таблица 5

Наименование фракций

Содержание, %

Глинистая

Пылеватая

Песчаная

Наименование грунта


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55674. Натхненна спадщина. З історії розвитку культури м.Сміли Черкаської області 291 KB
  Факти такі. У 19 ст. в містечку існувало дві типографії, в одній із них 1885 року граф Олександр Олексійович Бобринський надрукував своє генеалогічне дерево. 1895 року почала діяти публічна бібліотека при Смілянському народному училищі. На ці ж роки припадає розквіт театру Бобринських.
55675. Використання міжпредметних зв’язків, як один із за 251.5 KB
  Специфіка викладання іноземної мови відкриває широкі можливості у використанні міжпредметних зв’язків з метою підвищення зацікавленості учнів до вивчення іноземної мови. Коли учні вчать іноземну мову, вони мимохідь знайомляться з новою для них країною, з її культурою, історією, літературою, новим способом життя.
55676. Розробка системи уроків геометрії у 9 класі профільної школи з теми: «Геометричні перетворення» 275.5 KB
  При вивченні цієї теми розглядаються деякі конкретні приклади перетворення фігур а також загальне питання руху. Перетворення геометрії є основою для введення подібності фігур. Поняття про перетворення фігур...
55677. Методи накладання покривних (бинтової, косинкової, пращоподібної і пластирної) пов’язок і давлючої бинтової пов’язки 188 KB
  Мета: дати поняття про загальні вимоги щодо накладання покривних пов’язок: бинтової косинкової пращоподібної пластирної та пояснити правила накладання давлючої бинтової пов’язки...
55678. Методи групової роботи при вивченні математики 169 KB
  Групові форми навчання основні відомості та загальні рекомендації Групова форма навчання – це така форма організації навчальних занять за якої певній групі студентів ставиться єдине навчальне завдання для розв’язання якого потрібне об’єднання...
55679. ДІЯЛЬНІСНИЙ ПІДХІД ЯК ТЕХНОЛОГІЯ ОПРАЦЮВАННЯ СТАТЕЙ ПІДРУЧНИКА 116.5 KB
  Завдяки сучасним змінам в освітній системі держави стало актуальним звернення педагогів до проблем застосування активних та інтерактивних методів навчання. Завдяки чисельним публікаціям і системі додаткової освіти у свідомості людей поступово формується думка...
55680. Організація проектної діяльності на уроках біології 307.5 KB
  У ході здійснення проекту школярі навчаються надавати допомогу своїм товаришам по роботі в них формується вміння самостійно орієнтуватися в інформаційному просторі виробляється обов’язковість і відповідальність.
55681. Даючи знання – не відбирай здоров'я! 428.5 KB
  Організація оздоровчофізкультурної діяльності учнів на уроках та в позаурочний час значною мірою зумовлюється потребами суспільства. Мета якої підвищення фізичної підготовленості учнів засобами сучасних фізкультурнооздоровчих систем формування основи...