71730

Снятие спектральной характеристики уха на пороге слышимости

Лабораторная работа

Физика

Субъективной характеристикой звука является громкость (Е), которая характеризует уровень слухового ощущения. Слуховое ощущение обусловлено чувствительностью уха к действию звуковой волны. Чувствительность, в свою очередь, зависит от физических характеристик звуковой волны...

Русский

2014-11-11

665 KB

29 чел.

53

Лабораторная работа №5

Снятие спектральной характеристики

уха на пороге слышимости

Цель работы: 1. Изучить характеристики  звуковой волны.

                           2. Познакомится с основами аудиометрии.

Литература

1. 1 , §§ 8.1 - 8.3, 8.5.

2. 2 , т. 1, §§ 26, 28 - 30.

Вопросы входного контроля

  1.  Что представляет собой звук? Укажите физические характеристики звука.
  2.  Перечислите характеристики слухового ощущения  и укажите их связь с физическими.
  3.  Сформулируйте закон Вебера - Фехнера.
  4.  Укажите единицы уровня интенсивности и громкости звука.
  5.  Что называется аудиометрией?
  6.  Что представляет из себя кривая равной громкости?
  7.  Каковы физические свойства устройства органов слуха человека?

1. Краткая теория

Звук - механическая волна с частотой колебаний от 16 Гц до 20 кГц. Звуковые волны воспринимаются человеческим ухом.

Субъективной характеристикой звука является громкость (Е), которая характеризует уровень слухового ощущения. Слуховое ощущение обусловлено чувствительностью уха к действию звуковой волны. Чувствительность, в свою очередь, зависит от физических характеристик звуковой волны: - частоты колебаний и I - интенсивности. Интенсивность (I)-энергетическая характеристика звуковой волны, численно равная плотности потока энергии, переносимой волной. Единица измерения интенсивности - Вт/м.

Диапазон интенсивностей, воспринимаемых человеческим ухом, довольно широк. Так при частоте 1000 Гц верхняя граница интенсивности (болевое ощущение) в 10раз больше нижней границы (порог слышимости).

Для удобства в шкале уровней интенсивности используются логарифмические относительные единицы. В этом случае уровень интенсивности обозначается  LБ  и  LДБ:

- уровень интенсивности в белах

-уровень интенсивности в децибелах,

где I- интенсивность звука с частотой 1000 Гц на пороге слышимости в (Вт/м2), принимаемая за начальный уровень шкалы, I - интенсивность звука на других частотах  в (Вт/м).

Громкость звука согласно психофизическому закону Вебера-Фехнера  пропорциональна уровню его интенсивности:

    или    ,

где k - коэффициент пропорциональности, зависящий от частоты,  интенсивности и индивидуальных особенностей уха.

Единица измерения громкости - фон. Принято считать, что на частоте 1000 Гц громкость в фонах равна интенсивности, измеренной в децибелах  (), т.е. k = 1. На других частотах связь через коэффициент пропорциональности: .        

Характер зависимости громкости от интенсивности и частоты можно оценить по кривым равной громкости (рис.1). Эти кривые показывают изменение интенсивности от частоты при постоянном уровне громкости. Нижняя кривая, уровень 0-фон соответствует громкости самых слабых слышимых звуков - порогу слышимости. Верхняя кривая соответствует порогу болевого ощущения.

Для построения кривой равной громкости с помощью звукового генератора создают звук частотой 1000 Гц. В этом случае громкость в фонах равна интенсивности в децибелах, измеренной по прибору.

На других частотах изменяют интенсивность до тех пор, пока не получат ощущение громкости аналогично ощущению на частоте 1000 Гц.

      Метод оценки остроты слуха называют аудиометрией. Обычно определяют зависимость интенсивности от частоты при громкости соответствующей порогу слышимости, т.е.  ЕФ = 0. Полученная кривая называется спектральной характеристикой уха на пороге слышимости или аудиограммой.

Система кривых равной громкости дает возможность по 2-м известным величинам из трех (громкость, интенсивность, частота) найти неизвестную.

При сравнении аудиограмм человека с аудиограммой, полученной на основании средних данных у людей с нормальным слухом можно диагностировать заболевание органов слуха.

  1.  Практическая часть

Приборы: электрический генератор звуковой частоты (20-20000 Гц), головные телефоны, типа ТОН - 2, вольтметр.

                                    

  1.  Описание лабораторного метода

Аудиометр представляет собой звуковой генератор чистых тонов различной частоты и интенсивности. На рис. 1 приведена структурная схема.

Основной частью данной установки является генератор электрических колебаний звуковой частоты – ЗГ.

Вольтметр - V необходим для оценки снимаемого напряжения с генератора. В головных телефонах (ТФ) происходит преобразование электрических колебаний в звуковые.

       

Рис. 1. Схема модели аудиометра.

Рис. 2. Схема передней панели электрического генератора.

1 - множитель частот, служит для 10, 100 и т. д. кратного увеличения частоты, установленного ручкой 2,

2 - ручка установки частоты,

3 - ручка регулировки уровня интенсивности звука,

4 - штекер для подключения наушников.

Поскольку интенсивность звукового сигнала пропорциональна квадрату подаваемого на телефон напряжения от генератора I U, то можно записать:

.

Таким образом интенсивность в децибелах LДБ можно оценить:

                             = ,  (1)

где U- напряжение на генераторе, дающее пороговую громкость на частоте 1000 Гц,

U - напряжение на генераторе, дающее пороговую громкость на установленной частоте.

    

  1.  Ход работы

Приборы: электрический генератор звуковой частоты в пределах (20-20000 Гц), головные телефоны типа ТОН - 2, вольтметр.

Выполнение работы.

  1.  Наденьте наушники и включите генератор в цепь.
  2.  Установите на шкале  генератора частоту 1000 Гц.
  3.  Регулятором уровня интенсивности установите отчетливо слышимый ухом тон.
  4.  Плавно уменьшая интенсивность, добейтесь пороговой громкости едва различимого, но хорошо узнаваемого тона.
  5.  Напряжение Uпри частоте 1000 Гц на пороге слышимости Е = 0 занесите в таблицу 1.
  6.  По формуле (1) оцените значение интенсивности  для частоты 1000 Гц и занесите в таблицу 1.

                                                                                        

                                                                                      Таблица 1.

, Гц

125

200

500

800

1000

2000

3000

5000

8000

U, [В]

лев.ухо

U, [В]

пр.ухо

LДБ

лев.ухо

LДБ

пр.ухо

LДБ

ср. стат.

25

10

0

-10

0

8

  1.  Аналогичные измерения напряжения и вычисления LДБ провести для частоты 125, 200, 500, 800, 1000, 2000, 3000, 5000, 8000 Гц.

Данные измерений и вычислений занесите в таблицу 1.

Повторите действия заданий (2 - 8) для другого уха.

По данным таблицы постройте аудиограммы для правого и левого уха.

Сравнить полученные данные со среднестатистическими, представленными в таблице 1.

Вопросы выходного контроля

  1.  Что можно сказать о громкости звука с физическими характеристиками I1=60дб, 1=100Гц, а также I2=30дб, 2=1000Гц?  Для ответа используйте кривые равной громкости.
  2.  В каком частотном диапазоне человеческое ухо слышит лучше? Ответ обоснуйте, используя среднестатистическую аудиограмму.
  3.  Определите интенсивности звуков с частотами 1=100Гц, 2=500Гц, 3=1000Гц, если уровень громкости звуков одинаков и равен Е=40фон?
  4.  Объясните, как по напряжению, снимаемого с генератора можно судить об интенсивности звукового сигнала, измеряемого в децибелах?
  5.  Как по аудиограмме на основании теории звукокодирования можно  диагностировать нарушения функций областей внутреннего уха?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70520. Теоретическое объяснение действия коммуникационных мероприятий на потребителей. Роль эмоциональной составляющей в рекламе товаров потребительского и промышленного назначения 20.79 KB
  В рамках коммуникационного сопровождения уже сложился традиционный инструментарий, который используется для воздействия на сознание и поведение целевых групп. В этот комплекс обычно включают: Паблисити, рекламу, специальное событие, спонсорство (меценатство и благотворительность), лоббирование...
70521. Основные коммуникационные мероприятия и их задачи 27.7 KB
  Маркетинговая коммуникация предприятия комплексное воздействие на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для стабильной прибыльной деятельности предприятия на рынке. Комплекс коммуникативных средств неразрывно связан с маркетинговой деятельностью...
70522. Стратегии жизненного цикла продукта 58.92 KB
  Выпустив новый продукт, руководство желает ему долгой и прибыльной жизни. Хотя никто и не ожидает, что продукт будет продаваться вечно, все же менеджеры хотят получить достаточно большую прибыль, чтобы компенсировать свои усилия и риск.
70523. Производственная программа и ассортимент 18.19 KB
  Производственная программа план производства и реализации продукции это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях ориентированных на достижение целей организации предприятия.
70524. Синхронизация генератора развертки 593 KB
  Поскольку сигнал и напряжение развертки поступают от разных источников через некоторое время изза нестабильности генераторов установленная кратность периодов будет нарушена. Решение задачи возможно лишь при синхронизации генератора развертки осциллографа исследуемым сигналом...
70526. Добавочные сопротивления 87.5 KB
  Добавочные сопротивления являются измерительными преобразователями напряжения в ток. Добавочные сопротивления могут состоять из одного или нескольких резисторов и служат для расширения пределов измерения по напряжению вольтметров и других приборов имеющих параллельные цепи как например...
70527. Классификация приборов непосредственной оценки 829.5 KB
  В зависимости от возможных значений токов и напряжений в измеряемых цепях приборы непосредственной оценки подразделяют на микроамперметры, миллиампер метры, амперметры, килоамперметры, милливольтметры, вольтметры и киловольтметры.
70528. Калибратор 23 KB
  Калибратор предназначен для проверки (и при необходимости установки) правильности цены деления по оси Y и длительности развертки (цены деления по оси Х). Калибраторы могут быть раздельными по амплитуде и по длительности или объединенными.