71727

Изучение поля электрического диполя

Лабораторная работа

Физика

Цель работы: исследовать поле модели электрического диполя. Основные понятия теории электрического диполя Электрическим диполем называется система состоящая из двух равных по величине но противоположных по знаку точечных зарядов расположенных на расстоянии друг от друга.

Русский

2014-11-11

887.5 KB

19 чел.

89

III. Физические основы

электротерапии и электродиагностики

Лабораторная работа №9

Изучение поля электрического диполя

Цель работы: исследовать поле модели электрического диполя.

Литература

Ремизов А.Н. Курс физики, электроники и кибернетики для медицинских институтов. М., 1982, гл. 15, § 3, 4.

Ливенцев Н.М. Курс физики. М., 1978, т. I, § 35. т. 2, § 140.

Вопросы входного контроля

  1.  Определение и свойства электрического поля.
  2.  Напряженность и потенциал электростатического поля (определение, единицы измерения).
  3.  Разность потенциалов и ее измерение.
  4.  Что такое линии напряженности и эквипотенциальные поверхности электростатического поля?
  5.  Понятие точечного электрического заряда.
  6.  Электрическое поле точечного заряда (формулы напряженности и потенциала поля).
  7.  Принцип суперпозиции напряженности электрического поля.
  8.  Линии напряженности системы двух равных по модулю разноименных зарядов.

Основные понятия теории электрического диполя

Электрическим диполем называется система, состоящая из двух равных по величине, но противоположных по знаку точечных зарядов, расположенных на расстоянии  друг от друга. Расстояние  должно быть значительно меньше, чем расстояние от диполя до точек наблюдения.

Величина  называется электрическим, или дипольным, моментом. Электрический момент – вектор, направленный от отрицательного заряда к положительному. Диполь является источником электрического поля.

Рис. 1. Схематическое изображение диполя.

На схемах диполь обычно обозначают точкой, в которой на небольшом расстоянии находятся заряды, и стрелкой, совпадающей по направлению с электрическим моментом диполя (см. точку O на рис. 3).

Электрический диполь, помещенный в проводящую среду, будет разряжаться, вызывая в ней электрический ток. Для поддержания зарядов диполя постоянными необходимо наличие внешнего источника тока. Диполь в таком случае называется токовым.

Свойства и закономерности изменения поля токового и электрического диполя аналогичны.

Потенциал электрического поля диполя

Рассмотрим некоторую точку А, удаленную от зарядов диполя на расстоянии  и  (рис.2).

Предположим, что ,  , тогда ;  ; .

Отсюда получим

Рис. 2. К расчету потенциала точки в поле диполя.

Пусть диполь находится в точке O, расстояние между его зарядами мало по сравнению с OA и OB (рис. 3). Дипольный момент  на рисунке показан стрелкой.

Рис. 3. К расчету разности потенциалов в поле диполя.

Запишем, пользуясь формулой (1), разность потенциалов двух точек: A и B, равностоящих от диполя.

OC||AB;  

отсюда .

Подставляя в формулу (2), имеем:

Из полученного выражения видно, что разность потенциалов двух точек поля диполя (при данном  и ) зависит от синуса половины угла, под которым видны эти точки от диполя, и от проекции электрического момента диполя  на прямую, соединяющую точки.

Диполь в центре равностороннего треугольника

Если диполь находится в центре равностороннего треугольника (рис. 4), то , и соотношения между напряжениями на сторонах этого треугольника могут быть получены как соотношения проекций  на стороны треугольника.

Это положение лежит в основе снятия электрокардиограмм.

Рис. 4. Проекции дипольного момента на стороны треугольника.

Определение направления вектора электрического момента

Получим выражение для определения угла  между направлением вектора электрического момента диполя, помещенного в центре равностороннего треугольника, и прямой MN, параллельной одной из сторон треугольника (например, AB) через проекции вектора момента на стороны треугольника (рис. 4).

Применяя простейшие тригонометрические преобразования, получим:

Найдя отношение этих выражений, получим:

, откуда

 и, наконец,

  1.  

Выведенная формула (5) позволяет определить ориентацию вектора электрического момента диполя по двум его проекциям на стороны правильного треугольника.

Применение теории электрического диполя в медицинских исследованиях

В электрическом отношении сердце представляет собой токовый диполь. В соответствии с теорией Эйнтховена сердце расположено в центре (условно) равностороннего треугольника, вершины которого находятся в правой руке, левой руке и левой ноге. В соответствии с формулой (4), измерение разности потенциалов между вершинами этого треугольника позволяет определить соотношение между проекциями электрического момента сердца на стороны треугольника.

Так как величина и направление электрического момента сердца изменяются со временем, то при снятии электрокардиограммы будут получаться зависимости напряжений между вершинами треугольника Эйнтховена от времени.

Рис. 5. Диполь в ванне с водой (вид сверху).

Практическая часть

Приборы и принадлежности: вольтметр со щупами, модель диполя, ванна с водой, миллиметровая сетка.

  1.  Построение эквипотенциальных линий поля диполя.

1. Расположить диполь в ванне с водой в центре треугольника вдоль прямой BD (рис.5). Расстояние между зарядами взять 4-6 см.

2. Включить выпрямитель в сеть.

3. Соединить (+) вольтметра с положительным зарядом диполя.

4. Поместить второй щуп вольтметра в точку O (центр треугольника) и измерить разность потенциалов. Передвигая щуп, найти точки такого же потенциала и, определив их положение по координатной сетке, нанести эти точки на график. Соединив полученные точки, получить на графике линию равного потенциала (эквипотенциальную линию).

5. Построить еще 4 эквипотенциальные линии других значений потенциалов, по две с каждой стороны от центральной линии.

6. Провести на графике линии напряженности поля диполя от положительного заряда к отрицательному, перпендикулярно к эквипотенциальным линиям.

  1.  Определение разности потенциалов на сторонах равностороннего треугольника.
  2.  Не меняя положения диполя, измерить напряжение на сторонах треугольника АВС:   . Данные занести в таблицу.
  3.  Найти проекции  электрического момента диполя на стороны треугольника АВС, так как величина Р во всех трех проекциях постоянна, то можно записать:

и для определения этого соотношения достаточно найти только косинусы соответствующих углов.

  1.  Проверить соотношение:

  1.  Рассчитать угол между направлением электрического момента диполя и прямой MN (см. выражение (5)).
  2.  Изменить положение диполя, расположив его вдоль прямой MN.
  3.  Повторить измерения пунктов 1-4. Данные всех измерений занести в таблицу.

Результаты измерения разности потенциалов

Стороны

треугольника

I

II

АВ

ВС

АС

Вопросы выходного контроля

  1.  Дайте определение электрического диполя.
  2.  При каких условиях систему двух электрических зарядов можно считать диполем?
  3.  Что такое токовый диполь?
  4.  Дипольный момент (определение, направление, единицы измерения).
  5.  Потенциал поля диполя. В чем его отличие от потенциала поля точечного заряда?
  6.  Разность потенциалов точек, равноотстоящих от диполя.
  7.  Проекции электрического момента диполя, расположенного в центре равностороннего треугольника, на стороны треугольника.
  8.  Как найти направление электрического момента диполя, расположенного в центре равностороннего треугольника, по его проекциям?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54012. Theatre Lessons for children 62.5 KB
  Many of the skills learned in playing are social skills. Most games worth playing are highly social and have a problem that needs solving within them- an objective point in which each individual must become involved with others while attempting to reach a goal.
54013. Опис графічних операцій у мові програмування Паскаль 139.5 KB
  Мета: Ввести поняття про графічних операторів у Паскалі. Навчити учнів правильно складати програми по обробці графічних функцій й операцій.
54014. Квадратні рівняння 329 KB
  Пропоную конспекти різних типів уроків де розкрито різні способи організації самостійної роботи з учнями при вивченні теми Квадратні рівняння. Квадратне рівняння. Повні та неповні квадратні рівняння їх розвязання.
54015. Популярність. Популярні зірки 154 KB
  The topic of the today’s lesson is “The Famous Pop Stars”. Well, at the today’s lesson we’re speaking about people who want to be famous. You’ll read the text. You’re going to revise grammar (Past Simple and Present Perfect). By the end of the lesson you’ll be able to ask and answer the questions about pop idols.
54016. Англійська мова у 6 класі «Our English» 193.5 KB
  How do you do, my dears? Are you in a good mood? Are you ready for the lesson? We have got an interesting and unusual lesson today. It will be a competition to see who is the wisest, the most attentive and the most active. The winner will be given a tasty present. Do you want to take part in this competition? So, go ahead!
54018. Индивид, индивидуальность, личность и общество как производители и носители культуры 37 KB
  Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
54019. Структура культуры и ее элементы 42.5 KB
  Структура культуры — строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты)...
54020. Лексические игры на уроках английского языка 28 KB
  Лексические игры используются в самых различных целях: при введении нового лексического материала для закрепления его в памяти учащихся и для развития их устной речи. Лексические игры преследуют следующие цели: познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями; тренировать учащихся в употреблении лексике в ситуациях приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию. Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале...